Восприятие формы: Восприятие формы

Восприятие формы

   Восприятие формы — одна из важнейших функций зрительного анализатора. Оно позволяет оценить разные геометрические особенности воспринимаемого объекта. Восприятие формы делят на два основных вида:

— восприятие плоскостной формы,

— восприятие объемной формы.

Восприятие первого вида предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Восприятие плоскостной формы зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения.

Восприятие как плоскостной формы, так и объемной подразумевает, что сознание человека получает не «фотографию текущего момента», а довольно постоянный, характерный для данного объекта образ (состоящий из формы, цвета, и других характерных особенностей). Воспринимая, например, лежащий на столе транспортир, мы видим постоянную форму этого транспортира, вне зависимости от расстояния до него или угла наклона. Эта особенность восприятия называется константностью формы.

Константность формы объясняется действием как периферических, так и центральных факторов. С одной стороны, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов насыщено глубинными ощущениями, предметы, расположенные близко, кажутся несколько меньше. Однако это компенсируется действием перспективных сокращений.

Также большую роль в константности восприятия формы играют представления, прошлый опыт. Идя по городским улицам, мы часто можем наблюдать крышки канализационных люков. В большинстве случаев мы их видим под углом, сбоку. Образ на сетчатке глаза имеет форму не круга, а эллипса. Однако прошлый опыт нам подсказывает, что все люки круглые, поэтому в сознание сразу поступает информация о наличии круглой формы люка, а не эллиптической.

В психологических экспериментах с восприятием иногда используют так называемый псевдоскоп. В это устройство испытуемый может смотреть как в бинокль. Однако в отличие от обычного бинокля образ, обычно предназначаемый для правого глаза, поступает в левый, а информация для левого поступает в правый.

Поэтому при использовании псевдоскопа происходит обратная перспектива: ближние точки пространства переходят в дальние, а дальние — в ближние. Соответственно все вогнутые предметы должны были бы восприниматься как выпуклые, а выпуклые — как вогнутые. И действительно, экспонаты, формы которых не закреплены опытом, так и воспринимаются. Но человеческое лицо, например, никогда не воспринимается в обратной перспективе, оно всегда воспринимается нормально.

Эксперименты с псевдоскопом показали, что наше восприятие активно ищет хоть какой-либо смысл в воспринимаемой информации. Опора на прошлый опыт выступает своего рода обязательным фильтром для всей поступающей новой информации.

При восприятии объемной формы, таким образом, существенную роль играют глубинные ощущения. Этот вид восприятия поэтому несколько сложнее, чем восприятие плоскостных форм. Здесь тоже играет значение, хотя и меньшее, восприятие границ формы. Во многом восприятие объемной фигуры складывается из восприятия отдельных плоскостей этой фигуры.

В ряде случаев восприятие лицевой плоскости объемной фигуры является основой, базисом. Так, например, при восприятии трехмерного дома основу объемной фигуры может составлять видимый прямоугольник дома.

Роль глубинных ощущений в восприятии формы трехмерного тела объясняет ряд закономерно наблюдающихся своеобразных зависимостей между формой предметов, отдаленностью, в которой они воспринимаются, и их видимой величиной. Так, вследствие того, что восприятие трехмерных предметов объективной действительности, находящихся вблизи от зрителя, насыщено глубинными ощущениями, объекты, расположенные близко, кажутся несколько меньше, а следовательно, и дальше. Восприятие объектов, находящихся вдали, более плоскостно. И поэтому объекты, находящиеся вдали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на самом деле.

В искусстве это обстоятельство известно довольно давно. Если на картине изображено много рельефных объектов, в том числе и человеческие тела, тем это изображение кажется меньше. Чем рельефнее барельеф, тем он кажется меньше и, следовательно, дальше; если наоборот, то увеличение плоскостности влечет за собою увеличение кажущейся величины барельефа и его приближение к зрителю.

В реальной жизни по мере приближения к объемной форме отношения между видимыми размерами объективно равных дальних и ближних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все уменьшаются (на основе законов линейной перспективы). И наоборот — при отдалении от объемной формы на достаточное расстояние отношения между видимыми размерами объективно равных ближних и дальних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) все увеличиваются, приближаясь (в пределе) к единице. В произведениях живописи эти отношения остаются неизменными. Поэтому при приближении к картине происходит кажущееся увеличение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся приближение заднего плана к зрителю. И наоборот — при отдалении от картины возникает кажущееся уменьшение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся отдаление заднего плана от зрителя.

Получается, что при приближении к картине все изображенное на ней делается менее глубоким, а при отдалении — глубина изображенного увеличивается.

Интересно, что при восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе. Их заместителями являются глубинные представления. Однако глубинные представления (как и перспективные соотношения отдельных частей изображенной формы) остаются на всех расстояниях неизменными. Поэтому при приближении к картине изображенные на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении — более глубокими.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Восприятие

  • Автономная сенсорная меридиональная реакция
  • Адекватность ощущения и восприятия
  • Антиципация
  • Апперцепция
  • Взаимоотношение целого и части в восприятии
  • Восприятие времени
  • Восприятие движения и времени
  • Восприятие и его основные свойства
  • Восприятие пространства
  • Восприятие устной речи
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Восприятие формы / очертаний (form / shape perception)

Толкование

Восприятие формы / очертаний (form / shape perception)

Восприятие формы/очертания, включая характерную деталь фигуры и общую конфигурацию, обычно осуществляется живыми организмами посредством анализа признаков стимула, извлекаемых из сенсорного входа. Нет единого мнения о том, что же такое форма или очертание. Поскольку предполагается, что контуры и края воспринимаются на ретинальном уровне, нек-рые специалисты считают, что контур и края служат основой для восприятия сложной формы. Конструкты зрительного восприятия допускают кодирование информ. на ретинальном уровне и в др. нервных центрах. Процесс обработки и анализа визуальной информ. требует в качестве первой ступени фигуративного синтеза, описанного Ульриком Найссером в «Когнитивной психологии» (Cognitive psychology).

Фигуративный синтез — это способ перенесения стимульной информ. из и конического образа и ее синтезирования в форму. Чтобы узнавание конфигурации или формы стало возможным, эта синтезированная информ. переносится в память для порождения однозначно определяемой реакции. Одной из важнейших проблем в области распознавания или восприятия изображений теоретики считают установление того, как организмы узнают формы или очертания независимо от размеров предмета, положения его образа на сетчатке, искажений вследствие плохой видимости, фрагментарности изображения, как например, на картинках или в мультфильме.

Два осн. направления в теории восприятия — это теория извлечения признаков и теория сравнения с шаблоном. Большинство исследователей сходятся во мнении, что организмы реагируют на организацию дифференциальных признаков, как это продемонстрировал Уильям Аттел в экспериментах на людях по распознаванию размытых букв. Эти опыты описаны в его книге «Психология сенсорного кодирования» (The psychology of sensory coding).

В книге «Зрение и зрительное восприятие» (Vision and visual perception) Кларенс Грэхем указывает, что исслед. восприятия формы включают «идентификацию и спецификацию условий, необходимых для называния, распознавания, указания или различения форм или их аспектов». Первый аспект восприятия формы, рассматриваемый автором, это восприятие контура. Большинство исслед. восприятия формы/очертаний основывается на базисных аспектах зрения, к к-рым относятся характеристики распределения яркости, производящие линии или полосы Маха, воспринимаемые признаки форм, фигуративные послеэффекты (включая влияние пространственных и временных факторов, смещение и эффекты наклона), изменения зрительной иллюзии, обусловленные непредусмотренными признаками, и оценка вертикали.

Рассматривая трехмерное восприятие, Джеймс Дж. Гибсон в книге «Экологический подход к зрительному восприятию» (The ecological approach to visual perception) отметил, что восприятие предмета может основываться только на восприятии формы.

Гибсон считает, что признаки являются важными по той причине, «что значение имеет не форма как таковая, а параметры вариации формы».

Хотя форма и очертания часто используются как синонимы, Леонард Зусне отмечал в своей работе «Зрительное восприятие формы» (Visual perception of form), что «форма» — это более общий термин, а «очертания» — более специфический. Он тж указывал, что нет единого мнения о том, что следует понимать под формой, однако специфические операции побудили исследователей к использованию этого термина. Эти операции включают «материальную характеристику объекта в трехмерном пространстве, проекцию этого объекта на двумерную поверхность, его плоскостное рисуночное изображение, схематическое изображение контуров в одной плоскости или вычисление координат объекта в евклидовом пространстве».

См. также Константность, Восприятие

Н. С. Андерсон

.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

  • Восприятие глубины (depth perception)
  • «Восточно-западная» психология (east-west psychology)

Полезное


Что такое восприятие формы (FP)?

Последнее обновление: 26 мая 2019 г.

Что означает восприятие формы (FP)?

Восприятие формы относится к одной из нескольких различных характеристик, используемых для описания естественных и приобретенных способностей или способностей человека. Человек с сильными способностями к восприятию формы способен быстро воспринимать детали рисунков, предметов и изображений. Люди, которые преуспевают в восприятии формы, могут замечать тени и штриховки с большей готовностью, чем другие. Они способны различать небольшие различия в фигурах и формах. Люди, обладающие навыками восприятия формы, могут быть привлечены к работе в области декоративно-прикладного искусства, технологий или контроля качества.

Реклама

Тестирование на рабочем месте объясняет восприятие формы (FP)

Восприятие формы — это одна из девяти способностей, оцениваемых Профилировщиком способностей Службы занятости США. Профилировщик способностей оценивает навыки и способности человека, чтобы определить его или ее способности на рабочем месте. Тесты, помогающие людям определить свои способности на рабочем месте, широко используются в программах профессионального обучения и профессиональной подготовки. Сеть профессиональной информации Министерства труда США использует Профилировщик способностей, чтобы помочь соискателям определить свои личные сильные и слабые стороны. Один человек может быть квалифицирован в нескольких различных областях. Из-за этого тестирование способностей — это всего лишь один из способов, который можно использовать для оценки способностей человека.

Реклама

Поделись этим термином

Родственные термины
  • Тест когнитивных способностей
  • Профессиональный профиль
  • Канцелярское восприятие
  • Переходная занятость
  • Тестирование личности
  • Периферийное зрение
Связанное Чтение
  • 8 Признаки и симптомы дефицита магния
  • Кардиотренировки с низкой ударной нагрузкой: 7 эффективных тренировок для суставов
  • 5 растительных источников белка, которые следует включить в свой рацион
  • Что работодатели могут ожидать от расследования OSHA
  • 7 признаков того, что вам нужны новые шины
  • 7 лайфхаков, чтобы сохранять прохладу и хорошо спать жаркими летними ночами
Теги
Здоровье и безопасностьТестирование личностиТрудоустройство

Актуальные статьи

Эргономика

10 эргономических опасностей на рабочем месте, на которые следует обратить внимание

Мониторинг здоровья работников

FEME мочи: чем он отличается от других анализов мочи и почему это важно

Тестирование на наркотики

Какие наркотики являются частью панельного теста на наркотики, отличного от DOT 5?

Тестирование на наркотики

Все, что вам нужно знать о газовой хроматографии-масс-спектрометрии

Развитие восприятия объемных форм

. 1987 ноябрь; 13 (4): 545-57.

doi: 10.1037//0096-1523.13.4.545.

П.Дж. Келлман 1 , К. Р. Шорт

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Swarthmore College, Pennsylvania 19081.
  • PMID: 2965746
  • DOI: 10.1037//0096-1523.13.4.545

PJ Kellman et al. J Exp Psychol Hum Percept Perform. 1987 ноября

. 1987 ноябрь; 13 (4): 545-57.

doi: 10. 1037//0096-1523.13.4.545.

Авторы

П.Дж. Келлман 1 , К Р Короткий

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Swarthmore College, Pennsylvania 19081.
  • PMID: 2965746
  • DOI: 10.1037//0096-1523.13.4.545

Абстрактный

В трех экспериментах с младенцами и одном со взрослыми мы исследовали общность, ограничения и информационные основы восприятия ранних форм. В исследованиях младенцев мы использовали процедуру привыкания к времени взгляда и метод Келлмана (19).84), в котором реакции на трехмерную (3-D) форму были выделены путем приучения 16-недельных испытуемых к одному объекту по двум разным осям вращения в глубину и последующего тестирования на отвыкание от того же объекта и другой объект на новой оси вращения. В эксперименте 1 непрерывные оптические преобразования, производимые перемещением 16-недельных наблюдателей вокруг стационарного трехмерного объекта, задавали трехмерную форму младенцам. В эксперименте 2 мы не обнаружили признаков восприятия трехмерных форм при множественных стационарных бинокулярных изображениях объектов 16- и 24-недельными детьми. Эксперимент 3А показал, что перспективные преобразования ограничивающих контуров объекта, помимо информации о поверхности, могут определять форму в возрасте 16 недель. Эксперимент 3B обеспечил методологическую проверку, показав, что взрослые испытуемые не могли ни воспринимать трехмерные формы из статических изображений объектов в эксперименте 3A, ни сопоставлять изображения любого объекта при разных поворотах по сходству проксимальных стимулов. Результаты идентифицируют непрерывные перспективные преобразования, задаваемые движением объекта или наблюдателя, как информационную основу раннего восприятия трехмерной формы. Обнаружение формы в стационарных видах, по-видимому, является более поздним развитием.

Похожие статьи

  • Движение предмета и наблюдателя в восприятии предметов младенцами.

    Келлман П.Дж., Глейтман Х., Спелке Э.С. Келлман П.Дж. и соавт. J Exp Psychol Hum Percept Perform. 1987 ноябрь; 13 (4): 586-93. doi: 10.1037//0096-1523.13.4.586. J Exp Psychol Hum Percept Perform. 1987. PMID: 2965750

  • Чувствительность четырехмесячных младенцев к бинокулярной и кинетической информации о форме трехмерного объекта.

    Йонас А., Артерберри М.Э., Гранруд К.Е. Йонас А. и др. Детский Дев. 1987 г., август 58 (4): 910-7. Детский Дев. 1987. PMID: 3608662

  • Младенческое восприятие единства объекта от поступательного движения в глубину и вертикального перемещения.

    Келлман П.Дж., Спелке Э.С., Шорт К.Р. Келлман П.Дж. и соавт. Детский Дев. 1986 г., февраль; 57 (1): 72–86. Детский Дев. 1986 год. PMID: 3948595

  • Использование младенцами предыдущего опыта с объектами при разделении объектов: последствия для распознавания объектов в младенчестве.

    Нидхэм А., Моди А. Нидхэм А. и др. Adv Child Dev Behav. 1999; 27:99-133. doi: 10.1016/s0065-2407(08)60137-8. Adv Child Dev Behav. 1999. PMID: 10884844 Обзор. Аннотация недоступна.

  • Динамическая организация интерсенсорной функции.

    Turkewitz G, Mellon RC. Туркевиц Г. и соавт. Может ли J Psychol. 1989 г., июнь; 43 (2): 286–301. DOI: 10.1037/h0084214. Может ли J Psychol. 1989. PMID: 2486500 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Восприятие общей формы объекта лучше всего описывается моделью скелетной структуры младенцев.

    Айзенберг В., Лоуренко С. Айзенберг В. и соавт. Элиф. 2022 25 мая; 11:e74943. doi: 10.7554/eLife.74943. Элиф. 2022. PMID: 35612898 Бесплатная статья ЧВК.

  • Пространственное мышление в младенчестве: происхождение и развитие умственного вращения в возрасте от 3 до 10 месяцев.

    Джонсон С.П., Мур Д.С. Джонсон С.П. и др. Cogn Res Princ Implic. 2020 март 2;5(1):10. doi: 10.1186/s41235-020-00212-x. Cogn Res Princ Implic. 2020. PMID: 32124099 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Конвергенция и дивергенция радиального зрительного потока в младенчестве.

    Наврот Э., Наврот М. Наврот Э. и др. Дж. Вис. 2019 ноябрь 1;19(13):6. дои: 10.1167/19.13.6. Дж. Вис. 2019. PMID: 31722006 Бесплатная статья ЧВК.

  • Корковые реакции на стимулы формы из движения у младенцев.

    Хиршкович А., Бионди М., Уилкокс Т. Гиршкович А. и соавт. Нейрофотоника. 2018 янв;5(1):011014. doi: 10.1117/1.NPh.5.1.011014. Epub 2017 11 октября. Нейрофотоника. 2018. PMID: 29057283 Бесплатная статья ЧВК.

  • Функциональная сегрегация энтопаллия у голубей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts