ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. В. Шульговский
ВЫ́СШАЯ НЕ́РВНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД), деятельность высших отделов центральной нервной системы животных и человека, которая обеспечивает сложные отношения организма с внешним миром. Термин «ВНД» введён И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятиям «психическая деятельность» и «поведение». Деятельность высшего отдела нервной системы представлялась ему в виде двух осн. механизмов: временной связи между явлениями внешнего мира и реакциями на них организма и механизма анализаторов (см. Сенсорные системы). Т. е. все формы психич. активности (в т. ч. мышление и сознание человека) – элементы ВНД. Созданию учения о ВНД предшествовали работы И. М. Сеченова, развившего идеи о рефлекторной природе психич. деятельности («Рефлексы головного мозга», 1863).
В основе ВНД лежат условные и безусловные рефлексы (по И. П. Павлову, первая сигнальная система). Условные рефлексы вырабатываются при участии высших отделов центр. нервной системы (у высших позвоночных животных и человека – преим. корой больших полушарий головного мозга). Безусловные (врождённые) рефлексы формируются подкорковыми структурами промежуточного мозга (таламус и гипоталамус) и ствола мозга (ретикулярная формация). Таламус распределяет нервные импульсы на кору больших полушарий, а гипоталамус является частью лимбической системы, участвующей в формировании мотиваций, направленных, напр., на удовлетворение голода или жажды, выражение агрессии. Гибкость и точность приспособления организма к меняющейся окружающей среде осуществляются за счёт образования, торможения и угасания разл. условных рефлексов. Сигнальный характер деятельности головного мозга позволяет организму по отдалённым предвестникам – условным раздражителям – заблаговременно приспосабливаться к изменению внешних условий, избегать неблагоприятных ситуаций. Безусловные рефлексы в ВНД являются основой, на которой вырабатываются все условные рефлексы, и проявлением генетич. памяти (наследственно закреплённого опыта предшествовавших поколений).
Значение условных и безусловных рефлексов в значит. степени определяется эволюционным уровнем развития данного вида животного. У беспозвоночных и низших позвоночных животных врождённые формы ВНД преобладают над приобретёнными; в процессе эволюции животных преимущества получают приобретённые формы нервной деятельности – условные рефлексы, становясь доминирующими. Т. о., ВНД сводится в осн. к совокупности разл. условных рефлексов, составляющих первую сигнальную систему, общую для человека и животных. В связи с развитием социальных форм трудовой деятельности у человека развились и усовершенствовались сигналы этой первичной системы в виде слов – произносимых, слышимых, видимых (написанных или жестовых), что привело к появлению второй сигнальной системы.
И. П. Павлов выделял следующие осн. законы, или правила, ВНД: 1) образование условных рефлексов, или замыкание временной связи, происходит благодаря встречному распространению возбуждения из корковых представительств сочетаемых (условных и безусловных) раздражителей; 2) зависимость величины условного рефлекса от физиологич. силы раздражения; 3) развитие внутр. торможения в коре, напр., при отмене подкрепления условного рефлекса; 4) развитие внешнего торможения, напр., при действии непривычного раздражителя; 5) распространение (иррадиация) и концентрирование нервных процессов (возбуждения и торможения) по коре больших полушарий мозга, в силу чего происходит взаимодействие между отдельными её частями, а также обобщение и специализация условных рефлексов; 6) взаимная индукция нервных процессов, обеспечивающая взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения. В конечном итоге ВНД обеспечивает тончайший анализ и синтез многообразных раздражителей и наиболее совершенные адаптационные возможности организма.
Существенное значение для ВНД имеет динамическая организация мозговых структур (функциональная система по П. К. Анохину). Их деятельность направлена на обеспечение полезного биологич. результата. Характер специализации и локализации функций в коре больших полушарий играет важную роль в надёжности её деятельности, которая наряду с силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов определяет физиологич. основы типов нервной системы (типов ВНД).
