Воспитание определение в психологии: Основные понятия психологии воспитания | Консультация на тему:

Содержание

Воспитание — Психологос

Воспитание — огромный целый мир со множеством направлений, видов и форм.

Часто пишут, что воспитание — это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Думается, что воспитание как целенаправленная деятельность — это не все воспитание, а только одна из его разновидностей, и даже не самая характерная его разновидность. Все родители так или иначе воспитывают своих детей, при том что к целенаправленной деятельности за пределами работы способны не многие из взрослых. Они воспитывают своих детей, но не целенаправлено, а случайно и хаотично.

Для нужд практики мы определим воспитание как воздействия, производящие направленный рост и развитие личности, развивающие или формирующие качества личности, системно меняющие чье-то поведение. При воспитании меняются: видение жизни (сказка о жизни), жизненные ценности, правила, манеры поведения, навыки и привычки.

Нередко из воспитания выделяют перевоспитание как отдельный процесс.

Упрощая, можно сказать, что воспитание — развитие и формирование качеств личности (как бы «с нуля», там, где ее еще не воспитывали), перевоспитание — переделывание уже как-то воспитанной (сформированной) личности.

Воспитание тесно связано с обучением и управлением поведения. Большая часть литературы, посвященная якобы воспитанию, на самом деле рассказывает как обучать хоть детей, хоть сотрудников, либо как добиваться нужного поведения от тех либо других. Разовые, не системные воздействия — это управление, но не воспитание. Близкие к Воспитанию понятия: влияние, воздействие, дрессировка, научение, образование, обучение, управление, учеба. Смотри Воспитание и близкие понятия

Воспитание в человеческой жизни

Все воспитывают всех. Родители воспитывают детей, дети воспитывают нас, своих родителей. Хороший муж воспитывает жену, мудрая жена в это же время воспитывает своего любимого мужа↑. Хороший руководитель всегда воспитывает своих сотрудников одновременно с тем, что сотрудники воспитывают его.

Обычно мы любим воспитывать сами и не очень любим, когда воспитывают нас, хотя мудрые люди более всего благодарны именно за последнее.

При этом сторонники свободного воспитания придерживаются другой точки зрения: «Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут.» (Л.Н. Толстой). Каковы права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей?

Воспитание — это технологии, и очень разные — от задушевного разговора до жесткой дрессуры. Воспитание детей имеет отличия от воспитания сотрудников и других взрослых людей↑. Гражданское и патриотическое воспитание отличается от религиозного или нравственного воспитания, воспитание отличается от перевоспитания, а самовоспитание — это совсем особенная область. По целям, стилю и технологиям, отличается традиционное и свободное воспитание, воспитание мужское и воспитание женское↑.


ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ. Психология и педагогика. Шпаргалка

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ. Психология и педагогика. Шпаргалка

ВикиЧтение

Психология и педагогика. Шпаргалка
Резепов Ильдар Шамильевич

Содержание

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание составляет важную функцию любого общества. В обществе воспитание нового человека как личности, обладающей своим мировоззрением, высокими нравственными качествами, убежденностью, общественной активностью, творческим отношением к действительности, превращается в главную цель и задачу, являясь важнейшим условием построения общественных отношений. Решение этой задачи осуществляется на научных принципах, разработанных в системе современных психолого-педагогических знаний, и предполагает их постоянное теоретическое развитие. В числе важнейших вопросов, изучаемых психологией воспитания, выступает выявление основных источников, закономерностей, этапов, условий, механизмов и особенностей формирования личности в онтогенезе.

Эти вопросы разрабатываются в плане развития коренных проблем деятельности, сознания и личности растущего человека. Исследователей интересует решение нескольких задач.

1. Возможно ли активное целенаправленное формирование личности? Здесь наиболее четко разграничиваются мировоззренческие взгляды ученых на сущность личности, в частности и прежде всего соотношения социального и биологического начал в ее становлении и развитии.

2. Каковы закономерности и механизмы формирования нравственной сферы личности, возможности, условия и механизмы активного воздействия на этот процесс?

3. Каковы принципы и условия изучения и организации системы воздействий на процесс формирования личности? В этом плане особое значение приобретают положения психологической науки о возрастной периодизации психического развития и ведущих типах деятельности, присущих каждому периоду.

4. Каковы оптимальные формы, условия и средства организации воспитательного процесса, обеспечивающие наиболее широкие возможности психологической перестройки личности? Они определяются основной целью воспитания в условиях нашего общества – формированием коллективистических качеств личности, общественной направленности ее деятельности.

Психология воспитания

изучает психологические закономерности формирования человека как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса. Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, взаимодействии самих воспитуемых, являющихся не только объектами, но и субъектами воспитания. Вскрывая закономерности психической деятельности учащихся в условиях воспитательных воздействий, психологические основы самовоспитания школьников, психология воспитания изучает механизмы этих воздействий на формирование качеств личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1.1. Общее понятие

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение.

Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

§1. Общее понятие о психике

§1. Общее понятие о психике Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности

§9. Общее понятие об ощущениях

§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При

§15. Общее понятие о восприятии

§15. Общее понятие о восприятии На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений

§21. Общее понятие о внимании

§21. Общее понятие о внимании Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.Я читаю книгу и целиком занят содержанием

§28. Общее понятие о памяти

§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на

§37.

Общее понятие о воображении

§37. Общее понятие о воображении Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого

§44. Общее понятие о мышлении

§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём

§51. Общее понятие о чувствах

§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и

Общее понятие стратегий

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия — это модель достижения цели. Именно при

Общее понятие стратегий

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия — это модель достижения цели. Именно при

71. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

71. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Однако разные авторы вкладывают в эти понятия разное содержание. Например, описание

88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения. Однако не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Например,

Стили воспитания – культура и психология

Когда дети взрослеют, отношения между родителями и детьми естественным образом меняются. Дошкольники и младшие школьники более способны, имеют свои предпочтения, иногда отказываются или стремятся пойти на компромисс с родительскими ожиданиями. Это может привести к большему конфликту между родителями и детьми, и то, как родители управляют конфликтом, еще больше влияет на качество отношений между родителями и детьми. Итак, что могут сделать родители, чтобы воспитать здоровую самооценку?

 

Качество наших отношений с ранними опекунами влияет на последующее психологическое и социальное развитие. Материнская любовь [Изображение Premnath Thirumalaisamy CC BY – NC https://www.flickr.com/photos/premnath/22998680924]

Диана Баумринд (1971, 1991) считает, что стиль воспитания может быть фактором. То, как мы воспитываем детей, является важным фактором социально-эмоционального роста ребенка. Баумринд разработал и усовершенствовал теорию, описывающую стили воспитания, основанную на двух аспектах воспитания, которые оказались чрезвычайно важными:

  • Родительская отзывчивость, относится к степени, в которой родитель реагирует на потребности ребенка.
  • Требовательность родителей , степень, в которой родитель ожидает от ребенка более зрелого и ответственного поведения.

Используя эти два измерения, она распознала три разных стиля воспитания:

Авторитарный (Слишком жесткий): авторитарный стиль воспитания характеризуется высокой требовательностью при низкой отзывчивости. Авторитарный родитель строг, резок и требователен. Жестокие родители обычно попадают в эту категорию (хотя Баумринд осторожно подчеркивает, что не все авторитарные родители жестоки).

Разрешительный (Слишком мягкий): этот стиль воспитания характеризуется низкой требовательностью при высокой отзывчивости. Разрешительный родитель чрезмерно реагирует на требования ребенка, редко применяя последовательные правила. У «избалованного» ребенка родители часто вседозволительны.

Авторитетный (В самый раз): этот стиль воспитания характеризуется высокой требовательностью с огромной отзывчивостью. Авторитетный родитель тверд, но не строг и готов сделать исключение, когда того требует ситуация. Авторитетный родитель чутко реагирует на потребности ребенка, но не проявляет снисходительности. Баумринд ясно дает понять, что предпочитает авторитарный стиль.

 

Таблица 1. Сравнение четырех стилей воспитания.

Стили и культура воспитания

Из четырех стилей воспитания авторитарный стиль наиболее популярен в современном американском обществе. Американские дети, воспитанные авторитетными родителями, как правило, обладают высокой самооценкой и социальными навыками; однако эффективные стили воспитания различаются в зависимости от культуры, и, как указывает Смолл (1999), авторитетный стиль не обязательно предпочтителен или уместен во всех культурах. В отличие от авторитарного стиля, авторитарные родители, вероятно, не станут ослаблять правила отхода ко сну во время отпуска, потому что считают правила установленными и ожидают послушания. Этот стиль может создать тревожных, замкнутых и несчастных детей. Важно отметить, что авторитарное воспитание столь же полезно, как и авторитарный стиль в некоторых этнических группах (Russell, Crockett, & Chao, 2010). Например, американские дети китайского происхождения в первом поколении, воспитанные авторитарными родителями, так же хорошо учились в школе, как и их сверстники, воспитанные авторитарными родителями (Russell et al., 2010). Неудивительно, что детям, воспитанным снисходительными родителями, как правило, не хватает самодисциплины, а снисходительный стиль воспитания отрицательно связан с оценками (Dornbusch, Ritter, Leiderman, Roberts, & Fraleigh, 19).87).

Разрешительный стиль может также способствовать другим опасным формам поведения, таким как злоупотребление алкоголем (Bahr & Hoffman, 2010), рискованное сексуальное поведение, особенно среди детей женского пола (Donenberg, Wilson, Emerson, & Bryant, 2002), и более частое проявление деструктивного поведения со стороны дети мужского пола (Parent et al., 2011). Есть некоторые положительные результаты, связанные с детьми, воспитанными снисходительными родителями. Они, как правило, имеют более высокую самооценку, лучшие социальные навыки и сообщают о более низком уровне депрессии (Дарлинг, 19 лет).99).

Стили воспитания Баумринда – вопросы воспитания и семейного разнообразия

Джоэл Мурако; Венди Руис; Ребекка Лафф; Росс Томпсон; и Диана Лэнг

Стиль воспитания, используемый для воспитания ребенка, вероятно, повлияет на будущий успех этого ребенка в романтических отношениях, отношениях со сверстниками и воспитании. Диана Баумринд, клинический психолог и специалист по развитию, придумала следующие стили воспитания: авторитарный, авторитарный и разрешающий/снисходительный. Позже Маккоби и Мартин добавили невнимательный/пренебрежительный стиль. [1]

Рисунок 1. Как и эффективное обучение, эффективное воспитание требует сочетания авторитетного и внимательного реагирования на потребности ребенка. Этот баланс может привести к более благодарному поведению ребенка.

Полезно оценить поддержку и требовательность опекуна, чтобы определить, какой стиль используется и как его эффективно использовать. Поддержка относится к количеству привязанности, принятия и тепла, которые родитель оказывает ребенку. Требовательность относится к степени контроля родителей за поведением ребенка.

Авторитетное воспитание

В целом, дети склонны развивать большую компетентность и уверенность в себе, когда родители предъявляют высокие, но разумные и последовательные ожидания к поведению детей, хорошо общаются с ними, проявляют теплоту и отзывчивость и используют доводы, а не принуждение, для управления поведением детей. Такой стиль воспитания был описан как авторитетный . [2]   Родители, которые используют этот стиль, поддерживают и проявляют интерес к занятиям своих детей, но не властны и позволяют детям делать конструктивные ошибки. Этот подход «нежного учителя» считался наиболее оптимальным стилем воспитания для использования в западных культурах. Дети, чьи родители используют авторитарный стиль, обычно счастливы, способны и успешны. [3]

Авторитарное воспитание

Рисунок 2. Авторитарное воспитание называется «жесткой линейкой» отчасти потому, что деревянные линейки часто использовались для смертной казни в 20 веке.

Родители, использующие авторитарный («жесткий правитель») подход, имеют низкую поддержку и высокие требования. Эти родители ожидают и требуют послушания, потому что они «главные» и не дают никаких объяснений своим приказам. [4]   Родители также обеспечивают упорядоченную и структурированную среду с четко установленными правилами.

Многие могут решить, что это стиль воспитания, используемый суровыми тетей и дядей Гарри Поттера и мстительной мачехой Золушки. Дети, выросшие в среде с авторитарным подходом, с большей вероятностью будут послушными и умелыми, но у них ниже показатели счастья, социальной компетентности и самооценки.

Снисходительное воспитание

Родители с высоким уровнем поддержки и низкой требовательностью, вероятно, используют разрешительный- также называемый снисходительным стилем. Их дети, как правило, имеют низкие рейтинги счастья и саморегуляции и, скорее всего, будут иметь проблемы с властью. Родители, использующие такой подход, проявляют снисходительность, не ожидают от детей соблюдения границ или правил и избегают конфронтации. [5]

Невовлеченное воспитание

Дети, воспитанные родителями с низким уровнем поддержки и требовательности, как правило, занимают самые низкие позиции во всех сферах жизни, им не хватает самоконтроля, низкая самооценка и они менее компетентны, чем их сверстники. Родители, использующие подход без участия (или иногда называемый безразличным или пренебрежительным) небрежно относятся к своим детям или отвергают их и не выполняют большинство необходимых родительских обязанностей, если таковые вообще имеются.

Посмотрите это видео о стилях воспитания Баумринда.

Стили воспитания и результаты для детей

Было обнаружено, что стиль воспитания предсказывает благополучие ребенка в сферах социальной компетентности, успеваемости, психосоциального развития и проблемного поведения. Исследования в Соединенных Штатах, основанные на опросах родителей, отчетах детей и наблюдениях родителей, постоянно находят:

  • Дети и подростки, чьи родители используют авторитетный стиль, обычно оценивают себя и оцениваются по объективным показателям как более социально и инструментально компетентные, чем те, чьи родители не используют авторитетный стиль. [6] [7] [8]
  • Дети и подростки, чьи родители не вовлечены в процесс, как правило, хуже всех успевают.

В целом, родительская отзывчивость имеет тенденцию предсказывать социальную компетентность и психосоциальное функционирование, в то время как родительская требовательность обычно связана с инструментальной компетентностью и поведенческим контролем (например, академической успеваемостью и отклонениями). Эти выводы показывают:

  • Дети и подростки, воспитанные в семьях с авторитарным стилем (высокая требовательность, но низкая отзывчивость), как правило, умеренно хорошо учатся в школе и не вовлечены в проблемное поведение, но, как правило, имеют более слабые социальные навыки, более низкую самооценку и более высокий уровень депрессии по сравнению с их сверстниками, которые воспитываются в семьях с использованием авторитарного подхода.
  • Дети и подростки, воспитывающиеся в снисходительном стиле (высокая отзывчивость, низкая требовательность), как правило, более склонны к проблемному поведению и хуже учатся в школе, но у них выше самооценка, лучше развиты социальные навыки , и более низкий уровень депрессии по сравнению с их сверстниками, которые не воспитывались в снисходительном стиле. [9]
Таблица 1. Четыре стиля воспитания. Другие, менее благоприятные стили воспитания включают авторитарный (в отличие от авторитарного), разрешительный и невовлеченный.
Опора (низкая) Опора (высокая)
Спрос (низкий) Незадействованные Разрешающий
Спрос (высокий Авторитарный Авторитетный

При обзоре литературы по стилям воспитания становится очевидным, что использование авторитарного стиля воспитания связано как с инструментальной, так и с социальной компетентностью и более низким уровнем проблемного поведения на всех этапах развития для молодежи в Соединенных Штатах. Преимущества использования авторитарного стиля воспитания и пагубные последствия невовлеченного стиля воспитания очевидны уже в дошкольном возрасте и сохраняются в подростковом возрасте и в начале взрослой жизни.

Поддержка авторитетного воспитания Баумринда

Поддержка преимуществ авторитарного воспитания была обнаружена в таких разных странах, как Чешская Республика, [10] Индия, [11] Китай, [12] Израиль, [13] и Палестина. [14] На самом деле, авторитарное воспитание в западных, индивидуалистических обществах, кажется, имеет более высокое значение — настолько, что некоторые люди утверждают, что нет больше необходимости его изучать. [15]

Другие исследователи менее уверены в авторитетном воспитании детей и указывают на различия в культурных ценностях и убеждениях. Например, в то время как многие дети, выросшие в европейско-американской культуре, плохо справляются со слишком большой строгостью (авторитарное воспитание), дети, выросшие в китайской культуре, часто хорошо успевают, особенно в учебе. Причина этого, вероятно, связана с тем, что в китайской культуре строгость в воспитании детей рассматривается как связанная с обучением, что не является центральным в американских убеждениях в воспитании детей. [16]

По мере взросления детей отношения между родителями и детьми должны естественным образом адаптироваться к изменениям в развитии. Отношения между родителями и детьми, которые не адаптируются к способностям ребенка, могут привести к высокому конфликту между родителями и детьми и, в конечном итоге, к снижению качества отношений между родителями и детьми. [17]

  • Авторитетный («нежный учитель») подход является наиболее оптимальным стилем для использования в США
  • То, как родители воспитывают детей, может влиять на их развитие на протяжении всей жизни.

  1. Стили воспитания Баумринда — это адаптация книги «Ребенок, семья и сообщество» ( Глава 6: Более пристальный взгляд на воспитание детей ) Лаффа и Руиса (2019), лицензия CC BY 4. 0 и Социальное и личностное развитие в детстве , Росс Томпсон, лицензия CC BY NC SA. ↵
  2. Баумринд, Д. (2013). Еще раз об авторитетном воспитании детей: история и текущий статус. В R. E. Larzelere, A. Sheffield, & A. W. Harrist (Eds.), Авторитетное воспитание: синтез заботы и дисциплины для оптимального развития ребенка . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ↵
  3. Maccoby, EE (1992). Роль родителей в социализации детей: Исторический обзор. Психология развития, 28 (6), 1006–1017. ↵
  4. Баумринд, Д. (1991). Стили воспитания и развитие подростков. В J. Brooks-Gunn, RM Lerner, & AC Petersen (Eds.), Энциклопедия подросткового возраста (стр. 746-758). Нью-Йорк: Издательство Гарленд. ↵
  5. Баумринд, Д. (1991). Стили воспитания и развитие подростков. В Дж. Брукс-Ганн, Р. М. Лернер и А. К. Петерсен (ред.), Энциклопедия подросткового возраста (стр. 746-758). Нью-Йорк: Издательство Гарленд.
  6. Баумринд, Д. (1991). Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал ранней юности, 11 (1), 56–95. ↵
  7. Weiss, LH, & Schwarz, JC (1996). Взаимосвязь между типами воспитания и личностью подростков старшего возраста, успеваемостью, приспособлением и употреблением психоактивных веществ. Развитие ребенка, 67 (5), 2101-2114. ЭДЖ 539840. ↵
  8. Миллер, Н. Б., Коуэн, П. А., Коуэн, С. П., и Хетерингтон, Э. М. (1993). Экстернализация у дошкольников и ранних подростков: репликация семейной модели в перекрестном исследовании. Психология развития, 29 (1), 3–18. EJ 461 700. ↵
  9. Дарлинг, Н. (1999). Стиль воспитания и его корреляты. ЭРИК Дайджест. Получено с https://www.ericdigests.org/1999-4/parenting.htm ↵
  10. Дмитриева, Дж., Чен, К., Гринбергер, Э., и Гил-Ривас, В. (2004). Семейные отношения и психосоциальные последствия подростков: совмещение результатов восточных и западных культур. Журнал исследований подростков, 14 , 425-447. ↵
  11. Карсон Д., Чоудхарри А., Перри К. и Пати К. (1999). Характеристики семьи и компетентность подростков в Индии: исследование молодежи в южной части Ориссы. Журнал молодежи и подростков, 28, 211-233. ↵
  12. Пилигрим, К., Луо, К., Урберг, К.А., и Фанг, X. (1999). Влияние сверстников, родителей и индивидуальных особенностей на употребление наркотиков подростками в двух культурах. Меррил-Палмер Ежеквартально, 45 , 85-107. ↵
  13. Майзелесс, О., Шарф, М., и Шолт, М. (2003). От авторитетных методов воспитания к авторитарному контексту: изучение соответствия человека и окружающей среды. Журнал исследований подросткового возраста, 17 , 23–50. ↵
  14. Пунамаки Р., Кута С. и Саррадж Э. (1997). Модели травматических переживаний и детской психологической адаптации: роли воспринятого родителя и собственные ресурсы и активность детей. Развитие ребенка, 68 , 718-728. ↵
  15. Стейнберг, Л.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts