Выготский биография кратко – вклад в психологию, творчество Льва Семеновича и основные идеи трудов
17 Ноября 1896 – 11 Июня 1934 гг. (37 лет)
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 90.
Выготский Лев Семенович (1896–1934) — советский психолог, учёный, основатель культурно-исторической теории в области психологии, один из основателей нейрофизиологии. Автор многочисленных исследований по педологии, литературе, психологии искусств. Выготский, биография которого тесно связана с наукой, внёс большой вклад в психологию. Его труды по вопросам детской психологии были признаны авторитетными учёными во всём мире.
Детство и юность
Лев Симхович Выгодский (настоящее имя учёного) родился 5 (17) ноября 1896 года в Орше в семье купца Симхи Лейбовича (Семёна Львовича) Выгодского и его жены, учительницы Ципы (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Семья была зажиточной, и родители могли дать приличное образование всем восьмерым своим отпрыскам.
Большое влияние на становление личности Льва оказал его двоюродный брат, известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский. В будущем Лев изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже известного кузена.
Получив начальное образование на дому, Лев поступил в 6-й класс гимназии. Он в совершенстве знал много языков: английский, эсперанто, латинский, древнегреческий, древнееврейский.
В 1913 году Лев Выготский стал студентом медицинского факультета Московского университета, но вскоре перевёлся на юридический факультет. Затем юноша, который никак не мог определиться с родом занятий, перевёлся на историко-философский факультет университета им. Шанявского. Его дипломной работой стал объёмный труд под названием «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира».
Начало карьеры
После окончания университета Выготский занялся преподавательской деятельностью. Он работал не только в школах, но также в техникумах на различных курсах.
В этот период Лев Семёнович совмещал основную работу с написанием рецензий и критических статей, которые регулярно печатались в местных изданиях.
В 1923 году, будучи преподавателем в педагогическом техникуме, Выготский организовал психологическую лабораторию и руководил экспериментальной работой студентов. Результаты этой исследовательской работы были представлены Выготским на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде в 1924 году. Доклад молодого учёного получил высокие оценки, а сам Выготский понял, что самой главной его работой отныне станет психология.
Основные идеи и теории
После блестящего выступления на конференции Выготский получил приглашение в Московский институт экспериментальной психологии. Вскоре он создал на базе института собственную культурно-историческую и психологическую школу. Работу в институте, которую Выготский сравнивал с творчеством, он совмещал с организационной деятельностью в наркоме просвещения.
При изучении краткой биографии Выготского Льва Семеновича стоит отметить, что в своей работе он пытался отойти от рефлексологии, — куда больше учёного занимало осознанное формирование личности. Выготский поставил перед собой непростую задачу: найти объяснения психических процессов не в самом человеке, а во взаимодействии его с окружающей средой. Учёный полагал, что в полной мере осознать эти процессы можно только в развитии, что характерно лишь для ребёнка. Так Лев Семёнович стал работать в направлении детской психологии.
Выготский написал немало трудов по детской психологии, самыми важными из которых стали «Психология искусства», «Мышление и речь», «Психология развития ребёнка», «Педагогическая психология».
Лев Семёнович стал основателем таких новых отдельных наук, как психологическая педагогика, педология — знания о ребёнке с точки зрения разных наук, коррекционная педагогика, призванная помогать детям с проблемами развития.
Личная жизнь
Лев Выготский был женат на Розе Ноевне Смеховой, подарившей учёному двух дочерей, Гиту и Асю. Этот брак был очень удачным: Роза во всём поддерживала своего талантливого мужа, а Лев Семёнович души не чаял в дочерях. Повзрослев, они пошли по стопам отца и сделали карьеру в области психологии.
На протяжении долгих 15 лет Выготский страдал туберкулёзом, который во время очередного обострения и погубил учёного. Скончался Лев Семёнович 11 июня 1934 года в возрасте 37 лет.
Тест по биографии
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Лилия Крюкова
10/10
Оценка по биографии
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 90.
А какая ваша оценка за эту биографию?
Концепции Выготского: современная актуальность и актуальная современность
Прежде, чем перейти к концепциям и прочему научному наследию Льва Семеновича Выготского, стоит сказать несколько слов о нем самом. Его биография не просто интересна, она дает ответ на вопрос, как в одном человеке могло совместиться столько талантов, и как ученому удалось добиться впечатляющих успехов в самых разных сферах науки. Прожив всего 37 лет, Выготский оставил после себя огромное научное наследие: порядка трех сотен книг, лекций, статей, монографий по психологии развития, дефектологии, искусствоведению и другим сферам знаний.
Лев Выготский: биография
Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в семье коммерсанта и учительницы, получил хорошее домашнее образование, позволившее ему сдать экзамены за 5 классов и поступить сразу в 6-й класс гимназии. В студенческие годы он успел поучиться на медицинском и юридическом факультете Московского университета, и, в конце концов, сделал выбор в пользу историко-философского факультета университета Шанявского.
Его научные интересы были чрезвычайно многогранны, а опыт преподавательской работы весьма разнообразен. В разное время он читал лекции в профтехшколах, педагогическом техникуме, на курсах переподготовки воспитателей дошкольных учреждений и даже в консерватории.
Пик научной активности Льва Выготского пришелся на 20-е и начало 30-х годов ХХ столетия, однако многие его изыскания актуальны до сих пор. Его работы выдержали множество переизданий, и издаются по сей день. В целом научное наследие Выготского можно сгруппировать по трём основным направлениям, в которых он добился наиболее впечатляющих результатов, актуальных и востребованных до настоящего времени.
Основные концепции Выготского:
- Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах.
- Эстетическая искусствоведческая концепция.
- Педагогическая концепция.
Интересно, что еще в юности Выготский изменил одну букву своей фамилии, чтобы, выражаясь современным языком маркетинга, «отстроиться» от биографии и успехов своего двоюродного брата Давида Выгодского. Как показало время, ему это удалось в полной мере. После его смерти популярность работ ученого стала настолько велика, что многие современники называли это явление не иначе, как «культ Выготского».
Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах
Суть культурно-исторической концепции Выготского заключается в том, что ученый считает необходимым принципиально различать низшие и высшие психологические функции, непосредственно влияющие на поведение человека. Выготский подчеркивал, что, цитируем, «сознание определяет жизнь, но оно само возникает из жизни».
Ученый выделял два плана поведения человека: так называемый «натуральный» или «природный», предопределенный биологической составляющей и не регулируемый волей человека, и так называемый «культурный», «общественно-исторический», полностью контролируемый человеком. Все аспекты поведения, которые человек в состоянии регулировать, Выготский относил к высшим психологическим процессам, а те, на которые личность не может влиять сознательно, соответственно, к низшим психологическим функциям.
По ситуации на 20-30-е годы прошлого столетия такой подход был настоящим прорывом, так как большинство ученых либо идеализировали психологические функции как таковые, считая их полностью осознанными, либо сводили их к цепочке биологических и физиологических реакций. Более того, Выготский был, пожалуй, первым, кто взялся описать и систематизировать разные стороны однотипных психологических реакций.
Так, в рамках культурно-исторической концепции стоит выделить теорию внимания Выготского. Согласно его теории, внимание может быть как непроизвольным, то есть низшей психической функцией, так и осознанным, то есть относиться к высшим психологическим функциям. Непроизвольное внимание превалирует в самые первые годы жизни ребенка. Соответственно, произвольное, то есть осознанное внимание, это уже характеристика более зрелой личности.
Таким образом, Выготский выводит следующие признаки психологических функций, по которым их можно отнести к высшим: социальность, произвольность, опосредованность, системность. Такая классификация, если даже не является безупречной и единственно верной, однако заметно упрощает анализ и систематизацию многих наблюдаемых явлений.
Эстетическая искусствоведческая концепция
Методология эстетической концепции Выготского во многом сходна с уже рассмотренной культурно-исторической концепцией. Ученый акцентировал внимание на двух тесно взаимосвязанных составляющих искусства. С одной стороны, искусство влияет на жизнь и восприятие жизни, с другой, оно само во многом предопределено жизнью и восприятием жизни.
Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру. В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал. Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка. В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее.
Далее с целью большей наглядности своих выводов Выготский предлагал рассматривать произведение искусства как некий антропоморфный субъект, имеющий свою анатомию и физиологию. Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология. Применительно к литературному произведению это означает, что сначала нужно разделить сюжет и фабулу (форму и материал), а потому изучить их взаимодействие.
По Выготскому, секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как до Выготского считалось, что сюжет и фабула должны гармонично кооперироваться. Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе. Тут будет уместным заметить, что Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом: посещал все премьеры в московских театрах, когда учился и работал в Москве, и в других городах, куда его забрасывала судьба ученого.
По свидетельству современников, он был лично знаком с Мейерхольдом, Станиславским, Эйзенштейном, Айхенвальдом, Мандельштамом. Свои первые театральные рецензии он начал писать еще в студенческие годы, а в качестве дипломной работы представил двухсотстраничный труд, посвященный пьесе Шекспира «Гамлет». Ключевой работой, наиболее полно раскрывающей суть эстетической концепции, считается работа Льва Выготского «Психология искусства», которая была представлена и защищена в качестве диссертационной в 1925 году.
Педагогическая концепция
И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.
Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.
Основные дефекты развития (по Выготскому):
- Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
- Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
- Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).
Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем.
Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития. Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.
Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.
Основные принципы обучения и развития:
- Обучение не тождественно развитию.
- Обучение должно опережать развитие.
- Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».
Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать. Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.
Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития. В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами.
Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.
Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!
Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика
Ведущий психолог и его собрание сочинений
%PDF-1. 3 % 129 0 объект >>>]/ON[490 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[239 0 R 490 0 R]>>/Страницы 128 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 227 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 485 0 R>> эндообъект 228 0 объект >поток 2018-11-09T02:23:57ZPages2018-11-14T07:58:41+05:302018-11-14T07:58:41+05:30Mac OS X 10.13.6 Quartz PDFContextapplication/pdf
[PDF] Резюме Выготский, которого мы (не знаем): основные работы Выготского и хронология их создания
Выготский, Витгенштейн и социокультурная теория
- Стивен Newman
- 2018
Psychology, Philosophy
Journal for the Theory of the Social Behavior
особый взгляд на второй язык…
«Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: от мифа (назад) к реальности [культурно-историческая теория]» не является аутентичным обозначением концепций, разработанных Л.С. Выготский вместе с…
О ревизионизме в выготской науке. Комментарий к «В августе 1941 года» Ясницкого и Ламдана (2017)
- Ахутина Т.
- 2021
История
Культурно-историческая психология
2012. Цель…
Выготский, образование и педагогическое образование
- Стивен Ньюман, А. Латифи
- 2020
Образование, социология
Journal of Education for Teaching
АННОТАЦИЯ Работы Выготского широко используются в педагогической и другой педагогической литературе, при обсуждении социокультурных аспектов и в связи с такими темами, как второе… Психология
- Васильева О., Балясникова Наталья
- 2019
Психология
Фронт. Психол.
Биосоциальная основа раннего Выготского: педагогическая психология до зоны ближайшего развития
- М. Эстебан-Гитар
- 2017
- 2016
- 2015
Психология
История психологии более ранний период в карьере Выготского — задолго до он разработал концепцию ZPD, когда активно занимался педагогикой и педагогической психологией.
Тематические исследования по мультиграмотности и инклюзивной педагогике: Содействие осмысленному обучению грамоте
- R. Drewry
Образование
В данной диссертации представлены результаты исследования, направленного на изучение способов вовлечения и поддержки учащихся начальной школы, испытывающих трудности с обучением грамоте. Использование педагогики…
Аргументация и развитие понятий: роль воображения
- Антония Ларраин
Образование
Европейский журнал психологии образования
Выготский заявил, что понятия не могут быть переданы от ума к уму, а вместо этого разработал через общение. В частности, учебное использование языка было бы средством для понятия…
В поисках микрокосма
- Карлос Корнехо
Искусство, философия
В этой статье я исследую холизм Выготского, рассматривая его использование термина «микрокосм» и рассказывая о происхождении и развитии этого термина.