Взаимовлияние личности и социальной роли: 3.3. Взаимовлияние личности и социальной роли

Содержание

3.3. Взаимовлияние личности и социальной роли

Хотя в целом поведение каждой личности складывается из отдельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая роль, как таковая, существует отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность обычно привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения той или иной социальной роли. Ее интересы, установки, убеждения могут проявляться при этом явно или неявно. Порой индивид даже стремится подчеркнуть свою независимость от роли, демонстрируя так называемую ролевую дистанцию. Например, официант может своим поведением показывать посетителям ресторана, что он не только официант, а личность, вынужденно занимающаяся данной работой.

Проблема соотношения психических свойств личности и ее ролевого поведения сложна и мало изучена. Мы можем порой наблюдать непохожие образцы поведения различных людей, выступающих в одинаковой роли.

При этом все эти люди могут достаточно успешно справляться с данной ролью. Иногда у человека доминируют одни и те же свойства при выполнении различных социальных ролей. В других случаях человек при выполнении какой-либо одной роли будет внешне полной противоположностью себе самому в другой роли. Так, человек серьезный и сдержанный на работе, среди своих сослуживцев, может оказаться балагуром и весельчаком в компании близких друзей.

Однако не только личность со своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее Я-концепцию. Возьмем, например, человека, занимающего большой государственный пост, окруженного помощниками, секретарями, охраной и постоянно находящегося в центре внимания, где бы он ни оказался. Постепенно этот человек настолько привыкает к своему положению, знакам уважения со стороны других людей, что это отражается и на его самовосприятии, неадекватно завышает самооценку.

Вспомните героя повести М. Твена «Принц и нищий» мальчика Тома из бедной семьи, волею случая оказавшегося в роли английского принца. Писатель хорошо показывает, как бывший нищий постепенно привыкал к своему новому положению, и «королевское звание все больше нравилось ему». Том увеличил число слуг при дворе, заказал себе новые наряды и стал содрогаться при мысли о встрече с кем-либо из своих родных, пребывающих в нищете, потому что они могли узнать его.

Есть основания полагать, что продолжительное выполнение индивидом какой-либо роли способствует более яркому проявлению одних свойств личности и маскировке других. Это особенно хорошо заметно на примере профессиональных ролей. Имеется ряд отечественных исследований, показывающих, как свойства личности, сформировавшиеся в процессе выполнения ею профессиональной роли, становятся чертами характера и начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности данной личности. Так,

К. К. Платонов и К. М. Гуревич употребляют в своих работах такие понятия, как «профессиональный характер» и «профессиональный тип личности», подчеркивая тем самым огромное формирующее влияние профессиональной роли на личность.

Важным показателем освоения той или иной профессионально-функциональной роли является степень адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи. Как показали исследования Е. А. Климова, в ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять с определенным успехом свою профессионально-функциональную роль (Климов, 1969).

Порой высокая степень интернализации профессиональной роли и ее продолжительное выполнение могут приводить к так называемой «профессиональной деформации» личности. Имеются в виду такие случаи, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям. Например, бухгалтер, который систематически составляет, учитывая буквально каждую копейку, бюджет своей семьи. Порой у следователя в такой степени развиваются недоверие к людям и подозрительность, что многие окружающие начинают казаться ему потенциальными преступниками.

Можно сказать, что в подобных случаях минимизируется ролевая дистанция между личностью и ее профессиональной ролью. Последняя в известном смысле «завладевает» личностью, определяя ее поведение и в других социальных ролях. Об этом свидетельствует, например, эксперимент М. Л. Гомелаури, в котором испытуемыми выступали прокуроры и адвокаты, т. е. лица, выполняющие в известном смысле противоположные профессиональные роли. Задача, поставленная перед ними, состояла в том, чтобы оценить различные поступки (правонарушения) сначала с позиции роли, присущей самому испытуемому, а затем  с противоположной. Обнаружилось, что некоторые испытуемые не принимали заданий, заключающихся в оценке поступков с чуждых им позиций. Как видим, здесь сложившиеся профессиональные установки становились барьером для принятия новой роли даже в воображаемой ситуации (Гомелаури, 1976).

Деформирующее влияние профессиональной роли на личность порой наблюдается у педагогов. Так, И. С. Кон отмечает, что выработанная в школе дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко проявляется и в сфере их личных отношений. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их более понятными в процессе обучения детей, может порождать прямолинейность, негибкость мышления учителей (Кон, 1967).

Проблема «профессиональной деформации» почти не изучена, хотя представляет значительный интерес и в теоретическом, и в прикладном плане. Исследования этого феномена должны проводиться на стыке социальной и дифференциальной психологии и психологии труда, поскольку закономерно возникает вопрос о соотношении индивидуальных различий работников с их подверженностью «деформирующим» воздействиям профессиональной роли.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тестовые задания к текущему параграфу

выводы

  1. Являясь членом тех или иных социальных групп, человек в каждом из этих случаев обладает тем или иным статусом (позицией)  местом в конкретной системе социальных взаимосвязей. Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». В соответствии со своим статусом индивид вступает в различные взаимоотношения с другими людьми, выполняя те или иные социальные роли. Под социальной ролью понимается нормативная система действий, ожидаемых от индивида, в соответствии с его социальным статусом.

