Я — концепция. Самосознание
Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.
Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.
Предметом самовосприятия
и самооценки индивида могут, в частности,
стать его тело, его способности, его социальные
отношения и множество других личностных
проявлений[6]. На основе Я-концепции индивид
строит взаимодействие с другими людьми
и с самим собой.
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.
Я-образ (Образ-Я, Я-коцепция) — это некая глобальная самооценка. Я-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д.
Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.
В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я».
Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:
«настоящее Я»,
«динамическое Я»,
«фактическое Я»,
«вероятное Я»,
«идеализированное
Я».
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Развитие самосознания
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
Оценка результатов своей деятельности.
Компоненты самосознания
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
сознание своей тождественности;
сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
осознание своих психических свойств и качеств;
определенная система социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Я-концепция / Образ собственного Я (Самовосприятие)
Я-концепция / Образ собственного Я (Самовосприятие)
>>>
Отрывки из книги: Максуэлл Мольц «Психокибернетика»
Открытие такого феномена, как образ собственного Я, ознаменовало собой прорыв в психологии и в области исследования особенностей творческой личности. Hо, как ни парадоксально, на эту тему написано сравнительно немного, совсем не потому, что влияние данного феномена оказалось недостаточно выраженным, а как раз из-за его слишком заметного воздействия. Один мой коллега, в частности, сказал: «Я не отваживаюсь публиковать результаты моих наблюдений, особенно для широкой публики, потому что, если изложить известные мне истории с поразительно яркими примерами позитивной трансформации личности, боюсь, меня обвинят в преувеличении или в стремлении создать некий новый культ, а может быть, и в том и в другом».
Образ собственного Я — ключ к вашей личности и поведению. Hо этим дело не ограничивается. Образ собственного Я определяет и рамки ваших возможностей – то, что вы в состоянии или не в состоянии сделать. Раздвигая границы образа, вы расширяете для себя и сферу возможного.
Значительным событием в области психологии явилось открытие так называемого образа собственного Я. Сознаем мы это или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. Порой перед нашим внутренним взором он предстает несколько туманным, недостаточно четко очерченным или вообще сознательно не воспринимается. Hо он есть, он присутствует в нас во всех мельчайших деталях. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представление о самом себе как о человеке, сформировавшееся на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь в большинстве случаев сложилось бессознательно — под впечатлением прошлого опыта, наших успехов и неудач, пережитых обид и триумфов, а также на основании отношения к нам других людей, особенно в детские годы. Из этих «кирпичиков» мы мысленно конструируем образ собственного Я. Какая-нибудь идея или мнение о самом себе, случайно вкрапливаясь в общую картину, сразу же становится для нас «реальной», «правдивой» Мы уже не сомневаемся в подлинности вновь приобретенного качества и действуем так, словно оно соответствует истине.
Этот образ собственного Я является «золотым ключиком» к более плодотворной, счастливой жизни благодаря двум важным условиям:
1. Все наши действия, чувства, поступки (даже способности) всегда согласуются с этим образом собственного Я.
Мы всегда будем «действовать подобно» той личности, с которой, по нашему убеждению, отождествляемся. Hо не только это. Мы просто не в состоянии поступать иначе, несмотря на сознательные усилия.
Представление о самом себе — это та предпосылка, база, фундамент, на котором покоится наша индивидуальность, и оно предопределяет особенности нашего поведения и, если угодно, наше материальное положение.
2. Представление о себе в самом деле можно изменить. Бесчисленные истории свидетельствуют о том, что никогда не поздно переменить образ собственного Я и, следовательно, начать новую жизнь.
Многочисленные эксперименты абсолютно четко продемонстрировали, что, как только менялся образ собственного Я, проблемы и задачи, согласующиеся с этим новым образом, решались легко, без чрезмерных усилий.
Hаш образ собственного Я и наши привычки всегда соответствуют друг другу. Измените одно, и вы автоматически измените другое.
<<<
«Вероятно, величайшим прорывом XX века в области человеческого потенциала стало открытие «Я-концепции»
Брайан Трейси
Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфорт. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью.
Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной «призмой», через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя «неспособным», может объяснить свой успех случайностью, а «способный» — проявлением своего таланта; «непривлекательный» расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а «привлекательный» как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной — как насмешку.
Я-концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу: «Я, как обычно, провалюсь» или «У меня все получится». Она позволяет ему предвидеть свои реакции: «Я испугаюсь», «Я расплачусь», «Я отнесусь к этому спокойно». Я-концепция навязывает человеку прогноз по поводу отношения и поведения людей в его адрес: «Меня никто не полюбит», «Надо мной будут смеяться», «Меня оценят высоко». Такой прогноз обладает свойством самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (или вызывающе) и тем самым действительно вызывает критику в свой адрес. Вместо того чтобы пассивно реагировать на окружающую среду, Я-концепция начинает изменять ее и подкреплять себя, не столько прогнозируя последствия, сколько провоцируя их.
Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «бедный» — в соответствии с известными ему стандартами поведения «бедного»; «неуспевающий» будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким образом, Я-концепция во многом определяет поведение.
————————-
Профессор психологии из университета Хертфордшира (Великобритания) Ричард Вайсман провел удивительный опыт. Он опубликовал в нескольких газетах объявление, в котором предлагал людям, которые считают себя исключительно удачливыми или, наоборот, невезучими, принять участие в эксперименте. Каждому откликнувшемуся ученый выдавал очень толстую газету и просил точно сосчитать количество фотографий в ней. Подвох состоял в том, что одна из страниц была поддельной. Там среди других рекламных объявлений ученые разместили свое следующего содержания: «Сообщите экспериментатору, что вы увидели ЭТО, и получите в награду 250 фунтов стерлингов». Объявление было набрано крупным шрифтом и занимало полстраницы.
Спрашивается, кто его заметил? Все без исключения «счастливчики» увидели и получили призы. И ни один из тех, кто перед испытаниями заявлял о своей невезучести, объявления не заметил! Все они были заняты выполнением инструкции: скрупулезным подсчетом фотографий. И на текст даже не обращали внимания.
Опыт хитрого Вайсмана показал: удача — это не благоприятное стечение обстоятельств, а наша готовность ими воспользоваться. — Причины невезения неудачников кроются в них самих, — считает профессор. — Как правило, такие люди напряжены, невротичны, зажаты, не уверены в себе и закомплексованы. И это их постоянное внутреннее беспокойство блокирует способность заметить что-то новое и неожиданное, прислушаться к своей интуиции и заметить «случайные возможности», которые одинаково встречаются на пути всех людей.
————————
P.S. Образ собственного Я, элементы Я-концепции и многое другое очень хорошо прорабатывается в позитивную сторону техниками Проработки / Процессинга. Обращайтесь!
* * *
•
Создание собственного образа и самооценки — SWEET INSTITUTE
Если это не создано, то ему нельзя угрожать. Чтобы полностью понять это, нам сначала нужно согласиться с тем, что не является выдуманным. И чтобы прийти к этому соглашению, мы должны сказать, что мы имеем в виду разницу между тем, что выдумано, и тем, чего нет. То, что придумано, уникально для каждого человека и имеет тенденцию варьироваться от одного человека к другому. То, что не создано, универсально, постоянно и не меняется. В результате ему нельзя угрожать.
Что может быть придумано, например?
Наш образ Я является таким примером , либо из личного опыта, либо путем усвоения суждений других. [1]
Теперь, из этого определения, для многих может быть очевидно, как и почему на самом деле создается представление о себе. Давайте рассмотрим это дальше.
Наше представление о себе — это «мысленная картина». «Ментальная картина» определяется как «опыт, напоминающий опыт визуального восприятия какого-либо объекта, события или сцены, но возникающий, когда соответствующий объект, событие или сцена на самом деле не представлены чувствам. Это иногда производит те же самые эффекты, которые были бы произведены воображаемым поведением или опытом». Это «мысленная картина», в которой мы что-то воспринимаем, но на самом деле этого нет. Как сказано и в этом пункте определения «образа Я», он устойчив к изменениям в восприятии, и это помогает объяснить, почему, несмотря на то, что наш образ Я вымышлен, мы готовы защищать его, бороться за него. , и делать все возможное, чтобы защитить его, в том числе умереть за него. Ибо в нашем уме угроза нашему «образу себя» сама по себе означает и подразумевает смерть.[4] Теперь вопрос, как мы сюда попали? Что ж, наш образ себя состоит из компонентов, которые мы изучаем с помощью классического обусловливания [5], оперантного обусловливания [6] или социального моделирования [7]. В свою очередь, весь этот процесс использует наш личный опыт, в том числе то, что мы слышали от других о себе, а затем усваиваем его. Излишне говорить, что наше представление о себе неотъемлемо от наших убеждений, ценностей и мыслей, и все они могут меняться и действительно меняются, могут подвергаться и подвергаются угрозе и, следовательно, вымышлены.
Итак, «образ себя», хотя и составленный, составляет один из компонентов нашей «я-концепции». «Я-концепция» отвечает на вопрос «Кто мы?» это, безусловно, вопрос номер один и самый важный, на который когда-либо ответит любой из нас. Тем не менее, опять же, оно тесно связано с другим выдуманным понятием, а это явно подразумевает, что чем ближе элементы собственного образа к тому, что выдумано, тем меньше шансов, что человек сможет ответить на вопрос: «Кто я? Я?» [8] точно. Это также означает, что концепция «образа себя» требует более полного понимания, особенно если мы хотим помочь нашим пациентам и клиентам в процессе самостоятельного ответа на вопрос о своей самооценке. Таким образом, давайте глубже рассмотрим эту концепцию представления о себе:
С типологической точки зрения механизм формирования собственного образа можно представить следующим образом:
- Наше представление о себе
- Представление о нас других
- Наше представление о восприятии нас другими другие воспринимают себя
Если представление о себе выдумано, то ответом будет НИЧТО, что было бы эквивалентом «представления о себе». Вне того, что придумано, нет такой вещи, как образ себя, и не может быть никакого образа, если мы не имеем в виду то, что придумано. Изображение определяется как «артефакт, отображающий зрительное восприятие, напоминающий предмет, обычно физический объект, изображение которого он обеспечивает».[9]] Другими словами, изображение просто пытается представить что-то. Это не сам объект. Вне того, что создано, нет представления, нет артефакта и нет восприятия. статья продолжается после рекламы
Теперь, обладая базовыми знаниями о выдуманной природе понятия «образ Я» и его тесной связи с «концепцией Я», мы сталкиваемся с дилеммой. Фундамент «Я-концепции» не заложен. Другими словами, мы есть, он есть, я есть, они есть. Тем не менее, хотя основа понятия, сама «Я-концепция» не выдумана, ее содержание может быть выдумано или не выдумано. Другими словами, все зависит от преобладающей системы мышления, из которой человек действует. Например, представление о себе, основанное на стыде, вине или апатии, в основном действует на уровне выдуманного мышления; следовательно, содержание их Я-концепции составлено. Теперь мы готовы приступить к описанию само-концепции того, кто преимущественно действует, скажем, из мужества, нейтральности или способности прощать. Это требует от нас сделать небольшой шаг назад.
«Я-концепция — это совокупность представлений о себе, воплощающая в себе ответ на вопрос «Кто я?» Здесь ключевое слово «убеждения». Если наши убеждения основаны на низших уровнях сознательного мышления (стыд, вина и т. д.), то содержание нашей я-концепции будет основано на том, что выдумано. И наоборот, если наши убеждения основаны на более высоком уровне сознательного мышления (смелость, нейтралитет или способность прощать), то мы, вероятно, представляем содержание Я-концепции, которое также находится на более высоком уровне сознательного мышления. (расширение прав и возможностей, выполнение и т. д.). Таким образом, следующим естественным шагом для нас кажется рассмотрение типов убеждений, основанных на более высоком уровне сознательного мышления, которые затем сообщат содержание я-конгруэнтной ему концепции. Следующий список является примером убеждений, основанных на более высоком уровне сознательного мышления:
- Часть целых
- Завершение
- Руководство
- Сознание
- Inside-Out
- Общая роль
- врожденный принцип
мыслительные убеждения значят для вас? Где вы могли бы быть с каждым из них?
