Воспитательный процесс с психологической точки зрения это: Процесс воспитания и диагностика воспитанности

023 — Выготский Л. С. «Педагогическая психология» — Книги

О целях воспитания с психологической точки зрения

Вопрос о целях воспитания во всем его объеме не относится к предмету педагогической психологии. Последняя должна вскрыть формальную сторону всякого воспитательного процесса независимо от его целей, объяснить управляющие им законы независимо от того, в какую сторону направлено их действие. Дело общей педагогики, дело социальной этики — указывать и намечать цели воспитания.

Психологическая природа воспитательного процесса совершенно одинакова, хотим ли мы воспитать фашиста или пролетария, готовим ли мы акробата или хорошего чиновника. Нас должен интересовать только сам механизм установления новых реакций, к чьему бы благу эти реакции ни клонились.

Однако есть в этом вопросе некоторая формальная сторона, которая может быть рассмотрена только с психологической точки зрения. Вопрос в психологии должен стоять не о тех или иных конкретных целях воспитания, а о том, какие, вообще, цели могут быть поставлены с научной точки зрения воспитательному процессу.

Каковы те условия, наблюдение которых заставит наши цели идти вразрез с воспитательным процессом? Этот вопрос правомочна разрешить психологическая теория воспитания, и только она одна.

Из всего предыдущего мы видели, что воспитательный процесс насквозь конкретен. Он заключается не в чем ином, как в установлении новых связей, причем эта связь бывает всякий раз совершенно вещественна и конкретна. Уже по одному этому понятно, что ставить цели воспитательному процессу можно только конкретные. С научной точки зрения одинаково можно говорить о воспитании фашиста или революционера, акробата или чиновника, ибо во всех этих случаях мы имеем всегда налицо совершенно определенный характер тех реакций, совершенно ясную систему того поведения, точный идеал той деятельности, которые мы хотим осуществить.

Но говорить об отвлеченных идеалах воспитания как о развитии цельной и гармонической личности или культурного и цивилизованного человека с точки зрения научной бессмысленно, ибо это ничего ровно не означает для выбора тех связей, которыми мы должны пользоваться в воспитательном процессе.

Научно формулировать цели воспитания — значит совершенно конкретно и точно наметить ту систему поведения, которую мы желаем осуществить в нашем воспитаннике.

И стоит только приглядеться к воспитательным системам в их историческом развитии, чтобы заметить, что цели воспитания на деле всегда были совершенно конкретные и жизненные и отвечали идеалам эпохи, той экономической и социальной структуре общества, которая определяет собой всю историю эпохи. Если на словах эти идеалы формулировались иначе, то это зависело всякий раз либо от научной беспомощности мыслителя, либо от классового лицемерия эпохи.

Феодализм, который был заинтересован только в воспитании покорных и безропотных рабов, конечно, не мог говорить об этом открыто и должен был прикрываться религиозным учением о спасении души. Так было и во все те эпохи, когда правящий класс эксплуататором, который командовал и воспитанием, прикрывал отвлеченными словами истинную цель воспитания. Ныне при обнажении классовых противоречий надобность подобной маскировки миновала, и человек нашей эпохи склонен совершенно конкретно и точно формулировать жизненную цель воспитания.

Надо иметь в виду, что воспитание всегда и везде носило классовый характер — сознавалось это или не сознавалось его апологетами или апостолами. Дело в том, что в человеческом обществе воспитание есть совершенно определенная общественная функция, которая всегда направляется интересами господствующего класса, и свобода и независимость малой искусственной воспитательной среды от большой социальной среды есть, в сущности, очень относительные и условные свободы и независимость в известных узких пределах и границах.

Всегда существует известное взаимодействие влияний и связь между большой и малой социальной средой, и вся сложность психологической проблемы воспитания заключается не в чем ином, как в установлении истинных границ этой независимости. Показать и обнаружить классовую природу и содержание всякой воспитательной системы не представляется трудным. Достаточно вспомнить ту образовательную систему царской русской школы, которая создавала лицей и институты для дворянства, реальные училища для городской буржуазии, приюты и ремесленные училища для бедноты.

Поэтому с психологической точки зрения бессмысленно говорить о каких-либо отвлеченных и общих целях всякого воспитания вообще. У каждого воспитания есть свои собственные цели, даже у каждого периода воспитания могут быть свои, и, в чем бы они ни выражались, они всегда будут формулировать известные стороны и характер того поведения, которое воспитание хочет вызвать к жизни. Только такие цели воспитания могут иметь реальное значение в выборе и направлении воспитательного процесса, ибо только они могут давать правила для отбора нужных воспитательных воздействий и для правильного их комбинирования в стройную педагогическую систему.

024 — Выготский Л. С. «Педагогическая психология» — Книги

Воспитание как социальный отбор

Мы вплотную подошли к тому, чтобы окончательно сформулировать на основании всего учтенного материала психологическую природу воспитательного процесса. Однако было бы крайне затруднительно сделать это в одной фразе, так как всякое определение, согласно французской поговорке, есть ограничение, т. е. частичное, одностороннее освещение предмета. Поэтому постараемся взглянуть на воспитание с нескольких важнейших сторон.

Первым приближающим определением воспитания будет указание на то, что воспитательный процесс сводится к установлению и накоплению условных реакций на основе прирожденных и к выработке полезных для приспособления к социальной среде форм поведения. Иначе говоря, воспитание определяется как приспособление наследственного опыта к данной социальной среде.

Но нетрудно заметить, что такое определение чрезмерно широко, потому что под понятие воспитания подошла бы всякая новая условная реакция и мы потеряли бы критерий для различения воспитания от установления новой условной реакции, которую мы замыкаем ежедневно, когда решаемся здороваться с новым знакомым человеком, понимать новое иностранное слово, реагировать на новое событие. С этой точки зрения необходимо отличать воспитание от повседневной жизни.

Нет никакого сомнения в том, что всякое установление в жизни подобной новой реакции есть, по существу, психологическое воздействие на самого себя, самовоспитательный процесс.

Особенно резко это бросается в глаза там, где мы встречаемся не с единичными и случайными установлениями реакций, но с планомерным, целесообразным и длительным процессом выработки новых систем поведения у взрослых людей. Так, когда мы имеем дело с обучением солдат, с обучением новой игре, с какими-нибудь курсами стенографии или машинописи, мы несомненно сталкиваемся с психологическими процессами воспитательной природы, ибо во всех этих случаях идет речь о выработке и установлении новых систем реакций, новых форм поведения.

Однако здесь правильнее было бы говорить для ясности и точности дела скорее о перевоспитании в широком смысле этого слова, чем о воспитании. Различие одного и другого слова несколько отличается от того значения, которое придается им в популярном словоупотреблении. В обычном языке под перевоспитанием, как правило, разумеется коренная переработка, перестройка уже существующих систем реакций. Так принято говорить о перевоспитании преступника, душевнобольного и т.

д. Никто не стал бы в обыденной речи говорить о перевоспитании на курсах машинописи или стенографии. С популярной точки зрения мы здесь ничего не перевоспитываем, но сообщаем и вырабатываем как бы новые навыки. Между тем с научной точки зрения во всех этих случаях правильно было бы говорить именно о перевоспитании, так как психологически мы везде имеем установление некоторых новых связей в уже сложившейся системе поведения.

Существенным признаком воспитания следует считать момент неустановленности, текучести, роста, самостоятельного изменения организма. Таким образом, в чистом виде понятие о воспитании применимо только к ребенку, т. е. к растущему и самоизменяющемуся организму. Это совершенно аналогично всем прочим физическим процессам организма. Изменения в организме происходят безостановочно в продолжение всей жизни. Однако те изменения, которые принято называть ростом, имеют совершенно иной биологический смысл. Предназначение и цель их заключаются в подготовке молодого существа к сложной и многообразной жизненной деятельности.

Слово «воспитание» применимо только к росту.

Таким образом, воспитание можно определить как планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста организма. Следовательно, только то установление новых реакций будет иметь воспитательный характер, которое в той или иной мере вмешивается в процессы роста и направляет их. Следовательно, не все новые связи, замыкающиеся у ребенка, будут воспитательными актами.

Если, уходя из дому, я уславливаюсь с ребенком, где я оставлю для него ключ, этим самым я несомненно замыкаю новую связь у ребенка. Но если эта реакция не имеет иного назначения, кроме того, как помочь ребенку отыскать ключ, она не может быть названа воспитательной с психологической точки зрения. Следовательно, не все, что мы делаем с ребенком, есть воспитание в научном смысле слова.

Отсюда видно, что воспитание может составить предмет и проблему детской психологии. В чем же смысл этого процесса? Его правильнее всего определить как процесс социального отбора. Мы помним, что реакция есть сложный процесс взаимоотношения между миром и человеком, определяемый приспособлением. Поведение есть высшая форма приспособления к среде. Но ребенок обладает множеством социальных возможностей. Из него могут выработаться самые различные личности. «Ребенок, — говорил Франк, — «воображающий» себя разбойником, солдатом или лошадью и «изображающий» из себя эти существа, в действительности более прав, чем его родители, или ученые-психологи, видящие в нем только маленькое, беспомощное существо, живущее в детской. Ибо под этой внешностью действительно таится потенциальный запас сил и реальностей, не вмещающихся во внешнепредметную реальность его жизни. В этом маленьком существе действительно живут силы и стремления и разбойника, и солдата, и даже лошадей; оно фактически есть нечто неизмеримо большее, чем то, чем кажется постороннему наблюдателю» (1917, с. 57). В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третий. Воспитание производит социальный отбор наружной личности.

Из человека как биотипа оно путем отбора формирует человека как социотипа.

Психология образования и пять основных аспектов психологии образования

В этой статье я расскажу вам о «Психологии образования и пяти основных аспектах психологии образования».

Содержание

  • Педагогическая психология и пять основных аспектов педагогической психологии:
  • Что такое педагогическая психология?
  • Пять основных аспектов педагогической психологии:
    • 1. Перспектива развития:
    • 2. Когнитивная перспектива:
    • 3. Поведенческая перспектива:
    • 4. Конструктивистский подход:
    • 5. Опытная перспектива:
  • Заключение:

. психология эта статья очень полезна для вас.

Понять основные пять аспектов педагогической психологии, реализованных в нашей системе образования. Важно сначала узнать, что такое педагогическая психология?

Педагогическая психология и пять основных аспектов психологии образования:

Педагогическая психология и пять основных аспектов педагогической психологии

Педагогическая психология — одна из самых популярных областей психологии, занимающаяся анализом и пониманием человеческого развития учащихся. Эта область не только изучает конкретные образовательные концепции, но и помогает в разработке лучших методов обучения студентов.

Пять основных аспектов педагогической психологии помогают понять поведенческие и психические аспекты учащихся, учителей и других учебных заведений, участвующих в этом процессе.

Что такое педагогическая психология?

Педагогическая психология — это изучение того, как человек учится, а также процессов, методов и методологий, которые будут эффективно применяться для улучшения обучения.

Эта отрасль психологии призвана помочь людям изучать и сохранять информацию в процессе, который начинается с рождения и заканчивается, когда кто-то достигает пожилого возраста.

Он охватывает не только процесс обучения ребенка в течение его первых лет от раннего детства до позднего подросткового возраста, но распространяется на весь период жизни, в течение которого он поступает в образовательные учреждения для формального обучения либо по профессиональным, либо по академическим причинам.

Педагогическая психология включает анализ и измерение того, как учащиеся воспринимают и запоминают новую информацию.

В этой области психологии рассматриваются не только методы обучения, но и образовательные стратегии и приемы.

Знания, полученные из педагогической психологии, касаются индивидуальных различий в обучении, а также факторов, влияющих на обучение на протяжении всей жизни человека!

Пять основных аспектов педагогической психологии:

У каждого учителя свой метод обучения. У них есть свои методы, как достучаться до каждого ученика в классе.

Но есть одна вещь, которая беспокоит их больше всего, а именно способность каждого учащегося понять концепции урока и полностью понять их.

Нам необходимо понимать различные точки зрения при рассмотрении этой области исследования.

Исследователи в области педагогической психологии, как правило, придерживаются разных точек зрения, и каждая из этих точек зрения фокусируется на различных влияниях, относящихся к обучению и обучению.

1. Перспектива развития:

Чтобы предоставить учащимся больше возможностей для обучения, педагоги должны понимать, как маленькие дети видят мир в разном возрасте.

Педагоги-психологи рассматривают такие вопросы развития, как способность ребенка выражать свои мысли и чувства, а также его отношения со взрослыми на разных этапах детства.

Педагоги-психологи могут лучше понять, на что способны дети на каждом этапе пути.

Педагоги могут затем создавать образовательные программы, используя эту информацию, чтобы помочь им приобрести знания и навыки, наиболее подходящие для определенных возрастных групп.

Дети на разных этапах развития нуждаются в разных видах обучения.

Педагоги-психологи изучают, на что способен каждый этап, а затем создают материалы и методы для каждого конкретного стиля обучения.

У детей разного возраста есть разные потребности, которые необходимо удовлетворять по мере их роста и развития, поэтому важно иметь под рукой профессионалов, которые являются экспертами в области детской психологии в сфере образования и обучения.

2. Когнитивная перспектива:

Согласно исследованиям и фактическим данным, существуют разные подходы к обучению и образованию.

Когнитивный подход к обучению стал гораздо более распространенным в последние несколько десятилетий, потому что он объясняет, как такие вещи, как воспоминания, убеждения, эмоции, мотивация и опыт, играют роль в том, как люди учатся.

Это называется когнитивным подходом к обучению. Он поддерживает идею о том, что студенты изучают то, что они хотят изучать, и что мотивация является одним из основных элементов их успеха.

Согласно Принципам педагогической психологии, когнитивная психология направлена ​​на понимание того, как люди думают, учатся, запоминают и обрабатывают информацию. Основная предпосылка заключается в том, что люди используют свой опыт, поскольку они могут воспринимать свое окружение.

3. Поведенческая перспектива:

Эта теория предполагает, что все человеческое поведение основано на обусловленности. Психологи, придерживающиеся этой точки зрения, часто сосредотачиваются на принципах оперантного обусловливания, чтобы объяснить обучение.

Эта точка зрения предполагает, что все виды поведения приобретаются посредством обусловливания, вы создаете ассоциации между определенными обстоятельствами или стимулами и вашим собственным поведением.

Психологи, придерживающиеся этой точки зрения, твердо полагаются на принципы оперантного обусловливания, чтобы понять, как человек «становится» определенным образом, и выяснить, почему он ведет себя именно так.

Согласно поведенческой точки зрения, все, что мы делаем, мы узнаём на основе опыта в какой-то момент нашей жизни.

Психологи придерживаются этой точки зрения, потому что кажется, что люди делают хороший выбор, когда есть много хороших последствий и плохой выбор с негативными последствиями.

Например, учителя награждают учеников блестящими монетами или забавными предметами, такими как наклейки или игрушки, если они учатся на правильном уровне.

Бихевиористская точка зрения подчеркивает, что это научит детей не играть во время урока, потому что у них есть полезные вещи, которые можно есть и использовать!

4. Конструктивистский подход:

Конструктивистский подход — это теория обучения, которая подчеркивает, как создаются знания на основе индивидуального опыта, интерпретаций и значений.

Эта теория также рассматривает взаимодействие людей на протяжении всего процесса обучения и коллективной деятельности по накоплению знаний, исследуя, как информация передается от человека к человеку.

Конструктивистский подход к образованию предполагает, что учащиеся учатся лучше всего, когда они активно участвуют и когда их мысли, чувства и действия признаются как способствующие процессу обучения.

Конструктивизм — довольно распространенная теория обучения. Это подчеркивает тот факт, что мы активно строим собственное знание мира через наш опыт, чувства, мысли и убеждения.

Конструктивизм также объясняет, что новая информация может быть добавлена ​​только к уже существующим знаниям.

На более базовом уровне теория основана на том, как работает человеческий разум — мы по своей природе любознательны и хотим собрать как можно больше информации о том, что нас окружает!

5. Экспериментальная точка зрения:

Экспериментальная точка зрения похожа на конструктивистскую и когнитивную точки зрения, поскольку она учитывает опыт, мысли и чувства учащегося по поводу того, чему его учат.

Один из способов научить кого-то чему-то — заставить его испытать это на себе. Это обычно называют эмпирическим обучением, и это важно, когда вы пытаетесь заставить кого-то понять концепцию, которая поначалу может показаться неуместной или важной.

Экспериментальное обучение помогает людям связать новые концепции, которые они только начинают изучать, вызывая воспоминания о вещах, которые они уже знают, что облегчает понимание информации и делает ее более значимой в их жизни.

Эта перспектива признает, что каждый человек имеет различный и уникальный опыт, знания и интерес к определенным темам.

Таким образом, при попытке повысить осведомленность и понимание новой темы важно предоставить учащемуся информацию из нескольких источников в контексте его собственного опыта.

С этой точки зрения эти различные переживания влияют на то, как люди понимают новую информацию.

Заключение:

Мы надеемся, что вам понравилась наша статья о психологии образования и пяти основных аспектах психологии образования, и вы узнали много нового.

Педагогическая психология — это широкий термин, используемый для описания любого или всех следующих аспектов: как люди учатся, как обучается мозг и как на людей влияет окружающая среда.

Существует пять основных аспектов педагогической психологии, которые обсуждались здесь выше. Надеюсь, вы прошли через это.

Нам всегда приятно получать отзывы от наших читателей! Спасибо за прочтение, мы надеемся, что вы узнали кое-что из нашей статьи!

Journal of Educational & Psychological Research

Исследователи и авторы могут напрямую представить свою рукопись онлайн по этой ссылке.

Поделиться этой страницей:    

Индексация

зрители и читатели

Журнал DOI: 10.33140/JEPR
Редакционная комиссия .

Юрий Евгений Разводовский
Профессор психиатрии, старший научный сотрудник Гродненский государственный медицинский университет, Россия

Эммануэль Олусола
Профессор педагогического факультета Университет Форт-Хейр, Южная Африка

Abuelgasim Erlasheed A Alhassan
Клинический ученый, клинический токсиколог, клинический ученый и консультант Клинический биохимик Национальный реабилитационный центр, ОАЭ

Основной целью Журнала образовательных и психологических исследований является публикация оригинальных исследований, касающихся образования для всех возрастов и уровней образования. Этот журнал раскрывает различные процессы преподавания и обучения и различные интересы студентов с психологической точки зрения. Журнал помогает молодому поколению получать научные и познавательные идеи и повышает общее качество образования. Непрекращающиеся поиски в области образования, попытки понять теории обучения и факторы, необходимые для успешного результата обучения, дают исследователям наилучшую почву для психологического изучения процесса преподавания и обучения. В журнале особое внимание уделяется педагогической психологии. Область педагогической психологии включает в себя эффективность образовательных вмешательств, психологию обучения, социальную психологию школ как организаций и так далее. Освещение психологии развития включает следующие аспекты: двигательные навыки и другие психофизиологические процессы; когнитивное развитие, включающее такие области, как решение проблем, овладение языком; социальное, личностное и эмоциональное развитие; формирование Я-концепции и идентичности. Этот журнал, ежегодно издаваемый как в печатной, так и в онлайн-версии, знакомит читателей с последними достижениями в области образования и психологии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts