Выготский высшие психические функции выготский: ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ • Большая российская энциклопедия

4. Теория высших психических функций (л.С. Выготский)

Высшие психические функции– сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Выготского, психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится, прежде всего, речь.

Знак– основа символического моделирования явлений объективного мира, которая заключается в подстановке одного предмета или явления вместо другого, которая служит цели облегчения моделирования тех или иных отношений исходного предмета.

Вырабатывается в совместной деятельности, в силу этого имеет конвенциональный характер. Существует в абстрактной, независимой от материального носителя, форме. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного опыта. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

Знаковое опосредствование – основной теоретический конструкт культурно-исторической теории Л.С. Выготского, как способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В теории Л.С. Выготского все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные.

Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Генезис высших психических функций осуществляется следующим образом. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихический процесс, и лишь затем – как внутренний, интрапсихический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Формирование произвольных движений, как передача управления при построении движений сознательному контролю, происходит следующим образом. По мнению И.М. Сеченова, непроизвольные движения регулируются на основании обратной связи проприорецептивными ощущениями, дающими информацию об особенностях выполняемых движений, и экстерорецептивными ощущениями, позволяющими анализировать признаки конкретной ситуации, в которой происходит реализация движения. Возможность сознательного контроля над реализацией движения возникает лишь в связи с возникновением общественно–трудовой деятельности и языка. В соответствии с этим управление человеческими движениями может осуществляться на основе различных словесных инструкций и самоинструкций. В онтогенезе, по мнению Л.С. Выготского, произвольная регуляция носит распределенный характер: взрослый задает словесную инструкцию, в которой определена отрефлексированная цель движения, а ребенок ее выполняет. В дальнейшем у ребенка возникает возможность саморегуляции движения при помощи собственной речи, сначала внешней, потом внутренней.

«Мышление и речь» (1934) – главная книга Выготского. В ней он, опираясь на обширный экспериментальный материал, проследил развитие понятия у детей.

Дальнейшая разработка теории деятельности связана с именами таких ученых, как А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, с позиции деятельностного подхода психология – это наука о законах порождения, функционирования и строения психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека. В этом определении деятельность принимается как исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как производная от нее и одновременно как ее неотъемлемая сторона. Тем самым утверждается, что психика не может рассматриваться вне деятельности, равно как и деятельность без психики.

Главным в теории деятельности является то, что она придерживается точки зрения о решающей роли труда и деятельности в происхождении познания и развития психики человека.

Психологическая теория деятельности раскрывает роль деятельности в проявлении психических феноменов человека, в т.ч. и сознания.

В настоящее время большинство научных работ и исследований отечественных психологов строится на принципах деятельностного подхода. В них изучаются психические аспекты деятельности людей или закономерности деятельности с учетом психологических особенностей людей. Результаты этих исследований подтвердили целесообразность развития теории деятельности и использования методологии деятельностного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней.-М.: Владос, 2004.-430с.

  2. Личность в ХХ столетии.-М.: Наука, 1979.-211с.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология.-СПб.: Питер, 2006.-583с.

  4. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. — М.: Академия, 1997.-416с.

Происхождение и развитие высших психических функций

10.06.2012

Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л. С. Выготским (1896—1934) принципиальные идеи и система основных понятий. В 1920—1930-х гг. им были разработаны основы культурно — исторической теории развития психики. Хотя Выготский не успел создать завершенной теории, но общее понимание психического развития в детстве, содержащееся в трудах ученого, позже было существенно развито, конкретизировано и уточнено в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и других представителей школы Выготского. Основные положения культурно-исторического подхода изложены в работах Выготского: «Проблема культурного развития ребенка» (1928), «Инструментальный метод в психологии» (1930), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930), «История развития высших психических функций» (1930—1931), в наиболее известной книге ученого «Мышление и речь» (1933 —1934) и в ряде других.

Анализируя причины кризиса психологии как науки в первые десятилетия XX в., Л.С. Выготский обнаружил, что во всех современных ему концепциях развития психики реализован подход, который он назвал «биологизаторским» или «натуралистическим».

Биологизаторская трактовка отождествляет, ставит в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка. Характеризуя традиционную точку зрения на психическое развитие (принадлежащую ассоциативной и бихевиористской психологии), Выготский выделяет три основных положения:

  • изучение высших психических функций со стороны составляющих их натуральных процессов;
  • сведение высших и сложных процессов к элементарным;
  • игнорирование специфических особенностей и закономерностей культурного развития поведения.

Он называл подобный подход к исследованию высших психических процессов «атомистическим», указывая на его принципиальную неадекватность. Критикуя традиционный подход, Выготский писал о том, что «детской психологии чуждо само понятие развития высших психических функций», что она «ограничивает понятие психического развития ребенка одним биологическим развитием элементарных функций, протекающим в прямой зависимости от созревания мозга как функции органического созревания ребенка».

Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развития высших психических функций человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм этого влияния.

Выготский выделял низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития) и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций — элементарных и высших. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, т.е.

натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями (ВПФ) люди могут сознательно управлять. Выготский пришел к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ. Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Брошенный человеком жребий представляет, по Выготскому, средство, с помощью которого человек преобразует и разрешает данную ситуацию. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак. Знаки (или стимулы-средства) — это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. В отличие от стимула средства, который может быть изобретен самим человеком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Универсальным знаком является слово.
Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности. Интериоризация — фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе высших психических функций. Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Например, если говорить о произвольном внимании как высшей психической функции, то последовательность этапов его формирования такова: сначала взрослый в общении привлекает и направляет внимание ребенка; постепенно сам ребенок усваивает указательный жест и слово — происходит вращивание, интериоризация способов организации чужого и собственного внимания. Также и речь: первоначально выступая внешним средством общения между людьми, она проходит промежуточную стадию (эгоцентрической речи), начинает выполнять интеллектуальную функцию, и постепенно становится внутренней, интериоризированной психической функцией. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания.

Проблемы интериоризации в те же годы разрабатывались французской социологической школой. К изначально существующему и изначально асоциальному индивидуальному сознанию извне прививаются некоторые формы общественного сознания (Э. Дюркгейм) или в него вносятся элементы внешней социальной деятельности, социального сотрудничества (П. Жанэ) — таково представление французской психологической школы. Для Выготского сознание складывается только в процессе интериоризации — никакого изначально асоциального сознания ни филогенетически, ни онтогенетически нет. В процессе интериоризации формируется человеческое сознание, возникают такие собственно человеческие психические процессы, как логическое мышление, воля, речь. Интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.

В общее понятие «развитие высших психических функций» Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:

  • процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления,
  • процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.).

Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.

Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития и в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс. Как подчеркивал A.M. Матюшкин, для Выготского «главная проблема и предмет исследования в том, чтобы понять «сплетение» двух типов процессов, проследить их конкретное своеобразие на каждой ступени развития, раскрыть возрастную и индивидуально — типологическую картину развития на каждом из этапов и по отношению к каждой высшей психической функции. Трудность для Выготского состоит не в том, чтобы проследить и понять отдельный процесс культурного развития, но в том, чтобы понять его особенности в сложном сплетении процессов».

Ключевые слова: Психика, Развитие, Выготский

Источник: Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Материалы по теме

Закон развития высших психических функций

Смирнова Е.О., Детская психология

Нарушения психического развития

Ги Палмад, Психотерапия

Специфика психического развития ребенка

Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт,…

Классификации задержки психического развития

Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-…

Чем определяется психическое развитие человека?

Марцинковская Т.Д., Психология развития

Этапы развития психики в филогенезе

Карпов А.В., Общая психология

Внимание у детей с задержкой психического развития

Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-…

Стадиальность и непрерывность психического развития

Марцинковская Т.Д., Психология развития

Теория когнитивного развития в социальных отношениях Выготского

Помощь детям в нужном количестве и в нужное время может быть непростой задачей. Родителям полезно знать, когда и как мы должны поддерживать детей в их развитии.

Теория социального развития Выготского
Теория утверждает, что сообщество и язык играют центральную роль в обучении. В то время как Жан Пиаже пришел к выводу, что когнитивное развитие детей происходит поэтапно, Выготский отверг его идеи и считал, что дети развиваются независимо от определенных стадий в результате социальных взаимодействий. Выготский утверждал, что мы рождаемся с четырьмя «элементарными психическими функциями»: вниманием, ощущением, восприятием и памятью. Именно наша социальная и культурная среда позволяет нам использовать эти элементарные навыки для развития и обретения в конечном итоге «высших психических функций».

Зона ближайшего развития
Это развитие в идеале происходит в «Зоне ближайшего развития». Во-первых, есть то, что мы можем сделать сами. Затем идет зона ближайшего развития, которая представляет собой то, что мы можем сделать с помощью взрослого, друга, технологии или того, что Выготский называл более знающим другим. Наконец, есть то, что находится за пределами нашей досягаемости.

Чтобы проиллюстрировать это, давайте подумаем о близнецах, выросших в сообществе, в котором мальчики должны учиться и добиваться успеха, а девочки должны быть только красивыми. В возрасте 10 месяцев оба обладают способностью ползать и находятся в зоне ближайшего развития для обучения стоянию на ногах. Более Знающий Другой, в данном случае отец, предоставляет мальчику возможность потренироваться в игровой комнате, которую он оборудовал лесами и другими предметами. Мальчику предлагается изучить оборудование, и в конце концов он использует его, чтобы подтянуться. Через несколько часов он курсирует вдоль построек. И через несколько дней он уже стоит на ногах. Девушка также может стоять, но не получает никакой поддержки в обучении навыку.

Когда мы сравним их, мы увидим, что пока девочка все еще пытается встать, мальчик переместился в новую зону. Он умеет балансировать стоя и теперь может научиться ходить. Оба со временем научатся ходить, но, по словам Выготского, мальчик будет более умелым. Те же принципы применимы ко всему обучению и развитию высших когнитивных функций. И только те, кто учится с помощью способного наставника, могут полностью раскрыть потенциал своих способностей. Выготский, таким образом, считал, что внутри зоны ближайшего развития обучение может предшествовать развитию, а это означает, что ребенок способен усвоить навыки, выходящие за пределы его естественной зрелости.

Интериоризация
Он также установил явную связь между речью и мыслительными понятиями, утверждая, что внутренняя речь развивается из внешней речи через постепенный процесс «интернализации». Это значит, что сама мысль развивается в результате разговора. Поэтому младшие дети, не закончившие этот процесс, могут только «думать вслух». Как только процесс завершен, внутренняя речь и разговорный язык становятся независимыми.

Фон
Лев Выготский умер от туберкулеза в 1934 году в возрасте 37 лет. Несмотря на свой юный возраст, он стал одним из самых влиятельных психологов 20 века. Он оставил педагогам следующий совет: «Дав учащимся практику в общении с другими, мы даем им рамки для самостоятельного мышления».

Источники:
  • Sprouts
  • Социокультурная теория Льва Выготского, простая психология
  • Теория когнитивного развития Выготского

Видеообучение Выготского – Социальные науки – Sprouts of Cognitive Development In Social Relationships

Теория социального развития Выготского утверждает, что сообщество и язык играют центральную роль в обучении. Выготский считал, что дети развиваются независимо от определенных стадий в результате социальных взаимодействий.

«Отлично. Я изучал эти теории когнитивного развития, читая учебные материалы, и действительно засыпал. Но как только я начала смотреть ваши мультфильмы, я действительно проснулась. Я считаю, что это отличный способ представить знания. Уважать!»

– Сат санга онлайн
Полная история

Теория социального развития Выготского утверждает, что сообщество и язык играют центральную роль в обучении. В то время как Жан Пиаже пришел к выводу, что когнитивное развитие детей происходит поэтапно, Выготский отверг его идеи и считал, что дети развиваются независимо от определенных стадий в результате социальных взаимодействий.

четыре элементарные психические функции

Выготский утверждал, что мы рождаемся с четырьмя «элементарными психическими функциями»: Внимание, ощущение, восприятие и память. Именно наша социальная и культурная среда позволяет нам использовать эти элементарные навыки для развития и, наконец, обретения «высших психических функций». . Во-первых, есть то, что мы можем сделать сами. Далее идет Зона ближайшего развития, которая представляет собой то, что мы можем сделать с помощью взрослого, друга, технологии или того, что Выготский назвал Более Знающим Другим. Наконец, есть то, что находится за пределами нашей досягаемости.

пример близнецов

Чтобы проиллюстрировать это, давайте подумаем о близнецах, выросших в сообществе, в котором мальчики должны учиться и добиваться успеха, а девочки должны быть только красивыми. В возрасте 10 месяцев оба обладают способностью ползать и находятся в зоне ближайшего развития для обучения стоянию на ногах.

Более знающий Другой, в данном случае отец, предоставляет мальчику возможность потренироваться в игровой комнате, которую он оборудовал лесами и другими предметами. Мальчику предлагается изучить оборудование, и в конце концов он использует его, чтобы подтянуться. Через несколько часов он курсирует вдоль построек. И через несколько дней он уже стоит на ногах. Девушка также может стоять, но не получает никакой поддержки в обучении навыку.

Когда мы сравним их, мы увидим, что пока девочка все еще пытается встать, мальчик переместился в новую зону. Он умеет балансировать стоя и теперь может научиться ходить. Оба со временем научатся ходить, но, по словам Выготского, мальчик будет более умелым.

Одни и те же принципы применимы ко всему обучению и развитию высших когнитивных функций. И только те, кто учится с помощью способного наставника, могут полностью раскрыть потенциал своих способностей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts