Воспитание методы: Методы воспитания в педагогике – читать статью онлайн на АНПОО «НСПК»

Методы воспитания в педагогике – читать статью онлайн на АНПОО «НСПК»

Подобрать программу

Словарь педагога

“ Согласно словарям, под термином «воспитание» понимают деятельность, нацеленную на формирование всесторонне развитой личности, которая сможет принимать активное участие в жизни общества в соответствии с нравственными и социокультурными установками, существующими в нем. 

В ст. 2 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в процессе воспитания у детей и молодежи развивают:

  • взаимное уважение;
  • чувство патриотизма;
  • бережное отношение к культурному достоянию страны;
  • уважение к старшему поколению;
  • заботливое отношение к природе и окружающей среде.

Рассмотрим основные методы воспитания.

Метод убеждения

Метод поощрения

Метод наказания

Метод упражнения

Метод примера

Метод убеждения

Это базовый педагогический метод воспитания.

“ Его суть заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Убеждать означаетразъяснять.

Эффективность во многом зависит от личной убежденности педагога в том, о чем он рассказывает, и его коммуникативных навыков.

Главные принципы метода убеждения в воспитании:

  • Показать воспитаннику, в чем заключаются положительные стороны или ошибочность его поступков.
  • Поставить человека в условия, где он сможет проявить свои возможности, не рискуя ошибиться.
  • Поощрять положительные стороны поведения ученика.
  • Вызывать положительное мнение о воспитаннике у членов коллектива, в котором он находится.

Метод поощрения

Воспитатель часто оценивает результаты деятельности воспитанников. Если ребенок поступил правильно, сделал что-то хорошее — используют метод поощрения.
“ Педагогически правильное поощрение закрепляет положительное поведение человека и способствует сплочению коллектива. Оно может иметь разные формы: одобрительный взгляд, пожатие руки, премия и награда. 

Любому человеку приятно, когда его труд оценивают по достоинству. Поэтому поощрение — обязательная составляющая процесса воспитания. Оно стимулирует людей совершать хорошие поступки, прилагать много сил и упорства в работе.

Педагогические требования к поощрению:

  • Воспитанник должен четко понимать, за что его поощряют. Коллектив тоже должен видеть, что человек получил награду не просто так.
  • Нельзя поощрять за работу и соблюдение обычных правил поведения.
  • Нельзя откладывать поощрение «на потом».

Метод наказания

Наказание или порицание — что это такое?

“ Это реакция воспитателя на нежелательные поступки воспитанника. Оно способствует формированию крепкого характера и чувства ответственности. 

При вынесении порицания нужно соблюдать требования:

  • За поступок одного человека нельзя наказывать весь коллектив.
  • При вынесении порицания воспитатель не должен быть в состоянии раздражения.
  • Наказание должно быть своевременным.
  • Наказание нужно приводить в исполнение — нельзя, чтобы оно было только на словах.
  • Порицание должно соответствовать возрасту воспитанника и тяжести его проступка.

Метод упражнения

“ Повседневную жизнь и деятельность воспитанников организуют таким образом, чтобы они получали опыт правильного поведения, самостоятельно решали задачи, совершенствовали личные качества, формировали положительные привычки и убеждения. 
Детей и подростков привлекают к систематической общественно-полезной деятельности, вовлекают в процесс преодоления проблем, просят о помощи. Постепенно у них развиваются навыки культурного поведения, коллективного общения, усидчивости.

Прежде чем приступать к практическому решению задач, воспитанники изучают теоретический материал и проходят инструктаж. Таким образом, они систематически и поэтапно приучаются к выполнению общественно полезных действий.

Метод примера

Он представляет собой последовательное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров.

“ Педагог ведет себя таким образом, чтобы его действия служили образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания учеников.

Постепенно эталон поведения, который демонстрирует воспитатель, становится нормой для ребенка — так начинается самовоспитание.

Важно, чтобы в качестве примеров для подражания дети выбирали достойные личности. Это могут быть их учителя, родители, популярные представители социума, герои художественных произведений.

Педагоги используют не один, а несколько методов воспитания. Они дополняют друг друга и делают воспитательный процесс гармоничным и эффективным.  

Вы нашли ответ?

Нам очень жаль.
Информации недостаточно? Предлагаем ознакомиться с другими статьями на данную тему:

Специальности Словарь педагога

Еще больше информации мы направляем нашим подписчикам! Присоединяйтесь и вы:

Спасибо за вашу оценку!
Все об обучении в колледже вы можете узнать у специалиста приемной комиссии:

Вам может быть интересно

Педагогика — что это такое

Образование — что означает этот термин в педагогике

Дополнительное образование — что это такое?

Профориентация — что это такое

Образовательный процесс — что это такое

Воспитание — что это такое

Дистанционное обучение — что это такое

Специальная педагогика — что это такое

Педагогическая цель — что это такое и для чего она нужна?

Воспитательная работа — что это такое и кто ее выполняет

Педагогический процесс — что это такое

Другие новости

Акции

Подберем программу среднего профессионального образования бесплатно!

Ответьте всего на 4 вопроса

Задать вопрос

Подать заявку

Методы воспитания и их характеристика

Процесс воспитания характеризуется применением групп методов, среди которых убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Определение 1

Убеждение в педагогике – это метод воспитательного процесса, представляющий воздействие педагога на разумную сферу сознания учеников. Он создает условия для решения ключевых задач воспитания, а именно: формирование отношения к миру, личного мировоззрения, высоких моральных и нравственных качеств, уверенности.

Особенное значение метод убеждения приобретает в условии преобразования всех сфер общественной жизни.

Определение 2

Основная цель убеждения – это создание, укрепление и изменение взглядов, оценок, понятий ученика, для обеспечения условий принятия точки зрения убеждающего и следования принципам в личностном и социальном поведении.

Метод убеждения обращен к уму, опыту, логике, эмоциям и обеспечивает самосознательное принятие идей, понимание и перевоплощение их в модели поведения. На основании этого факт метод убеждения наиболее часто применяется в психолого-педагогическом направлении. В процессе убеждения детей важно создавать твердую убежденность и уверенность в истинности усвоенных взглядов, способность охранять свои убеждения, реализовывать их, давать отпор ложным и сомнительным идеям.

Замечание 1

В качестве особенности можно отметить, что убеждение – это метод, где степень убеждающего действия напрямую зависит от степени интереса обучающегося, на которого и ориентировано действие.

Следовательно, убедить в чем-либо можно только того человека, который сам настрое на понимание и осмысление предлагаемой информации, сопоставление аргументов по отношению к выводам, а выводов – относительно личного жизненного опыта.

Метод упражнения

Определение 3

Метод упражнения – это система организации повседневной жизни, деятельности, обучающего процесса, позволяющая учащимся получить опыт правильного поведения, самостоятельности решения задач. Он также позволяет совершенствовать личные качества, ощущения, волю, формировать положительные пристрастия, обеспечивает целостность познаний, убеждений, слов, поведения и занятий.

Отмечается, что воспитательное упражнение – это не только механическая тренировка, но получение опыта в процессе преодоления проблем, решение разнообразных задач предусмотренных программой образования и воспитания в образовательном учреждении.

Как метод воспитания упражнение обеспечивает привлечение детей к систематической, специально организованной общественно-полезной деятельности, способствующей развитию привычек, навыков культурного поведения, коллективного общения, усидчивости.

Перед выполнением упражнений проходит изучение абстрактного материала и тщательный инструктаж педагога. Такой подход обеспечивает ученикам систематическое поэтапное выполнение действий, необходимых для развития определенных свойств, с поэтапным усложнением, повышением уровня сложности, прибавлением элемента персонального творчества.

Метод примера и его характеристики

Определение 4

Пример, как метод воспитания представляет собой действие, нацеленное на создание и поведение детей посредством системы позитивных образцов, призванных служить прототипом для воспроизведения, основой формирования совершенного социального поведения, средством и стимулом самовоспитания.

Содержание примера воспитания определяется его общественной ценностью. В нем заключен социальный опыт, итоги деятельности и поведения людей. Каждый из примеров имеет конкретное содержание и социальную значимость. Таким образом, позитивный пример – непосредственно историческое мнение.

Определение 5

В современном понимании метод примера – это образцовые действия, поступки, свойства людей, способы и средства достижения поставленных задач, подходящие к эталону личности.

В воспитательном отношении ценны примеры богатые идейным содержанием, с высокой степенью развития личностных качеств и способные стать благородным примером для подражания.

В процессе усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного эталона поведения, пример перерастает в самовоздействие. Ребенку свойственно идентифицировать свою личность с популярными представителями социума, героями произведений, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

Примеры воспитания имеют классификацию по типу воздействия на сознание учащихся:

  • Примеры конкретного воздействия. В группу входят личные примеры ребенка, пример педагога, друзей, людей находящихся в непосредственном контакте.
  • Примеры опосредованного воздействия. Данная группа объединяет примеры из жизни известных личностей, истории собственной страны, трудового героизма, литературы и искусства.

Метод поощрения

Определение 6

Воспитательный метод поощрения – это механизм наружного функционального стимулирования, побуждения к позитивной, инициативной творческой деятельности. Исполнение происходит с поддержкой общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения духовных и материальных потребностей.

Применение метода поощрения в различных видах деятельности учащихся, таких как учебная, игровая, бытовая, трудовая или общественная, позволяет повысить эффективность свойств труда и самоутвердиться.

Чтобы понимать, что такое метод воспитания через поощрение необходимо понимать механизмы его влияния. Его использование на практике вызывает положительные эмоции, рождая убежденность, оптимизм, создает здоровый социально-психологический климат, увеличивает уровень ответственного отношения, помогает развить внутренние творческие силы воспитуемых и их положительную жизненную позицию. Незаслуженное поощрение, в свою очередь, подпитывает чрезмерное честолюбие, стремление добиться успеха любыми методами только ради награды.

Система поощрения по мере нравственного созревания развивается от материальных до нравственных стимулов. Отношение учащихся к поощрению позволяет педагогу получить представление о честолюбии и самолюбии детей, истинных мотивах действий и направленности личности, их отношении к занятиям и награждениям. Эффективность поощрения напрямую зависит от способности учителя расценивать итоги учебы и поведения, одобрять или осуждать их действия и поступки.

Наиболее используемые в педагогической практике приемы поощрения – это выражение удовлетворения от работы конкретных учеников или класса в целом, похвала, одобрение, призыв следовать лучшему примеру. Это требует от педагога мастерства владения методикой поощрения и ее эффективного применения в повседневной практике.

Метод принуждения

Определение 7

Методы принуждения – это меры побуждения учеников к выполнению собственных обязанностей вопреки нежеланию осознать неправоту и скорректировать поведение.

Использование метода принуждения в педагогически корректном понимании возможно на базе предварительного убеждения и использования других методов воспитания. Пользоваться данным воспитательным методом необходимо уместно не допуская злоупотребления.

Как было отмечено, необходимо сначала убедить воспитанника и после этого использовать метод принуждения. Предъявление категорических требований, в случае их непринятия воспитанником, должно быть аргументировано и разъяснено. Педагог обязан следить за выполнением предъявляемых требований, а в случае отказа – принять необходимые меры для достижения поставленной задачи. В случае безнаказанного уклонения от исполнения у воспитанников развивается безответственность.

Отрицательное восприятие учениками наблюдается и тогда, когда педагог использует репрессивные методы воспитания в педагогике либо часто жалуется руководству на факт недостаточного усердия в учебе. До принятия категорических мер учитель обязан испробовать все возможные методы разрешения ситуации. Это может быть увеличение контроля над обучением, определение сроков выполнения конкретных заданий, проведение коллективных бесед, публичное порицание провинившегося.

23 Объяснение философии и методов воспитания

У каждого есть свое мнение о лучших способах воспитания ребенка, и это может сделать навигацию по миру новых родителей запутанной и подавляющей. Кажется, что с каждым годом появляется все больше и больше стилей воспитания, методов воспитания и тенденций воспитания. Что такое привязанность родителей? Что такое родитель вертолета? Что такое свободное воспитание детей? Такие вопросы крутятся в головах новых или будущих родителей. Но, по правде говоря, нет единственно правильного ответа на вопрос, как быть хорошим родителем. Эта таблица стилей воспитания от Playground Equipment может помочь родителям сориентироваться в этих философиях воспитания и принять то, что им нравится:

Нажмите для просмотра в полном размере

 

Вставить это изображение на свой сайт:

playgroundequipment.com/image/data/parenting-philosophies -методы-объяснение-2.png»> 23 Объяснение философии и методов воспитания - Оборудование для игровых площадок Коммерческие игровые площадки - ИнфографикаПо PlaygroundEquipment.com
 

1. Что такое авторитетное воспитание?

Авторитетные родители поддерживают, реагируют и заботятся, но также сосредотачиваются на установлении жестких ограничений. Вместо того, чтобы стремиться установить полное послушание и контроль, они пытаются объяснить причины правил, обсудить ожидания и выслушать точку зрения ребенка. Авторитетные родители часто теплые, любящие и поощряют свободу. Они последовательны в отношении границ и ожиданий.

2. Что такое авторитарное воспитание?

Авторитарное воспитание — чрезвычайно строгий и жесткий стиль воспитания. Родители предъявляют к своим детям высокие стандарты с очень небольшой отзывчивостью и компромиссами. Авторитарный родитель больше внимания уделяет послушанию, дисциплине и контролю над комфортом и заботой. Что является примером авторитарного воспитания? Когда родитель просит ребенка что-то сделать и спрашивает, почему, ответ может быть: «Потому что я так сказал». Одной из форм наказания в авторитарном воспитании является лишение любви и привязанности.

3. Что такое снисходительное воспитание?

Снисходительные родители добрые и любящие, но не помолвлены. Они не устанавливают жестких ограничений или правил, не следят за деятельностью детей и не требуют поведения, соответствующего их возрасту. Они часто больше похожи на друга своих детей, чем на родителя. Снисходительные родители могут бояться брать на себя управление или считают, что ребенок должен быть свободен в том, чтобы быть верным своей природе и выбору как на игровой площадке, так и вне ее.

4. Что такое невовлеченное воспитание?

Неучастие в воспитании детей также называют небрежным воспитанием. Характеризуется отсутствием реакции на желания и потребности ребенка. Дети получают очень мало руководства, дисциплины или заботы от родителей. Родители также обычно не интересуются тем, что делает ребенок или чем он интересуется.

5. Что такое воспитание привязанности?

Воспитание привязанности направлено на поддержание связи между родителем и ребенком. Постоянная, любящая забота и чуткое отношение к желаниям и потребностям ребенка имеют первостепенное значение с самого начала. Грудное вскармливание считается ключевым шагом в установлении этой надежной связи. Все проявления эмоций, включая истерики, считаются искренними попытками общения, поэтому к ним следует относиться серьезно, а не наказывать или игнорировать. Прикосновение кожа к коже, совместный сон и позитивная дисциплина важны с самого рождения. Любовь и уважение являются фундаментальными ценностями воспитания привязанности.

6. Что такое родитель вертолета?

Родитель-вертолет — это родитель, который слишком сосредоточен на своих детях. Обычно они берут на себя слишком большую ответственность за то, как их дети воспринимают мир. Родитель-вертолет часто контролирующий, чрезмерно опекающий и перфекционист. Некоторые примеры родителей-вертолетов включают в себя выполнение домашних заданий ребенка, даже если он способен, звонки учителям по поводу плохих оценок, управление привычками к упражнениям, контроль дружбы или даже звонки потенциальным работодателям.


Эта инфографика предоставлена ​​вам коммерческими игровыми площадками Playground Equipment.

Под редакцией: Бен Томпсон

Каковы различные стили воспитания?

Автор Barbara Brody

Некоторые родители ожидают, что их дети будут делать то, что они говорят, без вопросов. Другие управляют каждым аспектом жизни своего ребенка на микроуровне, пытаясь обезопасить его и настроить на успех. А третьи придерживаются непринужденного подхода, позволяя своим потомкам делать собственный выбор практически во всем.

Если вам нравится несколько из этих подходов, но ни один из них не кажется вам идеально подходящим, это нормально. Хотя психологи и эксперты по воспитанию детей часто пытаются классифицировать родителей по четким категориям, «я думаю, что очень немногие из нас вписываются в жесткие рамки, и люди могут колебаться между различными стилями», — говорит Джефта Таусиг, доктор философии, клинический психолог из Нью-Йорка и клинический руководитель Медицинской школы Икана в Медицинском центре Маунт-Синай. Вы можете обнаружить, что переключаетесь в зависимости от возраста вашего ребенка, его темперамента или даже времени суток.

«Когда вы просыпаетесь и полны умственной энергии, вы можете практиковать авторитетное воспитание, то есть существуют четкие правила и последствия, но когда правила нарушаются, мы можем сесть и поговорить об этом», — говорит Дженни Йип, психолог, клинический доцент психиатрии Медицинской школы Кека USC и основатель Центра маленьких мыслителей в Лос-Анджелесе. «Однако по мере того, как день угасает, а ваша энергия иссякает, вы можете почувствовать себя подавленным и сказать своим детям: «Делайте все, что хотите!»

«Это снисходительное воспитание. Или вы можете быть настолько расстроены из-за того, что ребенок в десятый раз нарушил правило, что вы ведете себя как авторитарный родитель и отбираете у него все игрушки. В какой-то момент вы можете просто захотеть выпить бокал вина и спрятаться в шкафу, что означает вести себя как невнимательный родитель».

Психологи, как правило, сосредотачиваются на четырех ключевых стилях воспитания:

  • Авторитарный
  • Авторитарный
  • Позволительный
  • Безучастный/пренебрежительный

Эти категории возникли в 1960-х годах психолога развития Дайаны Баумринд, доктора философии, но до сих пор используются большинством психологов. Однако в последние годы эксперты по воспитанию придумали ряд неофициальных (и часто обсуждаемых) стилей, в том числе «вертолет», «свободный выгул» и «привязанность». Вот что вы должны знать о плюсах и минусах этих различных методов.

Если вы когда-нибудь говорили своим детям что-то делать «потому что я папа [или мама]», это авторитарно. Это самый традиционный стиль, потому что родители явно несут ответственность, и ожидается, что дети будут подчиняться, несмотря ни на что.

Положительным моментом является то, что дети, чьи родители придерживаются авторитарного подхода, точно знают, где проходят границы и каковы последствия их нарушения. Это также имеет смысл в определенных обстоятельствах.

«Некоторые вещи, такие как ношение ремня безопасности в машине или шлем, когда вы садитесь на велосипед, могут не подлежать обсуждению», — говорит Таусиг. Обратной стороной, однако, является то, что «данные модели учитывают только одно направление. «Дети должны уважать родителей, но родители не обязательно должны уважать детей».

Авторитарному воспитанию также не хватает гибкости, потому что всеобщее правило гласит: «Или мой путь, или шоссе», — говорит Ип. В то время как дети могут возражать в краткосрочной перспективе, отношениям между родителями и детьми, как правило, не хватает тепла. Те, кто вырос с такими строгими правилами, могут быть более склонны к бунту, когда станут подростками. Кроме того, дети, которые видят в своих родителях хулиганов, могут обратить на это внимание и начать издеваться над своими сверстниками, говорит Ип.

Снисходительное воспитание — полная противоположность авторитарному. «Снисходительные родители хотят быть лучшим другом своего ребенка», — говорит Ип.

С другой стороны, это делает их очень заботливыми. Но слишком легкость имеет и свои недостатки. «Проблема в том, что нет никаких ограничений, — говорит она. «Если вы всегда позволяете ребенку делать все, что он хочет, он никогда не поймет, что в реальном мире у его действий есть последствия».

Снисходительное воспитание может также заставить детей делать слишком много выборов, прежде чем они будут к этому готовы. Вы, вероятно, не хотите, чтобы ваш ребенок ел два горячих мороженых с мороженым на ужин каждый вечер, говорит Таусиг, но родитель, который во всем снисходителен, вполне может позволить этому случиться.

Большинство психологов считают авторитетное воспитание промежуточным звеном между авторитарным и вседозволенным воспитанием. Исследования показывают, что это обеспечивает наилучший баланс. «Обычно это то, что оказывается наиболее удобным как для детей, так и для родителей, потому что это снижает конфликтность», — говорит Таусиг. «Дети чувствуют себя в большей безопасности, зная, где находятся границы и что они могут доверять им и полагаться на них, а родители чувствуют себя в большей безопасности, отстаивая границы». Тем не менее, тепло и гибкость также являются частью уравнения.

Авторитарные родители, в отличие от своих авторитарных коллег, применяют правила, но не без обсуждения их и причин, стоящих за ними. Дети могут вносить свой вклад и задавать вопросы, хотя последнее слово остается за ними. «Иногда правило может не иметь смысла, — говорит Ип. «Вместо того, чтобы говорить им:« Просто делайте, как я говорю », вы можете вести диалог, реагировать и проявлять гибкость».

Этот тип подобен разрешительному, за исключением воспитания. «Невовлеченные родители полностью невмешательны. Их мантра: «Делай, что хочешь; Мне действительно все равно», — говорит Ип. В то время как даже самые любящие родители могут попасть в эту категорию, когда они действительно измотаны, ни один эксперт не предложил бы часто выбирать этот путь.

Люди, воспитанные незаинтересованными родителями, более склонны к беспокойству и депрессии, говорит Ип. «Представьте, если бы у вас был отсутствующий родитель, который пренебрегал всеми вашими потребностями и не обеспечивал вас; вам может казаться, что вы неважны».

Вертолетное воспитание не является официальным стилем воспитания, но в последние годы ему уделяется много внимания. Как и в случае с большинством других подходов (помимо пренебрежительного), он исходит из хорошего места: родители-вертолетчики хотят защитить своих детей, сделать их счастливыми и настроить их на успех настолько сильно, что они становятся чрезмерно вовлеченными в свою жизнь.

Проблема, по словам Ипа, в том, что эти люди часто контролируют жизнь своих детей на микроуровне, выполняя для них проекты научных выставок или звоня родителям друзей, чтобы уладить конфликт. В результате их дети не учатся справляться со своими проблемами или выдерживать любые разочарования.

«Проблема чрезмерно вовлеченного воспитания в том, что оно не готовит детей к жизни в реальном мире и не придает им устойчивости, — говорит Йип. Показательно, говорит она, что более четверти молодых людей, впервые поступивших в колледж, не возвращаются в кампус на втором курсе.

Это можно рассматривать как тип разрешающего воспитания, но оно может включать в себя множество правил и указаний. «Существуют разные идеи о свободном воспитании детей», — говорит Ленор Скенази, которая зарегистрировала эту фразу как товарный знак в своей книге «Дети на свободном выгуле: как вырастить безопасных, самостоятельных детей (без нервов) ».

Она определяет воспитание детей на свободном выгуле как доверие детям делать больше самостоятельно, в том числе ходить в школу без сопровождения родителей, готовить простые блюда и выяснять, как скоротать время, когда им станет скучно. «Царапина, ссора, день, когда «нечего делать» — мы не только думаем, что они могут справиться с этими вещами; мы считаем, что они становятся более устойчивыми, когда открывают для себя собственную изобретательность», — говорит она на своем веб-сайте.

Ип говорит, что использование более невмешательства, когда ребенок готов, имеет большой смысл. «Мы больше не выпускаем детей из виду; это говорит им, что они не могут с этим справиться». Однако, если родители неверно истолковывают эту философию или применяют ее к ребенку, который не готов к большей независимости, это может привести к пренебрежению.

Родительская привязанность — термин, придуманный педиатром Уильямом Сирсом, доктором медицинских наук, и Мартой Сирс, штат Нью-Йорк, означает физическую и эмоциональную гармонию с ребенком с момента его рождения. Ключевые принципы включают грудное вскармливание, ношение ребенка и совместный сон (в одной кровати или комнате). В то время как основная цель состоит в том, чтобы создать надежную связь между родителем и ребенком, многие поклонники воспитания с привязанностью говорят, что это также может повлиять на то, как вы воспитываете детей старшего возраста.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts