Взаимодействие — это общее понятие, принятое для обозначения воздействия вещей (см. Вещь) друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого со-бытия, человеческой деятельности и познания. В понятии «взаимодействие» фиксируются «прямые» и «обратные» воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, формы кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества. Взаимодействие охватывает прямые и опосредованные отношения между объектами и системами. Примерами прямых взаимодействий оперирует классическая механика, когда рассматривает соударения и отталкивания, передающие движение от одного тела к другому. В области общественной примером взаимодействий может быть непосредственное общение между человеческими индивидами. Зачастую взаимодействия отождествляют именно с непосредственным взаимодействием. В простейшем анализе взаимодействия предположена взаимосвязь двух объектов или двух субъектов. Так, многие социологические учебники начинают рассмотрение социальных взаимодействий с взаимодействия двух или более индивидов; то есть имеется в виду, что там, где взаимодействует более двух, взаимодействие строится всё равно по простой схеме субъект-субъектной взаимосвязи. Однако при более внимательном анализе выявляется, что «чистое» взаимодействие двух — это идеализация, оставляющая за рамками «скрытых» посредников: нормы, стереотипы, ориентации, выходящие «за границы» непосредственного контакта. В сфере анализа природных объектов и систем также приходится при характеристике взаимодействия учитывать разного рода временные, ансамблевые, популяционные зависимости, не фиксируемые в рамках непосредственных взаимодействий. Человек, таким образом, оказывается втянут в цепочки и серии взаимодействий. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных взаимодействий, а контакт с системами взаимодействий. Собственно, это и отличает современную «неклассическую» ситуацию познания от классической, образованной «вокруг» отдельного взаимодействия вещей, предполагающей отдельного субъекта с отдельным актом фиксации взаимодействия. Но чем заметнее это отличие, тем яснее, что определение познавательной ситуации схемой отдельного взаимодействия было своего рода идеализацией, акцентированной на привычных и устойчивых формах человеческого опыта. Простота опыта человеческих взаимодействий оказалась предзаданной, обусловленной, потребовавшей дополняющих обычный опыт объяснений.Непосредственные взаимодействия выявляют отдельные свойства объектов, но далеко не всегда могут характеризовать их особенности, определённость присущих им форм движения. Конкретизация представлений о типах движения, об особых совокупностях взаимосвязанных объектов, об их качествах достигается человеком за счёт создания средств измерения, понятий о мерах, знаний о категориях явлений и способах их сопоставления. Этот опыт закрепляется в познании, которое принято называть научным. Однако именно благодаря последнему выясняется, что и обыденный опыт человека насыщен схемами, позволяющими ему включать в восприятие и осмысление непосредственных взаимодействий обобщающие и ориентирующие формы. В плане собственно философском понятие взаимодействия оказывается одним из самых важных в выяснении отношений между феноменологией и метафизикой. Ключевым является вопрос о соотношении данности человеку ситуации его бытия и необходимости для человека выходить за пределы этой данности, учитывать эту необходимость в характеристиках своего бытия. Взаимодействия являются исходными пунктами разного рода познавательных ситуаций постольку, поскольку они обнаруживают сдвиги и изменения в состояниях и движениях предметов, в позициях, действиях и восприятиях человека. В этом смысле взаимодействие, «открывая» свойства включённых в него объектов, вместе с тем косвенным образом определяет ситуацию познания, фиксирует познавательные способности субъекта, его «помещённость» в ситуацию, его причастность взаимодействию, а стало быть, и его собственные свойства. Взаимодействие содержит в себе познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря «включённости» познающего человека в ситуацию, с другой стороны — оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение взаимодействия и его обнаружения человеком. Данность взаимодействий ставит человека перед необходимостью считаться с их объективными свойствами, не зависящими от его познавательной установки и его воздействия на логику вещей. |
Межличностное взаимодействие — это… Определение, основные понятия, виды и уровни общения
Типы взаимодействия
В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.
Основные типы взаимодействия людей
Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.
Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.
Типы взаимодействия в процессе общения
- Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
- Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.
Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.
Типы и виды взаимодействия
- Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
- Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
- Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.
Стили и типы взаимодействия их особенности
- Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
- Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
- Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
- Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
- Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.
Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.
Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.
