Восприятие определение в психологии: Восприятие. Что такое «Восприятие»? Понятие и определение термина «Восприятие» – Глоссарий

Содержание

Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей

Восприятие – это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отображение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно. Это своего рода свернутое мышление. Часто его трактуют не как процесс, а как результат, то есть сам образ предмета. Восприятие синоним перцепции, поэтому образ предмета формируется с помощью перцепции первичных ощущений, определенных знаний, желаний, ожиданий, воображения и настроения. Основные особенности восприятия – это предметность, константность, целостность, апперцепция, структурность, осмысленность, иллюзия, избирательность.

Восприятие имеет много синонимов: апперцепция, воспринимание, оценка, понимание, приятие, созерцание.

Восприятие в психологии

Восприятие в психологии это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние. Долгий час была дискуссия относительно ощущений и их важности в восприятии. Ассоциативная психология трактовала ощущения, как базовые элементы психики. Философия критиковала ту идею, что восприятие построено из ощущений. В XX веке в психологии произошли некоторые изменения, восприятие больше не рассматривается, как совокупность атомарных чувственных ощущений, но начало пониматься, как структурное и целостное явление. Психолог Дж. Гибсон трактует воспринимание, как активный процесс присвоения информации из мира, который включает реальное обследование той информации, которая воспринимается. Таким образом, данный процесс показывает человеку свойства окружающего мира, относящиеся к его потребностям, и проявляют его возможную деятельность в актуальной реальной ситуации.

Другой психолог У. Нессер твердил, что восприятие в психологии это процесс извлечение информации из объектов внешнего мира, который осуществляется на основе схем разных предметов и целого мира, которые имеются в субъекта. Эти схемы получаются в процессе опыта, и есть также исходные темы, врожденные. Похожей мысли придерживались сторонники когнитивной психологии, полагающие, что восприятие – процесс категоризации воспринимаемой информации, то есть, причисления воспринятых предметов в определенную категории объектов. Некоторые категории есть врожденными – это информация об окружающей природе и самых близких предметах, которые ребенок способен соотнести с какой-то категорией, а есть категории, в которые относятся предметы, знания о которых, полученные в опыте.

В сознании человека отображение происходит через прямое воздействие на анализаторы.

Методы восприятия зависят от системы, которая будет поддана воздействию. Благодаря перцепции, люди могут осознавать, что с ними совершается, и как мир влияет на них.

Данный процесс раннее описывали, как суммирование некоторых ощущений, или следствие элементарных ассоциаций отдельных свойств. Все же осталась часть психологов, рассматривающих воспринимание, как совокупность ощущений, появляющихся в результате прямого чувственного познания, которые трактуются, как субъективные переживания качества, локализации, силы и иных свойств воздействия стимулов.

Такое определение есть некорректным, поэтому современники описывают этот процесс, как отражение цельных предметов или явлений. Выделяет из комплекса воздействующих стимулов (форма, цвет, вес, вкус и другие) самые основные одновременно отвлекаясь от несущественных стимулов. Также объединяет группы существенных признаков и сопоставляет воспринятый комплекс примет с ранее известными знаниями о предмете.

Во время воспринимания знакомых предметов их узнавание очень быстро происходит, человек просто объединяет два – три свойства в целое и приходит к нужному решению. Когда воспринимаются незнакомые, новые предметы, их узнавание намного сложнее и происходит в более широких формах. В результате аналитико-синтетического процесса, выделяются существенные признаки, которые не дают другим раскрыться, несущественные и комбинирующие воспринимаемые элементы связываются в единое целое, и возникает полное воспринимание предмета.

Процесс восприятия есть сложным, активным, требует существенной аналитико-синтетической работы. Такой характер воспринимания выражается во многих признаках, которые требуют особого рассмотрения.

Процесс восприятия имеет моторные компоненты, с помощью которых реализовывается восприятие информации (движение глаз, ощупывание предметов). Поэтому данный процесс вернее будет определить, как перцептивную деятельность индивида.

Процесс воспринимания никогда не ограничивается одной модальностью, а имеет слаженную взаимосвязь нескольких анализаторов, в результате которой появляются представления, сформировавшиеся в личности. Очень важно, что воспринимание предметов никогда не происходит на элементарном уровне, а действует на высших уровнях психики.

Когда перед глазами человека есть часы, он мысленно называет этот предмет, не обращая внимания на несущественные свойства (цвет, форма, размер), но выделяет главное свойство – указание времени. Также он относит этот предмет в соответствующую категорию, изолирует его от других, сходных за внешнем видом предметов, но тех, которые относятся к совершенно другой категории, например, в данном случае, барометр. Это подтверждает, что процесс воспринимания человека по психологической структуре близкий к наглядному мышлению. Активный и сложный характер перцепции определяет ее особенности, которые в одинаковой степени относятся ко всем формам.

Особенности восприятия составляют главную характеристику воспринимающихся предметов. Они также являются свойствами этих предметов, явлений и объектов.

Особенности восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысление, апперцепция.

Предметность воспринимания наблюдается в отнесении знаний, приобретенных из внешнего мира в этот мир. Выполняет регулирующую и ориентирующую функции в практичной деятельности. Создается на основе внешних двигательных процессов, которыми обеспечивается контакт с предметом. Без движения воспринимание не обладало бы отнесенностью с объектами мира, то есть свойством предметности. Оно также имеет значение в регуляции поведения субъекта. Обычно предметы определяются не по их виду, а соответственно с практическим их назначением или основным свойством.

Константность определяется в относительном постоянстве свойств в предметах, даже если изменить их условия. С помощью компенсирующего свойства константности, субъект способен воспринимать предметы, как относительно устойчивые. Например, константность в воспринимании цветов – это относительная неизменяемость видимого цвета под влиянием освещения. Константность цвета также обусловливается действием определенных причин, среди них: адаптация к уровню яркости в зрительном поле, контраст, представления о натуральном цвете и условиях его освещенности.

Константность восприятия размеров выражается в относительном постоянстве видимых размеров предмета при различной удаленности. Если сравнительно недалеко удален предмет его воспринимание определяется действием дополнительных факторов, особенное значение среди них имеет усилие глазных мышц, которые адаптируются к фиксированию предмета во время удаления его на разные расстояния.

Восприятие формы предметов, их константность выражается в относительной стабильности ее восприятия, когда изменяются их положения относительно линии взгляда наблюдательного субъекта. Во время любого изменения в положении предмета по отношению глаз, его форма изображения на сетчатке изменяется, с помощью движений глаз вдоль контуров предметов и выделению свойственных сочетаний линий контура, известных субъекту из прошлого опыта.

Исследование эволюции происхождения константности воспринимания людей, ведущих свой образ жизни в густом лесу, не видящие предметов на различных расстояниях, только вокруг себя. Воспринимают предметы, находившееся на далеком расстоянии, как небольшие, а не удаленные. Например, строители видят объекты, которые находятся внизу, без искривления их размеров.

Источником свойства константности восприятия, являются действия перцептивной системы мозга. Когда человек неоднократно воспринимает одни и те же самые предметы в разных условия, обеспечивается стабильность перцептивного образа предмета, относительно переменчивых условий и движений самого воспринимающего рецепторного аппарата. Следовательно, похождение константности истекает из своеобразного саморегулирующего действия, которое имеет механизм обратной связи и адаптируется к особенностям предмета, условиям и обстоятельствам его существования. Если бы у человека отсутствовала константность восприятия, он не мог бы ориентироваться в постоянной изменчивости и многообразности окружающего мира.

Целостность восприятия дает большую информативность, в отличие от ощущений, которые отражают отдельные признаки предмета. Целостность формируется на основе общих знаний о его отдельных свойствах и характеристиках объекта, принимаемых в форме ощущений. Элементы ощущения очень сильно соединены между собой и единственный сложный образ объекта возникает, когда человек находится под непосредственным влиянием некоторых свойств или частей предмета. Впечатления от этого возникают, как условный рефлекс в результате связи зрительного и тактильного воздействия, которая сформировалась в жизненном опыте.

Восприятие не является простым суммированием человеческих ощущений, и не отвечает на них мгновенно. Субъект воспринимает фактически изолированную от ощущений обобщенную структуру, формирующуюся во время определенного времени. Когда человек слушает музыку, услышанные им ритмы будут продолжать звучать в голове, когда поступает новый ритм. Слушающий музыку, воспринимает ее структуру целостно. Последняя услышанная нота не может основывать такое понимание, в голове продолжает проигрываться целая структура мелодии с различными взаимосвязями включающих в нее элементов. Целостность и структурность лежат в свойствах отражаемых предметов.

Восприятие человека имеет очень тесную связь с мышлением. Поэтому особенность осмысленности восприятия отыграет очень важную роль. Хоть процесс воспринимания и возникает под влиянием прямого воздействия на органы чувств, но перцептивные образы еще имеют всегда смысловое значение.

Осознанное восприятие предметов помогает человеку мысленно назвать предмет, отнести его к назначенной категории, группе. Когда человек встречается с новым предметом впервые, он пытается установить какое-то сходство с уже знакомыми предметами. Воспринимание являет собой неизменный поиск самого лучшего описания имеющихся данных. То, как предмет воспринимается человеком, зависит от раздражителя, его особенностей, и самого человека. Поскольку, воспринимает живой целостный человек, а не отдельные органы (глаза, ухо), поэтому процесс воспринимания всегда находится под воздействия специфических особенностей личности.

Зависимость восприятия от влияния психических особенностей жизни человека, от свойств самой личности субъекта, называется апперцепцией. Если испытуемым предъявлять незнакомые объекты, то на первых фазах их воспринимания, они будут искать эталоны, относительно которых можно отнести объект, который предъявляется. Во время воспринимания выдвигаются и подлежат проверке гипотезы относительно принадлежности объекта к определенной категории. Так, во время восприятия задействуются следы из прошлого опыта, знаний. Поэтому один предмет может быть воспринят разными людьми по-разному.

Содержание восприятия обусловливается поставленной задачей перед субъектом, его мотивированностью, в его процессе имеют значения установки и эмоции, которые способны изменить содержимое восприятия. Эти условия есть необходимыми для ориентирования субъекта в окружающем мире.

Виды восприятия

Существует несколько классификаций видов восприятия. Сначала, разделяют восприятие преднамеренное (произвольное) или преднамеренное (произвольное).

Преднамеренное восприятие имеет ориентировку, с помощью которой регулирует процесс воспринимания – это воспринять предмет или явление и ознакомится с ним.

Произвольное восприятие может включаться в какую-то деятельность и реализовываться в процессе ее деятельности.

Непреднамеренное восприятие не имеет такой четкой направленности, и субъект не задается целью воспринять определенный предмет. На направленность воспринимания влияют внешние обстоятельства.

Как самостоятельное явление восприятие проявляется в наблюдении. Наблюдение является преднамеренным, планомерным и длительным в каком-то промежутке времени восприятием, направленным на отслеживание течения какого-то явления или изменений, происходящих в предмете восприятия.

Наблюдение является активной формой чувственного познания человеком действительности. Во время наблюдения, как самостоятельной целенаправленной деятельности с самого начала существует вербальная формулировка задач и целей, которые ориентируют процесс наблюдения на определенные объекты. Если долго упражняться в наблюдении, можно развить такое свойство, как наблюдательность – умение замечать характерные, малозаметные, которые не бросаются сразу в глаза особенности и детали предметов.

Для развития наблюдательности необходима организация восприятия, соответствующая необходимым условиям успешность, ясности задачи, активности, предварительной подготовке, систематичности, планомерности. Наблюдательность есть необходимой во всех сферах жизнедеятельности человека. Уже с детского возраста, в процессе игры или обучения, необходимо делать упор на развитие наблюдательности, многогранности и точности воспринимания.

Существует классификация восприятий по: модальности (зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная, вкусовая) и формы восприятия существования материи (пространственная, временная, двигательная).

Зрительное восприятие – это процесс создания зрительного образа мира, основываясь на сенсорной информации, воспринимаемой, благодаря зрительной системе.

Слуховое восприятие – это процесс, который обеспечивает восприимчивость звуков и ориентации по них в окружающей среде, осуществляется с помощью слухового анализатора.

Осязательное восприятие – основанное на мультимодальной информации, ведущей среди которых есть тактильная.

Обонятельное восприятие – это способность к ощущению и различению пахучих веществ, как запахов.

Вкусовое восприятие – воспринимание раздражителей, действующих на рецепторы рта, характеризуются вкусовыми ощущениями (сладкого, соленого, горького, кислого).

Более сложные формы восприятия – это восприятие пространства, движения и времени.

Пространство образуется восприниманием формы, размеров, расположения и удаленности.

Зрительное восприятие пространства базируется на восприятии размера и формы предмета, благодаря синтезу зрительных, мышечных, осязательных ощущений, восприятии объема, удаленности предметов, которое осуществляется бинокулярным зрением.

Человек воспринимает движение, потому что оно происходит на каком-то определенном фоне, что позволяет сетчатке в определенной последовательности отображать возникающие изменения в положениях, находящихся в движении относительно элементов, перед и позади которых перемещается предмет. Существует автокинетический эффект, когда в темноте светящаяся неподвижная точка кажется подвижной.

Восприятие времени исследовано немного меньше, поскольку существует немало сложностей в этом процессе. Сложность объяснения того, как человек воспринимает время, в том, что в воспринимании отсутствует очевидный физический стимул. Длительность объективных процессов, то есть, физическое время может быть измеренным, но сама по себе длительность не есть стимулом в прямом смысле слова. Во времени нет энергии, которая бы воздействовала на некий временный рецептор, например, как это наблюдается в воздействии световых или звуковых волн. На сегодняшний день не обнаружено механизм, который косвенно или прямо преобразует физические интервалы во времени на соответствующие сенсорные сигналы.

Восприятие информации – это активный, полусознательный процесс деятельности субъекта по приему и переработке существенных знаний об окружающем мире, событиях и людях.

Восприятие информации осуществляется под влиянием определенных обстоятельств. Во-первых, имеет значение ситуация, в которой произошло знакомство с информацией. Благоприятная ситуация способствует более благожелательному восприятию, чем информация этого стоит, и наоборот, неблагоприятная ситуация будет способствовать негативному восприятию информации, чем на само деле.

Во-вторых, глубина понимания ситуации. Человек, хорошо разбирающейся в ситуации в большинстве случаев спокойнее относится к информации, связанных с ней событий и окружающих в тот момент людях. Он не драматизирует происходящее, не превозносит и очень адекватно оценивает ситуацию, чем человек с ограниченным кругозором.

В-третьих, на воспринимание информации влияют характеристики явления, субъекта или предмета, о которых свидетельствует информация.

В-четвертых, большое влияние имеют стереотипы (упрощенные стандартизированные представления сложных явлений и объектов окружающей действительности). Стереотипы – это основанное на чужих взглядах представление о тех вещах, с которыми человек еще не встречался, но может встретиться и, таким образом, облегчают его понимание этих вещей.

В-пятых, восприятие зачастую становится сложнее, под влиянием непредсказуемости или искривлений сведений, неспособности правильно поднести информацию.

Восприятие человека человеком

Когда люди встречаются первый раз, они, воспринимая друг друга, выделяют особенности внешности, которые представляют их психические и социальные качества. Особое внимание обращается на осанку, походку, жестикуляцию, культурность речи, поведенческие паттерны, привычки, манеры поведения. Одной из первых и важнейших есть профессиональная характеристика, социальной статус, коммуникативные и нравственные качества, насколько человек злой или сердечный, компанейский или некоммуникабельный и другие. Избирательно выделяются также отдельные черты лица.

Характеристики человека интерпретируются по его внешности соответственно нескольким способам. Эмоциональный способ выражается в том, что социальные качества приписываются человеку, зависимо от его внешности, эстетической привлекательности. Если человек внешне красивый, значит он хороший. Очень часто люди попадают на эту уловку, стоит помнить, что внешность бывает обманчивой.

Аналитический способ предполагает, что каждый элемент внешности связан с конкретным характерным этому человеку психическим свойством. Например, нахмуренные брови, сжатые губы, насупленный нос свидетельствуют о злом человеке.

Перцептивно-ассоциативный способ заключается в приписывании человеку качеств, по которым он кажется похожим на другого человека.

Социально-ассоциативный способ предполагает, что человеку приписываются качества по определенному социальному типу относительно его отдельных внешних примет. Такой обобщенный образ личности оказывает влияние на коммуникацию с этим человеком. Часто люди определяют по порванной одежде, грязным штанам, разорванным сношенным башмакам, человека без определенного места жительства и уже стараются держаться от него на расстоянии.

Восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам, эталонам. Представление о социальном статусе индивида, общее представление о нем, переносится и на другие проявления этой личности, в этом заключается эффект ореола. Эффект первичности предполагает, что первоначальные воспринятые сведения, услышанные от других людей о человеке, могут повлиять на восприятие его при знакомстве, будут иметь преобладающее значение.

Эффект социальной дистанции порождается значительными различиями социального положения людей, состоявших в коммуникации. Крайнее проявление такого эффекта может выразиться в пренебрежительном, ненавистном отношении к представителям с отличающимся социальным статусом.

Оценивание и чувства людей во время их восприятия друг другом очень многогранны. Их можно разделить на: конъюнктивные, то есть объединяющие и дизъюнктивные, то есть разъединяющие чувства. Дизъюнктивные порождаются тем, что осуждается в той среде. Конъюнктивные – благоприятные.

Развитие восприятия у детей

В развитии восприятие детей имеет специфические особенности. С рождения, он уже владеет некоторой информацией. Дальнейшее развитие этого процесса – это результат личной активности ребенка. Насколько он является активным, настолько быстро он развивается, знакомится с различными предметами и людьми.

Восприятие детей в дальнейшем могут контролировать родители. Раннее развитие свойств восприятия осуществляется по мере взросления ребенка, оно проявляется в той особенности, что для воспринимающего ребенка форма предмета становится значимо, она набирает смысл. В младенчестве происходит развитие распознавания людей и предметов вокруг человека, растет количество целенаправленных осознанных телодвижений. Такая активность в развитии перцепции происходит до младшего школьного возраста.

Очень важно, чтобы до этого времени состоялось исследование на возможные нарушения восприятия.

Причина аномалии в развитии понимания действительности, может быть в разрывах связи систем органов чувств и мозговых центров, в которые поступает сигнал. Это могло произойти в случае, травмы или морфологических изменений организма.

Восприятие детей младшего школьного возраста выражается смутностью и нечеткостью. Например, дети не узнают на праздниках переодетых в костюмы людей, хоть их лицо может быть открытым. Если дети увидят картинку незнакомого предмета, они выделяют из этого изображения один элемент, опираясь на который осмысливают предмет целиком. Такое осмысление носит название – синкретизма, оно присущее детскому восприятию.

В среднем дошкольном возрасте появляются представления о соотношении величины предметов. Ребенок может судить о знакомых вещах, как больших или маленьких, независимо от их соотношения с другими предметами. Это наблюдается в способности ребенка расставить игрушки «по росту».

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют представления об измерениях величины предметов: ширине, длине, высоте, пространстве.

Они способны отличать расположение предметов между собой (сверху, снизу, слева, справа и так далее).

Продуктивная деятельность ребенка заключается в его умении воспринимать и воспроизводить особенности предметов, их цвет, величину, форму, расположение. При этом важно усвоение сенсорных эталонов и также развитие особенных действий восприятия.

Восприятие детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений выражает единство переживания и познания. Ребенок учится фиксировать изображение и воспринимать чувства, волнующие автора.

Особенность воспринимания окружающих людей ребенком выявляется в оценочных суждениях. Наиболее высокая и яркая оценка приписывается тем взрослым, которые имеют тесную связь с ребенком.

Восприятие и оценка других детей зависит от популярности ребенка в группе. Чем выше положение ребенка, тем более высокую оценку ему приписывают.

Развитие восприятия детей дошкольного возраста является сложным, многогранным процессом, способствующим тому, чтобы ребенок учился точнее отображать окружающий его мир, умел различать особенности действительности и смог успешно в ней адаптироваться.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Восприятие — Психология, если вкратце

Восприятие (перцепция) – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии (адекватных) физических раздражителей на органы чувств.

Эта тема тесно связано с темой ощущений. Из определения, видно, что в работе восприятия участвуют сигналы от нервной системы, которые в свою очередь возникают из-за физической или химической стимуляции органов чувств. Например, в зрительном восприятии задействован глаз, на который поступает свет, во вкусовое восприятие задействованы молекулы запаха и вкуса, а в слуховом восприятии участвуют звуковые волны, воздействующие на ухо.

Восприятие можно сравнить с телесигналом, который поступает от кабеля в телевизор. Сигнал превращается в что-то осмысленное только после того, как этот сигнал будет расшифрован неким устройством, и при этом, вы должны обладать знаниями, чтобы понять что пляшущие пятна на экране перед вами никто иные, как балерины в белых пачках, а музыкальная какофония – на самом деле музыка Чайковского! Одной из ключевых особенностей восприятия является то, что это процесс, который сильно зависит от уровня знаний, памяти, ожиданий, внимания.

Наши органы чувств снабжают нас либо неполной, либо избыточной, либо равновероятной, а зачастую и противоречивой информацией, которая опознаётся и подвергается категоризации системой восприятия в соответствии с опытом, ожиданиями, планами. Например, вы ожидаете важного звонка. Наконец, телефон звонит, но связь кошмарная! Однако, вы скорее всего, безошибочно опознаете в треске именно голос своего друга. Следовательно, восприятие представляет собой не пассивную переработку информации от органов чувств (сенсорной информации), а активный процесс сбора, анализа и интерпретации.

Что важно учитывать в работе восприятия, так то, что этот процесс зависит от научения. Образы восприятия у детей менее подробные, более размытые, в меньшей степени соответствуют объекту, чем у взрослых, например, поскольку у детей еще слабо развита моторика тела, и отсюда, если дети не получают должного внимания, стимула, то и развитие их пострадает.

Точно также, восприятие может поменяться со временем.

Например, если человек ослеп и долгое время был слепым, а потом с помощью медицины прозрел, – ему нужно учиться заново воспринимать мир зрительно. В противном случае, мир для него не более чем набор световых разводов, вместе не представляющий никакого смысла (в одной из будущей статьей мы рассмотрим патологии восприятия).

Вот некоторые характеристики восприятия, которые помогут понять почему мы видим мир таким, какой он есть:

1) Предметность образа восприятия – выделение фигуры и фона, фокусировка на отдельном предмете. То, что важно, становится фигурой, а то, что не важно – фоном. Только посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?
2) Целостность – Мы целое воспринимаем независимо от его составных частей; целое влияет на то, как воспринимаются его отдельные части (если кружки объединить в треугольник, то увидим мы не кружки, а треугольник; и даже если мы заменим кружки квадратиками, то целое из них по-прежнему будет восприниматься как треугольник).

3) Постоянство – ее роль в том, чтобы сохранять образ восприятия неизменным, несмотря на изменения с самим объектом, которые происходят постоянно. Например, если мы знаем, что лист тетради белый, то даже если станет почти темно, но немного света еще будет отражаться, то психика всё равно будет считать лист белым. Наиболее фундаментальный вид постоянства – стабильность окружающего нас мира. (Ох, уж эта попытка сэкономить энергию мозгом).

Таким образом, восприятие очень важный психический процесс. И в следующий раз, когда вы поймёте, что ваш партнёр не понял квадрат Малевича, а в песнях Rammstein не услышал лирики, то скорее всего это не значит, что он вас ненавидит. Просто, его восприятие так работает.

Восприятие: определение, примеры и типы

Восприятие: определение, примеры и типы

Келси Шульц, доктор философии. Кандидат

Даже когда мы сидим и ничего не делаем, наш мозг усердно работает над созданием нашей реальности. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о восприятии и о том, как оно делает весь наш опыт уникальным.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Восприятие является основной характеристикой существования. На протяжении всей эволюции существа полагались на восприятие, чтобы находить солнечный свет и пищу и избегать хищников. В контексте человеческого существования восприятие является основой всего, что мы испытываем, от ощущения дождя на нашей коже до радостного детского смеха. Давайте поговорим подробнее о том, что такое восприятие, и о различных типах восприятия, с которыми вы, возможно, знакомы.

​Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени     Зарабатывайте больше $ быстрее 
 Повышайте доверие к себе  Представляйте высокоэффективный контент

Что такое восприятие? (Определение)

Наш мозг постоянно подвергается бомбардировке сенсорными данными. Например, когда вы сидите за компьютером и читаете эту статью, ваш мозг получает тактильную информацию от рецепторов вашей кожи, активируемых ощущением одежды и давлением на ваше тело от сидения в кресле, слуховой информацией, передающей любую музыку или окружающий шум, который в данный момент щекочет волосковые клетки в ушах, визуальная информация от света, падающего на сетчатку, создаваемая вашим компьютером или телефоном, проприоцептивная информация об относительном положении частей вашего тела по отношению друг к другу и многое другое. Восприятие — это перевод всех этих чувственных данных в связный опыт чтения статьи.


Проще говоря, восприятие — это процесс, с помощью которого мозг интерпретирует и организует сенсорную информацию из окружающей среды для получения осмысленного восприятия мира.
Акт восприятия включает в себя различные когнитивные процессы, такие как внимание, ощущения и память, которые позволяют нам распознавать, понимать и интерпретировать наше окружение. На восприятие могут влиять личный опыт, эмоции, мотивация и ожидания, и иногда это может приводить к перцептивным иллюзиям и неверным интерпретациям реальности.

Примеры восприятия

Существует множество различных видов сенсорных данных, которые наш мозг организует в процессе восприятия. Ниже приведены лишь несколько примеров.

  • Зрительное восприятие: Способность интерпретировать и понимать визуальную информацию, такую ​​как форма, цвет и движение. Например, восприятие разницы между деревом и камнем на основе их формы и текстуры.
  • Слуховое восприятие: Способность интерпретировать и понимать слуховую информацию, такую ​​как звук, высота тона и ритм. Например, восприятие разницы между различными музыкальными инструментами на основе издаваемых ими звуков.
  • Восприятие осязания: Способность интерпретировать и осмысливать сенсорную информацию, такую ​​как давление, температура и текстура. Например, восприятие разницы между мягкой и шероховатой поверхностью на основе осязания.
  • Восприятие вкуса: Способность интерпретировать и осмысливать информацию о вкусе, такую ​​как сладкий, кислый, соленый и горький. Например, восприятие разницы между разными видами пищи на основе вкуса.
  • Восприятие запаха: Также называемое обонянием, это способность интерпретировать и воспринимать информацию о запахе, такую ​​как аромат духов, цветов или пищи. Например, восприятие разницы между запахом кофе и чая на основе их уникальных запахов.
  • Восприятие времени: Субъективное ощущение течения времени. Например, осознание того, что время проходит быстро во время захватывающего события, но медленно во время скучного.
  • Восприятие боли: это переживание как телесной боли, передаваемой от сенсорных рецепторов в вашем теле, так и психологической боли, возникающей из внешних переживаний, таких как отвержение, но переживаемой внутренне (Eisenberger & Lieberman, 2004).
  • Проприоцепция: Проприоцепция относится к тому, как наши тела интерпретируют сенсорные сигналы от наших мышц, чтобы понять положение нашего тела или положение наших конечностей по отношению к остальным телам. Например, когда вы держите руку перед собой, рецепторы растяжения в ваших мышцах сигнализируют о том, что их тянут, что сообщает вашему мозгу, что у вас вытянутая рука.

Восприятие себя

Восприятие себя может относиться как минимум к двум различным процессам. Первый — это процесс восприятия внутреннего состояния тела, также известный как интероцепция. Интероцепция включает восприятие телесных состояний, таких как голод, боль, усталость, тошнота и тревога. Интероцепция также включает в себя более абстрактные переживания, такие как чувство свободы воли, и эмоциональные состояния, такие как радость и страх (Ceunen et al., 2016). Во многих смыслах интероцепцию можно понимать как субъективное переживание себя. То есть это то, как он чувствует себя вами.

Самовосприятие может также относиться к вашему восприятию того, какой вы есть в мире, или того, как вас видят другие. То есть самовосприятие будет включать ваше восприятие своих способностей, личностных черт, поведения, внешности и других черт характера (Kleinke, 1978). В то время как интероцепция в значительной степени зависит от внутреннего опыта, эта форма самовосприятия формируется за счет комбинации личного опыта, культурных и социальных ожиданий и отзывов от других.

Восприятие себя может иметь важные последствия для поведения, эмоций и благополучия человека. Например, если кто-то положительно воспринимает себя, он может быть более уверенным в себе, оптимистичным и уверенным в себе. И наоборот, если кто-то негативно воспринимает себя, он может испытывать низкую самооценку, тревогу и депрессию.

Самовосприятие также может меняться со временем, и на него могут влиять новый опыт и отзывы других. Например, у кого-то может быть положительное восприятие себя в одном аспекте своей жизни, таком как работа или спортивные способности, в то время как у него может быть негативное представление о себе в других областях, таких как социальные навыки или внешний вид.

Восприятие других

Восприятие других, также известное как социальное восприятие, представляет собой многогранный процесс. Элементы социального восприятия варьируются от восприятия другого как автономного живого объекта до вывода об интенциональности поведения других (Rutherford & Kuhlmeier, 2013).

Наше восприятие других во многом зависит от того, как мы воспринимаем самих себя. То есть мы можем использовать себя в качестве точки отсчета, исходя из которой можно делать выводы (Markus et al., 1985). Например, мы знаем, что когда мы чихаем, это непроизвольное поведение, поэтому мы предполагаем, что то же самое верно и для других людей. Мы также можем проецировать свои черты на других (Mikulincer & Horesh, 1999). Например, если мы обычно лжем, мы будем видеть лжецами и других. Или, если мы щедры и добры, мы можем склонны считать других также щедрыми и добрыми.

Социальное восприятие также зависит от других когнитивных, эмоциональных и культурных факторов, таких как личные предубеждения, ожидания и стереотипы. Например, люди, которыми пренебрегали в детстве, склонны двигаться по миру, предполагая, что другие не заслуживают доверия и будут интерпретировать их поведение через эту призму (Levy et al. , 2011).

Восприятие реальности

Восприятие реальности относится к тому, как вы понимаете и интерпретируете весь свой опыт, а также к вере в то, что этот опыт является продуктом сущности, которая существует вне вас и может быть испытана другими людьми. Например, мое текущее восприятие реальности таково, что я печатаю на компьютере. Это можно считать моей реальностью, потому что я полностью убежден по разным причинам, что этот компьютер действительно существует вне моего разума и может быть испытан другими людьми.

На наше восприятие реальности могут влиять несколько факторов, таких как предварительные ожидания, эмоциональное состояние и группа различных химических веществ, обычно называемых психоделиками. Хотя на вопрос о том, существует ли одна истинная реальность, ответа нет, обычно мы разделяем общую реальность, с которой в основном можем согласиться (иногда). Мы говорим, что кто-то существует в измененной реальности, когда его восприятие реальности существенно отклоняется от нормы. Например, мы можем сказать, что человек, испытывающий зрительные галлюцинации после приема псилоцибина, находится в измененной реальности или в измененном состоянии сознания.

Восприятие времени

Восприятие времени особенно увлекательно, учитывая, что нет органа чувств, через который наш мозг получает информацию о времени. То есть, световые рецепторы в нашей сетчатке вызывают зрение, вибрация волосковых клеток в наших ушах создает ощущение звука, а активация рецепторов на нашем языке создает ощущение вкуса, но у нас нет временных рецепторов, передающих сигнал. ощущение времени. Несмотря на свое загадочное происхождение, время является фундаментальной характеристикой человеческого существования.

Наше ощущение времени зависит от множества когнитивных и физических факторов. Например, мы воспринимаем время как движущееся быстрее, когда нам весело или когда мы боимся, и кажется, что время замедляется, когда нам скучно, депрессия или отвращение (Droit-Volet, 2013). Точно так же мы ощущаем, что время течет медленнее, когда нам больно (Rey et al., 2017).

Хотя точные механизмы восприятия времени до сих пор неизвестны, считается, что двигательная система является по крайней мере одним из основных факторов, влияющих на ощущение времени. Другими словами, те же области мозга, которые заставляют нас двигаться, помогают нам обрабатывать время.

Восприятие против ощущения

Восприятие и ощущение — родственные понятия, но не синонимы.

Ощущение относится к процессу обнаружения раздражителей из окружающей среды и реагирования на них. Он включает в себя стимуляцию наших сенсорных рецепторов, таких как наши глаза, уши, нос, язык и кожа, которые затем посылают сигналы в мозг. Ощущение — это необработанный, неинтерпретированный опыт мира.

Восприятие, с другой стороны, представляет собой объединение всех этих ощущений в одно связное переживание. Вы можете думать об ощущении и восприятии как о головоломке. Ощущение похоже на все кусочки головоломки, а восприятие похоже на законченную головоломку. Сначала все, что у вас есть, — это куча разбросанных кусочков с неразборчивыми кусочками какого-то изображения на них, затем ваши процессы восприятия объединяют все эти кусочки в окончательный образ милой собачки в темных очках.

Восприятие против перспективы

Перспектива и восприятие — разные понятия и требуют разных мозговых процессов, но они неразрывно связаны друг с другом. То есть восприятие помогает создать перспективу, а перспектива помогает создать восприятие.

Перспектива — это точка зрения или отношение. Именно так мы интерпретируем совокупность всех наших восприятий. Например, восприятие — это акт взгляда на цветок, а перспектива — это то, что этот цветок значит для нас и как мы к нему относимся. Для одного человека цветок может представлять собой один из лучших моментов его жизни и казаться красивым; с другой стороны, это может представлять собой один из худших моментов их жизни и восприниматься как ужасное.

Перспектива также может влиять на ваше восприятие. Например, есть знаменитая иллюзия, называемая иллюзией кролика-утки, в которой одно и то же изображение можно увидеть как кролика или утку, в зависимости от того, как вы на него смотрите. Так что в этом случае то, как вы воспринимаете животное на изображении, зависит от вашей точки зрения.

«Kaninchen und Ente» («Кролик и утка»), самая ранняя известная версия иллюзии утка-кролик, из выпуска Fliegende Blätter 9 от 23 октября 1892 г.0011 .

Является ли восприятие субъективным?

Количество различных типов клеток в наших глазах и то, как информация проходит через наш мозг, обрабатывается и зависит от нашей точки зрения, делает восприятие субъективным явлением. Другими словами (возвращаясь к примеру с цветком), мы с вами можем смотреть на один и тот же цветок под одним и тем же углом, но то, как устроены мои глаза и как обрабатывается визуальная информация в моем мозгу, может сделать цветок менее заметным. красный, чем кажется вам.

Управление восприятием

Управление восприятием — это процесс воздействия на то, как люди воспринимают проблему, событие, человека или продукт. Он включает в себя контроль, формирование и манипулирование информацией, которую люди получают, и тем, как они ее интерпретируют. Управление восприятием часто используется организациями, правительствами и политическими кампаниями для влияния на общественное мнение и формирования общественного мнения.

Методы, используемые в управлении восприятием, могут включать манипулирование средствами массовой информации, пропаганду и стратегическую коммуникацию. Цель управления восприятием состоит в том, чтобы представить положительный образ или сообщение о конкретной проблеме, событии, человеке или продукте, а также контролировать повествование и организовать обсуждение в благоприятном ключе.

Управление восприятием может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, поскольку его можно использовать для улучшения понимания общественностью важных вопросов и содействия позитивным изменениям, но его также можно использовать для манипулирования людьми и их обмана, что приводит к искажению взглядов на реальность.

Статьи, относящиеся к восприятию

​Хотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:

  • Самовосприятие: определение, теория и вопросы
  • Сознание: определение, примеры и теория
  • Самоанализ: определение (в психологии), примеры и вопросы
  • Якорение: определение в психологии и примеры

Книги, связанные с восприятием

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

  • Восприятие: как наши тела формируют наш разум
  • Ключи к восприятию: практическое руководство по психическому развитию
  • The Doors восприятия и рая и ада

Последние мысли о восприятии

Восприятие — интересное познавательное явление. Оно многогранно и может различаться у разных людей, даже когда они якобы воспринимают один и тот же объект. На наше восприятие могут влиять несколько факторов, и нам следует опасаться, когда ими могут манипулировать в соответствии с целями других. Чтобы узнать больше о восприятии, посмотрите это видео:

Видео: Ваша реальность может не быть моей: сенсорное восприятие и эмпатия ​

Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


расширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

Ссылки

  • Сеунен, Э., Влайен, Дж. В., и Ван Дист, И. (2016). О происхождении интероцепции. Границы психологии, 7, 743.
  • Друа-Воле, С. (2013). Восприятие времени, эмоции и расстройства настроения. Журнал физиологии-Париж, 107 (4), 255-264.
  • Айзенбергер, Н.И., и Либерман, доктор медицины (2004). Почему отвержение причиняет боль: общая нервная система сигнализации физической и социальной боли. Тенденции в когнитивных науках, 8(7), 294-300.
  • Кляйнке, К.Л. (1978). Самовосприятие: психология личного осознания. WH Freeman & Co.
  • Леви, К. Н., Эллисон, В.Д., Скотт, Л.Н., и Бернекер, С.Л. (2011). Стиль прикрепления. Журнал клинической психологии, 67 (2), 193-203.
  • Маркус Х., Смит Дж. и Морленд Р.Л. (1985). Роль Я-концепции в восприятии других. Journal of Personality and Social Psychology, 49(6), 1494.
  • Микулинсер, М., и Хореш, Н. (1999). Стиль привязанности взрослых и восприятие других: роль проективных механизмов. Журнал личности и социальной психологии, 76(6), 1022.
  • Рей, А.Э., Майкл, Г.А., Дондас, К., Тар, М., Гарсия-Ларреа, Л., и Мацца, С. (2017). Боль расширяет восприятие времени. Научные отчеты, 7(1), 1-6.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи:

  • Счастье
  • БОЛЬРОЯ БЕЗОПАСНЫ :

    • All-Access Pass
    • Пакеты материалов PLR
    • Курсы PLR

Что такое восприятие? Определение, процесс и воздействующие факторы

Содержание страницы

Что такое восприятие?

Восприятие — это процесс, посредством которого мы выбираем, организуем и осмысленно интерпретируем наши ощущения. Это начинается, когда мы видим какие-либо объекты в окружающей нас среде. Способ восприятия двух человек, вероятно, не может быть одинаковым.

Это наши пять органов чувств: глаз, ухо, нос, рот и кожа, с помощью которых мы можем воспринимать мир. Восприятие — это процесс организации и попытки понять сенсорную стимуляцию, которую мы получаем. Когда рецепторы стимулируются, информация может передаваться в мозг, вызывая ощущение, а затем восприятие.

Психологи относятся к восприятию как к нисходящему процессу, потому что они построили его на основе не только того, что обнаруживают наши органы чувств, но и нашего опыта и ожиданий. Если рецепторы не получают раздражения из окружающей среды или не могут обрабатывать полученную информацию, информация не передается и восприятие не происходит.

В нашем повседневном опыте ощущения и восприятие сливаются в непрерывный процесс. Нарушения восприятия могут возникать в любом месте между сенсорным обнаружением и перцептивной интерпретацией. Например, люди с дальтонизмом не могут определить по своему восприятию цвета, когда светофор красный или зеленый, потому что они не могут воспринимать информацию о цвете. Они зависят от сигналов яркости и положения, чтобы определить цвет светофора. сигнал.

Аналогичным образом, человеку с повреждением головного мозга в височной области важно распознать болезнь, известную как «прозопагнозия», при которой человек имеет полное ощущение, но неполное восприятие. Он может воспринимать визуальную информацию, чтобы сообщить о чертах лица, но не может ее распознать. Показал незнакомое лицо, он не отвечает. Показан знакомый человек, он не уверен, кто этот человек. Если ему показать свое собственное лицо в зеркале, он не сможет обрабатывать данные сверху вниз, то есть не сможет связать свои накопленные знания с сенсорным вводом.

Таким образом, при восприятии простой процесс состоит в том, чтобы активировать рецептор и затем передать информацию в мозг, чтобы осмыслить ее, т. е. интерпретировать.

Процесс восприятия

Механизм, задействованный в восприятии поведения, опыта или любой реакции, представляет собой очень сложный и избирательный процесс. Индивидуальные различия видны в процессе восприятия. Рецепторные функции играют доминирующую роль, но в нее вовлечены и другие функции.

Для завершения процесса восприятия участвуют следующие процессы:

Рецепторный процесс

Рецепторы — это специализированные клетки нервной системы, чувствительные к раздражителям. Наличие в нашем организме нескольких рецепторов, расположенных в глазах, ушах, носу, рту, на коже и т. д., дает знания о сенсорной стимуляции. Когда информация достигает рецепторов, реакция этих клеток называется рецепторным процессом.

Например, вы увидели, как вам позвонила ваша закадычная подруга. Увидев ее, ваши рецепторы глаз палочки и колбочки в сетчатке активизируются, услышав звук, активизируются слуховые рецепторы на базилярной мембране, чтобы передать информацию и придать ей смысл. Точно так же рукопожатие с ней активирует кожные рецепторы, запах ее духов возбуждает реснички обонятельных рецепторов и так далее.

Рецепторы могут быть активированы одновременно. Но восприятие ограничивается конкретным рецепторным процессом. Например, когда вам звонит друг, и в то же время звонит ваш мобильный, за каким из них следует следить? Сначала вы рассмотрите предпочтение, а затем примете участие в другом.

Символический процесс

Восприятие включает в себя нечто большее, чем просто активацию рецепторных клеток. Мысленные образы различных запахов, идей, знаков, символов, форм, выразительных слов, воспоминаний, понятий в мозгу используются в восприятии как заменитель реального объекта. Мысль или действие символически помогают обрабатывать избирательный ответ. Предыдущий опыт можно вспомнить, даже если он перестает присутствовать.

Например, вы потеряли связку ключей. Вы пытаетесь вспомнить все действия, которые вы выполняли в течение дня, и места, в которых вы находились, до ключа, это было возможно только с помощью символического процесса.

Символические процессы при отсутствии реальных событий помогают восприятию ситуации. Символические образы формируются нейронной активностью органов чувств в нервной системе при отсутствии фактической активности или раздражителей. После того, как инграмма сформирована, ее можно использовать символически как опыт.

Аффективный процесс

Аффективный процесс напоминает эмоцию, связанную с раздражителем. При восприятии мы имеем не только образы предмета, но и его впечатление как приятного-неприятного, любимого-нелюбимого, интересного-неинтересного, любви-ненависти, за или против, а может быть, ни одного из них. Аффективный процесс – это чувства, переживания, связанные с объектом или человеком.

Можете ли вы вспомнить самый приятный или неприятный опыт в вашей жизни? Почему вы называете его приятным или неприятным, потому что он связан с аффективным восприятием ситуации? Аффективный процесс перекрывает воспоминание о переживании рецепторных и символических функций. Например, укол иглой, брань, удар током, агрессия, ненависть, болезнь вызывают чувство неприятности. Все эти аффективные процессы зависят от прошлого опыта.

Также, например, запах вареной курицы может быть приятным для тех, кто любит ее вкус, и неприятным для многих других, кто не любит ее или является чистым вегетарианцем.

Процесс Объединения

Последний процесс восприятия – это процесс объединения. Интерпретация смысла воспринятого нами возможна не только с помощью одних только рецепторных, символических, аффективных процессов, но и их объединенных усилий. Процесс объединения утверждает, что все процессы восприятия необходимы для ясной картины и понимания того, что мы воспринимаем. Восприятие зависит от возбуждения рецептора, символических и аффективных процессов, все вместе это называется процессом объединения.

Например, рукопожатие с другом вызывает различные ощущения, в том числе зрительные, слуховые, кожные и определенные ощущения запаха (рецепторный процесс). Вы вспоминаете встречу с ним в первый раз (символично). Вам понравился друг и вы хотите время от времени с ним встречаться (аффективно). Все эти процессы работают вместе, чтобы дать вам знания и понимание о вашем друге, и есть процесс объединения.

Факторы, влияющие на восприятие

Существуют индивидуальные различия между людьми. Они воспринимают одно и то же по-разному. Это вызвано несколькими факторами. Информация, которую мы получаем из окружающей среды, и личностные характеристики человека побуждают нас действовать именно таким образом. Основные факторы, влияющие на восприятие:

  • Воспринимающий
  • Объект
  • Ситуация

Воспринимающий

определяющие восприятие человека. К личностным факторам относятся:

  • Установки – Установки – это система убеждений, которая направляет мышление, чувства и действия людей. Оно проявляется в выражении того, насколько мы любим или не любим, за или против, за или против, положительно или отрицательно или нейтрально в отношении различных вещей.
  • Мотивы – Мотивы – это внутреннее состояние организма, которое является целенаправленным. Он направлен на ценности, интересы и психологический статус.
  • Интересы – Интересы представляют собой умственную направленность на захват части стимулов и игнорирование других аспектов.
  • Эмоции – Эмоции влияют на восприятие. Когда мы воспринимаем эмоциональные реакции других людей, мы реагируем соответствующим образом.
  • Прошлое Опыт — Прошлый опыт очень влияет на развитие личных качеств, таких как взгляды, ценности, интересы и предубеждения.
  • Ожидание или Набор – Общая готовность воспринимать окружающую среду определенным образом влияет на манеру. Такие ожидания или установки варьируются от человека к человеку.

Цель

Цель. Не только характеристики воспринимающего влияют на восприятие стимулов, но и характеристики наблюдаемой цели могут влиять на то, что воспринимается. Этими характеристиками могут быть:

  • Привлекательность или непривлекательность – относится к тому, насколько нам нравятся или не нравятся другие объекты или люди.
  • Движение – Движение создает достопримечательности. Фильмы, телевизоры, DVD-диски создают ощущение движения из серии изображений.
  • Близость – Это важная детерминанта восприятия, поскольку она способствует взаимодействию и повторному воздействию.
  • Сходство – Те объекты или лица или события, которые похожи друг на друга, склонны воспринимать в группе вместе.

Ситуация

В окружающей среде есть различные объекты и события, которые влияют на наше восприятие. То, как мы взаимодействуем с окружающей средой, зависит от нашего восприятия времени, контекста, температуры, местоположения, света, работы, социальной обстановки и т. д. мы можем сделать это на свадьбе, потому что ситуация другая.

Нравится:

Нравится Загрузка.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts