11 советов по воспитанию ребенка от известного психолога и мамы пятерых детей / AdMe
Всех мам злят детские истерики. Все они устают и срываются на близких. И все тревожатся по пустякам. А Лариса Суркова живет в гармонии с собой и умеет найти общий язык с детьми, а их — на минуточку! — пятеро. Все дело в том, что Лариса — известный психолог, коуч, автор книг. Она знает, что скрывается за детскими истериками и капризами, можно ли сделать так, чтобы дети слушались, и какие хитрости помогают маме не сойти с ума от такого прекрасного, но такого изнуряющего явления, как материнство.
ADME попросил прославленного психолога и блогера поделиться с нами несколькими советами, которые будут полезны любой маме.
Совет № 1: Мама обязана отдыхать
Бесполезно рассказывать о любви к себе, отдыхе…. Потому что сами женщины первые кричат: невозможно. Возможно. Давайте рассмотрим варианты.
- Отдых — это смена деятельности, он может быть непродолжительным. Меняйте в каждом дне мелочи. Один день гуляем с коляской налево, а другой — направо.
- Движение — любое: немного приседаний, с ребенком сделать специальную зарядку, фитбол или йога.
- Умейте остановить время. Давайте пробовать сейчас? Ваша задача — отложить телефон, закрыть глаза и представить, например, апельсин. Вы его чистите, сок течет, и вкус кисловатый! Это может занять 3–5 секунд, но позволяет перегрузиться в моменте.
Совет № 2: Почти всегда в капризах и истериках детей виноваты родители
© Toy story / Pixar
Истерика — это мощный эмоциональный выпад, направленный на выход тех или иных переживаний. Она быстро проходит без внимательных глаз и попыток успокоить. Что еще важно: истерика — это разгрузка. 5–10 минут в возрасте 4–5 лет можно дать прокричаться, а более длительный плач может повлечь за собой проблемы.
Что делать?
- Лучшая борьба — профилактика. Если день был богат на эмоции, искупайте ребенка, раньше положите спать. Если вы знаете, что истерика случается в торговом центре, прекратите ребенка туда водить.
- Истерику раздувают зрители. Пусть с ребенком будет один, самый близкий человек. Ничего не говорите, будьте рядом. Через 2–3 минуты начинайте говорить тихо и твердо, стараясь переключить внимание.
- Отвлекать сложно, но можно пытаться. Говорить можно то, что побуждает к действию: пойти, увидеть, сменить обстановку.
- Одиночество. После 2 лет в знакомой обстановке можно оставить ребенка одного на количество минут, соответствующее возрасту ребенка: 2 года — 2 минуты.
- Держите себя в руках. Помните: малышу тяжело, он растет, меняется, истерика вызвана тем, что маленький человек просто не умеет жить с потоком эмоций.
Почти всегда в детских истериках и капризах виноваты родители. Мы сначала все ребенку разрешаем, а потом вдруг начинаем его воспитывать. Один из факторов капризного поведения — несоответствие позиций мамы и папы. Это порождает внутреннюю тревожность в организме ребенка, он пытается установить комфортные правила жизни методом манипуляции — истерикой.
Совет № 3: Дошкольник просто не умеет делать что-то назло вам
© Вовка в тридевятом царстве / Союзмультфильм
«Он делает мне назло!», «Я не понимаю, чего он от меня хочет», «Ему просто нравится меня доставать!» — как часто можно услышать жалобы от родителей, особенно если ребенку 1–5 лет. Каковы могут быть причины?
- В этом вопросе ваш ребенок — это ваше отражение. Вам грустно, страшно, нет денег, вы злитесь, поругались с супругом? Ребенок будет отзеркаливать вас, а значит… Верно! Раздражать вас еще больше! Прошу, анализ поведения ребенка в возрасте до 5 лет всегда начинайте с себя и своих эмоций. Ребенок лишь кричит вам: «Мамочка, я тебя понимаю, я тебя поддерживаю!» Только, конечно, мы такой поддержки не хотим.
- Ребенок себя плохо чувствует физически. Дети сложно это описывают, даже те, кто умеет говорить. Они будут просто ныть и, как вам кажется, изводить вас. Попробуйте обнять, пожалеть, приласкать.
- Хочет внимания. Когда «не до него» сегодня, завтра и через неделю, это все суммируется. И терпение ребенка кончается. Так уж придумано природой, что он центр Вселенной. И он не понимает и никогда не поймет, чем ваши дела важнее и нужнее.
- Вы его научили так общаться. Если на ребенка повышают голос, он тоже научится так делать. Если вы всегда рады ему, то он будет рад вам. Все просто.
Если вы совсем не знаете, что делать и как справиться, сядьте рядом и помолчите… Знаете, это мой любимый метод. Не надо себя винить в этот момент или впадать в истерику. Просто молча подождите. Вы не виноваты, вы просто не понимаете, и это нормально, ведь вы и он — разные люди.
Совет № 4: Крик — это нормально
© Little Miss Sunshine / Fox Searchlight Pictures
Ребенок должен иметь возможность наблюдать разные эмоции. Крик как высшая форма демонстрации злости нормален. Ненормально, когда злость — это хроническая эмоция. И вот тут надо уже разбираться и помогать себе. Очень важный момент: я не поощряю крик на детей! Я говорю о другом и очень важном:
- Больно — плачьте.
- Смешно — смейтесь.
- Злитесь — кричите.
Но позволяйте это же делать ребенку. Без фраз «Это не больно, не ной», «Ничего смешного в этом нет», «Не ори! Подумаешь, я выкинула твою поделку!». Запрет проявлять эмоции себе и детям ведет лишь к подавлению чувств. Это вызывает психосоматические заболевания, апатичные и депрессивные состояния, а также гипертрофированные проявления чувств, когда долго подавляли, а в итоге ребенок начинает только кричать, и это его форма общения.
Совет № 5: Ребенок, как и любой человек, должен знать границы дозволенного
© Changeling / Imagine entertainment
Представьте: вас выбросят на неизвестный остров и скажут: «Делай что хочешь». Но не сообщат местные законы. Можно и съеденным оказаться, если что. А ребенку — еще сложнее. Ведь он чистый лист.
Что важно при очерчивании рамок:
- Они должны соответствовать возрасту. В 2 года длинный текст от вас — это подозрение, что мама хочет поговорить о чем-то, но непонятно, о чем.
- Надо быть последовательным. Если вы идете в жару по парку и на призыв: «Ма-а-а-ам, хочу мороженое» — сразу сказали: «Нет», то уж стойте на своем. Иначе, когда в ответ вы заорете: «Да на тебе два, только замолчи», в сознании ребенка быстро щелкнет: «Надо запомнить, что истерика ведет к желаемому».
- Ребенок заранее не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. И не надо давать подзатыльник ему за то, что он сказал о вашей подруге: «Ого, какая толстая!» Ведь он не знал, что так нельзя, он всему учится через набивание шишек.
Совет № 6: Правила должны касаться не только малыша, но и всей семьи
Каждый день ко мне поступают просьбы дать список, как перестать кричать и бить детей. Есть пункты базовые, для всех, а есть индивидуальные. Но в любом случае ключевое слово «мы».
- Мы всегда извиняемся перед ребенком за наше ненадлежащее поведение. Так и он учится анализировать свои поступки, и мы начинаем реже грешить.
- Говорим в семье о чувствах. Не только к ребенку или детям, а и друг к другу. Вы даже не представляете, что значат слова любви для ребенка любого возраста, как и осознание того, что родители любят друг друга.
- На семейном совете выбираем стоп-слова. Это слова, которые может сказать каждый член семьи, если другого заносит.
- Мы не ложимся спать в ссоре и обязательно создаем семейный ритуал перед сном: тремся носами, обнимаемся и так далее.
- Что бы ни случилось в нашей жизни, мы идем с этим в семью. Вместе мы со всем справимся.
Совет № 7: Знание нескольких психологических приемов помогает легче переносить болезнь ребенка
© Stepmom / Sony Pictures
От нашего состояния зависит очень многое. Вот мой алгоритм, если дети заболевают:
- Я беру паузу на 3–5 минут и занимаюсь аутотренингом. Говорю себе, что это нестрашно.
- Включаю «режим спокойного лица». Это очень важно для выздоровления ребенка.
- Никаких плясок вокруг него: «Ой, дитятко, скушай это!», «Вот тебе конфетка и мультиков тьма». Так мы показываем, что болеть хорошо и выгодно.
- Строим планы, что будет, когда выздоровеет: чем займемся, куда пойдем.
- Смотрите на болезнь объективно. Не надо умирать вместе с ребенком из-за каждого насморка. Это важно для него. Мы взрослые, и мы обязаны быть сильными и решать свои проблемы ради детей.
Совет № 8. Не отягощайте жизнь сына или дочки своими страхами и тревогами
© Tully / BRON Studios
Чтобы не проецировать свои страхи и комплексы на ребенка, от них лучше всего избавиться. Когда люди готовятся к беременности, они проходят большое количество врачей, сдают анализы, но я считаю, что посещение психолога является ничуть не менее важным. Но, к сожалению, этого никто не делает.
- Как только начинаете паниковать, берите бумагу и ручку и пишите: «Мои психи прямо сейчас ухудшают состояние моего ребенка». Как в школе, в работе над ошибками, пишите столько раз, сколько пишется. Пришла вера? Перестаем писать.
Совет № 9: Доверие между детьми и взрослыми важнее всего
© Boyhood / IFC films
Доверие — это не расхлябанность, не вседозволенность, не слабость со стороны родителей. Это понимание того, что, если вашему ребенку когда-то будет нужна помощь — он придет к вам.
Что убивает доверие?
- Агрессия со стороны взрослых, необоснованные обвинения в адрес ребенка, особенно на основании слов чужих взрослых.
- Обман со стороны родителей, особенно если вы «забираете» данное ранее обещание.
- Отсутствие ответов на детские вопросы. Например: «Мама, почему ты грустишь?» и ответ: «Это неважно» или «Я не грущу». Можно сказать: «Милый, я просто немного устала на работе». Так вы показываете, что надо делиться всем происходящим.
Что же делать?
- Начиная с самого раннего возраста здраво взвешивайте потребность в запрете. Это очень важно. Ну, скажем, почему совсем нельзя бегать по лужам, если на улице тепло и хочется? Побегайте вместе! И избегайте форм «Нельзя, и все» или «Нельзя, потому что я так сказал».
- Помните об обязательном общении, не закрывайтесь от детей, говорите и задавайте вопросы. Объясняйте все, что можно пояснить.
Совет № 10: Есть несколько фраз, которые стоит говорить детям как можно чаще
© Mother and Child / Everest Entertaiment
Фразы, которые полезны в общении с детьми и точно пойдут вашим отношениям на пользу:
- «Я тебя люблю». Чаще это слышат дети до 3 лет, и то при условии, что нет младших детей. А после 7 лет почти никогда эти слова в адрес детей не говорят. Важно, что эту фразу можно расширить, скажем: «Я люблю тебя, даже когда злюсь или огорчена».
- «Я честна с тобой», «Я говорю тебе правду». Врать детей учим мы. «Не будет больно», а тут -бац! — и иголкой уколют для анализа. Ребенок воспринимает это как знак: врать нормально.
- «Мне грустно/ радостно/ плохо/ хорошо/ больно…» Говорите о своих чувствах. Сначала мы приучаем ребенка к понятию «нормально», а потом не можем слова вытянуть и обижаемся, что он не говорит о своих чувствах и наши его не волнуют.
- «Попробуй сам. А я, если будет необходимо, помогу». Не бегите впереди паровоза. Как хочется порой сказать: «Я сделаю лучше/ быстрее…» А как тогда учиться?
Совет № 11 : Любите своего ребенка, а не идеальное представление о нем
Любовь к детям. Прописные истины:
- До 5 лет ребенок не имеет внутреннего ощущения времени, пространства и расстояния. Поэтому ваши опоздания, «Давай скорее», «Еще чуть-чуть» и «Совсем скоро» — это ваша проблема. Ребенок не понимает, чего вы от него хотите, и это вызывает панику, истерику и протест.
- Если вы постоянно ищете способ, как эффективно наказать ребенка, начните с наказания себя! В 99 % случаев его поведение — ваша вина, значит, наказывать надо себя.
- Помните: 80 % успеха ребенка, его развития и того, каким он вырастет, зависит от социума. Дети расцветают от внимания, понимания и, наоборот, чахнут от равнодушия к ним.
- Каждому ребенку нужно время на самоопределение. Предупредите его о своих намерениях. Даже если ему год и вы просто хотите выйти на прогулку. Ему с этой мыслью надо свыкнуться, так как в этом возрасте у него могут быть свои «дела».
- Любите своего ребенка, а не ваше идеальное представление о нем, и помните: это прежде всего человек!
Вы согласны с тем, что мама не просто должна, а обязана отдыхать на благо семьи? Вы готовы пожертвовать готовкой и уборкой ради своего хорошего настроения?
Фото на превью larangsovet / Instagram
AdMe/Психология/11 советов по воспитанию ребенка от известного психолога и мамы пятерых детей
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов». Мудрость воспитания
Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?
Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?
Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.
Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.
Главный совет — любовь и доверие
Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.
Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.
В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.
Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.
Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.
Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.
Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.
Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.
Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей
- Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
- Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
- Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
- Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
- В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку.
- Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
- В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
- Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
- Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
- Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
- Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу.
- Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
- Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
- Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
- Создание тепличных условий для ребенка.
- Частые ссоры, которые наблюдают дети.
Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Как сделать общение родителей с детьми эффективным?
В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.
Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.
Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.
Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.
Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.
Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка
Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»
Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.
Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.
Ласка и объятия очень важны для ребенка
Похвала ребенка — как это делать правильно?
Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.
Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.
Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.
А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.
Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.
Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.
Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.
Полезный совет напоследок
Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.
Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.
Дети и застенчивость — Better Health Channel
Резюме
Прочитать полный информационный бюллетень- Застенчивый ребенок беспокоен или подавлен в незнакомых ситуациях или при взаимодействии с другими людьми.
- Большинство детей время от времени стесняются, но жизнь некоторых укорачивается из-за их застенчивости.
- В тяжелых случаях рекомендуется профессиональная помощь.
Застенчивый ребенок тревожен или заторможен в незнакомых ситуациях или при взаимодействии с другими людьми. Застенчивый ребенок, скорее всего, нервничает, если чувствует, что находится «на виду», например, когда знакомится с кем-то новым или должен говорить перед другими. Застенчивому ребенку гораздо удобнее наблюдать за происходящим со стороны, чем участвовать в нем9.0013
Большинство детей время от времени стесняются, но жизнь некоторых из них сильно укорачивается из-за их застенчивости. Дети, страдающие крайней застенчивостью, могут перерасти ее по мере взросления или стать застенчивыми взрослыми. Родители могут помочь своим детям преодолеть легкую застенчивость. В тяжелых случаях может быть рекомендована профессиональная помощь.
Осложнения застенчивости
Постоянная и сильная застенчивость может снизить качество жизни ребенка во многих отношениях, в том числе:
- Уменьшение возможностей для развития или практики социальных навыков.
- Меньше друзей.
- Снижение участия в веселых и полезных мероприятиях, требующих взаимодействия с другими, таких как спорт, танцы, драма или музыка.
- Повышенное чувство одиночества, незначительности и снижение самооценки.
- Снижение способности полностью реализовать свой потенциал из-за боязни осуждения.
- Высокий уровень тревожности.
- Смущающие физические эффекты, такие как покраснение, заикание и дрожь.
Застенчивость имеет и положительные стороны
Застенчивое поведение ассоциируется с рядом положительных качеств, включая:
- Успеваемость в школе.
- Ведите себя хорошо и не попадайте в неприятности.
- Внимательно слушать других.
- Простота ухода.
Возможные причины застенчивости
Некоторые из возможных причин застенчивости, часто работающие в комбинации, могут включать:
- Генетика – аспекты личности могут определяться, по крайней мере частично, унаследованным генетическим составом человека .
- Личность – эмоционально чувствительные и легко пугаемые дети с большей вероятностью вырастут застенчивыми детьми.
- Наученное поведение – дети учатся, подражая своим самым влиятельным образцам для подражания: своим родителям. Застенчивые родители могут «учить» застенчивости своих детей своим примером.
- Семейные отношения – дети, которые не чувствуют себя надежно привязанными к своим родителям или испытывают непостоянный уход, могут быть тревожными и склонными к застенчивому поведению. Чрезмерно опекающие родители могут научить своих детей быть сдержанными и бояться, особенно перед новыми ситуациями.
- Отсутствие социального взаимодействия – дети, которые были изолированы от других в течение первых нескольких лет своей жизни, могут не иметь социальных навыков, позволяющих легко взаимодействовать с незнакомыми людьми.
- Резкая критика – дети, которых дразнят или запугивают важные для них люди (родители, братья, сестры и другие близкие члены семьи или друзья), могут быть застенчивыми.
- Страх неудачи – дети, которых слишком много раз выталкивали за пределы их возможностей (а затем заставляли чувствовать себя плохо, когда они «не соответствовали требованиям»), могут иметь страх неудачи, который проявляется как застенчивость.
Порочный круг
Если ребенок ведет себя застенчиво в социальной ситуации, впоследствии он может ругать себя за свое поведение. Этот самоупрек может сделать их более самосознательными и самокритичными и фактически увеличить вероятность того, что ребенок будет вести себя застенчиво в будущем. Со временем их уверенность и самооценка могут начать давать сбои. Чем менее уверенным себя чувствует ребенок, тем более вероятно, что он будет вести себя застенчиво.
Отношение родителей имеет решающее значение
Родители очень сильно влияют на жизнь своих детей — возможно, гораздо больше, чем думают родители. Предложения включают:
- Будьте осторожны, чтобы не назвать своего ребенка «застенчивым». Дети (и взрослые) склонны соответствовать ярлыкам, которые навешивают на них другие.
- Не позволяйте другим людям также называть вашего ребенка застенчивым.
- Никогда не критикуйте и не издевайтесь над ребенком, когда он застенчив. Будьте поддерживающими, сочувствующими и понимающими.
- Предложите ребенку рассказать о причинах его застенчивости – чего он боится?
- Расскажите своему ребенку о случаях в вашей жизни, когда вы были застенчивы и как вы преодолели это. Поскольку маленькие дети часто считают своих родителей идеальными, признание собственной застенчивости может помочь вашему ребенку почувствовать себя лучше и уменьшить его общее беспокойство.
- Будьте общительны сами. Моделируйте уверенное поведение и подавайте пример.
Стратегии для родителей
Родитель может поощрять своего ребенка быть более общительным. Стратегии зависят от конкретного ребенка и обстоятельств, но могут включать:
- Поделитесь личными стратегиями преодоления застенчивости, которым вы научились за многие годы. Практикуйте эти стратегии со своим ребенком.
- Расскажите своему ребенку о многих преимуществах отсутствия застенчивости. Приведите примеры из своей жизни.
- Поощряйте общительное поведение. Хвалите ребенка, когда он справляется с незнакомой ситуацией или знакомится с новым человеком, не прибегая к застенчивости.
- Попробуйте поставить цели вместе с ребенком. Стремитесь к маленьким, постепенным шагам и хвалите их за их прогресс. Например, сказать «привет» другому ребенку может быть большим первым шагом.
- Намеренно вовлекайте ребенка в новые ситуации. Сначала стремитесь к небольшим изменениям в поведении и постепенно наращивайте их. Например, наградите ребенка, если он поприветствует кого-то нового для себя. Будьте благосклонны.
- Убедитесь, что вашему ребенку разрешено преуспевать в том, что у него получается лучше всего. Похвалите их за навыки, которыми они овладели.
Профессиональная помощь
Если застенчивость вашего ребенка особенно изнурительна, вы можете подумать о профессиональной помощи консультанта или психолога. Варианты лечения включают:
- управление стрессом
- стратегии релаксации
- консультации
- обучение социальным навыкам.
Где можно получить помощь
- Ваш семейный врач
- Психолог
- Телефон для родителей Тел. 13 22 89
- Телефон доверия для детей Тел. 1800 551 800
- Застенчивость , Детское и молодежное здравоохранение, Южная Австралия.
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена к:
Как поговорить с детьми о смерти близкого человека
Смерть близкого человека болезненна и сложна для взрослых, но для детей, которые впервые столкнулись с потерей, она может быть столь же запутанной, сколь и огорчительной. Вот несколько способов, которыми вы можете поддержать их, и что вы можете ожидать, когда они скорбят.
Что такое потеря и горе?
Потеря и горе могут оказывать значительное психологическое воздействие на людей. Потеря обычно связана с чем-то, что может вернуться, в то время как горе может быть чем-то более постоянным, например, разводом или смертью друга или члена семьи. Что делает преодоление горя после смерти таким трудным, так это процесс осознания и принятия того, что этот человек не вернется.
Как горюют дети?
Реакция ребенка на смерть любимого человека зависит от его возраста и предыдущего жизненного опыта. Все дети разные, и приведенные ниже примеры возрастных реакций можно применить к детям разного возраста и интеллектуальных способностей.
Маленькие дети в возрасте до 5 лет часто не понимают, что смерть необратима, и могут спросить, вернется ли умерший. Они могут демонстрировать другое поведение, такое как цепляние за своего опекуна, или демонстрировать некоторые регрессивные действия, такие как мочеиспускание в постель. Такое поведение очень распространено и обычно прекращается по прошествии определенного времени.
Дети постарше в возрасте от 6 до 11 лет начинают понимать, что смерть — это навсегда (хотя некоторые 6-летние дети все еще будут бороться с этой концепцией) и могут беспокоиться о том, что другие близкие члены семьи и друзья умрут. Они могут начать задавать больше вопросов и захотеть понять, что произошло. Они могут выражать свое горе гневом и испытывать физическую боль.
Подростки и подростки в возрасте примерно 12 лет понимают, что смерть необратима и случается со всеми, включая их самих. Они часто заинтересованы в том, чтобы понять, почему что-то происходит. Их реакции будут разными и могут включать апатию, гнев, крайнюю печаль и плохую концентрацию.
Помните, что не существует «правильного» способа горевать, а также определенных стадий, на которых должны проявляться различные эмоции или поведение. Реакция детей будет сильно различаться в зависимости от их возраста, их интеллектуальных способностей, их отношений с умершим человеком, реакции других членов семьи, а также культуры и общества, в котором они живут.
Как сообщить ребенку о смерти любимого человека?
Самое главное не скрывать правду и не затягивать с правдой. Желание защитить своего ребенка естественно, но лучше быть честным. Если вы расскажете своему ребенку о том, что произошло, это также повысит его доверие к вам и поможет ему лучше справиться с потерей близкого человека.
Постарайтесь найти безопасное и тихое место, чтобы поговорить с детьми и обдумать, что вы собираетесь сказать. Попросите детей сесть рядом с вами. Если это маленький ребенок и у него есть любимый предмет, игрушка или одеяло, которое он любит носить с собой, дайте ему это. Говорите медленно и делайте частые паузы, чтобы дать им время понять, а себе дать время совладать со своими чувствами.
Будьте чуткими и честными с детьми всех возрастов, но будьте особенно ясны с маленькими детьми и не используйте эвфемизмы. Сказать что-то вроде «мы кого-то потеряли» еще больше смутит маленького ребенка, потому что он не поймет, что это значит. Психолог доктор Лиза Дамур рекомендует следующее: «Взрослым полезнее тепло и нежно сказать: «У меня очень печальные новости». Твой дедушка умер. Это означает, что его тело перестало работать, и мы больше его не увидим». Родителям может быть трудно использовать такой прямой язык, но важно быть честными и прозрачными».
Дайте детям время усвоить эту информацию. Маленькие дети могут реагировать, делая вид, что не слушают. Наберитесь терпения и дождитесь их внимания. Также будьте готовы к тому, что младшие дети будут задавать одни и те же вопросы снова и снова, как в этот момент, так и в последующие дни и недели.
Проверить наличие «волшебного» мышления. Некоторые дети могут беспокоиться о том, что они сказали или сделали что-то, что привело к смерти. Дети всех возрастов могут чувствовать себя виноватыми, поэтому проверьте, не чувствуют ли они себя ответственными.
Вы можете спросить: «Вы обеспокоены тем, что папа умер из-за того, что вы сказали или сделали?» Объясните простыми словами, что произошло, и заверите их, что они не виноваты. Например: «Вы не сделали ничего плохого. Это был микроб, от которого папе стало плохо и он перестал дышать. Он мог поймать его где угодно. Никто ничего не мог сделать, и никто не был виноват».
Могу ли я горевать перед своим ребенком?
Совершенно нормально и естественно, что вы показываете, что вам грустно перед ребенком. Постарайтесь подготовиться так, чтобы не встревожить ребенка своей реакцией, а быть честным. Если вам грустно и вы плачете, скажите им, что вы чувствуете, и заверите их, что нет ничего плохого в том, чтобы показывать свои чувства и выражать их другим. Это поможет детям лучше называть, переживать и выражать собственные чувства.
Как я могу помочь своему ребенку справиться с горем?
Траур – это важный способ для детей и взрослых смириться с потерей близкого человека. Важно, чтобы дети участвовали любым способом, который вы считаете уместным и в котором они чувствуют себя комфортно. Траур позволяет вашему ребенку принять смерть близкого человека, отпраздновать его жизнь и попрощаться.
Найдите способ провести поминки, чтобы отпраздновать и показать, насколько этот человек был важен для всех вас. Найдите способы, с помощью которых ваш ребенок сможет установить связь с умершим человеком, показать свою любовь и важность этого человека в его жизни. Детям может понравиться нарисовать картину, прочитать стихотворение или что-то, что они написали об этом человеке, или спеть песню.
У всех семей разные духовные верования или культурные обычаи. Если ваша семья принадлежит к определенной вере, может быть полезно связаться с вашим духовным руководителем, который может помочь вам объяснить причину смерти и утешить вас и ваших детей.
Как я могу защитить психическое здоровье моего ребенка после смерти близкого человека?
Вот несколько важных способов помочь вашему ребенку чувствовать себя лучше и защитить его психическое здоровье:
- Продолжайте оказывать ребенку любящую и постоянную помощь от вас, родителя, родственника или опекуна, которому он доверяет и которого хорошо знает.
- Младенцы и маленькие дети продолжают чувствовать себя защищенными и любимыми благодаря любовному физическому контакту, пению, объятиям и укачиванию.
- Нормальный распорядок жизни и структура сохраняются настолько, насколько это возможно. Старайтесь придерживаться регулярного графика дня, выделяя время для таких занятий, как уборка, школьные занятия, физические упражнения и игры.
- Если дети демонстрируют вызывающее и/или регрессивное поведение, постарайтесь понять, что это их способ показать то, что они не могут выразить словами, и не наказывайте их.
- Обеспечить, чтобы другие дети в жизни ребенка были проинформированы через своих учителей или родителей о том, что произошло, чтобы они могли поддержать ребенка по возвращении в школу.
Не забывайте также заботиться о своем физическом и психическом благополучии. Вы тоже скорбите. Может быть трудно поддерживать своих детей, имея дело со своими собственными чувствами, поэтому очень важно, чтобы вы уделяли время себе и заботились о себе. Вы не можете помочь своим детям, если вы нездоровы. Высыпайтесь, правильно питайтесь, занимайтесь спортом, уделяйте время отдыху (например, слушая музыку), а также ищите кого-то, к кому вы можете обратиться за эмоциональной поддержкой.