Простой способ определить, что не является придуманным, — определить то, что придумано. Мы видели, как создается образ самого себя, как в концепции, так и в содержании. Мы также видели, как я-концепция может быть либо вымышленной, либо нет, в зависимости от ее содержания. Что бы вы назвали содержанием вашей я-концепции? Не могли бы вы поделиться с нами?
Ссылки
[1] Rogers, T.B.; Койпер, Северная Каролина; Киркер, WS (1977). «Самостоятельная ссылка и кодирование личной информации». Журнал личности и социальной психологии. 35 (9): 677–688. дои: 10.1037/0022-3514.35.9.677. PMID 909043.
[2] Бейли 2-й, Джозеф А. «Пересмотр образа себя, самооценки и самоидентификации». Журнал Национальной медицинской ассоциации 95.5 (2003 г.): 383.
[3] «Ментальный образ». Википедия, Фонд Викимедиа, 22 мая 2021 г., en.wikipedia.org/wiki/Mental_image.
[4] Дор-Зидерман, Яир, Антуан Лутц и Авраам Гольдштейн. «Нейронные механизмы, основанные на прогнозировании, для защиты себя от экзистенциальной угрозы». NeuroImage 202 (2019): 116080.
[5] Гормезано, Исидор и Дж. В. Мур. «Классическое кондиционирование». Экспериментальные методы и инструменты в психологии 1 (1966): 385–420.
[6] Стаддон, Джон Э. Р. и Дэниел Т. Черутти. «Оперантного кондиционирования.» Ежегодный обзор психологии 54.1 (2003): 115–144.
[7] Мельцофф, Эндрю Н. «Основы для развития концепции себя: роль подражания в отношении себя к другим и ценность социального отражения, социального моделирования и самостоятельной практики в младенчестве». (1990).
[8] Татум, Беверли Дэниел. «Сложность идентичности: «Кто я?»». Чтения за разнообразие и социальную справедливость 2 (2000 г.): 5–8.
[9] Чакраворти, Прагнан (сентябрь 2018 г.). «Что такое сигнал? [Конспект лекций]». Журнал обработки сигналов IEEE. 35 (5): 175–77. doi: 10.1109/MSP.2018.2832195. S2CID 52164353.
Изображение медсестры: анализ эволюционной концепции
. 2012 декабрь;43(1):81-9.
doi: 10.5172/conu.2012.43.1.81.
Мортеза Резаи-Адарьяни 1 , Махваш Салсали, Иса Мохаммади
принадлежность
- 1 Тегеранский университет медицинских наук, Тегеран, Иран.
- PMID: 23343236
- DOI: 10. 5172/conu.2012.43.1.81
Мортеза Резаи-Адарьяни и др. Медсестра Контемп. 2012 Декабрь
. 2012 декабрь;43(1):81-9.
doi: 10.5172/conu.2012.43.1.81.
Авторы
Мортеза Резаи-Адарьяни 1 , Махваш Салсали, Иса Мохаммади
принадлежность
- 1 Тегеранский университет медицинских наук, Тегеран, Иран.
- PMID: 23343236
- DOI: 10.5172/conu.2012.43.1.
81Абстрактный
Долгосрочным вызовом для профессии медсестры является концепция имиджа. В этом исследовании мы использовали подход эволюционного анализа концепции Роджерса для анализа концепции образа медсестры (NI). Цель этого концептуального анализа состояла в том, чтобы прояснить атрибуты, антецеденты, последствия и последствия, связанные с концепцией. Мы провели комплексный обзор литературы в Интернете, чтобы найти литературу на английском языке, опубликованную с 1980-2011. Полученные данные показали, что НИ представляет собой многомерное, всеобъемлющее, парадоксальное, динамичное и сложное понятие. Средства массовой информации, невидимость, стиль одежды, поведение медсестер, гендерные вопросы и профессиональные организации являются наиболее важными предшественниками этой концепции. Мы обнаружили, что NI играет ключевую роль в наборе персонала и нехватке медсестер, распределении ресурсов для ухода, производительности труда медсестер, рабочей нагрузке, выгорании и неудовлетворенности работой, насилии в отношении медсестер, общественном доверии и заработной плате, доступной для медсестер.
Глубокое понимание концепции СИ поможет медсестрам избавиться от негативных стереотипов и создать более профессиональный имидж медсестры и профессии.Похожие статьи
Анализ концепции профессиональной социализации в сестринском деле.
Динмохаммади М., Пейрови Х., Мехрдад Н. Динмохаммади М. и др. Нурс Форум. 2013 г., январь-март; 48(1):26-34. doi: 10.1111/nuf.12006. Нурс Форум. 2013. PMID: 23379393 Обзор.
Восприятие греческими медсестрами интенсивной и неотложной помощи своего общественного имиджа: феноменологический подход.
Караникола М.Н., Папатанасоглу Э.Д., Николау С., Кутрубас А., Лемониду С. Караникола М.Н., и соавт. Dimens Crit Care Nurs. 2011 март-апрель;30(2):108-16. doi: 10.1097/DCC.0b013e3182052250. Dimens Crit Care Nurs. 2011. PMID: 21307691
Ролевой стресс у медсестер на рабочем месте: анализ концепции.
Риахи С. Риахи С. Дж. Нурс Манаг. 2011 сен; 19 (6): 721-31. doi: 10.1111/j.1365-2834.2011.01235.x. Epub 2011 10 августа. Дж. Нурс Манаг. 2011. PMID: 21899625
Удовлетворенность медсестер своей рабочей средой и результаты клинического медсестринского надзора за ощущением благополучия медсестер — норвежское исследование.
Бегат И., Эллефсен Б., Северинссон Э. Бегат I и др. Дж. Нурс Манаг. 2005 Май; 13 (3): 221-30. doi: 10.1111/j.1365-2834.2004.00527.x. Дж. Нурс Манаг. 2005. PMID: 15819834
Профессия медсестры: общественный имидж, самооценка и профессиональная идентичность. Документ для обсуждения.
тен Хуве Ю., Янсен Г., Рудбол П. тен Хоев И. и др. J Ад Нурс. 2014 февраль; 70 (2): 295-309. дои: 10.1111/янв.12177. Epub 2013 26 мая. J Ад Нурс. 2014. PMID: 23711235 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Психометрические свойства и анализ латентного профиля Шкалы имиджа бренда медсестер: методологическое исследование в китайском контексте.
Чжоу Л., Ни З., Годси Дж. А., Сукпасжароен К., У И, Лю Г., Чанкосон Т., Каллмейер Р., Цай Э. Чжоу Л. и др. БМЦ Нурс. 2022 сен 21; 21 (1): 259. doi: 10.1186/s12912-022-00975-2. БМЦ Нурс. 2022. PMID: 36131261 Бесплатная статья ЧВК.
Социальное признание сестринского дела во время пандемии коронавируса: COVID-19 — возможность изменить общественное представление о сестринском деле.
Заманзаде В., Пурабдолла М., Гасемпур М. Заманзаде В. и др. Нурс Опен. 2022 сен;9(5):2525-2527. дои: 10.1002/nop2.1267. Epub 2022 14 июня. Нурс Опен. 2022. PMID: 35701890 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
Восприятие имиджа профессии медсестры и его взаимосвязь с качеством медицинской помощи.
Гринберг К., Села Ю. Гринберг К. и соавт. БМЦ Нурс. 2022 10 марта; 21 (1): 57. doi: 10.1186/s12912-022-00830-4. БМЦ Нурс. 2022. PMID: 35272645 Бесплатная статья ЧВК.
Образ самовыражения китайских медсестер в СМИ во время пандемии COVID-19: качественный анализ образа в СМИ.
Цао Х, Чен Ю, Хе Х, Сун Ю, Ван Ц, Ян Х. Цао Х и др. Нурс Опен. 2022 март;9(2):1164-1172.