Взаимосвязь креативности и интеллекта: Интеллект и креативность

Содержание

Креативность и интеллект

Существуют как минимум три основных подхода к соотношению творческих способностей и интеллекта.

1. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, не зависящим от интеллекта (Дж. Гилфорд [Gilford, 1967]; К. Тейлор [Taylor, 1985]; Г. Грубер [Gruber, 1982]; Пономарев Я. А., 1988). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса (Torrens, 1962): если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т. е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Предположение Торренса хорошо соответствует данным Д. Перкинса (1988), согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет.

Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Эта позиция учитывает то, о чем пишет М. Айзенк (2004): «Неправомерно считать, что одни люди всегда мыслят конвергентно, а другие — всегда дивергентно. Есть люди, которые одинаково хорошо владеют и тем и другим способами мышления. Особенности мышления человека в данный момент определяются требованиями задачи, поэтому можно наблюдать, как один и тот же человек переключается с конвергентного способа на дивергентный» (с. 344).

При этом интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Традиционно принято противопоставлять интеллект и креативность (конвергентные и дивергентные способности), при этом данное противопоставление обосновывается как теоретически (ссылки на то, что это разные по своим психическим механизмам способности), так и эмпирически (ссылки на отсутствие значимых корреляционных связей между показателями психометрического интеллекта и психометрической креативности). Однако в современных исследованиях креативности все чаще проводится идея о том, что креативный процесс характеризуется единством конвергентных и дивергентных аспектов (Boden, 1991; Finke et al., 1995; Li, 1996; Sim, Duffy, 2002).

Согласно М. Боден, можно выделить две формы креативности:

  • исследование (exploratory, или    e-creativity)    
  • преобразование (transformational, или t-creativity).

Первая позволяет находить решения внутри хорошо структурированной конкретной предметной области с определенными концептуальными правилами, вторая предполагает некоторые радикальные изменения существующих идей и правил. Эти две формы креативности представляют собой различные степени одного и того же процесса, в частности t-креативность — это е-креативность, но уже на метауровне.

Р. Ли выделяет в мышлении три уровня:

  • рудиментарное мышление (осуществляется без опоры на язык на основе наглядных впечатлений о физическом мире),
  • концептуальное мышление (формируется на основе взаимодействия символической системы языка и ментальных явлений),
  • креативное мышление (обеспечивает порождение новых идей).

По его мнению, усвоение понятий предшествует креативности, поскольку новое знание не может появиться внезапно, «ниоткуда». Оно всегда восходит своими корнями в уже существующую систему знаний, связанных с функционированием рудиментарного и концептуального мышления. Столкнувшись с проблемной ситуацией, человек использует некоторое количество усвоенных ранее и имеющих отношение к проблеме конвенциональных знаний, трансформация которых может привести к порождению новой идеи.

Холодная М. А., 2008, с. 23-24.

3.  Как таковых творческих способностей (креативности) нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, С. Герберт и др.). Доказывается, что для открытия базовых научных законов достаточно обычных когнитивных процессов, трансформированных определенным образом. Процесс решения творческих задач описывается как взаимодействие других познавательных процессов (мышления, памяти и пр.).

Эти противоречивые суждения и дискуссии ученых о соотношении творческих способностей (креативности) и интеллекта во многом разрешаются, если учитываются условия эксперимента. В методиках изучения креативности Гилфорда и Торренса введены такие же условия эксперимента, как и при измерении уровня интеллекта (ограничение времени, атмосфера соревнования). В то же время, как полагают М. Воллах, Н. Коган, П. Вернон (Creativity…, 1976), для проявления творчества нужна непринужденная, свободная атмосфера. При использовании игровой формы тестирования креативности с детьми 10-12 лет, без ограничения времени ответа и снятия соревновательного момента между испытуемыми, М. Воллах и Н. Коган получили корреляцию между интеллектом и креативностью, близкую к нулю. На взрослых были получены такие же результаты А. Н. Ворониным (1994, 1995), изучавшим креативность при снятии фактора времени и соревнования и принятии любого ответа.

Г. Айзенк (1972), опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Дж. Монета (Moneta, 1993) отмечает, что компетентность и конвергентное мышление играют в научной креативности фундаментальную роль. Уайсберг (Weisberg, 1988) утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи.

Однако, как отмечают Стернберг и Лубарт (Sternberg, Lubart, 1995), слишком низкая и слишком высокая компетентность в проблеме мешают креативному процессу. Высокая компетентность не позволяет вырваться за рамки существующих стереотипов, поэтому кривая зависимости креативности от компетентности выглядит как U-инвер-тированная кривая.

Д. Фелдман предлагает трехчастную модель креативного процесса, имеющую три связанные между собой составляющие:

  1. рефлективность как основной процесс, отличающий человека от животных, позволяющий формировать самосознание, самооценку, посредством языка планировать, отражать и анализировать мир;
  2. целенаправленность, или интенциональность, позволяющую организовать переживаемый опыт «внутри и снаружи организма», вместе с верой в возможность изменений к лучшему позволяет реально изменять среду;
  3. владение способами трансформации и реорганизации, которые предлагаются культурой и обусловливают индивидуальные различия (Feldman et al. , 1994).

Торшина К. А., 1998, с. 125.

В последнее время распространение получила концепция Стернберга. Согласно этому ученому, интеллект участвует и в решении новых задач, и в автоматизации действий. По отношению к внешнему миру интеллектуальное поведение может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявляет творческое поведение.

Однако исследования по связи креативности с интеллектом весьма противоречивые.

Стенберг и Любарт (Sternberg, Lubart, 1996), Уоллах (Wallach, 1985) выявили, что между креативностью и IQ имеется лишь умеренная корреляция (около 0,20-0,40), а по данным Анастази и Урбина (Anastasi, Urbina, 1997) — еще меньше (0,10-0,30). Связи между креативностью и интеллектом выявлены и отечественными исследователями (Бирюков С. Д., 2000; Петрова Л. М., 2008). М. Воллах и Н. Коган объясняют подобные корреляции тем, что в тестах интеллекта и креативности имеется аналогичный тестовый материал.

Л. Йонг (Yong L., 1994), обследовав 400 старшеклассников по вербальному и рисуночному тесту Торренса, выявил, что вербальная креативность связана с показателем интеллекта, а невербальная не связана. Однако Маккабе (McCabe, 1991) на 12-16-летних школьницах обнаружил связь вербального и рисуночного тестов Торренса с вербальным интеллектом, успешностью выполнения математических заданий в тесте интеллекта и с оценками на экзамене по родному языку. В другом исследовании (Sen, Eagtvet, 1993) на учащихся 15-16 лет связь креативности с интеллектом не обнаружена.

Исследования В. А. Самойловой и Л. А. Ясюковой дают богатый материал для обобщения и выявления отношений между креативностью, интеллектом и обучаемостью.

Согласно их данным исследования школьников, наиболее высокие показатели творческих способностей наблюдаются у тех, кто хорошо успевает по основным интересующим их предметам. Среди творчески продуктивных инженеров практически не встречается вузовских отличников. Последние предпочитают административную или исполнительскую работу.

Самое любопытное, что, по данным тестирования, личность «идеального ученика» противоположна по своим характеристикам личности творческой.

Дружинин В. Н., 1999, с. 240.

Следует подчеркнуть, что оценки, получаемые в высших учебных заведениях, особенно на первых курсах, весьма ненадежный показатель задатков к творческой научной работе.

Изучение нескольких сотен научных работников одного крупного американского научного центра не выявило никакой связи между оценками, полученными ими в высших учебных заведениях, и успехами в исследовательской работе. Отсюда был сделан вывод, что при подборе научного персонала не следует руководствоваться тем, какие оценки проставлены в ведомости кандидата.

Существует мнение, что подготовку научно-технических работников, которые будут выполнять самостоятельную творческую работу, следует отделить от подготовки инженеров, которые должны будут решать заранее определенные технологические и эксплуатационные задачи, руководить обычным производственным процессом и на основе известных принципов совершенствовать его.

Матейко А., 1970, с. 13.

А. В. Ассовская с соавторами (1997) и Г. В. Усачева (2005) установили, что в младшем школьном возрасте существует тесная связь интеллекта с креативностью. У подростков же, по данным С. С. Савенышевой (2001а), наблюдаются слабые отрицательные связи интеллекта с отдельными параметрами креативности.

С. С. Савенышева (2001б) выявила, что у учащихся математической специализации высокий уровень интеллекта и средневысокий уровень креативности, у учащихся естественной специализации — средний уровень развития интеллекта с преобладанием невербального компонента и средневысокий уровень креативности, у учащихся гуманитарной специализации — средний интеллект с преобладанием вербального компонента и средненизкая креативность.

По данным Е. В Щербаковой (2005), креативность имеет разные связи с интеллектом в зависимости от уровня проявления способностей к обучению старшеклассников. В группе более способных креативность не связана с интеллектом, в группе менее способных наблюдается связь между ними (через понимание значения слова, подвижность и переключае-мость мышления), но наиболее тесные связи наблюдаются у лиц со средней способностью к обучению: креативность связана с общим баллом интеллекта, общей осведомленностью, способностью к обобщению и практическим математическим мышлением.

Автор отмечает, что полученные данные о соотношении креативности и интеллекта в определенной мере согласуются с теорией порога или ветвления, но коэффициенты корреляции не настолько велики (от 0,25 до 0,38 при количестве испытуемых 229 человек), чтобы объединить интеллект и креативность в единый фактор даже в группе учащихся со средним уровнем способности к обучению. При этом результаты использования t-критерия Стью-дента позволяют утверждать, что высокая креативность проявляется при высоком уровне интеллекта.

Как выявлено А. Ю. Анисимовой (2005) на старшеклассниках, больше всего с интеллектом коррелируют такие характеристики креативности, как оригинальность, разработанность и общая креативность. Среди показателей интеллекта наибольшие связи с креативностью имеет вербальная аналогия. Это означает, что ученики, применяющие оригинальные способы и приемы решения креативных заданий, умеют хорошо устанавливать связи между понятиями.

В то же время анализ соотношения интеллектуальных и творческих способностей показал отсутствие прямой зависимости в уровнях развития интеллекта и креативности. А. Ю. Анисимова выделила четыре группы: низкий интеллект и низкая креативность (39 % учеников), высокий уровень интеллекта и низкий уровень креативности (37 %), низкий уровень интеллекта и высокий уровень креативности (7 %) и высокий уровень интелекта и креативности (17 %).

По данным М. С. Егоровой (2000), наблюдается отчетливое снижение взаимосвязей между креативностью и интеллектом с возрастом (от 6 до 10 лет).

В настоящее время более распространена точка зрения, согласно которой интеллект является необходимым условием креативности, так как низкий уровень интеллекта (конвергентных способностей) означает, что креативность невозможна, однако высокий интеллект не гарантирует творческого мышления, поскольку при высоких значениях IQ встречаются как креативные, так и некреативные субъекты (Dodd, White, 1980). Таким образом, связь между креативностью и интеллектом нелинейная: повышение уровня креативности связано с повышением уровня интеллекта лишь до определенного предела, при превышении которого (от 120 до 127 баллов) его связь с креативностью либо исчезает, либо даже становится отрицательной (Fuchs et al. , 1993).

Все четыре показателя вербальной и невербальной креативности (беглость, оригинальность идей, структурная проработанность стимула и оригинальность названий. — Е. И.)… оказались соотнесенными, во-первых, с особенностями организации понятийного опыта как на уровне отдельных понятий, так и на уровне связи между понятиями, и, во-вторых, со степенью сформированности непроизвольного интеллектуального контроля в виде прироста скорости нахождения простой фигуры в сложной в процессе выполнения методики «Включенные фигуры».

Таким образом, порождение новых (необычных) идей — это отнюдь не спонтанный процесс, но, напротив, процесс регулируемый. Креативные идеи «отфильтровываются» через структуры понятийного и метакогнитивного опыта субъекта.

Дополнительные сведения о вкладе разных компонентов понятийных структур позволили получить корреляционный анализ данных, которые свидетельствуют, что каждый из компонентов понятийных структур избирательно связан с показателями дивергентных способностей.

Так, словесно-речевой компонент имеет связи с показателями беглости идей (вербальная креативность), оригинальности идей (вербальная креативность), а также структурной проработанностью стимула (невербальная креативность) (r = 0,36, P = 0,02; r = 0,39, P= 0,01; r = 0,53, P= 0,001 соответственно).

Пространственно-визуальный компонент соотносится с показателями оригинальности идей (вербальная креативность) и структурной проработанностью стимула (невербальная креативность) (r= 0,33, P= 0,05; r= 0,32, P= 0,05 соответственно).

Чувственно-сенсорный компонент имеет только одну корреляционную связь с показателем оригинальности названий (невербальная креативность) (r= 0,32, P = 0,05).

Холодная М. А., 2002, с. 156-157.

Согласно модели «интеллектуального диапазона» В. Н. Дружинина, общий интеллект определяет верхние границы возможных достижений. Лонгитюдные исследования одаренных детей, начиная с работы Л. Термена, продемонстрировали важную роль интеллектуальной составляющей в развитии одаренности и тестов IQ для ее диагностики, но в то же время стали свидетельством недостаточности этого критерия для прогноза будущих достижений не только в сфере профессиональной, но и учебной деятельности (Щебланова и др. , 1996).

Признание того факта, что тесты на интеллект не охватывают всего диапазона умственных навыков человека, расширило представления об одаренности, включив в них креативность. Психометрический подход к креативности, который подчеркивает различие между дивергентным и конвергентным мышлением, слишком узок, чтобы спрогнозировать креативные достижения в реальной жизни. Впоследствии он уступил место новым, многоаспектным подходам. Как правило, люди демонстрируют креативность в одной или нескольких родственных областях; следовательно, она обычно проявляется в форме таланта.

Берк Л. Е., 2006, с. 563.

Выделяют разные уровни креативности. «Большая» креативность связана с внесением изменений или дополнений в существующее знание, «малая» креативность характеризуется умением украшать комнату цветами или умело подбирать цветовую гамму в интерьере (Feldman et al., 1994). По мнению Фелдмана (Feldman, 1988), уровень креативности, который проявил тот или иной творческий человек, может быть определен только в исторической перспективе.

 Уорд (Ward, 1992) продемонстрировал в эксперименте, насколько сложно людям быть по-настоящему креативными. Участникам эксперимента предложили нарисовать воображаемых обитателей другой планеты из далекой галактики. Одних попросили представить, что эта планета похожа на Землю, других — что она кардинально отличается от привычного нам мира. Большая часть рисунков имела детали, заимствованные из образов земных животных: они были симметричны, имели конечности и органы чувств, похожие на органы существующих животных. При этом животные с планеты, не похожей на Землю, не намного отличались от земных животных.

Исходя из того что креативность не очень высоко коррелирует с интеллектом, делается заключение, что если при организации приема в университеты ориентироваться на группу студентов, занимающих верхние 20 % на шкале интеллекта, можно потерять 70 % креативов (Torrance, 1980b). Вывод, прямо скажем, весьма странный. Он был бы правомерным, если бы корреляция между высоким интеллектом и креативностью была отрицательной, т. е. чем выше интеллект, тем ниже креативность. Но ведь это имеет место гораздо реже, чем отсутствие связи. Чаще же креативность и высокий интеллект выступают как независимые друг от друга характеристики.

* * *

Решение тех или иных творческих задач требует участия и интеллекта и креативности. Е. Л. Григоренко (цит. по: Дружинин В. Н., 1999, с. 190) на основании проведенного ею исследования сделала вывод, что на ранних стадиях решения задачи у испытуемых актуализируется дивергентное мышление, а на поздних — конвергентное мышление. В то же время Л. Г. Хуснутдинова (цит. по: Дружинин В. Н., 1999, с. 194) обнаружила, что креативные ответы появляются не на первых стадиях решения задач, а спустя некоторое время: необходимо преодолеть «инерцию репродуктивности». И в том и в другом случае использовался показатель оригинальности. Где же истина?

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Чернецов Петр Иванович

Доктор педагогических наук, Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, Челябинский государственный университет, pedagogic_department@list. ru, Челябинск

Виноградова Татьяна Игоревна

Без ученой степени, Специалист по комплексному развитию детей, Детский центр «Маленькая школа для маленьких», [email protected], Челябинск

Аннотация: 

В настоящее время постоянно меняющиеся социально-экономические и политические условия требуют от человека особого, творческого подхода к разрешению возникающих проблем. В связи с этим формирование креативной личности, способной к самостоятельной адаптации, приобретает общественную значимость. Однако, к сожалению, в настоящий момент среди исследователей имеются серьезные разногласия по поводу природы креативности, ее определения, что существенно затрудняет процесс разработки стратегии и тактики педагогической деятельности, направленной на развитие вышеуказанной способности. В статье приведены результаты исследования взаимосвязи между интеллектом и креативностью подростков с целью выявления и уточнения структуры, сущности и содержания понятия «креативность». В ходе работы автор использовал теоретические (теоретико-методологический анализ, а также понятийно-терминологический и системный) и эмпирические (анкетирование, тестирование) методы. При обработке результатов эксперимента применялись методы математической статистики. Главный вывод проведенного исследования заключается в том, что креативность является относительно независимой от интеллекта способностью, следовательно: несмотря на невысокий интеллект, благодаря развитой креативности у подростка могут быть хорошие возможности для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Ключевые слова: 

креативность, интеллект, развитие креативности, взаимосвязь, подростки.

Библиографический список: 

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М.: AKADEMA, 2002. – 318 с.
2. Дружинин В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2011. – 448 с.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 256 с.
5. Козленко В. Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, диф¬ференциальная, прикладная. – М., Наука, 1990. – С. 131–148.
6. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 173 с.
7. Куприна М. В. Мотив достижения в структуре креативной личности: дис. … канд. псих. наук. – Хабаровск, 2004. – 175 с.
8. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Полный энциклопедический справочник по психологии. – С-Пб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – С. 321–322.
9. Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 27–32.
10. Guilford, J. P. The Nature of Human Intelligence. – N.Y., 1967.
11. Torrance, E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. – Scholastic Testing Service, Inc., 1974.

Разница между креативностью и интеллектом (объяснение)

Между интеллектом и креативностью существует большая разница. Творчество — это процесс создания чего-то нового или использования существующих ресурсов по-новому, например, изобретение новой технологии или бизнес-идеи, создание картины или скульптуры, которые никогда раньше не создавались. Интеллект — это способность приобретать, хранить и применять знания и навыки для выполнения задач, таких как решение проблем.

Что такое творчество

Что-то творческое характеризуется наличием новых или неожиданных свойств. Что-то, чего раньше никогда не делали.

В зависимости от области, в которой используется этот термин, существуют разные представления о том, что такое творчество. Например, в бизнесе или науке творческая идея должна быть полезной или иметь ценность. Те, кто более вовлечен в мир искусства, склонны сосредотачиваться на оригинальности, в то время как те, кто занимается дизайном, склонны учитывать другие аспекты творчества.

Тем не менее, есть некоторые общепринятые критерии, по которым можно классифицировать что-либо как креативное. Например, творческая работа должна быть оригинальной и показывать что-то новое или неожиданное.

Что такое интеллект

Словарное определение интеллекта — это способность приобретать и применять знания и навыки. Интеллект людей может сильно различаться, и некоторые из них блестящи в одних областях, но испытывают трудности в других.

Интеллект важен, потому что он лежит в основе практически всего, что мы делаем в жизни. Без интеллекта мы не смогли бы использовать компьютеры или смартфоны или читать.

Интеллект поддается измерению, его можно развить и улучшить с помощью образования. Существуют различные типы человеческого интеллекта, в том числе эмоциональный интеллект.

Основное различие между творчеством и интеллектом

Основное различие между творчеством и интеллектом заключается в том, что творчество связано с новыми концепциями и их созданием, а интеллект — с использованием существующих знаний для решения проблем.

Творческие люди могут понять что-то на основе опыта, например, как превратить идею в новый продукт, в то время как большинство других людей используют знания, такие как определенная математическая формула, для расчета вероятных результатов.

По моему мнению, интеллект позволяет использовать более эффективные и действенные способы делать вещи, которые обычно хорошо понятны, тогда как креативность использует совершенно новые способы мышления о чем-либо и гораздо больше связана с дальновидными способами продвижения вперед.

Интеллект часто использует пошаговый подход, в то время как творчество предполагает большие шаги или даже огромные скачки вперед.

Различные подходы к мышлению

Креативность и интеллект склонны использовать разные способы мышления.

Творческое мышление часто характеризуется отказом от ссылок, а часто и от логики. Это означает, что новые творческие идеи не ограничиваются идеями других. Это часть того, что отличает творчество от интеллекта.

Интеллект использует существующие знания для решения проблем. Эти знания могут быть приобретены через опыт или образование.

Другим важным отличием является цель и объем результатов мышления. Одной из отличительных черт креативности является дивергентное мышление — разработка множества возможных решений и новых идей.

Интеллект, с другой стороны, часто сосредотачивается на поиске единственного лучшего — или даже единственного — решения данной проблемы в процессе, известном как конвергентное мышление.

Измерение интеллекта и креативности

В отношении измерения интеллекта существует больше согласия, чем в отношении измерения креативности. Несмотря на значительную степень заинтересованности в разработке эффективных творческих тестов для оценки творческого потенциала в рабочей силе.

Это потому, что интеллект более объективен, чем креативность, и его можно измерить с точки зрения других людей. Однако творческие искусства и креативность трудно измерить, потому что этот процесс часто субъективен.

Например, есть классический тест на интеллект, тест IQ на коэффициент интеллекта, который оценивает уровень IQ человека с помощью серии вопросов, предназначенных для проверки общего интеллекта человека.

См. также: Как измерить креативность

Творческий процесс не так объективен, как решение математической задачи или головоломки. Поэтому измерение творческих способностей часто бывает более сложным и является предметом постоянных научных дискуссий и исследований.

Связано: Почему важен творческий процесс

Связь между творчеством и интеллектом

Научные данные о том, как и почему связаны творчество и интеллект, сложны и являются предметом постоянных дискуссий и исследований. Некоторые исследования показали, что люди с более высоким уровнем интеллекта, как правило, более креативны, чем наоборот.

Хотя вопрос о том, является ли креативность подмножеством интеллекта или наоборот, или даже являются ли они полностью отдельными, все еще является предметом продолжающихся исследований, похоже, что креативность и интеллект пересекаются.

Например, и интеллект, и творческое мышление предполагают способность понимать и решать проблемы, а также развивать абстрактное мышление.

Одним из ведущих исследователей в этой области является Роберт Штернберг. Он проводит различие между «творческим интеллектом» и творчеством, указывая на то, что требования творчества требуют от кого-то гораздо большего, чем творческий интеллект. Он говорит, что творческие люди готовы выйти за пределы «толпы» и своей прошлой жизни, чтобы творить.

В своей замечательной книге о творчестве Creativity — A Short and Cheerful Guide комик Джон Клиз ссылается на идеи Гая Клэкстона в Hare Brain, Tortoise Mind , называя медленное, мечтательное, игривое мышление не только быстрее, чем мышление заячьего мозга. но также ассоциируется с творчеством и мудростью, потому что склонен смотреть на сложные и неоднозначные ситуации.

Примеры творчества и интеллекта

Некоторые примеры интеллекта:

– быстрое изучение нового языка

– сбор кубика Рубика

– использование полученных знаний для решения математического уравнения

– предпочтение большей награды краткосрочной выгоде

– признание пробела на рынке

Вот некоторые примеры творчества:

– рисование в совершенно новом стиле

– изобретение эльфийского языка и истории (мы смотрим на тебя, Толкин!)

– изобретение революционно нового продукта, такого как смартфон

– изобрести новую научную теорию (например, теорию относительности)

– создать замечательный и оригинальный джазовый спектакль, например, Round Midnight Майлза Дэвиса

– построить новый вид животных из Lego

Разные виды творчества и интеллекта

Существует множество видов интеллекта и творчества.

Типы интеллекта включают:

Подвижный интеллект : способность решать новые проблемы с помощью общих рассуждений.

Аналитический интеллект : способность обрабатывать и применять логические рассуждения.

Практический интеллект : способность оптимально адаптироваться к окружающей среде.

Межличностный интеллект : понимание и взаимодействие с другими.

Эмоциональный интеллект : способность справляться со своими эмоциями и эмоциями других.

Творческий интеллект : создание оригинальной идеи или продукта.

Кристаллизованный интеллект : использование прошлого опыта и знаний для решения проблем.

Креативность обычно делится на три основных типа:

Исследовательская креативность : выход за пределы текущих знаний.

Комбинаторное творчество : объединение различных идей или вдохновения.

Трансформационное творчество : постепенные изменения в области деятельности или предприятия.

Является ли одаренность творчеством или интеллектом – или и тем, и другим?

Мы называем человека одаренным, если он обладает исключительными навыками или способностями по сравнению со своими сверстниками. Однако мы различаем врожденные способности и фактическое использование этих способностей (и, в конечном счете, использование их полного потенциала).

Одаренные люди могут быть очень умными (и стать известными благодаря своей работе), хорошими в спорте (мы смотрим на вас, Месси и Энди Мюррей!) или музыкальными (и стать всемирно известными).

Я думаю, справедливо различать человека с высоким интеллектом и человека с высоким творческим потенциалом.

Билл Гейтс, например, несомненно, очень умен и участвовал во многих гуманитарных проектах, но я бы сомневался, можно ли его творчество сравнить с творчеством Пикассо.

С другой стороны, Мик Джаггер из Rolling Stones, несомненно, очень креативен, но его нельзя поставить в один ряд с Альбертом Эйнштейном.

Думаю, дело не только в том, как кто-то выражает свой талант, а в том, что он делал с ним в прошлом. Как ими руководила их любознательность и сила воли.

Билл Гейтс действительно может быть творческим человеком, но он решил посвятить годы своей жизни науке, программированию и бизнесу. Пабло Пикассо, с другой стороны, был умен, но предпочел заниматься искусством.

И Пикассо, и Билл Гейтс очень талантливы — одарены, — но каждый сделал свой выбор в том, как выразить себя.

Маленькая с и большая С Креативность

Существует теория (Бегетто и Кауфман), согласно которой существуют две основные области творчества. Маленькая буква C представляет собой адаптивные, повседневные вещи, которые творчески продвигают проект вперед.

Большая буква C, с другой стороны, обозначает настоящие фейерверки: лампочку, лилии Клода Моне, Реквием Моцарта .

Опыт и практика могут сыграть роль в том, как человек в течение жизни продвигается от маленькой тройки до большой тройки. Эйнштейн, например, не проснулся ребенком и не воспринял теорию относительности как вспышку вдохновения; это было результатом многолетних исследований и размышлений, а также его глубоких знаний о ландшафте физики, сформированном на протяжении веков другими учеными.

Майлз Дэвис сыграл Round Midnight спонтанно – после тысяч, десятков тысяч часов экспериментов и выступлений.

Я считаю, что особая форма интеллекта и творчества принадлежит тем, кто понимает связь между практикой, размышлением и творчеством.

И я бы добавил, что еще более высокое признание принадлежит тем, кто занимается этой практикой с духом сострадания, сопереживания и человечности. Для меня это высшая форма разумного и творческого человека.

Можно ли быть слишком умным, чтобы быть креативным?

Теория порога утверждает, что до IQ до 120 существует положительная корреляция между интеллектом и творчеством.

Тем не менее, концепция, называемая теорией интерференции, утверждает, что чрезвычайно высокий интеллект может мешать творчеству, потому что, хотя у них есть некоторые общие черты, включая решение проблем и концептуальное мышление, у интеллекта есть другие компоненты, которые мешают творчеству, когда он практикуется в высокой степени. Таким образом, у вас может быть очень высокий IQ за счет того, что вы очень творческий человек.

Связь между интеллектом и творчеством

Какова связь между творчеством и обучением?
Какие связи между творчеством и интеллектом были выявлены в исследовательской литературе?
Какая связь между исполнительным функционированием и творчеством?

Можно ли разделить торт на восемь частей всего тремя прямыми разрезами?

Ну, конечно, можете.* Но зависит ли выяснение того, как это сделать, от нашего интеллекта или нашего творчества? И какова связь между интеллектом и творчеством? Вы можете подумать, что для двух понятий, столь важных для нас, людей, столь важных для инноваций, обучения, открытий и достижений, мы должны были выработать понимание того, как именно пересекаются креативность и интеллект — и в какой степени они различаются. И все же оказывается, что их отношения гораздо сложнее и переплетены, чем кажется.

В попытке определить, что известно научному сообществу о взаимосвязи между этими двумя важными качествами, мы изучили, как ученые и исследователи концептуализировали взаимосвязь между интеллектом и креативностью за последние несколько десятилетий, и обнаружили, что оказались в середине достаточно оживленная дискуссия. Прежде всего следует отметить, что исследования в этой области сдерживаются эластичностью и изменчивостью определений двух рассматриваемых терминов. Как выразились два исследователя, «отсутствие четких выводов о природе взаимосвязей творчества и интеллекта связано… с динамичными, но временами недоразвитыми изучаемыми конструкциями». (Кауфман и Плукер, 2011 ). Стремясь поделиться тем, что мы узнали, мы рассмотрим некоторые концепции и теории, которые лучше всего освещают взаимосвязь между интеллектом и творчеством. Хотя общий синтез этих теорий выходит за рамки этого резюме, мы выделим некоторые важные темы, которые объединяют эти теории, а также важные вопросы, которые необходимо задать в отношении любой теории творчества и интеллекта.

Конвергентное и дивергентное мышление:

Сколько различных способов использования скрепки вы можете придумать?

Это пример вопроса, который требует дивергентного мышления . Дивергентное мышление сродни мозговому штурму и включает в себя поиск как можно большего количества ответов на вопрос или проблему. Это открытый подход к решению проблем, который подходит для вопросов, на которые нет «правильного ответа». правильный ответ и ограниченное количество способов получить этот ответ. «Найти площадь прямоугольника со сторонами длины x и y» — это пример задачи, требующей конвергентного мышления.

Ряд теоретиков творчества постулируют, что дивергентное мышление связано с творчеством, тогда как конвергентное мышление — нет. На самом деле, многие измерения креативности включали задачи на дивергентное мышление, например, пример со скрепкой. Творчество, согласно мышлению, можно увидеть в расходящихся процессах: оно не привязано к поиску правильных ответов и вместо этого ищет новые; это включает в себя производство множественных ответов; и это прототип нестандартного мышления, метафора творчества.

Однако, как мы увидим на примере многих выдающихся теорий творчества, все не так просто. Креативность, безусловно, лежит в основе задач дивергентного мышления, но как насчет конвергентного мышления? На самом деле, как утверждают ученые, некоторые из лучших достижений в математике и естественных науках — думаю, Эйнштейн — являются результатом подхода к вопросам, который включает конвергентное мышление новыми и творческими способами. Являются ли технологические достижения, такие как iPhone или беспилотный автомобиль, исключительно результатом различных процессов? Или они предполагают новые и разные способы применения и сочетания как конвергентных, так и дивергентных подходов? Некоторые исследователи креативности придерживаются этого подхода, рассматривая творческие процессы как результат «волшебного синтеза» конвергентных и дивергентных процессов.

Ранний теоретический подход: Штернберг

Роберт Штернберг — один из ведущих исследователей, написавших как об интеллекте, так и о творчестве. Его мысли об интеллекте менялись с течением времени, но в основе его мышления лежат три основных типа интеллекта, поэтому его называют Триархической теорией интеллекта . Эти три компонента: Аналитический, Контекстный и Креативный.  Штернберг рассматривает эти три области как перекрывающиеся компоненты интеллекта, которые работают согласованно.

Когда мы сталкиваемся со знакомыми и абстрактными проблемами, мы полагаемся на наши аналитические , рациональные и логические способности. Навыки, связанные с аналитическим мышлением, — это те, которые мы используем для анализа и критики информации; судить, сравнивать и оценивать выбор или решение; и логически продумывать наш путь через проблемы и вызовы.

Штернберг использовал термин контекстуальный интеллект  для обозначения умственных способностей, задействованных, когда мы ориентируемся в социальных или межличностных ситуациях. Эти способности включают в себя навыки, необходимые для оценки динамических социальных взаимодействий и ситуаций, для определения и оценки того, что необходимо для реализации плана, а также весь спектр навыков, связанных с выяснением значений и последствий «реального мира» для идей или планов.

Когда мы сталкиваемся с новыми задачами и ситуациями, мы полагаемся на другой набор навыков, которые он назвал креатив . Этот аспект нашего интеллекта играет центральную роль в нашей способности адаптировать то, что мы изучаем, к новым контекстам; изобретать новые технологии, новые лекарства, новые инструменты; и представить совершенно новые приложения, ситуации или возможности. Этот творческий, или эмпирический, интеллект помогает нам обобщать старые и новые ситуации, а также воображать, адаптироваться и находить путь в новых, совершенно новых и неожиданных условиях.

Эволюция концептуализации

Взгляд Штернберга на творчество как на один из важных аспектов интеллекта, однако, далеко не единственный. Был предложен ряд других подходов, каждый из которых имеет некоторые доказательства и поддержку. Пороговая теория , например, постулирует, что интеллект и креативность являются отдельными навыками, но между ними имеется умеренная и положительная корреляция. Другими словами, более низкий интеллект предсказывает более низкий уровень креативности, а более высокий интеллект — до определенного момента — связан с более высоким уровнем креативности (Plucer et al., 2015). Эта теория получила неоднозначную поддержку, а недавнее исследование, показывающее взаимосвязь между интеллектом и творческими способностями по всему спектру IQ, поставило под сомнение «пороговый эффект».0003

Теория интерференции основана на представлении о том, что креативность и интеллект в некоторой степени связаны, однако высокий уровень интеллекта мешает  развитию креативности (Штернберг, 1996). Это идея о том, что, хотя творчество и интеллект имеют некоторые важные когнитивные черты, такие как концептуальное мышление и решение проблем, у них есть важные различия, такие как более высокие уровни интеллекта, препятствующие творческим процессам. Это различие ставит вопрос о том, как и где именно творчество и интеллект расходятся в повседневной жизни. Когда мы адаптируемся к сложной среде; создание новых технологий; создание произведений искусства; или просто справляться с повседневными жизненными проблемами, когда то, что мы делаем, представляет собой «интеллект», когда это проявление «творчества» и как мы различаем их? В следующем разделе делается попытка провести различие между различными типами творчества, что может стать одним из шагов к прояснению этих различий.

  Развивающий подход к творчеству

Инновации; решение проблем; понимание. Эти способности находятся на тонкой грани между творчеством и интеллектом. Однако одна схема классификации креативности предлагает альтернативную точку зрения. Несколько видных исследователей творчества (Beghetto & Kaufman, 2007, 2014; Kaufman & Beghetto, 2009) выступили за классификацию творчества, основанную на плавном сочетании творческого процесса и творческого продукта. Первоначально этот подход включал два различных уровня творчества. «Маленький c»  креативность относится к повседневному творчеству, которое все люди используют для решения проблем и адаптации в ходе своей работы и жизни. ‘ Big C’  креативность относится к общепризнанному, новаторскому и новаторскому творчеству, что очевидно в работах знаменитых творцов, таких как Томас Эдисон, Винсент Ван Гог и Стивен Спилберг. Они предложили две дополнительные формы творчества, чтобы охватить более широкий спектр творческих процессов и продуктов. Мини-с относится к творческому самопознанию или пресловутому «моменту ага», который часто обеспечивает необходимую внутреннюю инфраструктуру, на которой строятся творческие процессы. Наконец, Pro-C относится к «творчеству экспертного уровня, которому еще предстоит достичь статуса гения». Важно отметить, что Бегетто и Кауфман предполагают, что эти уровни находятся в континууме развития. Mini-c  – это спонтанное озарение детей. При поддержке и обратной связи — особенно в контексте классной комнаты, поддерживающей творческое мышление, —  мини-с  может развиться в повседневные творческие достижения или литл-с ». как в музыке, искусстве или других начинаниях — их уровень мастерства и их творческий потенциал становятся зрелыми. Таким образом, преднамеренная практика является одним из ключевых компонентов, необходимых для little c  , чтобы продолжить расцветать в Pro-C,  или способность сделать творчество центром профессиональных усилий.

Эта теория развития ценна тем, что она частично объясняет развитие творчества на протяжении всей жизни. Однако возникает вопрос, где заканчивается творчество и начинается интеллект. Отчасти это связано с тем, что креативность «обычно рассматривается как комплекс или синдром, который многогранен и разнообразен в выражении» (NEA, 2014). Таким образом, часть этого «синдрома творчества» тесно связана с интеллектом. В значительной степени ученые и исследователи не смогли четко разделить креативность и интеллект, потому что они являются пересекающимися аспектами более крупного, сложного и бесценного познавательного процесса.

Возможно, вместо того, чтобы пытаться точно отделить креативность от интеллекта, нам лучше сосредоточиться на других вопросах. Ценится ли творчество из-за того, что оно производит, или мы ценим творчество как процесс сам по себе? Хотим ли мы создавать классы, поддерживающие творческое мышление, и если да, то от чего мы могли бы отказаться в процессе? В чем креативность лучше всего проявляется в решении проблемы или в создании проблемы ? Эти вопросы, конечно, не поддаются простым ответам. Они указывают нам на то, что творчество следует рассматривать как неотъемлемый человеческий навык, как нечто, что позволяет нам творить — брать что-то и превращать во что-то другое, во что-то лучшее, во что-то, что мы не могли себе представить раньше. Возможно, именно это качество — способность делать то, чего раньше не было, — делает творчество таким трудным для идентификации, определения, классификации. Возможно, это потому, что творчество настолько близко к сердцу того, что делает нас людьми, что его так трудно аккуратно уместить в коробку. И, возможно, именно так и должно быть.

*Хотите узнать, как разрезать торт на восемь равных частей?


Ссылки

Beghetto, R. A. и Кауфман, Дж. К. (2007). К более широкой концепции творчества: пример мини-творчества. Психология эстетики, творчества и искусства , 1, 73-79.

Бегетто, Р.А. и Кауфман, Дж. К. (2014). Учебный контекст для творчества. Исследования высших способностей , 25(1), 53-69.

Кауфман, Дж. К. и Бегетто, Р. А. (2009 г.). За гранью большого и малого: модель творчества «четыре С». Review of General Psychology, 13(1),  1–12.

Кауфман, Дж. К. и Плакер, Дж. (2011). Креативность и интеллект. В Р.Дж. Штернберг и С.Б. Кауфман (редакторы) The Cambridge Handbook of Intelligence  (стр. 771–783). Нью-Йорк: Кембридж.

Мерроцы, П. (2013). Заметка о творчестве Big-C и творчестве Little-c. Журнал исследований творчества , 25(4), 474-476.

Дж.А. Плакер, А. Эспинг, Дж. К. Кауфман и М. Дж. Авита (2015). Творчество и интеллект. В S.G. Goldstein et al. (ред.), Справочник по разведке: эволюционная теория, историческая перспектива и современные концепции .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts