Восприятие читаемого текста происходит в момент: Зрительное восприятие текста — Урок 6 «Движение глаз при чтении»

Зрительное восприятие текста — Урок 6 «Движение глаз при чтении»

Что на свете всего труднее? Видеть своими глазами то, что лежит перед нами.

И.В. Гете

Несмотря на большую историю изучения процессов зрительного восприятия, наука еще и сегодня не разгадала всех его тайн. Благодаря зрению человек получает более 90% всей информации об окружающем его мире. Однако, как считают ученые, не всегда люди эффективно используют зрение. Мнения специалистов, изучающих процессы зрения, единодушно сходятся на том, что глаза — это вынесенный вперед мозг. Как же происходит восприятие текста и передача его в мозг? Здесь можно выделить два основных этапа: первичное восприятие текста глазами и его обработка.

Как показали исследования, при чтении глаза человека находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движении).

Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Из 100 тыс. фиксаций, которые делают глаза человека в течение дня, огромная часть их не является информативной, т. е. продуктивной. Зрительные фиксации очень изменчивы по длительности и в значительной мере зависят от объекта наблюдений, его известности и ценности с точки зрения наблюдателя. Подсчитано, что в течение часа глаза читателя 57 минут находятся в относительном покое — они зафиксированы на тексте.

Естественно, что скорость переработки информации в различных условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановок. Таким образом, повышение скорости чтения — это повышение способности воспринимать информацию в большем объеме в единицу времени при остановке глаз во время чтения.

Движения глаз при чтении человек обычно не осознает. Одна из причин этого — отсутствие так называемой осознаваемой, произвольно управляемой обратной связи, посредством которой в мозг передавались бы сообщения о микродвижениях глаз. Человек узнает о направлении своего взгляда лишь по положению наблюдаемых объектов и под влиянием некоторых других факторов, например поворота или наклона головы. Тем не менее, непроизвольные движения глаз играют большую роль в зрительном восприятии. Неслучайно исследователи, оценивая комплекс процессов, происходящих в зрительной системе человека, отмечают: «Мы часть не знаем, что видим, пока не узнаем, на что мы смотрим».


Рис. 19. Микродвижения глаз

При взгляде на определенный объект, глаз совершает по его контуру регулярные скачки с частотой 2—5 раз в секунду. Причем, как показывают наблюдения, при чтении текста такие скачки совершаются вдоль строки 3—4 раза в секунду. На рис. 19 показан характер микродвижения глаз. Существуют три вида микродвижений: дрейф (волнистые линии) — от центра; быстрые скачки (прямые отрезки) — обратно к центру; высокочастотный тремор, накладывающийся на основной дрейф. Амплитуда всех этих движений очень мала. Диаметр изображенного на рисунке участка центральной ямки сетчатки глаза составляет всего лишь 0,05 мм. Из этого следует важный вывод, имеющий существенное значение для совершенствования техники чтения: различие между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимает читающий в момент фиксации.

Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные, так называемые саккадические движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждой строке. Кроме того, зрительный анализатор извлекает из любого изображения, в том числе и из текста, только информативную часть, т. е. он не переносит изображение из одного места (с сетчатки) в другое (в мозг) один к одному.

Зрительный нерв имеет более 1 млн. изолированных волокон, поэтому и глаз как сложный прибор работает избирательно. Интересно сравнить сетчатую оболочку глаза человека и связанные с ней генетически заданные сети матрицы зрительной коры головного мозга с вычислительными системами. В количественном смысле это сравнение по абсолютному количеству информации, которую они обрабатывают, показывает, что сетчатка (по своим элементам, действующим параллельно с миллисекундными интервалами) выполняет работу, эквивалентную современной цифровой вычислительной системе, занимающей площадь в 70 см2; и использующей 4 т сложнейшего электронного оборудования. Физически же, как известно, сетчатка занимает по объему всего около 12см2×0,01см и весит примерно 100 мг. Эти цифры характеризуют уровень биологической микроминиатюризации и степень энергетической экономии при обработке информации, достигаемой в зрительной системе.

 

Назад

Далее

 

 

Л. С. Цветкова ― Психология чтения

В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.

Чтение является сложным психическим процессом и прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность этого процесса обусловлена прежде всего его неоднородностью: с одной стороны, чтение — процесс непосредственного чувственного познания, а с другой, представляет собой опосредствованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление

Чтение рассматривается и как один из видов письменной речи, который представляет собой процесс, во многом противоположный процессу письма. Письмо, как и устное высказывание, особыми средствами превращает свернутую мысль в развернутую речь. Начинается письмо с мотива, заставляющего субъекта формулировать высказывание в письменной речи, продолжается в возникновении общей схемы, плана высказывания, или замысла, который формируется во внутренней речи и еще не имеет выраженного вербального характера. Осуществляя генеративную функцию, внутренняя речь и превращает свернутый замысел в систему письменной речи. В то же время письмо имеет много общего с процессом чтения. Как и письмо, чтение является аналитико-синтетическим процессом, включающим звуковой анализ и синтез элементов речи, хотя этот элемент чтения во многих случаях может устраняться. Особенно отчетливо аналитико-синтетическое чтение проявляется на ранних этапах развития его у ребенка, который анализирует буквы, переводит их в звуки, объединяет их в слоги, а из слогов синтезирует слово. На поздних же этапах формирования чтения этот процесс носит иной, более сложный характер. Опытный чтец, как показали исследования движения глаз, не подвергает анализу и синтезу все элементы слова, он лишь схватывает ограниченный комплекс букв, несущих основную информацию (чаще всего корневую часть слова), и по этому комплексу звуко-букв восстанавливает значение целого слова. Для того чтобы достигнуть правильного понимания воспринимаемого при чтении слова, читающий нередко возвращается к написанному слову и сверяет возникшую «гипотезу» с реальным словом. При чтении достаточно знакомых слов, наиболее упроченных в прошлом опыте (фамилия, имя, город, в котором живет человек, распространенные названия предметов и т. д.), такой процесс сличения гипотезы с реально написанным словом, т.е. возвращение к побуквенному анализу, становится излишним, и читающий узнает слово сразу… Если написанное слово более сложно по своему строению (например, кораблекрушение, предзнаменование и др.), или уже выделенный комплекс букв еще не дает основания для однозначного прочтения слова (ср.: распоряжение может быть прочитано как расположение и др.), то читающий возвращается к прочитанному слову, сверяет первоначально возникшую гипотезу с реальным написанием и только тогда декодирует значение слова.

Такая стратегия чтения, заключающаяся в забегании вперед (антиципация) и в возвращении назад (сличение, контроль), обеспечивается сложным актом движения глаз. Известно, что ограничение свободы движения глаз назад и вперед по тексту нарушает процесс чтения на всех этапах его развития (Т. Г. Егоров, 1952 и др.). Движения глаз как необходимый компонент процесса чтения исследовались уже в работах авторов раннего периода (А. В. Трошин, К. Miller и др.). Ученые установили, что во время чтения происходит закономерная смена пауз и движений глаз и что оптическое восприятие читаемых знаков происходит в момент фиксации глаза, а не его движения. Ими же было установлено, что единицей чтения является слово, а не буква.

Это направление получило дальнейшее развитие в работах Т. Г. Егорова, Л. И. Румянцевой (1953) и др., которые подробно изучили движение глаз при чтении и особое внимание уделили изучению регрессивных движений глаз и их значению для чтения. Было установлено, что отсутствие возможности у глаза возвращения назад по строке значительно замедляет процесс чтения, увеличивает количество ошибок, но еще большие затруднения возникают при торможении движения глаз вперед по строке, поскольку эти движения обеспечивают так называемое «антиципирующее чтение» или «зону прогноза». Эти авторы также считают, что чтение происходит в момент фиксаций глаза («зона опознания») и что единицей чтения является слово, а буквы выполняют роль ориентиров в нем. Глаз воспринимает в процессе беглого чтения не все буквы, а лишь некоторые из них, несущие наибольшую информацию о слове. Эти буквы получили название доминирующих.

Таким образом, эти авторы приходят к выводу, что движения глаз являются одним из необходимых условий осуществления чтения, но лишь условием. Что же касается непосредственного строения процесса чтения, то оно характеризуется взаимодействием по крайней мере двух уровней — сенсомоторного и семантического, находящихся в сложном единстве. Сенсомоторный уровень состоит, в свою очередь, из нескольких тесно взаимоувязанных звеньев:

а) звуко-буквенный анализ,

б) удержание получаемой информации,

в) смысловые догадки, возникающие на основе этой информации,

г) сличение, т. е. контроль возникающих гипотез с данным материалом.

Сенсомоторный уровень обеспечивает как бы «технику» чтения — скорость восприятия и его точность. Семантический уровень на основе данных сенсомоторного уровня ведет к пониманию значения и смысла информации. Сложное взаимодействие, единство этих уровней и обеспечивает чтение как со стороны быстроты и точности восприятия знаков, так и со стороны адекватного понимания значения, которое несут эти знаки. При формировании чтения у детей зрительное восприятие буквенных знаков — отдельно или в слове — обязательно сопровождается проговариванием вслух, т.е. переводом зрительной лексемы в ее звуковой и кинестетический аналог. Точное, безошибочное восприятие — основное условие правильного понимания читаемого.

Чтение с самого начала подчинено его основной задаче — пониманию письменного сообщения. Поэтому развитие понимания читаемого в процессе формирования чтения у детей идет в тесной связи с развитием процесса восприятия. В самом начале формирования чтения понимание идет не совместно, а вслед за восприятием; оно возможно лишь на основе длительного анализа и синтеза читаемых слов. Постепенно, по мере развития и автоматизации навыка чтения, понимание начинает опережать процесс восприятия, и проявляется оно в возникновении смысловых догадок, угадываний смысла в пределах отдельных слов. На поздних этапах формирования чтения задача понимания читаемых сообщений решается уже путем схватывания смысла целых слов и предложений. Здесь чтение опирается на предвосхищение дальнейшей мысли, относящейся уже не к слову или фразе, а к целому абзацу или даже ко всему тексту. У взрослого человека антиципирующее чтение достигает полного совершенства. Акт чтения здесь протекает в полном и неразрывном единстве процессов восприятия и понимания читаемого. Процесс восприятия к этому времени автоматизируется и обеспечивает условия для быстрого и правильного понимания читаемого. Понимание, в свою очередь, начинает сильно влиять на восприятие, воздействуя на его скорость и точность.

Понимание слова, фразы при чтении обеспечивается не только точностью восприятия, но и влиянием контекста. Об этом условии, играющем известную роль в чтении, указывалось в работах некоторых авторов (А. В. Трошин, Т. Г. Егоров и др.). Изучался этот вопрос и в исследованиях А. Н. Соколова, в которых экспериментально была показана значительная роль контекста в понимании слова, фразы, абзаца при чтении. Исследования же, прямо направленные на изучение вопроса о влиянии контекста слова на процесс чтения, его скорость и точность, были проведены Дж. Мортоном. На основе большого экспериментального материала автор делает выводы о том, что быстрое и адекватное понимание в процессе чтения наступает благодаря более высокой степени контекста слов.

Высокая степень контекста слов и полное использование контекстных догадок приводят, в свою очередь, к увеличению скорости чтения, уменьшению количества фиксаций (т.е. объем и угол охвата материала глазом увеличиваются), к увеличению точности восприятия, что находит свое выражение в уменьшении регрессивных движений глаз. Дж. Мортон предполагает, что существует потенциал чтения, который не полностью используется неопытными чтецами и который связан со знанием статистических свойств языка, с вероятностью слова. Увеличение вероятности слова-стимула может сделать его более доступным для восприятия, а это приведет к увеличению скорости чтения без потери понимания.

В современной психологической литературе принято различение «внешнего» и «внутреннего» контекстов. «Внешний» строится на основе влияния всего прочитанного текста, а «внутренний» — на основе читаемого абзаца, предложения.

Такой сложный психический процесс не может осуществляться на основе работы какой-либо одной зоны мозга, или так называемого центра чтения, как считали раньше. Современная нейропсихология рассматривает в качестве мозговой основы реализации процесса чтения совместную работу нескольких участков мозга (заднелобных, нижнетеменных, височных, затылочных отделов коры левого полушария), каждый из которых вносит свой специфический вклад. Для осуществления процесса чтения необходима сохранность и взаимодействие зрительного, акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых и является психофизиологической основой процесса чтения.

Уже этот краткий анализ позволяет сделать вывод о чрезвычайной сложности психологической структуры процесса чтения и его связи с мозгом. Нормальный процесс чтения включает по крайней мере четыре взаимодействующих компонента: звуко-буквенный анализ и синтез, удержание информации, смысловые догадки и процесс сличения возникающих при чтении «гипотез» с написанными словами. Все эти процессы, однако, могут быть осуществлены лишь при наличии сложного движения глаз, с одной стороны, и при сохранности мотивов деятельности — с другой.

Стратегии чтения — опрос текстов

Интенсивное чтение

Критическое чтение — активное взаимодействие и взаимодействие с текстами — необходимо для вашего академического успеха в Гарварде и для вашего интеллектуального роста. Исследования показали, что учащиеся, которые читают преднамеренно, запоминают больше информации и сохраняют ее дольше.

Ваши задания по чтению в колледже, вероятно, будут более содержательными и сложными, чем те, к которым вы привыкли в старшей школе. Количество прочитанного почти наверняка будет больше. Однако студенты колледжей редко могут позволить себе роскошь последовательного перечитывания материала, учитывая темп жизни в классе и за его пределами.

Хотя описанные ниже стратегии (ради ясности) перечислены последовательно, обычно вы выполняете большинство из них одновременно. Поначалу они могут показаться неудобными, и вам, возможно, придется использовать их очень сознательно в первые несколько раз, особенно если вы не привыкли делать ничего, кроме перемещения взгляда по странице. Но они быстро войдут в привычку, и вы заметите разницу — в том, что вы «видите» при чтении, и в том, с какой уверенностью вы подходите к своим текстам.

1. Предварительный просмотр


Посмотрите «вокруг» текст, прежде чем начать читать.

Вы наверняка уже занимались одним из вариантов предпросмотра в прошлом, когда пытались определить, какова продолжительность назначенного чтения (и сколько времени и энергии, в итоге, оно от вас потребует). Но вы можете узнать гораздо больше об организации и назначении текста, обращая внимание не только на его длину, но и на другие характеристики.

Предварительный просмотр позволяет вам разработать набор ожиданий относительно объема и цели текста. Эти самые предварительные впечатления предлагают вам способ сосредоточиться на чтении. Например:

  • О чем вам говорит наличие заголовков , резюме t или других вводных материалов l?
  • Автор уже известен вам? Если да, то как их репутация или учетные данные влияют на ваше восприятие того, что вы собираетесь прочитать? Если автор незнаком или неизвестен, представляет ли их редактор (путем предоставления краткой биографической информации, оценки работы автора, проблем и важности)?
  • Как расположение или расположение текста подготавливает вас к чтению? Материал разбит на части – подтемы, разделы и т.п.? Есть ли длинные и непрерывные блоки текста или небольшие абзацы или «фрагменты» и что это означает? Как части текста могут направить вас к пониманию линии исследования или дуги выдвигаемого аргумента?
  • Похоже, что текст расположен в соответствии с определенными
    условностями дискурса
    ? Газетные статьи, например, имеют характеристики, которые вы узнаете, включая «простой» язык. Учебники и научные эссе организованы совсем по-другому. Тексты требуют от вас разных вещей, когда вы читаете, поэтому всякий раз, когда вы можете, регистрируйте тип информации, которую вам представляют.

 

2. Аннотировать


Аннотирование позволяет вам активно и немедленно вступить в «диалог» с автором, а также с проблемами и идеями, с которыми вы сталкиваетесь в письменном тексте. 
 

Это также способ вести непрерывный разговор с самим собой по мере того, как вы перемещаетесь по тексту, и записывать, на что была похожа эта встреча для вас. Вот как сделать чтение интенсивным для размышлений от начала до конца:

  • Выбросьте свой маркер : выделение может показаться активной стратегией чтения, но на самом деле оно может отвлечь от процесса обучения и ослабить ваше понимание. Те ярко-желтые линии, которые вы наносите на печатную страницу сегодня, могут показаться странно загадочными на следующий день, если только у вас нет способа вспомнить, почему они были важны для вас в другой момент времени.
    Ручка или карандаш позволят вам сделать больше с текстом, с которым вам нужно бороться.
  • Разметьте поля текста словами и фразами :   идеи, которые приходят вам в голову, заметки о вещах, которые кажутся вам важными, напоминания о том, как проблемы в тексте могут быть связаны с обсуждением в классе или темами курса. Такое взаимодействие позволяет вам осознавать причины, по которым вы читаете, а также цели, которые имеет в виду ваш преподаватель. Позже, когда вы готовитесь к тесту или проекту, ваши маргиналии будут полезными триггерами памяти.
  • Разработайте свою собственную систему символов
    : звездочка (*) ключевая идея, например, или используйте восклицательный знак (!) для удивительного, абсурдного, причудливого. Ваш персонализированный набор иероглифов позволяет вам фиксировать важные — и часто мимолетные — идеи, которые приходят вам в голову во время чтения. Как и примечания на полях, они окажутся незаменимыми, когда вы вернетесь к тексту в поисках идеального отрывка для использования в работе или когда вы готовитесь к важному экзамену.
  • Привыкайте задавать себе вопросы: «Что это значит?» «Почему автор делает такой вывод?» «Почему меня просят прочитать этот текст?» и т. д.  Запишите вопросы (на полях, в начале или в конце чтения, в блокноте или в другом месте. Они напоминают вам о незавершенных делах с текстом: что-то спросить во время обсуждения в классе или смиритесь с этим самостоятельно, как только у вас будет возможность глубже усвоить материал или прочитать другие материалы курса.0032

 

3. Структурируйте, обобщите и проанализируйте


Лучший способ убедиться в том, что вы действительно уловили суть, — это изложить ее своими словами. Разберите информацию, рассмотрите ее части, а затем попытайтесь снова собрать ее вместе на понятном для вас языке.

Контурирование  Аргументация текста — это разновидность аннотирования, которое может быть выполнено довольно неформально на полях текста, если только вы не предпочитаете более формальную модель римских цифр, которую вы, возможно, изучили в старшей школе. Структурирование позволяет вам увидеть основу аргумента: тезис, первый пункт и доказательства (и так далее) через заключение. С весомыми или трудными показаниями этот скелет может быть неочевидным, пока вы не отправитесь на его поиски.

Подводя итоги  выполняет нечто подобное, но в форме предложения и абзаца, а также с явными связями между идеями.

Анализ  добавляет оценочный компонент в процесс подведения итогов — он требует от вас не только переформулировать основные идеи, но и проверить логику, достоверность и эмоциональное воздействие аргумента. Анализируя текст, вы размышляете и решаете, насколько эффективно (или плохо) была сделана его аргументация. Вопросы, которые нужно задать:

  • Что утверждает автор?
  • Во что меня просят поверить или принять? Факты? Мнения? Какая-то смесь?
  • Какие причины или доказательства приводит автор, чтобы убедить меня? Где находится самое сильное или наиболее эффективное доказательство, которое предлагает автор, и почему оно убедительно?
  • Есть ли в тексте место, где рассуждения обрываются? Есть ли вещи, которые не имеют смысла, выводы, сделанные преждевременно, моменты, когда писатель подрывает их цели?

 


4.

Ищите повторения и шаблоны
То, как язык выбран, используется и  позиционируется в тексте, может быть важным показателем того, что автор считает важным и что он ожидает от вас из его аргументов.

Он также может предупредить вас об идеологических позициях, скрытых планах или предубеждениях. Следите за:

  • Повторяющиеся изображений
  • Повторяющиеся слов, фраз, типов примеров или иллюстраций
  • Последовательные способы описания людей, событий или проблем.

 

 

5. Контекстуализация


После того, как вы закончите активное чтение и комментирование, рассмотрите текст с разных точек зрения.

Когда вы контекстуализируете, вы, по сути, «пересматриваете» текст, с которым столкнулись, признавая, как он оформлен с учетом его исторических, культурных, материальных или интеллектуальных обстоятельств. Изменяют ли эти факторы, усложняют, объясняют, углубляют или иным образом влияют на то, как вы смотрите на произведение?

Посмотрите на показания через призму собственного опыта. Ваше понимание слов на странице и их значения всегда определяется тем, что вы узнали и цените, живя в определенное время и в определенном месте.

6. Сравните и сопоставьте


Установите показания курса друг против друга, чтобы определить их взаимосвязь (скрытую или явную).
  • В какой момент срока это чтение приходит? Как вы думаете, почему именно этот момент?
  • Как это влияет на основные концепции и темы курса?
  • Как это соотносится (или контрастирует) с идеями, представленными в предшествующих текстах? Продолжает ли он тенденцию, меняет направление или расширяет фокус предыдущих показаний?
  • Как это чтение изменило ваше мышление или как оно повлияло на вашу реакцию на вопросы и темы курса?

 

Сьюзан Гилрой, библиотекарь по программам письма для студентов, библиотека Ламонта 


PDF-версия

 

Тексты для допросов [2-страничная версия для печати]

Что такое газлайтинг? Примеры и как реагировать

Газлайтинг — это форма психологического насилия, при которой человек или группа людей заставляют кого-то сомневаться в собственном здравомыслии, воспоминаниях или восприятии реальности. Люди, подвергшиеся газлайтингу, могут чувствовать себя растерянными, встревоженными или не доверять себе.

Термин «газлайтинг» происходит от имени 1938 пьес и фильм 1944 года « Газовый свет », в котором муж манипулирует своей женой, заставляя ее думать, что у нее психическое заболевание.

В этой статье мы рассмотрим газлайтинг, в том числе общие примеры, признаки и причины. Мы также обсудим, как человек может отреагировать на такое поведение и как обратиться за помощью.

По данным Национальной горячей линии по вопросам домашнего насилия, газлайтинг может происходить по-разному. Вот некоторые примеры:

  • Противодействие: Это когда кто-то подвергает сомнению память человека. Они могут сказать что-то вроде: «Ты уверен в этом? У тебя плохая память» или «Мне кажется, ты забываешь, что произошло на самом деле».
  • Удержание: Это означает, что кто-то делает вид, что не понимает разговора, или отказывается слушать, чтобы заставить человека сомневаться в себе. Например, они могут сказать: «Вы меня просто сбиваете с толку» или «Я не знаю, о чем вы говорите».
  • Тривиализация: Это происходит, когда человек принижает или игнорирует чувства другого человека. Они могут обвинить их в том, что они «слишком чувствительны» или слишком остро реагируют на обоснованные и разумные опасения.
  • Отрицание: Отрицание предполагает отказ человека брать на себя ответственность за свои действия. Они могут делать это, притворяясь, что забыли, что произошло, говоря, что они этого не делали, или обвиняя в своем поведении кого-то другого.
  • Отвлечение: С помощью этой техники человек меняет фокус обсуждения, подвергая сомнению доверие другого человека. Например, они могут сказать: «Это просто ерунда, которую вы читаете в Интернете. Это не реально».
  • Стереотипы: В статье American Sociological Review говорится, что человек может намеренно использовать негативные стереотипы о чьем-то поле, расе, этнической принадлежности, сексуальности, национальности или возрасте, чтобы газлайтить их. Например, они могут сказать, что никто не поверит женщине, если она сообщит о насилии.

Газлайтинг — это метод получения контроля над кем-либо. Он работает, разрушая доверие человека к себе, одновременно увеличивая степень его доверия или зависимости от жестокого человека.

В отношениях газлайтинг часто начинается постепенно. Жестокий человек завоевывает доверие своего партнера, иногда с начальным «периодом медового месяца», когда не наблюдается жестокого поведения. Затем человек начинает предполагать, что его партнер ненадежен, что он забывчив или психически неуравновешен.

Со временем это может заставить людей задуматься, прав ли их партнер. Чем чаще это происходит, тем больше власти и влияния у жестокого человека.

Неспособный доверять себе, человек может начать сильно полагаться на своего партнера в воспоминаниях или принятии решений. Они также могут чувствовать, что не могут уйти.

Газлайтинг может проявляться в любом типе взаимодействия, но особенно часто он встречается в:

интимных отношениях

В отношениях жестокий человек может использовать газлайтинг, чтобы изолировать своего партнера, подорвать его уверенность и облегчить контроль над ним. Например, они могут говорить кому-то, что они иррациональны, пока человек не начнет думать, что это должно быть правдой.

Детско-родительские отношения

Жестокие родители или опекуны могут газлайтить детей, чтобы подорвать их. Например, когда ребенок плачет, он может сказать, что он «слишком чувствительный», чтобы пристыдить его и заставить прекратить.

Медицинский газлайтинг

По данным CPTSD Foundation, медицинский газлайтинг — это когда медицинский работник отвергает проблемы со здоровьем человека как продукт их воображения. Они могут сказать человеку, что его симптомы «у него в голове», или назвать его ипохондриком.

Газлайтинг на расовой почве

Согласно статье «Политика, группа и идентичность» , газлайтинг на расовой почве — это когда люди применяют методы газлайтинга к целой расовой или этнической группе с целью дискредитации ее. Например, человек или организация могут сказать, что активист, выступающий за перемены, иррационален или «сумасшедший».

Политический газлайтинг

Политический газлайтинг происходит, когда политическая группа или фигура лжет или манипулирует информацией для контроля над людьми, согласно статье в Buffalo Law Review .

Например, человек или политическая партия могут преуменьшать действия своей администрации, дискредитировать своих оппонентов, намекать, что критики психически неуравновешены, или использовать полемику, чтобы отвлечь внимание от своих ошибок.

Институциональный газлайтинг

Институциональный газлайтинг происходит внутри компании, организации или учреждения, например, в больнице. Например, они могут изображать осведомителей, сообщающих о проблемах, иррациональными или некомпетентными, или вводить сотрудников в заблуждение относительно их прав.

Людям, подвергшимся газлайтингу, может быть трудно распознать признаки. Они могут доверять жестокому человеку или полагать, что у них действительно плохая память.

Однако, если человек часто чувствует себя неуверенным, сомневается в себе или полагается на кого-то еще, чтобы подтвердить свои воспоминания или помочь ему принять простые решения, это может быть связано с газлайтингом.

Некоторые потенциальные признаки того, что кто-то подвергается газлайтингу, включают:

  • чувство неуверенности в своем восприятии
  • частые сомнения в правильности воспоминаний
  • уверенность в том, что он иррационален или «сумасшедший» 32
  • постоянные извинения перед обидчиком
  • защита поведения обидчика перед другими
  • замкнутость или изоляция от других

Газлайтинг может способствовать тревоге, депрессии и психологическим травмам, особенно если он является частью более широкой модели жестокого обращения.

Узнайте больше о симптомах травм и лечении.

Газлайтинг — это поведение, которому люди учатся, наблюдая за другими. Человек, который использует эту тактику, возможно, узнал, что это эффективный способ получить то, что он хочет, или контролировать людей. Они могут чувствовать, что имеют право поступать по-своему или что желания и потребности других не имеют значения.

Иногда люди с расстройствами личности, такими как нарциссическое расстройство личности (НРЛ), проявляют оскорбительное поведение. В статье 2020 года говорится, что люди с НРЛ имеют:

  • постоянную потребность в восхищении и внимании
  • веру в то, что они лучше всех остальных или в чем-то особенные
  • отсутствие эмпатии

Эта комбинация симптомов может привести к нездоровым отношениям. Однако газлайтинг не всегда связан с состоянием психического здоровья. Любой может участвовать в этом поведении.

Газлайтинг также проявляется в более широком масштабе как признак системного угнетения. Люди, находящиеся у власти, иногда используют его, чтобы подорвать авторитет человека или группы, что лишает их силы.

Газлайтинг оказывает значительное влияние на психическое здоровье, поэтому люди, которые с ним столкнулись, должны следить за своим. Есть несколько способов защитить себя от этой формы злоупотребления.

Сбор улик

Сбор улик о событиях может помочь кому-то доказать себе, что он ничего не выдумывает и не забывает. Национальная горячая линия по вопросам домашнего насилия предлагает:

  • Ведение тайного дневника: В дневнике или журнале человек может записывать дату, время и подробности того, что произошло вскоре после того, как он это пережил, и он может вернуться к этому позже.
  • Разговор с кем-то, кому можно доверять: Доверившись другу, члену семьи или консультанту, вы можете получить представление о своей ситуации. Человек также может выступать свидетелем событий.
  • Фотосъемка: Фотографии также могут помочь кому-то «проверить факты» своих воспоминаний.
  • Сохранение голосовых заметок: Устройство, которое может записывать звук, может помочь кому-то быстро описать события своими словами.

Доказательства этого типа также могут быть полезны, если человек решит подать в суд на насильника или организацию. Однако ознакомьтесь с законами штата о записях, прежде чем использовать их в суде.

Крайне важно убедиться, что любые доказательства того, что человек собирает оскорбительное поведение, остаются конфиденциальными, особенно если они делят дом или рабочее место с преступником. Человек может попробовать:

  • регулярное стирание истории поиска
  • хранение доказательств в скрытом или запертом месте
  • хранение устройств под замком
  • покупка второго телефона или дешевого диктофона
  • отправка копий записей доверенному другу, так как это позволяет право удалять собственные копии

Планирование безопасности

Планы безопасности — это инструменты, которые люди могут использовать, чтобы защитить себя от злоупотреблений. В зависимости от ситуации они могут включать:

  • список безопасных мест, куда можно отправиться
  • пути эвакуации, чтобы человек мог сбежать
  • контактные данные в экстренных случаях
  • идеи по уходу за собой, которые помогут человеку справиться с ситуацией
  • план безопасного ухода от отношений, дома или ситуации

Любой, кто считает, что подвергается жестокому обращению любого рода, должен обратиться за поддержкой. Со временем эмоциональное насилие может перерасти в физическое насилие.

Даже если насилие не переходит в физическую форму, газлайтинг и подобное поведение могут значительно подорвать самооценку и психическое здоровье человека.

Обратитесь в организацию, занимающуюся домашним насилием, за консультацией и помощью в разработке плана безопасности. Чтобы справиться с психическим воздействием газлайтинга, человеку может быть полезно конфиденциально поговорить с психотерапевтом, у которого есть опыт помощи людям, находящимся в оскорбительных отношениях.

Если вы или кто-то из ваших знакомых находится в непосредственной опасности домашнего насилия, позвоните по номеру 911 или иным образом обратитесь за неотложной помощью. Любой, кто нуждается в совете или поддержке, может обратиться на Национальную горячую линию по вопросам домашнего насилия, работающую круглосуточно и без выходных, по телефону:

  • телефон, 800-799-7233
  • онлайн чат, на thehotline.org
  • текст, отправив сообщение LOVEIS на 22522 90 193

Доступны многие другие ресурсы, включая телефоны доверия, в — поддержка человека и временное жилье. Люди могут найти местные ресурсы и другие ресурсы, классифицированные по демографическим данным, например, поддержку, специально предназначенную для цветных людей, здесь:

  • Управление женского здоровья
  • Национальная коалиция против домашнего насилия

Было ли это полезно?

Газлайтинг — явление не новое. Люди используют газлайтинг и другие виды психологического насилия уже много лет. Но сам термин «газлайтинг» относительно новый.

Название происходит от названия пьесы 1938 года и фильма 1944 года « Газовый свет». В этой истории муж скрывает свои поиски пропавших драгоценностей тети его жены, заставляя жену сомневаться в себе. Он говорит ей, что звуки на чердаке, которые она слышит, и тусклые газовые фонари вокруг их дома — плод воображения.

Термин «газлайтинг» стал обозначать тип манипуляции, которую изображают персонажи в фильме.

Газлайтинг — это вид насилия, который заставляет кого-то сомневаться в своем восприятии или здравом уме. Это может иметь место в любых отношениях, но часто связано с дисбалансом сил.

Люди, подвергшиеся газлайтингу, могут чувствовать себя сбитыми с толку или как будто они ничего не могут сделать правильно. Они могут подвергать сомнению свои воспоминания или беспокоиться о том, что у них психическое заболевание. Они также могут защищать поведение жестокого человека и полагаться на него.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts