Восприятие это психический процесс отражения в сознании человека: 2. Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

2. Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия — это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) — это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Свойства: предметность (способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов), целостность (восприятие дает целостный образ предмета), структурность, константность, осмысленность, апперцепция

(зависимость восприятия от конкретного чел), активность.

Виды:

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддер­живается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Произвольное внимание управляется сознательной целью, связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания являет­ся активное регулирование протекания психических процессов.

Послепроизвольное – сначала носит произвольный характер, первоначально требует волевых усилий, затем приобретает непроизвольный характер

К основным свойствам внимания относятся устой­чивость (заключается в способности определенное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте), концентрация (степень или интенсивность сосредоточенности вни­мания), распределение (способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно) , переключение (созна­тельное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой) , отвлекаемость (непроизвольное перемещение внимания с од­ного объекта на другой) и объем внимания (количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью од­новременно).

4. Память — запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение

прошлого опыта

Виды

По характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная.

По характеру целей деятельности: произвольная (специально запоминаем с помощью определенных приемов), непроизвольная

По времени сохранения материала: кратковременная, оперативная, долговременная.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение (процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент) , узнавание (осознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет воспринимался в прошлом), забывание.

5. Мышление это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Восприятие как процесс отражения в сознании реального мира | Рефераты Психология

Скачай Восприятие как процесс отражения в сознании реального мира и еще Рефераты в формате PDF Психология только на Docsity! Белорусский Государственный Университет РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: Восприятие Подготовила студентка I курса специальности: «Социальная работа» Дернушкова Е. В. преподаватель: Немкович О.В. Минск 2008 ПЛАН 1 1.Психические процессы и их связь с деятельностью…………………….. 3 2 2.Сравнительный анализ процессов ощущения и восприятия. ……….. 4 3 3.Общая характеристика восприятия……………………………………………… 7 4 3.Физиологические основы восприятия…………………………………………. 9 5 4.Основные свойства восприятия…………………………………………………… 10 6 5.Основные виды восприятия………………………………………………………… 14 7 6.Заключение………………………………………………………………………………… 16 8 7.Литература…………………………………………………………………………………. 17 PAGE 15 В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов (происходящих вне и независимо от нас), восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей, действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и вызывает простое ощущение. Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того, чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется. Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам. Достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы – для того, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Соответствующие анализаторы – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия. Предметность, целостность, константность и обобщенность – это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Эти свойства восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, которые получаются от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. PAGE 15 PAGE 15 3.Общая характеристика восприятия. Проработав достаточное количество литературы по теме изучения психических процессов, можно привести несколько вариантов определения понятия “восприятие”: Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями. Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что: Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико- синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов – образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например PAGE 15 Описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проекционных зон. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия. С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной категории. По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве скрытых свойств объекта. Любой объект обладает определенной формой, величиной, цветом и т.д. Все эти свойства важны для его распознания. В настоящее время принято выделять в процессе распознания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие – завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. Причем при распознавании большая часть обработки информации как на предварительных, так и на завершающих этапах распознавания недоступна сознанию. 4.Основные свойства восприятия. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность. Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года ребенка. Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона. Предмет – это то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие и фон – все, что образуют другие PAGE 15 предметы, действующие на нас в то же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, “на задний план”. Первоначально различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру – образ предмета, и фон – образ окружающего предмет пространства. Вследствие такого расчленения предметность сохраняет некоторую независимость восприятия от фона, на котором выступает объект. В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Он обнаружил, что при прочих равных условиях поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью, стремится приобрести статус фигуры, и тогда все, окружающее ее, воспринимается как фон. Здесь возможность разделения на фигуру и фон определяется ограниченностью в пространстве. Большое значение имеет степень контрастности: если она мала, то фигура сливается с фоном и остается невоспринятой. Следует отметить, что соотношение предмета и фона – это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. Следовательно, для того чтобы облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие. И наоборот, там, где надо затруднить выделение предмета из фона, необходимо уменьшить их различие. Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что надо найти, в особенности если это конкретный образ предмета. Во-вторых, выделение предмета их фона облегчает возможность обвести контуры предмета или перебрать предметы руками, т.е. возможность манипуляции предметами. В-третьих, выделение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности. Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями (т. е. целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении PAGE 15 отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем. Взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют индивидуальные различия людей. Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета. В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей. Важно отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов – например, предшествующий опыт и установка. С целостностью восприятия связана и его структурность (или обобщенность). Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом воздействии на образ класса отражается влияние языка (включающего общечеловеческий опыт) и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму лично обобщенной схемы действительности. Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Следующим свойством восприятия является константность. Это относительная независимость образа от физических условий восприятия, PAGE 15 Классификацию основных видов восприятия можно выразить следующей схемой: Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др. Более подробно эта тема освещена в моей контрольной работе по психологическому практикуму. PAGE 15 6.Заключение. Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде. Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение. Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность. Важно то, что мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи. PAGE 15 7.Литература. 1. Немов Р.С. “Психология” Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 2. Грановская Р.М. “Элементы практической психологии”. – СПб.: Свет, 2000. 3. Маклаков А.Г. “Общая психология” – СПб.: Питер, 2000. 4. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989. 5. Крысько В.Г. // Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. 6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999. PAGE 15

Gale Apps — Технические трудности

Приложение, к которому вы пытаетесь получить доступ, в настоящее время недоступно. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Повторите попытку через несколько секунд.

Если проблемы с доступом сохраняются, обратитесь за помощью в наш отдел технической поддержки по телефону 1-800-877-4253. Еще раз спасибо, что выбрали Gale, обучающую компанию Cengage.

org.springframework.remoting.RemoteAccessException: невозможно получить доступ к удаленной службе [authorizationService@theBLISAuthorizationService]; вложенным исключением является com.zeroc.Ice.UnknownException unknown = «java.lang.IndexOutOfBoundsException: индекс 0 выходит за границы для длины 0 в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBounds(Preconditions.java:64) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBoundsCheckIndex(Preconditions.java:70) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.checkIndex(Preconditions.java:248) в java.base/java.util.Objects.checkIndex(Objects.java:372) в java.base/java.util.ArrayList.get(ArrayList.java:458) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.populateSessionProperties(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:60) в com.

gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.reQuery(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:53) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupEntitlementsManager.reinitializeUserGroupEntitlements(UserGroupEntitlementsManager.java:30) в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupSessionManager.getUserGroupEntitlements(UserGroupSessionManager.java:17) в com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getProductSubscriptionCriteria(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:244) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getSubscribedCrossSearchProductsForUser(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:71) на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getAvailableContentModulesForProduct(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:52) на com.
gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.AbstractProductEntryAuthorizer.getContentModules(AbstractProductEntryAuthorizer.java:130) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.isAuthorized(CrossSearchProductEntryAuthorizer.java:82) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.authorizeProductEntry(CrossSearchProductEntryAuthorizer.java:44) на com.gale.blis.api.authorize.strategy.ProductEntryAuthorizer.authorize(ProductEntryAuthorizer.java:31) в com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize_aroundBody0(BLISAuthorizationServiceImpl.java:57) на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize_aroundBody1$advice(BLISAuthorizationServiceImpl.java:61) на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize(BLISAuthorizationServiceImpl.java:1) в com.gale.
blis.auth.AuthorizationService._iceD_authorize(AuthorizationService.java:97) в com.gale.blis.auth.AuthorizationService._iceDispatch(AuthorizationService.java:406) в com.zeroc.IceInternal.Incoming.invoke(Incoming.java:221) в com.zeroc.Ice.ConnectionI.invokeAll(ConnectionI.java:2706) на com.zeroc.Ice.ConnectionI.dispatch(ConnectionI.java:1292) в com.zeroc.Ice.ConnectionI.message(ConnectionI.java:1203) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool.run(ThreadPool.java:412) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool.access$500(ThreadPool.java:7) в com.zeroc.IceInternal.ThreadPool$EventHandlerThread.run(ThreadPool.java:781) в java.base/java.lang.Thread.run(Thread.java:834) » org.springframework.remoting.ice.IceClientInterceptor.convertIceAccessException(IceClientInterceptor.java:348) org.
springframework.remoting.ice.IceClientInterceptor.invoke(IceClientInterceptor.java:310) org.springframework.remoting.ice.MonitoringIceProxyFactoryBean.invoke(MonitoringIceProxyFactoryBean.java:71) org.springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:186) org.springframework.aop.framework.JdkDynamicAopProxy.invoke(JdkDynamicAopProxy.java:215) com.sun.proxy.$Proxy151.authorize(Неизвестный источник) com.gale.auth.service.BlisService.getAuthorizationResponse(BlisService.java:61) com.
gale.apps.service.impl.MetadataResolverService.resolveMetadata(MetadataResolverService.java:65) com.gale.apps.controllers.DiscoveryController.resolveDocument(DiscoveryController.java:57) com.gale.apps.controllers.DocumentController.redirectToDocument(DocumentController.java:22) jdk.internal.reflect.GeneratedMethodAccessor276.invoke (неизвестный источник) java.base/jdk.internal.reflect.DelegatingMethodAccessorImpl.invoke(DelegatingMethodAccessorImpl.java:43) java.base/java.lang.reflect.Method.invoke(Method.java:566) org.
springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.doInvoke(InvocableHandlerMethod.java:205) org.springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.invokeForRequest(InvocableHandlerMethod.java:150) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.ServletInvocableHandlerMethod.invokeAndHandle(ServletInvocableHandlerMethod.java:117) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter.invokeHandlerMethod (RequestMappingHandlerAdapter.java:895) org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter.handleInternal (RequestMappingHandlerAdapter.java:808) org. springframework.web.servlet.mvc.method.AbstractHandlerMethodAdapter.handle(AbstractHandlerMethodAdapter.java:87) org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doDispatch(DispatcherServlet.java:1067) org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doService(DispatcherServlet.java:963) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.processRequest(FrameworkServlet.java:1006) org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.doGet(FrameworkServlet.java:898) javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:626) org. springframework.web.servlet.FrameworkServlet.service(FrameworkServlet.java:883) javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:733) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:227) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.tomcat.websocket.server.WsFilter.doFilter(WsFilter.java:53) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.catalina.filters.HttpHeaderSecurityFilter.doFilter(HttpHeaderSecurityFilter.java:126) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.servlet.resource.ResourceUrlEncodingFilter.doFilter(ResourceUrlEncodingFilter.java:67) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.RequestContextFilter.doFilterInternal (RequestContextFilter.java:100) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:102) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) com.gale.common.http.filter.SecurityHeaderFilter.doFilterInternal(SecurityHeaderFilter.java:29) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:102) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.owasp.validation.GaleParameterValidationFilter.doFilterInternal(GaleParameterValidationFilter.java:97) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:126) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.access$000(ErrorPageFilter.java:64) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter$1.doFilterInternal(ErrorPageFilter.java:101) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:119) org. apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.FormContentFilter.doFilterInternal (FormContentFilter.java:93) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org. springframework.boot.actuate.metrics.web.servlet.WebMvcMetricsFilter.doFilterInternal (WebMvcMetricsFilter.java:96) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.springframework.web.filter.CharacterEncodingFilter.doFilterInternal (CharacterEncodingFilter.java:201) org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter. java:117) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189) org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162) org.apache.catalina.core.StandardWrapperValve.invoke(StandardWrapperValve.java:202) org.apache.catalina.core.StandardContextValve.invoke(StandardContextValve.java:97) org.apache.catalina.authenticator.AuthenticatorBase.invoke(AuthenticatorBase.java:542) org.apache.catalina.core.StandardHostValve. invoke(StandardHostValve.java:143) org.apache.catalina.valves.ErrorReportValve.invoke(ErrorReportValve.java:92) org.apache.catalina.valves.AbstractAccessLogValve.invoke(AbstractAccessLogValve.java:687) org.apache.catalina.core.StandardEngineValve.invoke(StandardEngineValve.java:78) org.apache.catalina.connector.CoyoteAdapter.service(CoyoteAdapter.java:357) org.apache.coyote.http11.Http11Processor.service(Http11Processor.java:374) org.apache.coyote.AbstractProcessorLight.process(AbstractProcessorLight. java:65) org.apache.coyote.AbstractProtocol$ConnectionHandler.process(AbstractProtocol.java:893) org.apache.tomcat.util.net.NioEndpoint$SocketProcessor.doRun(NioEndpoint.java:1707) org.apache.tomcat.util.net.SocketProcessorBase.run(SocketProcessorBase.java:49) java.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor.runWorker(ThreadPoolExecutor.java:1128) java.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor$Worker.run(ThreadPoolExecutor.java:628) org.apache.tomcat.util.threads.TaskThread$WrappingRunnable. run(TaskThread.java:61) java.base/java.lang.Thread.run(Thread.java:834)

Руководство Локка: Простые идеи

Руководство Локка: Простые идеи

Путеводитель по

Эссе Локка

Локк использовал слово «идея» для обозначения самой основной единицы человеческого мышления, объединяя под этим термином все виды ментального содержания от конкретных чувственных впечатлений до абстрактных интеллектуальных понятий. Явно отвергая технические термины, используемые другими философскими традициями, он предпочел просто определить идею как «что является объектом понимания, когда человек думает». [ Эссе  I i 8] Локк мало беспокоился о онтологический статус идеи. Он обычно называл их «находящимися в уме», как когда мы осознаем их, так и когда они хранятся в памяти, он считал это не более чем пространственной метафорой. Локка интересовали эти непосредственные объекты восприятия только потому, что они указывают вне самих себя.

Таким образом, ключевой характеристикой идей для Локка было не то, что они есть, а скорее то, что они делают, а эпистемическая функция идеи состоит в том, чтобы представлять что-то другое.

Ибо поскольку вещи, созерцаемые умом, не являются ни одним из них, кроме самого себя, представленным рассудку, то необходимо, чтобы что-то другое в качестве знака или представления вещи, которую он рассматривает, было представлено ему. Идеи . [ Эссе  IV xxi 4]
Так как мы действительно думаем и всегда должны думать о том или ином, то из этого следует, что мы действительно обладаем идеями. [ Эссе  II i 1] Если мы хотим понять основы человеческого знания, полагал Локк, естественно начать с исследования истоков его содержания.
Происхождение в опыте

Поскольку знание — в сущности, человеческая мысль любого рода — опосредуется идеями, стоит задаться вопросом, как мы их приобретаем. Так, в Книге II Эссе Локк предпринял обширную попытку показать, откуда мы берем все идеи, которыми мы, очевидно, обладаем. Адекватное генетическое объяснение объяснит, по крайней мере в принципе, как люди приобретают способность думать обо всем и обо всем.

Давайте тогда предположим, что Разум является, как мы говорим, белой Бумагой, лишенной всех Символов, без каких-либо Идеи ; Как это должно быть обставлено? Откуда берется этот огромный запас, который деятельная и безграничная человеческая фантазия нарисовала на нем с почти бесконечным разнообразием? Откуда у него все материалы Разума и Знания? На это я отвечу одним словом: Из Опыта : В этом основано все наше Знание; и из этого оно в конечном счете выводит себя. [ Эссе  II i 2]
Человеческий разум подобен камере-обскуре для Локка, затемненной комнате, в которую должны передаваться яркие картины того, что лежит снаружи. [ Эссе  II xi 17]

Локк уже подробно утверждал, что идеи не врожденно запечатлелись в сознании человека. Наблюдение за детьми показывает, что их способность мыслить развивается постепенно, по мере того, как необходимые ее компоненты усваиваются один за другим. Никакая индивидуальная идея не присутствует неизменно в каждом человеке, как можно было бы ожидать от врожденной черты человеческой природы, и даже если бы такие случаи были, они могли бы быть результатом общепризнанного опыта. Все, что происходит с нами, либо приходит непосредственно через опыт, либо вспоминается из какого-то предыдущего опыта, либо производится из сырых материалов, добытых исключительно опытом. [ Эссе  I iv]

С самого начала проекта Локк взял на себя эмпирическая позиция, согласно которой содержание всех человеческих знаний в конечном счете выводится из опыта. Мы можем думать о вещах, с которыми мы знакомы, только одним из двух способов:

Наше наблюдение использовало либо около 900 11 внешних, чувственных объектов; или о внутренних операциях нашего разума, воспринятых и отраженных нами самими, есть то, что снабжает наши разумения всеми материалами для мышления. Эти два являются Фонтанами Знания, из которых берут начало все Идеи , которые мы имеем или можем иметь естественным образом. [ Эссе  II i 2]
Обратите внимание, что Локк различал ощущение и отражение по отношению к их объектам. Мы приобретаем идеи ощущения через причинное воздействие внешних объектов на наши органы чувств, а идеи отражения — через «внутреннее чувство», то есть осознание наших собственных интеллектуальных операций. Как показывает остальная часть Книги II, эти два источника дают нам все идеи, какие только могут возникнуть. [ Эссе  II i 3-5]

