Высшая нервная деятельность человека связана с функцией мозга: Что такое высшая нервная деятельность

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. В. Шульговский

ВЫ́СШАЯ НЕ́РВНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД), дея­тель­ность выс­ших от­де­лов цен­траль­ной нерв­ной сис­те­мы жи­вот­ных и че­ло­ве­ка, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет слож­ные от­но­ше­ния ор­га­низ­ма с внеш­ним ми­ром. Тер­мин «ВНД» вве­дён И. П. Павло­вым­, счи­тав­шим его рав­но­знач­ным по­ня­ти­ям «пси­хи­че­ская дея­тель­ность» и «по­ве­де­ние». Дея­тель­ность выс­ше­го от­де­ла нерв­ной сис­те­мы пред­став­ля­лась ему в ви­де двух осн. ме­ха­низ­мов: вре­мен­ной свя­зи ме­ж­ду яв­ле­ния­ми внеш­не­го ми­ра и ре­ак­ция­ми на них ор­га­низ­ма и ме­ха­низ­ма ана­ли­за­то­ров (см. Сен­сор­ные сис­те­мы). Т. е. все фор­мы пси­хич. ак­тив­но­сти (в т. ч. мыш­ле­ние и соз­на­ние че­ло­ве­ка) – эле­мен­ты ВНД. Соз­да­нию уче­ния о ВНД пред­ше­ст­во­ва­ли ра­бо­ты И. М. Се­че­но­ва, раз­вив­ше­го идеи о реф­лек­тор­ной при­ро­де пси­хич. дея­тель­но­сти («Реф­лек­сы го­лов­но­го моз­га», 1863).

В ос­но­ве ВНД ле­жат ус­лов­ные и без­ус­лов­ные реф­лек­сы (по И. П. Пав­ло­ву, пер­вая сиг­наль­ная сис­те­ма). Ус­лов­ные реф­лек­сы вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся при уча­стии выс­ших от­де­лов центр. нерв­ной сис­те­мы (у выс­ших по­зво­ноч­ных жи­вот­ных и че­ло­ве­ка – пре­им. ко­рой боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га). Без­ус­лов­ные (вро­ж­дён­ные) реф­лек­сы фор­ми­ру­ют­ся под­кор­ко­вы­ми струк­ту­ра­ми про­ме­жу­точ­но­го моз­га (та­ла­мус и ги­по­та­ла­мус) и ство­ла моз­га (ре­ти­ку­ляр­ная фор­ма­ция). Та­ла­мус рас­пре­де­ля­ет нерв­ные им­пуль­сы на ко­ру боль­ших по­лу­ша­рий, а ги­пота­ла­мус яв­ля­ет­ся ча­стью лим­би­че­ской сис­те­мы, уча­ст­вую­щей в фор­ми­ро­ва­нии мо­ти­ва­ций, на­прав­лен­ных, напр., на удов­ле­тво­ре­ние го­ло­да или жа­ж­ды, вы­ра­же­ние аг­рес­сии. Гиб­кость и точ­ность при­спо­соб­ле­ния ор­га­низ­ма к ме­няю­щей­ся ок­ру­жаю­щей сре­де осу­ще­ст­в­ля­ют­ся за счёт об­ра­зо­ва­ния, тор­мо­же­ния и уга­са­ния разл. ус­лов­ных реф­лек­сов. Сиг­наль­ный ха­рак­тер дея­тель­но­сти го­лов­но­го моз­га по­зво­ля­ет ор­га­низ­му по от­да­лён­ным пред­вест­ни­кам – ус­лов­ным раз­дра­жи­те­лям – за­бла­го­вре­мен­но при­спосаб­ли­вать­ся к из­ме­не­нию внеш­них ус­ло­вий, из­бе­гать не­бла­го­при­ят­ных си­туа­ций. Без­ус­лов­ные реф­лек­сы в ВНД яв­ля­ют­ся ос­но­вой, на ко­то­рой вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся все ус­лов­ные реф­лек­сы, и про­яв­ле­ни­ем ге­не­тич. па­мя­ти (на­след­ст­вен­но за­кре­п­лён­но­го опы­та пред­ше­ст­во­вав­ших по­ко­ле­ний).

Зна­че­ние ус­лов­ных и без­ус­лов­ных реф­лек­сов в зна­чит. сте­пе­ни оп­ре­де­ля­ет­ся эво­лю­ци­он­ным уров­нем раз­ви­тия дан­но­го ви­да жи­вот­но­го. У бес­по­зво­ноч­ных и низ­ших по­зво­ноч­ных жи­вот­ных вро­ж­дён­ные фор­мы ВНД пре­об­ла­да­ют над при­об­ре­тён­ны­ми; в про­цес­се эво­лю­ции жи­вот­ных пре­иму­ще­ст­ва по­лу­ча­ют при­об­ре­тён­ные фор­мы нерв­ной дея­тель­но­сти – ус­лов­ные реф­лек­сы, ста­но­вясь до­ми­ни­рую­щи­ми. Т. о., ВНД сво­дит­ся в осн. к со­во­куп­но­сти разл. ус­лов­ных реф­лек­сов, со­став­ляю­щих пер­вую сиг­наль­ную сис­те­му, об­щую для че­ло­ве­ка и жи­вот­ных. В свя­зи с раз­ви­ти­ем со­ци­аль­ных форм тру­до­вой дея­тель­но­сти у че­ло­ве­ка раз­ви­лись и усо­вер­шен­ст­во­ва­лись сиг­на­лы этой пер­вич­ной сис­те­мы в ви­де слов – про­из­но­си­мых, слы­ши­мых, ви­ди­мых (на­пи­сан­ных или жес­то­вых), что при­ве­ло к по­яв­ле­нию вто­рой сиг­наль­ной сис­те­мы.

И. П. Пав­лов вы­де­лял сле­дую­щие осн. за­ко­ны, или пра­ви­ла, ВНД: 1) об­ра­зо­ва­ние ус­лов­ных реф­лек­сов, или за­мы­ка­ние вре­мен­ной свя­зи, про­ис­хо­дит бла­го­да­ря встреч­но­му рас­про­стра­не­нию воз­бу­ж­де­ния из кор­ко­вых пред­ста­ви­тельств со­че­тае­мых (ус­лов­ных и без­ус­лов­ных) раз­дра­жи­те­лей; 2) за­ви­си­мость ве­ли­чи­ны ус­лов­но­го реф­лек­са от фи­зио­ло­гич. си­лы раз­дра­же­ния; 3) раз­ви­тие внутр. тор­мо­же­ния в ко­ре, напр., при от­ме­не под­кре­п­ле­ния ус­лов­но­го реф­лек­са; 4) раз­ви­тие внеш­не­го тор­мо­же­ния, напр., при дей­ст­вии не­при­выч­но­го раз­дра­жи­те­ля; 5) рас­про­стра­не­ние (ир­ра­диа­ция) и кон­цен­три­ро­ва­ние нерв­ных про­цес­сов (воз­бу­ж­де­ния и тор­мо­же­ния) по ко­ре боль­ших по­лу­ша­рий моз­га, в си­лу че­го про­ис­хо­дит взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду от­дельны­ми её час­тя­ми, а так­же обоб­ще­ние и спе­циа­ли­за­ция ус­лов­ных реф­лек­сов; 6) вза­им­ная ин­дук­ция нерв­ных про­цес­сов, обес­пе­чи­ваю­щая взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду кор­ко­вы­ми оча­га­ми воз­бу­ж­де­ния и тор­мо­же­ния. В ко­неч­ном ито­ге ВНД обес­пе­чи­ва­ет тон­чай­ший ана­лиз и син­тез мно­го­об­раз­ных раз­дра­жи­те­лей и наи­бо­лее со­вер­шен­ные адап­та­ци­он­ные воз­мож­но­сти ор­га­низ­ма.

Су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние для ВНД име­ет ди­на­ми­че­ская ор­га­ни­за­ция моз­го­вых струк­тур (функ­цио­наль­ная сис­те­ма по П. К. Ано­хи­ну). Их дея­тель­ность на­прав­ле­на на обес­пе­че­ние по­лез­но­го био­ло­гич. ре­зуль­та­та. Ха­рак­тер спе­циа­ли­за­ции и ло­ка­ли­за­ции функ­ций в ко­ре боль­ших по­лу­ша­рий иг­ра­ет важ­ную роль в на­дёж­но­сти её дея­тель­но­сти, ко­то­рая на­ря­ду с си­лой, урав­но­ве­шен­но­стью и под­виж­но­стью нерв­ных про­цес­сов оп­ре­де­ля­ет фи­зио­ло­гич. ос­но­вы ти­пов нерв­ной сис­те­мы (ти­пов ВНД).

Для про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ний ВНД ис­поль­зу­ют­ся как тра­диц. ме­то­ды изу­че­ния ус­лов­ных реф­лек­сов, так и ин­ст­ру­мен­таль­ные ме­то­ды. Мик­ро­элек­трод­ная тех­ни­ка, напр., по­зво­ля­ет ис­сле­до­вать вне- и внут­ри­кле­точ­ные био­элек­трич. по­тен­циа­лы отд. ней­ро­нов в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния ус­лов­ных реф­лек­сов. В пси­хо­фи­зио­ло­гии ис­поль­зу­ют­ся ме­то­ды при­жиз­нен­но­го ис­сле­до­ва­ния моз­га (не­ин­ва­зив­ные), в т. ч. рент­ге­нов­ская, маг­нит­но-ре­зо­нанс­ная и по­зи­трон­ная то­мо­гра­фия, усо­вер­шен­ст­ву­ют­ся ма­те­ма­тич. ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния элек­тро­эн­це­фа­ло­грамм, вклю­чая ме­то­ды кар­ти­ро­ва­ния, вы­чис­ле­ния ди­по­лей и др. Зна­чит. ус­пе­хи дос­тиг­ну­ты в ис­сле­до­ва­нии кле­точ­ных ме­ха­низ­мов ВНД, объ­ек­та­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся изо­ли­ро­ван­ные сис­те­мы моз­га мле­ко­пи­таю­щих, по­лу­чае­мые в ви­де при­жиз­нен­ных сре­зов, или от­но­си­тель­но про­стые нерв­ные сис­те­мы бес­по­зво­ноч­ных жи­вот­ных (напр., ней­ро­ны мол­лю­сков).

Уче­ние о ВНД по­ло­жи­ло на­ча­ло но­вой эпо­хе в раз­ви­тии фи­зио­ло­гии. Ре­зуль­та­ты, по­лу­чен­ные в этой об­лас­ти зна­ний, име­ют боль­шое зна­че­ние для ме­ди­ци­ны, пси­хо­ло­гии, пе­да­го­ги­ки, на­уч. ор­га­ни­за­ции тру­да, а так­же в ки­бер­не­ти­ке и в др. от­рас­лях прак­тич. дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

§60. Особенности высшей нервной деятельности человека | 8 класс Учебник «Биология» «Атамура»

§60. Особенности высшей нервной деятельности человека | 8 класс Учебник «Биология» «Атамура» | Учебники по биологии

так то ЕНТ / Учебники по биологии / 8 класс Учебник «Биология» «Атамура»

§60. Особенности высшей нервной деятельности человека


Особенности характера и поведения, присущие каждому чело­веку, формируются на основе его высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов доказал, что в основе психической деятельности че­ловека лежит рефлекторная функция нервной системы. И. П. Пав­лов высшую нервную деятельность определил как функции коры больших полушарий мозга. Благодаря высшей нервной деятель­ности организм все время адаптируется (приспосабливается) к по­стоянно изменяющимся условиям внешней среды. Работа других отделов центральной нервной системы направлена на регуляцию функций внутри самого организма.

Когда человек ставит перед собой цель, он мысленно обдумыва­ет пути ее осуществления. Соответственно этому он и действует.

Для высшей нервной деятельности человека свойственны сознание, мышление, речь, память, способность работать, адаптация в обще­стве и т. д.

Сознание — самая высшая функция мозга человека, способность мысленно отражать реальный окружающий мир. Сознание при­суще только человеку. Это показатель степени его знаний, твор­ческого диапазона, глубины мыслей.

С помощью сознания человек взаимодействует с окружающим миром, общается с другими людьми, усваивает и передает знания, навыки, опыт. Основной инструмент, с помощью которого люди общаются, — слово. Сознание тесно связано с процессами позна­ния. Охватывая такие способности, как восприятие, понимание, вни­мание, мышление, память, оно еще больше расширяет кругозор.

Восприятие и понимание — это отражение окружающих явле­ний и вещей с помощью органов чувств (анализаторов).

Чем при­вычнее для нас объект, тем быстрее мы его узнаем. Так, мы узнаем популярную мелодию, даже если ее фальшиво играют или напева­ют. Восприятие одних и тех же вещей у каждого из нас свое (рис. 144, см. также рис. 150).

Внимание — это сосредоточенность на важных для человека пред­метах, явлениях. Осознанно воспринимаемые явления и события надолго остаются в памяти. Непроизвольное вниманиевозникает непреднамеренно, без каких-либо усилий, на основе интереса к оп­ределенным предметам и явлениям. Произвольное внимание — это способность сознательно удерживать внимание, т. е. длительно со­средоточиваться на предмете деятельности. Кроме того, немаловаж­ны объем, распределение, концентрация и пореключаемость вни­мания. Каждый человек должен совершенствовать и постоянно тре­нировать свое внимание.

Мышление — сложная функция мозга. Перед выполнением какой-

либо работы человек вначале обдумывает ее. С помощью мышления он вспоминает свойства, присущие вещам, явлениям, и их связи. В процессе мышления необходимые условия всесторонне анализируют­ся. дополняются, сравниваются с данными, которые находятся в па­мяти человека. Исполнение задуманного осуществляется с помощью общения людей друг с другом.

Мыслительные способности формируются у людей в результате тру­да. Они проявляются в отображении словами событий, происходящих вокруг, и способностью думать. Различают два вида мыслительных спо­собностей. Первый — с помощью системного мышления словами дока­зывать основные закономерности. Второй — с помощью художественно- образного мышлениящ>едставлять перед глазами сравнительные обра­зы вещей, явлений и т. д. Системное словесное мышление обеспечивает левое полушарие мозга. Л правое полушарие мозга участвует в обра­ботке информации, полученной с помощью художественно-образного мышления.

Речь это вторая сигнальная система, присущая только чело­веку. Условным раздражителем этой системы является слово. Мозг воспринимает возбуждение, появившееся в результате сказанного слова, затем анализирует его и дает ответ. Слово является толч­ком для работы первой сигнальной системы. По мнению И. II. Пав­лова, слово — это «сигнал сигналов*. Появление второй сигналь­ной системы (речь) напрямую связано с трудовой деятельностью и общением. С помощью слова (устно, письменно) человек вспомина­ет определенные понятия и осмысливает их. Для животных слово характеризуется только как раздражитель. У человека с помощью слова и речи формируются сознание и мышление.

Память — одно из проявлений психических процессов. Человек со­храняет в памяти события, свидетелем которых он был, увиденное, услышанное и прочитанное. За счет памяти в мозге воссоздаются дав­но прошедшие события. Затем они обрабатываются и в нужное время используются. Способность сохранять в памяти события и предметы у каждого человека индивидуальна. Существуют разные виды памяти.

Механическая память запоминание информации без се осмыс­ливания, т. е. зубрежка. Она достигается в результате многократно­го повторения. Зазубренные данные в памяти долго не сохраняются.

Смысловая память человек запоминает, глубоко анализируя смысл информации. Он четко понимает ее и поэтому надолго сохра­няет в памяти.

Непроизвольная память человек не ставит перед собой цели за- помш!ть что-либо. События и данные, действуя особым образом на настроение человека, надолго остаются в памяти.

Произволышя память возникает осознанно, с определенной целью. Для этого человек использует различные способы и направляет всю свою энергию на запоминание.


По длительности хранения информации память бывает кратко- временная и долговременная. По типу чувствительных органов па­мять бывает зрительная, слуховая, обонятельная и т. д. Кроме того, память бывает моторная (двигательная), эмоциональная, образная, фотографическая и т. д. Все виды памяти тесно связаны между собой.

Правила запоминания:

1)              проявить особый интерес и выделить те данные, которые необ­ходимо запомнить;

2)              сконцентрировать все свое внимание на материале, который за­поминаете. Сознательно направить всю свою энергию на данные, ко­торые запоминаете;

3)              многократно повторить материал.

Главное — понять смысл данных, а затем время от времени повто­рять их.

 Высшая нервная деятельность, сознание, внимание, мышление, jн>чь. память.

А

1. Назовите свойства, присущие высшей нервной деятельности чело­века.

2. Что понимают пол сознанием?

В

1.             Механическая память. Пути улучшения памяти.

2.             Дайте определение первой и второй сигнальным системам.

С

1.             Значение высшей нервной деятельности.

2.             В чем смысл того, что материал для запоминания надо сначала понять? Чем отличается механическая намять от смысловой?

трудов Института высшей нервной деятельности.

| JAMA Neurology Труды Института высшей нервной деятельности. | JAMA Неврология | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Эл. адрес LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Артикул

Декабрь 1962 г.

М. А. Хофер, MD

Арх Нейрол. 1962;7(6):591. doi:10.1001/archneur.1962.04210060109015

Полный текст

Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.

Абстрактный

Этот том содержит двадцать три коротких статьи, описывающих недавние неврологические исследования в Институте высшей нервной деятельности в Москве, почти все из которых включают классические процедуры обусловливания. Различия между российской работой в этой области и нашими нынешними нейрофизиологическими исследованиями фундаментальны и сложны. Во-первых, все эти статьи касаются организации физиологической системы как функционирующего целого, а не деталей функции какой-либо части этой системы, изолированной от ее связи с целым. Во-вторых, они еще больше расширили свой интерес с помощью техники «хронического экспериментирования», что позволило им изучать пластичность реакций во времени, а не просто изменчивость реакций в данный момент.

Наконец, есть несколько статей, в которых индивидуальные вариации дополнительно изучаются как отражение (генетически детерминированных) физиологических типов, членов данной категории, склонных реагировать по различимой модели, которая отличает их 9.0003

Предварительный просмотр первой страницы Просмотреть большой

Полный текст

Добавить или изменить учреждение

  • Академическая медицина
  • Кислотно-основное, электролиты, жидкости
  • Аллергия и клиническая иммунология
  • Анестезиология
  • Антикоагулянты
  • Искусство и образы в психиатрии
  • Кровотечение и переливание
  • Кардиология
  • Уход за тяжелобольным пациентом
  • Проблемы клинической электрокардиографии
  • Клиническая задача
  • Поддержка принятия клинических решений
  • Клинические последствия базовой нейронауки
  • Клиническая фармация и фармакология
  • Дополнительная и альтернативная медицина
  • Заявления о консенсусе
  • Коронавирус (COVID-19)
  • Медицина интенсивной терапии
  • Культурная компетентность
  • Стоматология
  • Дерматология
  • Диабет и эндокринология
  • Интерпретация диагностических тестов
  • Разработка лекарств
  • Электронные медицинские карты
  • Скорая помощь
  • Конец жизни
  • Гигиена окружающей среды
  • Справедливость, разнообразие и инклюзивность
  • Этика
  • Пластическая хирургия лица
  • Гастроэнтерология и гепатология
  • Генетика и геномика
  • Геномика и точное здоровье
  • Гериатрия
  • Глобальное здравоохранение
  • Руководство по статистике и методам
  • Рекомендации
  • Заболевания волос
  • Модели медицинского обслуживания
  • Экономика здравоохранения, страхование, оплата
  • Качество медицинской помощи
  • Реформа здравоохранения
  • Медицинская безопасность
  • Медицинские работники
  • Различия в состоянии здоровья
  • Несправедливость в отношении здоровья
  • Информатика здравоохранения
  • Политика здравоохранения
  • Гематология
  • История медицины
  • Гуманитарные науки
  • Гипертония
  • Изображения в неврологии
  • Наука внедрения
  • Инфекционные болезни
  • Инновации в оказании медицинской помощи
  • Инфографика JAMA
  • Право и медицина
  • Ведущее изменение
  • Меньше значит больше
  • ЛГБТК-медицина
  • Образ жизни
  • Медицинский код
  • Медицинские приборы и оборудование
  • Медицинское образование
  • Медицинское образование и обучение
  • Медицинские журналы и публикации
  • Меланома
  • Мобильное здравоохранение и телемедицина
  • Нарративная медицина
  • Нефрология
  • Неврология
  • Неврология и психиатрия
  • Примечательные примечания
  • Сестринское дело
  • Питание
  • Питание, Ожирение, Упражнения
  • Ожирение
  • Акушерство и гинекология
  • Гигиена труда
  • Онкология
  • Офтальмологические изображения
  • Офтальмология
  • Ортопедия
  • Отоларингология
  • Лекарство от боли
  • Патология и лабораторная медицина
  • Уход за пациентами
  • Информация для пациентов
  • Педиатрия
  • Повышение производительности
  • Показатели эффективности
  • Периоперационный уход и консультации
  • Фармакоэкономика
  • Фармакоэпидемиология
  • Фармакогенетика
  • Фармация и клиническая фармакология
  • Физическая медицина и реабилитация
  • Физиотерапия
  • Руководство врача
  • Поэзия
  • Здоровье населения
  • Профилактическая медицина
  • Профессиональное благополучие
  • Профессионализм
  • Психиатрия и поведенческое здоровье
  • Общественное здравоохранение
  • Легочная медицина
  • Радиология
  • Регулирующие органы
  • Исследования, методы, статистика
  • Реанимация
  • Ревматология
  • Управление рисками
  • Научные открытия и будущее медицины
  • Совместное принятие решений и общение
  • Медицина сна
  • Спортивная медицина
  • Трансплантация стволовых клеток
  • Наркомания и наркология
  • Хирургия
  • Хирургические инновации
  • Хирургический жемчуг
  • Обучаемый момент
  • Технологии и финансы
  • Искусство JAMA
  • Искусство и медицина
  • Рациональное клиническое обследование
  • Табак и электронные сигареты
  • Токсикология
  • Травмы и травмы
  • Приверженность лечению
  • УЗИ
  • Урология
  • Руководство пользователя по медицинской литературе
  • Вакцинация
  • Венозная тромбоэмболия
  • Здоровье ветеранов
  • Насилие
  • Женское здоровье
  • Рабочий процесс и процесс
  • Уход за ранами, инфекция, лечение

Сохранить настройки

Политика конфиденциальности | Условия использования

Мозг и нервная система (для подростков)

Что делает мозг?

Мозг контролирует то, что вы думаете и чувствуете, как вы учитесь и запоминаете, как вы двигаетесь и говорите. Но он также контролирует вещи, о которых вы менее осведомлены, например, биение вашего сердца и переваривание пищи.

Думайте о мозге как о центральном компьютере, управляющем всеми функциями тела. Остальная часть нервной системы похожа на сеть, которая передает сообщения от мозга к различным частям тела. Он делает это через спинной мозг , который проходит от мозга вниз через спину. Он содержит нитевидные нервы, которые разветвляются на каждый орган и часть тела.

Когда в мозг поступает сообщение из любой точки тела, мозг сообщает телу, как реагировать. Например, если вы прикоснетесь к горячей плите, нервы на вашей коже отправят сообщение о боли в ваш мозг. Затем мозг посылает обратно сообщение, говорящее мышцам руки, чтобы они отдернулись. К счастью, эта неврологическая эстафета происходит мгновенно.

Какие части нервной системы?

Нервная система состоит из центральной нервной системы и периферической нервной системы:

  • Головной и спинной мозг составляют центральная нервная система .
  • Нервы, проходящие через все тело, составляют периферическую нервную систему .

Человеческий мозг невероятно компактен и весит всего 3 фунта. Однако на нем много складок и канавок. Это дает ему дополнительную площадь поверхности, необходимую для хранения важной информации тела.

Спинной мозг представляет собой длинный пучок нервной ткани длиной около 18 дюймов и толщиной 1/2 дюйма. Он простирается от нижней части мозга вниз через позвоночник. По пути нервы разветвляются на все тело.

Головной и спинной мозг защищены костями: головной мозг — костями черепа, а спинной мозг — набором кольцеобразных костей, называемых позвонками. Оба они защищены слоями мембран, называемых мозговыми оболочками, и особой жидкостью, называемой спинномозговой жидкостью. Эта жидкость помогает защитить нервную ткань, сохранить ее здоровой и удалить продукты жизнедеятельности.

Какие части мозга?

Головной мозг состоит из трех основных отделов: переднего, среднего и заднего мозга.

Передний мозг

Передний мозг — самая большая и сложная часть мозга. Он состоит из головного мозга — области со всеми складками и бороздками, обычно видимыми на изображениях мозга, — а также других структур под ним.

Головной мозг содержит информацию, которая, по сути, делает вас тем, кто вы есть: ваш интеллект, память, личность, эмоции, речь и способность чувствовать и двигаться. Определенные области головного мозга отвечают за обработку этих различных типов информации. Они называются долями, и их четыре: лобная, теменная, височная и затылочная доли.

Головной мозг состоит из правой и левой половин, называемых полушариями. Они соединены посередине полосой нервных волокон (мозолистым телом), которая позволяет им общаться. Эти половинки могут выглядеть как зеркальные отражения друг друга, но многие ученые считают, что у них разные функции:

  • Левая сторона считается логической, аналитической, объективной стороной.
  • Правая сторона считается более интуитивной, творческой и субъективной.

Итак, когда вы балансируете свою чековую книжку, вы используете левую сторону. Когда вы слушаете музыку, вы используете правую сторону. Считается, что некоторые люди более «правополушарные» или «левополушарные», в то время как другие более «целомозговые», то есть они используют обе половины своего мозга в одинаковой степени.

Внешний слой головного мозга называется корой (также известной как «серое вещество»). Информация, собранная пятью органами чувств, поступает в кору головного мозга. Затем эта информация направляется в другие части нервной системы для дальнейшей обработки. Например, когда вы прикасаетесь к горячей плите, не только посылается сообщение о том, что нужно пошевелить рукой, но и передается в другую часть мозга, чтобы помочь вам не делать этого снова.

Во внутренней части переднего мозга расположены таламус, гипоталамус и

гипофиз:

  • Таламус передает сообщения от органов чувств, таких как глаза, уши, нос и пальцы, в кору головного мозга.
  • Гипоталамус контролирует ваш пульс, жажду, аппетит, режим сна и другие процессы в вашем теле, которые происходят автоматически.
  • Гипоталамус также контролирует гипофиз , что делает гормоны, контролирующие рост, обмен веществ, водный и минеральный баланс, половую зрелость и реакцию на стресс.
Средний мозг

Средний мозг, находящийся под средней частью переднего мозга, действует как главный координатор всех сообщений, поступающих и исходящих из головного мозга в спинной мозг.

Задний мозг

Задний мозг расположен под задней частью головного мозга. Он состоит из мозжечка, моста и продолговатого мозга. Мозжечок , также называемый «маленьким мозгом», потому что он выглядит как уменьшенная версия головного мозга, отвечает за равновесие, движение и координацию.

Мост и продолговатый мозг вместе со средним мозгом часто называют стволом мозга . Ствол мозга принимает, отправляет и координирует сообщения мозга. Он также контролирует многие автоматические функции организма, такие как дыхание, частота сердечных сокращений, кровяное давление, глотание, пищеварение и моргание.

Как работает нервная система?

Основные функции нервной системы во многом зависят от крошечных клеток, называемых нейронами . В мозгу их миллиарды, и у них множество специализированных функций. Например, сенсорные нейроны посылают информацию от глаз, ушей, носа, языка и кожи в мозг. Моторные нейроны передают сообщения от мозга к остальной части тела.

Все нейроны передают информацию друг другу посредством сложного электрохимического процесса, создавая связи, влияющие на то, как вы думаете, учитесь, двигаетесь и ведете себя.

Интеллект, обучение и память.  По мере того, как вы растете и учитесь, сообщения передаются от одного нейрона к другому снова и снова, создавая связи или пути в мозгу. Вот почему вождение требует так много концентрации, когда кто-то сначала учится этому, но позже это вторая натура: путь стал установленным.

Мозг маленьких детей обладает высокой адаптивностью. На самом деле, когда одна часть мозга маленького ребенка повреждена, другая часть часто может научиться брать на себя часть утраченной функции. Но с возрастом мозгу приходится работать усерднее, чтобы создавать новые нейронные пути, что затрудняет выполнение новых задач или изменение установленных моделей поведения. Вот почему многие ученые считают, что важно постоянно заставлять мозг узнавать что-то новое и устанавливать новые связи — это помогает поддерживать активность мозга на протяжении всей жизни.

Память — еще одна сложная функция мозга. То, что вы сделали, узнали и увидели, сначала обрабатывается в коре головного мозга. Затем, если вы чувствуете, что эта информация достаточно важна для постоянного запоминания, она передается внутрь других областей мозга (таких как гиппокамп и миндалевидное тело) для длительного хранения и извлечения. Когда эти сообщения проходят через мозг, они также создают пути, которые служат основой памяти.

Движение. Различные части головного мозга приводят в движение разные части тела. Левая сторона мозга контролирует движения правой стороны тела, а правая сторона мозга контролирует движения левой стороны тела. Например, когда вы нажимаете на педаль газа правой ногой, левое полушарие вашего мозга посылает сообщение, разрешающее вам это сделать.

Основные функции организма. Часть периферической нервной системы, называемая вегетативной нервной системой , контролирует многие процессы в организме, о которых вам почти никогда не нужно думать, такие как дыхание, пищеварение, потоотделение и дрожь. Вегетативная нервная система состоит из двух частей: симпатической нервной системы и парасимпатической нервной системы.

Симпатическая нервная система подготавливает тело к внезапному стрессу, например, если вы стали свидетелем ограбления. Когда происходит что-то пугающее, симпатическая нервная система заставляет сердце биться быстрее, чтобы оно быстро доставляло кровь к различным частям тела, которые могут в ней нуждаться. Это также вызывает

надпочечники, расположенные в верхней части почек, выделяют адреналин — гормон, который дает дополнительную силу мышцам для быстрого бегства. Этот процесс известен как реакция организма «бей или беги».

Парасимпатическая нервная система делает обратное: подготавливает тело к отдыху. Это также помогает пищеварительному тракту двигаться вперед, чтобы наши тела могли эффективно получать питательные вещества из пищи, которую мы едим.

Чувства

Зрение. Зрение, вероятно, говорит нам о мире больше, чем любое другое чувство. Свет, попадая в глаз, формирует на сетчатке перевернутое изображение. Сетчатка преобразует свет в нервные сигналы для мозга. Затем мозг переворачивает изображение правой стороной вверх и сообщает вам, что вы видите.

Слушание. Каждый звук, который вы слышите, является результатом звуковых волн, проникающих в ваши уши и вызывающих вибрацию барабанных перепонок.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts