Воспитание определение в психологии: Основные понятия психологии воспитания | Консультация на тему:

Основные понятия психологии воспитания.

Использованный источник https://studopedia.ru/5_96285_osnovnie-ponyatiya-psihologii-vospitaniya.html

В современном учебно-воспитательном заведении психолог занимает определенную нишу. Он выступает в роли посредника между администрацией и педагогами, воспитателями и воспитанниками, между воспитанником и группой и является главным «человековедом». К нему идут на «исповедь», за советом, за поддержкой дети, педагоги, родители. Психолог участвует в процессе воспитания и непосредственно и опосредованно.

Большая часть трудностей, с которыми сталкиваются педагоги, имеет «отношенческий» характер. В педагогической практике сфера отношений рассматривается как составляющая воспитательной деятельности. Для того чтобы психолог мог оказать квалифицированную помощь педагогу в решении педагогических проблем, необходимо обратиться прежде всего к теоретическим основам психологии воспитания.

Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др. ). Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно.

Приведем несколько определений понятия воспитания, имеющихся в педагогической литературе.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств (80-е гг.).

Воспитание — целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Воспитание — это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая

максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание — это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.

Представленные определения имеют существенные различия в содержании и отражают наметившуюся тенденцию к гуманизации процесса воспитания, к усилению роли личности воспитанника в этом процессе.

Понятие воспитания неразрывно связано с понятиями «социализация», «обучение», «образование», «развитие». Взаимосвязи между этими понятиями также истолковываются по-разному. Например, И.П. Подласый предлагает следующую условную схему Соотношения между ними и определения этих понятий.

Формирование. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.

Развитие. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Воспитание. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.

Образование. Результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Обучение. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

Каждому понятию соответствует самостоятельный процесс, который может изучаться как отдельный (процесс обучения, процесс воспитания и т.п.), а также выступать как средство эффективного функционирования следующего за ним в иерархическом ряду процесса (хотя в реальной педагогической практике эти взаимосвязи переплетены).

Следуя указанной схеме, обучение — средство получения образования; обучение и образование — средства воспитания и обучения, образование и воспитание — средства развития личности; обучение, образование, воспитание и развитие — средства формирования человека.

В литературе представлен и другой вариант соотношения между рассматриваемыми понятиями. На вершине иерархического ряда стоит понятие образования, которое определяется как «процесс педагогически организованной социализации».

Воспитание с точки зрения психологии

(обновлено )


Воспитание – не дрессировка: путь к успеху лежит через понимание психологии ребенка

Говорят, что в футболе и воспитании детей разбираются все. А вот под «воспитанным» понимают ребенка, который, как дрессированная собачка, послушно выполняет команды родителей или учителей. Зачастую не смея проявлять свою индивидуальность. Но это – не воспитание, а уничтожение личности. И создание проблем на всю оставшуюся жизнь. Настоящее же воспитание с точки зрения психологии – это обучение ребенка пониманию себя и эффективному, доброжелательному взаимодействию с окружающими. И достичь результатов при таком воспитании можно только при понимании того, что движет поведением ребенка. Что малыш – это не tabula rasa, а величайшее чудо сложнейших взаимодействий врожденных программ и работы мозга, связанной с обучением.

Как воспитать, а не выдрессировать?

И ведь действительно… Воспитать, или скорее «выдрессировать» послушного ребенка не так уж и сложно. Это сродни выработке павловских условных рефлексов, когда через страх (или, в лучшем случае, через вознаграждение) ребенок начинает просто выполнять требования. А вот его внутренние переживания сводятся к страху: он боится наказания или отсутствия поощрения за невыполнение команды. Гораздо сложнее по-настоящему воспитать человека, который действует не из страха, а из уважения к окружающим и желания жить в гармоничном мире. Для этого необходимо тонкое знание психологии ребенка и умение использовать врожденные, они же инстинктивные, программы поведения для того, чтобы запустить осознанные и приемлемые в человеческом обществе реакции ребенка на окружающий мир. Поэтому родителям и учителям необходимо осознать, что человек – это не нечто, принесенное из космических далей, а создание – плоть от плоти – биосферы. И что человеку присущи те же особенности, что есть и у других животных. И отличия его способностей не так качественные, как количественные. Поэтому, чтобы

воспитать с точки зрения психологии здорового ребенка, следует научиться вычленять врожденные программы поведения и аккуратно направлять поведение малыша, с учетом его физиологической возможности контролировать себя. Например, зная, что ребенку свойственно исследовательское поведение, не следует его наказывать за то, что он изучает свойства муки и сахара. Просто следует дать ему возможность изучать их на столе, и останавливать, когда кроха пытается залезть в шкаф с продуктами. И для прекращения «диверсионной деятельности» – переключить внимание на те же муку и сахар, к которым он пробирается, но в специально отведенном месте.

Врожденные программы: как они работают

Даже у взрослых людей очень много активных врожденных программ поведения – это и любовь, и склонность отделять «своих» от «чужих», и стремление к устройству иерархических групп… У ребенка их еще больше. Причем в силу малого жизненного опыта малыш повинуется этим программам – в далеком прошлом они были для человека спасительными. Сейчас же некоторые из них могут не соответствовать изменившемуся миру, но от этого не перестают функционировать. Действия в соответствии с такой программой не вызывают внутреннего сопротивления, и даже доставляют удовольствие. Невозможность действовать дискомфортно, раздражает, вызывает чувство обиды и злости. В приведенном примере с мукой – ребенку доставляет удовольствие изучать ее свойства. Если же просто забрать «объект исследования» – малыш определенно расстроится, начнет плакать и искать ее «источник», чтобы продолжать исследования. Или же вообще откажется от изучения, и в дальнейшем будет испытывать отвращение к работе с этим продуктом.

Поэтому программу «исследования» надо направлять – обеспечивая безопасное изучение, или же переключая внимание на безопасные объекты. Точно так же следует поступать и в других ситуациях.

Три этапа правильного воспитания

Есть три эффективных базовых шага в воспитательном поведении взрослых, которые позволяют ребенку стать осознанно воспитанным.

1. Дать возможность экспериментировать, создав безопасные условия (обеспечив страховку, причем о ней ребенок может и не знать).

2. Дать возможность исправить ошибки, если «эксперимент» пошел неправильно.

3. Если малышу не ясно, что его действие ошибочно – объяснить, почему это так, и после этого – дать возможность исправить ошибку.

Это работает во всем – от изучения свойств муки и до общения в новом коллективе. Ведь понимание того, что происходит, и каковы будут последствия, приводит к осмысленному выбору одобряемого обществом поведения. Страх же наказания гораздо менее эффективен – если страх уходит, исчезает тормоз, препятствующий антисоциальному поведению.

Ключевые понятия – вопросы воспитания и семейного многообразия

Воспитание детей, уход за ними и обучение родителей — ключевые понятия, которые могут повлиять на результаты обучения детей. Поэтому крайне важно дать определения каждому понятию, прежде чем изучать «воспитание детей». Я предлагаю вам критически подумать о каждой концепции и проанализировать, как информация, содержащаяся в этой книге, может быть применена к каждому из этих слов.

Рисунок 1. Семья празднует выпускной.

Воспитание детей — это процесс воспитания, поощрения и поддержки физического, эмоционального, социального и когнитивного развития ребенка до его взрослой жизни и на протяжении всей жизни. [1]

Воспитание детей часто определяется взаимозаменяемо с воспитанием детей. Однако есть много лиц, не являющихся родителями (например, общество, воспитатели, учителя, правительство), которые предлагают аналогичные виды ухода, не будучи законными «родителями» ребенка. [2]

Уход — это принятие на себя основных обязанностей человека, который не может обеспечить себя всеми основными потребностями.

Примеры могут включать родителя, воспитателя, обученного специалиста или члена семьи. [3]

Обучение родителей — это процесс, который может помочь опекунам (и потенциальным опекунам) понять, как обеспечить соответствующий возрасту уход в безопасной, любящей, заботливой и стабильной среде, которая способствует хорошему здоровью и благополучию ребенка. Успешное обучение родителей предоставляет участникам индивидуальные, культурно значимые знания, ресурсы, стратегии, инструменты, сетевую поддержку и рекомендации относительно передовых подходов к воспитанию детей. Цели обучения родителей включают изучение и применение этой информации опекунами для содействия долгосрочному, позитивному, эмоциональному, социальному, физическому и когнитивному развитию ребенка. [4]

Исследования постоянно показывают, что методы воспитания могут влиять на социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка, особенно в первые годы.

[5] Исследования также показывают, что методы воспитания могут влиять на поведенческое здоровье ребенка, его способность концентрироваться (внимание) и повышенное чувство безопасности. [6]

Кроме того, на процессы и результаты воспитания могут влиять такие факторы, как личность, биология, темперамент и уникальный опыт родителя и ребенка. Следовательно, эти процессы следует рассматривать в контексте социальных, экономических, исторических и психологических факторов, связанных с отдельными людьми, семьями, сообществами и культурами. [7]

Во всем мире существует множество определений многих тем, касающихся «воспитания детей» и «семьи». Например, судебная практика Европейского суда по правам человека рекомендует определять понятие «семья» с учетом культурных особенностей и каждого конкретного случая, принимая во внимание личные связи между заинтересованными лицами.

[8]

Кроме того, все согласны с тем, что те, кто работает с детьми и семьями, принимают, уважают и понимают, что субъективные определения этих понятий (а) существуют внутри и между отдельными людьми, культурами и организациями (например, ЮНИСЕФ, Бюро и т. д.), (б) могут меняться со временем и (в) основаны на личном опыте, взглядах, ценностях, убеждениях, историческом времени и месте, культуре и т. д. [9]

На протяжении всей этой книги следует исходить из того, что

следующие термины определяются следующим образом:

Родитель : Слова «член семьи», «основной опекун» и/или «родитель» будут использоваться взаимозаменяемо для обозначения различных групп лиц, которые несут основную ответственность за воспитание ребенка. Эти термины могут включать, помимо прочего, членов расширенной семьи, опекунов, фиктивных родственников, приемных семей, близких друзей, лиц, связанных юридическими и/или биологическими узами, и т. д.

Семья : Точно так же слова «семья» и «семьи» будут использоваться для обозначения разнообразных социальных и культурных конструкций, которые могут быть получены из (а) ценностей, убеждений или родственных связей (например, сожительство), ( б) кровные, брачные или юридические связи (например, усыновление), (в) социальные связи (например, воспитание, воспитание или экономические связи) и (г) принятие решений, связанных с повседневным функционированием [10 ] Таким образом, «семья» может включать, помимо прочего, членов расширенной семьи, опекунов, фиктивных родственников, приемных семей, близких друзей, тех, кого связывают юридические или биологические связи и т.

д.


  1. Брукс, Дж. Б. (2012). Процесс воспитания: Девятое издание. McGraw-Hill Высшее образование. ↵
  2. Абрахан, Х. (2017). Семья — это то, что вы делаете? Юридическое признание и регулирование многодетности. Журнал Американского университета по вопросам гендера, социальной политики и права, 25 (4) https://ssrn.com/abstract=2925886 ↵
  3. US Legal. (н.д.). Закон доктрины основного опекуна и юридическое определение.  Получено с https://definitions.uslegal.com/p/primary-caregiver-doctrine/ ↵
  4. Информационный портал о благополучии детей. (2019). Обучение родителей для укрепления семей и предотвращения жестокого обращения с детьми. Краткий обзор вопросов https://www.childwelfare.gov/pubs/issue-briefs/parented/ ↵
  5. Национальные академии наук, инженерии и медицины. (2016). Вопросы воспитания: поддержка родителей детей в возрасте от 0 до 8 лет . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. https://doi.org/10.17226/21868. ↵
  6. Информационный портал о благополучии детей. (2019). Обучение родителей для укрепления семей и предотвращения жестокого обращения с детьми. Краткий обзор вопросов https://www.childwelfare.gov/pubs/issue-briefs/parented/ ↵
  7. Информационный портал по вопросам благосостояния детей. (2019). Обучение родителей для укрепления семей и предотвращения жестокого обращения с детьми. Краткий обзор вопросов https://www.childwelfare.gov/pubs/issue-briefs/parented/ ↵
  8. ЮНИСЕФ. (2016) Кризис беженцев и мигрантов в Европе: право ребенка на воссоединение семьи. Пропагандистский бюллетень. Получено с https://www.unicef.org/eca/sites/unicef.org.eca/files/ADVOCACY_BRIEF_Family_Reunification_13_10_15.pdf ↵
  9. https://courses.lumenlearning.com/wm-introductiontosociology/chapter/defining-family/ ↵
  10. Шарма Р. (2013). Классификация семьи и структуры семьи переопределена для настоящего времени. Journal of Family Medicine and Primary Care , 2 (4), 306–310. https://doi.org/10.4103/2249-4863.123774 ↵

Стили воспитания – Воспитание – Исследовательские руководства Южного адвентистского университета

Перспективы

Путь дельфина: руководство для родителей по воспитанию здоровых, счастливых и целеустремленных детей — без превращения в тигра

В этой вдохновляющей книге детский и взрослый психиатр, получивший образование в Гарварде, и эксперт в области человеческой мотивации доктор Шими Канг предлагает руководство по искусству и науке, вдохновляющее детей на развитие собственного внутреннего драйва и любовь к учебе на всю жизнь. Опираясь на последние исследования в области нейробиологии и поведенческих исследований, доктор Канг показывает, почему напористые «родители-тигры» и снисходительные «родители-медузы» на самом деле препятствуют самомотивации. Она предлагает мощную новую модель воспитания: умный, радостный, игривый, очень социальный дельфин. Родители-дельфины сосредотачиваются на поддержании баланса в жизни своих детей, мягко, но авторитетно направляя их к прочному здоровью, счастью и успеху. В качестве медицинского директора общественных программ охраны психического здоровья детей и молодежи в Ванкувере, Британская Колумбия, д-р Канг воочию наблюдала последствия родительского давления: тревожные расстройства, высокий уровень стресса, самоубийства и зависимости. Как мать троих детей и как дочь родителей-иммигрантов, которые изо всех сил пытались дать своим детям «лучшее» в жизни, — доктор. Мать Канга не умела читать, а отец учил ее математике, пока они ездили в его такси. Канг утверждает, что часто самые простые «благотворения», которые мы даем своим детям, являются самыми ценными. Доверяя нашей глубочайшей интуиции о том, что лучше для наших детей, мы, в свою очередь, позволяем им развивать ключевые черты дельфинов, которые позволят им процветать во все более сложном мире: приспособляемость, общественное мнение, креативность и критическое мышление. Жизнь — это путешествие по постоянно меняющимся водам, и родители дельфинов знают, что самая ценная помощь, которую мы можем оказать своим детям, — это помощь им в развитии их собственного внутреннего компаса. Сочетая неопровержимые научные данные с незабываемыми историями из реальной жизни, «Путь дельфина» знакомит читателей с четырехэтапным методом развития самомотивации доктора Канга. Книга убедительно доказывает, что нас не заставляют выбирать между снисходительностью или контролем. Третий вариант — вариант, который подготовит наших детей к успеху в будущем, требующем адаптации, — это путь дельфина.

Боевой гимн матери-тигрицы

Внушающая благоговение, часто смешная и безошибочно честная история об упражнениях одной матери в экстремальном воспитании, раскрывающая преимущества и издержки воспитания своих детей по-китайски. Все порядочные родители хотят делать для своих детей все самое лучшее. Что показывает «Боевой гимн Матери Тигрицы», так это то, что у китайцев совершенно другое представление о том, как это сделать. Западные родители стараются уважать индивидуальность своих детей, поощряя их следовать своим истинным увлечениям и создавая благоприятную среду. Китайцы считают, что лучший способ защитить своих детей — это подготовить их к будущему и вооружить навыками, сильными рабочими привычками и внутренней уверенностью. В «Боевом гимне матери-тигрицы» рассказывается о железной воле Чуа, которая решила воспитать своих дочерей, Софию и Лулу, по-китайски, а также о замечательных результатах, к которым привел ее выбор. Вот некоторые вещи, которые Эми Чуа никогда бы не позволила делать своим дочерям: устроить вечеринку? быть в школьном спектакле? жалуетесь на то, что не участвуете в школьном спектакле? не быть учеником №1 по всем предметам, кроме физкультуры и драмы? играть на любом инструменте, кроме фортепиано или скрипки? не играть на пианино или скрипке Правда в том, что у Лулу и Софии никогда не было бы времени на свидание. Они были слишком заняты тренировкой на своих инструментах (два-три часа в день и двойные занятия по выходным) и совершенствованием китайского языка. Конечно, никто не идеален, включая саму Чуа. Посмотрите на эту сцену: «По словам Софии, вот три вещи, которые я на самом деле сказал ей за пианино, когда наблюдал за ее репетицией: 1. Боже мой, тебе становится все хуже и хуже. 2. Я собираюсь считать. до трех, тогда я хочу музыкальности. 3. Если в следующий раз не будет ИДЕАЛЬНО, я возьму все твои мягкие игрушки и сожгу их!» Но Чуа требует от себя не меньше, чем от своих дочерей. И в ее жертвах — пристальном внимании, потраченном на изучение выступлений ее дочерей, потерянных рабочих часах, доставляющих девочек на уроки, — становится очевидной глубина ее любви к своим детям. «Боевой гимн Матери-Тигрице» — это поучительное исследование различий в воспитании детей на Востоке и на Западе, а также уроков, которые родители и дети повсюду преподают друг другу.

Ребенок с цельным мозгом

БЕСТСЕЛЛЕР NEW YORK TIMES * Тираж более 1 миллиона экземпляров! * В этой новаторской практической книге авторы книг «Дисциплина без драм» и «Мозг да» объясняют новую науку о том, как устроен детский мозг и как он созревает. «Простые, разумные и эффективные решения проблем вашего ребенка». — Харви Карп, доктор медицины. В этой новаторской практической книге Дэниел Дж. Сигел, нейропсихиатр и автор бестселлера Mindsight, и эксперт по воспитанию детей Тина Пейн Брайсон предлагают революционный подход. к воспитанию детей с двенадцатью ключевыми стратегиями, которые способствуют здоровому развитию мозга и делают детей более спокойными и счастливыми. Авторы объясняют — и делают доступными — новую науку о том, как устроен детский мозг и как он взрослеет. «Верхний мозг», который принимает решения и уравновешивает эмоции, строится до середины двадцатых годов. И особенно у маленьких детей правое полушарие и его эмоции имеют тенденцию доминировать над логикой левого полушария. Неудивительно, что дети закатывают истерики, дерутся или молча дуются. Применяя эти открытия к повседневному воспитанию детей, вы можете превратить любую вспышку, спор или страх в шанс интегрировать мозг вашего ребенка и способствовать жизненному развитию. В комплекте с соответствующими возрасту стратегиями решения повседневных проблем и иллюстрациями, которые помогут вам объяснить эти понятия вашему ребенку, The Whole-Brain Child показывает вам, как развивать здоровое эмоциональное и интеллектуальное развитие, чтобы ваши дети могли вести сбалансированный образ жизни. , осмысленные и связанные жизни. «Полезный ресурс по воспитанию детей для всей семьи… Авторы включают достаточное количество исследований мозга, но представляют их как для взрослой, так и для детской аудитории». [с] состраданием». — The Washington Post «Эта эрудированная, нежная и забавная книга наполнена свежими идеями, основанными на последних исследованиях в области неврологии. Я призываю всех родителей, которые хотят, чтобы добрые, счастливые и эмоционально здоровые дети читали The Ребенок с цельным мозгом. Это мой новый детский подарок», — Мэри Пайфер, доктор философии, автор книг «Возрождение Офелии» и «Приют друг друга». «Дает родителям и учителям идеи, как заставить все части мозга здорового ребенка работать вместе. .» —Родитель к родителю

Нет

Присоединяйтесь к движению, чтобы сказать «да» «нет». Беспрецедентная коалиция родителей и педагогов по всей Миннесоте приняла «Нет» как общегосударственное чтение. Несмотря на то, что сказать «нет» своему ребенку, безусловно, важно, многим родителям по-прежнему трудно довести это до конца, даже когда они знают, что должны, особенно когда другие родители и окружающая их культура вседозволительны. Теперь успешный психолог, автор бестселлеров и всемирно известный эксперт по воспитанию детей доктор Дэвид Уолш предлагает вам арсенал приемов, объяснений и примеров того, как правильно использовать «Нет» с вашими детьми. Его запоминающиеся, трогательные, а иногда и юмористические анекдоты помогут вам восстановить уверенность в собственных суждениях и способности сказать «нет», поскольку они напоминают вам, что вы не одиноки в своих родительских заботах. Благодаря практичным советам доктора Уолша вы сможете сразу же оценить и улучшить свои отношения с детьми, установить и обеспечить соблюдение ограничений, которые имеют смысл для разных возрастов (от малышей до подростков), и другими способами оказать положительное влияние на детей. поведения и в вашей семейной жизни в целом. Первый взгляд на психологическую важность «Нет» в развитии ребенка. «Нет» предлагает живой голос, теплую мудрость, упрощенную науку и широту знаний, которые читатели привыкли ожидать от доктора Уолша.

Hyper-Parenting

Утверждает, что микроуправление деятельностью и опытом препятствует счастью и здоровому развитию сегодняшних детей, и предлагает решения для воспитания того, что действительно важно.

Секреты заклинателя для малышей

Беспокоят бесконечные требования вашего малыша? Беспокоитесь, что ваш двухлетний ребенок не развивается по графику? Тебе явно нужно провести некоторое время с Трейси Хогг. Прозванная благодарными родителями «детским шептуном» из-за ее необычайного дара понимания и общения с детьми, Трейси стала всемирно известной после ошеломительного успеха ее бестселлера New York Times «Секреты детского шепота». Теперь Трейси вернулась с той же выигрышной смесью здравого смысла и сверхъестественной интуиции. Начиная с простой, но важной предпосылки, что не существует такого понятия, как «типичный» ребенок, Трейси проводит вас через свои уникальные программы, в том числе * H.E.L.P. (Сдерживать, Объяснять, Ограничивать, Хвалить): мантра, которая напомнит вам о четырех элементах, которые имеют решающее значение для развития и независимости вашего ребенка и в то же время обеспечивают его безопасность. * Использование T.L.C. (Говори, Слушай, Уточняй), чтобы общаться с малышом, чтобы понять, о чем он на самом деле думает, и лучше всего помочь ему выразить себя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts