К 70-ЛЕТИЮ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА | кызы Мустафаева
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Всеобщей декларации прав человека в 2018 г. исполняется 70 лет. Это первый в истории человечества универсальный международно-правовой акт, в котором государства – члены ООН согласовали и торжественно провозгласили основные права и свободы человека. Наиболее дискуссионным и неоднозначным вопросом является определение правового статуса Декларации. Учитывая тот факт, что Декларация была принята в виде Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, она носит не обязательный, а рекомендательный характер. Но принятая в качестве «стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства» Декларация претерпела определенную юридическую трансформацию в связи с последующим заключением международных договоров, уточняющих и развивающих ее положения, что в свою очередь оказало влияние как на международную, так и на внутригосударственную практику. В связи с этим обоснованным представляется утверждение о необходимости признания за определенными положениями Декларации характера норм международного обычного права. В статье проводится анализ национальной судебной практики отдельных государств, а также Международного суда ООН с целью выявления оснований для возможности признания отдельных положений Декларации в качестве норм международного обычного права. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Представленное исследование проведено на основе анализа текста Всеобщей декларации прав человека, документов Комиссии ООН по правам человека, стенограммы заседания Генеральной Ассамблеи ООН, на котором была принята Декларация, решений и консультативных заключений Международного суда ООН, а также доктринальных исследований ученых. Методологическую основу исследования составляют как общенаучные (диалектический, исторический, статистический методы, методы обобщения, системного анализа), так и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический методы, метод толкования норм права) методы исследования. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе исследования международно-правовых актов и международной судебной практики, национального законодательства и судебной практики отдельных государств, а также доктринальных представлений ученых автором формулируются обобщения и выводы, связанные с правовым статусом Всеобщей декларации прав человека. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В статье автор приводит анализ хронологии дипломатической борьбы, развернувшейся в период принятия документа, что впоследствии отразилось на его окончательном тексте. В частности, рассматриваются позиции западных государств и стран социалистического блока относительно природы прав человека с точки зрения теорий естественного и позитивного права, а также западного либерализма и марксизма. С учетом нравственного значения, а также весомого вклада Декларации в принятие последующих универсальных и региональных международных договоров в области прав человека, ее влияния на национальное законодательство и правоприменение (хоть и незначительное) во внутригосударственной судебной практике государств автор приходит к выводу о том, что отдельные положения Декларации могут быть признаны нормами международного обычного права. В современных условиях, когда ряд государств все еще не является участником основных международных договоров по правам человека, положения Всеобщей декларации прав человека должны действовать для них в качестве обязательных норм международного обычного права, которые формируются в результате международной практики государств и постепенно признаются ими в качестве правовых норм. Этот вывод основан на изучении практики Международного суда ООН, решения и консультативные заключения которого анализируется в данной статье.
все права человека для всех
Специальный выпуск к 50-летию Всеобщей декларации прав человека
Наталья Рысюкевич
Наталья Рысюкевич — студентка Академии физического воспитания и спорта, победительница конкурса, посвященного 50-летию Всеобщей декларации прав человека, который проводился Центром по изучению ООН в 1998 г.
В нынешнем году мировая общественность отмечает 50-летие со дня принятия ООН Всеобщей декларации прав человека. Человек, его права, свободы и их гарантии провозглашены высшей ценностью всего человечества. Безусловная реализация основных положений Декларации, других системообразующих документов в области прав человека будет способствовать и становлению белорусской государственности, повышению авторитета нашей страны на мировой арене.
Однако путь человечества к современному пониманию прав человека был долгим и сложным.
Первые суждения о необходимости основных прав человека мы находим еще у мыслителей античности. Идеи об абстрактном правовом равенстве людей как важнейшем условии справедливости содержатся в учениях пифагорейцев. Всемирно известная формула Протагора «Мера всех вещей — человек» обладала огромным гуманитарным потенциалом и была принята тогдашним обществом. А вот идеи Сократа о соотношении прав гражданина и прав полиса (государства) не были поняты современниками, что привело к осуждению, а затем и гибели великого философа.
Средние века не способствовали развитию гуманизации общества, реализации естественных прав человека. Однако зародившаяся в античности идея всеобщего равенства людей не умерла и под пытками инквизиции. В сложнейших условиях мракобесия родился такой важный документ, как Великая хартия вольностей (1215).
Идеи о правах человека получили дальнейшее развитие в Петиции о праве (1628), «Билле о правах» (1689), Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776), «Билле о правах» (1789—1791), французской Декларации прав человека и гражданина (1789).
Содержание Декларации прав человека и гражданина отражало основные идеи, к которым стремились люди, — свободу, равенство, братство, народный суверенитет, общественный договор, авторитет закона, права человека.
Однако самым главным документом в жизнедеятельности мирового сообщества стала принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека. С этого времени эта дата каждый год празднуется во всем мире как День прав человека. В этом основополагающем международном акте в области прав человека развиты и конкретизированы основные положения Устава ООН, согласно которым государство обязано уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Всеобщая Декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей.
Одно из основных положений содержится в статье 1 документа — все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2 подчеркивает, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Следующие статьи посвящены правам на жизнь, свободу и безопасность личности, праву на свободу от рабства и подневольного состояния, праву на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.
Все люди признаются равными перед законом и имеют право на равную защиту перед законом.
К числу общепринятых гражданских прав Декларация относит также право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции и на защиту чести и репутации, право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах государства, право покидать страну и возвращаться обратно, право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, право на гражданство (никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство).
Данный политический документ декларирует важнейшие социально-экономические права: право на труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на отдых и досуг, право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию, по независящим от человека обстоятельствам. Без реализации этих прав ни одно государство не может считать себя цивилизованным.
Высшей идеей, главной ценностью Декларации является идея свободы. Все права человека и есть, в сущности, интерпретация высшей идеи человечества. Особенно если идея свободы служит руководством для политических действий и может быть проведена в жизнь в виде законов. Конечно, нравственные постулаты, заложенные в равных правах человека, отражают лишь равные качества и аспекты личностной свободы. И все же без правильно понимаемой абсолютной моральной ценности — свободы — не может быть нормального развития как всего человечества, так и отдельных стран и личностей. Я не представляю свою жизнь без свободы — свободы жить, свободы думать, свободы работать, свободы учиться, свободы радоваться, свободы восхищаться.
Всеобщая декларация прав человека легла в основу многих важнейших юридических актов, в том числе в основу Конституции Республики Беларусь. Основной закон нашей страны провозгласил реализацию прав и свобод граждан Республики Беларусь высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции страны, законах и предусмотренные международными обязательствами.
Все граждане Республики Беларусь равны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов. Ограничение прав и свобод допускается только в случаях, установленных законом.
Конституция Республики Беларусь гарантирует обеспечение основных социально-экономических прав — на труд, отдых, образование, здравоохранение и т. д.
И все же в Беларуси не единичны случаи нарушения прав человека. Это обусловлено как объективными причинами, так и субъективными обстоятельствами. Прежде всего еще нет комплекса законов, полностью обеспечивающих реализацию основных прав и свобод человека, отмеченных в Декларации прав человека. Так, например, до сих пор парламентом не принят закон «О свободе перемещения в пределах Республики Беларусь», т. е. закон об отмене прописки, который является одним из важнейших в области реализации прав человека.
На мой взгляд, для законодательного обеспечения прав и свобод каждого жителя Республики Беларусь необходимо прежде всего разработать национальную концепцию прав человека, которая будет предусматривать решение всех основных проблем в этой области.
Данная концепция может состоять из нескольких частей. Одна часть — это концепция гражданского общества, которая будет предусматривать участие всех граждан республики в управлении государством.
Вторая часть — концепция национального развития. Данная часть национальной концепции прав человека будет направлена на обеспечение изучения белорусского языка, национальной литературы, родной культуры без нарушения прав человека и Всеобщей декларации.
Особое внимание в концепции прав человека необходимо обратить на разработку эффективного механизма реализации правозащитных законов. Такого механизма в настоящее время, к сожалению, в нашей стране еще нет.
Всеобщая декларация прав человека должна стать важнейшим документом в жизнедеятельности как Президента страны, так и любого ее гражданина.
ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека – архив, декабрь 1948 г. | Права человека
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН, собравшаяся во дворце Шайо в Париже, напротив Эйфелевой башни, приняла Всеобщую декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт, председатель редакционного комитета соглашения, назвала его «международной Великой хартией вольностей для всего человечества», а государства-члены обязались «достичь . .. поощрения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод». Это было первое международное соглашение об основных принципах прав человека.
Права человека: Организация Объединенных Наций устанавливает стандарты
11 декабря 1948
Париж, 10 декабря
Сегодня вечером Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла 48 голосами, при последние два года. Славянский блок, Саудовская Аравия и ЮАР воздержались. Славянский блок изо всех сил пытался отложить принятие на год, но российская резолюция, призывающая к этому, была отклонена 45 голосами против шести при трех воздержавшихся.
Затем ряд советских поправок был отклонен. В первом из них статья проекта, гласящая, что изложенные права в равной степени распространяются на всех жителей подопечных и несамоуправляющихся территорий, была бы заменена статьей, гласящей, что каждый народ и каждая нация имеет право на самоопределение, и конкретно устанавливающей что «национальным меньшинствам гарантируется право пользоваться родным языком и иметь свои национальные школы, библиотеки, музеи и другие культурно-просветительские учреждения» и говорится, что изложенные права «распространяются на население несамостоятельных -управление территориями, включая колонии».
Читать статью полностью.
От редакции: Права человека
14 декабря 1948
Достаточно легко относиться ко Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций с определенным цинизмом. Твердые делегаты Генеральной Ассамблеи в Париже не все отнеслись к нему с той серьезностью, на которую рассчитывали его авторы, и, возможно, не более дюжины правительств проявили пристальный интерес к его разработке. Ибо, хотя 58 стран, кажется, достаточно готовы тратить свои дни (и свои доллары) на безрезультатные дебаты по тем вопросам, которые сегодня разделяют Организацию Объединенных Наций, они явно проявляют меньше энтузиазма по поводу более глубоких проблем, которые они разделяют. Но упрямство слишком часто означает недальновидность. Что некоторые из дискуссий о правах человека за последние два с половиной года, возможно, были многословными и расплывчатыми, что излишнее время было потрачено на второстепенные вопросы литературного стиля: такие пустяковые глупости не повлияют на ценность итогового документа.
Это, по меньшей мере, смелый шаг для всего мира, когда не существует правительства, которое могло бы гарантировать даже своим самым любимым гражданам все установленные права.
Ибо они провозглашаются здесь для всех без каких бы то ни было различий, и Декларация, несомненно, предназначена для применения в равной степени к тем, кто наиболее далек от их достижения: к североафриканскому арабу, латиноамериканскому индейцу, восточноевропейскому антикоммунисту, и американский негр. Только две заключительные статьи каким-либо образом ограничивают применение этих прав. Никому не может быть позволено использовать свои собственные права для того, чтобы отнять права у своих собратьев, и в конечном счете «справедливые требования морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» могут преобладать над всеми другими соображениями. Это будет гарантией государства и его оправданием, но, поскольку это отдельная общая статья, она гораздо меньше умаляет силу остальных, чем ряд оговорок к отдельным статьям. Некоторые ее положения, конечно, достаточно расплывчаты, и Декларация неизбежно становится более гибкой за счет разного толкования таких ключевых слов, как «свобода» или «беспристрастность».Но есть много его статей, которые трудно понять неправильно. Равенство перед законом, свобода от произвольного ареста, право на публичный суд, свобода слова и собраний, свобода передвижения внутри и между странами, право на политическое убежище и принцип выборного правления на основе всеобщего голосования: все эти важные политические свободы прямо заявлены. Экономические права менее четко определены, но есть безошибочные положения о периодических оплачиваемых отпусках и о равной оплате за равный труд («для всех без какой-либо дискриминации»). Особые социальные права, помимо свободы исповедовать или менять религию, включают равный доступ к высшему образованию «на основе заслуг». И если государству даны его гарантии, индивид получает сильную поддержку для любого требования, которое он должен предъявить государству.
Он «имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью реализованы», и преамбула, по-видимому, оправдывает «восстание против тирании и угнетения» во всех случаях, когда закон не уделяет достаточного внимания человеческим права.Принимая во внимание возможности использования этого документа, было интересно посмотреть на реакцию тех стран, которые наиболее далеки от выполнения его положений. Степень единодушия была удивительной, и только по трем статьям было более пяти голосов против. Латиноамериканцы, возможно, помня, что сильная полиция, как в Испании, может превратить в чепуху любые либеральные обещания, похоже, отнеслись к Декларации несколько легкомысленно, как к возможности для элегантной риторики делегатов. Однако русские были более осторожны. Ибо это неуклюжий бумеранг для коммунистов. Там, где они находятся в оппозиции, и особенно на колониальных территориях, они обязательно найдут в Декларации мощное оружие.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства.
Коммунисты также возражали против права каждого участвовать в общей культурной жизни. Но большинство в Организации Объединенных Наций твердо придерживается двух пунктов. Положения об универсальности в начале Декларации и оговорок в конце должно быть достаточно; они остаются в силе на протяжении всего документа. И эта Декларация касается только принципов; детали их применения будут разработаны, когда Экономический и Социальный Совет приступит к составлению своего соглашения. Для г-на Вышинского вся эта концепция устарела на 150 лет. Правда, Декларация, особенно в политических статьях, содержащих наиболее полные и конкретные ее положения, представляет буржуазный либерализм, который коммунисты не смогли и не захотели воспринять. В этом можно видеть победу некоммунистической точки зрения. Но насколько эти принципы были реализованы самими некоммунистическими государствами? Эта Декларация не является самодовольным заявлением о западном образе жизни; идеи, включенные в него, могут быть старыми, но ни одна из Объединенных Наций не обнаружит, что они от этого слабее.
Делавэрская коалиция против домашнего насилия
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
История Декларации(с https://www.un.org/en/about-us/udhr/history-of-the-declaration )
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, явилась результатом опыта Второй мировой войны. С окончанием этой войны и созданием Организации Объединенных Наций международное сообщество поклялось никогда больше не допускать повторения зверств, подобных тем, что были в ходе этого конфликта. Мировые лидеры решили дополнить Устав ООН дорожной картой, чтобы гарантировать права каждого человека повсюду. Рассмотренный ими документ, впоследствии ставший Всеобщей декларацией прав человека, был рассмотрен на первой сессии Генеральной Ассамблеи в 1946.
Ассамблея рассмотрела этот проект Декларации об основных правах человека и свободах и передала его Экономическому и Социальному Совету «для передачи в Комиссию по правам человека для рассмотрения… при подготовке ею международного билля о правах».
Комиссия по правам человека состояла из 18 членов, представляющих различные политические, культурные и религиозные взгляды. Элеонора Рузвельт, вдова президента США Франклина Д. Рузвельта, возглавляла редакционный комитет ВДПЧ. С ней были Рене Кассен из Франции, составивший первый проект Декларации, докладчик Комитета Шарль Малик из Ливана, заместитель председателя Пэн Чунг Чанг из Китая и Джон Хамфри из Канады, директор Отдела ООН по правам человека, подготовивший план Декларации. Но г-жа Рузвельт была признана движущей силой принятия Декларации.
Комиссия впервые собралась в 1947 году. В своих мемуарах Элеонора Рузвельт вспоминала:
«Доктор Чанг был плюралистом и в очаровательной форме высказал предположение, что существует более одного вида высшей реальности. Декларация, сказал он, должна отражать больше, чем просто западные идеи, и подход доктора Хамфри должен быть эклектичным. как он довольно подробно излагал философию Фомы Аквинского. Д-р Хамфри с энтузиазмом присоединился к дискуссии, и я помню, что в какой-то момент д-р Чанг предложил Секретариату потратить несколько месяцев на изучение основ конфуцианства!»
Окончательный вариант Кассена был передан Комиссии по правам человека, которая проходила в Женеве. Проект декларации, разосланный всем государствам-членам ООН для замечаний, стал известен как Женевский проект.
Первый проект Декларации был предложен в сентябре 1948 г., и в окончательной редакции участвовало более 50 государств-членов. Своей резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея, собравшись в Париже, приняла Всеобщую декларацию прав человека, при этом восемь стран воздержались при голосовании, но ни одна из них не возражала. Эрнан Санта-Крус из Чили, член редакционного подкомитета, писал:
«Я ясно осознавал, что участвую в действительно значительном историческом событии, в ходе которого был достигнут консенсус в отношении высшей ценности человеческой личности, ценности, возникшей не в решении мирской власти, а в факт существования, что породило неотъемлемое право жить без нужды и угнетения и всесторонне развивать свою личность.