Общение как процесс взаимодействия и взаимовлияния людей
Общение как процесс взаимодействия и взаимовлияния людей — Мегаобучалка
Главная | О нас | Обратная связь |
- Автоматизация
- Автостроение
- Антропология
- Археология
- Архитектура
- Астрономия
- Предпринимательство
- Биология
- Биотехнология
- Ботаника
- Бухгалтерский учет
- Генетика
- География
- Геология
- Государство
- Демография
- Деревообработка
- Журналистика и СМИ
- Зоология
- Изобретательство
- Иностранные языки
- Информатика
- Информационные системы
- Искусство
- История
- Кинематография
- Кораблестроение
- Кулинария
- Культура
- Лексикология
- Литература
- Логика
- Маркетинг
- Математика
- Математический анализ
- Материаловедение
- Машиностроение
- Медицина
- Менеджмент
- Металлургия
- Метрология
- Механика
- ОБЖ
- Охрана Труда
- Педагогика
- Политология
- Правоотношение
- Программирование
- Производство
- Промышленность
- Психология
- Радио
- Разное
- Социология
- Спорт
- Статистика
- Строительство
- Теология
- Технологии
- Туризм
- Усадьба
- Физика
- Физиология
- Философия
- Финансы
- Химия
- Черчение
- Экология
- Экономика
- Электротехника
⇐ Предыдущая17Следующая ⇒
Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь
.
Социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди действуют и реагируют на действие других.
Социальное взаимодействие изучается на двух уровнях: макроуровень
включает такие крупные структуры, как правительство и торговля; такие институты, как религия и семья.
Микроуровень
состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Хотя при любых социальных условиях люди взаимодействуют на обоих уровнях.
Теории взаимодействия:
1) Психоаналитическая
. Индивиды образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам группы. Это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, а обусловлено тем, что мы отождествляем лидеров с богоподобными личностями, какими в детстве казались наши отцы. Межличностное взаимодействие в основном определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в том периоде.
2) Основой теории обмена
стало представление о социальном взаимодействии; он уделил главное внимание воздействию вознаграждений и затрат на поведение людей. Согласно этой теории, поведение человека обусловлено 4 принципами:
a) Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется;
b) Если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию;
c) Если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий;
d) Когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей степени стремится прилагать усилия ради их удовлетворения (ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем работают менее продуктивно).
3) Концепция социальной драматургии
(теория управления впечатлениями) трактует социальные ситуации как драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создать и поддержать о себе определенные впечатления, как правило, хорошие. Люди с плохой репутацией могут испытывать трудности в процессе управления впечатлениями.
4) Символический интеракционизм
. Сущность теории: взаимодействие людей – это непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают друг друга, намерения друг друга, осмысливают эти намерения, проводят их, на них реагируют. Взаимодействие на уровне символов и значений этих символов. Люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов. Часто интерпретативный аспект общения отрывается от содержания предмета.
a) Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам внешнего мира определяется тем значением, которое они им придают.
b) Люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения.
5) Теория этнометодологии
рассматриваются принимаемые на веру правила, регулирующие взаимодействия людей (эти правила могут определять, когда уместно что-то сказать или промолчать, или пошутить и т.д.).
6) Транзактный анализ –
направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.
С точки зрения транзактного анализа, каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Они условно обозначены «Эго-состояниями
» («состояниями Я»). Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо»).
Транзакция
– единица общения, в которой инициатор общения выступает транзакционным стимулом, а собеседник проявляет транзактную реакцию.
Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный
» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции.
Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися
». Житейский пример приводится в следующей схеме (рис. 7.2.).
Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого (I). Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя (II), а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка (III). В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика.
Второй показатель эффективности – адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам
,
полуритуалам
(имеющим место в развлечениях) и
играм
(понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.). Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Различают три основных стиля действий:
ритуальный
,
манипулятивный
и
гуманистический
. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше.
Типы взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). Кооперация
– это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.
Конкуренция
– это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.
В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличностных отношений между людьми.
В процессе осуществления этих типов взаимодействия, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения:
1. Сотрудничество
, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции).
2. Противодействие
, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).
3. Компромисс
, реализующийся в частном достижении целей партеров ради условного равенства.
4. Уступчивость
, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм).
5. Избегание
, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
7.4. Общение как восприятие людьми друг друга
Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной
стороной общения.
Взаимопонимание – социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: 1) согласовании индивидуального осмысления предмета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.
Причинами недопонимания могут быть:
· отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
· различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
· дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
· умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
· отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
· отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
· нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
· потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.
Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Важнейшими условиями взаимопонимания являются:
u понимание речи взаимодействующей личности;
u осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;
u выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;
u выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.
Соблюдение условий взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.
Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Особенностями социальной перцепции являются:
1. Активность
субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону.
2. Целостность
воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.
3. Мотивированность
субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.
Функции социальной перцепции: а) познание себя; б) познание партнеров по взаимодействию; в) установление эмоциональных отношений; г) организация совместной деятельности.
Виды социальной перцепции. Она обычно проявляется как:
1. Восприятие членами группы: а) друг друга; б)членов другой группы.
2. Восприятие человеком: а) самого себя; б) своей группы; в) «чужой группы».
3. Восприятие группой: а) своего человека; б) членов другой группы.
4. Восприятие группой другой группы (или групп).
Процесс социальной перцепции
представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.
В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует и свои отношения, и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.
Эффекты социальной перцепции. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.
1) Эффект установки
играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах.
Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявляемой фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он очень крупный ученый. После этого каждой из групп было предложено было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза «говорили» о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
Аналогичные эксперименты были осуществлены с формированием установки «учительница» и «актриса» при предъявлении женских фотографий.
2) Сущность эффекта ореола
заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.
3) Тесно связаны с этим эффектом и эффект «первичности и новизны»
. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая».
4) На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации
. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.
⇐ Предыдущая17Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
I II III | Р |
Д | Д Транзакции «Дополнительные» «Пересекающиеся» «Пересекающиеся» |
Рис. 7.2. Распределение позиций во взаимодействии (транзактный анализ) |
Механизмы взаимодействия субъектов социально активного образования
Каким должно быть современное образование? Ответ на этот вопрос педагогической науки, в условиях современных динамично изменяющихся социально-экономических отношений, по-разному раскрывается в рамках существующих образовательных парадигм.
В рамках знаниево-ориентрованной парадигмы образование представляется как процесс подготовки подрастающего поколения к жизни посредством усвоения социального опыта.
В рамках гуманистической парадигмы образование направлено на становление личности, обретение ею своего образа, раскрытию сущности.
В рамках вероятностной (системно-синергетической) парадигмы образование осуществляется в течение всей жизни, а потому оно есть жизнь человека в его самостановлении и самореализации. Мир изменяется настолько динамично, что сложно предсказать, что будет востребовано в будущем, а потому необходимо, чтобы человек был способен и готов самостоятельно действовать в ситуациях высокой степени неопределенности.
Особенность нашего времени заключается в том, что эти парадигмы образования не последовательно сменяют друг друга, а функционируют одновременно, что приводит к отсутствию единого понятийно терминологического поля таких проблем как развитие социальной активности, плюралистичностью подходов к их решению.
В рамках знаниево-ориентированной парадигмы социальная активность это осознанная, интенсивная деятельность по принятию диктуемых приоритетов и их реализации. Включение детей в организуемую педагогом деятельность служит основным способом развития их активности.
В рамках гуманистической парадигмы социальная активность проявляется в самореализации личностью своего потенциала. Необходимо создать условия для его раскрытия, для чего разрабатывается система педагогической поддержки.
В рамках вероятностной парадигмы социальная активность проявляется в самодетерминированности деятельности личности в социальном взаимодействии, обеспечивающей самореализацию заложенного в личности потенциала с учетом социальных ценностей.
Именно в рамках последней парадигмы и появляется концепция социально активного образования, согласно которой реальные проблемы внешнего окружающего социального мира необходимо сделать «обучающим материалом» для развития навыков самоорганизации, самостоятельного разрешения таких проблем [1, с. 76].
Образования – открытого для взаимодействия с социальной средой.
Образования, субъектами которого выступают педагоги, дети, родители, администрация, а также коллективные субъекты классы, группы и в целом образовательные учреждения.
Образования, в процессе которого образовательное учреждение не только реагирует на вызовы внешней среды, но переходит к упреждающему влиянию на местное сообщество.
Образования, которое не просто готовит к жизни в социуме, а осуществляет преобразующие взаимодействие с ним, образуя единое с сообществом социально-образовательное пространство.
В реализации данной модели образования одним из сложнейших является вопрос о механизмах взаимодействия субъектов социально активного образования.
Под механизмом в самом общем виде понимается не столько некий посредник сам по себе, сколько некий процесс, обеспечивающий преобразование (передачу) того, что имеется в одном, в то, что требуется в другом.
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [2, с. 82] в результате которого происходят изменения их исходных качеств или состояний. Оно ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию [3, с. 127-128]. Проявляется в удовлетворении интересов, реализации возможностей, разрешении проблем, организации совместной деятельности, поиске и обретении партнеров и дополнительных ресурсов.
Следовательно, механизмы взаимодействия – это процессы, обеспечивающие связь между субъектами, их общее действие.
Видами взаимодействия являются: сотрудничество, конкуренция и конфликт. Отметим, что механизмы взаимодействия субъектов социально активного образования направлены на интеграцию, сотрудничество, достижение синергетического эффекта (т.е. эффекту приращения энергии, качеств, благодаря взаимодействию субъектов).
В то же время это взаимодействие осуществляется в реальных социально-экономических условиях, а современное общество ориентировано на конкуренцию, поэтому во взаимодействии субъектов образовательного процесса присутствует стремление к превосходству, соперничество. Способствуют этому и многочисленные конкурсы, соревнования которыми наполнено образовательное пространство.
Безусловно, каждый из видов взаимодействия выполняет определенную конструктивную функцию, однако обратим внимание на важную закономерность, что от характера внешнего взаимодействия зависит система формирования отношений личности (что было выявлено представителями ситуационного подхода в частности Шерифом во время исследования межличностных и межгрупповых отношений – так состязания приводит к росту агрессивности во взаимоотношениях) Поскольку результатом взаимодействия является изменение состояния субъектов (посредством интериоризации), то преобладание во взаимодействии конкуренции приводит к «отчуждению», неумению сотрудничать, согласовывать интересы и действия, интегрировать ресурсы для выполнения совместной деятельности. Во взаимодействии начинает преобладает направленность на «выиграть за счет…» и совершенное неверие в стратегию «выиграет каждый».
Преодолеть этот стереотип не просто. Одним из путей как раз и является построение таких механизмов взаимодействия, которые позволяют ощутить ценность взаимосодействия, результативность сотрудничества.
Существуют различные типы связей субъектов взаимодействия: «колесо», «цепь», «иерархия», «сеть».
В деятельности городских опорных площадок г. Челябинска по проблеме развития социальной активности и инициативности детей и подростков апробируется модель сетевого взаимодействия и соответственно механизмы сетевого взаимодействия субъектов социально активного образования.
Сетевое взаимодействие – взаимодействие субъектов в процессе которого обеспечивается взаимодействие каждого субъекта с каждым субъектом.
В качестве таких субъектов выступают образовательные учреждения, получившие статус городских опорных площадок. Поэтому в первую очередь рассматривался и уровень взаимодействия между учреждениями образования города, учреждениями, имеющими статус городской опорной площадки и координирующим работу опорных площадок Муниципальным учреждением дополнительного образования центром творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива». Взаимодействие данного сетевого сообщества было организовано при помощи сетевых узлов — звеньев сетевой организации, обеспечивающих взаимодействие между субъектами сети по удовлетворению какого-либо общего интереса (такими узлами стали сетевые проекты) и механизмов матричного управления (направленного не на совершенствование деятельности отдельных субъектов, а на улучшение их взаимодействия в целях реализации проектов). Это позволяет интегрировать ресурсы, преодолеть внутриорганизационные барьеры, достичь большей скоординированности субъектов, получить высококачественный результат по проектам.
К апробированным механизмам сетевого взаимодействия относятся: единое проблемное поле (развитие социальной активности и инициативы детей), совместное планирование (посредством методов групповых дискуссий, проведения круглых столов, семинаров-тренингов), информационное взаимодействие (обмен методической продукцией, информирование о планах, сводный план), командообразование (осуществление позиционирования, создание организационной культуры), проектирование (разработка социальных и социально-педагогических проектов на разных уровнях), совместная деятельность (сотрудничество в рамках реализации сетевых проектов, городских мероприятий), обеспечение цикличности совместной деятельности (определен и систематически реализуется цикл от построения планов через их реализацию к анализу в конце года), обобщение, анализ и предъявление результатов совместной деятельности (посредством открытых городских мероприятий, семинаров и конференций).
Далее в процессе деятельности стала очевидной потребность в расширении сетевого сообщества для диффузии (распространения) разработанных в нем инноваций. Сами механизмы сетевого взаимодействия стали такой инновацией. Видится два направления этого процесса — распространения данной модели взаимодействия в самом образовательном учреждении, и использование механизмов сетевого взаимодействия и во взаимодействии с управлением образования, потенциальными и реальными социальными партнерами.
В первом случае механизмы сетевого взаимодействия помогут сделать более социально активным сам учебно-воспитательный процесс. Разделяя позицию В.К. Дьяченко, отметим, что сегодня в нем преобладают формы группового взаимодействия, в соответствии с которыми активность в каждый момент общения могут проявлять от 2 до 7 человек, а остальная группа в этот момент слушает, при такой работе практически отсутствует взаимное сотрудничество, находясь в группе каждый индивидуально воспринимает то, что слышит и выражает собственное мнение [4, с. 67 — 69]. Задачи объединить усилия для решения проблемы, возможность раскрыть свой индивидуальный субъектный опыт, обменяться этим опытом и открыть, таким образом, ценность сотрудничества как вида взаимодействия остается минимальной. Этот потенциал заложен в сетевом взаимодействии, позволяющем каждому участнику образовательного процесса стать субъектом и вступать во взаимодействие с каждым субъектом, одновременно делясь собственным субъектным опытом и обогащая его.
В качестве примера из апробированных форм можно назвать следующие формы.
1. «Интегратор» – после индивидуального выполнения задания обучающиеся объединяются последовательно в пары, четверки, восьмерки интегрируя индивидуальные наработки в общее решение.
2. «Вертушка» – образуется ситуация периодической смены пар, в паре выполняется часть задания, затем происходит смена пар, после завершения работы пар разного состава участники индивидуально завершают выполнение задания, происходит обогащение его вклад в него внесли все кто работал с ним и он повлиял на результат работы встретившихся напарников.
3. «Проблемные столы» – участники письменно индивидуально отвечают на поставленные вопросы, размещают их по стопкам, затем в микрогруппах анализируют групповое мнение и синтезируют, обобщают представляя групповой ответ.
При помощи данных форм реализуются такие механизмы сетевого взаимодействия как: формирование общего проблемного поля, общее видение перспектив развития, совместное планирование и проектирование, совместный анализ. Универсальность этих форм позволяет использовать их как в учебном, так и во внеучебном процессе, как в работе с учащимися, так и со взрослыми, а также в работе разновозрастных групп. Их апробация в рамках учебного и воспитательного процессе на факультете социального образования ЧГПУ позволила существенно активизировать работу органов студенческого самоуправления, реализовать ряд студенческих инициатив по совершенствованию образовательного процесса в целом и организации жизни факультета, улучшить организацию практик студентов.
С другой стороны, возникает потребность в использовании механизмов сетевого взаимодействия и во взаимодействии с внешней социальной средой, потенциальными и реальными социальными партнерами, для построения единого социального пространства.
Так анализ ситуации взаимодействия показал, что в рамках линейно-функциональной структуры обнаруживается прерывность информационных потоков, трудности в распространении разработанных в результате деятельности опорных площадок инноваций. Исследования показывают, что часто препятствием на пути эффективной совместной деятельности становятся ошибки восприятия, возникающие в процессе общения людей при понимании поведения другого человека.
Механизмы социально активного образования предполагают открытость во взаимодействии его субъектов с социальными партнерами по решению актуальных социальных проблем. Такая открытость обеспечивается готовностью сторон к диалогу, позволяющему прояснить позиции друг друга, найти общее, определить общий интерес, совместно выстроить приоритеты, наладить сотрудничество.
Опыт такого взаимодействия был получен в ходе проведения семинара для кураторов городских опорных площадок и специалистов районных управлений образований Челябинска (ноябрь 2008). В основе была заложена методика неформального (или внеформального) образования и разработанная нами технология коллективной проектировочной деятельности. Задействовав механизмы совместной игровой и проектировочной деятельности, стратегического планирования, совместного принятия планов сумели сделать шаг в совершенствовании взаимодействия между участниками семинара.
Однако, это только один шаг, открывающий важный путь дальнейшей работы по разработке, апробации и распространению механизмов сетевого взаимодействия в этом направлении.
Выявленная замкнутость образовательных учреждений на взаимодействие только с учреждениями сферы образования, обедняет само содержание пространства социального взаимодействия его субъектов. Социальными партнерами могут выступать заинтересованные общественные организации (которые часто инициируют образовательные проекты), представители различных органов власти (депутаты, чиновники), представители бизнес-структур, учреждений культуры и др. Чем разнообразнее такое партнерство, тем шире социально-образовательное пространство.
В его построении помогают выявленные механизмы. Важна личная встреча сторон, построенная в форме открытого диалога, но не как групповая работа (при которой один говорит, а все слушают и происходит только смена говорящего), а как совместная деятельность (по определению ценностей и перспектив общего сотрудничества, обсуждения проектов в которой в активной позиции находится каждый), завершающаяся рефлексией того, какую ответственность за реализацию намеченных планов каждый участник готов взять на себя, и на этой основе заключение договоренностей.
Мы осознаем, что любая педагогическая система это сложная, открытая для обмена, самоорганизующаяся, а потому вероятностная система. В этой системе все ее элементы тесно взаимосвязаны и для осуществления образовательного процесса, соответствующего современным образовательным парадигмам, необходимо изменение самих компонентов системы, однако теория и практика показывает, что эффективным является и путь совершенствования механизмов взаимодействия элементов системы.
Основа образовательного процесса – взаимодействие. Наиболее эффективно субъект-субъектное взаимодействие. Для построения такого взаимодействия необходимы соответствующие механизмы, позволяющие человеку с одной стороны, ощутить себя источником активности, способным намеренно изменять себя и преобразовывать мир (т.е. быть субъектом), а с другой стороны – умеющего ценить другого, его интересы и строить совместную деятельность в рамках стратегии «Выигрывают все» (т.е. относиться к другому как к субъекту).
Педагог, осуществляя педагогический процесс, воздействует на организацию взаимодействия, предлагая определенные принципы, формы, содержание образовательного взаимодействия, но только получив отклик или обратную связь от обучающегося, он может судить о том, насколько тот готов их принять и в соответствии с ними сотрудничать. Реализация представленных механизмов позволяет педагогу при соучастии обучающихся выстраивать взаимодействие и расширять его за счет включения новых субъектов (а не только диктовать условия, а затем преодолевать сопротивление по их принятию обучающимися).
Представленные механизмы сетевого взаимодействия несут огромный потенциал для повышения социальной активности субъектов образовательного процесса, так как создают возможность приобретения опыта конструктивного разрешения социальных противоречий в процессе сотрудничества (работая и на то, чтобы само образование было социально активным).
Литература
1. Седельников, А. Социально активное образование как институциональный партнер территориального общественного самоуправления / А. Седельников // Народное образование. – 2008. – №1. – С. 75-80.
2. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2001.
3. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство /А.С. Белкин. – Челябинск: Южноур. книжн. изд-во, 2004.
4. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2005. – 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, активное образование, взаимодействие, образовательный процесс, социальная активность, субъект, механизм, взаимодействие субъектов, образование, совместная деятельность.
Взаимодействие Определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
[ ин-тер-ак-шухн ]
/ ˌɪn tərˈæk ʃən /
Сохранить это слово!
См. синонимы для: взаимодействие/взаимодействия на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
сущ.
взаимное действие, эффект или влияние.
Физика.
- прямое воздействие одного вида частиц на другой, в частности, вызывающее испускание или поглощение одной частицы другой.
- математическое выражение, определяющее характер и силу этого эффекта.
ВИКТОРИНА
Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?
Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!
Вопрос 1 из 6
Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?
Происхождение взаимодействия
Впервые зафиксировано в 1825–1835 гг.; взаимодействие
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ взаимодействия
интерактивный, прилагательноеСлова рядом взаимодействие
интер, интерак, интерацинус, взаимодействовать, интерактант, взаимодействие, интеракционизм, интерактивный, интерактивный инжиниринг, интерактивный художественная литература, интерактивное видео
Dictionary. com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Слова, связанные с взаимодействием
общение, сотрудничество, синергия, взаимосвязь
Как использовать взаимодействие в предложении
Часть удовольствия от прогулки есть взаимодействие, даже на расстоянии, с персоналом.
Теперь это обслуживание номеров: каково это — заселиться в отель только на ужин|Том Сиетсема|12 февраля 2021 г.|Washington Post
Кроме того, лига стремится ограничить социальное взаимодействие для команд на выезде.
НХЛ добавляет экспресс-тестирование в игровой день к протоколам коронавируса|Саманта Пелл|12 февраля 2021 г.|Washington Post
Заседания совета директоров быстро приобретают все большее значение для обеспечения последовательного и жизненно важного взаимодействия в организации.
Передовой опыт проведения совещаний совета директоров Zoom на ранних стадиях стартапов|Уолтер Томпсон|12 февраля 2021 г. |TechCrunch
Пандемии в такой же степени являются продуктом человеческого поведения, как и биологии, потому что вирус распространяется посредством социального взаимодействия.
Исследователи выявили социальные факторы, прививающие некоторые сообщества от коронавируса|Кристофер Ингрэм|11 февраля 2021 г.|Washington Post
Вы их находите, убегаете и прячетесь, хотя между монстром и игроком больше взаимодействия по сравнению с первым игра.
«Маленькие кошмары II» заставляли меня бояться каждого момента. И мне понравилось.|Элиз Фэвис|9 февраля, 2021|Washington Post
После четырех или пяти месяцев случайного общения они оба поняли, что потеряли молодого родителя из-за рака.
Все на этом званом ужине кого-то потеряли|Саманта Левин|6 января 2015|DAILY BEAST
Иногда все, что не так с более крупной динамикой, фиксируется в одном небольшом взаимодействии.
«Сент-Луис Рэмс» вступает в битву Фергюсона|Салли Кон|1 декабря 2014 г. |DAILY BEAST
В противном случае мы морально разрушаем окружающую среду, чтобы быть тем типом, который делает взаимодействие с другими такими трудными в первую очередь.
Эй, придурки, «комплименты» — это тоже домогательство|Таурик Муса|5 ноября 2014|DAILY BEAST
Я думаю, первое очевидное, что мы можем сделать, это снять на видео каждое взаимодействие с полицией — нательные камеры, камеры в машине — вы называете это.
Неправда и последствия в Фергюсоне|Мэтт Льюис|25 октября 2014 г.|DAILY BEAST
Тем не менее, после почти месяца в море, я думаю, они хотят перезарядиться, готовы к взаимодействию с внешним миром.
Внутри крупнейшей парусной гонки|Лиззи Крокер|11 октября 2014 г.|DAILY BEAST
Метафизики бесконечно спорят о взаимодействии разума и материи.
Анализ разума | Бертран Рассел
Обсуждается взаимодействие между физическими и психическими вещами и возможность свободы в мире фиксированных причин.
Книга Жизни: Том. Я разум и тело; Том. II Любовь и общество|Аптон Синклер
Исследователь человеческого прогресса, вероятно, будет все больше впечатляться взаимодействием между идеями и институтами.
Этика сотрудничества|Джеймс Хейден Тафтс
Таким образом, и здесь каждый элемент усиливает друг друга; все факторы жизни находятся в постоянном взаимодействии.
Элементы народной психологии|Вильгельм Вундт
Мы видим этот сложный процесс взаимодействия языка и мысли реально происходящим на наших глазах.
Language|Edward Sapir
Определения Британского словаря для взаимодействия
взаимодействие
/ (ˌɪntərˈækʃən) /
сущ. гравитационное взаимодействие, слабое взаимодействие, электрослабое взаимодействие. © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
определение взаимодействия по Медицинскому словарю
взаимодействие
[in″ter-ak´shun]1. качество, состояние, или процесс (две или более вещи), действующие друг на друга.
2. взаимные действия или влияния между людьми, такими как мать-ребенок, муж-жена, клиент-медсестра или родитель-учитель.
Лекарственное взаимодействие см. Лекарственное взаимодействие.
нарушение социального взаимодействия сестринский диагноз, принятый Североамериканской ассоциацией диагностики сестринского дела, определяемый как состояние, при котором человек участвует либо в недостаточном, либо в чрезмерном количестве социального обмена, либо с неэффективным качеством социального обмена. См. также социальную изоляцию.
Энциклопедия и словарь Миллера-Кина по медицине, сестринскому делу и смежным вопросам здравоохранения, седьмое издание. © 2003, Saunders, издательство Elsevier, Inc. Все права защищены.
взаимодействие
(in’tĕr-ak’shŭn),1. Взаимное действие между двумя сущностями в общей среде, как при химическом взаимодействии, экологическом взаимодействии и социальном взаимодействии.
2. Эффекты совпадения двух сущностей, которые не наблюдались бы ни с одной из них по отдельности.
3. В статистике, фармакологии и количественной генетике явление, состоящее в том, что совокупное действие двух причин отличается от суммы действия по отдельности (как при синергизме и антагонизме).
4. Независимая работа двух или более причин для создания или предотвращения эффекта.
5. В статистике необходимость термина продукта в линейной модели.
6. Перенос энергии между элементарными частицами или между полями энергии.
Медицинский словарь Farlex Partner © Farlex 2012
взаимодействие
Термин клинического исследования, обозначающий ситуацию, в которой контраст лечения, например разница между исследуемым продуктом и контролем, зависит от фактора, внешнего по отношению к эффекту (или его отсутствия). ) лечения (например, центр, в котором проводится исследование).Количественное взаимодействие относится к случаю, когда величина контраста различна на разных уровнях фактора; для качественного взаимодействия направление контраста различается по крайней мере для одного уровня фактора.
Медицинский словарь Сегена. © 2012 Farlex, Inc. Все права защищены.
взаимодействие
Vox populi Взаимная деятельность двух или более сущностей в общей среде. См. Адгезивное взаимодействие, Лекарственное взаимодействие, Гидрофобное взаимодействие, Интегрин-опосредованное адгезивное взаимодействие, Паракринное взаимодействие, Социальное взаимодействие, Статистическое взаимодействие, VA-взаимодействие.Краткий словарь современной медицины McGraw-Hill. © 2002 The McGraw-Hill Companies, Inc.
взаимодействие
(in’tĕr-ak’shŭn)1. Взаимное действие между двумя сущностями в общей среде, как в химическом, экологическое и социальное взаимодействие.
2. Эффекты совпадения двух сущностей, которые не наблюдались бы ни с одной из них по отдельности.
3. статистика, фармакология, количественная генетика Явление, при котором совокупное действие двух причин отличается от суммы действия по отдельности (как при синергизме, так и при антагонизме).
4. Независимая работа двух или более причин для создания или предотвращения эффекта.
5. статистика Необходимость термина продукта в линейной модели.
Медицинский словарь медицинских профессий и сестринского дела © Farlex 2012
взаимодействие
(in’tĕr-ak’shŭn)1. Взаимное действие между двумя сущностями в общей среде, как в химической взаимодействие, экологическое взаимодействие и социальное взаимодействие.
2. Эффекты совпадения двух сущностей, которые не наблюдались бы ни с одной из них по отдельности.
Медицинский словарь для стоматологов © Farlex 2012
Обсуждение пациентом взаимодействий
В. Существует ли вероятность взаимодействия между лекарственными препаратами при совместном приеме биполярных препаратов и препаратов растительного происхождения. Моя мама принимает литий. Недавно она попробовала лечение травами, так как они, как говорят, не имеют побочных эффектов. Есть ли возможность лекарственного взаимодействия при совместном приеме биполярных препаратов и препаратов растительного происхождения.
A. я рекомендую поговорить со своим врачом, прежде чем принимать какие-либо безрецептурные лекарства или лекарства на травах.
В. Могут ли некоторые фрукты/овощи сделать риталин менее эффективным? Я слышал это про апельсины и лимоны — это правда? Как насчет других продуктов? Насколько это ослабляет риталин? Решит ли проблему прием более высокой дозы? (в настоящее время я принимаю 10 мг утром и 10 мг днем)
A. Насколько я знаю, апельсины и лимоны не влияют на риталин. Однако прием риталина с пищей может увеличить количество препарата, попадающего в организм, но это зависит от конкретного состава (например, прием пищи не влияет на Концерту). Тот, кто принимает риталин, должен избегать алкогольных напитков, так как это может вызвать снижение активности мозга, а также должен избегать трав нескольких видов (йохимбин и эфедра).
ЭТО ТОЛЬКО ОБЩИЙ СОВЕТ — я вас не видел и не проверял, поэтому, если у вас есть какие-либо опасения, вам следует обратиться к врачу.
Этот контент предоставлен iMedix и регулируется Условиями iMedix. Вопросы и ответы не одобрены и не рекомендованы и предоставляются пациентами, а не врачами.
взаимодействие — Англо-русский словарь на WordReference.com
| Слушание: Великобритания: * Великобритания и, возможно, другие произношения и, возможно, другие произношения/ˌɪntərˈkʃ ə N/US: USA произношение: restingUsa произношение: Прерывище (In’tər ak r. 111901 100100100100100. 9001. 9001. 9001. 9001. другие темы форума точно соответствуют вашему поисковому запросуна испанском | на французском | английские синонимы | английские словосочетания | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | картинки Приложения WR: Android и iPhone Слово дня WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2022 in•ter•action (in′tər ak ′ shən), произношение США n.
интер. Collins Concise English Dictionary © HarperCollins Publishers:: взаимодействие /ˌɪntərˈækʃən/ n
WordReference Random House Learner’s Dictionary of American English © 2022 in•ter•act v.
взаимодействие , н. [неисчислимое]социальное взаимодействие между мужчинами и женщинами.[исчисляемое]повседневное взаимодействие. WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2022 in•ter•act (in′tər akt ′ ), произношение в США v.i.
‘ взаимодействие ‘ также встречается в этих статьях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами): АТФ — Экман — Гелл-Манн — реактив Гриньяра — ИУИ — Инь и Янь — ацидолиз — Мероприятия — близость — воздушный душ — алкоголиз — альфа-рецептор — аминосмола — астрофизика — расстройство аутистического спектра — баланс природы — баллистика — бета-рецептор — биоактивность — биосоциальный — буфер — химия — коакция — коллегиальность — закон сохранения — сохранение барионного числа — сохранить — сотрудничество — кооперативность — координация — перекрестное оплодотворение — кросс-пати — киберпанк — диалектика — диада — экосистема — электродинамометр — электромагнетизм — электрослабое взаимодействие — элементарный процесс — эпистаз — разрастающийся — семейная терапия — феррициановая кислота — ферроциановая кислота — порхать — фундаментальное взаимодействие — калибровочный бозон — генетика — глицеролиз Найдите слово «взаимодействие» на сайте Merriam-Webster Related Posts |