Приобретение идей — это, конечно, постепенный процесс. Новорожденные, полагал Локк, сначала осознают яркие переживания собственного голода или боли. Затем, благодаря дальнейшему опыту, они приобретают запас чувственных представлений, от которых могут абстрагироваться, учась различать знакомые вещи. Лишь позже они обращаются к своему рефлексивному опыту психических операций, чтобы приобрести идеи рефлексии. [ Эссе  II i 21-24] Поскольку у нас появляются идеи только благодаря нашему собственному опыту, полагал Локк, любое прерывание этого нормального процесса может помешать нам их иметь. Наличие дефектных органов чувств, искусственное ограничение опыта или невнимательное наблюдение за тем, что мы имеем, — все это может ограничить наше обладание ментальным содержанием. [ Эссе  II i 5-8] Таким образом, отдельные человеческие существа обнаруживают большие различия в владении простыми идеями, и Локк предположил, что другие разумные существа, обладающие, насколько нам известно, опытом, сильно отличающимся от нашего, склонны формировать идеи, о которых мы не можем иметь никакого представления. . Поскольку простые идеи приобретаются только опытным путем, все, чего мы не переживаем, для нас буквально непостижимо. [ Эссе  II ii 1-3]

Идеи Sensation

Итак, все начинается с простых идей сенсация. Большинство из них однозначно производятся в уме посредством нормальной работы всего лишь одного из органов чувств. Наши представления о цветах, звуках, запахах, вкусах и тепле, полагал Локк, приобретаются соответственно через наши глаза, уши, нос, язык и кожу. Отсутствие соответствующего органа в любом из этих случаев полностью помешало бы нам иметь какие-либо характерные идеи этого чувства. С нормальными органами чувств у нас появляется так много простых идей ощущения, что мы не утруждаем себя изобретением слов, обозначающих их все. [ Эссе  II iii 1-2] Обратите внимание, что эти идеи, как правило, являются либо безымянными детерминированными экземплярами некоторых определяемый предикат (особые оттенки синего и разновидности кислого) или ощущения, легко идентифицируемые по ассоциации с другими представлениями (вкус ананаса и аромат розы).

Согласно Локку, некоторые специальные простые идеи приобретаются двумя различными чувствами. Пространство, протяженность, фигура, движение и покой — все это представлено нам как в поле зрения, так и на ощупь; следовательно, они относятся к наиболее общепринятым из всех наших представлений об ощущениях. [ Эссе II т] В силу своей значимости специфические идеи такого рода составляют основу наиболее фундаментальной организации нашего чувственного опыта. Все они представляют первичные качества чувственных объектов и играют важную роль в науке и повседневной жизни. Вещи, которые можно увидеть и потрогать, кажутся нам наиболее реальными.

Но правильно ли предположить, что одна и та же идея может быть получена из любого из двух различных чувств? Поскольку простые представления об ощущении не могут быть приобретены через дефектные органы чувств, по мнению Локка, невозможно получить зрительное представление о движении только из тактильных источников. Ирландский друг Локка Уильям Молинье точно поставил эту проблему в письмах к Bibliothèque Universelle и самому Локку. [ Переписка 1064, 1609, 1620.] Предположим, что кто-то слепой от рождения познакомился с твердыми фигурами только наощупь, а затем обрел способность видеть, сможет ли этот человек различать куб и сферу только на вид, не прикасаясь к ним предварительно? В отрывке, добавленном ко второму изданию Essay , Локк соглашается с Молинье (точка зрения, подтвержденная эмпирическими исследованиями двадцатого века), что ответ должен быть отрицательным. [ Эссе  II ix 8] Зрительные и тактильные представления земного шара различны. Хотя мы пользуемся одними и теми же словами для обозначения идей формы и движения независимо от того, приходят ли они от зрения или от осязания, только «привычный обычай» связывает идеи, исходящие от различных чувств, друг с другом.

В некоторых, еще более особых случаях, простые идеи производятся в нас не только ощущением, но и рефлексией. Это идеи, которые неизменно присутствуют в уме в связи с любым другим объектом мысли, независимо от его источника. Согласно Локку, такие идеи как ощущения, так и отражения включают в себя удовольствие, боль, силу, существование и единство. [ Эссе  II vii] Среди них существование и единство обеспечивают еще один аспект организации наших переживаний, давая ясные представления о реальности. Удовольствие и боль, как мы увидим позже, играют особую роль в побуждении нас к проявлению силы воли, стоящей за всеми человеческими действиями, разумом и телом.

Первичные и вторичные качества

Хотя Локк предполагал, что простые идеи ощущения неизменно возникают в нашем уме под влиянием внешних объектов на наши органы чувств, он не считал этот каузальный процесс непосредственно репрезентативным: в объекте не всегда должно быть что-то, что соответствует непосредственно с идеей, которую оно производит в нас. В некоторых случаях, например, именно отсутствие, а не наличие какого-либо определенного признака в вещи создает «настоящую вещь».0011 положительная Идея в Понимании». [ Эссе  II viii 1-2] Даже в каузальной теории восприятия лишение есть изменение в органе чувств, а потому вполне воспринимаемое. Таким образом, наши представления о холоде, темноте и (возможно) покое производятся отсутствием тепла, света и движения в вещах.

Несмотря на систематическую двусмысленность нашего обычного словаря, утверждал Локк, мы всегда должны проводить различие между самими идеями, непосредственными объектами мысли, воспринимаемыми умом, и качествами, каузальными силами, с помощью которых внешние объекты производят эти идеи в нас. . [ Эссе  II viii 7-8] Таким образом, исследование причинных процессов, связанных с формированием наших чувственных представлений, привело Локка к предположению, что важное различие между качествами тел:

первичные качества любого тела — это черты, которые Локк считал неотделимыми от него, как в том смысле, что они являются теми чертами, которые мы воспринимаем как аспекты каждого тела, так и в том смысле, что мы предполагаем, что они останутся присутствует, даже если тело было разделено на незаметные части. [ Эссе  II viii 9] Наши представления о первичных качествах включают идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя и числа. Заметьте, что все эти идеи воспринимаются осязанием и что все, кроме твердости, воспринимаются также и зрением. Поскольку тела действуют только на Согласно механистическим принципам, наше восприятие таких идей может быть результатом непосредственного контакта наших органов чувств с самим объектом или, в случае видения на расстоянии, с незаметной частицей самого объекта. [ Эссе  II viii 12] Таким образом, такие качества существуют как черты самого тела, независимо от их восприятия.

Вторичные качества , с другой стороны, Локк считал, что в самом объекте нет ничего, кроме причинной способности производить идеи определенного рода — например, цвета, вкуса или звука — в нас. Подобно простым способностям производить изменения в других объектах, эти предполагаемые качества есть не что иное, как эффекты, производимые подлинными (первичными) качествами самих тел. [ Эссе  II viii 10] Заметьте, что все наши представления о вторичных качествах производятся в нас только одним чувством; их восприятие явно зависит от нормальной работы нашего сенсорного аппарата в ответ на просто диспозиционные свойства вещей. Таким образом, наше обычное предположение, что такие качества действительно существуют в природе, есть не что иное, как овеществление идей, действительно производимых в нашем уме первичными качествами вещей. [ Эссе  II viii 14-17]

Аргументы Локка в защиту этого тезиса могут быть знакомы по их предыдущему изложению у Галилея, Декарта и Бойля или по более позднему их заимствованию Беркли и Юмом. Цвет и вкус манны (естественного слабительного) меньше похожи на ее порошкообразную консистенцию, чем на ее действие на пищеварительный тракт; хотя сами вещи во тьме остаются такими же, как и при свете, их цвет проявляется только при посредстве лучей света; Наоборот, механический процесс измельчения миндаля может изменить только его первичные качества, однако при этом изменяются вторичные качества; и один-единственный водоем с прохладной водой может казаться одновременно и теплым, и прохладным, если наши пальцы были заранее по-разному охлаждены и нагреты. [ Эссе  II viii 18-21] Во всяком случае правильный вывод состоит в том, что идеи вторичных качеств производятся в нас только механическим действием первичных качеств тел.

Из этого различия Локк сделал вывод, что существует значительная разница в репрезентативной надежности первичных и вторичных качеств. Наши представления о первичных качествах напоминают сами качества; независимые от разума свойства материальных объектов (по крайней мере, на микроскопическом уровне) в точности такие, какими мы их воспринимаем. Но наши представления о вторичных качествах и силах ничем не похожи в материальном мире; в нашем сознании они являются причинными последствиями механического воздействия на наши органы чувств корпускулярных первичных качеств. [ Эссе  II viii 23-24] Как показал его компаньон по Королевскому обществу Роберт Бойль, быстрое движение неощутимых частиц материи является подлинным свойством объектов, первичным качеством, которое может механически передаваться от одного тела к другому: в результате огонь обладает способностью плавить другие тела. тела и «таким же образом» производить в нас идеи тепла, теплоты или даже боли. [ Эссе  II viii 15-16]

Идеи отражения

Хотя он настаивал на том, что человеческое сознание начинается с простых идей ощущений, Локк не считал, что они включают в себя все наше ментальное содержание. Мы также приобретаем простые идеи рефлексии через объективное наблюдение за нашими собственными умственными операциями. Во всех этих операциях человеческий разум должен быть либо пассивным, либо активным, полагал Локк, и поэтому наиболее фундаментальными идеями рефлексии являются всего две: восприятие, при котором разум пассивно воспринимает идеи, и воля, при котором он активно инициирует. что-нибудь. [ Эссе  II vi 1-2] Всякая другая идея рефлексии, по мнению Локка, есть простой модус того или иного из этих двух основных типов. Вся человеческая умственная деятельность проистекает из способностей понимания и воли.

Мы, естественно, знакомы с такими действиями, поскольку они составляют всю нашу сознательную мысль, но это не влечет за собой наличия у нас четких представлений о них. Знакомство без пристального внимания дает только спутанные представления о наших собственных умственных операциях. Как уже отмечал Локк, компоненты опыта, которые мы приобретаем в первую очередь, — это яркие чувственные впечатления от внешнего мира. Только с ростом зрелости и способности к отстранению мы становимся способными к тщательным внутренним наблюдениям, из которых могут возникнуть ясные идеи для размышлений. [ Эссе  II i 7-9] Даже когда мы приобрели ясные идеи в результате размышления, полагал Локк, мы часто обозначаем их словарем, взятым из конкретного контекста чувственного опыта, представляя наши «внутренние» умственные операции посредством имплицитной ссылки на наблюдаемые «внешние» процессы. [ Эссе  III i 5]

Первая и простейшая из наших идей рефлексии — это идея восприятие , пассивное восприятие идей посредством телесных впечатлений, производимых внешними предметами на органы чувств. Хотя восприятие в этом смысле отличается от мышления в целом относительно небольшой степенью, в которой оно подпадает под наш произвольный контроль, Локк считал, что оно всегда требует определенной степени сознательного внимания. Физическая стимуляция органов чувств не производит идей, если ум не внимателен. [ Эссе  II ix 1-4] Здесь Локк обращается к важной особенности нашего чувственного опыта. Хотя мы почти постоянно подвергаемся бомбардировке физическими стимулами — любой из них при обычном ходе вещей вызывает в нашем уме определенную чувственную идею — мы никогда не воспринимаем их все и иногда осуществляем преднамеренный контроль над тем, какие из них мы воспринимаем. Внимание, выбор и суждение могут влиять на действие формально пассивной способности восприятия. [ Эссе  II ix 7-8]

Еще одна из наших когнитивных способностей — это способность удерживать идеи в уме с течением времени, либо при непрерывном созерцании, либо при воспоминании идей после периода невнимательности. Хотя он, естественно, полагался на пространственную метафору памяти как на «склад» или «хранилище» идей, Локк подчеркивал, что идеи, которые мы можем вспомнить, на самом деле не находятся в уме, то есть мы их вообще не осознаем. во время невнимательного интервала. Память — это всего лишь способность вызывать в памяти идеи, которые мы осознаем как воспринимаемые ранее, без простого их повторного восприятия. [ Эссе  II x 1-2] Подобно Декарту, Локк полагал, что надлежащее функционирование человеческой памяти зависит от какого-то физического процесса в человеческом теле, о чем свидетельствует постепенное стирание редко переживаемых идей и потеря памяти в результате телесной болезни. [ Эссе  II x 4-5] С другой стороны, некоторые идеи более прочно и легко запоминаются, чем другие. Некоторое влияние на это оказывают повышенная степень внимания и частое повторение опыта, но Локк полагал, что наиболее важным фактором является ассоциация некоторых наших представлений с удовольствием и страданием. Сохранение идей, соотнесенных, таким образом, с достижением или потерей счастья, является одним из благотворных средств удовлетворения потребностей человеческой жизни, поскольку оно побуждает нас избегать или предпочитать переживания соответствующего рода. [ Эссе  II x 3] Он утверждал, что способность помнить наши прошлые переживания голода или головной боли, фактически не чувствуя их боли, побуждает нас действовать таким образом, чтобы предотвратить их повторение. [ Эссе  IV xi 5-6]

Наши рефлективные представления о других психических операциях трактуются намного короче. Проницательность — это умственная операция по различению наших идей — либо быстро остроумием, либо тщательно трезвым суждением. Это жизненно важный инструмент, обеспечивающий запас различных идей, взаимосвязь которых мы интуитивно улавливаем, соглашаясь с самоочевидными истинами. [ Эссе  II xi 1-3] Точно так же деятельность 90 108, сравнивающая 90 109, порождает наше знание отношений, замечая неточное сходство между нашими идеями. [ Эссе  II xi 4-5] Компаундирование — это умственная способность производить новые сложные идеи из относительно простых компонентов, в то время как абстрагирование — это способность в общем использовать отдельные идеи в более общих ссылках, отбрасывая их. индексальные признаки. Эти процессы особенно важны, потому что они обосновывают нашу лингвистическую способность использовать общие термины и обеспечивают возможность универсального знания. [ Эссе  II xi 6-9] Другие познавательные способности, отличающиеся своим феноменальным качеством, охватываются рефлективными идеями ощущения, воспоминания, припоминания, созерцания, мечтательности, внимания, изучения, сновидения и экстаза. [ Эссе  II xix 1-2]

Животное мышление

Хотя каждое человеческое существо должно приобретать идеи рефлексии путем наблюдения за своими собственными умственными операциями, с точки зрения Локка, деятельность, постигаемая таким образом, может быть затем приписана другим чувствующим существам с подозрением, что они могут сильно различаться по степени от случая к случаю. кейс. [ Эссе  III vi 11] Существует достаточно свидетельств индивидуальных вариаций даже среди похожих по конституции собратьев-людей, и разумно предположить, что нечеловеческие мыслители могут отличаться способами, которые мы не можем себе представить буквально. Хотя наша собственная способность восприятия идеально подходит для ведения человеческой жизни, например, Локк прямо отмечал, что другие духи, чье воплощение включает в себя органы чувств, отличные от наших собственных, вполне могли бы воспринимать аспекты мира, о которых мы не знаем. [ Эссе  II xxiii 12-13] Поскольку мы зависим от чувства зрения с определенной остротой, мы можем только предполагать, каким мир природы мог бы казаться существам, чьи зрительные способности были другими, не говоря уже о тех, для кого обоняние или слух являются более фундаментальными.

Хотя Декарт и его последователи догматически утверждали, что нечеловеческие животные, не обладающие отделимой мыслящей субстанцией или душой, должны быть неспособны мыслить в какой бы то ни было форме, Локк предпочитал исследовать эмпирические данные, пытаясь выяснить, к чему это приводит. степень животные могут быть способны к умственной деятельности каждого вида. [ Эссе  II i 19] Интеллектуальная способность к восприятию, считал Локк, отмечает различие между животной и растительной жизнью, а сенсорные способности каждого вида хорошо приспособлены к практическим потребностям жизни животных такого рода. Поскольку отдельные люди сильно различаются по своим интеллектуальным способностям, Локк даже предположил, что способности некоторых животных могут превосходить способности наименее одаренных мыслителей-людей. [ Эссе  II ix 11-15] В случае сохранения идей он предположил, что поведение певчих птиц ясно демонстрирует их преднамеренное усилие выучить новую мелодию. [ Эссе  II x 10]

Тем не менее, Локк считал, что высшие интеллектуальные способности животных строго ограничены. Они не сравнивают и не различают идей, лежащих за пределами их непосредственных «чувственных обстоятельств», и не способны составить новые сложные идеи, необходимые для участия в математическом мышлении.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts