Вильгельм Вундт — Психология — Оксфордские библиографии
Введение
Вильгельм Максимилиан Вундт (р. 1832–ум. 1920) был центральной фигурой в немецкой культуре между второй половиной 19-го века и первыми двумя десятилетиями 20-го века. Имея докторскую степень в области медицины и нейрофизиологии, Вундт переключил свой интерес на психологические и философские вопросы, став профессором философии: сначала в Цюрихском университете в 1874 году; затем в Лейпцигском университете в 1875 году. В начале 21 века он известен во всем мире как один из основоположников научной психологии. В Лейпциге он основал в 1879 г.Психологическая лаборатория, ставшая впоследствии первым психологическим институтом в мире. Более того, он основал первый журнал по экспериментальной психологии, который назвал Philosophische Studien ( Philosophical Studies ), позже Psychologische Studien ( Psychological Studies ). При этом он создал первый международный учебный центр для психологов, привлекая в Лейпциг студентов со всего мира. Вундт оказал значительное влияние на развитие научной психологии во многих странах, не в последнюю очередь в Соединенных Штатах, где его бывшие ученики основали психологические лаборатории, вдохновленные лейпцигской моделью. Помимо своего вклада в психологию, Вундт также разработал философскую систему, которая имеет решающее значение для понимания его психологической программы и методологии, но не получила должного внимания среди психологов. Сочинения Вундта публиковались различными, в основном расширенными изданиями на протяжении всей его карьеры. Подавляющее большинство этих томов еще не переведено на английский язык, и то же самое можно сказать и о большей части соответствующей исследовательской литературы.
Публикации Вундта
Пока нет критического или стандартного издания произведений Вундта, хотя некоторые тома недавно были переизданы. На английский язык переведено лишь несколько названий. Предлагаемый здесь список обязательно неполный и выборочный, хотя и отражает его теоретическое развитие. Дочь Вундта, Элеонора Вундт (род. 1876–ум. 1957), собрала его публикации в обширном каталоге Wundt 1927. Wundt 1862 и Wundt 1863 представляют его первую психологическую программу. Вундт 1874 г. знаменует собой начало его новой психологической теории. В 1880-х годах он определил основные положения своей философской системы. Wundt 1880–1883 — трактат по логике и теории познания. Вундт 1886 — трактат по этике. Вундт 1889 г.представляет философскую систему в целом. Wundt 1896 — это общий набросок его зрелой психологической теории. Wundt 1900–1920 предлагает подробный отчет о своей Völkerpsychologie , своего рода культурной психологии, аналоге экспериментальной психологии. Wundt 1910–1921 представляет собой сборник переработанных и дополненных эссе по философским и психологическим вопросам, отражающим его теоретические позиции.
Вундт, Элеонора. 1927. Wilhelm Wundts Werk: Ein Verzeichnis seiner sämtlichen Schriften . Мюнхен: Бек.
Единственный доступный каталог публикаций и лекций Вундта, составленный его дочерью. Очень полезно понять интеллектуальное развитие Вундта.
Вундт, Вильгельм. 1862. Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung . Лейпциг и Гейдельберг, Германия: CF Winter.
Сборник первых психологических статей Вундта (1858–1862), которым предшествует важная вводная глава, в которой Вундт впервые представляет свою первую психологическую программу.
Вундт, Вильгельм. 1863. Vorlesungen über die Menschen- und Thierseele . 2 тт. Лейпциг: Восс.
Полная реализация первой психологической программы Вундта. В 1892 году Вундт опубликовал второе издание, уменьшенное наполовину. Вся часть, относящаяся к Völkerpsychologie , была удалена. Существует английский перевод этого второго издания.
Вундт, Вильгельм. 1874. Основы физиологической психологии . Лейпциг: Энгельманн.
Самая известная книга Вундта, включающая в себя его экспериментальную психологию. На протяжении многих лет Вундт исправлял и дополнял эту работу в последовательных изданиях, последнее из которых вышло в трех томах между 1908 и 1911 годами. Шесть изданий представляют собой точный портрет развития экспериментальной психологии Вундта. Первый том пятого немецкого издания (1902 г.) частично переведен на английский язык (правда, только первые шесть глав о телесном субстрате психической жизни).
Вундт, Вильгельм. 1880–1883 гг. Logik: Eine Untersuchung der Principien der Erkenntnis und der Methoden wissenschaftlicher Forschung . 2 тт. Штутгарт: Энке.
Первый философский трактат Вундта, посвященный логике, теории познания и научной методологии. Четвертое издание было опубликовано между 1919 и 1921 годами в трех томах.
Вундт, Вильгельм. 1886. Ethik: Eine Untersuchung der Tatsachen und Gesetze des sittlichen Lebens . Штутгарт: Энке.
Второй философский трактат Вундта, в котором представлена его этическая теория в связи с его психологией. Здесь можно найти защиту Вундтом психической причинности и зачатки его более позднего волюнтаризма. Пятое издание, представляющее собой переиздание четвертого издания без изменений, было опубликовано посмертно между 1923 и 1924 годами в трех томах.
Существует английский перевод в трех томах второго немецкого издания (1892 г.).Вундт, Вильгельм. 1889 г.. Система философии . Лейпциг: Энгельманн.
Третий философский трактат Вундта, в котором представлена его концепция философии в целом, классификация наук и разделение философии на философию природы и философию духа. Четвертое издание вышло в 1919 году в двух томах.
Вундт, Вильгельм. 1896. Основы психологии . Лейпциг: Энгельманн.
Первый обзор и введение в зрелую психологическую теорию Вундта. Пятнадцатое издание вышло посмертно в 1922. Имеется три английских перевода, соответствующих первому (1896 г.), четвертому (1901 г.) и седьмому (1905 г.) немецким изданиям соответственно.
Вундт, Вильгельм. 1900–1920 гг. Народная психология . 10 тт. Лейпциг: Энгельманн.
Монументальный десятитомный труд Вундта по психологии культуры. Это комплексная психологическая интерпретация исторического развития человечества, включающая в себя формирование языка, мифов, обычаев и культуры в целом.
Вундт, Вильгельм. 1910–1921 гг. Кляйне Шрифт . 3 тт. Лейпциг: Энгельман/Кренер.
Сборник коротких философских и психологических эссе Вундта в трех томах. В них содержатся некоторые наиболее важные разъяснения Вундта и дальнейшее развитие его теоретических положений.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Вильгельм Вундт | Encyclopedia.com
РАБОТЫ ВУНДТА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Вильгельм Вундт (1832-1920) сыграл настолько важную роль в появлении новой научной психологии как дисциплины, отдельной от философии и физиологии, что его называли «основателем », или «отец» экспериментальной психологии.
Эта новая наука глубоко укоренилась в философии — в традициях Аристотеля, Декарта и британских эмпириков (от Локка до Юма и Джона Стюарта Милля). Кроме того, философ ГерманЛотце в 1850-х написал книгу по физиологии души и был наставником Франца Брентано, Карла Штумпфа и Г. Э. Мюллера, которые впоследствии стали тремя великими психологами. Корни в физиологии были не столь глубоки, хотя Герман фон Гельмгольц, поразивший ученых в 1850 г. измерением скорости нервного импульса, в последующие два десятилетия обратился к изучению психофизиологии зрительных и слуховых ощущений. Гельмгольц мог бы стать «основателем» новой психологии, если бы его интересы простирались достаточно далеко за пределы этих тем, но вместо этого ему суждено было стать великим физиком. Был также Г. Т. Фехнер, когда-то физик, опубликовавший в 1860 г. свой классический текст по психофизике, книгу, которая утвердила психологию как количественную науку, но конечная цель Фехнера была философской — победить в битве с материализмом, — а психофизика была для его только средство показать, как наука может установить отношения между телом и разумом.
Вундт был настоящим предпринимателем. Он никогда не добился бы успеха без соответствующей философской традиции и недавних открытий в области физиологии нервов, а также без вклада его современников — Лотце, Фехнера и Гельмгольца. Но новая психология нуждалась в эпониме, и Вундт предоставил не только имя, но и всю поддержку, которая нужна новой науке для признания — основную философию, программу, систематический справочник для демонстрации ее природы, лабораторию и исследования, которые выдают результаты. из него и журнал для публикации новых результатов. Все это было обеспечено Вундтом в период с 1862 по 1883 год. Он опирался на эту базу, добавляя новые исследования и тексты вплоть до нынешнего века, в то время как другие новые лаборатории, журналы и книги, особенно в Германии и Америке, множились не только благодаря непосредственному вмешательству Вундта. влияние, но также и потому, что Вундт был своевременным агентом того, что должно было стать следующим развитием в приближающейся научной эпохе.
Вундт родился в Неккарау, пригороде Мангейма, в Бадене, Германия, 16 августа 1832 года. Его окрестили Вильгельмом Максом, но он никогда не использовал свое второе имя ни в одной публикации, и немногие психологи когда-либо слышали об этом. Его отец был лютеранским пастором. Вундт вел жизнь единственного ребенка, так как он был еще очень мал, когда умерли брат и сестра, а старший брат ушел из дома в школу. Когда ему было шесть лет, его отец переехал в новое пасторство в Хайденсхайме, также в Бадене, и в течение двух лет Вундт посещал местную школу. После этого его воспитание взял на себя викарий отца, который жил с Вундтом в одной комнате и стал для мальчика объектом такого большого восхищения и привязанности, что, когда викарий переехал в соседнюю деревню, родители Вундта разрешили сыну жить с ним. своего учителя и таким образом продолжить свое образование. В то время у Вундта, похоже, было мало друзей; это был серьезный мальчик, который не умел играть и проводил время за полезными делами по дому, ожидая возвращения викария с приходских обязанностей.
В 13 лет Вундта отправили на год в гимназию в Брухзале, а затем в гимназию в Гейдельберге, где он подружился и развил привычку к интенсивному чтению, которая продлилась ему всю жизнь и в конечном итоге принесла ему его обширную эрудицию. Когда ему было 19 лет, родители отправили его в университет в Тюбингене. Его отец умер, когда он учился в университете, и Вундт, столкнувшись с необходимостью зарабатывать на жизнь, выбрал изучение физиологии, тем самым отложив окончательный выбор между наукой и медициной. Чтобы осуществить этот план, он вернулся в Гейдельберг.
Вундту потребовалось четыре года, чтобы получить степень доктора медицины. В течение первого года он изучал науки — физику, химию, анатомию и физиологию, — которые ему нравились. На второй год он получил практическое обучение искусству медицины, обучение, которое парадоксальным образом усилило его интерес к физиологии, особенно к исследованиям Иоганна Мюллера в Берлине и Карла Людвига в Лейпциге. В это время вышла первая публикация Вундта — статья о химии мочи (1853 г.
Вундт провел 17 лет в Гейдельберге. Во время своего пребывания в должности приват-доцента он стал ассистентом, который, согласно новому закону, должен был проводить лабораторные занятия по физиологии для всех потенциальных врачей — утомительная задача, от которой Вундт отказался, как только смог. В 1864 году он был произведен в ауссэрордент-профессоров. Он был навязчиво продуктивным. Чтение приводило его к систематической реорганизации материала и часто к творческому мышлению, а это, в свою очередь, вынуждало его разъяснять свои мысли в новых лекциях, которые вскоре появлялись в новой книге, или, когда он становился старше, в пересмотре одной из книг. его старые книги.
В 1858 году Вундт опубликовал книгу о мышечных движениях и первый из шести разделов своего « Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmung » (1858-1862), важного небольшого тома, который он наконец закончил в 1862 году. В последующие годы он читал лекции по естественной истории человека, которую он назвал Volkerpsychologie, , и о природе естественных наук, с прицелом на установление «физиологической психологии» среди естественных наук. Все это время он собирал факты человеческой, животной, индивидуальной и социальной психологии и примеры того, как психологические факторы влияют на человеческую мысль и действие; они были опубликованы в 1862 г. в виде 57 лекций (в двух томах) из Vorlesungen über Menschen- und Thierseele (1864-1865; английский перевод, Lectures on Human and Animal Psychology, появился в 1907 году). Когда он пересматривал эти лекции тридцать лет спустя, он назвал их интеллектуальным «буйством» своей юности. В любом случае, он все еще играл роль физиолога, и в 1864 году он опубликовал учебник физиологии (дважды переработанный в течение следующих десяти лет), а три года спустя — справочник по медицинской физике. Однако постепенно он обратился к философии и новой науке психологии. Его Beiträge упомянул об экспериментальной психологии, лежащей между философией и физиологией, и Вундт, оставшийся физиологом, выбрал для нее «физиологическую психологию». В 1867 году его лекции стали сосредотачиваться на этой новой науке, и, в конце концов, концепция Вундта о ней воплотилась в его большом систематическом труде, Gründzüge der physiologischen Psychologie (1873-1874), одном томе из 870 страниц, когда он появился в 1874 году и в конечном итоге три тома общим объемом 2317 страниц в шестом и последнем издании от 1908-1911. Это была новая психология, которую положил к жизни Вундт, и шесть изданий, по сути, представляли собой историю первых сорока лет экспериментальной психологии.
С 1858 по 1871 год Гельмгольц, который был на 11 лет старше Вундта, занимал кафедру физиологии в Гейдельберге. Отношения между этими двумя мужчинами были сердечными, но не близкими. Гельмгольц занимался своими собственными исследованиями зрения и слуха и публикацией своих великих классиков в этих двух областях. Вундт учил, писал и разъяснял свои идеи. Фехнер был тогда в Лейпциге, хотя и не в университете, но Вундт извлек больше пользы из психофизики Фехнера, чем из психофизиологии Гельмгольца. Хотя Вундт был ausserordentlicher Professor, Когда Гельмгольц отправился в Берлин в 1871 году, Вундт был обойден вниманием. Первая половина Gründziige der physiologischen Psychologie вышла в 1873 г., а вся книга — в 1874 г., когда Вундт был еще в Гейдельберге, но вскоре после этого он принял приглашение в Цюрих преподавать «индуктическую философию» — термин, который может были философским эвфемизмом для экспериментальной психологии. Это соглашение, однако, продлилось всего год, потому что тогда Вундта вызвали в Лейпциг, где университет разделил кафедру философии, чтобы приспособить Вундта и его новые идеи. Таким образом, в течение следующих 35 лет, с 1875 по 19 гг.10, Лейпциг был центром новой науки, куда стекались молодые немцы и американцы, а также несколько французов и русских, чтобы узнать, как философия может измерять ум и описывать деятельность сознания экспериментальным методом самонаблюдения.
Лаборатория. Когда он прибыл в Лейпциг в 1875 году, Вундт получил старую, неиспользуемую аудиторию как место, где он мог устраивать экспериментальные демонстрации для студентов своего семинара и, возможно, проводить некоторые собственные эксперименты. Была ли это первая в мире психологическая лаборатория? Сам Вундт говорил, что датой «основания» им Психологического института в Лейпциге был 1879 год., дата, знакомая каждому, кто изучает историю психологии, но в то время основание было совершенно незамеченным. Много лет спустя Вундт, оглядываясь назад на историю психологических исследований в Лейпциге, увидел, что первый эксперимент члена его семинара — исследование, которое в конечном итоге было опубликовано — было начато в 1879 году, и сразу же последовали исследования других студентов. Только тогда Вундт выбрал 1879 год в качестве даты основания, и было бы справедливо принять его выбор. То, что было основано тогда, было де-факто институт; Основание de jure произошло только в 1894 году, когда институт уже был в полном разгаре и опубликовал результаты около сорока экспериментальных исследований.
В 1879 году, когда лаборатория начала производить стабильный поток статей для публикации, необходимо было найти выход для этих статей. До этого физиологические журналы были доступны физиологической психологии, но новый поток имел значительный объем, и неукротимый Вундт хотел контролировать журналы, которые должны были представить новую психологию и, в конечном счете, предоставить материал для его постоянно обновляемого исследования.0005 Physiologische Psychologie, , второе издание которого появилось в 1880 году. Поэтому Вундт основал свой собственный журнал, назвав его Philosophische Studien. Первый номер появился в 1881 году, а первый том — в 1883 году. Может показаться удивительным, что Вундт использовал в названии термин philosophische , но ведь он был профессором философии и пришел к выводу, что новая психология должна оставаться служанкой философии. Он сожалел о дерзких американцах, пытавшихся освободить психологию от философии. В первых пяти томах его Studien, примерно каждая пятая статья была философской — о Лейбнице, или Локке, или Канте, и нередко писалась самим Вундтом, — тогда как остальные четыре пятых относились к делу новой психологии — результатам экспериментов, обсуждению методов и теория, и критика результатов и взглядов.
Философия и история культуры. Мир знает Вундта как психолога, потому что именно в этой области он снискал себе славу, но он также считал себя философом, а позднее историком культуры, социальным психологом особого рода. Он был чрезвычайно занятым человеком. С 1880 г. до своей смерти в 19 г.20 октября он писал свой « Logik » (1880–1883), расширив его до трех томов и переработав в четырех изданиях. Он содержал почти полторы тысячи страниц и включал некоторые рассуждения о психологии мышления. С 1886 по 1912 год он является автором четырех изданий Ethik, , последние тома которых насчитывали более пятисот страниц каждый. С 1889 по 1919 год было также четыре издания его System der Philosophie, сборника, равного по объему Ethik, , который выполнил свое обещание во Введении к Beitrage (1858-1862) заняться проблемой метафизики психологии.
Все это время лаборатория продолжала выпускать докторские диссертации и статьи. Но Вундт также писал в совершенно иной области, ибо он пообещал себе и всему миру заняться естественной историей человека и сделал это в десяти томах своего « Völker-psychologie » (1900–1909; пять томов уже расширялись и пересматривались, а остальные еще писались). Работа содержала систематические обсуждения языка, мифа, религии, искусства, общества, права, культуры и истории. Именно изучая историю человеческой культуры, настаивал Вундт, можно достичь понимания природы мышления, умственной деятельности, которую нельзя исследовать путем интроспекции в лаборатории. 9В 0005 Physiologische Psychologie нет главы, посвященной мышлению, и в чем-то Вундт был прав. Когда его младший коллега Освальд Кюльпе попытался изучить мышление в лаборатории путем интроспекции, он потерпел неудачу (после принятия концептуальных новшеств Зигмунда Фрейда стало ясно, что метод интроспекции не может иметь дело с фактором бессознательного). Вундт столкнулся с проблемой группового разума, предпочитая называть его Volksseele, менее объективным термином, чем более широко используемый Фольксгейст. Кажется странным, что вся эта систематизированная эрудиция так мало повлияла на последующую историю социальной психологии, но эта область была менее готова принять на себя вес учености Вундта, чем господствующее направление психологии, которым со времен Декарта и Локка готовится к Вундту.
Производительность. Было отмечено, что с 1853 г. до своей смерти в 1920 г. Вундт совершал в среднем семь экскурсий в печать по 110 страниц каждый и что всего за этот период он написал или отредактировал 53 735 страниц, что составляет в среднем почти одно слово каждые две минуты. день и ночь.
К 1920 году Вундт завершил программу, которую он смутно предвидел в 1862 году. Он утвердил экспериментальную психологию как независимую науку в мире обучения. Он опубликовал первый систематический и энциклопедический справочник по новой науке и поддерживал его в актуальном состоянии, выпустив шесть изданий в течение сорока лет. Он основал первую лабораторию экспериментальных исследований в области психологии и доказал, что она может продолжать работать. Он начал вести журнал теоретической и экспериментальной психологии и вел его двадцать лет. Он опубликовал и переработал логику, этику и научную метафизику, все три написаны так, как написал бы их психолог. Он завершил свое систематическое изложение природы человеческого разума, написав десять томов по естественной истории человека, той части психологии, которая, как он думал, находилась за пределами досягаемости экспериментальной лаборатории. Все это составляло полноценную жизнь. В 1920 он написал книгу своих профессиональных воспоминаний, а 31 августа того же года умер.
Экспериментализм. Вундт сам предписывал темы экспериментальных исследований, проводимых в его лаборатории. Существовали две основные области исследования: (1) ощущение и восприятие, исследования, в которых использовались психофизические методы Фехнера и в конечном итоге задействовали каждое из пяти чувств; и (2) измерение времени реакции с использованием так называемой «процедуры вычитания». Например, считалось, что быстрая мышечная реакция требует внимания, но не апперцепции, тогда как более медленная сенсорная реакция, по-видимому, требует не только внимания, но и апперцепции. Вычитая одно из другого, вундтианцы получили 0,1 секунды как время, необходимое для апперцепции, и аналогичным образом они рассчитали время, необходимое для познания, ассоциации, различения и выбора. Метод, вызвавший большой ажиотаж в конце девятнадцатого века, был, однако, дискредитирован в двадцатом. Были также эксперименты с диапазоном внимания и продолжительностью отдельного акта внимания и другие эксперименты, которые имели тенденцию поддерживать новую трехмерную теорию чувства, предложенную Вундтом в 189 г.6 теория о том, что чувство описывается по трем параметрам: приятность-неприятность, напряжение-расслабление и возбуждение-спокойствие. Конечно, лаборатория не взялась за якобы неразрешимую проблему мышления и не смогла найти средства для измерения обучения и памяти, вклад Германа Эббингауза в 1885 году. Вундт так и не стал участвовать в этой новой работе.
Психология. Вундт считал, что психология имеет дело с опытом, который является непосредственным, тогда как физика рассматривает тот же опыт как опосредованный определенными правилами вывода. Пример оптической иллюзии показывает разницу: палка в воде кажется, согласно интроспекции, согнутой, хотя согласно выводам из некоторых законов физики она прямая. Интроспекция — это непосредственное наблюдение за субъективным опытом без выводных корректировок.
Самоанализ выявляет ментальные элементы, т. е. ощущения, обладающие особыми качествами и интенсивностью, и показывает, как они складываются в более сложные восприятия и идеи. Вундт был убежденным элементаристом и сенсуалистом, и эта модель, которую он наложил на новую экспериментальную психологию, сформировала ортодоксию, против которой отреагировали другие школы, особенно психология акта, а затем гештальтпсихология в Германии и бихевиоризм в Америке. Такого рода инакомыслие обычно является источником прогресса. В схеме Вундта перцептивные целые соединяются путем слияния, как в случае с тонами, образующими аккорд; путем ассимиляции, как с линиями, создающими оптическую иллюзию; или усложнениями, такими как кисло-сладкий вкус, фруктовый запах, желтый цвет и звон льда, которые вместе составляют восприятие лимонада.
Помимо ощущений, есть элементы чувства: сначала только приятность и неприятность, а затем множественность чувств, которую трехмерная теория ввела в систему Вундта. Апперцепция, событие более высокого уровня, чем внимание, делает безопасными соединения ощущений и чувств. Образы — это централизованно возбуждаемые ощущения, а не новый класс элементов.
Элементы системы Вундта называются психическими процессами, потому что считается, что они находятся в постоянном движении и никогда не фиксируются. Эта концепция во многом противоречила возражениям критиков этой ментальной химии Вундта, но ее было трудно понять. Может ли интроспекция дать науке описания конкретных соединений, сами элементы которых находятся в постоянном изменении? Тем не менее Вундт говорил адекватно своему времени и подкреплял свои взгляды вескими аргументами. Психология продолжала меняться, но основной характер современной психологии был установлен Вундтом.
Эдвин Г. Скучно
[Что касается исторического контекста творчества Вундта, см. биографии Фехнера; Гельмгольц; Лотце; Мюллер, Йоханнес; для обсуждения дальнейшего развития идей Вундта см. Внимание; слух; Психология, статья по физиологической психологии ; Психофизика; Чувства; Зрение; и биографии Эббингауза и Титченера. ]
1853 Über den Kochsalzgehalt des Harns. Журнал меховой практики Chemie 59:354-359.
1855 Versuche üiber den Einfluss der Durchschneidung der Lungenmagennerven auf die Respirationsorgane. Archiv für Anatomie, Psychologie und wissenschaftliche Medicin [1855]: 269-313.
1858 Die Lehre von der Muskelbewegung. Брансуик: Vieweg.
1858-1862 Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung. Лейпциг: Зима. → Выпускается частями.
(1864-1865) 1907 Лекции по психологии человека и животных. Нью-Йорк: Макмиллан. → Впервые опубликовано на немецком языке.
(1873-1874) 1908-1911 Основы физиологической психологии. 6-е изд., ред. 3 тт. Лейпциг: Энгельманн. → Физиологическая часть Тома 1 была переведена на английский язык как Принципы физиологической психологии и опубликована в 1905 году издательством Macmillan.
(1880-1883) 1919-1921 Логик. 4-е изд. 3 тт. Штутгарт: Энке. → Том 1: Allgemeine Logik und Erkenntnisslehre. Том 2: Logik der exakten Wissenschaften. Том 3: Logik der Geisteswissenschaften.
(1886) 1897-1901 Этика: исследование фактов и законов нравственной жизни. 3 тома. Нью-Йорк: Макмиллан. → Впервые опубликовано на немецком языке. Том 1: Введение: факты нравственной жизни. Том 2: Этические системы. Том 3: Принципы нравственности и отделы нравственной жизни. Четвертое немецкое издание вышло в 1912 Энке.
(1889) 1919 Система философии. 4-е изд. 2 тт. Лейпциг: Кронер.
(1896) 1907 Очерки психологии. Ред. изд. Лейпциг: Энгельманн. → Переведено с седьмого исправленного немецкого издания.
(1900-1909) 1911-1929 Volkerpsychologie: Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. 10 тт. Лейпциг: Энгельманн.
1920 Erlebtes und Erkanntes. Штутгарт: Кронер.
Бен-Давид, Джозеф; и Коллинз, Рэндалл 1966 Социальные факторы в истоках новой науки: случай психологии. Американское социологическое обозрение 31:451-465.
Скучно, Эдвин Г. (1929) 1950 A История экспериментальной психологии. 2-е изд. Нью-Йорк: Эпплтон. → См. особенно страницы 316-347, «Вильгельм Вундт».
Скучно, Эдвин Г. 1965 г. О субъективности важных исторических дат: Лейпциг, 1879 г. Журнал истории поведенческих наук 1:5-9.
Eisler, Rudolf 1902 W. Wundts Philosophie und Psychologie in ihren Grundlehren. Лейпциг: Барт.
Холл, Г. Стэнли 1912 Основатели современной психологии. Нью-Йорк: Эпплтон. → См. особенно страницы 309-458, «Вильгельм Вундт».
Херрнштайн, Ричард Дж.; и Скучно, Эдвин Г. 1965 г. Справочник по истории психологии. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. Нажимать. → См. особенно страницы 399-406 и 595-596.
Хёффдинг, Харальд (1905) 1915 Современные философы. Лондон: Макмиллан. → Впервые опубликовано на немецком языке. См. особенно страницы 3-37, «Вильгельм Вундт».
Памяти Вильгельма Вундта. 1921 Психологический обзор 28:153-188.
Кониг, Эдмунд 1901 В. Вундт: Seine Philosophie und Psychologie. Штутгарт: Фромманн.
Мерфи, Гарднер (1929) 1949 Историческое введение в современную психологию. Ред. изд. Нью-Йорк: Харкорт. → См. особенно страницы 149-173, «Вундт и экспериментальная психология».
Passkönig, Oswald 1912 Die Psychologie Wilhelm Wundts: Zusammenfassende Darstellung der Individual-, Tier- und Volkerpsychologie. Лейпциг: Зигизмунд и Фолькенинг.
Рибо, Теодюль (1879) 1886 Современная немецкая психология: эмпирическая школа. Нью-Йорк: Scribners. → Впервые опубликовано на французском языке. См. особенно страницы 188-249, «Вундт: физиологическая психология».
Росс, Дороти 1967 Об истоках психологии. Американское социологическое обозрение 32:466-469. → Обсуждение Ben-David and Collins 1966. См. также стр. 469-472
«Ответ Россу» Джозефа Бен-Дэвида и Рэндалла Коллинза.