  2. Выделяют социальные роли приписанные (например, гендерные) и достигнутые (директор, профессор), роли специфические (обусловленные рядом занятий  кассир, официант, милиционер) и диффузные (мать, отец, друг, влюбленный).

  3. Для успешного выполнения той или иной социальной роли необходимо: 1) информирование о требованиях к поведению в данной роли, 2) интернализация этой роли (согласие с ее требованиями), 3) соответствие особенностей Я индивида и требований социальной роли, 4) определенная мотивация.

  4. Иногда личность при выполнении той или иной роли оказывается в конфликтной ситуации. Выделяется несколько типов ролевых конфликтов. Личностно-ролевой конфликт происходит, когда субъективное Я не соответствует требованиям социальной роли. Интерролевой конфликт происходит тогда, когда предписания различных социальных ролей, выполняемых личностью, препятствуют их успешной реализации.

    Интраролевой конфликт наблюдается тогда, когда индивид обнаруживает несовместимость ожиданий по отношению к его роли со стороны ряда лиц и не знает, каким из них он должен соответствовать.

  5. Личность со всеми своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли. И наоборот, продолжительное выполнение индивидом какой-либо социальной роли (включая и профессиональную) влияет на проявление и формирование соответствующих свойств личности.

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

Хотя в целом поведение каждой личности складывается из отдельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая роль, как таковая, существует отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность обычно привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения той или иной социальной роли. Ее интересы, установки, убеждения могут проявляться при этом явно или неявно. Порой индивид даже стремится подчеркнуть свою независимость от роли, демонстрируя так называемую ролевую дистанцию.

Так, официант может своим поведением показывать посетителям ресторана, что он не только официант, а личность, вынужденно занимающаяся данной работой.

Проблема соотношения психических свойств личности и ее ролевого поведения сложна и мало изучена. Мы можем порой наблюдать непохожие образцы поведения различных людей, выступающих в одинаковой роли. При этом все эти люди могут достаточно успешно справляться с данной ролью. Иногда у человека доминируют одни и те же свойства при выполнении различных социальных ролей. В других случаях человек при выполнении какой-либо одной роли будет внешне полной противоположностью себе самому в другой роли. Так, человек серьезный, сдержанный на работе, среди своих сослуживцев может оказаться балагуром и весельчаком в компании близких друзей.

Однако не только личность со своими особенностями влияет на весь ход выполнения той или иной социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее Я-концепцию. Возьмем, например, — человека, занимающего большой государственный пост, окруженного помощниками, секретарями, охраной и постоянно находящегося в центре внимания, где бы он ни оказался. Постепенно этот человек настолько привыкает к своему положению, знакам уважения со стороны других людей, что это отражается и на его самовосприятии, неадекватно завышает самооценку

Вспомните героя повести М.Твена “Принц и нищий” мальчика Тома из бедной семьи, волею случая оказавшегося в роли английского принца. Писатель хорошо показывает, как бывший нищий постепенно привыкал к своему новому положению, и королевское звание все более нравилось ему. Том увеличил число слуг при дворе, заказал себе новые наряды и стал содрогаться при мысли о встрече с кем-либо из своих родных, пребывающих в нищете, потому что они могли узнать его.

Есть основания полагать, что продолжительное выполнение индивидом какой-либо роли способствует более яркому проявлению одних свойств личности и маскировке других. Это особенно хорошо заметно на примере профессиональных ролей. Имеется ряд отечественных исследований, показывающих, как свойства личности, сформировавшиеся в процессе выполнения ею профессиональной роли, становятся чертами характера и начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности данной личности. Так, К.К.Платонов и К-М.Гуревич употребляют в своих работах такие понятия, как “профессиональный характер” и “профессиональный тип личности”, подчеркивая тем самым огромное формирующее влияние профессиональной роли на личность.

Важным показателем освоения той или иной профессионально-функциональной роли является состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи. Как показали исследования Е.А.Климова, в ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять с определенным успехом свою профессионально-функциональную роль.

Порой высокая степень интернализации профессиональной роли и ее продолжительное выполнение могут приводить к так называемой “профессиональной деформации” личности. Имеются в виду такие случаи, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям. Например, бухгалтер, который систематически составляет, учитывая буквально каждую копейку, бюджет своей семьи. Порой у следователя в такой степени развиваются недоверие к людям и подозрительность, что многие окружающие начинают казаться ему потенциальными преступниками.

Можно сказать, что в подобных случаях минимизируется ролевая дистанция между личностью и ее профессиональной ролью. Последняя в известном смысле “завладевает” личностью, определяя ее поведение и в других социальных ролях. Об этом свидетельствует, например, эксперимент Л.Гомелаури, в котором испытуемыми выступали прокуроры и адвокаты, т.е. лица, выполняющие, в известном смысле, противоположные профессиональные роли. Задача, поставленная перед ними, состояла в том, чтобы оценить различные поступки (правонарушения) сначала с позиции роли, присущей самому испытуемому, а затем — с противоположной. Обнаружилось, что некоторые испытуемые не принимали заданий, заключающихся в оценке поступков с чуждых им позиций. Как видим, здесь сложившиеся профессиональные установки становились барьером для принятия новой роли даже в воображаемой ситуации.

Деформирующее влияние профессиональной роли на личность порой наблюдается у педагогов. Так, И.С.Кон отмечает, что выработанная в школе дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко проявляется и в сфере их личных отношений. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их более понятными в процессе обучения детей, может порождать прямолинейность, негибкость мышления учителей.

Проблема “профессиональной деформации” почти не изучена, хотя и представляет значительный интерес и в теоретическом, и в прикладном плане. Исследования этого феномена должны проводиться на стыке психологии труда и дифференциальной психологии, поскольку закономерно возникает вопрос о соотношении индивидуальных различий работников с их подверженностью “деформирующим” воздействиям профессиональной роли, ее уровень, который работник считает для себя “нормальным”, соответствующим его трудовому вкладу. Формирование этой нормы есть результат влияния соответствующей социально-профессиональной референтной группы. Как для рабочих, так и для служащих характерно сопоставление своей заработной платы с заработной платой других лиц соответствующей профессиональной группы и данного иерархического уровня в организации. Чем выше квалификация и образование работника, тем шире референтная группа при сравнении.

Наряду с указанными выше возможны также негативные референтные группы, по отношению к которым тот или иной индивид находится в оппозиции. Это группы, символизирующие что-либо неприемлемое для данного индивида. Так, отдельные люди могут избегать покупки тех товаров или продуктов, которые ассоциируются у них с социальными группами, недостойными уважения.

Обычно каждый человек имеет не одну, а несколько референтных групп. В одной ситуации он ориентируется на ценности и нормы одной группы, в другой ситуации — на другую группу и т.д. Очевидно, для того чтобы лучше понять истоки тех или иных установок личности, причины ее поведения, необходимо знать, какие группы являются для данной личности референтными. Важность референтных групп как своеобразного “оплота” установок личности прямо или косвенно признается всеми, кто хочет радикально изменить эти установки. В таких случаях часто прибегают к физической и психологической изоляции индивидов от соответствующих референтных групп. Именно так делается в религиозных сектах кришнаитов и монистов, где потенциальных новообращенных лиц ставят в условия подобной изоляции.

Порой референтность (эталонность) некоторых двух различных по своим нормам и традициям групп для одной и той же личности может приводить ее в положение маргинальности. Оно характеризуется одновременным пребыванием личности внутри определенной социальной группы и вне ее. Отсюда термин “маргинальная личность” (буквально: личность, находящаяся на краю). Возьмем, например, чеченца, окончившего вуз в Москве и давно живущего в столице, или африканца, получившего образование в одной из европейских стран и работающего там же. Такие люди подвержены сильному влиянию двух различных во многом антагонистических культур. Нередко они стремятся принадлежать к обеим этническим группам, но полностью не принимаются ни одной. Это может приводить маргинальную личность к серьезным межролевым конфликтам, негативно влияющим на ее психику. При благоприятном развитии национальных взаимоотношений маргинальные личности служат, по замечанию отечественного социолога И.С.Кона, своеобразным мостом между разными этническими группами и их культурами.

Понятие маргинальности используется не только в межэтническом плане. И мастер на промышленном предприятии, и сельский житель, переехавший в большой город, и замужняя женщина — профессионал высокого класса на своей работе — это также маргинальные личности со всеми присущими им проблемами.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Изучение взаимного влияния себя и отношений: теория согласования идентичности пары title={Изучение взаимного влияния себя и отношений: теория переговоров об идентичности пары}, автор={Трейси Най Кван}, год = {2010} }

  • Т. Кванг
  • Опубликовано 1 августа 2010 г.
  • Психология

Отношения могут формировать представление о себе, выявлять уникальные аспекты личности человека и влиять на индивидуальные взгляды и цели. Тем не менее, «я» не является пассивным игроком в отношениях, поскольку связанные с собой цели и мотивы также могут влиять на то, как формируются и развиваются отношения. В то время как эта область полна исследований однонаправленного влияния между собой и отношениями, на удивление мало было сделано по синергетическому эффекту комбинированного влияния на себя и отношения. я… 

web.archive.org

ПОКАЗЫВАЕТСЯ 1-10 ИЗ 57 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантностиРаботы, оказавшие наибольшее влияниеНедавность

Реляционное Я: межличностная социально-когнитивная теория.

