Психологические особенности восприятия незрячих | Статья в журнале «Молодой ученый»
Восприятие – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения различных модальностей.
Нарушение функций зрения приводят к сокращению и редуцированию зрительных ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному выпадению их у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, то есть на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе- восприятии.
В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от условий жизни и характера деятельности один из анализаторов становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причём доминирование зрения (возникающее как в фило, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьёзные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частично зрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.
Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03-0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.
Полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается, только в случаях тотальной слепоты. Может встретиться мнение, что слепым присущ слуховой тип восприятия. Такой тип может формироваться у слепых, как и у нормально видящих, поскольку это зависит не от особенностей строения и функционирования того или иного органа, а от характера деятельности, в которой принимает участие индивид. Но, так как слуховые ощущения и восприятия отражают материальный мир весьма односторонне и более или менее полное отражение пространственных и физических свойств объектов слепыми осуществляется благодаря информации, получаемой через кожный и двигательный анализаторы, при наиболее серьёзных дефектах зрения, как правило, формируется осязательный тип восприятия. Кроме того, формированию осязательного типа восприятия в высшей степени способствует характер трудовой и учебной деятельности слепых, ток как овладение навыками чтения и письма, всеми трудовыми двигательными навыками происходит на основе осязательного восприятия предметов и орудий деятельности. Развитию этого типа восприятия необходимо всячески способствовать в процессе школьного обучения слепых, широко используя всевозможные наглядные (в данном случае воспринимаемые с помощью осязания) пособия и развивая культуру осязания.
Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, известными в общей психологии: избирательностью, осмысленностью, обобщённостью, апперцепцией и константностью. Проявление и развитие этих свойств зависит от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психическаго развития индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия.
Вместе с тем осязательное восприятие имеет некоторые особенности, о которых говорит Л.И. Солнцева [5]. К ним относятся: снижение активности отражения, снижение интереса к окружающему миру, снижение эмоционального уровня восприятия и, как следствие, обеднение чувственного опыта ребёнка. Всё это объясняется тем, что осязание, являясь контактным анализатором, а осязательное восприятие сукцессивным, не даёт возможности воспринимать предметы одномоментно и на расстоянии. Это значит, что в поле восприятия их попадает гораздо меньше, чем при зрительном восприятии. Отсутствию интереса к окружающему миру могут способствовать отрицательные эмоции, которые слепой ребёнок может получить при столкновении с предметами, когда он начинает ползать или ходить. Все эти негативные влияния слепоты взрослые должны помочь преодолеть ребёнку. Для этого Л.И. Солнцева и С.М. Хорош советуют вовлекать в осязательный опыт ребёнка как можно больше предметов, знакомить его с окружающим пространством, уделять много времени общению с ребёнком, стимулировать его комплекс оживления. В дальнейшем продолжать возбуждать интерес ребёнка к предметам и явления окружающего мира, воспитывать активность и самостоятельность.
Проблема осязания, как особой формы восприятия, обязана своей научной постановкой И. М. Сеченову. Он, первым показав сходство зрительного и осязательного восприятия, многократно подчёркивал роль осязания в процессе отражения действительности, называя его наряду со зрением и слухом «высшим органом чувств» и моделью всякого восприятия.
Глаза и луки, по Сеченову, способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение [4]. Кроме этих категорий, человек только при помощи зрения различает цвет, а при помощи осязания- сдавливаемость, вес, тепло и холод. Таким образом, зрительное восприятие отражает восемь категорий признаков, а осязательное- одиннадцать, хотя, большее количество признаков, различаемых осязательно, не означает, что слепой в осязательных образах более полно и точно отражает действительность. Здесь решающее значение имеет способ перцепции- дистантный и одномоментный (симультанный) при зрительном и контактный и последовательный во времени (сукцессивный) при осязательном восприятии. Многочисленность признаков, различаемых при помощи осязания, свидетельствует лишь о возможности относительно полного и правильного отражения действительности при полной или частичной утрате зрения. » Рука,– писал И.М. Сеченов,– ощупывающая внешние предметы, даёт слепому всё, что даёт ном глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки».
Решающее и основное сходство зрения и осязания И.М.Сеченов видел в двигательном поведении руки и глаза: «Идёт ли речь о контурах или величине или об удалении и относительном расположении предметов, двигательные реакции глаз при смотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу: и там и здесь определителем являются показания мышечного чувства, сопровождающие двигательные реакции восприятия впечатлений». движения глаз (конвергенция, дивергенция, аккомодация), благодаря которым становится возможным отражение многочисленных пространственных свойств объектов, идентичны движениям ощупывающей руки. «Способность глаз видеть ясно предметы на разных удалениях совершенно равнозначна способности слепого узнавать ощупью формы различно удалённых от него предметов- что делает при этом укорачивающаяся и удлиняющаяся рука слепого, то делает механизм приспособления глаз зрячего».
Важным для установления сходства отражательных возможностей и поведения руки и глаза является установленная И.М. Сеченовым эквивалентность по степени насыщенности нервными окончаниями осязающей поверхности ладони и сетчатки глаза. Согласно Сеченову, рабочая поверхность пальцев- ладонная сторона первых фаланг, «наиболее густо усеянная осязательными тельцами, соответствует жёлтым пятнам сетчатки». Следствием этого является то, что «ладонная поверхность руки, подобно сетчатки глаза, даёт сознанию форму предметов – слепые читают по выпуклым буквам рукою, а двигатели руки, подобно двигателям глазного яблока, дают величину и положение покоящихся предметов относительно нашего тела».
Существенным является то обстоятельство, что образы осязательного восприятия, также как и зрительного, объективируются. Сеченов определил это свойство таким образом, что получаемые впечатления чувствуются не как перемена, происшедшая в состоянии нашего тела, а нечто внешнее, соприкасающееся с внешней поверхностью. Образ служит регулятором действия, ток как он даёт отражение предмета в его объективном положении во внешнем пространстве.
Существуют два вида осязания: активный- при движущейся руке, пассивный- при неподвижной руке.
Осязание при неподвижной руке отражает лишь отдельные свойства предмета, а целостного образа не возникает. Ф.С. Розенфельд говорит, что при активном осязании сенсорное переплетается с моторными и интеллектуальными операциями, а также с эмоциональными переживаниями [3]. Активное осязание стимулирует интенсивность протекания образов в памяти и воображении, оформляющихся в слове. Через сопоставление и сравнение выделенных признаков со сходными предметами у ребёнка происходит отвлечение от предмета и через обобщение в слове он переходит к абстрактному пониманию свойств. Так совершается путь от единичного чувственно воспринятого качества к познанию целостного предметов и к образованию представлений о нём. Осязание даёт сознанию образы, достоверные знания, а обогащённое сознание поднимает на более высокий уровень процесс осязания.
Л.Н. Веккер считает, что пассивное осязание тоже может дать адекватный образ предмета, если такой процесс будет заключаться в движении предмета последовательно всеми частями его контура по поверхности кожи [1]. Если по поверхности кожи последовательно водить гранями объёмного предмета, то временно двигательный компонент последовательно охватывающий разные грани, переключается на одновременно пространственную схему. Тогда в целостном пространственном осязательном образе кроме грани, в данный момент прикасающейся к коже, оказывается отражённой и противоположная, отдельная от неё. Это уже элементы не только контактной, но и дистантной проекции. При активном осязании в ещё большей степени временнодвигательные компоненты переключаются на пространственные компоненты образа.
Вопросами изучения осязания занимался Ю.А. Кулагин. Он определил физиологический механизм зрения и осязания как идентичный. Восприятие даёт чувственный образ предмета. Действие предмета на анализатор Павлов определяет как действие сложных комплексных раздражителей. Благодаря замыканию нервных связей в пределах одного анализатора и между несколькими анализаторами создаётся связь между очагами возбуждения, вызванная в коре комплексным раздражителем. В процессе повторений система связей уточняется, При отсутствии зрения процесс этот не нарушается, а ограничивается. В комплексных раздражителях отсутствует зрительный компонент, по причине чего некоторые элементы становятся не доступными восприятию. Выпадение дистантного анализаторасильно ограничивает возможности восприятия.
Нервный механизм осязательного восприятия, оставаясь принципиально тем же, имеет свои особенности. Выпадают или обедняются временные связи в пределах корковой части зрительного анализатора и между нею и корковой частью других анализаторов. Временные связи между очагами возбуждения связывают раздражители, действующие на слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые анализаторы. У ослепших, сохранивших зрительные представления, связи замыкаются между очагами возбуждения сохранных анализаторов и следовыми очагами зрительного анализатора.
При экспериментах со слепыми детьми было выяснено, что иллюзия Шарпантье формируется у них к 11-12 годам и при выключении осязания отсутствует. Ранее нервные связи оказываются недостаточно сформированными. Таким образом, нервный механизм осязания позволяет осуществить тот же процесс иллюзии тяжести, что и нервный механизм зрительного анализатора. Опыты также показали, что слепые дети на основе осязания осуществляют зрительную иллюзию Мюллера-Лайера. Эта иллюзия говорит о принципиально одинаковом отражении предметов при зрительном и осязательном восприятии. Все анализаторы действуют совместно. Опыты показали, что при изменении эстезиометрической чувствительности порог её выше при пассивном осязании, чем при осязании во взаимодействии с двигательным анализатором. Однако, осязание уступает зрению в степени точности.
Развитие осязательного восприятия может быть облегчено и ускорено путём придания сигнального значения возможно большему количеству признаков. Представления являются наивысшей формой чувственного отражения. Они обладают большей степенью обобщённости и служат переходной формой от чувственного отражения к абстрактному мышлению. У слепых они имеют некоторые особенности. А.Г. Литвак указывает на количественные и качественные особенности представлений слепых. Количество представлений оказывается сниженным за счёт снижения количества восприятий [2] . К качественным особенностям представлений относятся их малая обобщённость, фрагментарность, схематизм и вербализм. Фрагментарность может лишить представление некоторых важных деталей, что может привести к неспецифическому узнаванию объекта. Схематизм приводит к выработке голой схемы и отступление от неё в незначительной мере ток же могут привести к неузнаванию объекта. О вербализме, как ненаполнении словесных понятий конкретным чувственным содержанием, много говорит Л.И. Солнцева в связи с основными областями деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Указанные особенности представлений детей с нарушениями зрения возможно преодолеть путём вовлечения в их чувственный опыт как можно большего круга предметов и явлений. А если предметы и явления не доступны для осязательного обследования, необходимо прибегать к наглядным пособиям, доступным осязанию (рельефные рисунки, макеты, модели).
Зрительные представления начинают формироваться очень рано, и соответствующие центры в мозгу будут действовать и в дальнейшем, после наступления слепоты. но полнота зрительных представлений, их устойчивость и яркость будут зависеть от возраста, в котором наступила слепота и от того, как долго человек находится в состоянии слепоты. Если слепота наступила достаточно рано, то зрительные представления стираются, и человек может утверждать, что не имеет их. В то же время они продолжают жить в отдалённом уголке сознания. В.С. Сверлов приводит пример, в котором учительница, ослепшая на пятом году жизни и отрицавшая наличие у неё всяких зрительных воспоминаний, рассказывая о раннем детстве, эмоционально и полно описывает его именно с позиций зрительных впечатлений. Она описывает разноцветные ленты в косах девушек, зелёную поляну, белого дедушку. Эти рассказы не могли быть навеяны окружающими, так как в детстве эта женщина была заброшенным ребёнком. Другая учительница утверждает, что зрительные представления сохранились у неё полностью. Ослепла она в шесть лет. Воспоминания её раннего детства очень ярки. Вместе со снами смешанного характера она видит и зрячие сны, зрительные впечатления которых устойчивы и ярки. Например, ей часто снится сон, в котором она летает над лесом и так хорошо всё видит, что замечает красные ягоды земляники в зелёной траве. Эти примеры говорят о живучести зрительных представлений, и даже большой стаж слепоты не может стереть зрительные впечатления, относящиеся к раннему детству.
Джистроу пришёл к выводу, что слепорождённые и потерявшие зрение до 5-7 лет, не могут видеть зрительных снов. Этот возраст определяется как критический. Потерявшие зрение позже могут видеть визуальные сны. А.Г. Литвак объясняет это тем, что к 5-7 годам накапливается значительный запас зрительных впечатлений и образов. Этот запас у лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, зависит уже от вида высшей нервной деятельности. А также от того, насколько для них было важно зрительное восприятие окружающего мира.
В.Н. Сорокин отмечает, что сны ослепших являются воспоминаниями, создать новые образы они не могут [6]. Кроме того, идёт постоянная редукция зрительных образов. В процессе редукции образ становится менее ярким, ахроматичным, малодифференцированным. Зрительный образ уходит на второй план, уступая место образам других модальностей.
В первые 1-1,5 кода жизни происходит приспособление организма к условиям окружающей среды, формирование сложных систем условных рефлексов, определяющих отношение ребёнка к окружающему миру, его адекватную реакцию на раздражители. Именно в этом возрасте между зрительным, слуховым, двигательным и тактильным анализаторами, когда два последних объединены в акте осязания, устанавливаются прочные ассоциации, осложнённые вестибулярным и температурным анализаторами. Ассоциации эти определяют адекватность многих пространственных представлений. В этот период начинает проявляться деятельность второй сигнальной системы, которая, по мнению И.П. Павлова, является чрезвычайной прибавкой к механизмам нервной деятельности, высшим регулятором поведения человека. Дополняя чувственный опыт словом, человек устанавливает связи между предметами и явлениями. В дальнейшем, чтобы воспроизвести любую из этих сложных функциональных систем условных связей, выражением которых являются представления, человеку уже ненужно повторять ряд внешних раздражений, под влиянием которых сложился данный условный рефлекс. Для этого достаточно слова. ослепший ребёнок перестаёт чувственно воспринимать пространственные отношения, но они возникают в его сознании в виде зрительных представлений, если он уже овладел словом.
Пространственные представления крепче закрепляются, чем чаще они воспроизводятся в слове, особенно если это делается в процессе практической деятельности ребёнка. В.С. Сверлов отмечает, что эти зрительные элементы восприятия пространства продолжают играть определённую роль в формировании представлений слепого и тогда, когда он достиг зрелого возраста. Чем раньше ребёнок начинает говорить, чем раньше начинается взаимодействие первой и второй сигнальной системы, тем ярче и прочнее запечатлеваются представления, приобретённые в раннем детстве. Надо иметь в виду, что подразумевается тот период, когда ребёнок начинает говорить связно, а не тот когда он начинает понимать и произносить отдельные слова. 10-24 месяца являются тем промежутком, когда быстро нарастает запас зрительных пространственных представлений. В это время вырабатываются условные рефлексы и те ассоциации зрительных и двигательных ощущений, которые лежат в основе всякого представления пространства. В основе выработки представления о величине предмета лежит известная величина изображения на сетчатке, а также работа наружных и внутренних мышц глаза. Известная комбинация раздражений, идущих к сетчатке из этих мышц, совпадавшая несколько раз с осязательным раздражением от предмета определённой величины, является сигналом от действительной величины предмета. Сформировавшиеся таким образом пространственные связи, закреплённые второй сигнальной системой, оказывают большое влияние на формирование пространственных представлений. Если слепота наступает в рассматриваемом возрасте, то она затрудняет формирование этих пространственных представлений, также передвижение в пространстве, а значит и формирование связей между двигательным и зрительным восприятием. Эти пространственные и условные связи должны быть сформированы у таких детей на основе слухового и двигательного восприятий. Это затрудняет формирование условных связей, затягивает сроки их возникновения и сокращает количество конкретных представлений и пространственных отношений.
Для компенсации количественных и качественных недостатков чувственного познания при слепоте и слабовидении существует несколько механизмов. А.Г. Литвак отмечает, что, возникая и развиваясь на базе ощущений, мышление в свою очередь оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющиеся в первую очередь в осознанности и обобщённости образов. Одной из детерминант компенсации дефектов психического развития, обусловленных сужением сенсорной сферы, является такое свойство мышления, как опосредствованность. Благодаря этому свойству при помощи слова и умозаключений оказывается возможным познать и раскрыть сущность недоступных для восприятия предметов и явлений. Речь тесно связана с мышлением и, по выражению Л.И. Солнцевой является мощным средством компенсации слепоты в школьном возрасте. Слово может оказать помощь в выделении существенных признаков воспринимаемых объектов, создать обобщенный образ восприятий и представлений.
Воображение – своеобразная форма отражения действительности, в которой на основе представлений конструируется образ объекта, до того не воспринимавшегося. Воображение расширяет сферу познания, позволяет предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, эмоциональной сферы и воли. При помощи воссоздающего воображения слепые на основе словесного описания и имеющихся образов формируют представления об объектах, недоступных для непосредственного отражения. Обследуя макеты, рельефные изображения, они в своём воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего воспринимают адекватно реально существующие, но не воспринимавшиеся в натуральном виде объекты. У В.Н. Сорокина находим, что качество представлений определяется качеством работы воображения. Если противодействовать редукции зрительных представлений, то они не выпадают из комбинаторной деятельности воображения. Воображение создаёт новые образы и пополняет чувственный опыт ослепшего. А также включение зрительных образов в деятельность воображения уточняет их, препятствует редукции. В этом проявляется тесная связь и взаимопроникновение представлений и воображения. В.С. Сверлов замечает по этому поводу, что представлению человека доступно не только то, что было в его восприятии непосредственно. Путём мышления, при помощи воображения человек способен представить себе предмет или явление, никогда не бывшее в его восприятии в целом. Имея достаточный запас элементарных представлений, человек способен создать новое сложное представление, и даже новый сложный предмет, никогда не бывший в практике данного человека или любого другого человека, без чего невозможно было бы изобретательство.
Литература:
1. Веккер Л. Н. «О некоторых вопросах теории осязательного образа» Кафедра психологии Вильнюсского педагогического института. 1952г.
2. Литвак А. Г. «Психология слепых и слабовидящих». С.- Петербург Издательство РГПУ им. Герцена 1998г.
3. Розенфельд Ф. С. «Особенности осязательного восприятия ребёнка дошкольника». Известия АПН. 1948г.
4. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М. 1947г.
5. Солнцева Л. И. Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М. ВОС 1988г.
6. Сорокин В. Н. Некоторые вопросы воображения в общей и специальной психологии, в книге «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих». Л. 1982г.
Основные термины (генерируются автоматически): осязательное восприятие, представление, образ, окружающий мир, предмет, зрительный анализатор, процесс восприятия, раннее детство, связь, слепой.
Публикации по ключевому слову «осязательное восприятие»
Педагогика
Дата публикации: 17. 12.2020 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Руднева Светлана Владиславовна , воспитатель
Дровникова Татьяна Анатольевна , воспитатель
Саликова Светлана Павловна , воспитатель
Левыкина Лилия Валентиновна , учитель-логопед
МАДОУ «Д/С №47 «Лесовичок», Белгородская обл
«Использование здоровьесберегающих технологий в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования здоровьесберегающих технологий в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Основное внимание в работе авторы акцентируют на значении здоровьесберегающих технологий и необходимости их использования в коррекционно-воспитательном процессе при работе с воспитанниками групп компенсирующей направленности. Авторами представлен опыт использования различных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми со зрительной патологией.
Коррекционная педагогика, дефектологияДата публикации: 02.11.2018 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Руднева Светлана Владиславовна , воспитатель
Дровникова Татьяна Анатольевна , воспитатель
МАДОУ «Д/С №47 «Лесовичок», Белгородская обл
«Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дидактической игры как средства развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Основное внимание в работе авторы акцентируют на значении дидактических игр и необходимости их использования в коррекционно-воспитательном процессе при работе с воспитанниками групп компенсирующей направленности. Авторами представлена серия дидактических авторских игр, направленных на развитие осязания и мелкой моторики у детей со зрительной патологией.
Дата публикации: 10.01.2018 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Заикина Евгения Дмитриевна , студентка
Дегальцева Валентина Александровна , аспирант , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», Краснодарский край
«Особенности познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения»
В данной статье речь идёт о познавательной сфере детей с нарушениями зрения, о развитии, формировании познавательной деятельности. Авторами отмечено, что познавательная деятельность является важной частью в жизни ребёнка с нарушениями зрения.
ПедагогикаДата публикации: 24.05.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Кожанова Наталья Сергеевна , канд. пед. наук , доцент, заведующая кафедрой
Каразбаева Эльвира Азаматовна , студентка
БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра АО
«Развитие осязания у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом с использованием предметной игры»
В статье представлены результаты исследования проблемы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Авторами приводятся выявленные в результате эксперимента особенности осязательного восприятия и возможностей их коррекции с использованием индивидуализированного подхода средствами предметных игр. В работе акцентируется внимание на необходимости индивидуального подхода при решении выявленной проблемы, что способствует развитию каждого ребенка в индивидуальном темпе и возможных пределах.
Развитие тактильного восприятия
Обзор
. 2017;52:227-268.
doi: 10.1016/bs.acdb.2016.12.002. Epub 2017 9 февраля.
А.Дж. Бремнер 1 , Спенс 2
Принадлежности
- 1 Ювелиры, Лондонский университет, Лондон, Соединенное Королевство. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Оксфордский университет, Оксфорд, Соединенное Королевство.
- PMID: 28215286
- DOI: 10.1016/bs.acdb.2016.12.002
Обзор
AJ Bremner et al. Adv Child Dev Behav. 2017.
. 2017;52:227-268.
doi: 10.1016/bs.acdb.2016.12.002. Epub 2017 9 февраля.
Авторы
А.Дж. Бремнер 1 , Спенс 2
Принадлежности
- 1 Ювелиры, Лондонский университет, Лондон, Великобритания. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Оксфордский университет, Оксфорд, Соединенное Королевство.
- PMID: 28215286
- DOI: 10.1016/bs.acdb.2016.12.002
Абстрактный
Осязание — это первое из наших чувств, которое развивается, предоставляя нам сенсорный каркас, на котором мы начинаем воспринимать наши собственные тела и наше ощущение себя. Прикосновение также предоставляет нам прямой доступ к внешнему миру физических объектов посредством тактильного исследования. Кроме того, недавней областью тактильных исследований в области изучения развития детей и взрослых является их социальная функция, опосредующая межличностные связи.
Ключевые слова: аффективное прикосновение; Представление тела; тактильные; Младенчество; Мультисенсорное развитие; мультисенсорные процессы; Восприятие объекта; Перцептивное развитие; проприоцепция; Себя; пространственное восприятие; Тактильное развитие; Трогать; Визуальное развитие.
© 2017 Elsevier Inc. Все права защищены.
Похожие статьи
Развитие представлений о теле в молодости: сочетание соматоощущения и зрения для восприятия интерфейса между телом и миром.
Бремнер А.Дж. Бремнер А.Дж. Dev Med Child Neurol. 2016 март;58 Дополнение 4:12-6. doi: 10.1111/dmcn.13041. Dev Med Child Neurol. 2016. PMID: 27027602 Обзор.
Видение и ощущение себя и других: проприоцептивное пространственное положение определяет мультисенсорное усиление осязания.
Кардини Ф., Хаггард П., Ладавас Э. Кардини Ф. и др. Познание. 2013 Апрель; 127 (1): 84-92. doi: 10.1016/j.cognition.2012.12.010. Epub 2013 30 января. Познание. 2013. PMID: 23376293
Визуальное улучшение осязания и телесного «я».
Лонго М.Р., Кардозо С., Хаггард П. Лонго М.Р. и соавт. Сознательное Познание. 2008 г., декабрь 17(4):1181-91. doi: 10.1016/j.concog.2008.01.001. Epub 2008, 21 февраля. Сознательное Познание. 2008. PMID: 18294867
Нейронные механизмы осознания тела у младенцев.
Филиппетти М.Л., Ллойд-Фокс С., Лонго М.Р., Фаррони Т., Джонсон М.Х. Филиппетти М.Л. и соавт. Кора головного мозга. 2015 Октябрь; 25 (10): 3779-87. дои: 10.1093/cercor/bhu261. Epub 2014 17 ноября. Кора головного мозга. 2015. PMID: 25404469 Бесплатная статья ЧВК.
Активные и пассивные прикосновения при межличностной мультисенсорной стимуляции изменяют границы себя-других.
Тахадура-Хименес А., Лоруссо Л., Цакирис М. Таджадура-Хименес А. и соавт. Сознательное Познание. 2013 дек; 22(4):1352-60. doi: 10.1016/j.concog.2013.09.002. Epub 2013 2 октября. Сознательное Познание. 2013. PMID: 24095707
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Соматосенсорный прогноз в мозге недоношенных новорожденных.
Дюмон В., Джованнелла М., Зуба Д., Клуар Р., Дурдуран Т., Гийуа Б., Рош-Лабарб Н. Дюмон В. и др. Dev Cogn Neurosci. 2022 авг 19;57:101148. doi: 10.1016/j.dcn.2022.101148. Онлайн перед печатью. Dev Cogn Neurosci. 2022. PMID: 36027649 Бесплатная статья ЧВК.
Тестирование индивидуальных вариаций тактильной реактивности лошадей: когда, где, как?
Гуген Л., Лерх Н.
, Гранджордж М., Хаусбергер М. Геген Л. и соавт. Натурвиссеншафтен. 2022 11 августа; 109(5):41. doi: 10.1007/s00114-022-01811-y. Натурвиссеншафтен. 2022. PMID: 35951112 Обзор.Восприятие приятного прикосновения при пограничном расстройстве личности и его связь с нарушенным представлением о теле.
Лёффлер А., Кляйндинст Н., Нойкель С., Бекратер-Бодманн Р., Флор Х. Леффлер А. и др. Пограничное расстройство личности Эмот Дисрегул. 2022 1 февраля; 9 (1): 3. doi: 10.1186/s40479-021-00176-4. Пограничное расстройство личности Эмот Дисрегул. 2022. PMID: 35101119Бесплатная статья ЧВК.
Межличностное аффективное прикосновение в виртуальном мире: ощущение социального присутствия других для преодоления одиночества.
Делла Лонга Л., Валори И., Фаррони Т. Делла Лонга Л. и др. Фронт Псих. 2022 11 января; 12:795283. doi: 10.3389/fpsyg.2021.795283. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2022. PMID: 35087455 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Роль трения в восприятии влажности кожи при динамическом взаимодействии между подушечкой указательного пальца человека и материалами с разным содержанием влаги.
Меррик С., Розати Р., Филинджери Д. Меррик С. и др. J Нейрофизиол. 2022 1 марта; 127 (3): 725-736. doi: 10.1152/jn.00382.2021. Epub 2022 19 января. J Нейрофизиол. 2022. PMID: 35044853 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Тактильное восприятие объектов ладонью пользователя для разработки многоконтактных носимых тактильных дисплеев
Abstract
Ладонь пользователя играет важную роль в обнаружении объектов и манипулировании ими. Конструкция надежного многоконтактного тактильного дисплея должна учитывать ощущение и восприятие стимулируемой области, чтобы доставлять правильные стимулы в правильное место. Насколько нам известно, для этой цели не проводилось исследования по получению данных о человеческой ладони. Целью данной работы является внедрение метода исследования ощущений ладоней пользователя при взаимодействии с объектами. Массив из пятнадцати резисторов, чувствительных к силе (FSR), был расположен на ладони пользователя, чтобы получить площадь взаимодействия, и нормальная сила, приложенная к четырем различным выпуклым поверхностям. Экспериментальные результаты показали активные области на ладони при взаимодействии с каждой из поверхностей при различных усилиях. Полученные результаты были проверены в эксперименте по распознаванию образов для различения приложенной силы. Образцы были доставлены в соответствии с полученными данными из предыдущего эксперимента. Общий уровень распознавания составляет 84%, что означает, что пользователь может с высокой степенью уверенности различить четыре паттерна. Полученные результаты могут быть применены при разработке многоконтактных носимых тактильных и тактильных дисплеев для ладони, а также при обучении алгоритма машинного обучения для прогнозирования стимулов с целью достижения глубокого погружения в виртуальную реальность.
Ключевые слова
- Тактильные ощущения на ладони
- Кожная обратная связь по силе
- Тактильная обратная связь по силе
- Носимый дисплей
Скачать документ конференции в формате PDF
1 Введение
Виртуальная реальность (VR) используется все большим числом людей благодаря внедрению устройств, более доступных на рынке. Многие VR-приложения были запущены и становятся частью нашей повседневной жизни, например, симуляторы и игры. Чтобы обеспечить виртуальную реальность с высоким уровнем погружения, необходимо одновременно стимулировать значительное количество органов чувств в соответствии с действиями, которые пользователи выполняют в среде виртуальной реальности.
Тактильная информация от тактильных интерфейсов улучшает восприятие пользователем виртуальных объектов. Тактильные устройства, представленные в [1,2,3,4,5], обеспечивают тактильную обратную связь на кончиках пальцев и повышают уровень погружения в виртуальную реальность.
Рис. 1.а) Массив датчиков на ладони пользователя для регистрации тактильного восприятия объектов. Пятнадцать FSR были расположены в соответствии с физиологией руки, используя точки над суставами костей, а также расположение больших и малых пальцев. б) Экспериментальная установка. Каждый объект помещали на верхнюю часть датчика силы FT300 для измерения приложенной нормальной силы. Данные от пятнадцати FSR и датчика силы визуализируются в режиме реального времени в графическом интерфейсе пользователя и записываются для будущего анализа.
Изображение в натуральную величину
Многие операции с руками включают более одной точки контакта между пальцами пользователя, ладонью и объектом, например захват, обнаружение и манипулирование объектами. Чтобы улучшить эффект погружения и сохранить естественное взаимодействие, необходимо реализовать использование многоконтактных интерактивных точек. [6, 7]. Чой и др. [8, 9] представили устройства, которые обеспечивают ощущение веса и хватания объектов в ВР, успешно используя мультиконтактную стимуляцию. Тем не менее, предлагаемый тактильный дисплей обеспечивает стимулы только на пальцах, а не на ладони.
Ладонь пользователей играет важную роль в манипулировании и обнаружении объектов. Сила, прикладываемая объектами к ладоням пользователя, определяет контакт, вес, форму и ориентацию объекта. В то же время перемещение предметов на ладони можно воспринимать по скольжению, производимому силами в разные стороны.
Значительное количество быстроадаптирующихся (RA) тактильных рецепторов присутствует на голой коже руки, всего 17 023 92\). Однако общее количество рецепторов на ладони компенсируется ее большой площадью, имеющей \(30\%\) всех РА рецепторов, расположенных на голой коже кисти. Чтобы получить это количество, мы должны покрыть поверхность пяти кончиков пальцев. По этой причине крайне важно использовать ладонь и разрабатывать устройства для стимуляции наиболее значимой области с многоконтактными точками и мультимодальными стимулами. Сон и др. [11] представили тактильное устройство, которое обеспечивает тактильную обратную связь с большим, средним и указательным пальцами, а также с ладонью. Это многоконтактное устройство обеспечивает кинестетические (на пальцы) и тактильные стимулы (на ладонь) для улучшения тактильного восприятия большого виртуального объекта.
Реальное восприятие объекта с помощью тактильных устройств зависит от механической конфигурации устройств, расположения точек контакта на руках пользователя и правильности подаваемой информации. Чтобы предоставить правильную информацию системой, представленной Pacchirotti et al. [12], их тактильный дисплей был откалиброван с помощью устройства BioTac.
Есть несколько исследований аффективных тактильных ощущений, затрагивающих область ладони. В [13] анализировалось распределение давления на спину человека, создаваемого ладонями партнера во время объятий. Тот и др. [14] изучали область ладони, которую необходимо стимулировать во время физического опыта рукопожатия. Они представили области рук, которые стимулируются во время удержания руки в различных ситуациях. Однако метод извлечения паттернов не определен, и результаты приведены только для условий удерживания рук родитель-ребенок.
Сон и др. [15] представили набор паттернов, которые представляют собой взаимодействие руки человека с пятью объектами. Тем не менее, исследуемое распределение точек контакта ограничивается имеющимися в их устройстве точками, а разные размеры рук человека и сила при взаимодействии не учитываются.
В настоящей работе мы изучаем тактильное взаимодействие ладоней пользователя при взаимодействии с большими поверхностями. Целью данной работы является введение метода исследования ощущений на ладони пользователя при взаимодействии с объектами, определения области взаимодействия и прикладываемой нормальной силы. Эта информация используется для воспроизведения тактильного взаимодействия и разработки многоконтактных носимых тактильных дисплеев. Связь между приложенной нормальной силой и расположением контактной площадки должна быть найдена с учетом деформации ладони, взаимодействующей с различными поверхностями.
2 Эксперимент по сбору данных
Для исследования области ладони, которая задействована во время взаимодействия с различными поверхностями, была разработана сенсорная матрица. Пятнадцать FSR были расположены в соответствии с физиологией кисти, используя точки над суставами костей, а также расположение больших и малых пальцев. На рис. 1 показано распределение пятнадцати FSR.
Пятнадцать FSR удерживаются прозрачной клейкой контактной бумагой, которая прикрепляется к коже пользователя. Прозрачная клейкая бумага достаточно гибкая, чтобы пользователи могли свободно открывать и закрывать руки. Каждый раз, когда массив используется другим пользователем, учитывается разная форма рук пользователя. Способ крепления ФСР на ладонях пользователя следующий: к коже пользователя прикрепляется квадратик прозрачной клейкой бумаги, места, где должен располагаться ФСР, отмечаются несмываемым маркером. После этого с руки снимают прозрачную клейкую бумагу, чтобы расположить пятнадцать FSR в отмеченных точках. FSR подключены к микроконтроллеру ESP8266 через мультиплексор. Микроконтроллер получает данные от FSR и отправляет их на компьютер по последовательной связи.
В этом исследовании измеряется деформация руки, вызванная приложением силы к объектам. Сила, приложенная к объектам, определяется датчиком силы/крутящего момента Robotiq 6 DOF FT300. Этот датчик был выбран из-за его частоты 100 Гц для вывода данных и малошумящего сигнала \(0,1\N\) в \(F_z\), что позволило получить достаточно данных для целей настоящего исследования. Датчик крепился к массивному и жесткому столу (сварочный стол Siegmund Professional S4) с помощью акрилового основания. Держатель объекта был разработан для крепления объектов поверх датчика силы FT300.
2.1 Методика эксперимента
Были выбраны четыре поверхности разного диаметра, три из них – шары, а одна – плоская поверхность. Различные диаметры используются для акцентирования внимания на положении руки: чем больше диаметр поверхности, тем шире раскрыта ладонь. Диаметры шаров 65 мм, 130 мм и 240 мм.
Участники: Десять добровольцев прошли испытания, четыре женщины и шесть мужчин, в возрасте от 21 до 30 лет. Ни у одного из них не было выявлено нарушений сенсомоторной функции, и все они были правшами. Участники подписали формы информированного согласия.
Экспериментальная установка: Каждый объект помещали на верхнюю часть датчика силы FT300 для измерения приложенной нормальной силы. Данные от пятнадцати FSR и датчика силы визуализируются в режиме реального времени в графическом пользовательском интерфейсе (GUI) и записываются для будущего анализа.
Метод: Мы измерили размер руки участника, чтобы создать массив датчиков в соответствии с размером руки. Участников попросили носить массив датчиков на ладони и взаимодействовать с объектами. Субъектов просили нажимать на объекты в нормальном направлении датчика пять раз, постепенно увеличивая усилие до максимальной силы, которую они могут приложить. После пяти повторений объект меняли, а датчик силы повторно калибровали.
2.2 Экспериментальные результаты
Сила от каждого из пятнадцати FSR и от датчика силы FT300 регистрировалась с частотой 15 Гц. Чтобы показать результаты, данные FSR были проанализированы, когда нормальная сила составляла 10 Н, 20 Н, 30 Н и 40 Н. Для каждой силы и поверхности были рассчитаны средние значения каждого FSR. Средние значения датчиков, соответствующие нормальной силе для каждой поверхности, представлены на рис. 2.
Рис. 2.Количество и расположение точек контакта, задействованных при взаимодействии ладони с объектом. Данные FSR были проанализированы в соответствии с нормальной силой на каждой поверхности. Были рассчитаны средние значения каждого FSR. Активные точки представлены шкалой от белого до красного. Максимальное зарегистрированное значение на каждой поверхности использовалось в качестве коэффициента нормализации, таким образом, максимальное зарегистрированное значение представляет собой \(100\%\). В строках A, B, C, D представлены результаты для шара малого размера, шара среднего размера, шара большого размера и плоской поверхности соответственно. (Цветной рисунок онлайн)
Изображение полного размера
Из рис. 2 видно, что количество точек контакта пропорционально приложенной силе. Максимальное количество датчиков срабатывает при приложении 40 Н к шару среднего размера, а минимальное количество – в случае приложения 10 Н к крупногабаритной и плоской поверхности.
Размер поверхности играет важную роль в активации FSR. Можно заметить, что поверхности, которые лучше соединяются с положением руки, активируют больше точек. Форма ладони связана с приложенной нормальной силой и с поверхностью объекта. При приложении к шарику малого размера нормали в 10 Н количество точек контакта почти в два раза превышает количество точек контакта других поверхностей, а при 40 Н оно увеличивается только до семи. мяч при 10 Н равен двум, а при 40 Н увеличивается до восьми. Вместо этого плоская поверхность не активирует точки в центре ладони.
3 Эксперимент по восприятию пользователя
Чтобы проверить, можно ли использовать данные, полученные в последнем эксперименте, для передачи тактильной обратной связи в других приложениях, был разработан набор из пятнадцати вибромоторов. Каждый из вибродвигателей располагался в тех же положениях, что и FRS, как показано на рис. 1. Интенсивность вибрации была получена в соответствии с данными, полученными в разд. 2, чтобы различать приложенную силу от руки к большому мячу (объект C).
3.1 Экспериментальная процедура
Результаты большого шара были отобраны для дизайна 4 моделей (рис. 3). Модели имитируют взаимодействие ладони и мяча от 0,0 Н до 10 Н, 20 Н, 30 Н и 40 Н соответственно. Рисунок подавался в 3 этапа по 0,5 с каждый. Например, при взаимодействии 0,0–10 Н сначала значения FRS при 3 Н были сопоставлены с интенсивностью вибрации и подавались на каждый вибромотор в течение 0,5 с, затем аналогичный процесс был выполнен для значений FRS при 6 Н и 10 Н.
Рис. 3.Тактильное представление узоров с массивом вибромоторов а) показано расположение пятнадцати вибромоторов. б) P1, P2, P3 и P4 представляют собой приводимые в действие вибромоторы на ладони и интенсивность вибрации каждого привода (красным градиентом). (Цветной рисунок онлайн)
Увеличенное изображение
Участников: Семь добровольцев завершили тесты, две женщины и пять мужчин, в возрасте от 23 до 30 лет. Ни у одного из них не было выявлено нарушений сенсомоторной функции, и все они были правшами. Участники подписали формы информированного согласия.
Экспериментальная установка: Пользователя попросили сесть за письменный стол и носить набор из пятнадцати вибромоторов на правой ладони. Одно приложение было разработано на языке Python, куда были доставлены четыре шаблона, а ответы пользователей были записаны для будущего анализа.
Метод: Мы измерили размер рук участников, чтобы создать массив вибромоторов в соответствии с нестандартным размером руки. Перед экспериментом была проведена тренировочная сессия, на которой каждый из паттернов предъявлялся трижды. Каждый узор наносился им на ладонь пять раз в произвольном порядке. После вручения каждого шаблона испытуемого просили указать номер, соответствующий доставленному шаблону. Для эксперимента была предоставлена таблица с образцами и соответствующими номерами.
3.2 Экспериментальные результаты
Результаты эксперимента с шаблонами суммированы в матрице путаницы (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Матрица путаницы для распознавания образов.Полноразмерная таблица
Восприятие паттернов анализировали с использованием однофакторного дисперсионного анализа без повторения с выбранным уровнем значимости \(\альфа <0,05\). \(p-значение\), полученное в ANOVA, равно 0,0433, кроме того, значение Fcritic равно 3,0088, а F значение равно 3,1538. С этими результатами мы можем подтвердить, что между распознанными паттернами существует разница в статистической значимости. Парные t-тесты показали статистически значимые различия между шаблоном 1 и шаблоном 2 (\(p=0,0488 <0,05\)), а также между шаблоном 1 и шаблоном 3 (\(p=0,0082 <0,05\)). Общий уровень распознавания составляет 84%, что означает, что пользователь может с высокой степенью уверенности различить четыре шаблона.
4 Выводы и будущая работа
Ощущения пользователей были проанализированы для разработки надежных многоконтактных тактильных дисплеев. Для ладони пользователя был разработан массив из пятнадцати резисторов, чувствительных к силе (FSR) Interlink Electronics FSRTM 400, а датчик силы FT300 использовался для определения нормальной силы, прилагаемой пользователями к поверхностям. С помощью разработанного массива FSR было проанализировано взаимодействие между четырьмя выпуклыми поверхностями разного диаметра и рукой в дискретном диапазоне нормальных сил. Было замечено, что рука деформируется под действием нормальной силы. В результате эксперимента были выявлены активные зоны на ладони при взаимодействии с каждой из поверхностей при различных усилиях. Эта информация приводит к оптимальному расположению точки контакта в конструкции многоконтактного носимого тактильного и тактильного дисплея для достижения полного погружения в виртуальную реальность. Эксперимент по обнаружению тактильных образов показал высокую скорость распознавания 84,29.%.
В будущем мы планируем провести новое исследование на людях, чтобы подтвердить результаты этой работы с помощью психофизического эксперимента. Более того, мы будем увеличивать собираемые данные о новых объектах. С новым набором данных и нашим устройством мы можем разработать алгоритм, способный предсказывать точки контакта неизвестного объекта. Полученные результаты могут быть применены при разработке многоконтактных носимых тактильных и тактильных дисплеев для ладони.
Результат настоящей работы может быть реализован в телекоммуникационной технологии. Массив объектов датчиков FSR и интерактивные точки визуализируются тактильным дисплеем для второго пользователя. Тот же подход можно использовать для аффективных тактильных ощущений.
Ссылки
Chinello, F., Malvezzi, M., Pacchierotti, C., Prattichizzo, D.: Дизайн и разработка носимого кожного устройства 3RRS на кончике пальца. В: Международная конференция IEEE/ASME по передовой интеллектуальной мехатронике, стр. 293–298 (2015)
Google Scholar
Кухенбекер, К.Дж., Фергюсон, Д., Катцер, М., Мозес, М., Окамура, А.М.: Сенсорный наперсток: обеспечение обратной связи при контакте с кончиком пальца во время точечно-силового тактильного взаимодействия. В: HAPTICS 2008: Труды симпозиума 2008 г. по тактильным интерфейсам для виртуальной среды и телеоператорских систем (март), стр. 239.–246 (2008)
Google Scholar
«>Prattichizzo, D., Chinello, F., Pacchirotti, C., Malvezzi, M.: На пути к удобству ношения на кончиках пальцев: носимое устройство с 3 степенями свободы для обратной связи с кожной силой. IEEE транс. Тактильные ощущения 6 (4), 506–516 (2013)
CrossRef Google Scholar
Minamizawa, K., Prattichizzo, D., Tachi, S.: Упрощенный дизайн тактильного дисплея путем расширения одноточечной кинестетической обратной связи до многоточечной тактильной обратной связи. В: Симпозиум IEEE Haptics 2010 г., стр. 257–260, март 2010 г.
Google Scholar
«>Паккьеротти, К., Чинелло, Ф., Мальвецци, М., Мели, Л., Праттичиццо, Д.: Моделирование захвата двумя пальцами с кожной и кинестетической силовой обратной связью. В: Исокоски П., Спрингаре Дж. (ред.) Тактильные ощущения: восприятие, устройства, мобильность и общение, стр. 373–382. Спрингер, Гейдельберг (2012). https://doi.org/10.1007/978-3-642-31401-8_34
CrossRef Google Scholar
Чой, И., Калбертсон, Х., Миллер, М. Р., Олвал, А., Фоллмер, С.: Grabity: носимый тактильный интерфейс для имитации веса и хватания в виртуальной реальности. В: Материалы 30-го ежегодного симпозиума ACM по программному обеспечению и технологиям пользовательского интерфейса — UIST 2017, стр. 119–130 (2017)
Google Scholar
Чой, И., Хоукс, Э.В., Кристенсен, Д.Л., Плох, С.Дж., Фоллмер, С.: Росомаха: носимый тактильный интерфейс для захвата в виртуальной реальности. В: Международная конференция IEEE по интеллектуальным роботам и системам, стр. 9.86–993 (2016)
Google Scholar
Йоханссон, Б.Ю.Р.С., Вальбо, А.Б.: Тактильная чувствительность руки человека: относительная и абсолютная чувствительность четырех типов механорецепторных единиц голой кожи. 283–300 (1979)
Google Scholar
Сон Б. , Парк Дж.: Тактильная обратная связь с ладонью и пальцами для улучшения тактильного восприятия крупных объектов. В: Материалы 31-го ежегодного симпозиума ACM по программному обеспечению и технологиям пользовательского интерфейса, UIST 2018, стр. 757–763. Ассоциация вычислительной техники, Нью-Йорк (2018 г.)
Google Scholar
Паккиротти, К., Праттичиццо, Д., Кухенбекер, К.Дж.: Кожная обратная связь деформации и вибрации кончиков пальцев при пальпации в роботизированной хирургии. IEEE транс. Биомед. англ. 63 (2), 278–287 (2016). https://doi.org/10.1109/TBME.2015.2455932
Цетсерукоу Д., Сато К., Тачи С.: ExoInterfaces: новые тактильные интерфейсы экзоскелета для виртуальной реальности, дополненного спорта и реабилитации. В: Труды 1-й Международной конференции по дополненным возможностям человека, стр. 1–6. США (2010)
Google Scholar
«>Сон, Б., Парк, Дж.: Тактильная чувствительность к распределенным рисункам на ладони. В: Материалы 20-й Международной конференции ACM по мультимодальному взаимодействию, ICMI 2018, стр. 486–491. ACM, Нью-Йорк (2018)
Google Scholar
Габарди, М., Солацци, М., Леонардис, Д., Фрисоли, А.: Новый носимый тактильный интерфейс для визуализации виртуальных форм и элементов поверхности. В: Симпозиум по тактильным ощущениям (HAPTICS), стр. 140–146. IEEE (2016)
Google Scholar
Фризоли А., Бергамаско М., Ву С.Л., Руффальди Э.: Оценка многоточечных контактных интерфейсов при тактильном восприятии форм. В: Барбагли Ф., Праттичиццо Д., Солсбери К. (ред.) Многоточечное взаимодействие с реальными и виртуальными объектами. Springer Tracts в Advanced Robotics, vol. 18, стр. 177–188. Спрингер, Гейдельберг (2005). https://doi.org/10.1007/11429555_11
Перекрестная ссылка Google Scholar
Toet, A., et al.: Протяните руку и прикоснитесь к чьей-то виртуальной руке: эмоциональная связь через опосредованное прикосновение (2013)
Google Scholar
Скачать ссылки
Информация об авторе
Авторы и организации
Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), Большой бульвар 30, корп. 1, 121205, Москва, Россия
Мигель Альтамирано Кабрера, Хуан Эредиа и Дмитрий Цецеруков
Авторы
- Мигель Альтамирано Кабрера
Посмотреть публикации авторов
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
- Juan Heredia
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
- Дмитрий Тецеруков
Посмотреть публикации автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Автор, ответственный за корреспонденцию
Мигель Альтамирано Кабрера.
Информация о редакторе
Редакторы и принадлежность
Университет Бен-Гурион Негев, пиво Sheva, Израиль
Илана Ниск
Delft Технологический университет, Delft, Netherlands
Delft Технологический университет, Delft, Netherlands
Delft Технологический университет, Delft, Netherlands
9
- .
Делфтский технологический университет, Делфт, Нидерланды
Михаил Виртлевски
Vrije Universiteit Amsterdam, Амстердам, Нидерланды
Prof. Dr. Jeroen Smeets
Права и разрешения
Открытый доступ Эта глава распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ ), который разрешает использование, совместное использование, адаптацию, распространение и воспроизведение на любом носителе или в любом формате, при условии, что вы укажете автора(ов) оригинала и источник, предоставите ссылку на лицензию Creative Commons и укажете, были ли изменения внесены.