Лев Выготский: психолог-театровед
Несмотря на свою чрезвычайно короткую жизнь, Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) написал ряд фундаментальных трудов, опубликованных и оцененных после его смерти.Одной из главных его концепций, имеющей мировое значение, является теория эстетического восприятия, вскрывшая механизм взаимодействия зрителя с художественным произведением.
Для понимания этой теории важны два аспекта:
1) наиболее полным воплощением теории эстетического восприятия является катартический процесс, проиллюстрированный Выготским на примере трагедии;
2) изначальные положения теории эстетического восприятия выявлены Выготским в первой его работе «Трагедия о Гамлете, принце Датском», написанной девятнадцатилетним ученым. В шекспировской трагедии Выготский анализирует ненатуральные действия (innatural acts), которые вызывают эстетические переживания.
Работа «Трагедия о Гамлете» написана Выготским в годы обучения в Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского на историко-философском отделении (1914-1917 годы). Профессором этого университета был Ю.И. Айхенвальд, руководивший дипломным сочинением Выготского, а чуть раньше, в 1913 году, всколыхнувший всю театральную Москву своей лекцией «Литература и театр». Ставшая популярной идея отрицания театра опирается на мысль Айхенвальда о том, что читатель сам сумеет воспринять драгоценное существо театра со страниц текста, без помощи сцены. Смысл этого отрицания в неудовлетворенности современным состоянием сцены и нереализованности новых форм, предложенных драматургией.
Выготский бросается осуществлять идею Айхенвальда и создает исследование, демонстрирующее не субъективное, а универсальное восприятие «Гамлета» Шекспира.
Выготский, несомненно, идет дальше задач Айхенвальда. Всё описываемое им в трагедии он обозначает как некий первый внешний слой. Финал «Трагедии о Гамлете» по черновику, впервые опубликованному в 2015 г.: «Перед нами прошла вся трагедия – её слова, слова, слова…»[1]. Это написано в 1915 г. девятнадцатилетним ученым. В окончательном варианте 1916 г. это звучит так: «Рассказ о «неестественных» событиях, её чтение, замыкает в круг, возвращаясь к началу и повторяя трагедию, её «слова, слова, слова», ибо весь «рассказ» её, то, что есть в её чтении, то, что подлежит художественному её восприятию, всё это – её «слова, слова, слова». Остальное – молчание»[2].
Мы видим в первой книге прообраз основной идеи Восьмой главы «Психологии искусства»: сюжет трагедии возвращает нас к началу, т.е. к фабуле. (В «Психологии искусства»: фабула и сюжет движутся в разных направлениях, но сходятся в финальной точке).
В «Психологии искусства» основную часть восьмой главы составляет полемика с многочисленными толкователями Шекспира, опровержение их концепций. Всех, кроме одного, – Льва Толстого. Выготский глубоко воспринял его идею: у Гамлета нет характера, и вывел свою идею: характер Гамлета в том, что у него нет характера.
В «Трагедии о Гамлете» ухода в литературоведение нет. Все направленно на сценическое воплощение. Во введении Выготский формулирует, в частности, задачи критики, т.к. критический анализ является частью искусствоведения и неразрывен с теоретической основой. «Критик располагает средством дать почувствовать то же самое, что чувствует он, заразить своим настроением, «возбудить внутреннее слово» читателя, показать, что он слышит «душевным ухом»»[3].
Это существенно отличается от позитивистского метода Макса Германа, предложившего в качестве основы научного театроведения историческую науку, принцип максимально объективной реконструкции. А позднее Герман принципы историко-культурного метода применил к критическому анализу современного спектакля.
Выготский, для которого подобной основой становилась психология, делает акцент на зрительском (в «Гамлете» – читательском) восприятии. Именно этот новаторский подход будет продолжен в ХХ веке в трудах структуралистов – в «чтении» спектакля зрителем. Спектакль в зрителе, а не на сцене. В законченном виде эта школа получает формулировку в работе Алена Бадью 1998 года: «Мы не должны требовать от критика справедливого суждения, мы должны требовать от него адекватного отражения взглядов случайной публики»[4].
Выготский несколько раз подчеркивает, что не имеет задачу в «Трагедии о Гамлете» дать исчерпывающий анализ. Всё то, что проанализировано, касается формы. У Выготского: «сама трагедия», её «слова, слова, слова». При всей точности, подробности и последовательности разбора структуры задача критика выглядит так: «Этот этюд – только направление переживания, его тон, только контуры тени, отбрасываемой трагедией»[5]. Даже в этой интонации чувствуется образность спектакля 1911 года и режиссерский язык Крэга.
Трагедия, естественно, не ограничивается словами. За словами – действие. Это и подразумевает, что выявленная Выготским структура (сформулированная опять-таки словами) находит воплощение в спектакле.
«Гамлет» Крэга был в репертуаре МХТ до 1914. Выготский вероятнее всего видел эту постановку, но в любом случае он имел о спектакле хорошее представление: «…интереснейшая постановка «Гамлета» этим театром во многом, но далеко не во всем, – особенно купюры и исполнение остальных ролей приходится исключить из этого, – сближается с развиваемыми здесь, хотя критика (рецензии) не отметила этого характера постановки»[6]. Выготский имеет претензии к реальному спектаклю, но отметает совпадение общего решения с той картиной зрительского восприятия «Гамлета», которую выстраивает в своей работе. Главное в трагедии вырастает помимо слов в постановке и воспринимается, по Выготскому, через постановку, потому что через чтение – только «слова, слова, слова».
При этом он отмечает, что становится губительным в постановке и не соответствует объективной сущности трагедии: «… игра Качалова (которая вся была выдержана на одной ноте безысходной скорби) удивительно, но это не полное воплощение Гамлета и далеко не выдержанное. Распространяется об этом здесь не место»[7]. Дальнейшее – молчание – к которому Качалов не пришел.
В финале «Трагедии о Гамлете» Выготский приходит к конкретному результату, принципиальному психологическому выводу: «Трагедия нас, как и Клавдия, уловляет в сети собственной совести, зажигает трагический огонь нашего «Я», и её переживание поэтому делается для нас глубоко мучительным вместо ожидаемого эстетического «наслаждения». Вот почему мы, как Клавдий, прерываем восприятие трагедии, не выдерживая ее света до конца; вот почему всякая трагедия, как и представление в «Гамлете», обрывается до конца – на молчании, и есть поэтому оборванная, неоконченная трагедия. Трагедию надо закончить, надо восполнить в себе, в своем переживании»[8].
В этой гениальной формулировке 20-летнего ученого есть все то, что автор будет исследовать в течение десяти лет и воплотит в 1925 г. в «Психологии искусства». Здесь нет еще понятий «формы» и «материала», на взаимодействии которых строится закон эстетической реакции. Но «трагический огонь нашего я» и есть тот материал, который, согласно открытию Выготского, находится в сознании зрителя. Здесь Выготский скромно говорит о «переживании» зрителя. В «Психологии искусства» он скажет о катарсисе, который и есть смысл трагедии и который происходит в результате взаимоуничтожения формы («слова, слова, слова» – всё то, что названо в анализе 1915 года) и материала «нашего я».
В «Психологии искусства» Выготский строит свой метод на подробном изложении и опровержении двух основных теорий эстетического чувства. Первую из них он называет «теорией Христиансена». По ней эстетическая реакция вызывается каждым элементом, входящим в произведение и вызывающим соответствующие эмоциональные впечатления. Вторая теория – «теория вчувствования» – предлагает противоположную схему. «Мы изнутри себя вносим в произведение искусства, вчувствуем в него те или иные чувства, которые подымаются из самой глубины нашего существа…»[9].
Уязвимость обеих теорий в том, что они объясняют эмоциональные впечатления, но не объясняют собственно эстетическую реакцию, её специфику. Отличие «художественного чувства», по Выготскому, в том, что вызываемые чувства получают разрешение. И разрешаются они с помощью усиленной деятельности фантазии, которая приводит к единству разрозненных элементов. Искусство вызывает «умные» эмоции, которые разрешаются в образах фантазии.
Эстетическая реакция всегда обладает двойственностью, одновременной направленностью к подавленности и возбуждению. Наиболее полно этот всеобщий принцип воплощается в трагедии. «Трагедия, которая возбуждает в нас сразу аффекты противоположного свойства, действует, видимо, согласно началу антитезы и посылает противоположные импульсы к противоположным группам мускулов. Она заставляет нас как бы одновременно двигаться направо и налево, одновременно поднимать и опускать тяжесть…»[10].
Выготский изучает прежде всего структуру художественного произведения и в этой структуре он всегда обнаруживает некое противоречие, т.к. разряд внешней энергии происходит в двух противоположных направлениях. Это принципиально отличает эстетическую реакцию от любых обычных эмоций. «Во всяком художественном произведении [мы можем] различать эмоции, вызываемые материалом, и эмоции, вызываемые формой»[11]. Эти эмоции направлены в противоположные стороны, но художественная реакция зрителя возникает только тогда, когда эти реакции взаиморазрешаются в одной точке. Выготский говорит «завершающая точка». Можно сказать определение: развязка конфликта. Значит, точка разрешения эмоций формы и эмоций материала удивительным образом совпадает с точкой взаиморазрешения фабулы и сюжета! (Выготский сравнивает эту точку с коротким замыканием. Действительно, в каком-то смысле, после яркого просветления – конфликт разрешен – свет гаснет).
«Вот этот процесс мы и хотели бы назвать словом катарсис»[12]. Этот процесс Выготский демонстрирует не только на примере строения трагедии, но и на примерах басни и рассказа.
Таким образом, катарсис – художественное преображение зрителя – происходит в результате развязки, т.е. точки схождения сторон конфликта, фабулы и сюжета, формы и материала. Такова теория катарсиса, сформулированная Выготским. Если эти точки не совпадают, не срабатывает закон эстетической реакции и не возникает катарсис.
Разумеется, при анализе катартического произведения необходимо максимально точно определить конфликт, фабулу и сюжет. Но особую трудность представляет выявление разнообразных элементов, вызывающих эмоции формы, и отделить их от элементов, вызывающих эмоции материала.
С учетом специфики закона эстетической реакции речь идет о материале, который вкладывается не автором произведения, а его читателем/зрителем, и который определяется формой произведения. Т.е. материал, взаимодействующий с формой, гораздо шире смысла, который вкладывает в произведение автор.
Теория катарсиса начала формироваться в 1915-16 гг., а в завершенном виде была представлена к 1925 году. Но в театрально-критических статьях 1922-23 гг. Выготский применил свой аналитический подход к разнообразным театральным явлениям того времени. Еще ранее им были написаны статьи «Театральные заметки (письмо из Москвы)» (1917) и «Театр и революция» (1918). Все эти работы воплощают театроведческий подход Выготского в оценке конкретных театральных произведений.
Неудачный пример соотношения художественной формы и возможности зрительского восприятия – Первая студия МХТ: «Это – комнатное искусство в полном смысле слова. Недаром уничтожена здесь всякая видимость театра, и зритель попадает в обыкновенные комнаты, где разобраны даже подмостки, чтобы уничтожить последний след приподнятости. Действие разыгрывается тут же на полу. Такова же и внутренняя сторона этого искусства, названного одним критиком толстовским»[13]. Среди всех современных пьес Выготский отдает предпочтение пьесе Маяковского, но… «Даже постановка «Мистерии-буфф» – увы! – не дала ничего»[14]. Выготский цитирует рецензию Н. Пунина «О «Мистерии-буфф» Вл. Маяковского» (Искусство коммуны. 1918. №2), в которой предполагается, что пьеса задает параметры нового театра, но Мейерхольд и Малевич остаются в пространствах своих прошлых театров, не расшатывают кулис и не переносят сцену в зрительный зал.
Проблему актерского существования на сцене Л. Г. Выготский поднял в 1932 году в статье «К вопросу о психологии творчества актера». Рассматривая внутреннее состояние актера во время сценической игры, Выготский обратил внимание на слабую совместимость театральных теорий и психологической науки (например, системы Станиславского и системы Т. Рибо). Он пришел к выводу, что «актерская психология» имеет свою специфику. «Это идеализированные страсти и движения души, они не натуральные, жизненные чувствования того или иного актера, они искусственны, они созданы творческой силой человека и в такой же мере должны рассматриваться в качестве искусственных созданий, как роман, соната или статуя»[15]. Мысль Выготского о том, что не только созданный актером образ, но и сами чувства актера отличаются от реальных жизненных чувств, опровергала концепцию «психологического театра». При этом Выготский одновременно и подтвердил парадокс Дидро, и усложнил проблему, исходя из открытий режиссерского театра: «Нужно выявить функцию сценической игры в данную эпоху для данного класса, основные тенденции, от которых зависит воздействие актера на зрителя, и, следовательно, определить социальную природу той театральной формы, в составе которой данные сценические переживания получают конкретное объяснение»[16]. Выясняется, что в каждой театральной системе «внутреннее оправдание» будет иным. Переживание актера определяется не житейским переживанием, а той художественной системой, в которой он существует. Конечно, в результате использования «метода Станиславского» актер добивается органичного существования на сцене. Другое дело, что возникают объективные ограничения и в смысле репертуара, и в смысле жанров, и в смысле возможностей театрального языка. Воплощение собственной личности в спектакле имеет и обратную сторону: образ ограничен возможностями личности. В то время как пафос других режиссерских систем, «непсихологической» драматургии — именно в преодолении личности, выведении актера и зрителя либо на сверхчеловеческий метафизический уровень (например, в символизме), либо на уровень коллективного бессознательного, на восприятие мифа, структуры, а не личности (сюрреализм, абсурдизм, постмодернизм).
В своих сочинениях, посвященных театру, Выготский формулирует законы художественного произведения с точки зрения зрительского восприятия и в соответствии с учением Аристотеля. Выработанные критерии Выготский применяет и в театральной критике – в оценке конкретных спектаклей и в оценке актерского искусства.
Лев Семенович Выготский — психолог, отец, человек — психологический центр, помощь психотерапевта, консультация психолога
Выготский Лев Семенович (1896- 1934)– выдающийся советский психолог, основоположник культурно-исторического подхода, получившего мировую известность. Практически, единственный оппонент великого женевского психолога Жана Пиаже. С начала 30-х годов он был вычеркнут из истории отечественной психологии.
Мне повезло. Лет 10 назад, когда я училась в аспирантуре Психологического института РАО, всякий раз спускаясь в подвал к секретарю аспирантуры, я вглядывалась в старые стены, ведь всем было известно, – здесь жил Выготский. Я представляла себе туманные картины того времени и его судьбы. Очень хорошо помню свой трепет в душе и свои грезы. А сегодня я была в доме дочери Выготского – Гиты Львовны Выгодской, и мы говорили об ее отце.
Простой разговор — часа четыре — о ее детских воспоминаниях и чувствах, но мне кажется, что в этой простоте рассказа, необыкновенно живых (в ее 78 лет) глазах, в том, как, прощаясь, она по-детски взяла меня за руку, присутствовал сам Лев Семенович. Ее папа. Таким я его почувствовала.
— 9 лет я прожила с ним в одной комнате, не в подвале Психологического Института, где Выготсий жил сразу после приглашения в Москву, а на Серпуховке. В те годы это была глухая провинция… (Смеется).
— Вам было 9 лет, когда папы не стало?
— Не просто 9 лет, а мой день рождения – был последний день, когда он работал. Уходя, он сказал мне: «Постараюсь прийти пораньше». Но на работе у него случилось очень тяжелое кровохарканье. Его привезли домой, положили на кровать, и когда я вбежала в комнату, он только прошептал губами: «Я обещал тебе прийти пораньше. И пришел». Больше он не поднялся. У него была тяжелая форма туберкулеза легких. Был пневмоторакс. Еще в 25-26-х годах его положение было настолько тяжелым, что его жизнь исчислялась месяцами. Ему систематически поддували легкие. Было очень тяжело, но это продлило ему жизнь на 8-9 лет. Он знал, что приговорен, что отпущены месяцы… А прожил еще годы.
— Поэтому он так много работал?
— Да, он так много работал, торопился закончить свои труды. У меня есть письмо отца к любимому ученику — Сахарову. Он пишет: «Я в очень трудных условиях: в палате 6 тяжело больных, койки стоят вплотную, работать очень трудно». Но в таких условиях он писал «Исторический смысл психологического кризиса».
У папы на голове…
— Расскажите, каким Вы его запомнили как папу…
— У мамы был довольно твердый характер, и я всегда была ближе с папой. Маму я бесконечно предано любила, но по духу был ближе папа. И все детство было с ним связано, несмотря на его бешеную загруженность. Мы жили в 23-метровой комнате вчетвером – мама, папа, я и сестренка. Этот дом снесли в 1971 году. И сейчас на месте дома — шахта метро «Серпуховская». Я всегда думаю, когда вижу идущих в метро людей, что они даже не подозревают, какие интересные вещи происходили на том самом месте, где они садятся в поезда…
Жили мы так: стоял письменный стол, стеллажи с книгами до потолка и наше ложе, на котором мы спали – кровать родителей, детская кровать сестренки и довольно узкий диванчик, на котором много лет спала я. Он сидел за столом спиной и работал, а у него «на голове» мы играли. Спинка стула использовалась для строительства домика куклы. С его стороны — никакого возмущения и раздражения, — это считалось вполне нормальным. У меня какие-то игрушки были, а у ребят во дворе совсем не было, и они подговаривали: «Сходи-спроси: можно ли у вас поиграть?». Вот хорошо помню, я спрашиваю у мамы, как у первой инстанции: «Ребята хотят прийти к нам поиграть…» Мама показывает – папа работает. Он тут же поворачивается, как бы ни был сосредоточен: «Можно, конечно, можно. Ко мне приходят товарищи, и было бы несправедливо, если к тебе не могли прийти. Иди, зови ребят». И на оставшихся 7-9 свободных метрах мы играли. Причем ребята, не стесняясь, в полный голос говорили. Он только поворачивался, смотрел на нас и продолжал работать.
Где-то в 31-м году из Берлина вернулась очень верный Выготскому человек — Блюма Вульфовна Зейгарник. Она вспоминала в 1984 году в день, когда отмечали 50-летие со дня его смерти, как была потрясена, когда впервые попала к нам домой. Выготский сидит, работает. Мама делает свои дела по дому. Кто-то входит, выходит, разговаривает. Дети играют. А он работает. Зейгарник не могла себе представить, что в таких условиях можно написать такие труды, какие написал Лев Семенович.
— При такой занятости, сколько же отцовского времени доставалось старшей дочери?
— Специального времени он мне уделять не мог, но я никогда не слышала от него: «Я занят» или что-то в этом роде. Естественно, мы были приучены, если у него сидел кто-то из аспирантов или сотрудников, мы с сестрой не лезли. А в положенные 8.30 вечера стелила свой диванчик и под эти разговоры засыпали. Мне тогда казалось – какой скукой они занимаются… (Смеется). Иногда со мной договаривались: «Придут друзья, ты, пожалуйста, сиди тихо. Не мешай». Они собирались и, закатив глаза, читали стихи. На греческом, на немецком и, конечно, на русском.
Иногда отец брал меня с собой, когда ходил консультировать в Институт Мозга. Сначала мне показывал все, включая знаменитую банку — мозг Ленина, а потом я ждала во внутреннем дворике, пока он освободится. Зато нам предстояла обратная дорога с разговорами.
В нашем доме творятся несправедливые вещи!
— Фразой: «Это было бы несправедливо – мне можно, а тебе нельзя», я бы описала атмосферу нашего дома. У нас жил Леня – мой двоюродный брат, на 2 года старше. Для меня он был огромным авторитетом. И мы с ним были глубоко уверены, что, то, что можно взрослым, можно и нам. Произошла такая смешная история. За несколько лет до смерти Лев Семенович начал курить. Как легочнику, ему, конечно, не нужно было это делать. А так как это доставляло ему удовольствие, то ни у кого не хватало духа запретить ему. И в один прекрасный день Леонид говорит мне: «Ты знаешь, у нас в доме творятся несправедливые вещи: вот Лев Семенович курит, а нам не дал». Я была возмущена: действительно! Мне самой это в голову не пришло. Я говорю: «Давай до вечера подождем, он придет, и будем выяснять отношения». Пришел папа. Все ужинали. Мы сидели с двух сторон от него, болтали ногами и с нетерпением ждали, когда он закончит чаепитие. В семье очень любили вечерами пить чай возле печки и разговаривать.
— В большой семье – 12 человек – был кто-то старше Льва Семеновича?
— Дедушка и бабушка.
— А кто считался главой семьи?
— Наверное, дедушка. До 31 года, когда дедушка умер. Потом все обязанности за семью и сестер папа взял на себя.
— И все-таки, старшие молчали, когда он дал вам курить…
Да, все молчали. Негласно он был любимцем в семье, но никогда этим не пользовался.
Мой талисман
— Его любили в семье, любили и уважали ученики. А как он сам к себе относился?
— Очень требовательно. Предельно скромный человек, сверхделикатный. Поэтому он в каждом готов был видеть человека, значащего больше, чем он сам. И это не было позой. Никогда. Он слушал своих учеников так, что если бы Вы вошли, то не поняли, кто учитель, а кто ученик. Отношение к людям у него было необыкновенное. У нас в институте дворник работал много лет. Однажды у меня с ним зашел разговор о Льве Семеновиче. «Он как еще от углы улицы меня выдел – он шляпу сымал, и мне кланялся». Уборщицы говорили похожие вещи. Из Ярцево, где отдыхали летом, мы забрали в Москву сына хозяев, у которых снимали квартиру, а на следующий год дочь.
— А все-таки, как к себе он относился? Любил себя?
— Он никогда о себе не думал, не заботился о себе, легко и охотно поступался своими удобствами ради окружающих. Человек по 8-10 часов в день читает лекции на одном легком… Остальное время сидит, пишет. Ночью проснешься – мама, сестренка спят. На столе горит зеленая лампа — он работает. Фактически, он относился к себе по-варварски. Он своей значимости не понимал. Вот еще такой пример. Мне надо было идти в школу. В один из дней в августе он приехал и сказал: «Тебя приняли в школу. И самое интересное, ты – Выгодская, и класс — «в». Легко запомнить». Оказывается, это был самый слабый класс: «нулевку» я не проходила, и меня записали в класс «в». Но его это нисколько не ущемляло. Настало 31 августа (тогда это был первый день учебного года). Завуч в сером халате зачитывал списки. И вдруг, читая список первого «а», зачитывает мою фамилию.
Папа говорит: «Это недоразумение. Ты записана в класс «в». Когда завуч закончил читать, Лев Семенович подошел к нему (а отец консультировал эту школу) и говорит: «Тут какая-то ошибка. Моя дочь в классе «в». Я очень хорошо помню этот разговор — папа держал меня за руку. Тот ответил: «Мы просто посчитали, что дочь Выготского может учиться в классе «а». Смущение на лице Льва Семеновича было заметным. Мне самой было неловко идти с ним в этот класс «а»…— А как он относился к Вашей маме? Каким был мужем?
— Он очень любил маму. Очень гордился ей. У меня сохранилась такая записная книжечка, в которую он вносил записи в Лондоне… И на странице дня рождения мамы он так о ней пишет… Я была так взволнована, когда прочла слова, обращенные к ней… Он очень любил, когда она с ним ходила на конференции, заседания. Мама одно время работала в Институте Дефектологии – в самом трудном, диагностическом отделении, и приводила трудных детей к нам домой, чтобы у них была передышка, когда родители их не брали. Мама работала, и папе это было приятно и интересно. Я вообще в семье не слышала ни одной ссоры, ни разу никто не повысил голос. Ни разу не помню, чтобы бабушку называли иначе, как «мамочка». Уже совсем взрослая, я узнала от мамы такую историю. У нее было серебряное колечко, доставшееся ей когда-то от матери. Когда папа уезжал, он брал его с собой. Сначала просто как материальное напоминание о маме, но постепенно это кольцо стало талисманом. Всегда, расставаясь с мамой, он брал это кольцо с собой. И в день его похорон, в крематории, мама сняла с руки кольцо и надела на палец папе.
«Давай я пойду на психологическое…»
— А как Вам было быть дочерью Выготского?
Как Вам сказать… В общем, трудно. Фамилия была одиозная, хоть и отличалась одной буквой. Отец изменил «д» на «т». Его родственникам этого сделать не разрешили. Многие не знали точно, кто такой Выготский, «он ли украл, у него ли украли», – с чем-то таким он был связан. (Смеется). Я училась во времена «махровые». Страшные. Проректор по кадрам в МГУ, до сих пор помню его фамилию — Почекутов, был страшный человек. Что он делал со мной на распределении! Вы не представляете себе. «Она из Гомеля. Не была ли в оккупации? Нет. А не было ли родственников в оккупации? Нет. А нет ли родственников за границей…» Самое худшее распределение дали мне. И даже после распределения 3 месяца меня не брали на работу. Я уже с грудным ребенком была готова работать кем угодно. Александр Романович Лурия помог, и меня взяли лаборантом.
— А у Вас была внутренняя альтернатива – в психологию идти или куда-то еще?
Я хотела стать историком (меня интересовала древняя история). А мама узнала, что есть отделение психологии. Ей ужасно этого хотелось! Знаете, я считаю, она это заслужила: одна, без высшего образования «тянула» двух детей. Какой ценой, каким трудом… И я решила, что читать книги по истории я могу и сама, в конце концов, и сказала маме: «Давай я пойду на психологическое…»
— Вы не пожалели потом?
— Много сложностей, конечно, было. Заведовал отделением психологии Рубинштейн, а он, по словам его ученика Ярошевского, запрещал произносить даже имя Выготского. Даже когда училась моя дочь на психфаке, она старалась не афишировать, что она — внучка Выготского.
Гита Львовна сказала, что отец был предельно скромным человеком. По-моему, и они – его потомки (кстати, почти все психологи) — похожи на него в этом. Ум, достоинство и простота. Как редко встречается мне в людях такое сочетание…
Как Выготский пришел в психологию? При выборе специальности после окончания гимназии Лев поддался уговорам родителей, которым казалось, что медицинское образование сможет обеспечить сыну в будущем интересную работу и средства к существованию. Но, проучившись около месяца на медицинском факультете Московского Императорского университета, он переводится на юридический факультет (это давало право впоследствии стать адвокатом и жить вне «черты оседлости»). Однако интерес к философии и литературе, проявившийся еще с детства, был так высок, что Лев Семенович одновременно (в 1914г. ) поступил на академическое отделение историко-философского факультета народного университета им. Шанявского. Психологию и педагогику в этом негосударственном университете преподавал оригинальный мыслитель и известный русский психолог П.П.Блонский. Он и увлек Выготского своими идеями …
Лев Выготский (биография психолога) | Практическая психология
Лев Семенович Выготский был еврейско-русским психологом, разработавшим культурно-историческую теорию (также известную как социокультурная теория или теория социального развития). Он считал, что сообщество, культура и социальное взаимодействие играют ключевую роль в том, как дети думают и учатся. Выготский также придерживался мнения, что обучение может отличаться от одной культуры к другой. Однако многие из его теорий неполны, поскольку он умер, когда ему было всего 37 лет.
Детство Льва Выготского
Образование Выготского
Культурно-историческая теория развития
Более знающее другое (MKO)
Зона ближайшего развития (ЗБР)
Приложения культурно-исторической теории Выготского
Книги, награды и достижения
Личная жизнь Выготского
Детство Льва Выготского
Лев Выготский родился 17 ноября 1896 года в Орше, Беларусь. Он был вторым ребенком в семье из восьми детей. Его отец, Симха Выгодский, работал банкиром и был известен суровым характером. Его мать, Сесилия Моисеевна, была дипломированным учителем, посвятила себя семье и обучала детей дома.
Во времена рождения Выготского Беларусь считалась частью Российской империи. Когда ему был годик, его семья переехала из Орши в соседний город Гомель. Выготский вырос в нерелигиозной еврейской семье среднего достатка. Его первоначальная фамилия часто переводится как «Выгодский» или «Выгодская».
Родители Выготского свободно говорили на нескольких языках и очень хотели дать ему хорошее образование. Его отец был очень успешным в банковском деле и послужил образцом для подражания Выготскому. Симха Выгодский часто читал философию и со временем познакомил Льва с произведениями Канта и Гегеля. Мать Выготского, Сесилия, познакомила его с немецким языком, поэзией, литературой и драмой.
Симха принимала активное участие в культурной жизни Гомеля. Он и его жена также основали местную публичную библиотеку. Собранная ими коллекция книг положительно сказалась на их большой семье. Это помогло удовлетворить невероятную любовь их детей к чтению.
Сесилия научила Льва заботиться о его младших братьях и сестрах. Она также позаботилась о том, чтобы все молодые люди участвовали в домашних делах. По вечерам Симха и Сесилия проводили культурные мероприятия в своей столовой и создавали интеллектуально стимулирующую среду для своих детей. В семье часто обсуждались темы, связанные с литературой, историей, искусством и театром.
Образование Выготского
До четырнадцати лет Выготский обучался на дому. Помимо обучения у своих родителей, у него также был частный репетитор по имени Соломон Ашпиз, который обучал его математике. В 1911 лет он поступил в частную еврейскую гимназию, где после завершения курсовой работы получил золотую медаль. Эта награда предоставила ему возможность поступить в университет в России.
В 1913 г. Выготский был выбран для участия в трехпроцентной еврейской квоте, разрешенной для университетов Санкт-Петербурга и Москвы. Он хотел выучиться на учителя. Однако до революции учителей-евреев в государственные школы России не принимали. Чтобы успокоить родителей, он в конце концов подал документы в медицинский институт Московского университета.
Высшее образование
Хотя Выготский начал свое высшее образование с изучения медицины, его страсть к гуманитарным и социальным наукам вскоре взяла верх. Он перешел на юридический факультет Московского университета до окончания первого семестра. Изучая юриспруденцию, он начал посещать занятия в Народном университете Шанявского. Хотя это еврейское учреждение не присуждало официальных степеней, оно дало ему возможность изучать лингвистику, еврейскую культуру, философию, психологию и литературу.
Выготский получил степень магистра права в 1917 году. Однако его формальное обучение в Московском университете было прервано восстанием большевиков в Москве, которое началось в октябре 1917 года. К моменту окончания школы Выготский свободно владел немецким и французским языками и мог читать на иврите, латыни, греческом и английском языках. В 1917 году он вернулся в Гомель, чтобы преподавать, а также продолжить чтение по психологии и педагогике. Однако вскоре гражданская война и голод затронули его родной город.
Выготский семь лет проработал школьным учителем в Гомеле. Работая заведующим лабораторией психологии в Институте подготовки учителей, он также собирал информацию, необходимую для своей докторской диссертации. В 1924 году он участвовал во Втором Всероссийском психоневрологическом съезде в Петрограде (позже переименованном в Ленинград). На съезде он представил доклад «Методология рефлексологических и психологических исследований».
Юношеский возраст Выготского и смелый выбор темы произвели впечатление на нескольких влиятельных лиц съезда. Позже его пригласили стать научным сотрудником Института экспериментальной психологии в Москве. В 19В 25 лет он получил докторскую степень, защитив диссертацию на тему «Психология искусства». Выготский провел десять лет, проводя исследования в институте.
Культурно-историческая теория развития
Выготский верил в динамичные отношения между человеком и обществом. Он думал, что общество может влиять на людей, а люди могут влиять на общество. Выготский утверждал, что это взаимодействие позволяет детям медленно и непрерывно учиться у более опытных людей, таких как их родители или учителя. Однако, поскольку разные люди живут в разных культурах, он считал, что процесс обучения может варьироваться от одной культуры к другой.
Согласно Выготскому, дети рождаются с основными психическими функциями, необходимыми им для интеллектуального роста. Эти основные функции включают внимание, ощущение, восприятие и память. Он думал, что младенцы от природы любопытны и активно участвуют в собственном обучении. Он также считал, что культура и язык сильно влияют на то, как думают маленькие дети и о чем они думают.
Выготский и память
Чтобы лучше понять, как культура может влиять на когнитивное развитие ребенка, вам может помочь рассмотрение концепции человеческой памяти. Память — это основная психическая функция, с которой рождается типичный младенец. На самом базовом уровне память в первую очередь зависит от биологических факторов, таких как употребление здоровой пищи и здоровый мозг. Однако добавление культуры может расширить эту естественную способность.
На протяжении всей истории человечества многие дети использовали вспомогательные средства для улучшения памяти и обучения. Они могут носить камешки, завязывать узлы на веревке, делать заметки на листе бумаги, устно повторять факты или использовать другую стратегию. Каждая из этих стратегий предлагает когнитивные преимущества для детей. Однако конкретная стратегия памяти, которую использует ребенок, во многом определяется культурой, в которой он вырос.
Развитие речи у детей
Выготский также считал, что дети учатся языку в процессе социального взаимодействия. Он рассматривал язык как жизненно важный инструмент для общения с внешним миром. Выготский предположил, что язык играет две важные функции в когнитивном росте:
- Помогает взрослым передавать информацию детям
- Помогает детям развиваться интеллектуально
- В ходе своего исследования Выготский выделил три различные формы языка:
- Социальная речь. Эта форма языка начинается примерно в 2-летнем возрасте и используется для общения с другими людьми.
- Частная речь. Эта форма языка начинается примерно в возрасте 3 лет и включает в себя слышимую речь, обращенную к себе. Он используется для улучшения саморегуляции и стимулирования интеллектуального роста. Ребенок учится работать с собой так же, как он работал бы со взрослым репетитором.
- Внутренняя речь. Эта форма языка начинается примерно в 7 лет и возникает, когда личная речь становится полностью интернализованной.
По Выготскому, при рождении ребенка речь и мыслительная способность являются отдельными процессами. Он считал, что эти два процесса начинают сливаться, когда ребенку около трех лет. Он также утверждал, что слияние языка и мышления в конечном итоге приводит к развитию внутренней речи. Для Выготского интериоризация языка необходима для дальнейшего когнитивного развития в более позднем возрасте.
Хотя Выготский считал, что дети любопытны по своей природе, он ясно осознавал, что взрослые играют решающую роль в максимальном обучении. Дети могут подражать действиям окружающих их взрослых, получать указания от родителей или работать вместе со старшими учителями, чтобы улучшить свою успеваемость. Два ключевых принципа, которые лежат в основе теории Выготского о когнитивном росте, — это «Более знающий другой (МКО)» и «Зона ближайшего развития (ЗБР)». Оба принципа объясняются ниже.
More Knowledgeable Other (MKO)
Выготский утверждал, что дети лучше всего учатся, когда они общаются с более знающим другим (MKO). Он определил более знающего другого как человека, который понимает тему или задачу лучше, чем ученик. MKO может предоставить ребенку демонстрации или устные инструкции. Затем ребенок пытается понять информацию, внутренне обработать ее и использовать для управления своей будущей деятельностью.
Во многих случаях более знающий другой старше и опытнее обучаемого. Однако бывают ситуации, когда MKO может быть моложе обучаемого. Например, подросток может лучше пожилого человека разбираться в той или иной видеоигре или управлять новым электронным устройством. MKO и ученик также могут быть одного возраста, что обычно происходит, когда дети учатся у своих сверстников.
Более осведомленный другой тоже может не быть человеком. Просто подумайте о книге, компьютере или другом устройстве, запрограммированном на большее количество информации по конкретному предмету, чем есть у учащегося в данный момент. Учащийся может взаимодействовать с устройством и получать ценные инструкции или пояснения. Пока обучение проводится в зоне ближайшего развития (ЗБР), учащийся может получить дополнительные знания или навыки.
Зона ближайшего развития (ЗБР)
Выготский определяет зону ближайшего развития (ЗБР) как «расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения задач, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстники». Проще говоря, ZPD — это разрыв между тем, что учащийся знает прямо сейчас, и тем, что он или она мог бы знать, если бы ему помогал более знающий другой (MKO). Работая с MKO, учащийся может приобрести навыки, необходимые для доступа к знаниям, которые в настоящее время недоступны.
Во времена Выготского существовало три популярных взгляда на взаимосвязь между когнитивным развитием ребенка и обучением:
- Когнитивное развитие должно произойти, прежде чем ребенок сможет учиться
- Обучение и когнитивное развитие неразделимы и всегда происходят одновременно
- Когнитивное развитие и обучение разделены, но интерактивны
Выготский не согласился со всеми тремя предположениями. По его мнению, обучение всегда должно происходить до когнитивного развития. Выготский считал, что с помощью опытного наставника ребенок может освоить навыки, которые выходят далеко за рамки его фактического уровня развития.
Подмостки
Эта концепция использования репетитора для улучшения обучения называется подмостками. Подобно тому, как буквально строительные леса поддерживают строителей и помогают им достичь новых высот, леса Выготского помогают учащимся постепенно достигать новых интеллектуальных высот в рамках их ZPD, до которых трудно добраться самостоятельно.
Выготский рассматривал зону ближайшего развития как область, в которой должны быть даны наиболее важные ориентиры для помощи детям в развитии высших психических функций. Если задание слишком легкое (то есть ниже нижней границы ЗБР), значит, ребенку не помогают расти интеллектуально. Если задание слишком сложное (то есть выше верхней границы ЗБР), ребенок не сможет выполнить задание и может впасть в уныние. Исследования показывают, что дети лучше учатся, когда их поощряют решать сложные задачи, которые все еще находятся в зоне их ближайшего развития.
Применение культурно-исторической теории Выготского
Теории Выготского принесли ряд преимуществ в классе. Например, учителям предлагается определить зону ближайшего развития для каждого ученика, чтобы они могли ставить задачи, способствующие умственному развитию. Когда вводится новая тема, некоторые учителя предпочитают провести короткое обсуждение или короткую викторину, прежде чем погрузиться в материал. Эта стратегия помогает учителям найти базовые знания каждого учащегося, чтобы они могли адаптировать курсовую работу для достижения наилучших результатов.
Учителя также могут с успехом использовать концепцию строительных лесов. Вместо того, чтобы пассивно сидеть за своими партами, учителя могут способствовать интеллектуальному развитию, ходить по классу и направлять своих учеников во время работы. Этот принцип можно также применять при распределении групповой работы. Обеспечив, чтобы каждая группа состояла из учащихся с разным уровнем интеллектуальных способностей, более сильные учащиеся могут помочь более слабым учащимся достичь более высокого уровня в пределах их собственной ZPD.
Критика и ограничения культурно-исторической теории Выготского
Ранняя смерть Выготского означала, что у него не было возможности завершить многие из своих теорий. Кроме того, он не представил никаких конкретных гипотез для проверки. Это затрудняет опровержение какой-либо из его теорий. Кроме того, многие работы Выготского доступны только на русском языке, поэтому они не получили такого же уровня академической проверки, как работы других выдающихся психологов.
Самая большая критика работы Выготского, возможно, связана с его предположением, что его теории применимы ко всем культурам. Некоторые критики отмечают, что концепция строительных лесов очень зависит от вербального общения, поэтому она может быть неэффективна для всех типов обучения во всех культурах.
Книги, награды и достижения
На протяжении всей своей профессиональной карьеры Выготский был очень активным исследователем и писателем. Его основные интересы включали развитие детей, образование, языковое развитие и познание. Он написал много статей и эссе и сделал обширные заметки о результатах своих исследований. Однако он умер от туберкулеза, не успев опубликовать свою первую книгу.
Примерно через шесть месяцев после его смерти близкие друзья и соратники Выготского взялись за составление, редактирование и публикацию его заметок. Его первая книга «Мышление и речь» (в переводе на английский язык «Мышление и речь») вышла в свет 19 декабря.34. Английский перевод был выпущен в 1962 году. В книге подчеркивается мнение Выготского о том, что устный язык, внутренняя речь и способность мыслить тесно связаны.
С 1934 года был опубликован ряд книг, в которых упоминаются работы Выготского и упоминаются его посмертные имена. Вот некоторые из этих книг:
- Психология искусства (1971)
- Разум в обществе: развитие высших психологических процессов (1980)
- Читатель Выготского (1994)
- Собрание сочинений Л.С. Выготский (2011)
- Главное Выготский (2013)
Личная жизнь Выготского
В начале 1920-х годов Выготский неофициально изменил свое еврейское имя при рождении «Лев Симхович Выгодский» на «Лев Семенович Выготский». В 1924 г. он женился на Розе Смеховой и имел двух дочерей (одна родилась в 1925 г., другая – в 1930 г.). Родственники Выготского и его дочери сохранили свою первоначальную фамилию «Выгодские». В английских текстах фамилия Льва часто пишется как «Выготский».
Профессиональная карьера Выготского длилась всего десять лет. За это время ему пришлось переболеть несколькими приступами туберкулеза. Первый приступ произошел в 1920 году, когда ему было 23 года. В его семье была история туберкулеза, поэтому он очень беспокоился о смерти. Выготский отдал свои исследования и литературные труды своему наставнику Юлию Айхенвальду на случай, если тот умрет от болезни.
Выготский часто сотрудничал с коллегами-психологами Александром Лурией и Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Со временем они разработали подход к психологии, основанный на марксизме, который подчеркнул, насколько важно социальное взаимодействие для человеческого развития.
11 июня 1934 года Лев Выготский скончался от туберкулеза. Ему было 37 лет. В последние дни своей жизни он был занят диктовкой заключительной главы своей книги «Мышление и речь». Последняя запись в его личной записной книжке создает впечатление, что Выготский хотел бы внести больший вклад в область психологии. Он заявил: «Это последнее, что я сделал в психологии, и я хотел бы, чтобы Моисей умер на вершине, увидев землю обетованную, но не ступив на нее ногой. Прощайте, дорогие создания. Остальное — тишина».
Наследие
Хотя Выготский жил и работал в ту же эпоху, что и Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Б. Ф. Скиннер и Иван Павлов, он не получил такого же признания, как при жизни. Это связано с тем, что большая часть работ Выготского была запрещена, когда он был еще жив. Коммунистическая партия считала идеи Выготского угрозой сталинизму. Политическая оппозиция, с которой он столкнулся, а также его ранняя смерть способствовали его непризнанию в 1930-х годах.
Хотя творчество Выготского было запрещено в России, его популярность возросла вскоре после его смерти. Сразу после смерти он был публично признан одним из видных психологов страны. Когда Иосиф Сталин умер в 1953 года запрет на творчество Выготского был снят. Это позволило сделать труды Выготского более доступными для других российских психологов. К 1970-м годам работа Выготского оказала большое влияние на исследователей во всем мире.
Сегодня Выготский считается одним из самых уважаемых психологов из когда-либо живших. Его работы продолжают оказывать влияние на области психологии развития и педагогики, несмотря на то, что некоторые ученые считают, что его работы имели многочисленные искажения или неправильные переводы. Возможно, больше пользы можно получить, изучая точные переводы его сочинений или даже его оригинальные заметки. Выготского иногда называют «Моцартом психологии» за множество блестящих теорий, которые он разработал за короткий период времени.
[статья-ссылка]
Лев Выготский: теория, влияние и вклад
Лев Выготский — один из самых известных авторов психологии, несмотря на то, что ему было всего 37 лет, когда он умер. Что он успел сделать перед смертью?
- Кем был Лев Выготский?
- Что такое социокультурная теория Льва Выготского?
- Что такое зона ближайшего развития Льва Выготского?
- Что является примером теорий Льва Выготского?
Лев Выготский был советским психологом, наиболее известным своим вкладом в развитие области социокультурного развития. Он родился в 1896 году и умер в 1934 году от туберкулеза, а это означает, что все его монументальные вклады в психологию произошли за короткое время! Кто знает, что еще он развил бы, если бы прожил дольше.
Выготский был евреем, и когда он был ребенком, его случайным образом выбрали для поступления в российский университет, который должен был принимать студентов-евреев для выполнения своей 3-процентной квоты. Там Выготский познакомился с широким спектром социальных, гуманитарных наук и искусства (и даже поступил на юридический факультет). Однако Выготский так и не получил степень из-за большевистского восстания в России. Вы можете себе представить, чтобы стать известным психологом во время полного политического переворота и революции?
Лев Выготский. Общины Википедии.
Выготский в конце концов опубликовал свою диссертацию после большевистского восстания и продолжил свое академическое путешествие. Хотя он в основном сосредоточился на развитии детей, он все же работал над более широкими аспектами психологии. К сожалению, из-за его безвременной смерти многие из его теорий так и не были полностью разработаны, что задержало большинство его будущих дополнений в области психологии.
Теория когнитивного развития Льва ВыготскогоЛев Выготский наиболее известен своей теорией когнитивного развития.
Когнитивное развитие — это развитие способности детей формировать мысли, решать проблемы и исследовать окружающую среду.
Память, мышление и развитие речи — все это части когнитивного развития. Как вы можете предположить, в детстве дети проходят много стадий когнитивного развития.
Выготский, Пиаже и когнитивное развитиеТрудно не рассказать о Выготском и его вкладе в развитие детей и не рассказать о Жане Пиаже . Пиаже опубликовал свою теорию детского развития до того, как Выготский заинтересовался этой областью. Теория Пиаже сосредоточена на четырех различных стадиях, которые дети должны пройти в своем развитии. Он выделил ключевые качества, которые необходимо развивать на каждом этапе. Выготский был знаком с теорией Пиаже, но, хотя он сначала принял ее, в конце концов не согласился со стадиями и опубликовал свои взгляды на развитие детства. Интересно, что хотя Пиаже и Выготский были живы в одно и то же время, и Выготский знал о теории Пиаже, Пиаже даже не читал убеждений Выготского до тех пор, пока Выготский уже не умер.
Интересно, что Пиаже был не единственным, кто посмертно познакомился с работами Выготского. Несмотря на то, что Выготский умер в 1934 году, популярность он приобрел только в 1970-х и 1980-х годах. В то время люди не были в восторге от теории Пиаже и искали лучшее объяснение детского развития. Несмотря на то, что Пиаже и Выготский создали свои теории примерно в одно и то же время, люди часто считают, что теории Выготского появились после Пиаже, поскольку они стали общепринятыми спустя десятилетия. В то время как большинство других заслуживающих внимания психологов прославились еще при жизни, Выготский умер за сорок лет до того, как общество сочло его труд достойным прочтения.
Социокультурная теория Льва ВыготскогоПрежде чем мы углубимся в конкретный вклад Выготского, давайте сначала разберемся в основной области психологии, в которую он внес свой вклад.
Социокультурная теория в первую очередь фокусируется на том, как общество, семейные отношения и отношения со сверстниками, а также культура влияют на людей и их поведение.
Если вы погуглите «социокультурная теория», вы увидите только имя Выготского. Выготский должен быть синонимом социокультурной теории. Хотя Выготский внес свой вклад в различные аспекты психологии, это был его самый влиятельный вклад.
Социокультурная теория может объяснить множество разных вещей. Поскольку социокультурная теория фокусируется на влиянии семейных отношений, люди могут использовать эту теорию для объяснения расизма среди поколений одной семьи. Выготский сказал бы, что если ваши родители расисты, вы, вероятно, тоже будете расистом, поскольку семья сильно влияет на человека.
Думайте о социокультурной теории как о теории, которая фокусируется на том, как наше окружение влияет на нас. Несмотря на то, что социокультурная теория в основном вращается вокруг общества, семьи и отношений со сверстниками, а также культуры, она все же может включать другие факторы окружающей среды, такие как язык, религия и социальный класс.
Зона ближайшего развития Льва ВыготскогоВ рамках социокультурной теории Выготский разработал зону ближайшего развития.
Зона ближайшего развития — это зона, где дети могут усвоить сложную информацию с помощью взрослого.
Выготский считал, что обучение имеет три различных уровня способности к обучению. Первый уровень – это то, что человек может сделать сам. Этот уровень будет включать информацию, которую ребенок уже знает, или новую, простую информацию, которую ребенок может легко понять. Следующий уровень — это то, что кто-то может сделать с помощью. Этот уровень будет представлять собой информацию, которую ребенок не сможет понять самостоятельно, но если, используя ярлык Выготского, более осведомленный другой поможет объяснить, он сможет ее усвоить. Этим более осведомленным может быть родитель, учитель или другой пожилой человек, который знает и может объяснить больше информации. Последний уровень обучения включает в себя материал, который слишком сложен для изучения, независимо от помощи или руководства взрослых. Несмотря ни на что, ребенок не воспримет эту новую информацию.
Как нетрудно догадаться, этот средний уровень обучения и есть то, что Выготский считал зоной ближайшего развития. В этой зоне дети могут усвоить новую, более сложную информацию, которую они не смогли бы получить без посторонней помощи. Отличительным аспектом, который делает возможной зону ближайшего развития, является роль «более осведомленного другого». Выготский придавал этой роли большое значение, чего не придавали многие его современники. Эта фигура может помочь ребенку расширить свои знания и вырасти до определенной степени, а не позволять ребенку развиваться без посторонней помощи.
Обучение в зоне ближайшего развития. Pixabay. com.
Для достижения максимального выхода из зоны ближайшего развития Выготский выдвинул второй важный аспект своего исследования – строительные леса. Создание лесов происходит, когда учитель специализируется и корректирует свое обучение в соответствии с потребностями ученика. Все учатся по-разному и имеют разные потребности, поэтому строительные леса помогают удовлетворить индивидуальные потребности ребенка. В дополнение к адаптации потребностей каждого ребенка, при построении лесов учителя будут начинать с большой помощи, а затем набирать ее до тех пор, пока ребенок не поймет концепцию и больше не будет нуждаться в помощи. Наряду с ролью более знающего другого Выготский также считал, что культура играет решающую роль в том, как ребенок учится и развивается.
В данном случае «учитель» может означать школьного учителя или кого-либо более знающего.
Влияние Льва Выготского на развитие ребенкаНесмотря на то, что на протяжении десятилетий теория Выготского противопоставлялась теории Пиаже, теории Выготского стали очень заслуживающей доверия теорией детского развития. Он показал важность общества, семьи и культуры для развития детей и то, насколько важным может быть обучение. Его зона ближайшего развития помогла людям понять, сколько потенциальных детей может родиться при помощи взрослого. Кроме того, его строительные леса подчеркивали решающую роль, которую учителя играют в росте и образовании детей.
Лев Выготский Применение в реальной жизниПоскольку Выготский теоретизировал о широком диапазоне подтем когнитивного развития, существует множество вариантов практического применения его работы. Один пример происходит в школе. Вам когда-нибудь было трудно что-то понять на уроке? Если вы это сделали, надеюсь, вы пошли в класс своего учителя позже, чтобы получить индивидуальную помощь. Когда вы были там, учитель мог разбить новую концепцию на более мелкие компоненты, адаптируя свои инструкции к вашему уровню понимания. Затем вы могли лучше понять информацию, когда учитель преподавал ее.
Это реальное приложение — пример строительных лесов и зоны ближайшего развития! Учитель использовал строительные леса, когда они изменили свое преподавание, чтобы приспособить ваши конкретные потребности.