Образы «Я» как подструктуры Я-концепции у молодых людей с игровой компьютерной зависимостью
В современном мире, наряду с его выдающимися открытиям и достижениями, возрастающей компьютеризацией современного общества, стала актуальной проблема игровой компьютерной зависимости или зависимости от компьютерных игр.
Начиная с самого раннего детства, новое компьютерное поколение погружается в систему не только традиционных, но и новых компьютерных игр. Они требуют находчивости, изобретательности, умения мгновенно принимать решения. Ребенок, взаимодействующий в процессе игры с компьютером, видит в нем партнера, чутко реагирующего на его индивидуальные особенности. Этот партнер является его творческим «двойником».
Как показывают исследования Ш. Теркл (Turkle Sh.), дети, вырастающие в тесном общении с компьютерами и электронными игрушками, в психологическом, морально-духовном и мировоззренческом плане довольно существенно отличаются как от своих некомпьютеризованных сверстников, так и от детей предшествующих поколений. Речь идет не только о навыках владения вычислительной техникой, но об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур, понятий и представлений [1]. Дети компьютеризованного поколения, которых японский профессор Маруама по аналогии с интеллектуальными компьютерами назвал пятым поколением, имеют совершенно особое представление о жизни и смерти, об одушевленности людей, животных и компьютеров. Они иначе организуют свое время, свой внутренний мир, развивают свои интеллектуальные способности не просто быстрее и разностороннее, но в ином социально-временном измерении. Уже компьютерные игры, как показывают исследования, могут увлечь детей и юношей до самозабвения, до полного смешения реального и компьютерного мира и даже вытеснения первого последним [2].
Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые. По сведениям целого ряда зарубежных и российских психологов, именно ролевые игры способны больше всех остальных сформировать устойчивую психологическую зависимость.
Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, где мы можем наблюдать процесс «вхождения» человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером (игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя; извне на «своего» героя; руководительские игры) [3].Механизм формирования игровой компьютерной зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра — это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности [3].
В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. своего рода терапевтическим методом. Однако использование ролевых игр в таком качестве под вопросом, хотя и представляется вполне возможным.
В основе второго механизма формирования игровой компьютерной зависимости лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворить потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности [3].
Игровая компьютерная зависимость рассматривается нами в качестве нового вида аддиктивного поведения личности. Данный вид зависимости определяется рядом исследователей (А.Г. Шмелев, Е.В. Змановская и др.) как аутодеструктивное или саморазрушительное поведение, угрожающее целостности и развитию самой личности, приводящее к серьезным изменениям самооценки и самосознания. Доля патологических игроков составляет по разным данным от 10 до 20 % [4, 5, 8].
Поэтому необходим психологический подход к личности с аддиктивным поведением, а именно игровой компьютерной зависимостью, ядром которой является Я – концепция, отражающая особенности социализации, системы отношений к себе и внешнему миру.
Недостаточная разработанность изложенной проблемы в теоретическом и методологическом аспектах, ее практическая значимость, подтолкнули нас к проведению психологического исследования особенностей Я-концепции молодых людей с игровой компьютерной зависимостью.
Я-концепция (как представления, совокупность знаний о себе) является общей структурой самосознания (в соответствии с теоретическими взглядами А. А. Налчаджана). Она окружает сферу «Я» и, в свою очередь состоит из тесно взаимосвязанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов – «реальное Я», «идеальное Я» и т.п. Я-концепция рассматривается как результат социализации и социально-психологической адаптации личности к типичным результатам её жизнедеятельности. Особенности Я-концепции и её отдельных подструктур (относительно устойчивых Я-образов) являются показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования. В структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные Я-концепции и их подструктуры [6].
Интеграция личности в единое целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека, в то время как его идеальное «Я» определяет направление, в котором движется личность в процессе самосовершенствования.
К юношескому возрасту у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная, независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все больше развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Юноша начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация внешних оценок на внутренние (в соответствии с теоретическими взглядам Б.Г. Ананьева). Таким образом, постепенно формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека [7].
В соответствии с исследованием Л.В. Макеевой к юношескому возрасту изменяется соотношение Я-реального и Я-идеального. Степень когнитивной сложности Я-идеального увеличивается. Содержание идеального «Я» стабилизируются, что проявляется в увеличении схожести с Я-реальным.
В рамках нашего исследования впервые было проведено изучение Я-концепции и ее подструктур (Я-реальное и Я-идеальное) у молодых людей с игровой компьютерной зависимостью. Также была предпринята попытка выявить и изучить новый компонент Я-концепции молодых людей с игровой компьютерной зависимостью – Я-виртуальное и его взаимосвязи с другими компонентами Я-концепции (Я-реальным и Я-идеальным).
Исследование проводилось в одном из компьютерных клубов г. Минска в период декабрь 2007 г.- февраль 2008 г. Выборку исследования составили 113 молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. По результатам анкетирования с помощью теста Т.А. Никитина, А.Ю. Егорова на определение компьютерной и Интернет аддикции испытуемые были распределены на три группы: две экспериментальные – группа аддиктов и группа риска, и контрольную группу.
Группа аддиктов составила 23 человека (20% объема выборки), ее составили молодые люди, которые играли в компьютерные игры каждый день по 5-6 часов и более. Группа риска составила 44 человека (39% объема выборки), ее составили молодые люди, которые играли в компьютерные игры 3-4 раза в неделю по 3-4 часа в день. Контрольную группу составили 46 человек (41% объема выборки), которые играли в компьютерные игры редко и в основном использовали компьютер с целью поиска информации в Интернете.
В соответствии со структурой формирования психологической зависимости от компьютерных игр, предложенной М.
Группа риска, в свою очередь, характеризуется нахождением на второй стадии зависимости от компьютерных игр, а именно на стадии увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности в игре в компьютерные игры. Структура потребности зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к игре — это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли.
Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.По результатам анкетирования на определение зависимости от компьютерных игр нами были обнаружены следующие характеристики, свойственные молодым людям, зависимым от компьютерных игр:
- 67% испытуемых предпочитают играть в компьютерные игры с видом «из глаз» «своего» героя; этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир.
- во время игры в компьютерные игры молодые люди в основном испытывают такие эмоциональные состояния как облегчение, азарт и расслабление; 67% респондентов отметили, что в реальной жизни они не имеют возможности расслабиться. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. своего рода терапевтическим методом.
- 67% респондентов отмечают отрицательное отношение к их увлечению со стороны родителей; что указывает на наличие психологических проблем и конфликтов в семье испытуемых по поводу их чрезмерной увлеченности компьютерными играми.
- 50% респондентов часто откладывают встречи с друзьями и личные дела из-за компьютерных игр; 33% испытуемых отмечают, что компьютерные игры становятся причиной проблем с учебой или работой; это свидетельствует о том, что игра в компьютерные игры становиться преобладающей в структуре хобби и деятельности молодых людей с игровой компьютерной зависимостью.
- 33% респондентов говорят о том, что в реальной жизни они испытывают одиночество; таким образом, возникает потребность уйти от реальности, «погрузившись» в другую реальность – виртуальную.
В качестве диагностического метода нами была использована методика изучения стилей межличностного взаимодействия (опросник Т. Лири). С ее помощью можно получить сведения о межличностных отношениях и личностных особенностях существенных для интерперсонального взаимодействия. Методика полифункциональна и применяется для исследования представлений субъекта о себе и о других, точности межличностного восприятия, оценки социального поведения личности, самооценки, «идеала Я», стиля руководства и др. [4, с.126].
Материал теста представляет собой перечень из 128 прилагательных, характеризующих различные варианты межличностного поведения. Испытуемому предлагалось описать с помощью данного перечня различные реально существующие или воображаемые объекты: себя («реальное Я»), себя воображаемого («идеальное Я»), а также себя в виртуальной реальности компьютерной игры («виртуальное Я»). Таким образом, из предложенного перечня испытуемый отбирал те прилагательные, которые соответствуют описываемому объекту.
Результаты проведенного нами эмпирического исследования структурных компонентов Я-концепции в группе аддиктов позволяют сделать следующие выводы:
1. В группе аддиктов особую специфичность представляет образ Я-виртуальное, который характеризуется значительной выраженностью всех стилей интерперсонального взаимодействия в виртуальной реальности компьютерной игры, предлагаемых в методике Т. Лири. Я-виртуальное определяется нами как совокупность представлений человека о том, каким он является в виртуальной реальности компьютерной игры.
В компьютерной игре молодой человек принимает роль компьютерного персонажа «властного и лидирующего», «независимого и доминирующего», «недоверчиво-скептического», «прямолинейно-агрессивного» с одной стороны, и «покорно-застенчивого», «зависимого и послушного», «сотрудничающего и конвенциального», «ответственного и великодушного» — с другой. Мы считаем, что компьютерная игра дает возможность молодому человеку проиграть различные способы взаимодействия в виртуальной реальности с целью поиска наиболее адекватных способов межличностного взаимодействия в реальной жизни.
2. В группе риска образы Я-реального и Я-виртуального характеризуется умеренной степенью выраженности всех стилей интерперсонального взаимодействия. Однако при сравнении образов Я-концепции, стремление к сотрудничеству, ответственность и великодушие характеризуются наименьшей выраженностью в образе Я-виртуальное, следовательно, молодые люди, находящиеся на стадии увлеченности компьютерными играми использую компьютерную игру, чтобы получить возможность реализовать все негативные способы взаимодействия в виртуальной реальности с целью разрядки или катарсиса.
3. В группе аддиктов особый интерес вызвало сравнение образов Я-виртуального и Я-идеального. У молодых людей, находящихся на стадии зависимости от компьютерных игр, их идеальный образ «Я» является полной противоположностью образу виртуального «Я». А.А. Налчаджан отмечает, что идеальный Я-образ формируются путём полной или частичной идентификации индивида с теми людьми (реальными, воображаемыми, литературными героями и т.д.), которыми человек восхищается. Следовательно, молодые люди, зависимые от компьютерных игр, идентифицируют себя с анти-идеалом и используют компьютерною игру с целью принятия роли персонажа, который является полной противоположностью их представлениям об идеальном человеке.
4. При сравнении образов Я-реального и Я-идеального в группе аддиктов характерно наличие значительных расхождений между образом Я-реального и Я-идеального, что говорит о наличии выраженного внутриличностного конфликта и является свидетельством высокой невротизации личности.
5. Анализируя, Я-концепцию молодых людей, зависимых от компьютерных игр, мы наблюдаем разорванность и рассогласованность ее компонентов: отсутствие внутренней взаимосвязи между образами Я-реальное и Я-виртуальное, наличие отрицательная взаимосвязь между образами Я-реальное и Я-идеальное, Я-идеальное и Я-виртуальное.
6. Анализирую Я-концепцию молодых людей не зависимых от компьютерных игр и находящихся на стадии увлеченности, мы наблюдаем определенную степень согласованности и наличие положительной взаимосвязи между её компонентами.
Таким образом, наличие внутриличностного конфликта у молодых людей, зависимых от компьютерных игр, характерной чертой которого является рассогласованность компонентов Я-концепции, порождает молодых людей уходить в виртуальную реальность с целью поиска объекта идентификации или получения разрядки. Следует отметить, что компьютерная игра имеет определенное психологическое значение — она служит средством избегания внутриличностных проблем, причины которых могут лежать в области семейных отношении, межличностных и социальных контактов. Однако неумеренное использование компьютерной игры приводит к следующим психопатологическим симптомам:
- Неустойчивость Я-концепции, рассогласованность ее компонентов и, как следствие, высокая степень невротизации личности;
- Идентификация с образом противоположным идеальному «Я» или идентификация с анти-идеалом, и, соответственно, низкая степень социализации и социально-психологической адаптации личности (в соответствии с теорией А. А. Налчаджана).
Результаты проведенного нами эмпирического изучения Я-концепции лиц с игровой компьютерной зависимостью позволяют разработать ряд рекомендаций для практических психологов, работающих с лицами, страдающими игровой компьютерной зависимостью.
Психокоррекционная работа с юношами, страдающими игровой компьютерной зависимостью должна включать работу по следующим направлениям:
1. Психокоррекционные мероприятия, направленные на формирование целостной, стабильной и зрелой Я-концепции юношей:
a. Психокоррекционная работа с когнитивной составляющей Я-концепции:
i. Работа с образом «Я-реальное»; помочь юношам найти себя и осознать свою особенность и неповторимость как личности;
ii. Работа с образом «Я-идеальное», определяющим направление, в котором личность должна двигаться в процессе ее самосовершенствования;
iii. Разрешение внутриличностного конфликта, проявляющегося в рассогласованности образов «Я-реальное» и «Я-идеальное».
b. Психокоррекционная работа с оценочной составляющей Я-концепции:
i. Выработка собственной, независимой системы эталонов самооценивания и самоотношения, способствующей осознанному построению поведения молодого человека, страдающего игровой компьютерной зависимостью;
ii. Выработка позитивного отношения к себе как личности, способной самостоятельно разрешать возникающие проблемы и конфликты, способной к самореализации и самосовершенствованию.
c. Психокоррекционная работа с поведенческой составляющей Я-концепции:
i. Психокоррекция дезадаптации личности, страдающей игровой компьютерной зависимостью, формирование согласованности реального опыта личности и ее Я-концепции.
2. Психокоррекционная и психоконсультативная работа с ближайшим социальным окружением юноши, зависимого от компьютерных игр.
Я – концепция в юношеском возрасте
Библиографическое описание:Архипова, А. Ю. Я – концепция в юношеском возрасте / А. Ю. Архипова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1057/ (дата обращения: 12.10.2022).
Интерес человека к себе, к своему «Я» — исконный и вполне понятный. Кто не задавал самому себе вопрос: «Кто Я?». Как гласит легенда, дельфийский оракул провозгласил: познай самого себя! Сократ возвел этот призыв в исходный принцип своего философского мировоззрения. Гераклит говорил, что всем людям свойственно «познавать самих себя и мыслить». [1]
Самым широким понятием в рассматриваемой области является понятие «Я-концепция», которая традиционно трактуется как система представлений человека (разной степени осознанности) о самом себе, о своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойствах [2].
Р.Бернс определяет понятие «Я-концепция», как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я — концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2.Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3.Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:
Когнитивная составляющая или образ Я — представления индивида о самом себе.
Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Человек как личность – самооценивающее существо. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я. В классической концепции Джеймса (1890) представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули (1912) и Мида (1934).
Еще один взгляд на формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества [3].
Очевидно, что самооценка – продукт самосознания. В то же время становление самосознания - процесс сложный и многогранный. Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст. Так как в этот период у юноши складывается представление об окружающей действительности, происходит смена ролей, появляется необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т.д. Я — концепция в юношеском возрасте, с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой – претерпевает определенный изменения, обусловленные целом рядом причин. К таким причинам можно отнести физиологические и психологические изменения, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей, приводящих к усложнению и дифференциации Я — концепции, в частности к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности, требования, исходящие от социальной среды. Формирование образа своего Я в результате самопознания в ранней юности зависит не только от общения с непосредственным окружением, но и от контактов с более широкой социальной средой. Но наиболее важно общение со значимыми лицами, в котором юноши и девушки нередко получают о себе прямую информацию в оценочных терминах [4]. С возрастом роль оценок окружающих в формировании самооценки снижается, но всегда остается весьма существенной [5]. Свидетельство тому — весьма высокая и положительная взаимосвязь самооценок с оценками, ожидаемыми юношами и девушками от различных значимых лиц из их окружения [6].
Для того чтобы более наглядно представить картину формирования Я-концепции в юношеском возрасте и установить связь между самооценкой и оценкой окружающих, мы провели обследование студентов юношеского возраста.
Выборку составили студенты четвертого и пятого курсов в возрасте 20-22 лет, факультета педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии г. Новокузнецка, всего сорок человек.
В исследовании использовались следующие методики.
1. Методика исследования самооценки (А) основана на способе выбора. Испытуемым дается ряд личностных характеристик, которые они должны дифференцировать на «хорошие» и «плохие». Затем отметить какими из данных характеристик они обладают.
2. Методика квантификации межличностных отношений (В) была разработана американским психологом Т.Лири. Данная методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я». Испытуемым предлагается ответить на 128 вопросов.
3. Методика «Какой я» (С).
В данной методике обследуемого просят ответить на вопрос: «Какой я» 10 раз, используя прилагательные (добрый, ответственный и т.п.).
Результаты исследования.
По методике А уровень самооценки складывается из коэффициента самооценки по «положительному» и «отрицательному» множеству качеств. В результате обследования выявлено, что у 55% испытуемых уровень самооценки по «положительному» и «отрицательному» множествам прямо противоположен. Это может говорить о нестабильности самооценки и нарушении процесса самооценивания.
После этого, мы сравнили результаты полученные по методике А с уровнем самооценки, полученным с помощью методики В. В результате сопоставления двух методик мы обнаружили, что совпадения уровня самооценки по «положительному» с данными методики В составило 38%, по «отрицательному» - 24%. А у 41% испытуемых результаты по двум описываемым методикам существенно различаются.
Полученные данные наводят на мысль о том, что выбранные нами методики измеряют разные аспекты самооценки. Но, проанализировав содержание методик А и В, мы обнаружили, что вопросы, содержащиеся в методике В полностью отражают список характеристик, который находится в методике А. Таким образом мы можем говорить, что методики измеряют одни и те же аспекты самооценки. Следовательно, несовпадение результатов по методикам А и В, говорят о том, что у испытуемых самооценка не сформирована и идет приписывание себе некоторых качеств.
При более подробном анализе результатов, полученных с помощью методики А, было обнаружено, что у 45 % испытуемых при самооценивании происходит одновременное приписывание себе прямо противоположных качеств (например: чуткий и бездушный, легковерие и подозрительность, сдержанность и несдержанность) Этот факт говорит о выраженной конфликтности самооценки у молодых людей.
Затем мы сравнили результаты двух методик А и В. В методике А испытуемые дифференцировали качества на «хорошие» и «плохие» (идеал и антиидеал), затем отмечали, какие из предложенных качеств имеются у них. В методике В нужно было ответить на предложенные вопросы, которые представляют личностные характеристики человека. Испытуемые должны были отметить есть ли у них такие качества или нет, а также видят ли они эти качества в Я-идеальном. По результатам данной методики, у 66% обследованных я-реальное совпадает с я-идеальным.
Таким образом, нами обнаружено существенное смещение я-реального и я-идеального в сторону их слияния.
Смещение я-реального и я-идеального ведет к нарушению представления о себе. Если у индивида неадекватное оценивание себя и, следовательно, окружающих, то он постоянно будет сталкиваться со своими проекциями, не осознавая этого. Также на индивида будет действовать оценка окружающих, он будет зависим от их мнения, особенно от мнения близких людей в силу своей нестабильной и несформированной самооценки. Тем самым, любая трудность будет являться стрессом, который в свою очередь может приводить к неблагоприятным изменениям личности.
Анализируя результаты методики С, мы обнаружили, что все испытуемые, в описание себя, употребляли такие характеристики, которые являются социально одобряемыми, а также те качества, которые выгодны для построения образа «хорошего», «достойного» или «приятного» человека. К таким качеством можно отнести: добрый, открытый, отзывчивый, эмоциональный, исполнительный и т.д.
Данное исследование показало, что у молодых людей в юношеском возрасте не сформирован образ Я, самооценка. Следовательно, это ведет к неадекватному формированию Я-концепции. Так как юношеский возраст характеризуется становлением мировоззрения, ценностных ориентаций, нахождения своего жизненного пути, выбор будущей профессии, то нарушения Я – концепции в этот период подвергает риску развитие личности в целом.
Литература:
1. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание — М.: Политиздат, 1972. – 303с.
2. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. — СПБ.: Питер, 2005. — 400с
3. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание – М.: «Прогресс», 1986. – 420с.
4. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения — М.: «Знание», 1977. – 215с.
5.Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста - «Вопросы психологии», 1969. – 216с.
6. Богданов, С.Н., Годлиник, О.Б. Соотношение самооценки и ожидаемых оценок как индикатор личностного общения — В кн. : Проблемы общения и воспитания, 1974. – 180с.
Основные термины (генерируются автоматически): юношеский возраст, методика А, методика, испытуемый, качество, методика В, образ Я, самооценка, уровень самооценки, формирование самооценки.
Изучение эффективности применения
методов диагностики…методика, ребенок, старший дошкольный возраст, процедура, самооценка, изучение самооценки, различный вид деятельности, возрастная группа, детский сад, диагностическая работа.
Специфика
самооценки в младшем школьном возрастеребенок, заниженная самооценка, младший школьный возраст, жестокое обращение, повышение самооценки, самооценка, результат теста, результат методики, адекватная самооценка, трудная жизненная ситуация.
Влияние
оценки учителя на формирование самооценки…Формирование адекватной самооценки у детей младшего… ребенок, адекватная самооценка, трудная жизненная ситуация, младший школьный возраст, заниженная самооценка, результат методики, методика, самооценка, методическое пособие, жестокое обращение.
Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростковДля исследования использовались методики: измерения самооценки Дембо — Рубинштейна, определения смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева, диагностики типа акцентуации личности тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда…
Педагогические условия
формирования самооценки в младшем. ..Особое значение для процесса формирования самооценки имеет период младшего школьного возраста.
Самооценка является ведущим компонентом произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к…
К вопросу о
самооценке детей младшего школьного возраставариант обучения, уровень самооценки, ребенок, обычная школа, балл, учебная деятельность, ответ типа, методика, самооценка, уровень.
Психологические особенности проявления агрессии в
юношеском…агрессия, агрессивное поведение, юношеский возраст, самооценка.
Увеличился показатель уровня заниженной самооценки до адекватной величины у 100 % испытуемых (средний уровень 52–65 высокий 66–79).
Взаимосвязь
самооценки личности и стрессоустойчивости…юношеский возраст, самооценка, коэффициент корреляции, уровень самооценки, самооценка личности, психически-нервное напряжение, прямая взаимосвязь, общий адаптационный синдром, высокая взаимосвязь…
Исследование
уровня самооценки у детей младшего школьного…методика исследования самооценки «Лесенка»
ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный возраст, педагог.
Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией
Бороздина Лидия Васильевна
(Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ))
Анализируется соотношение самооценки с Я-концепцией. Как показано, самооценка не имеет самостоятельного статуса в структуре Я-концепции, совмещаясь с самоотношением, образом Я либо концепцией Я в целом, что ведет к фактической потере важнейшего психического образования. Уточняется определение самооценки, рассматриваемой в качестве специальной функции самосознания, состоящей в установлении субъектом собственной значимости и несводимой к образу Я или самоотношению. Приводится аргументация предлагаемой теоретической схемы.
В течение нескольких последних десятилетий проблема самооценки является одной из интенсивно разрабатываемых, особенно в зарубежной психологии. По справедливому замечанию О.Н. Молчановой (2006), весьма впечатляющим следствием активного освоения указанной проблемы служит то, что в западной культуре сформировалось стойкое восприятие самооценки как важнейшего психологического ресурса человека, его достояния. Люди стремятся к достижению высокой оценки себя подобно тому, как они стремятся к хорошему здоровью, благосостоянию и свободе мысли (Emler, 2001). Однако вопреки пристальному интересу к самооценке в западной литературе сохраняется поразительная концептуальная путаница. Прежде всего, отсутствует четкое, исчерпывающе адекватное определение феномена (Mruk, 1999). Пытаясь найти подходящий термин, отражающий суть явления, английские авторы Л. Уэлс и Дж. Марвелл (Wells, Marwell, 1976) перебирают множество различных понятий из области психологии «Я» («взгляд на себя», «доверие к себе», «осознание себя», «удовлетворенность собой» и т.д.), занимающих половину страницы книги среднего формата, и объединяют эту массу термином “self-esteem” как наиболее общим, включающим все смысловые оттенки приведенных ими понятий. Но английское “self-esteem” обозначает не оценку себя человеком, а его уважение к себе, чувство собственного достоинства, т.е. самоотношение, о чем уже упоминалось ранее (Бороздина, 1992, 2008).
Однако термин “self-esteem” закрепляется и не только в англоязычной литературе. Швейцарский психоаналитик юнгианской школы М. Якоби утверждает, что «самооценка относится к достоинству и ценности, приписываемым себе человеком. В немецком языке это слово (Selbstwertgefühl) означает чувство (Gefühl) ценности (Wert), которое мы испытываем в отношении самого себя (Selbst). «Слово “оценка” происходит от латинского “aestimare”, означающего оценивание, которое я делаю в отношении собственной значимости» (Якоби, 2001, с. 50). В этом этимологическом пояснении присутствуют два важных момента: сведение самооценки человека к чувству, устойчивому эмоциональному переживанию по поводу себя, т.е. редукция одного феномена (самооценки) к другому (самоотношению), а кроме того, соединение в одном концепте смысла двух явлений: установления субъектом своей ценности и аффективной реакции на полученный результат в виде уважения к себе, самоприятия или самоотвержения при отрицательном исходе процесса самооценивания.
В современной психологии изучение самооценки вводится в рамки более широкой конструкции, именуемой Я-концепцией. Хотя такое словосочетание отнюдь не выступает неологизмом. Им пользовался еще Ф. Хоппе (Hoppe, 1930) в качестве синонима уровня Я, к сожалению, не дав определения ни тому, ни другому. Я-концепция стала весьма распространенным клише в зарубежной психологической литературе, находя применение также и в отечественной. У нас эта концепция хорошо известна в изложении английского психолога и педагога Р. Бернса (1986). Автор приводит общее (точнее, обобщенное) определение Я-концепции и описание ее структуры: «Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя» (Бернс, 1986, с. 30—31). Далее автор описывает структуру Я-концепции, выделяя и обозначая ее элементы.
«1. Образ Я — представление индивида о самом себе.
2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция — те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Когнитивная составляющая Я-концепции. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными <…>.
Описывая … самих себя, мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия … к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее … Такого рода самоописания — это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
Оценочная составляющая Я-концепции. <…> Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний <…>. Аффективная составляющая … существует в силу того, что когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания. <…> Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение…, социальные реакции на какие-то его [индивида] проявления и самонаблюдения.
На мой взгляд, термины «образ Я» или «картина Я», которые нередко употребляются в литературе как синонимы Я-концепции, недостаточно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе. Я предпочитаю употреблять их для обозначения лишь первой, статической, когнитивной составляющей Я-концепции, чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей <…> самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, <…> самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. <…>
Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. <…>
Важную роль в ее [самооценки] формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. <…> Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. <…> Мы можем с уверенностью фиксировать в Я-концепции не только ее когнитивную составляющую, но и эмоционально-оценочную и потенциальную поведенческую (выделено мной. — Л.Б.). <…>
Как следует из такого определения, позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение
своей неполноценности. <…>
Поведенческая составляющая Я-концепции. Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. <…>
Особенность Я-концепции … заключается в том, что ее [объектом] … является сам носитель. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к себе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты… Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. <…> Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?
Значение Я-концепции. <…> Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий» (Бернс, 1986, с. 30—39).
В изложении Бернса, как видим, Я-концепция — это все представления человека о себе, сопровождающиеся их оценкой. Разбираемая конструкция имеет три структурных элемента: когнитивный, оценочный и поведенческий. Первый составляет образ Я, отражающий содержание представлений субъекта о себе. Второй компонент, который Бернс склонен называть самооценкой, чаще и привычно именуется эмоционально-ценностным самоотношением (Rosenberg, 1965; Wylie, 1974—1979; и мн. др.). Третий элемент конструкции, с некоторой осторожностью обозначаемый автором как потенциально поведенческий и довольно скупо им раскрываемый, обычно характеризуется в качестве полноправной подструктуры, презентирующей действия и поступки людей, продуцируемые когнитивной и эмоционально-ценностной составляющими, и, в частности, проявляющийся в речи, высказываниях индивида о себе.
Понятие Я-концепции было создано в 1950-х гг. в русле гуманистической психологии, сторонники которой (К. Роджерс, А. Маслоу) в противовес бихевиористам и фрейдистам стремились к освещению целостного человеческого «Я», мыслимого фундаментальным фактором поведения и личностного развития (Прихожан, 2008). При рассмотрении этого понятия в настоящем виде как особого теоретического построения возникает ощущение синкретизма, внутренней непоследовательности и очевидного несовпадения названия и содержания.
Слово «концепция» (лат. conceptio) в буквальном смысле означает понимание. Его лексическая формулировка гласит: «определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений» (Большой…, 2002, с. 568). Следовательно, Я-концепция — не что иное, как самопонимание индивидуума. Его самопознание, постижение собственной сущности — процесс когнитивный, итог которого должен оцениваться в категориях точности, адекватности достигнутого результата истинным свойствам носителя. Но Бернс, делая оговорку о том, что любое суждение человека о себе всегда субъективно, пристрастно, прибегает к оценке итога в ином строе категорий, в континууме «позитивно—негативно», что прямо обусловливается соответствующим самоотношением индивида, т.е. возникает посредством уже не познавательных, а эмоциональных процессов — аффективных состояний различной интенсивности, константных чувств, которые субъект испытывает к себе, и т. п. Таким образом, когнитивный по своей природе феномен понимания себя человеком оказывается не только зависимым, но и абсолютно детерминированным другими психическими функциями — комплексом эмоциональных переживаний относительно себя. Как это может происходить и из чего складывается в логике обсуждаемой теоретической схемы самопонимание человека?
Прежде всего, самопонимание человека складывается из представлений о себе в целом и об отдельных присущих ему чертах, качествах, свойствах и т.д., т.е. из всего того, что входит в первый компонент конструкции. Но этим формирование Я-концепции не ограничивается. Бернс постоянно повторяет, что любое самоописание человека, любое его высказывание о себе имеет оценочный оттенок, поскольку когнитивная составляющая не воспринимается индивидом безразлично, а пробуждает в нем эти оценки. Значит, в Я-концепцию с необходимостью вносится самооценка, которую автор интерпретирует как «личностное суждение о собственной ценности». Строго говоря, имплицитно оценка себя уже заложена или номинативно присутствует во втором элементе структуры — эмоционально-ценностном самоотношении, которое Бернс и называет самооценкой. Однако автор обращает внимание не столько на личностное самооценочное суждение, сколько на его аффективный эффект, служащий реакцией индивида на степень его значимости, установленную самооценкой. А это приводит либо к переживанию гордости за себя, самоуважению, обретению или усилению собственного достоинства, в результате чего возникает самоприятие, либо к чувству стыда, переживанию своей малоценности, самоуничижению и самонеприятию вплоть до отвержения себя. Далее именно по характеристикам самоотношения квалифицируется Я-концепция в целом как положительная или отрицательная (Бернс, 1986, с. 37).
Вполне очевидно, что здесь мы опять встречаемся, с одной стороны, со смещением самооценки на самоотношение, с другой — с соединением в одном понятии, будь то самооценка или этимологически более правильное эмоционально-ценностное самоотношение, смысла двух разных феноменов: определения человеком своей значимости и аффективного реагирования на результат.
Самооценка в тексте Бернса выполняет роль исключительно важного образования, но ему не находится специального места в Я-концепции, автономного статуса в ней самооценка не имеет. Это положение одинаково во всех изложениях анализируемой конструкции, и в нем состоит ее ущербность как теоретической схемы. Не будучи самостоятельной, самооценка чаще всего отождествляется с эмоционально-ценностным самоотношением (Бернс, 1986; Coopersmith, 1967; Wylie, 1974—1979; и др.), реже — с образом Я (Врихт, 1982), когда, обрисовывая его, испытуемые проводят оценку себя по различным качествам, либо со всей Я-концепцией на том основании, что в пользу разведения когнитивного и оценочного элементов общей конструкции отсутствует достаточное количество аргументов теоретического или эмпирического порядка. В конечном итоге самооценку и самоотношение увязывают в некий единый конструкт, что уже выглядит совершенно неправомерной операцией, а соединение этого конструкта с представлениями субъекта о себе создает указанное выше впечатление синкретизма, слабой структурной расчлененности Я-концепции, ее нестрогости в качестве теоретической схемы, усиливаемое включением в названный неоправданный интеграл еще и поведенческого компонента. Бесспорно, на самопостижение индивидуума серьезнейшее влияние оказывает характер его переживаний, касающихся собственной ценности, из коих субъект извлекает те или иные выводы, как и из своих деяний. Но понимание — это не эмоция и не поведение, хотя первая может быть причиной формирования конкретного типа Я-концепции, а второе — его непосредственным следствием. Однако причины и следствия какого-либо феномена невозможно вводить в сам феномен как его составляющие. Понимание себя человеком, по определению предполагая когнитивный процесс, не способно осуществляться, а тем более сводиться к аффектам и чувствам или поведенческим актам — набору инородных явлений, поэтому разработанная конструкция и порождает ощущение алогичности, невыдержанности строения, терминологической путанности и отмеченной выше рассогласованности наименования теоретической модели и ее содержания. Неудивительно, что в западной литературе термин «Я-концепция» далеко не редко употребляется только применительно к образу Я, на что сетует Бернс (1986).
Казалось бы, можно упростить задачу анализа, констатировав отсутствие в английском языке точного аналога нашему понятию «самооценка» и, следовательно, признав, что указанная концептуальная нечеткость, размытость не кроется в рассуждениях исследователей, а коренится в строе языка. Но это только видимое упрощение, поскольку теоретико-методологичсекая проблема превращается в сугубо лингвистическую. Однако целесообразно ли подобное в данном случае, даже если означенная проблема исходно действительно является лингвистической? Ведь изменение ее ранга не служит решению обсуждавшегося выше вопроса, а, напротив, сохраняет status quo.
В отечественной психологии исходным для анализа самооценки служит постулат, в соответствии с которым она функционирует как часть самосознания — явления совершенно иного масштаба и наполнения в сравнении с рассмотренной концепцией. При всей аксиоматичности постулата он кажется слишком общим, задающим лишь ракурс анализа. Необходимо найти формы связи самосознания и самооценки, установить ее место в его структуре, а также провести соположение образа Я, отношения субъекта к себе с его оценкой себя. Отсутствие автономности последней в Я-концепции, идентификация самооценки с отдельными элементами общей конструкции или с ней в целом помимо понятийной неясности создает положение, при котором самооценка как независимый предмет исследования полностью исчезает, и мы приходим к потере важнейшего личностного образования, роль которого в жизни человека без преувеличения трудно переоценить. Однако ситуация подобной потери или невольно совершающегося изъятия не оправданна ни теоретически, ни эмпирически.
Обобщая опыт К. Роджерса и других авторов, преимущественно психотерапевтов, Бернс указывает на особую роль в формировании самооценки сопоставления реального и идеального Я. При достижении в реальности характеристик идеального Я человек обретает высокую самооценку, при разрыве — низкую. Таким образом, индикатором уровня индивидуальной оценки себя становится дистанция между названными позициями. Но интервал между реальной и идеальной самооценкой — лишь относительная мера, отражающая их сближение или отдаление, но не абсолютную высоту. При изучении возрастных изменений самооценки (Бороздина, Молчанова, 2001) выяснилось, что в поздней юности (18—19 лет) и I зрелости (21/22—35 лет) названный разрыв довольно велик (коэффициент корреляции в Q-технике равен 0.46, что указывает только на умеренную связь двух позиций и, следовательно, на вектор снижения реальной самооценки). Однако у наших испытуемых она не была таковой. Ее усредненный профиль располагался в верхней части среднего сектора графических шкал (в методике Дембо—Рубинштейн). Более того, несмотря на приведенный ранг коэффициента корреляции, в этой возрастной категории вообще не получено сколько-нибудь серьезного падения кривых самооценки, а нижний полуинтервал во всем наборе шкал не служил «рабочей зоной». Таким образом, при значительном разрыве между реальной и идеальной самооценкой вследствие подъема последней, во-первых, не обнаружено понижения актуальной оценки себя испытуемыми, во-вторых, она не сопровождается широким репертуаром отрицательных эмоций, хотя обследуемые полностью отдают себе отчет о высоте своей самооценочной позиции, но расценивают ее как старт в подъеме, намереваясь в будущем изменить положение в сторону идеальной самооценки, выступающей ведущим элементом регуляции поведения. У пожилых и престарелых анализируемый разрыв заметно сокращается, пределом чего служат эпизоды полного слияния двух самооценочных отметок на шкалах. По логике авторов, в этом случае надо ожидать высокой локализации самооценки, но совмещение позиций происходит по обыкновению в нижнем секторе шкал из-за плавного, но неуклонного возрастного спада обоих профилей самооценки.
Полученные эмпирические данные резко обостряют проблему самооценки, ее сущности, развития, способов диагностики, но, главное, ее места в структуре самосознания. В отношении последнего необходимо особо подчеркнуть, что самооценка — это специальная функция самосознания, не сводимая ни к одному из названных выше элементов — образу Я или самоотношению. Образ Я фиксирует знание индивидуума о себе, будучи комплексом сведений данного человека о нем самом. Такие сведения могут носить форму перцептивных или мнемических представлений, либо глубоко осмысленных и обобщенных суждений субъекта о себе, поэтому для образа Я адекватен вопрос: «Что Я имею, чем обладаю?» Самооценка же отражает присутствие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. Но это не просто констатация наличного потенциала, в чем, безусловно, правы многие исследователи (Бернс, 1986; Якоби, 2001 и др.), а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей, т.е. установление субъектом собственной значимости. И поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, какова ценность моего потенциала, а следовательно, меня?
По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное либо негативное с чертами отрицания, неприятия. Понятно, что знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна прямо задать модус самоотношения либо существенно повлиять на него. На этот момент обращает внимание И.И. Чеснокова (1982), говоря, что с содержательной стороной самооценки связано возникновение и развитие таких качеств, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие и т.п. В более общей и точной форме ту же мысль высказывает И.С. Кон (1984): самоуважение есть производное от процесса самооценивания.
Таким образом, самооценка как таковая автономно чрезвычайно важный, если не ключевой элемент самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворенности собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, но знаний особых, прошедших, если можно так сказать, ценностную экспертизу, в силу чего имеющих более высокий порядок.
Для аргументации развиваемого положения существует по крайней мере два рода фактов: разновременность «созревания», т.е. начала действия отдельных элементов самосознания, и нетождественность их параметров.
В 1970-х гг. были получены данные о наличии образа себя у детей полуторагодовалого возраста, что выявлялось путем самоузнавания малышей в зеркале. Методы, нацеленные на невербальную фиксацию самоузнавания, первоначально появились и вошли в экспериментальную практику зоопсихологии и далее использовались в исследовании раннего детского развития. Дж. Гэллап (Gallup, 1977) ставил красной краской пятно на лбу шимпанзе во время сна животных и к моменту их просыпания помещал перед ними зеркало. Обезьяны тут же начинали ощупывать отметину, пытаться ее стереть, а это доказывало, что они узнавали себя, стараясь устранить «ненормативное включение». Эксперименты, подобные опытам Гэллапа, проводились с детьми, находящимися на доречевой стадии развития. Тест на самоузнавание (Lewis, Brooks, 1974) выполнялся с испытуемыми в возрасте от 16 до 22 месяцев. Мать незаметно наносила губной помадой красное пятнышко на нос ребенка, делая вид, что вытирает ему лицо. И если ребенок тянулся рукой не к изображению в зеркале, а к собственному носу, самоузнавание считалось состоявшимся. В этом исследовании 16-месячные участники эксперимента не ощупывали своего носа, но все 22-месячные дети это делали. Найденный результат согласуется с более поздними данными, согласно которым узнавание себя впервые возникает у детей в возрасте 18 месяцев и становится обычным к 20 месяцам (Бернс, 1986).
Совершенно ясно, что ребенок в полтора года и уж конечно младший дошкольник имеют образ себя, но второй обладает также и известным отношением к себе, являющимся транслированным и усвоенным отношением к ребенку других, главным образом взрослых. Однако дошкольник не способен выполнить функцию самооценки, в лучшем случае он актуализирует оценочную позицию окружающих применительно к себе. Это причина, по которой в школе К. Левина уровень притязаний ребенка 2—3 лет назывался рудиментарным: ребенок может выдвинуть цель и даже совершить действие по ее реализации, но он не в состоянии оценить достигнутый результат, т.е. осуществить самооценку исполненной акции. Этот факт имеет довольно широкое распространение, не ограничиваясь пределами одной психологической школы. Недавние отечественные исследования свидетельствуют о несформированности самооценки у детей и более позднего возраста. Такие данные получены, например, в экспериментах В.Г. Щур (1982), а также С.Г. Якобсон и Т.И. Фещенко (1997), где детей просили провести самооценку с помощью методики «лесенка»: испытуемым предъявлялась нарисованная лестница из 11 ступеней с пояснением, что внизу помещаются плохие дети, на 6-й ступени — средние, наверху — хорошие. Как оказалось, практически все обследуемые 6—7 лет ставили себя на крайнюю верхнюю ступеньку, демонстрируя неспособность выполнить задачу самооценки в предложенном диапазоне, т.е. соотнести свои качества с данной шкалой ценностей. Самооценка — рациональное и довольно позднее образование, ее появление издавна датируется подростковым возрастом, что подтверждено опытами Е.И. Савонько (1972), где был убедительно показан момент перехода ребенка в его поведении с внешней оценки на самооценку (13 лет). По последним данным (Бороздина, Пукинска, 2009), самооценка имеется уже у 10-летних детей, справляющихся с методикой Дембо—Рубинштейн, оказывающихся в состоянии не только заполнить графические шкалы, но так или иначе обосновать проставленные позиции.
Второй ряд доказательств состоит в несовпадении уровней самоотношения и самооценки. Подобные сведения не столь малочисленны, и они имеются как в зарубежной, так и в отечественной экспериментальной психологии. По нашим материалам (Бороздина, Молчанова, 2001), при исследовании самооценки в период взрослости и особенно старости часто регистрируется расхождение высотных параметров самооценки (в методике Дембо—Рубинштейн) и индекса самоотношения (по технике Розенберга). В частности, обнаруживается, что в старости сниженный профиль оценки себя нередко сопутствует среднему или высокому баллу самоотношения. Человек в возрасте 75—90 лет, если он психически сохранен (а речь идет именно о таком контингенте, который отбирался с участием психиатра, психолога и терапевта), признает и даже подчеркивает ухудшение своей памяти, внимания, замедление и снижение продуктивности мышления. Но отношение к себе при этом у него может оставаться прежним или даже повышаться. Такой человек проявляет явные признаки самооберегания, иногда открыто жалея себя и расценивая происходящее с ним по формуле: «Это не я, а со мной». Феномен несовпадения уровней самооценки и самоотношения встречается на этапах I—II зрелости (21/22—55/60 лет) и у пожилых (56/61—74 года), т.е. вообще в течение всего периода взрослости (Бороздина, Молчанова, 2001). И факт рассогласования этих уровней свидетельствует об очевидной нетождественности обсуждаемых личностных конструктов, особенно если учесть, что приведенный результат фиксирован на стадии взрослости и даже зрелости, т. е. в тех фазах жизни человека, когда его самооценка и самоотношение безусловно сформированы.
Не следует думать, однако, что представленные данные противоречат интерпретации производности отношения субъекта к себе от его самооценки. Чаще всего именно так и бывает, но не исключительно так. Могут иметь место и описанные отступления от этого общего правила, что отмечается в литературе. Анализируя методы измерения «обобщенной» самооценки, Р. Уайли пишет, что принцип простого суммирования частных позиций, применяемый при построении диагностических процедур для тестирования «глобальной» самооценки, является не чем иным, как проявлением теоретического невежества; должны быть предприняты шаги для учета значимости отдельных позиций и их вкладов в «обобщенную» самооценку, но «этого пока не сделано» (Wylie, 1974—1979, p. 48). Другие авторы утверждают, что «глобальная» самооценка, полученная сложением частных, и самоуважение — разные образования, за которыми надо искать неодинаковое психологическое содержание (Hoge, McCarthy, 1984). В целом результаты экспериментов заставляют исследователей усомниться в очевидности концептуализации и соответствующей ей диагностики самоуважения (self-esteem) как самооценки, интегрированной из отдельных компонентов.
Но даже если будет разработана в высшей степени надежная процедура получения «обобщенной» самооценки, вряд ли она сможет изоморфно презентировать самоотношение именно потому, что то и другое — нетождественные феномены.
Самооценка по какому-либо качеству, согласно Р. Уайли, основывается преимущественно на сопоставлении субъектом своих достижений с успехами окружающих, т.е. на так называемом социальном сравнении. Самоприятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе «онтогенеза, а также путем сознательных усилий» (Wylie, 1974—1979, p. 52). Самооценивание и симпатию к себе можно рассматривать как достаточно независимые друг от друга. То, что люди чувствуют по отношению к себе, вовсе не обязательно определяется тем, насколько хорошими они считают себя. Человек способен любить себя, даже если его самооценка низка по каким-то важным качествам, и, наоборот, он может испытывать к себе антипатию при наличии у него высокой самооценки (там же). Следует только удивляться, насколько эти гипотетические рассуждения подтверждаются в упомянутой выше серии экспериментов по возрастной самооценке (Бороздина, Молчанова, 2001).
Итак, три образования — образ Я, самооценка и отношение к себе — не следует смешивать. Это разные элементы самосознания. Несомненно, что в онтологии представленные элементы слиты, особенно на стадии взрослости, ставшего самосознания. Разделить их можно только в анализе, но это необходимо, чтобы уяснить природу и сущность самооценки, выделив ее предмет, несводимый к другим.
Heaven Concept — Bilder und Stockfotos
710.435Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Niedrigster Preis
SignatureBeste Qualität
Durchstöbern Sie 710.
435 heaven concept Stock- Фотографии и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. treppe bis zum himmlischen himmel in richtung des lichts — Heaven concept стоковые фото и изображенияTreppe bis zum himmlischen Himmel in Richtung des Lichts
Treppe im Himmel mit Licht
wunderschöner bezaubernder waldöffnungsweg, der zu einem hellen licht führt — heaven concept stock-fotos und bilderWunderschöner bezaubernder Waldöffnungsweg, der zu einem hellen…
Schöner bezaubernder Waldöffnungspfad, der zu einem hellen Licht, 3D-Render, führt.
рай — концепция рая сток-фотографии и фотографиирай
летний синий фон и белый фон. schöne klare bewölkte im sonnenlicht ruhige jahreszeit. панорама lebendige cyan wolkenlandschaft in der natur umgebung. Skyline des Horizonts im Freien mit frühlingssonne. — концепция рая стоковые фото и изображенияSommer Blauer Himmel und weißer wolkenweißer Hintergrund. Schöne…
mann, der in richtung lichtkonzept geht. 3D-рендеринг — концепция неба фото и изображенияMann, der in Richtung Lichtkonzept geht. 3D-рендеринг
Летний пейзаж — фото и изображения раяЛетний сезон
Летний пейзаж.
bunter schmetterling findet seinen weg aus einem dunklenтуннель, freiheitsbegriff — Heaven concept стоковые фотографии и изображенияbunter Schmetterling findet seinen Weg aus einem dunklen Tunnel,…
blauer himmel mit weißen wolken im retro-grunge-style. натур-хинтергрунд. — небо концепции фото и фотографииСиний цвет с белыми вещами в стиле ретро-гранж. Natur-Hinter
Wellen und Yacht aus draufsicht. türkisfarbenes wasserhintergrund aus draufsicht. sommer-seelandschaft aus der luft. Драуфсихт фон Дроне. reisen-bild — sky concept стоковые фотографии и фотографииWellen und Yacht aus Draufsicht. Тюркисфарбенес Вассер…
Манн молится Gott — небо концепции фото и фотографииМанн молится Gott
парадный фон с большим количеством людей — небо концепции стоковые фото и фотоПарадный фон рая с большим волком
силуэт свободно летать в его сыне. — концепция неба стоковые фотографии и изображенияСилуэт бесплатно Vögel fliegen gemeinsam in den Sonnenuntergang…
3 d darstellung der leeren raum mit tür geöffnet — концепция неба стоковые фотографии и изображения3 d Darstellung der leeren Raum mit Tür geöffnet
mann versucht, die tür zu neuen und besseren welt zu öffnen. konzeptionellen veränderungen, zwei welten — Heaven Concept Stock Photos und BilderMann versucht, die Tür zu Neuen und besseren Welt zu öffnen….
Der Mensch versucht, die Tür zu einer neuen, besseren Welt zu öffnen. Konzeptioneller Wandel, zwei Welten, Hölle und Paradies.
3D Open Door Stockfoto — Heaven concept стоковые фото и изображения3D Open Door Stockfoto
Offene 3D-Tür
Голубой фон с изображениями и фотографиями в штате Флорида — Heaven concept стоковые фотографии и изображенияBlauer Himmel mit Wolken am Ufer Floridas
Offene tür — Heaven concept стоковые фотографии и изображенияOffene Tür
Группа предложений blauem Himmel und Sonne
ein neuer anfang in eine sonnige zukunft — концепция рая стоковые фотографии и изображенияEin neuer Anfang in eine sonnige Zukunft
рука к небу in andacht mit gott strahlen — концепция рая стоковые фото и изображенияHand to Heaven in Andacht mit Gott Strahlen
entwicklung verwirklichung мотивация karriere wachstumskonzept. mans hand griff nach roten leiter führt zu einem blauen himmel — Heaven concept stock-fotos und bilderEntwicklung Verwirklichung Motivation Karriere Wachstumskonzept….
Eine mannliche Hand hält sich an der Querstange einer roten Holztreppe festen lau 0hr0hrbüm festen lau 0hr0hr zum büm man zieht vorhang der finsternis, eine neue, bessere welt zu offenbaren. дерн. — концепция рая стоковые фото и изображения
Man zieht Vorhang der Finsternis, eine neue, bessere Welt zu…
Der Mann zieht den Vorhang der Dunkelheit zu, um eine neue bessere Welt zu enthüllen. Konzeptioneller Wandel, zwei Welten, Hölle und Paradies.
тропики моря и воды — концепция рая стоковые фотографии и изображениятропики моря и воды
бесплатно — концепция рая стоковые фотографии и изображения картинкаSonniger Himmel Hintergrund
Sonniger Himmel abstrakter Hintergrund, schöne Wolkenlandschaft, auf den Himmel, Blick über weiße flauschige Wolken, Freiheitskonzept
world tauchte mit Olivenzweig in einer durchgehenden linienzeichnung. vogel und zweig symbol des friedens und der freiheit im einfachen linearen stil. таубенсимвол. doodle vektorillustration — концепция рая стоковая графика, клипарт, мультфильмы и символы0003 Мильхштрассе. nacht himmel und kontur einer ständigen mann — sky concept стоковые фото и фотографии
Milchstraße. Nacht Himmel und Kontur einer ständigen Mann
himmel und hölle — рай концепт стоковые фото и изображенияHimmel und Hölle
heiße sommer oder hitzewellehintergrund, оранжевый Himmel mit leuchtenden sonne — Heaven concept стоковые фото и изображенияHeißitze Sommer oder Hintergrund оранжевый Himmel mit…
nachtternenhimmel mit hellweißen wolken — концепция рая сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символNachtsternenhimmel mit hellweißen Wolken
реалистичные реалистичные векторные изображения на прозрачном фоне — концепция неба сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символSilhouette eines Geschäftsmannes, der am riesigen offenen Tor steht
halben baum, illustration — Heaven concept stock-fotos und bilderHalben Baum, illustration
strahlende sonne am blauen himmel — heaven concept stock-fotos und bilderStrahlende Sonne am blauen Himmel
Sommerhintergrund, herrlich blauer Himmel mit strahlender Sonne
doppelbelichtung, porträt einer dunkelhäutigen frau und einen eindrucksvollen sonnenuntergang — heaven concept stock-fotos und bilderDoppelberichtung, Porträt einer dunkelhäutigen Frau und einen. ..
luftaufnahme der nebligen berge bei sonnenaufgang — Heaven concept стоковые фотографии и изображенияLuftaufnahme der nebligen Berge bei Sonnenaufgang
roter herzförmiger himmel bei sonnenuntergang. Schöne Landschaft mit Blumen. Liebe Hintergrund mit kopierraum. weg zur liebe — sky concept стоковые фото и фотографииRoter herzförmiger Himmel bei Sonnenuntergang. Schöne Landschaft…
erstaunliche insel mit hain, der in der luft schwebt — sky concept stock-fotos und bildererstaunliche insel mit hain, der in der Luft schwebt
treppe, die zu einer geöffneten tür in den wolken führt. neue möglichkeiten und förderkonzept. dies ist eine 3d-render-illustration — концепция рая стоковые фото и изображенияTreppe, die zu einer geöffneten Tür in den Wolken führt. Neue Mögl
Sauber Himmel und Sonne Licht — райская концепция сток-фото и фотоSauber Himmel und Sonne Licht
Bewölkter Himmel und Sonnenstrahl über blue Himmel.
Wunderschöne natur am morgen in einem nebligen frühling wald mit sonne — Heaven concept stock-fotos und bilderWunderschöne Natur am Morgen in einem nebligen Frühling Wald mit…0003 schöner mond am weichen rosa himmel, астрологический фон. — небо концепции фото и изображения
Schöner Mond am weichen rosa Himmel, астрологический Hintergrund.
Großer Vollmond am Sonnenuntergangshimmel, Nahaufnahme. Rosa und blau, traumhafter Mond.
sonnenschein wölbt sich am morgendlichenhintergrund. blau, weißer pastellhimmel, weiches fokuslinsenflarlicht. abstrakt verschwommenes cyan-gefälle friedlicher natur. blick auf fenster schönen sommerfrühling — концепция рая стоковые фотографии и изображенияSonnenschein wölbt sich am morgendlichen Hintergrund. Blau, weißer
gut und böse — sky concept stock-fotos und bilderGut und Böse
eine Seite klar und sonnig, die andere Seite bewölkter und dunkler Himmel.
ангел — небесная концепция сток-фотографии и фотографии с его изображением. Концепция религии Hintergrund — концепция небес Фото со стока и фотографииTreppe zum Himmel. Konzept Religion Hintergrund
Лестница в небо — концепция небес фото и фотографииЛестница в небо
Konzeptaufnahme einer modernen Architektur, die mit einer riesigen Treppe ins Licht umgibt.
vektortransparentes sonnenlicht speziallinse flash lichteffect. png. вектор-иллюстрация — концепция неба сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыВекторные прозрачные изображения Специальная вспышка Лихтеффект….
junge einsame fraudriftet auf boot über wolken. traumhafter bildschirmschoner — sky concept стоковые фото и фотографииМолодая женщина бродит по загрузочной подошве. Траумхафтер…
glücklicher mann erheben hand anbetung gott in morgendlichen blick. christliches geistgebet lobpreis am karfreitaghintergrund. männliches selbstvertrauen ermächtigung auf Mission Arm konzept stärke weisheit ehrgeizig — Heaven concept Stock-fotos und BilderGlücklicher Mann erheben Hand Anbetung Gott in morgendlichen. ..
engel himmel wolken vektor design blauerhintergrund. — концепция неба сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символEngel Himmel Wolken Vector Design blauer Hintergrund.
Mann Steht vor leuchtendem Portal und ist dabei, ins unbekannte einzudringen — Heaven concept Stock-fotos und BilderMann steht vor leuchtendem Portal und ist dabei, ins Unbekannte…
Auf einem Hügel befindet sich einogriesiges Portal. Ein Mann steht davor und ist im Begriff, das Unbekannte zu betreten.
силуэт christliches kreuz auf dem rasen bei sonnenaufganghintergrund mit wunder helle beleuchtung, религия и концепция концепции — концепция рая стоковые фотографии и изображенияSilhouette Christliches Kreuz auf dem Rasen bei Sonnenaufgang…
licht aus der offenen tür. eingang — концепция рая сток-фото и изображенияLicht aus der offenen Tür. Eingang
Абстрактное синее и желтое цветное изображение для фонаря с высоко-кучевыми облаками для дизайна-элемента-концепции — Heaven concept stock-fotos und BilderАбстрактное изображение синего и желтого цвета Цветное изображение. .. фотографии и изображения
Der Leicht Zu Найдите
Blauer Himmel und Weiße wolken hintergrund- Небесный концепция Stock-fotos und BilderBlauer Himmel und weiße wolken hintergrund
weiße taube fliegt außer kontrolle- Небесный концепт. рендеринг, абстрактный геометрический фон, абстрактный фон и неоновый фон. Белойхтетер Хауфен. Минимальное футуристическое мироустройство с отражением в воде — концепция рая стоковые фотографии и изображения3D-рендеринг, абстрактный геометрический фон, общий объем и…
энергетическая энергия солнца — концепция неба фото и изображенияэнергетическая энергия
«Die Hand greift nach der größten Quelle erneuerbarer».
векторные иллюстрации. flauschige wolke oder dunst auf Transparentem Hintergrund. влажные явления. — концепция неба сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыVektorillustration. Flauschige Wolke oder Dunst auf…
фон 100Концепция значка творческого процесса роялти бесплатно векторное изображение
Концепция значка творческого процесса роялти бесплатно векторное изображениеЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный / редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменять | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены $ $ .
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены $ $ .
Оплата с помощью | Стоимость изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется. | |
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). |
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение $ 85,00Нравится изображение, но нужны лишь некоторые изменения? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!
Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.
Примеры
- Изменить текст
- Изменить цвета
- Изменение размера до новых размеров
- Включить логотип или символ
- Добавьте название своей компании или компании
файлов включены
Подробности загрузки…
- Идентификатор изображения
- 22762947
- Цветовой режим
- RGB
- Художник
- васаби
460.
429 Изменение концепции Стоковые фото, картинки и изображенияКонцепция стремления и идея амбиций как гусеница, отбрасывающая тень бабочки как достижение и надежда на символ будущего успеха с элементами 3d иллюстрации.
Экологически чистая планета 3d рендеринг
Сменить направление или выделиться из толпы бумажный самолетик
Верхушка айсберга. подводный айсберг, плавающий в океане.
Деловая женщина меняет реальность засухи на весенний сезон
Бизнес-команда перетаскивает фон летнего сезона, чтобы изменить сезон засухи
Бизнесмен останавливает домино, непрерывно опрокидывая, панорамная композиция подходит для баннеров
Цифровая трансформация, управление изменениями, интернет вещей (IoT) , новые технологические данные и стратегия бизнес-процессов, автоматизация операций, управление обслуживанием клиентов, облачные вычисления, интеллектуальная промышленность
Группа летящих чаек, одна птица летит в противоположном направлении на фоне голубого неба.
Концептуальный образ экологии. полуживое и полумертвое дерево. концепция окружающей среды
Дорога вперед будущее концепция изменения надежда план путешествие лидер видение неопределенность вектор
Растениеводство через мертвую землю.
Концепция обмана — маскировка под акулу и золотую рыбку
Я творец своей судьбы, цитата о жизненной мотивации с красочным всплеском над человеческим мозгом. иллюстрация концепции коучинга. идеально подходит для планирования карьеры или личных целей.
Одуванчик с семенами, уносимыми ветром по ясному голубому небу с копировальным пространством
Рука, переворачивающая страницу чистой белой бумаги
Концепция важного выбора бизнесмена, бизнес-задача
Красивый принц — лягушка-бык в короне, изолированная на белом фон
Впереди изменения концепции дорожного знака для развития бизнеса, прогресса, выбора и направления
Облако слов управления изменениями, бизнес-концепция
Акварель абстрактный фон концепция смены сезона
Изменение слова невозможно на возможное с помощью удара, векторная графика
Любить или бояться изменить дизайн иллюстрации на белом фоне
Это твоя жизнь, это твое время — мотивационная вдохновляющая цитата
Время изменить знак загрузки графический дизайн
Изображение молодого бизнесмена, демонстрирующего костюм супергероя под рубашкой
Концепция «изменения» и «шанса»
Концепция управления изменением слово на фоне бума ретро-поп-арта
Белая шахматная пешка с тенью ферзя
Рука положила деревянную букву в игру «угадай слово» для концепции изменения
Макрофотография механизма зубчатого колеса с буквами концепции изменения новое направление. современный плоский художественный дизайн для профессионального проекта. eps10 вектор.
Герой-супергерой плоский значок с длинной тенью.
Готовы к завтрашнему дню?, 3D-рендеринг, красный знак остановки
Экологические концепции, живое и мертвое большое дерево.
Черные туфли стоят на перекрестке и должны решить, каким путем идти к своему успеху — трудным или легким путем
Впереди перемены
Расправьте крылья и улетите вместе с бабочкой-монархом, летящей вверх, меняющейся и претерпевающей трансформацию цвета как концепция свободы творчества и дизайнерских инноваций, выделенных на белом фоне
Новое мышление для новых результатов слова, написанные от руки на прозрачной доске
Изменение концепции рынка и круговая диаграмма потери бизнеса как стареющее зеленое дерево с листьями, которые становятся желтыми и красными и опадают, как метафора изменения условий инвестирования в качестве финансового графа, символизирующего экономические проблемы.
Концепция изменения и адаптации с птицей с распростертыми крыльями в форме бабочки как сюрреалистический символ творческого мышления нового поколения и свободы в изменении для адаптации к новым вызовам в бизнесе и жизни
Экологическая концепция
Новый указатель направления
Крупный план двухцветной пешки среди других шахматных фигур в настольной игре
Горящая спичка поджигает своих соседей, метафора идей и вдохновения
Мужская рука поднимается по небольшой лестнице рядом с мелом с текстом успех зависит от вас
Изменение, изменение работы, работа, жизнь, изменение концепции, видение
Палец собирается нажать кнопку будущего с синим светом на черном и сером фоне. концептуальное изображение для иллюстрации изменений или стратегического видения.
Вручную возьмите и вытащите бумагу или занавеску из плохого облачного неба, чтобы оно было ясным, ярко-голубым небом и белым облаком. концептуальная иллюстрация оптимистичной идеи, изменения, возможности или лучшего шага.
Деловой образ деревянного дерева с разноцветными кубиками над синим столом, человеческие ресурсы и концепция управления
Концепция изменения мира
Другая сторона — пустыня с мертвым деревом, концепция изменений.
Концепция изменения климата. красивый пейзаж зеленой травы и чрезвычайно сухой засушливой земли
Ручной переворачивающий деревянный кубик со словом
Шестерни и механизм управления изменениями
Одуванчик с семенами, уносимыми ветром по ясному голубому небу с копией пространства заметки на доске объявлений, предлагающие вам следовать изменениям в рутине для улучшения результатов
Изменение слова, написанное деревянными кубиками, где на кубике стоит буква g, поворачивающаяся для написания слова шанс.
Изменение концепции и смена команды и символ лояльности в виде группы птиц на проводе, совершающих переход на более высокий уровень, как бизнес-метафора для реструктуризации или реорганизации корпорации или социально-политического изменения мнения.
Бизнесмен с землей
Изображение концепции изменения климата
Деловая женщина держит в руках деревянный куб с флип-блоком, меняющим случайное слово на фоне стола. успех, стратегия, решение, бизнес и концепции позитивного мышления
Концепция выращивания растений в условиях засухи в пустыне
Макрофотография механизма зубчатого колеса с буквами концепции управления изменениями
Стартап-компания и мотивация в бизнес-концепции. бумажные самолетики летят с тенью ракеты над стеной
Удивительный момент, бабочка монарх, куколки и коконы подвешены. Преобразование концепции бабочки
Экологическая концепция с деревом и изменяющимся климатом ландшафтом
Изображение взрослого красивого мужчины, меняющего реальность
Преобразование для достижения успеха как бизнес-концепция адаптации и развития для более агрессивной стратегии, например, превращение улитки в форму гепарда, чтобы стать более конкурентоспособным.
Изменения с конструктивными результатами, часть серии
Земля меняется из-за загрязнения и недифференцированного мусора. спасти мир. мир предоставлен НАСА
Замена энергосберегающей светодиодной лампы
Художественное произведение деловой руки со словом
Изображение привлекательной деловой женщины, меняющей реальность
Концепция выделения из толпы с индивидуальной успешной золотой рыбкой
Изменение бизнеса, трансформация или саморазвитие для достижения успеха, миниатюрные фигурки людей, рабочие, сотрудники помогают перемещать деревянный блок штампов, чтобы упорядочить изменение слова на белом фоне.
Бизнесмен выпрыгивает из стопки книг на ноутбуке
Мужчина нажимает кнопку рядом со словом изменить, когда его просят выбрать между любовью или страхом перед изменением
Готовы ли вы изменить слова, написанные на доске мелом
Золотой прыжок к более крупной аквариумной рыбе
Дорожный знак, указывающий на перемены впереди на резком фоне неба
Изменение концепции управления словом cloug на черном фоне
Изменение символа
Хорошая идея изменить несчастную на счастливую концепцию, написанную бизнесменом
Время перемен.