Высшие психические функции человека: Высшие психические функции. Большая российская энциклопедия

Содержание

Как развиваются высшие психические функции

Известный психолог Л.С.Выготский рассматривал развитие психики не как внутренний процесс, а как взаимодействие с обществом. В ходе этого взаимодействия ребенок присваивает выработанные на протяжении исторического развития и находящиеся в социуме формы психической деятельности. Идет не просто социализация, усвоение социальных обязательств, система общественных отношений именно присваивается ребенком. Ребенок рождается как социальное существо, взрослый организует ситуацию, способствующую развитию. При проживании социальной ситуации развития у ребенка формируются высшие психические функции.

Свойства высших психических функций

Два главных свойства присущи ВПФ: произвольность и осознанность. Высшие психические функции могут быть сформированы только в процессе овладения средствами психической деятельности. Средствами являются знаки.

Определение 1

Знак — это орудие, которое организует поведенческую линию человека. Существует две стороны знака: материальная оболочка и значение.

Общий ход развития заключается в следующем: знак помещается взрослым в поле взаимодействия ребенка с миром. Знак является элементом этого поля. Логика оперирования знаком не естественна, ненатуральна, как само поле. Знак определяет взаимодействие по законам культуры, в итоге психические функции ребенка обретают произвольность и осознанность. Наиболее важный знак по мнению Л.С.Выготского — слово.

Стадии развития психики при использовании знаков

Развитие психики, опираясь на знаки, проходит разные стадии. Первая стадия называется примитивной. Ребенок воспринимает знак натурально. Если рассматривать развитие речи, то здесь можно говорить только о доинтеллектуальном развитии речи и о доречевом мышлении. Вторая стадия называется «стадией наивной психологии». Ребенок использует знак, но неадекватно. В речевом развитии это проявляется, как использование форм придаточных предложений, но освоение логических операций, которые соответствуют этим формам произойдет значительно позднее.

Третья стадия носит название «стадии внешнего знака» и примечательна тем, что ребенок использует знак внешне: счет на пальцах, эгоцентрическая речь, когда ребенок разговаривает сам с собой, тем самым планируя свое поведение. Четвертая стадия называется «стадией вращивания», когда внешние операции приобретают внутренний характер: счет в уме, логическая память, внутренняя речь.

Замечание 1

Развитие высших психических функций у человека определяет развитие сознания. На каждом возрастном этапе определенная психическая функция становится лидирующей и организует смысловую систему всего сознания ребенка, особенности значений слов очень хорошо демонстрируют это.

Принципы Л.С.Выготского

Подход Выготского — это не только преобразование теории ассоциаций, но и расширение пространства психологического знания за счет объединенных подходов социологического и психологического. Принцип дискретности, который характерен для ассоциативной психологии, проявляется при анализе слова и образа.

Сама проблема исследования мышления и речи присуща ассоциативной психологии, и Выготским заимствуется. Ученый утверждает, что психика и есть сознание, которое определено системой высших психологических функций, в этом выражается принцип сознательности.

На основе объединения социологии и ассоциативной психологии Л.С.Выготский формулирует новые принципы. Прежде всего, это принцип структурности, противоположный принципу дискретности. Принцип опосредования, то есть представления развития психики при помощи знаков. Этот принцип позволил выдвинуть идею интериоризации — развитие по типу присвоения культурных средств. Принцип опосредования рождает такие понятия как социальная ситуация развития и зона ближайшего развития.

Определение 2

Развитие — это саморазвитие и внешне обусловленное развитие.

Исходя из подхода Л.С.Выготского все теории детского развития можно разделить на две группы: натуралистические теории и теории опосредованного развития. Во втором случае взрослый является организатором социальной ситуации, ведет развитие формой которого является обучение.

Подход Выготского более выигрышный в сравнении с натуралистическим подходом. Взрослый находится в новой позиции, он не наблюдатель, а организатор детского развития. Используя подход Выготского, можно разрабатывать эффективные образовательные системы.

Перечислим еще раз ключевые понятия, связанные с теорией Л.С.Выготского.

Определение 3

Высшая психическая функция — обладает произвольностью и осознанностью, вырабатывается при освоении ребенком психических средств.

Определение 4

Закон детского развития — в каждом возрастном периоде доминирует конкретная психическая функция.

Определение 5

Закон ближайшего развития — психические процессы, которые формируются. Когда ребенок способен решить задачу при помощи взрослого.

Определение 6

Кризис развития — несоответствие психических возможностей социальной ситуации развития.

Определение 7

Новообразование — новое в психическом личностном строении, впервые возникшее на данном возрастном этапе.

Определение 8

Психическое средство — орудие для овладения собственным поведением.

Орудием являются знаки.

Определение 9

Системное строение сознания — все психические функции подчиняются доминирующей на конкретном этапе развития.

Определение 10

Социальная ситуация развития — отношения между ребенком и окружающим миром, характерные для данного периода развития.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Происхождение и развитие высших психических функций

10.06.2012

Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л. С. Выготским (1896—1934) принципиальные идеи и система основных понятий. В 1920—1930-х гг. им были разработаны основы культурно — исторической теории развития психики.

Хотя Выготский не успел создать завершенной теории, но общее понимание психического развития в детстве, содержащееся в трудах ученого, позже было существенно развито, конкретизировано и уточнено в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и других представителей школы Выготского. Основные положения культурно-исторического подхода изложены в работах Выготского: «Проблема культурного развития ребенка» (1928), «Инструментальный метод в психологии» (1930), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930), «История развития высших психических функций» (1930—1931), в наиболее известной книге ученого «Мышление и речь» (1933 —1934) и в ряде других.

Анализируя причины кризиса психологии как науки в первые десятилетия XX в., Л.С. Выготский обнаружил, что во всех современных ему концепциях развития психики реализован подход, который он назвал «

биологизаторским» или «натуралистическим».

Биологизаторская трактовка отождествляет, ставит в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка. Характеризуя традиционную точку зрения на психическое развитие (принадлежащую ассоциативной и бихевиористской психологии), Выготский выделяет три основных положения:

  • изучение высших психических функций со стороны составляющих их натуральных процессов;
  • сведение высших и сложных процессов к элементарным;
  • игнорирование специфических особенностей и закономерностей культурного развития поведения.

Он называл подобный подход к исследованию высших психических процессов «атомистическим», указывая на его принципиальную неадекватность. Критикуя традиционный подход, Выготский писал о том, что «детской психологии чуждо само понятие развития высших психических функций», что она «ограничивает понятие психического развития ребенка одним биологическим развитием элементарных функций, протекающим в прямой зависимости от созревания мозга как функции органического созревания ребенка».

Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развития высших психических функций человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм этого влияния.

Выготский выделял низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития) и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций — элементарных и высших. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, т.е.

натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями (ВПФ) люди могут сознательно управлять. Выготский пришел к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ. Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Брошенный человеком жребий представляет, по Выготскому, средство, с помощью которого человек преобразует и разрешает данную ситуацию. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак. Знаки (или стимулы-средства) — это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. В отличие от стимула средства, который может быть изобретен самим человеком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Универсальным знаком является слово.
Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации
(вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности. Интериоризация — фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе высших психических функций. Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Например, если говорить о произвольном внимании как высшей психической функции, то последовательность этапов его формирования такова: сначала взрослый в общении привлекает и направляет внимание ребенка; постепенно сам ребенок усваивает указательный жест и слово — происходит вращивание, интериоризация способов организации чужого и собственного внимания.
Также и речь: первоначально выступая внешним средством общения между людьми, она проходит промежуточную стадию (эгоцентрической речи), начинает выполнять интеллектуальную функцию, и постепенно становится внутренней, интериоризированной психической функцией. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания.

Проблемы интериоризации в те же годы разрабатывались французской социологической школой. К изначально существующему и изначально асоциальному индивидуальному сознанию извне прививаются некоторые формы общественного сознания (Э. Дюркгейм) или в него вносятся элементы внешней социальной деятельности, социального сотрудничества (П. Жанэ) — таково представление французской психологической школы. Для Выготского сознание складывается только в процессе интериоризации — никакого изначально асоциального сознания ни филогенетически, ни онтогенетически нет. В процессе интериоризации формируется человеческое сознание, возникают такие собственно человеческие психические процессы, как логическое мышление, воля, речь. Интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.

В общее понятие «развитие высших психических функций» Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:

  • процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления,
  • процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.).

Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.

Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития и в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс. Как подчеркивал A.M. Матюшкин, для Выготского «главная проблема и предмет исследования в том, чтобы понять «сплетение» двух типов процессов, проследить их конкретное своеобразие на каждой ступени развития, раскрыть возрастную и индивидуально — типологическую картину развития на каждом из этапов и по отношению к каждой высшей психической функции. Трудность для Выготского состоит не в том, чтобы проследить и понять отдельный процесс культурного развития, но в том, чтобы понять его особенности в сложном сплетении процессов».

Ключевые слова: Психика, Развитие, Выготский

Источник: Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Материалы по теме

Условия психического развития

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Закономерности психического развития в онтогенезе

Слободчиков В. И., Психология развития человека

Влияние природных особенностей на психическое развитие человека

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Факторы, определяющие развитие психики

Марцинковская Т.Д., Психология развития

Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Движущие силы психического развития человека

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Закон развития высших психических функций

Смирнова Е.О., Детская психология

Нарушения психического развития

Ги Палмад, Психотерапия

Что такое когнитивные функции


Что такое когнитивные функции?

Когнитивные функции — это психические процессы, которые позволяют нам выполнять любую задачу. Они позволяют субъекту играть активную роль в процессах получения, выбора, преобразования, хранения, обработки и поиска информации, позволяя субъекту ориентироваться в окружающем мире.


Каковы наиболее важные когнитивные функции?

Наиболее важными когнитивными функциями являются внимание, ориентация, память, гнозис, исполнительные функции, практика, язык, социальное познание и зрительно-пространственные навыки.


Ориентация

Что такое ориентация?

Ориентация — это способность, позволяющая постоянно осознавать себя и свое окружение.

• Личная ориентация: способность интегрировать информацию, касающуюся личной истории и личности.

• Ориентация во времени: возможность управлять информацией о дне, времени, месяце, году, праздниках, временах года, времени определенного поведения и т. д.

• Ориентация в пространстве: способность обрабатывать информацию о том, откуда человек пришел, где находится в любой конкретный момент, куда направляется и т. д.
Подробнее об Ориентации


Гнозис

Что такое гнозис?

Гнозис — это способность мозга распознавать ранее полученную информацию, такую ​​как объекты, лица или места, полученную от наших органов чувств. Таким образом, существуют разные типы гнозиса, по одному для каждой сенсорной модальности, и гнозис, объединяющий разные сенсорные модальности.

• Зрительный гнозис: способность визуально распознавать различные элементы и придавать им значение (предметы, лица, места, цвета и т. д.).

• Слуховой гнозис: способность распознавать и различать различные звуки.

• Тактильный гнозис: способность распознавать различные объекты на ощупь (текстуры, температуры и т.д.).

• Обонятельный гнозис: способность распознавать по запаху различные запахи.

• Вкусовой гнозис: способность распознавать по вкусу различные ароматы.

• Схема тела: способность распознавать и мысленно воспринимать тело в целом и его различные части, отработка движений, которые можно совершать каждой, и ориентация тела в пространстве.

Подробнее о Gnosis


Внимание

Что такое внимание?

Внимание — это процесс направления когнитивных ресурсов на определенные аспекты окружающей среды или на выполнение определенных действий, которые кажутся наиболее подходящими. Это относится к состоянию наблюдения и бдительности, которое позволяет осознавать, что происходит в окружающей среде (Ballesteros, 2000).

Другими словами, внимание — это способность генерировать, направлять и поддерживать соответствующее состояние бдительности для правильной обработки информации.

Существует пять различных процессов внимания:

• Устойчивое внимание: способность плавно удерживать фокус на задаче или событии в течение длительного периода времени.

• Избирательное внимание: способность направлять внимание и фокусироваться на чем-либо, не позволяя другим раздражителям, внутренним или внешним, прерывать выполнение задачи.

• Переменное внимание: способность плавно переключать внимание с одной задачи или внутренней нормы на другую.

• Скорость обработки: скорость, с которой мозг выполняет задачу (очевидно, она будет варьироваться в зависимости от задачи и других задействованных в ней когнитивных функций).

• Полупренебрежение: большая трудность или неспособность направить внимание в любую сторону (обычно влево) по отношению к телу, а также к пространству.

Подробнее о Внимание


Исполнительные функции

Что такое исполнительные функции?

Исполнительные функции — это сложные когнитивные процессы, необходимые для планирования, организации, руководства, пересмотра, регулирования и оценки поведения, необходимого для эффективной адаптации к окружающей среде и достижения целей (Bauermeister, 2008).

Исполнительная деятельность включает способности и процессы, жизненно важные для повседневной жизни, такие как:

• Рабочая память: система, которая позволяет поддерживать, обрабатывать и обрабатывать информацию в уме.

• Планирование: способность ставить цели, разрабатывать планы действий для их достижения (последовательность шагов) и выбирать подходящий на основе предвидения последствий.

• Рассуждение: способность сравнивать результаты, делать выводы и устанавливать абстрактные отношения.

• Гибкость: способность генерировать новые стратегии для адаптации поведения в соответствии с изменяющимися требованиями окружающей среды.

• Запрещение: способность игнорировать импульсы или нерелевантную информацию либо внутри, либо снаружи при выполнении задачи.

• Принятие решений: способность выбирать план действий после взвешивания различных возможных вариантов, а также их возможных результатов и последствий.

• Оценка времени: способность приблизительно оценивать течение времени и продолжительность действия или события.

• Двойное исполнение: способность выполнять две задачи одновременно (они должны быть двух разных типов), уделяя внимание обоим одновременно.

• Ветвление (многозадачность): способность организовывать и оптимально выполнять задачи одновременно, смешивая их, но всегда зная статус каждой.

Подробнее об исполнительных функциях


Praxis

Что такое praxis?

Праксис относится к выученной двигательной активности. Иными словами, праксис — это порождение волевого движения для совершения того или иного действия или достижения цели.
Различные типы праксиса включают:

• Идеомоторный праксис: способность намеренно совершать движения или простые жесты.

• Идеационная практика: способность манипулировать объектами посредством последовательности действий, что подразумевает знание функции объекта, знание действия и знание последовательности действий, ведущих к этому действию.

• Лицевая практика: способность произвольно совершать движения или жесты различными частями лица (губами, языком, глазами, бровями, щеками и т. д.).

• Зрительно-конструктивная практика: способность планировать и совершать движения, необходимые для организации ряда элементов в пространстве для формирования рисунка или завершенных трехмерных фигур.

Подробнее о Praxis


Память

Что такое память?

Память — это способность кодировать, хранить и эффективно извлекать ранее изученную информацию или прошлый опыт. Память делится на два основных типа:

• Эпизодическая память: относится к информации о событиях и переживаниях (где и когда).

• Семантическая память: относится к общим знаниям.

• Процедурная память: относится к конкретным действиям или последовательности выученных действий, большинство из которых автоматически извлекаются, не думая о действии или движении (часто трудно вербализовать).

Подробнее о памяти


Язык

Запросить язык?

Язык — это когнитивная функция высокого уровня, которая развивает процессы символизации, связанные с кодированием и декодированием.

Согласно Lecours et al. (1979), язык относится к производству устных или письменных знаков, которые символизируют объекты, идеи и т. д. в соответствии с собственной конвенцией языкового сообщества.
В языке существуют различные функции, которые могут быть нарушены:

• Выражение: способность формулировать мысли осмысленно и грамматически правильно.

• Понимание: способность понимать значение слов и идей.

• Словарный запас: лексические знания.

• Именование: способность давать имена предметам, людям или событиям.

• Именование: способность давать имена предметам, людям или событиям.

• Беглость: способность быстро и эффективно создавать лингвистический контент.

• Дискриминация: способность распознавать, различать и интерпретировать контент, связанный с языком.

• Повторение: способность воспроизводить те же самые звуки, которые вы слышите.

• Письмо: способность преобразовывать идеи в символы, символы и изображения.

• Чтение: способность интерпретировать символы, символы и изображения и преобразовывать их в речь.

Подробнее о языке


Социальное познание

Совместные когнитивные и эмоциональные процессы, посредством которых мы интерпретируем, анализируем, запоминаем и используем информацию о социальном мире. Это относится к тому, как мы думаем о себе, других и их поведении, социальных отношениях, а также о том, как мы понимаем всю эту информацию и соответствующим образом обосновываем свое поведение.

Подробнее о социальном познании


Зрительно-пространственные навыки

Что такое зрительно-пространственные навыки?

Зрительно-пространственные навыки — это способность представлять, анализировать и мысленно манипулировать объектами. Есть две важные концепции, относящиеся к зрительно-пространственным навыкам:

• Пространственное отношение: способность мысленно воспринимать и манипулировать объектами в двух измерениях.
• Пространственная визуализация: способность мысленно воспринимать трехмерные объекты и манипулировать ими.

Подробнее о зрительно-пространственных навыках


Когда начинают ухудшаться когнитивные функции?

Потеря когнитивных способностей происходит из-за нормального процесса старения. То, как мы стареем и как переживаем этот процесс, а также наше здоровье и функциональные возможности зависят как от генетической структуры, так и от окружающей среды, которая окружала нас на протяжении всей жизни.

Кроме того, существуют другие факторы, которые могут изменить когнитивные способности, такие как нейродегенеративные заболевания, нарушения развития нервной системы, умственная отсталость или психические заболевания. Также употребление наркотических веществ, алкоголизм, тяжелые физические или психические травмы могут влиять на мозговую деятельность острым или хроническим образом.

Как сохранить когнитивные функции?

Было показано, что ухудшение состояния замедляется, а дефицит выражен мягче, если мы ведем активный и здоровый образ жизни в стимулирующей среде и продолжаем работать над своими способностями с помощью практик и упражнений когнитивной стимуляции.


Для чего мы используем когнитивные функции?

Высшие функции мозга , такие как рассуждение, память и внимание необходимы для полноценной и независимой жизни. В течение дня мы непрерывно используем когнитивные функции. Наш мозг использует различные когнитивные способности для приготовления пищи, вождения автомобиля или проведения собраний, активация различных частей наших полушарий в большей или меньшей степени.

Почему важны когнитивные функции?
Все действия, которые мы выполняем, требуют использования наших функций мозга , которые включают миллионы нейронных связей , распределенных по долям нашего мозга, и активацию различных областей мозга для адекватного взаимодействия с окружающей средой и обработки информации, которую мы получаем. получить по разным каналам.

Как мы используем когнитивные функции?
Обработка информации в сознании человека осуществляется через когнитивную систему . Человеку отводится активная роль в процессах приема, отбора, преобразования, обработки, восстановления и трансформации информации, поступающей в мозг . Обработка такой информации состоит из взаимосвязанных когнитивных операций, которые действуют вместе для выполнения самых сложных мыслительных операций . Таким образом, когнитивная функция может быть объединена или дополнена другими, чтобы сформировать более высокую единицу, когнитивный процесс , в который можно вмешиваться, работая над его самыми основными единицами (когнитивные функции) или над его более сложными процессами (мышление). навыки).

Тесты на высшие когнитивные функции

3 нояб. 2022 г. Мирна Байзер Шнур, MSN, RN


Оценка психического здоровья имеет решающее значение для оценки функции мозга, особенно когнитивных функций. Хотя тесты нейровизуализации могут исследовать структуру, кровоток, метаболическую функцию и аномальные отложения белка в мозге, по-прежнему нет возможности напрямую наблюдать за когнитивной функцией (Mendez, 2019).). Когнитивная функция относится к психическим процессам, необходимым для обучения и понимания. Основные когнитивные функции включают ориентацию, внимание и память. Высшие когнитивные функции представляют собой более сложные мыслительные процессы и оцениваются с помощью тестов на информацию и словарный запас, счет, абстрактное мышление и конструктивные способности (Bickley et al., 2021). Давайте рассмотрим высшие когнитивные функции и то, как вы можете оценить каждую из них во время оценки психического здоровья.

Информация и словарный запас (Bickley et al., 2021)

При оценке информации и словарного запаса учитывайте культуру и уровень образования пациента. Начните с простых вопросов — спросите об их работе или хобби — прежде чем задавать более сложные вопросы, такие как имена государственных деятелей или вопросы о географии. Наблюдайте за их пониманием информации, уровнем сложности идей и выбором слов.

Тестирование помогает отличить людей с пожизненными интеллектуальными проблемами, которые обладают ограниченной информацией и словарным запасом, от людей с легкой или умеренной деменцией, чья информация и словарный запас не повреждены.

Расчетная мощность (Bickley et al., 2021)

Попросите пациента выполнить математические вычисления, начиная с простого сложения и умножения однозначных чисел. Переходите к более сложным задачам, используя двузначные числа; более длинные, письменные задачи; или практические вопросы, связанные с оплатой товара и расчетом сдачи.

У пациентов, которые не могут выполнять эти типы вычислений, может быть деменция или афазия. Не забудьте принять во внимание базу знаний и уровень образования пациента.

Абстрактное мышление (Бикли и др., 2021)

Способность человека мыслить абстрактно можно проверить, используя пословицы и задавая вопросы о сходстве между двумя вещами. Например, спросите, что означает пословица «Вовремя сделанный стежок спасает девять». Большинство пациентов будут давать абстрактные или полуабстрактные ответы. Лица с умственной отсталостью, делирием или слабоумием обычно реагируют конкретно, но это также может быть признаком недостаточного образования. Больные шизофренией часто реагируют конкретно или дают личные и странные интерпретации.

Вы также можете попросить пациента рассказать вам, чем похожи две вещи, например, банан и персик. Оцените, является ли ответ правильным и актуальным, а также насколько он конкретен или абстрактен.

Конструктивные возможности (Bickley et al., 2021)

Попросите пациента скопировать графику возрастающей сложности на лист чистой нелинованной бумаги. Покажите каждую фигуру по одной и попросите пациента скопировать ее изо всех сил. Если у пациента нормальное зрение и двигательные способности, но он не может выполнить задачу, это может указывать на деменцию, умственную отсталость или повреждение теменной доли.

Тест рисования часов (CDT) (Mendez, 2019)

Альтернативный вариант рисования графика выше — попросить пациента нарисовать циферблат аналоговых часов, включая все числа. Попросите их установить стрелки на определенное время (например, за 5 минут до 12:00). CDT помогает оценить зрительно-пространственные способности, исполнительную функцию, двигательную активность, внимание, понимание языка и числовые знания. Его можно использовать для тестирования широкого круга пациентов, независимо от языка, образования или культурного происхождения.

Вместе эти тесты помогают составить более четкую картину общего состояния психического здоровья и когнитивных функций пациента. Они также помогают в дифференциации расстройств, таких как делирий, деменция и нарушение интеллектуальных способностей.

Каталожные номера:
Бикли, Л.С., Силаги, П.Г., Хоффман, Р.М., и Сориано, Р.П. (2021). Руководство Бейта по физическому осмотру и сбору анамнеза (13-е изд.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts