Восприятие как познавательный психический процесс. Классификация видов восприятия. Свойства и виды восприятия
Восприятие – познавательный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений действительности, в их целостности, единстве их свойств.
Рубинштейн: восприятие есть сумма наших ощущений.
Восприятие возникает при непосредственном взаимодействии субъекта с окружающим миром. Результатом восприятия являются целостные образы, которые у человека отличаются различной степенью структурности, предметности и осмысленности. У человека восприятие может быть произвольным и осознанным.
Функции восприятия:
• Ориентационная – на основе пространственно-временного отражения предметного мира
• Коммуникативная – в процессе общения и отношений человека
• Познавательная
• Регулятивная
• Деятельская – важнейшая функция
Восприятие обеспечивает равновесие индивида с окружающим целостным предметным миром. Обеспечивает адаптацию и компенсацию в случае нарушения равновесия.
Чем совершеннее класс животных, тем большее значение в процессе восприятия имеет центральное звено анализаторов. Это утверждение было экспериментально обосновано в опытах «перевернутый мир» (?).
Свойства восприятия:
1. Объем – свойство, которое определяет возможность человека одновременно воспринимать индивидуально ограниченное количество единиц и объектов восприятия.
2. Целостность – наиболее раннее свойство, которое определяется объективной системной целостностью предмета, и однородностью, т.е. определенной формой.
3. Структурность – определяется 2 операциями: анализом и сравнением. Это свойство формируется у детей в школьном возрасте в связи с развитием познавательной сферы.
4. Предметность – способность пространственного совмещения образа восприятия со своим предметом. Это свойство формируется к 5 месяцам после рождения. На основе взаимодействия кожного, зрительного и других анализаторов. До 4-х месяцев после рождения у ребенка еще нет этого свойства, поэтому он не способен взять пальцами предмет, находящийся перед ним на близком расстоянии.
5. Константность – способность адекватно воспринимать повторно и в измененных условиях один и тот же предмет. В разных положениях пространства, при разном освещении, а может быть и неосвещенный один и тот же предмет человек узнает при повторном восприятии, хотя в механизме каждого нового восприятия есть свои особенности и изменения.
6. Осмысленность – определение не только образов предмета или явления, но и значения, смысла, назначение и других смысловых характеристик воспринимаемых объектов.
7. Опперацепция (?) – основная установка, через которую человек воспринимает и понимает окружающий мир. Установка определяется несколькими факторами:
• Возрастным и личным опытом
• Особенностями познавательной сферы
• Профессиональным опытом
• Мотивационной ценностной направленностью
8. Транспозиция – перенос на разные объекты восприятия общих для них признаков. Это свойство основано на трех операциях: анализ, синтез, обобщение.
9. Целенаправленность – свойство, определяемое степенью развития сознания (?).
Каждое названное свойство взаимодействует с другими свойствами, как при непроизвольном отражении предметного мира, так и при целенаправленном наблюдении.
Классификация видов восприятия:
1. Простые восприятия – результат, которого является формирование одномодальных образов (зрительных, слуховых и т.д.)
2. Сложные – отражение образа одного объекта при взаимодействии различных анализаторов
3.
i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №3
Статья «Восприятие как психический процесс»
1.1.Современные представления о восприятии.
В изученной литературе о психических процессах, приводятся несколько вариантов определения понятия “восприятие”. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [Лаврентьева Т.В., 1959г.].
Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [Люблинская А. А., 1965г.].
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями [Бодалёв А.А., 1983г.].
Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [А.В.Запорожец, 1965г.].
Сведя все определения в одно, можно сделать вывод о том, что: восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, которой совершается в рецепторах и дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.
В отличие от ощущений, в процессе восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных [Люблинская А.А., 1965г.]. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют все психическме прцессы, такие как внимание, память, мышление, эмоции.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация – такова физиологическая основа ощущений.
Механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные (перцептивные) зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия [В. В.Богословский, 1981г.].
Восприятие как психический процесс обладает такими свойствами как — предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, избирательность. Способность отражать объекты и явления действительности не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, называют предметностью мышления. Наглядный воспринятый образ относится к определенному предмету или явлению внешнего мира. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. И.М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенности к объектам внешнего мира [В.В.Богословский. 1981г.].
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринятого предмета складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие мысленно достраивает образ предмета до некоторой целостности формы на основе небольшого набора элементов.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Мы воспринимаем фактически отвлеченную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные раньше ноты еще продолжают звучать в сознании, когда поступают сведения о новой ноте. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в действительности.
Под константностью восприятия понимается относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов независимо от меняющихся физических условий (расстояния, ракурса, освещенности…). Это свойство обнаруживается также при зрительном восприятии формы и цвета предметов [Рогов Е.И., 2000г.].
Процесс восприятия зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в процессе переработки воспринятой информации играют знания человека, его прошлые опыт и практика, поэтому один и тот же предмет может неодинаково восприниматься различными людьми [А.В.Запорожец, 1965г.].
Следующим важным свойством восприятия является его осмысленность. Как уже было сказано, восприятие тесно связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу, пытаться установить его сходство с другими предметами и связать его с определенным словом. Следовательно, восприятие представляет собой постоянный поиск наилучшей интерпретации имеющейся информации.
Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большей отчетливостью и осознанностью. Эту особенность характеризует такое свойство процесса восприятия, как избирательность. Это свойство восприятия зависит от интересов, установок и потребности личности [ Немов Р. С., 1999г.].
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации или получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. В психолого-педагогической литературе выделяют осязательное, зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Четыре анализатора — кожный, мышечный, зрительный, слуховой — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия. Рассмотрим некоторые из них.
Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым — собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Однако существуют и более сложные формы осязательного восприятия, при котором человек на ощупь может определить формы предмета, а иногда и узнать сам предмет. Наиболее интересным в этом виде восприятия является факт постепенного преобразования последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета в его целостный образ. Процесс осязательного восприятия был подробно изучен психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, Л.М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука испытуемого в процессе опознавания объекта должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом по руке или руки по предмету не приводит к нужному результату [Рогов Е.И., 2000г.].
3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа. Зрительное восприятие обычно подразделяют на виды.
Восприятие яркости и цвета. В своей книг Рогов Е.И. для восприятия цвета предметов ссылается на мнение Р. Грегори, который рассматривая проблему изучения цветового зрения считал, что зрительная система учитывает не только свет, отраженный поверхностью предмета, но также характеристики освещающего эту поверхность света. «Одни и те же предметы в разных условиях освещения отражают свет разного спектрального состава»,
Человеку не требуется специального обучения, чтобы воспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Исследование факторов, определяющих выделение фигуры из фона или, как иногда говорят, перцептивную организацию, было проведено представителями гештальтпсихологии. Лишь наиболее простые и хорошо знакомые предметы воспринимаются сразу, иначе происходит процесс зрительного восприятия сложных объектов.
Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия. Если осязательное и зрительное восприятие отражает мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражения, протекающего во времени. Наш слух воспринимает тона и шумы.
Специалисты различают две объективные системы, которые сложились в процессе социальной истории человечества и оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия. Первой из них является ритмико-мелодическая (музыкальная) система кодов, вторая — фонематическая система звуковых кодов (система звукового языка).
Человеческий язык располагает целой системой звуковых кодов, на основе которых строятся его значащие элементы — слова. Овладение фонематической системой (различной в разных языках) и является условием, организующим слух человека и обеспечивающим восприятие звуковой речи. Без овладения этой фонематической системой слух остается неорганизованным [Рогов Е.И., 2000г.].
Существует также и другая классификация восприятия в зависимости от воспринимаемого объекта. К ней относятся восприятие пространства, времени, движений предмета, речи, музыки, восприятие человека человеком.
Изучив психологическую литературу по проблеме восприятия, мы определили, что восприятие является самостоятельным психическим процессом, необходимым для познания и ориентации в окружающем мире, и выступает в качестве объединяющей силы перед остальными познавательными процессами. Восприятие как физиологический процесс имеет свою основу, которая качественно зависит от работы центральной нервной системы и обладает рядом основных свойств, таких, как константность, предметность, целостность и др. В процесс восприятия специалистами выделяются и виды этого психического процесса, в зависимости от ведущего анализатора и от воспринимаемого объекта.
восприятия — Определение | OpenMD.com
Умственный процесс
восприятие
восприятие [ per-sep-shuhn ]
Определения, относящиеся к восприятию:
Сознательное осознание элементов окружающей среды путем умственной обработки сенсорных стимулов; иногда используется в более широком смысле для обозначения умственного процесса, посредством которого осмысленно организуются все виды данных, интеллектуальных, эмоциональных и сенсорных. См. также апперцепцию.
Полный глоссарий Садока по психиатрии и психологии
BJ Sadoc Titles Press, 2012
Процесс, посредством которого распознаются и интерпретируются природа и значение сенсорных стимулов.
Медицинские предметные рубрики NLM
Национальная медицинская библиотека США, 2021 г.
Процесс создания внутреннего сознательного образа посредством стимуляции сенсорной системы; он включает в себя признание факта стимуляции и способность различать различные аспекты стимула.
Тезаурус CRISP
Национальные институты здравоохранения, 2006 г.
Восприятие у людей — процесс, посредством которого сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт.
Этот опыт, или восприятие, является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Отношения, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и их…Британская энциклопедия
Британская энциклопедия, Inc., 2020
Вернуться в медицинский словарь OpenMD > П
Попробуйте этот поиск на: Фарлекс, Мерриам-Вебстер, Оксфордский словарь или Wordnik
Этот контент должен , а не использоваться вместо прошедших медицинскую проверку справочных материалов для поддержки принятия решений или профессиональных медицинских советов. Некоторые термины могут иметь альтернативные или обновленные определения, не отраженные в этом наборе. Определения на этой странице не следует считать полными или актуальными.
В чем разница между познанием и восприятием
Основное различие между познанием и восприятием заключается в том, что познание — это умственный процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств, а восприятие — это способность видеть, слышать или осознавать что-либо посредством органов чувств.
Познание и восприятие — два неразрывно связанных понятия. Фактически можно сказать, что восприятие является частью познания. Однако познание и восприятие не одно и то же. Познание — гораздо более широкое понятие, чем восприятие.
Ключевые области, охватываемые
1. Что является познанием
— Определение, характеристики
2. Что такое восприятие
— Определение, характеристики
3. Какова разница между познанием и восприимчивым
3. – Сравнение ключевых различий
Ключевые термины
Познание, восприятие
Что такое познание
Познание относится к умственному процессу познания, изучения и понимания вещей. Другими словами, это включает в себя получение знаний и понимания. Он включает в себя многие аспекты высших функций и процессов мозга, таких как память, внимание, формирование знаний, суждение и оценка, рассуждение, решение проблем и принятие решений, понимание и создание речи. Кроме того, когнитивные процессы используют существующие знания и генерируют новые знания. Познание также включает в себя формирование убеждений, принятие решений и решение проблем на основе уже существующей информации.
Познание изучается в различных дисциплинах, таких как психология, антропология, философия и неврология. Когнитивная психология фокусируется на том, как обработка информации влияет на поведение и на роли различных психических процессов в приобретении знаний.
Кроме того, когнитивные процессы — это методы, которые мы используем для включения новых знаний и принятия решений на основе этих знаний. Внимание, память, восприятие и т. д. — это разные познавательные процессы, играющие разные роли в познании. Когнитивные процессы могут происходить сознательно или бессознательно, естественно или искусственно, но они происходят быстро. Они всегда на работе, даже без нашего ведома.
Что такое восприятие
Восприятие — это, по сути, способность улавливать, обрабатывать и осмысливать информацию, получаемую нашими органами чувств. В этом процессе наш мозг идентифицирует и систематизирует информацию, которую он получает от нервных импульсов, а затем начинает их интерпретировать. Другими словами, после того как наши пять чувств получают несколько стимулов, которые посылаются в наш мозг в виде нервных импульсов, наш мозг интерпретирует эти импульсы как визуальный образ, звук, вкус, запах, прикосновение или боль.
Поскольку интерпретация этого чувства происходит в результате собственного опыта, результат восприятия у каждого человека разный. Опыт получателя, обучение, память, ожидания и внимание также могут формировать восприятие. Более того, восприятие — это не просто одиночный процесс, происходящий спонтанно, а ряд процессов.
Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Это включает в себя обработку снизу вверх, поскольку восприятие строится на основе нашего сенсорного ввода. С другой стороны, он также включает метод «сверху вниз», поскольку имеющиеся у нас знания и опыт влияют на то, как мы интерпретируем эти ощущения.
Разница между познанием и восприятием
Определение
Познание — это умственный процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств, а восприятие — это способность видеть, слышать или осознавать что-либо посредством чувств.
Природа
Познание включает когнитивные процессы, такие как память, внимание, восприятие, рассуждение и язык, тогда как восприятие использует пять чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние.
Информация
Восприятие — это процесс получения новой информации, а познание использует уже имеющуюся информацию.
Заключение
Основное различие между познанием и восприятием заключается в том, что познание — это умственный процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств, а восприятие — это способность видеть, слышать или осознавать что-либо с помощью органов чувств . Восприятие – это психический процесс, помогающий восприятию. Следовательно, познание — гораздо более широкое понятие, чем восприятие.
Ссылка:
1. «Восприятие». Википедия, Фонд Викимедиа, 10 августа 2018 г., доступно здесь.
2. «Введение в психологию». Lumen, Открытые учебники SUNY, доступные здесь.
3. «Познание и когнитивная наука – важность познания». CogniFit, 8 июня 2016 г., доступно здесь.
4. «Познание». Википедия, Фонд Викимедиа, 29 января 2020 г., доступно здесь.
Изображение предоставлено:
1. «4695538» (CC0) через Pixabay
2.