Авторы предлагают интерперсональную социально-когнитивную теорию Я и личности, реляционного Я, в которой знание о Я связано со знанием о значимых других, и…

Кто это «Мы»? Уровни коллективной идентичности и представления о себе.

  • М. Брюэр, В. Гарднер
  • Психология

  • 1996

Кросс-культурные перспективы возродили интерес к социальным аспектам личности и к тому, в какой степени люди определяют себя с точки зрения своих отношений с другими людьми. других и к…

Я и отношения: соединение внутриличностных и межличностных процессов

  • К. Вос, Э. Финкель
  • Психология

  • 2006

Э.Дж. Финкель, К.Д. Вос, Введение: Я и отношения. Часть 1. Самоотношения. Раздел IA: Саморегулирование. CD. Рон, К.Д. Vohs, The Importance of Self-regulation for Interpersonal…

Слияние идентичностей: взаимодействие личной и социальной идентичностей в экстремальном групповом поведении.

Среди слившихся людей как личное, так и социальное «я» могут стимулировать и направлять групповое поведение, а две формы идентичности могут синергетически сочетаться, способствуя исключительно высокому уровню экстремального поведения.

Польза положительных иллюзий: Идеализация и построение удовлетворения в близких отношениях.

  • С. Мюррей, Дж. Г. Холмс, Д. Гриффин
  • Психология

  • 1996

Предполагается, что удовлетворение связано с идеалистическим, а не реалистичным восприятием партнера. Чтобы обеспечить основу для оценки иллюзий отношений, оба члена семьи…

Самоуважение и стремление к чувству безопасности: как воспринимаемое уважение регулирует процессы привязанности.

Предполагается, что личное чувство собственного достоинства способствует повышению уровня уверенности в отношении партнера, критического для удовлетворения привязанностей, и предлагается модель регулирования зависимости, в которой ощущение безопасности в воспринимаемом отношении партнера предлагается в качестве основного механизма, связывающего самооценки к благополучию в отношениях.

Близкий партнер как скульптор идеального «я»: поведенческая аффирмация и феномен Микеланджело.

Эта работа включает в себя концепции традиции поведенческого подтверждения, традиции самости и традиции взаимозависимости для определения межличностного процесса, называемого феноменом Микеланджело. В…

Мотивы самопроверки на коллективном уровне самоопределения.

Эти исследования впервые рассматривают самопроверку на коллективном уровне самоопределения, и обсуждаются параллельные и различные способы, которыми процессы самопроверки могут действовать на разных уровнях самоопределения.

Кто я без тебя? Влияние романтического разрыва отношений на Я-концепцию

Изучение нескольких различных типов изменения Я-концепции, которые могут произойти после разрыва отношений, и их связи с эмоциональным дистрессом выявило сниженную ясность однозначно предсказуемого эмоционального дистресса после разрыва.

Нейротизм и межличностный негатив: независимый вклад восприятия и поведения

Обнаружено, что личность уникальным образом влияет на отношения посредством поведенческих и перцептивных процессов, что предполагает независимое изучение этих процессов.

Взаимное влияние поддержки семьи и адаптации молодежи

  • Алессандри С. М. и Возняк Р. Х. (1989) Восприятие семейного окружения и внутрисемейное согласие во мнениях относительно подростка. Журнал раннего подросткового возраста , 9 , 67–81.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Эндрюс, Дж. А., Хопс, Х., Ари, Д., Лихтенштейн, Э., и Тилдесли, Э. (1991) Построение, проверка и использование шкалы Гуттмана употребления психоактивных веществ подростками: исследование семейные отношения. Journal of Drug Issues , 21 , 557–572.

    Google ученый

  • Асарноу, Дж. Р., и Карлсон, Г. А. (1988) Суицидальные попытки у стационарных больных детской психиатрии доподросткового возраста. Самоубийство и угрожающее жизни поведение , 18 , 129–136.

    ПабМед Google ученый

  • Асарноу, Дж. Р., Карлсон, Г. А., и Гатри, Д. (1987) Стратегии выживания, самовосприятия, безнадежность и воспринимаемое семейное окружение у депрессивных и суицидальных детей. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 55 , 361–366.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Баер, П. Э., Гармези, Л. Б., Маклафлин, Р. Дж., Покорный, А. Д., и Верник, М. Дж. (1987) Стресс, преодоление, семейный конфликт и употребление алкоголя подростками. Журнал поведенческой медицины , 10 , 449–466.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Баррера, М., и Гаррисон-Джонс, К. (1992) Семья и социальная поддержка сверстников как конкретные корреляты подростковых депрессивных симптомов. Журнал аномальной детской психологии , 20 , 1–16.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Биллингс А. и Моос Р. Х. (1983) Сравнение детей депрессивных и не депрессивных родителей: социально-экологическая перспектива. Журнал аномальной детской психологии , 11 , 463–485.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Billings, A., & Moos, R. (1986) Дети родителей с униполярной депрессией: контролируемое годичное наблюдение. Журнал аномальной детской психологии , 14 , 149–166.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Бристоль, М. (1984). Семейные ресурсы и успешная адаптация к аутичным детям. В Э. Шоплер и Г. Месибов (ред.), Влияние аутизма на семью (стр. 289–310). Нью-Йорк: Пленум Пресс.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Бристоль, М. (1987) Матери детей с аутизмом или коммуникативными расстройствами: Успешная адаптация и двойная модель ABCX. Журнал аутизма и нарушений развития , 17 , 469–486.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Кэмпбелл, Н. Б., Миллинг, Л., Лафлин, А., и Буш, Э. (1993) Психосоциальный климат семей с суицидальными детьми до подросткового возраста. Американский журнал ортопсихиатрии , 63 , 142–145.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Кейси Дж., Гриффин М. и Гугинс Б. (1993) Роль работы для жен алкоголиков. Американский журнал о злоупотреблении наркотиками и алкоголем , 19 , 119–131.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Clair, D.J., & Genest, M. (1987) Переменные, связанные с приспособлением потомства отцов-алкоголиков. Journal of Studies on Alcohol , 48 , 345–355.

    ПабМед Google ученый

  • Клэр, Д. Дж., и Дженест, М. (1992) Скрининговый тест детей алкоголиков: надежность и отношение к семейному окружению, приспособление и связанные с алкоголем стрессоры подросткового потомства алкоголиков. Журнал клинической психологии , 48 , 414–420.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Конрад, М., и Хаммен, К. (1989) Роль материнской депрессии в восприятии детской дезадаптации. Журнал консультационной и клинической психологии , 57 , 663–667.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Корс С. Дж., Шмид К. и Трикетт П. К. (1990) Характеристики социальных сетей матерей в жестоких и нежестоких семьях и их отношение к родительским убеждениям. Журнал общественной психологии , 18 , 44–59.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Daniels, D., & Moos, R. H. (1988) Влияние экзосистемы на функционирование семьи и ребенка. Журнал социального поведения и личности , 3 , 113–133.

    Google ученый

  • Диннинг, У. Д. и Берк, Л. А. (1989) Отборочный тест детей алкоголиков: отношение к полу, семейное окружение и социальная адаптация подростков. Журнал клинической психологии , 45 , 335–339.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Диксон, Массачусетс (1986) Семьи подростков-клиентов и неклиентов: их окружение и поведение в поисках помощи. Достижения в области сестринского дела , 8 , 75–88.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Дауни Г. и Койн Дж. К. (1990) Дети депрессивных родителей: комплексный обзор. Психологический бюллетень , 108 , 50–76.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Эбата, А. Т., и Моос, Р. Х. (1991) Совладание и приспособление у проблемных и здоровых подростков. Журнал прикладной психологии развития , 12 , 33–54.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Фельдман, С.С., Вентцель, К.Р., Вайнбергер, Д.А., и Мансон, Дж.А. (1990) Удовлетворенность браком родителей мальчиков предподросткового возраста и его связь с семьей и детским функционированием. Журнал семейной психологии , 4 , 213–234.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Fiese, BH, & Kline, C.A. (1993) Разработка анкеты по семейным ритуалам: первоначальные исследования надежности и проверки. Журнал семейной психологии , 6 , 290–299.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Файф, Б., Нортон, Дж., и Грум, Г. (1987) Адаптация семьи к детской лейкемии. Социальные науки и медицина , 24 , 159–168.

    перекрестная ссылка пабмед Google ученый

  • Филстед В., Макэлфреш О. и Андерсон К. (1981) Сравнение семейного окружения алкоголиков и «нормальных» семей. Journal of Alcohol and Drug Education , 26 , 24–31.

    Google ученый

  • Фокс, Р., Ротори, А., Маклин, Ф., Грин, Х., и Фокс, Т. (1983) Восприятие социально неприспособленными подростками своих семей. Психологические отчеты , 52 , 831–834.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Фридман, А. С., Томко, Л. А., и Утада, А. (1991) Характеристики клиента и семьи, которые предсказывают лучшие результаты семейной терапии для подростков, злоупотребляющих наркотиками. Семейная динамика зависимости Ежеквартально , 1 , 77–93.

    Google ученый

  • Фридман А. С. и Утада А. (1992) Семейное окружение подростков, злоупотребляющих наркотиками. Семейная динамика зависимости Ежеквартально , 2 , 32–45.

    Google ученый

  • Фридман С. (1990) Оценка семейного окружения страдающих агорафобией. Журнал тревожных расстройств , 4 , 335–340.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Фридрих, В. Н., Коэн, Д. С., и Уилтернер, Л. С. (1987) Семейные отношения и качество брака при наличии умственно отсталого ребенка. Психологические отчеты , 61 , 911–919.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Фридрих В. Н., Римс Р. и Джейкобс Дж. Х. (1982) Депрессия и суицидальные мысли в раннем подростковом возрасте. Журнал молодежи и подростков , 11 , 403–407.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Грич, Дж. Х., Сейд, М., и Финчем, Ф. (1992) Оценка супружеского конфликта с точки зрения ребенка: Шкала детского восприятия межродительского конфликта. Развитие ребенка , 63 , 558–572.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Халверсон, К.Ф., и Вамплер, К.С. (1993). Взаимное влияние экстернализирующего поведения ребенка и функционирования семьи: влияние мягкого врожденного фактора риска. В R. E. Cole & D. Reiss (Eds.), Как семьи справляются с хроническими заболеваниями ? (стр. 71–93), Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Google ученый (19)90) Приверженность детей и подростков с инсулинозависимым сахарным диабетом в течение четырех лет продольного наблюдения: непосредственные и долгосрочные связи с семейной средой. Журнал детской психологии , 15 , 527–542.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Хед, С. Б., Бейкер, Дж. Д., и Уильямсон, Д. А. (1991) Характеристики семейного окружения и зависимое расстройство личности. Журнал расстройств личности , 5 , 256–263.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Хетерингтон, Э. М. (1991). Роль индивидуальных различий и семейных отношений в переживании детьми развода и повторного брака. В PA Cowan & M. Hetherington (Eds.), Family Transitions (стр. 165–194). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Google ученый

  • Hibbs, E.D., Hamburger, S.D., Kruesi, MJP, & Lenane, M. (1993) Факторы, влияющие на выраженные эмоции у родителей больных и нормальных детей. Американский журнал ортопсихиатрии , 63 , 103–112.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Джейкоб Т. и Леонард К. (1994). Влияние семьи и сверстников на развитие алкогольной зависимости у подростков. В Р. Цукер, Г. Бойд и Дж. Ховард (ред.), Развитие проблем с алкоголем: исследование биопсихосоциальной матрицы риска . Вашингтон, округ Колумбия: NIAAA.

    Google ученый

  • Джармас, А.Л., и Казак, А.Е. (1992) Взрослые дети отцов-алкоголиков: депрессивные переживания, стили преодоления и семейные системы. Журнал консалтинговой и клинической психологии , 60 , 244–251.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Джейкокс Л.Х. и Репетти Р.Л. (1993) Конфликты в семьях и психологическая адаптация детей предподросткового возраста. Журнал семейной психологии , 7 , 344–355.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Дженкинс, Дж. (1992). Отношения между братьями и сестрами в дисгармоничных домах: потенциальные трудности и защитные эффекты. В F. Boer & J. Dunn (Eds. ), Отношения детей между братьями и сестрами: вопросы развития и клинические проблемы (стр. 125–138). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Google ученый

  • Дженсен, Э. У., Джеймс, С. А., Бойс, У. Т., и Хартнетт, С. А. (1983) Перечень семейных рутин: разработка и проверка. Социальные науки и медицина , 17 , 201–211.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Райзер Л.Дж., Нанн В.Б., Миллсап П.А., Хестон Д.Д., Макдональд Д.К., Трапп К.А. и Прюитт Д.Б.88) Детский и подростковый дневной стационар: Профиль населения. Международный журнал частичной госпитализации , 5 , 287–305.

    Google ученый

  • Лейки Б. и Кэссиди П. Б. (1990) Когнитивные процессы в воспринимаемой социальной поддержке. Журнал личности и социальной психологии , 59 , 337–343.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Лейки Б. и Хеллер К. (1988) Социальная поддержка со стороны друга, воспринимаемая поддержка и решение социальных проблем. Американский журнал общественной психологии , 16 , 811–824.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • ЛеФлор, Л. (1988) Правонарушители и семья. Подростковый возраст , 23 , 629–642.

    ПабМед Google ученый

  • Лием Р. и Лием Дж. Х. (1988) Психологические последствия безработицы для рабочих и их семей. Журнал социальных вопросов , 44 , 87–105.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Маккоби, Э. Э., и Мартин, Дж. А. (1983). Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. В EM Hetherington (Ed.), Справочник по детской психологии , Vol. 4, Социализация: развитие личности и содай (стр. 1–102). Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Мартин, Б. (1987). Перспективы развития теории семьи и психопатологии. В T. Jacob (Ed.), Взаимодействие в семье и психопатология (стр. 163–202). Нью-Йорк: Пленум Пресс.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • МакГи, Р., Сильва, П.А., и Уильямс, С. (1983) Восприятие родителями и учителями проблем поведения семилетних детей. Исключительный ребенок , 30 , 151–161.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • McGee, R., Silva, P.A., & Williams, S. (1984) Перинатальные неврологические, экологические и связанные с развитием характеристики семилетних детей со стабильными проблемами поведения. Журнал детской психологии и психиатрии , 25 , 573–586.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • McGee, R. , Williams, S., & Silva, P.A. (1984) Исходные характеристики агрессивных, гиперактивных и агрессивно-гиперактивных мальчиков. Журнал Американской академии детской психиатрии , 23 , 280–284.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • МакГи Р., Уильямс С. и Сильва П. А. (1985) Факторная структура и корреляты оценок невнимательности, гиперактивности и антиобщественного поведения в большой выборке девятилетних детей из общей популяции. Журнал консалтинговой и клинической психологии , 53 , 480–490.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Meneese, W.B., & Yutrzenka, B.A. (1990) Корреляты суицидальных мыслей среди сельских подростков. Самоубийство и опасное для жизни поведение , 20 , 206–212.

    ПабМед Google ученый

  • Минк, И. Т., и Нихира, К. (1987) Направление воздействия: Семейный образ жизни и поведение детей TMR. Американский журнал умственной отсталости , 92 , 57–64.

    ПабМед Google ученый

  • Моос Р. и Биллингс А. (1982) Дети алкоголиков в процессе выздоровления: семьи алкоголиков и контрольная группа. Аддиктивное поведение , 7 , 155–163.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Моос, Р. Х., и Моос, Б. С. (1994). Руководство по эксплуатации семейных весов . Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.

    Google ученый

  • Моррис, П. В., Хоум, А. М., Джесселл, Дж. К., Пассмор, Дж. Л., Уокер, Дж. М., и Сайгер, Т. В. (1988) Поведенческие и когнитивные характеристики отцов агрессивных и хорошо воспитанных мальчиков. Журнал когнитивной психотерапии: международный ежеквартальный журнал , 2 , 251–265.

    Google ученый

  • Нихира, К., Мейерс, К.Э., и Минк, И.Т. (1983) Взаимная связь между домашней средой и развитием подростков с TMR. Американский журнал умственной отсталости , 88 , 139–149.

    ПабМед Google ученый

  • Нихира, К., Минк, И. Т., и Мейерс, К. Э. (1985) Домашняя среда и развитие медленно обучающихся подростков: взаимные отношения. Психология развития , 21 , 784–794.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Olson, DH (1991) Трехмерная (3-D) циркумплексная модель и пересмотренная оценка FACES III. Семейный процесс , 30 , 74–79.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Олсон, Д. Х., МакКаббин, Х. И., Барнс, Х., Ларсен, А., Муксен, М., и Уилсон, М. (1982). Описи семей: Описи, используемые в национальном обследовании семей на протяжении жизненного цикла семьи . Сент-Пол, Миннесота: Социальные науки о семье.

    Google ученый

  • Олсон, Д. Х., Спренкл, Д. Х., и Рассел, К. С. (1979) Циркумплексная модель брачных и семейных систем. I. Параметры сплоченности и приспособляемости, типы семьи и клиническое применение. Семейный процесс , 18 , 3–28.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Оксенфорд, К., и Новицки, С. (1982) Восприятие семейного климата студентов, решивших продолжить консультирование. Журнал Американского колледжа здоровья , 30 , 224–226.

    ПабМед Google ученый

  • Петерсен-Келли, А. (1985) Семейное окружение и алатины: примечание о возможном злоупотреблении алкоголем. Журнал общественной психологии , 13 , 75–76.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Сарасон, Б. Р., Ширин, Е.Н., Пирс, Г.Р., и Сарасон, И.Г. (1987) Взаимосвязь мер социальной поддержки: теоретические и практические последствия. Журнал личности и социальной психологии , 52 , 813–832.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Сарасон, И. Г., Сарасон, Б. Р., и Ширин, Е. Н. (1986) Социальная поддержка как переменная индивидуальных различий: ее стабильность, происхождение и аспекты отношений. Журнал личности и социальной психологии , 5 , 845–855.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Scalf-Mclver, L., & Thompson, K. (1989) Семейные корреляты булимических характеристик у студенток. Журнал клинической психологии , 45 , 467–472.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Шефер, М. Т., и Олсон, Д. Х. (1980) Оценка близости: инвентаризация PAIR. Журнал супружеской и семейной терапии , 7 , 47–60.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Шнивинд, К.А. (1987). Die Familienklimaskaien. В M. Cierpka (Ed.), Familiendiagnostik (стр. 320–342). Гейдельберг: Спрингер.

    Google ученый

  • Шнивинд, К., Бекман, М., и Энгфер, А. (1983). Eltern und Kinder: Umwelteinflüsse auf das familiäre Verhalten . Штутгарт, Федеративная Республика Германия: Кольхаммер.

    Google ученый

  • Скорсби, А. Л., и Кристенсен, Б. (1976) Различия во взаимодействии и условиях окружающей среды в клиниках и семьях, не входящих в клинику: последствия для консультантов. Журнал консультирования по вопросам брака и семьи , 2 , 63–71.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Зильберайзен, Р.К., и Уолпер, С. (1988). Подход «человек-процесс-контекст». В M. Rutter (Ed.), Исследования психосоциального риска: сила лонгитюдных данных (стр. 96–113). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Смит, П.Д., Риверс, П.С., и Шталь, К.Дж. (1992) Семейная сплоченность и конфликты как предикторы моделей употребления алкоголя: Помимо демографии и ожиданий от алкоголя. Семейная динамика зависимости Ежеквартально , 2 , 61–69.

    Google ученый

  • Стерн М. и Зевон М. А. (1990) Стресс, совладание и семейное окружение: реакция подростка на естественные стрессоры. Journal of Adolescent Research , 5 , 290–305.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Стюарт, М. А., и Браун, С. А. (1993) Семейное функционирование после лечения подростков от наркомании. Journal of Substance Abuse , 5 , 327–339.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Тартер, Р. Э., Кабене, М., Эскалье, Э. А., Лэрд, С. Б., и Джейкоб, Т. (1990) Отклонение темперамента и риск алкоголизма. Алкоголизм: клинические и экспериментальные исследования , 14 , 380–382.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Томпсон К.Л., Варни Дж.В. и Хэнсон В. (1987) Комплексная оценка боли при ювенильном ревматоидном артрите: эмпирическая модель. Журнал детской психологии , 12 , 241–255.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Тимко С., Баумгартнер М., Моос Р. Х. и Миллер Дж. Дж. (1993) Родительские факторы риска и резистентности у детей с ювенильным ревматическим заболеванием: четырехлетнее прогностическое исследование. Журнал поведенческой медицины , 16 , 571–588.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Тимко С. , Стовел К., Баумгартнер М. и Моос Р. Х. (1995) Острые и хронические стрессоры, социальные ресурсы и функционирование подростков с ювенильным ревматическим заболеванием. Журнал исследований подросткового возраста , 5 , 361–385.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Тимко С., Стовел К. и Моос Р. Х. (1992) Функционирование матерей и отцов детей с ювенильным ревматическим заболеванием: лонгитюдное исследование. Журнал детской психологии , 17 , 705–724.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Тимко С., Стовел К., Моос Р. Х. и Миллер Дж. Дж. (1992a) Адаптация к ювенильному ревматическому заболеванию: контролируемая оценка функциональной инвалидности с последующим наблюдением в течение одного года. Психология здоровья , 11 , 67–76.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Тимко С. , Стовел К., Моос Р. Х. и Миллер Дж. Дж. (1992b) Продольное исследование факторов риска и резистентности среди детей с ювенильной ревматической болезнью . Журнал клинической детской психологии, 21 , 132–142.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Толан, П. Х., и Лорион, Р. П. (1988) Многомерные подходы к выявлению склонности к правонарушениям у подростков мужского пола. Американский журнал общественной психологии , 16 , 547–561.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Тайерман А. и Хамфри М. (1981) Размеры семейного окружения в подростковом возрасте. Журнал подросткового возраста , 4 , 353–361.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Валентайнер Д. П., Холахан С. Дж. и Моос Р. Х. (1994) Социальная поддержка, оценка управляемости события и преодоление: интегративная модель. Журнал личности и социальной психологии , 66 , 1094–1102.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Варни, Дж. В., Бабани, Л., Валландер, Дж. Л., Роу, Т. и Фрейзер, Д. (1989) Влияние социальной поддержки и самооценки на психологическую адаптацию у детей и подростков с инсулинозависимым сахарным диабетом. Детская и семейная поведенческая терапия , 11 , 1–17.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Варни, Дж. В., Уилкокс, К. Т., и Хэнсон, В. (1988) Опосредующее влияние социальной поддержки семьи на психологическую адаптацию ребенка при ювенильном ревматоидном артрите. Психология здоровья , 7 , 421–431.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Varni, JW, Wilcox, KT, Hanson, V, & Brik, R. (1988) Хроническая мышечно-скелетная боль и функциональное состояние при ювенильном ревматоидном артрите: эмпирическая модель. Боль , 32 , 1–7.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Уоринг Э.М., МакЭлрат Д., Лефко Д. и Вайс Г. (1981) Измерения близости в браке. Психиатрия , 44 , 169–175.

    ПабМед Google ученый

  • Уильямс С.М., Андерсон Дж., МакГи Р. и Сильва П.А. (1990) Факторы риска поведенческих и эмоциональных расстройств у детей предподросткового возраста. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии , 29 , 413–419.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google ученый

  • Волин, С.Дж., Беннетт, Л.А., и Нунан, Д.Л. (1979) Семейные ритуалы и рецидив алкоголизма в поколениях. Американский журнал психиатрии , 136 , 589–593.

    ПабМед Google ученый

  • Волин, С.Дж., Беннетт, Л.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts