Понятие о восприятии
3.10.2014
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т. д.), то восприятие. Дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя.
Выделяют четыре операции, или четыре уровня перцептивного действия
Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание
включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучений и практики.
В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
- Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины мага-1нов, воспринимаем различные запахи и многое другое.
- Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется подачей воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и х. д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность — наблюдение.
Наблюдение — это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.
Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.
Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.
Ключевые слова: Восприятие
Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме |
---|
… |
Внутренний мир ребенка Флоренская Т.А., Диалог в практической психологии |
Перцептивные системы Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия |
Cенсорно-перцептивные процессы и их характеристика Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов… |
Сенсорное развитие в младенчестве Урунтаева Г. А., Детская психология |
Воспринимаемый риск Фролова Ю.Г., Психосоматика и психология здоровья |
Восприятие как действие Штейнмец А.Э., Общая психология |
Иллюзии восприятия Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с. |
виды восприятия | восприятие человека | net22.ru
Восприятия человека классифицируют по разным признакам. В состав восприятия всегда входит несколько разнородных ощущений. В зависимости от того, какой из видов ощущений преобладает, восприятия делят на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и пр.
Воспринимаемые человеком объекты существуют в пространстве, во времени и движении. Это позволяет различать восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Имея в виду своеобразие объектов, на которые направлено наше восприятие, можно особо говорить о восприятии реальных предметов, о восприятии их изображений в виде рисунка, географической карты и пр., о восприятии устной и письменной речи. В настоящее время специально изучается вопрос об особенностях восприятия человека человеком.
Процес восприятия бывает разным по степени активности.Поэтому различают восприятие непроизвольное и произвольное (наблюдение).
Восприятие пространства. Восприятие пространства есть отражение объективных пространственных свойств и отношений предметов; оно является обязательным условием практической ориентировки человека в окружающем его мире.
К пространственным свойствам и отношениям предметов относят величину их, форму, рельеф (объемность), пространственное соотношение частей предмета (пропорции), удаленность, положение и направление в расположении объектов по отношению к наблюдателю и по отношению их друг к другу.
Восприятие пространства — сложный процесс отражения, включающий в себя разные виды ощущений — зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, иногда и обонятельные. Пространственные отношения предметов мы можем воспринимать не только посредством зрения и осязания, но также посредством слуха и обоняния. Так, по звуку падающего с горы камня можно определить удаленность и направление от нас места его падения и приблизительную величину камня. По запаху нередко мы можем указать направление и даже расстояние от нас до пахнущего предмета. Степень участия того или иного вида ощущений в восприятии различна и зависит от конкретных условий. Ориентируясь в пространстве при свете, мы опираемся преимущественно на данные зрительных ощущений, в темноте — на данные осязательных и слуховых ощущений.
Физиологической основой восприятия пространства является система межанализаторных связей в коре больших полушарий, в состав которой обязательно сходят связи с двигательным анализатором (поворот головы в направлении предмета или звука, совместные движения глаз и сокращения мышц в каждом глазу при восприятии величины, формы и удаленности предметов, согласованные движения рук и пальцев при ощупывании предмета и т. п.). Исследования советских ученых Б. Г. Ананьева и его сотрудников установили, что восприятие пространства зависит от парной работы полушарий головного мозга. Это особенно заметно в деятельности анализаторов с парными рецепторами: зрительного, слухового, обонятельного и осязательного. Правильная ориентация в пространстве и адекватное отражение пространственных свойств предметов возможны лишь при непрерывной информации в кору со стороны рецепторов и органов движения о результатах каждого рефлекторного акта.
Восприятие величины и удаленности объектов. Зрительное восприятие величины предмета возникает в результате образования условно-рефлекторной связи между величиной изображения предмета на сетчатке глаз и определенным напряжением внешних и внутренних мышц глаза при конвергенции и при аккомодации.
Связи между сетчаточным образом и напряжением мышечного аппарата глаз образуются в детстве, когда ребенок приспосабливает свое зрение к видению предметов в разных условиях. Они многократно подкрепляются осязательными ощущениями ребенка. Впоследствии восприятие величины возможно п без подкрепления, только посредством зрения. Напряжение и расслабление глазных мышц при этом человек перестает ясно ощущать.
Восприятие величины предмета связано с восприятием его удаленности. Чем ближе предмет к глазам, тем больше его изображение на сетчатке и тем сильнее напряжение глазных мышц. По мере удаления предмета от наблюдателя сетчаточное изображение уменьшается, а мышечное напряжение ослабляется. Поэтому усиление конвергенции и аккомодации становится сигналом близости предмета, а ослабление их — сигналом удаленности. Образованная связь в течение жизни становится настолько прочной, что искусственное нарушение ее ведет к ошибкам в восприятии величины. Так, в специальном эксперименте у испытуемых искусственно вызывали путем впрыскивания атропина усиленные импульсы от глазных мышц в момент зрительного восприятия. В результате все предметы испытуемые видели уменьшенными. И, наоборот, при искусственном ослаблении мышечных импульсов от глаз при введении другого вещества (пилокарпина) испытуемые все предметы видели увеличенными. Нарушение привычной связи повело к ошибкам восприятия (исследование Е. Н. Соколова).
Механизм конвергенции и аккомодации действует лишь на небольших расстояниях. Когда предмет находится далеко, оценка его величины происходит путем сравнения с величиной знакомых предметов, среди которых он находится, и по некоторым другим признакам (по перспективному уменьшению видимой величины предметов по мере их удаления, по ясности контуров предметов, по изменению цвета предметов на расстоянии, по загораживанию одного предмета другим и пр.)-
Точность оценок величины предметов на большом расстоянии зависит от практического опыта человека в определении расстояний «на глаз». Если такого опыта нет, возникают иллюзии, ошибки восприятия. Известно, что жители степей, попав в горы, преуменьшают расстояние от себя до ближайших гор и тем самым недооценивают истинную их высоту. Горцы же в этом случае ошибаются реже. Высоколетящий самолет кажется нам много меньше своих размеров, хотя мы и делаем по- правку на расстояние. Эта ошибка бывает не у лиц, видавших самолет вблизи.
рис.13 иллюзия параллелограмма
Ошибки наблюдаются и при оценках величины отдельных частей в составе целого предмета. Одинаковые по длине диагонали АР и РО на рис. 13 мы воспринимаем как разные, потому что они принадлежат разным по площади параллелограммам. Чтобы обнаружить ошибку, надо отвлечься от целого и сравнить длину линий независимо от него. Иллюзия может возникнуть и по причине контраста: средние круги на рис. 14 кажутся разными по величине в силу контраста с окружающими кругами. На точность оценки величины предметов положительно влияют упражнения.
рис.14 иллюзия контраста
Восприятие формы предметов и рельефа (объемности).
В восприятии формы небольших предметов принимают участие кожный, двигательный и зрительный анализаторы. При выключении осязания глаза выполняют функцию ощупывающей руки: человек прослеживает взором контуры предмета, что и служит сигналом его формы (круглая, четырехугольная и пр. ). Точность восприятия формы предмета на расстоянии зависит от выраженности его контуров, а четкость контуров в свою очередь зависит от размеров, удаленности и освещенности объекта, а также от предварительного знакомства человека с данной формой и от остроты его зрения. Острота зрения характеризуется минимальным расстоянием, на котором мы видим две точки как раздельные. Она считается нормальной, если человек различает две точки, видимые под углом зрения в Г.
Точность восприятия плоскостной формы объектов важна при восприятии геометрических фигур, чертежей, цифр, букв, силуэтных рисунков и т. п. Для правильного восприятия букв и цифр необходимо не только хорошо помнить их начертание, но и положение на плоскости.
Изменив положение буквы или цифры, можно получить другой знак Так, перевернутое «6» дает цифру «9», а перевернутые буквы «т», «ц» могут быть восприняты, как «ш», «п» и т. д. У дошкольников и первоклассников нередки случаи зеркального и перевернутого письма Этот факт говорит о том, что восприятие формы у них еще не связано с определенным положением предмета в пространстве.
Непосредственное восприятие объемной формы, или рельефа, происходит посредством активного осязания, в котором принимают участие кожный и двигательный анализаторы. Для восприятия объемной формы на расстоянии основное значение имеет бинокулярное зрение. При бинокулярном зрении в коре мозга происходит слияние возбуждений, идущих от сетчаток каждого из глаз. Это слияние может быть полным и неполным. Полное слияние возбуждений наблюдается в тех случаях, когда изображения предмета падают на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчаток, т. е. на точки, вполне совпадающие при наложении сетчаток друг на друга. Неполное слияние получается тогда, когда изображения падают на несоответствующие (диспаратные)’ точки. Если несоответствие велико, возникает впечатление двоения предметов, если же оно невелико, возникает впечатление объемности. В этом можно убедиться на двух простых опытах. Будем держать вертикально прямо перед собой два карандаша строго в одной плоскости, но первый ближе к глазам, а второй — дальше. Если смотреть на ближний карандаш, кажется, что второй двоится; если смотреть на дальний карандаш, то ближний двоится. Это означает, что от всех точек фиксируемого взором карандаша изображение падает на соответствующие точки сетчаток, а изображение от второго, не фиксируемого взором карандаша, падает на несоответствующие точки сетчаток. Получается впечатление двоения.
Теперь произведем второй опыт. Посмотрим на закрытую толстую книгу со стороны корешка, держа ее перед собой вертикально. Если закрыть левый глаз, правая плоскость книги видна лучше, чем левая; если закрыть правый глаз, наоборот, левая плоскость виднее правой. При смотрении двумя глазами мы сразу видим обе плоскости и, более того, отчетливо видим объемность, телесность книги. Это объясняется тем, что изображения от двух плоскостей книги теперь падают на диспаратные точки сетчаток, но эта диспаратность не очень велика.
При бинокулярном зрении происходит конвергенция; взор останавливается то на ближней, то на удаленной части объемного тела. Нервные импульсы от сокращений глазных мышц связываются с возбуждением, идущим от сетчатки, и служат сигналами объемности.
На далеком расстоянии или при монокулярном зрении прямое воcприятие объемности становится невозможным. В таком случае об объемности, как и об удаленности предмета, человек судит по косвенным признакам, о которых говорилось выше.
Точность пространственных восприятий человека
Точность пространственных восприятий человека зависит от богатства практического опыта человека, его знаний о предметах и явлениях окружающего мира, от характера его трудовой деятельности. Люди, постоянно имеющие дело с пространственными измерениями (с помощью приборов и «на глаз»), в результате упражнения достигают иногда почти безошибочной точности в оценке пространственных признаков и отношений. Это можно заметить в работе геодезистов, картографов, художников, архитекторов, скульпторов, конструкторов, охотников и др. Развитию пространственных восприятий и представлений у детей способствует изучение геометрии, географии и физики, труд и разнообразные измерительные работы на местности, рисование, житейский опыт.
Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие времени имеет рефлекторный характер. Внешние и внутренние раздражители действуют на организм в течение определенного времени. Длительно действующий раздражитель до известного момента вызывает стойкое возбуждение в нервных клетках коры головного мозга. Раздражитель, действующий прерывисто, вызывает периодическую смену возбуждения торможением. Эта смена сигнализирует окончание действия одного и начало действия другого раздражителя. По частоте смены нервных процессов мы определяем длительность, скорость и последовательность явлений окружающего мира.
Восприятие времени осуществляется посредством взаимодействия нескольких анализаторов — зрительного, слухового, двигательного, кожиого, органического. Эксперименты показали, что наибольшая точность восприятия времени достигается при помощи слухового анализатора. Так, частоту коротких звуковых сигналов человек различает при интервалах в 1/100 сек.
, частоту прикосновений — при интервалах в 1/40 сек., а частоту мельканий — при интервалах в 1/10—1/20 сек. Большая частота действия указанных раздражителей дает впечатление непрерывности. Еще можно отметить, что слуховые ощущения являются «превосходными измерителями маленьких промежутков времени».Что касается двигательного анализатора, то российскими психологами (Д. Г. Элькиным и др.) выявлена его ведущая роль в восприятии времени. Она особенно заметна при действии ритмических раздражителей, когда отчетливо проявляется так называемый двигательный аккомпанемент, точно повторяющий ритм раздражителя. Например, слушая четко ритмизированное музыкальное произведение, человек движениями рук, ног, иногда головы, туловища, речевого аппарата воспроизводит ритм звуков с его акцентами и паузами. При длительном действии ритмического раздражителя двигательный аккомпанемент выражается в соответствующих изменениях дыхания и сердечно-сосудистой деятельности. Ритм движений служит источником сигналов, поступающих в кору больших полушарий в качестве обратной условной связи.
В восприятии времени принимают участие и органические ощущения. Время играет большую роль в удовлетворении естественных потребностей организма. Если животное кормить через каждые 30 минут, то очень скоро слюна будет выделяться ровно на 30-й минуте, что означает образование условного рефлекса на время. Такие рефлексы образуются и у человека.
И. П. Павлов считал, что на восприятие времени оказывает влияние цикличность в жизнедеятельности организма. Циклы периодически повторяются, поэтому время становится важным фактором ориентации животных и человека в окружающем мире.
У человека в образовании условных рефлексов на время принимает участие речь. Через речь дети усваивают от взрослых основные понятия о времени и научаются пользоваться на практике мерами времени. Для определения продолжительности и последовательности крупных отрезков времени люди часто избирают временные ориентиры в виде значительных событий в личной, семейной и общественной жизни. Речь позволяет человеку точно выразить и точно характеризовать особенности ритма, темпа и других временных соотношений воспринимаемых объектов и их свойств.
Точность восприятия времени у человека зависит от содержательности и разнообразия его деятельности и от эмоциональных переживаний, вызванных этой деятельностью.
Если в данный момент субъект занят каким-либо важным и интересным для него делом, то время для него «бежит», и минуты кажутся секундами. Наоборот, если человек не знает, чем заполнить свое время, или вынужден выполнять неинтересное и даже неприятное дело, то время для него «тянется», и те же минуты кажутся часами. Ученики, сидящие на скучном уроке, мучительно ждут звонка, и урок им кажется бесконечным.
Экспериментальное изучение восприятия времени обнаружило следующие закономерности.
- Наиболее точно испытуемые оценивают длительность промежутков времени, заполненных значительным количеством раздражителей {звуков, движений, прикосновений). При этом точность оценки увеличивается, если раздражители даются в ритмической последовательности.
- Неточно, в сторону преувеличения длительности, оцениваются кратковременно действующие раздражители (звуки, движения прикосновения), интервалы времени, не заполненные раздражителями, и интервалы, заполненные действиями, вызывающими у испытуемых отрицательные эмоции — ожидание, нетерпение, тревогу, подавленность.
- Неточно, но в сторону преуменьшения длительности, оцениваются продолжительно действующие раздражители и интервалы времени, заполненные действиями, вызывающими у человека положительные эмоции — веселость, радостное удивление, торжественная приподнятость и т. п.
Точность субъективной оценки временных отношений увеличивается в результате упражнений, что убедительно доказывает анализ деятельности спортсменов, музыкантов, летчиков, фотографов, рабочих-многостаночников и лиц, обслуживающих различные автоматы.
В оценке времени наблюдаются некоторые индивидуальные различия. Люди тормозного типа чаще всего допускают ошибки в восприятии времени. Лица уравновешенного типа (как подвижного, так и спокойного) дают довольно высокую точность оценки времени. Люди возбудимого типа допускают значительные ошибки при чрезмерной силе раздражителей.
Восприятие движения есть отражение действительного движения предметов в пространстве в течение определенного времени. Предмет может перемещаться в пространстве в разных направлениях по отношению к наблюдателю и с разной скоростью. Он может двигаться вдоль луча зрения наблюдателя (вперед, назад), перпендикулярно лучу зрения (вправо, влево; вверх, вниз) и в других направлениях. Восприятие движения происходит и при движении самого наблюдателя.
Восприятие движения осуществляется в результате взаимодействия нескольких анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового (при звучании движущегося предмета). Иногда в восприятии участвует и кожный анализатор: о направлении и скорости движения можно судить и по движению воздуха, вызванному движущимся объектом. Взаимодействие анализаторов при восприятии движения опирается на условные связи, образовавшиеся в коре больших полушарий в прошлом опыте человека.
Рассмотрим физиологический механизм нескольких типичных случаев зрительного восприятия движения.
Если наблюдатель следит взором за предметом, который движется перпендикулярно лучу его зрения, то в мозг поступают раздражения:
- от мышц обоих глаз, следящих за предметом;
- от мышц головы при ее повороте в сторону движения предмета;
- от сетчаток глаз, на которых возникают изображения фиксируемого взором предмета.
Когда человек следит взором за движением объекта, изображения его на сетчатках глаз почти не меняются, особенно если объект находится далеко. Основным сигналом направления и скорости движения объекта в этом случае являются мышечные раздражения от глаз и головы.
Если объект движется по фронту перед неподвижным взором наблюдателя, то главным сигналом направления и скорости движения объекта служит направление и скорость перемещения изображения предмета на сетчатках глаз наблюдателя. Конечно, и при неподвижном взоре в кору мозга идут импульсы возбуждения от мышц глаз и головы, сигнализирующие определенное их положение в пространстве.
Если наблюдатель следит взором за объектом, который движется вдоль луча его зрения (вперед, назад), то физиологический механизм восприятия несколько меняется. Так, по мере приближения объекта изображение на сетчатках постепенно увеличивается. Когда объект далеко, напряжение глазных мышц ослаблено. Когда же он приблизится на расстояние в несколько десятков метров, включается механизм конвергенции и аккомодации: зрительные оси укорачиваются, кривизна хрусталика увеличивается. Усилие напряженности глазных мышц и связанное с этим определенное увеличение изображения на сетчатках глаз служат сигналом приближения объекта к наблюдателю. Скорость этих изменений сигнализирует скорость движения объекта.
Экспериментально установлено (исследования В. Я. Дымерского и др.), что точность восприятия движения предметов зависит от нескольких условий:
- чем ближе к наблюдателю движущийся объект, тем точнее восприятие его скорости и направления;
- восприятие движения объекта при движении его перпендикулярно лучам зрения наблюдателя точнее, чем при движении вдоль лучей зрения;
- восприятие движения при видении центральным зрением точнее, чем при видении периферическим зрением;
- восприятие направления и скорости движения прослеживающим взором точнее, чем неподвижным взором;
- восприятие точнее, если движение объекта происходит на фоне неподвижных объектов;
- точность восприятия движения увеличивается, если человек упражняется в оценках расстояний и оценках времени.
Из данных экспериментов следует, что чем более выражены движения органа зрения в момент восприятия, тем более адекватным оно будет. Во многих случаях к «пассивным» движениям присоединяются специально исследующие движения глаз и активная работа мысли наблюдателя, который сравнивает особенности движения нескольких объектов в поле его зрения, умозаключает о нем на основании ряда дополнительных признако
Понравилась статья? Подпишись на обновления! | |
Твитнуть |
⇐ Осмысленность восприятия человека
Константность восприятия человека. Восприятие цвета объектов. ⇒
Фантомное восприятие: произвольное и непроизвольное неретинальное зрение
Обзор
. 2015 май; 19(5):278-84.
doi: 10. 1016/j.tics.2015.03.004. Epub 2015 8 апр.
Джоэл Пирсон 1 , Фред Уэстбрук 2
Принадлежности
- 1 Школа психологии, Университет Нового Южного Уэльса, Сидней, Новый Южный Уэльс, 2052, Австралия. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Школа психологии Университета Нового Южного Уэльса, Сидней, Новый Южный Уэльс 2052, Австралия.
- PMID: 25863415
- DOI: 10.1016/j.tics.2015.03.004
Обзор
Джоэл Пирсон и др. Тенденции Cogn Sci. 2015 май.
. 2015 май; 19(5):278-84.
doi: 10.1016/j.tics.2015.03.004. Epub 2015 8 апр.
Авторы
Джоэл Пирсон 1 , Фред Уэстбрук 2
Принадлежности
- 1 Школа психологии, Университет Нового Южного Уэльса, Сидней, Новый Южный Уэльс, 2052, Австралия. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Школа психологии Университета Нового Южного Уэльса, Сидней, Новый Южный Уэльс 2052, Австралия.
- PMID: 25863415
- DOI: 10. 1016/j.tics.2015.03.004
Абстрактный
Галлюцинации, ментальные образы, синестезия, перцептивное заполнение и многие иллюзии представляют собой сознательные визуальные переживания без соответствующего стимула сетчатки: то, что мы называем «фантомным восприятием». Такие восприятия показывают, что наше восприятие мира определяется не только прямым сенсорным вводом. Некоторые фантомные восприятия являются произвольными, тогда как другие возникают непроизвольно, автоматически. Здесь, для обзора, мы сравниваем и противопоставляем эти два типа фантомного восприятия и их нейронные репрезентации. Мы предлагаем дихотомическую структуру фантомного зрения, аналогичную подтипам внимания: эндогенному и экзогенному. Эта структура объединяет результаты из разных областей и видов, предоставляя руководство для изучения конструктивной природы сознательного сенсорного восприятия.
Ключевые слова: ассоциативное обучение; галлюцинации; иллюзии; непроизвольные образы; ментальные образы; фантомное движение.
Copyright © 2015 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Похожие статьи
Функциональные эффекты произвольного и непроизвольного фантомного цвета на сознание.
Чанг С., Пирсон Дж. Чанг С. и др. J Exp Psychol Gen. 2020 май; 149 (5): 1006-1016. дои: 10.1037/xge0000684. Epub 2019 19 сентября. J Exp Psychol Gen. 2020. PMID: 31535877
Ментальные образы меняют мультисенсорное восприятие.
Бергер CC, Эрссон HH. Бергер С.С. и др. Карр Биол. 2013 22 июля; 23 (14): 1367-72. doi: 10.1016/j.cub.2013.06.012. Epub 2013 27 июня. Карр Биол. 2013. PMID: 23810539
Функциональные эффекты предшествующих изображений движения и восприятия движения.
Чанг С., Пирсон Дж. Чанг С. и др. кора. 2018 авг;105:83-96. doi: 10.1016/j.cortex.2017.08.036. Epub 2017 9 сентября. кора. 2018. PMID: 28958416
Повторение: является ли зрительное восприятие необходимым условием зрительного образа?
Каски Д. Каски Д. Восприятие. 2002;31(6):717-31. дои: 10.1068/p3360. Восприятие. 2002. PMID: 12092798 Обзор.
Сенсорная замена и мультимодальные ментальные образы.
Нанай Б. Нанай Б. Восприятие. 2017 сен;46(9):1014-1026. дои: 10.1177/0301006617699225. Epub 2017 11 апр. Восприятие. 2017. PMID: 28399717 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Субъективная сила сигнала отличает реальность от воображения.
Дейкстра Н., Флеминг С.М. Дейкстра Н. и др. Нац коммун. 2023 23 марта; 14 (1): 1627. doi: 10.1038/s41467-023-37322-1. Нац коммун. 2023. PMID: 36959279 Бесплатная статья ЧВК.
Типы публикаций
термины MeSH
[PDF] Оценка произвольного и непроизвольного внимания при бистабильном зрительном восприятии: исследование МЭГ
- title={Оценка произвольного и непроизвольного внимания при бистабильном зрительном восприятии: исследование МЭГ},
автор = {Парт Чхолак и Владимир А. Максименко и Александр Е. Храмов и Александр Н. Писарчик},
журнал={bioRxiv},
год = {2020}
}
- Чхолак П., Максименко В., Писарчик А.
- Опубликовано 18 февраля 2020 г.
- Психология
- bioRxiv
Представлен метод измерения внимания человека при выполнении бистабильной зрительной задачи, состоящей в различных образах . Куб Неккера с мерцающими гранями был представлен девяти условно здоровым добровольцам. Интенсивность пикселей на передней и задней гранях куба модулировалась синусоидальным сигналом с частотой 6,67 Гц (60/9) и 8,57 Гц (60/7) соответственно. Теги этих частот и их вторых гармоник были четко идентифицированы в среднем Фурье… связанное с более сильным мозговым шумом, подтверждается, и непроизвольное внимание характеризуется с помощью распределения времени доминирования при концентрации внимания на одной из ориентаций куба, которая была связана с произвольным вниманием и мозговым шумом.
Высочайшая производительность требует оптимальных усилий: исследование MEG по зрительному восприятию
- Чхолак П., Писарчик А.
Психология
2020 4-я Научная школа по динамике сложных сетей и их применению в интеллектуальной робототехнике (DCNAIR)
- 2020
Двенадцать испытуемых (6 мужчин в возрасте 17-64 лет) участвовали в экспериментах по магнитоэнцефалографии (МЭГ), предназначенных для изучения зрительной реакции на мерцание кубов Неккера. Событийные поля в боковых…
Усовершенствованная модель восприятия, сочетающая мозговой шум и адаптацию
- Чхолак П., Храмов А., Писарчик А.
Биология, психология
Нелинейная динамика
- 2020
2 Разрабатываем усовершенствованную модель
2 бистабильное восприятие на основе взаимодействия шума и адаптации. Модель описывает процесс принятия решений в мозгу, состоящий из непроизвольных переключений… - Чхолак П., Храмов А., Писарчик А.
Биология, Психология
Нелинейная динамика
- 2020
- А. Писарчик, П. Чхолак, А. Храмов
Биология
Хаос, солитоны и фракталы: X
- 2019
Психология
Восприятие
- 2007
Усовершенствованная модель восприятия, сочетающая мозговой шум и адаптацию
Разработана усовершенствованная модель восприятия шума и адаптации на основе бистабильного взаимодействия и адаптации. Модель описывает процесс принятия решений в мозгу, заключающийся в непроизвольных переключениях…
Оценка мозгового шума по реакции МЭГ на мерцающую зрительную стимуляцию
Роль произвольного и непроизвольного внимания в выборе перцептивного доминирования во время бинокулярного соперничества 0022
Результаты показывают, что конкуренция во время бинокулярного соперничества может быть примером более общего механизма внимания в зрительной системе.
Нейронные системы контроля пространственного ориентирования.
- М. Познер, Ю. Коэн, Р. Рафал
Психология, биология
Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки
- 1982
В случаях дегенерации среднего мозга вследствие прогрессирующего надъядерного паралича саккадические движения отменялись, при этом скрытая ориентировка сохраняется, однако обнаружена задержка скрытой ориентировки в направлениях, в которых двигаются глаза были затронуты больше всего, что предполагает роль проводящих путей среднего мозга в скрытом ориентировании.
Предметное внимание определяет доминирование в бинокулярной конкуренции гарантировал, что выбор сигнала поверхность не могла быть результатом пространственных, глазных или основанных на признаках механизмов, и внимание привлекалось к одной поверхности, и это вызывало подавление восприятия другой поверхности во время соперничества.
Внимание и обнаружение сигналов.
Эти результаты представляют собой важную модельную систему для изучения взаимосвязи между вниманием и структурой зрительной системы, и было обнаружено, что сдвиги внимания не тесно связаны с системой саккадических движений глаз.
Межглазное соперничество, выявленное в представлении слепых зон коры головного мозга человека
- Ф. Тонг, С. Энгель
Биология, психология глазное соревнование, используя функциональная магнитно-резонансная томография активности в монокулярной области первичной зрительной коры, соответствующей слепому пятну, и что V1 может быть важен для выбора и выражения сознательной зрительной информации.
Ориентация внимания*
В этой статье исследуется один из аспектов познания посредством использования простой модельной задачи, в которой человека просят сосредоточить внимание на положении в визуальном пространстве, отличном от фиксации, путем ориентации скрытого механизма, который кажется достаточно временным. привязан к внешним событиям, что его траектория может быть прослежена в поле зрения с точки зрения мгновенных изменений в эффективности обнаружения стимулов.
Бинокулярное соперничество и визуальное восприятие: роль внимания
- T. Ooi, Zijiang J. He
Психология, биология
Восприятие
- 1999
Установлено, что доминантный образ реже подавляется, когда на него направлено произвольное внимание стимул соперничества с большей вероятностью станет доминирующим, если он сопровождается всплывающим сигналом (в том же глазу и рядом).