Для проведения исследований ВНД используются как традиц. методы изучения условных рефлексов, так и инструментальные методы. Микроэлектродная техника, напр., позволяет исследовать вне- и внутриклеточные биоэлектрич. потенциалы отд. нейронов в процессе формирования условных рефлексов. В психофизиологии используются методы прижизненного исследования мозга (неинвазивные), в т. ч. рентгеновская, магнитно-резонансная и позитронная томография, усовершенствуются математич. методы исследования электроэнцефалограмм, включая методы картирования, вычисления диполей и др. Значит. успехи достигнуты в исследовании клеточных механизмов ВНД, объектами которых являются изолированные системы мозга млекопитающих, получаемые в виде прижизненных срезов, или относительно простые нервные системы беспозвоночных животных (напр., нейроны моллюсков).
Учение о ВНД положило начало новой эпохе в развитии физиологии. Результаты, полученные в этой области знаний, имеют большое значение для медицины, психологии, педагогики, науч. организации труда, а также в кибернетике и в др. отраслях практич. деятельности человека.
§60. Особенности высшей нервной деятельности человека | 8 класс Учебник «Биология» «Атамура»
§60. Особенности высшей нервной деятельности человека | 8 класс Учебник «Биология» «Атамура» | Учебники по биологиитак то ЕНТ / Учебники по биологии / 8 класс Учебник «Биология» «Атамура»
§60. Особенности высшей нервной деятельности человека
Особенности характера и поведения, присущие каждому человеку, формируются на основе его высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов доказал, что в основе психической деятельности человека лежит рефлекторная функция нервной системы. И. П. Павлов высшую нервную деятельность определил как функции коры больших полушарий мозга. Благодаря высшей нервной деятельности организм все время адаптируется (приспосабливается) к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Работа других отделов центральной нервной системы направлена на регуляцию функций внутри самого организма.
Когда человек ставит перед собой цель, он мысленно обдумывает пути ее осуществления. Соответственно этому он и действует.
Для высшей нервной деятельности человека свойственны сознание, мышление, речь, память, способность работать, адаптация в обществе и т. д.
Сознание — самая высшая функция мозга человека, способность мысленно отражать реальный окружающий мир. Сознание присуще только человеку. Это показатель степени его знаний, творческого диапазона, глубины мыслей.
С помощью сознания человек взаимодействует с окружающим миром, общается с другими людьми, усваивает и передает знания, навыки, опыт. Основной инструмент, с помощью которого люди общаются, — слово. Сознание тесно связано с процессами познания. Охватывая такие способности, как восприятие, понимание, внимание, мышление, память, оно еще больше расширяет кругозор.
Восприятие и понимание — это отражение окружающих явлений и вещей с помощью органов чувств (анализаторов).
Чем привычнее для нас объект, тем быстрее мы его узнаем. Так, мы узнаем популярную мелодию, даже если ее фальшиво играют или напевают. Восприятие одних и тех же вещей у каждого из нас свое (рис. 144, см. также рис. 150).Внимание — это сосредоточенность на важных для человека предметах, явлениях. Осознанно воспринимаемые явления и события надолго остаются в памяти. Непроизвольное вниманиевозникает непреднамеренно, без каких-либо усилий, на основе интереса к определенным предметам и явлениям. Произвольное внимание — это способность сознательно удерживать внимание, т. е. длительно сосредоточиваться на предмете деятельности. Кроме того, немаловажны объем, распределение, концентрация и пореключаемость внимания. Каждый человек должен совершенствовать и постоянно тренировать свое внимание.
Мышление — сложная функция мозга. Перед выполнением какой-
либо работы человек вначале обдумывает ее. С помощью мышления он вспоминает свойства, присущие вещам, явлениям, и их связи. В процессе мышления необходимые условия всесторонне анализируются. дополняются, сравниваются с данными, которые находятся в памяти человека. Исполнение задуманного осуществляется с помощью общения людей друг с другом.
Мыслительные способности формируются у людей в результате труда. Они проявляются в отображении словами событий, происходящих вокруг, и способностью думать. Различают два вида мыслительных способностей. Первый — с помощью системного мышления словами доказывать основные закономерности. Второй — с помощью художественно- образного мышлениящ>едставлять перед глазами сравнительные образы вещей, явлений и т. д. Системное словесное мышление обеспечивает левое полушарие мозга. Л правое полушарие мозга участвует в обработке информации, полученной с помощью художественно-образного мышления.
Речь это вторая сигнальная система, присущая только человеку. Условным раздражителем этой системы является слово. Мозг воспринимает возбуждение, появившееся в результате сказанного слова, затем анализирует его и дает ответ. Слово является толчком для работы первой сигнальной системы. По мнению И. II. Павлова, слово — это «сигнал сигналов*. Появление второй сигнальной системы (речь) напрямую связано с трудовой деятельностью и общением. С помощью слова (устно, письменно) человек вспоминает определенные понятия и осмысливает их. Для животных слово характеризуется только как раздражитель. У человека с помощью слова и речи формируются сознание и мышление.
Память — одно из проявлений психических процессов. Человек сохраняет в памяти события, свидетелем которых он был, увиденное, услышанное и прочитанное. За счет памяти в мозге воссоздаются давно прошедшие события. Затем они обрабатываются и в нужное время используются. Способность сохранять в памяти события и предметы у каждого человека индивидуальна. Существуют разные виды памяти.
Механическая память запоминание информации без се осмысливания, т. е. зубрежка. Она достигается в результате многократного повторения. Зазубренные данные в памяти долго не сохраняются.
Смысловая память человек запоминает, глубоко анализируя смысл информации. Он четко понимает ее и поэтому надолго сохраняет в памяти.
Непроизвольная память человек не ставит перед собой цели за- помш!ть что-либо. События и данные, действуя особым образом на настроение человека, надолго остаются в памяти.
Произволышя память возникает осознанно, с определенной целью. Для этого человек использует различные способы и направляет всю свою энергию на запоминание.
По длительности хранения информации память бывает кратко- временная и долговременная. По типу чувствительных органов память бывает зрительная, слуховая, обонятельная и т. д. Кроме того, память бывает моторная (двигательная), эмоциональная, образная, фотографическая и т. д. Все виды памяти тесно связаны между собой.
Правила запоминания:
1) проявить особый интерес и выделить те данные, которые необходимо запомнить;
2) сконцентрировать все свое внимание на материале, который запоминаете. Сознательно направить всю свою энергию на данные, которые запоминаете;
3) многократно повторить материал.
Главное — понять смысл данных, а затем время от времени повторять их.
Высшая нервная деятельность, сознание, внимание, мышление, jн>чь. память.
А
1. Назовите свойства, присущие высшей нервной деятельности человека.
2. Что понимают пол сознанием?
В
1. Механическая память. Пути улучшения памяти.
2. Дайте определение первой и второй сигнальным системам.
С
1. Значение высшей нервной деятельности.
2. В чем смысл того, что материал для запоминания надо сначала понять? Чем отличается механическая намять от смысловой?
трудов Института высшей нервной деятельности.
| JAMA Neurology Труды Института высшей нервной деятельности. | JAMA Неврология | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации] Эта проблема- Скачать PDF
- Полный текст
Поделиться
Твиттер Фейсбук Эл. адрес LinkedIn
- Процитировать это
- Разрешения
Артикул
Декабрь 1962 г.
М. А. Хофер, MD
Арх Нейрол. 1962;7(6):591. doi:10.1001/archneur.1962.04210060109015
Полный текст
Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.
Абстрактный
Этот том содержит двадцать три коротких статьи, описывающих недавние неврологические исследования в Институте высшей нервной деятельности в Москве, почти все из которых включают классические процедуры обусловливания. Различия между российской работой в этой области и нашими нынешними нейрофизиологическими исследованиями фундаментальны и сложны. Во-первых, все эти статьи касаются организации физиологической системы как функционирующего целого, а не деталей функции какой-либо части этой системы, изолированной от ее связи с целым. Во-вторых, они еще больше расширили свой интерес с помощью техники «хронического экспериментирования», что позволило им изучать пластичность реакций во времени, а не просто изменчивость реакций в данный момент.
Наконец, есть несколько статей, в которых индивидуальные вариации дополнительно изучаются как отражение (генетически детерминированных) физиологических типов, членов данной категории, склонных реагировать по различимой модели, которая отличает их 9.0003Предварительный просмотр первой страницы Просмотреть большой
Полный текст
Добавить или изменить учреждение
- Академическая медицина
- Кислотно-основное, электролиты, жидкости
- Аллергия и клиническая иммунология
- Анестезиология
- Антикоагулянты
- Искусство и образы в психиатрии
- Кровотечение и переливание
- Кардиология
- Уход за тяжелобольным пациентом
- Проблемы клинической электрокардиографии
- Клиническая задача
- Поддержка принятия клинических решений
- Клинические последствия базовой нейронауки
- Клиническая фармация и фармакология
- Дополнительная и альтернативная медицина
- Заявления о консенсусе
- Коронавирус (COVID-19)
- Медицина интенсивной терапии
- Культурная компетентность
- Стоматология
- Дерматология
- Диабет и эндокринология
- Интерпретация диагностических тестов
- Разработка лекарств
- Электронные медицинские карты
- Скорая помощь
- Конец жизни
- Гигиена окружающей среды
- Справедливость, разнообразие и инклюзивность
- Этика
- Пластическая хирургия лица
- Гастроэнтерология и гепатология
- Генетика и геномика
- Геномика и точное здоровье
- Гериатрия
- Глобальное здравоохранение
- Руководство по статистике и методам
- Рекомендации
- Заболевания волос
- Модели медицинского обслуживания
- Экономика здравоохранения, страхование, оплата
- Качество медицинской помощи
- Реформа здравоохранения
- Медицинская безопасность
- Медицинские работники
- Различия в состоянии здоровья
- Несправедливость в отношении здоровья
- Информатика здравоохранения
- Политика здравоохранения
- Гематология
- История медицины
- Гуманитарные науки
- Гипертония
- Изображения в неврологии
- Наука внедрения
- Инфекционные болезни
- Инновации в оказании медицинской помощи
- Инфографика JAMA
- Право и медицина
- Ведущее изменение
- Меньше значит больше
- ЛГБТК-медицина
- Образ жизни
- Медицинский код
- Медицинские приборы и оборудование
- Медицинское образование
- Медицинское образование и обучение
- Медицинские журналы и публикации
- Меланома
- Мобильное здравоохранение и телемедицина
- Нарративная медицина
- Нефрология
- Неврология
- Неврология и психиатрия
- Примечательные примечания
- Сестринское дело
- Питание
- Питание, Ожирение, Упражнения
- Ожирение
- Акушерство и гинекология
- Гигиена труда
- Онкология
- Офтальмологические изображения
- Офтальмология
- Ортопедия
- Отоларингология
- Лекарство от боли
- Патология и лабораторная медицина
- Уход за пациентами
- Информация для пациентов
- Педиатрия
- Повышение производительности
- Показатели эффективности
- Периоперационный уход и консультации
- Фармакоэкономика
- Фармакоэпидемиология
- Фармакогенетика
- Фармация и клиническая фармакология
- Физическая медицина и реабилитация
- Физиотерапия
- Руководство врача
- Поэзия
- Здоровье населения
- Профилактическая медицина
- Профессиональное благополучие
- Профессионализм
- Психиатрия и поведенческое здоровье
- Общественное здравоохранение
- Легочная медицина
- Радиология
- Регулирующие органы
- Исследования, методы, статистика
- Реанимация
- Ревматология
- Управление рисками
- Научные открытия и будущее медицины
- Совместное принятие решений и общение
- Медицина сна
- Спортивная медицина
- Трансплантация стволовых клеток
- Наркомания и наркология
- Хирургия
- Хирургические инновации
- Хирургический жемчуг
- Обучаемый момент
- Технологии и финансы
- Искусство JAMA
- Искусство и медицина
- Рациональное клиническое обследование
- Табак и электронные сигареты
- Токсикология
- Травмы и травмы
- Приверженность лечению
- УЗИ
- Урология
- Руководство пользователя по медицинской литературе
- Вакцинация
- Венозная тромбоэмболия
- Здоровье ветеранов
- Насилие
- Женское здоровье
- Рабочий процесс и процесс
- Уход за ранами, инфекция, лечение
Сохранить настройки
Политика конфиденциальности | Условия использования
Мозг и нервная система (для подростков)
Что делает мозг?
Мозг контролирует то, что вы думаете и чувствуете, как вы учитесь и запоминаете, как вы двигаетесь и говорите. Но он также контролирует вещи, о которых вы менее осведомлены, например, биение вашего сердца и переваривание пищи.
Думайте о мозге как о центральном компьютере, управляющем всеми функциями тела. Остальная часть нервной системы похожа на сеть, которая передает сообщения от мозга к различным частям тела. Он делает это через спинной мозг , который проходит от мозга вниз через спину. Он содержит нитевидные нервы, которые разветвляются на каждый орган и часть тела.
Когда в мозг поступает сообщение из любой точки тела, мозг сообщает телу, как реагировать. Например, если вы прикоснетесь к горячей плите, нервы на вашей коже отправят сообщение о боли в ваш мозг. Затем мозг посылает обратно сообщение, говорящее мышцам руки, чтобы они отдернулись. К счастью, эта неврологическая эстафета происходит мгновенно.
Какие части нервной системы?
Нервная система состоит из центральной нервной системы и периферической нервной системы:
- Головной и спинной мозг составляют центральная нервная система .
- Нервы, проходящие через все тело, составляют периферическую нервную систему .
Человеческий мозг невероятно компактен и весит всего 3 фунта. Однако на нем много складок и канавок. Это дает ему дополнительную площадь поверхности, необходимую для хранения важной информации тела.
Спинной мозг представляет собой длинный пучок нервной ткани длиной около 18 дюймов и толщиной 1/2 дюйма. Он простирается от нижней части мозга вниз через позвоночник. По пути нервы разветвляются на все тело.
Головной и спинной мозг защищены костями: головной мозг — костями черепа, а спинной мозг — набором кольцеобразных костей, называемых позвонками. Оба они защищены слоями мембран, называемых мозговыми оболочками, и особой жидкостью, называемой спинномозговой жидкостью. Эта жидкость помогает защитить нервную ткань, сохранить ее здоровой и удалить продукты жизнедеятельности.
Какие части мозга?
Головной мозг состоит из трех основных отделов: переднего, среднего и заднего мозга.
Передний мозг
Передний мозг — самая большая и сложная часть мозга. Он состоит из головного мозга — области со всеми складками и бороздками, обычно видимыми на изображениях мозга, — а также других структур под ним.
Головной мозг содержит информацию, которая, по сути, делает вас тем, кто вы есть: ваш интеллект, память, личность, эмоции, речь и способность чувствовать и двигаться. Определенные области головного мозга отвечают за обработку этих различных типов информации. Они называются долями, и их четыре: лобная, теменная, височная и затылочная доли.
Головной мозг состоит из правой и левой половин, называемых полушариями. Они соединены посередине полосой нервных волокон (мозолистым телом), которая позволяет им общаться. Эти половинки могут выглядеть как зеркальные отражения друг друга, но многие ученые считают, что у них разные функции:
- Левая сторона считается логической, аналитической, объективной стороной.
- Правая сторона считается более интуитивной, творческой и субъективной.
Итак, когда вы балансируете свою чековую книжку, вы используете левую сторону. Когда вы слушаете музыку, вы используете правую сторону. Считается, что некоторые люди более «правополушарные» или «левополушарные», в то время как другие более «целомозговые», то есть они используют обе половины своего мозга в одинаковой степени.
Внешний слой головного мозга называется корой (также известной как «серое вещество»). Информация, собранная пятью органами чувств, поступает в кору головного мозга. Затем эта информация направляется в другие части нервной системы для дальнейшей обработки. Например, когда вы прикасаетесь к горячей плите, не только посылается сообщение о том, что нужно пошевелить рукой, но и передается в другую часть мозга, чтобы помочь вам не делать этого снова.
Во внутренней части переднего мозга расположены таламус, гипоталамус и
гипофиз:
- Таламус передает сообщения от органов чувств, таких как глаза, уши, нос и пальцы, в кору головного мозга.
- Гипоталамус контролирует ваш пульс, жажду, аппетит, режим сна и другие процессы в вашем теле, которые происходят автоматически.
- Гипоталамус также контролирует гипофиз , что делает гормоны, контролирующие рост, обмен веществ, водный и минеральный баланс, половую зрелость и реакцию на стресс.
Средний мозг
Средний мозг, находящийся под средней частью переднего мозга, действует как главный координатор всех сообщений, поступающих и исходящих из головного мозга в спинной мозг.
Задний мозг
Задний мозг расположен под задней частью головного мозга. Он состоит из мозжечка, моста и продолговатого мозга. Мозжечок , также называемый «маленьким мозгом», потому что он выглядит как уменьшенная версия головного мозга, отвечает за равновесие, движение и координацию.
Мост и продолговатый мозг вместе со средним мозгом часто называют стволом мозга . Ствол мозга принимает, отправляет и координирует сообщения мозга. Он также контролирует многие автоматические функции организма, такие как дыхание, частота сердечных сокращений, кровяное давление, глотание, пищеварение и моргание.
Как работает нервная система?
Основные функции нервной системы во многом зависят от крошечных клеток, называемых нейронами . В мозгу их миллиарды, и у них множество специализированных функций. Например, сенсорные нейроны посылают информацию от глаз, ушей, носа, языка и кожи в мозг. Моторные нейроны передают сообщения от мозга к остальной части тела.
Все нейроны передают информацию друг другу посредством сложного электрохимического процесса, создавая связи, влияющие на то, как вы думаете, учитесь, двигаетесь и ведете себя.
Интеллект, обучение и память. По мере того, как вы растете и учитесь, сообщения передаются от одного нейрона к другому снова и снова, создавая связи или пути в мозгу. Вот почему вождение требует так много концентрации, когда кто-то сначала учится этому, но позже это вторая натура: путь стал установленным.
Мозг маленьких детей обладает высокой адаптивностью. На самом деле, когда одна часть мозга маленького ребенка повреждена, другая часть часто может научиться брать на себя часть утраченной функции. Но с возрастом мозгу приходится работать усерднее, чтобы создавать новые нейронные пути, что затрудняет выполнение новых задач или изменение установленных моделей поведения. Вот почему многие ученые считают, что важно постоянно заставлять мозг узнавать что-то новое и устанавливать новые связи — это помогает поддерживать активность мозга на протяжении всей жизни.
Память — еще одна сложная функция мозга. То, что вы сделали, узнали и увидели, сначала обрабатывается в коре головного мозга. Затем, если вы чувствуете, что эта информация достаточно важна для постоянного запоминания, она передается внутрь других областей мозга (таких как гиппокамп и миндалевидное тело) для длительного хранения и извлечения. Когда эти сообщения проходят через мозг, они также создают пути, которые служат основой памяти.
Движение. Различные части головного мозга приводят в движение разные части тела. Левая сторона мозга контролирует движения правой стороны тела, а правая сторона мозга контролирует движения левой стороны тела. Например, когда вы нажимаете на педаль газа правой ногой, левое полушарие вашего мозга посылает сообщение, разрешающее вам это сделать.
Основные функции организма. Часть периферической нервной системы, называемая вегетативной нервной системой , контролирует многие процессы в организме, о которых вам почти никогда не нужно думать, такие как дыхание, пищеварение, потоотделение и дрожь. Вегетативная нервная система состоит из двух частей: симпатической нервной системы и парасимпатической нервной системы.
Симпатическая нервная система подготавливает тело к внезапному стрессу, например, если вы стали свидетелем ограбления. Когда происходит что-то пугающее, симпатическая нервная система заставляет сердце биться быстрее, чтобы оно быстро доставляло кровь к различным частям тела, которые могут в ней нуждаться. Это также вызывает
надпочечники, расположенные в верхней части почек, выделяют адреналин — гормон, который дает дополнительную силу мышцам для быстрого бегства. Этот процесс известен как реакция организма «бей или беги».
Парасимпатическая нервная система делает обратное: подготавливает тело к отдыху. Это также помогает пищеварительному тракту двигаться вперед, чтобы наши тела могли эффективно получать питательные вещества из пищи, которую мы едим.
Чувства
Зрение. Зрение, вероятно, говорит нам о мире больше, чем любое другое чувство. Свет, попадая в глаз, формирует на сетчатке перевернутое изображение. Сетчатка преобразует свет в нервные сигналы для мозга. Затем мозг переворачивает изображение правой стороной вверх и сообщает вам, что вы видите.
Слушание. Каждый звук, который вы слышите, является результатом звуковых волн, проникающих в ваши уши и вызывающих вибрацию барабанных перепонок.