Впф в психологии: ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ • Большая российская энциклопедия

Содержание

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Общая психиатрия››

Форма обратной связи

Вопрос по работе сайтаВопрос специалистуВопрос в администацию клиники

Адрес email

Имя

Текст сообщения

Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические функции. К ним относят мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы (процессы восприятия).

Высшие психические функции имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок. Они складываются прижизненно во взаимодействии ребенка со взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, «психологических орудий», среди которых особое место занимает речь.

Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Например, при запоминании словесного ряда с помощью логических или образных ассоциаций человек вводит в память мышление или воображение. Таким образом, одна функция опосредует оптимальное осуществление другой; человек, по словам Л.С. Выготского, сотрудничает с самим собой. Диапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности. В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности. И, наконец, высшие психические функции осознаваемы субъектом и доступны произвольной (волевой и целенаправленной) регуляции и самоконтролю.

Развитию высших психических функций свойственна определенная динамика» более новые и сложные функции надстраиваются над более ранними и простыми, «вбирая» их в себя. Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий. Этот аспект важно принимать во внимание при клинико-психологическом обследовании больного ребенка, поскольку патология высших психических функций проявляется на фоне их неполной сформированности. Кроме того, и при диагностике патологии у взрослых больных следует учитывать, что, если выполнение заданий осуществляется развернуто с применением наглядных способов решения, с участием проговаривания (т.е. наблюдается перенос умственных действий во внешний план), то это может указывать на дефицитарность, осознаваемую больным и преодолеваемую с помощью аутокомпенсации.

Высшие психические функции человека рассматриваются с позиции структурно-функционального подхода, в котором важным является анализ входящих в них звеньев (составляющих), с оценкой роли и места каждой из них в обеспечении психической деятельности. При этом следует отметить, что дифференцированные структурные составляющие высших психических функций обеспечиваются работой специфических (локальных) зон мозга, но различные функции имеют и общие звенья, пересекающиеся на уровне определенных мозговых структур. Примером является «сквозная» роль такой составляющей, как пространственный анализ и синтез. Так, переработка пространственных характеристик информации необходима для выполнения произвольных движении, понимания структуры многозначного числа и его разрядного строения, для выполнения счетных операций, зрительного восприятия, решения конструктивных задач, понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения в виде предлогов, падежных окончаний и т.п.

Таким образом, на пространственном анализе и синтезе «сходятся» такие высшие психические функции, как произвольные движения, мышление, речь, письмо, счет и перцептивные процессы. Вместе с тем известно, что эта составляющая психики связана с работой теменно-височно-затылочной области левого и правого полушарий мозга. Поражение этой зоны (например, при болезни Альцгеймера) приводит к развитию комплекса симптомов, отражающих нарушения названных психических функций, поскольку при этом становится дефицитарным общий для них фактор пространственной организации психических процессов. Другие составляющие психических процессов одновременно могут оставаться сохранными при условии нормального функционирования иных зон мозга. Таким образом, при обследовании больных становятся значимыми не столько сами симптомы нарушений психических функций, сколько психологическая квалификация симптомов, направленная на выявление патологического звена в целостном системном строении психики. В свою очередь установление этого звена позволяет сделать вывод об общей причине нарушений различных психических процессов, т.е. сделать заключение о механизмах образования клинико-психологических симптомов и их закономерном объединении в синдром. На этом основании строится синдромальный клинико-психологический метод изучения нарушения высших психических функций.

Развитие высших психических функций I Психологический центр «Диалог»

Главная / Услуги / Развитие ВПФ

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Высшие психические функции (ВПФ) — это специфические психические функции человека: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.

Процесс развития ВПФ у ребёнка идёт постепенно. В период от 0 до 7 лет закладывается фундамент поведенческой, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности человека.

У каждого ребёнка процесс развития высших психических функций сугубо индивидуален. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, внутриутробного развития, родовых травм, социальной среды, воспитания, зрелости нервной системы и других.

В случае недостаточной сформированности тех или иных психических процессов, ребёнок может испытывать трудности, как в социальной, так и образовательной среде. Не у всех детей перед поступлением в школу достаточно развиты мозговые структуры, необходимые для успешного обучения.

Процесс развития высших психических функций начинается в раннем детском возрасте, задолго до прихода ребёнка в школу. Дошкольный возраст — это период интенсивного психического развития и формирования новых психических особенностей.

Мозг ребёнка пластичен. Недостаточно сформированные психические процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление и др.) до периода школьного обучения (до 7 лет) можно развить с помощью занятий с нейропсихологом, а после поступления в школу — скорректировать.

Занятия с нейропсихологом в каждом возрасте имеют свои особенности и различия.

У детей 3-4 лет частой проблемой является развитие речи (ЗПРР, ЗПР, ОНР и др.). Речь — одна из самых сложных высших психических функций человека. Она организует и связывает такие психические процессы как внимание, восприятие, память, мышление.

Нейропсихологические занятия способствуют развитию речи ребёнка, после прохождения курса, практически все дети начинают говорить.

В 4-5 годам особое внимание следует уделить моторному развитию, в том числе координации движений. В этом возрасте начинается развитие и созрела­ние эмоциональной сферы, закладывается новое отношение к миру. Идёт интенсивное развитие познавательной сферы ребёнка.

Занятия с нейропсихологом способствуют развитию моторной, эмоциональной и познавательной сфер.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) происходит формирование волевой сферы ребёнка, это возраст начала появления учебной мотивации. Проблемы с саморегуляцией (неусидчивость, высокий уровень отвлекаемости, гиперактивность и др.) в этом возрасте могут помешать успешной подготовке к школе.

Нейрозанятия способны решить большинство из этих проблем.

Примерно к 7-летнему возрасту ребёнок переживает, так называемый, кризис личности. Этот период является серьёзной стрессовой ситуацией. Не все дети готовы к школьному обучению. Выполнение новых обязанностей, соблюдение дисциплины и правил при недостаточно сформированной волевой сфере, дефиците внимания, саморегуляции могут стать настоящей проблемой.

Занятия с нейропсихологом помогают ребёнку стать более успешным в школе.

У школьников с 7 до 12 лет развитие психических процессов продолжается, и не у всех детей формирование высших психических функций идёт равномерно.

Для них нейропсихологические занятия направлены уже не на развитие, а на коррекцию, и могут стать настоящим прорывом к обучению.

Развитие высших психических функций для детей от 3 до 12 лет имеет особое значение. Своевременное обращение к специалисту-нейропсихолог помогает избежать ряда трудностей у дошкольников и младших школьников.

Для уточнения информации о занятиях с нейропсихологом, звоните нам: +7(905)641-12-58.

Предварительная запись и нейропсихологическая диагностика для определения программы занятий обязательны.

Стратегии достижения цели (VPF) VPFS

Переосмыслить цель…

Достичь ясности. Выровняйте свою команду.


Активизируйте рост своего бизнеса.

Лучшая жизнь | Лучший бизнес | Лучшие результаты