Я концепция понятие: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

Методический подход к изучению профессиональной Я-концепции

Автор: Паскевский Вячеслав Евгеньевич

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 30.12.2018 2018-12-30

Статья просмотрена: 145 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 3 (pdf)

Библиографическое описание:

Паскевский, В. Е. Методический подход к изучению профессиональной Я-концепции / В. Е. Паскевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55207/ (дата обращения: 05.02.2023).



Методический подход к изучению профессиональной Я-концепции

Паскевский Вячеслав Евгеньевич, студент магистратуры

Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета

В данной статье речь идет об особенностях методического подхода к изучению Я-концепции. Автор дает понятие Я-концепции с точки зрения зарубежных и отечественных исследований, а также анализирует основные методические проблемы, с которыми сталкиваются исследователи в процессе ее изучения.

Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, методический подход, психологическая наука, термин, исследовательская позиция, оценка.

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что процесс введения в психологическую науку того или иного конструкта, как правило, через некоторое время возникает потребность его конкретизировать или адаптировать в конкретную область научного знания. Данный процесс является вполне естественным и служит для того, чтобы повысить эффективность проводимых исследования.

Так, в 1949 году на конференции в Колорадо, США, Дональдом Сьюпером была впервые обозначена профессиональная Я-концепция в качестве одной из разновидностей Я-концепции, причем исследователь определил ее как «результат компромисса между унаследованными генетическими качествами и способностями, возможностями исполнения различных социальных ролей и оценкой того, в какой степени все вышеперечисленное сочетается с ожиданиями руководства и коллег» [4, с. 90].

Через несколько лет этот же исследователь сделал попытку операционализировать введенный им термин, определив на этот раз Я-концепцию в качестве «набора характеристик самовосприятия, которые осознаются индивидом в качестве профессионально релевантных» [5, с.

20]. В рамках этой же работы Д. Сьюпером, помимо традиционных качеств личности, были также выделены такие черты профессиональной Я-концепции, как самооценка, ясность мышления, уверенность, стабильность и чувство реальности.

В рамках одной из своих последних работ Д. Сьюпер попытался обозначить сходство профессиональной Я-концепции с личностными конструктами (по Келли) для того, чтобы разъяснить тезис о возможной направленности индивида на себя и на внешнюю ситуацию. Также им отдельно были выделены новые для разработанной им теории значимые составляющие профессиональной Я-концепции, среди которых необходимо назвать такие, как самооценка и самоэффективность [6].

Однако, в качестве более научного и отражающего комплексную сущность профессиональной Я-концепции можно назвать определение, которое было дано данному феномену С.Т. Джанерьян, которая определяет ее в качестве системы сопряженных с оценкой представлений индивида о себе как о субъекте профессиональной деятельности и как личности, которая предназначена для того, чтобы реализовать те или иные по содержанию смысловые отношения человека к профессии и посредством этого – для того, чтобы обеспечить его собственное функционирование и саморазвитие / самореализацию в профессии [1, с. 162].

Отсутствие на настоящий момент единого ответа на три основных вопроса о том, что собой представляет профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность, какие составляющие в них входят и каким образом они могут быть измерены, представляют собой естественное осложнение исследования данной проблемы. В большинстве случаев недостаток такого общего понимания с теоретической точки зрения ведет к тому, что исследователи каждый раз по-своему дают ответы на вышеприведенные вопросы, внося в существующую теорию новые результаты и данные, однако, при всем при этом, не привнося в нее какого-либо концептуального единства [2].

Исследовательская позиция множества ученых, занимающихся этим вопросом, среди которых можно назвать, например, А.М. Рикеля, дает возможность «развести» исследуемые понятия в соответствии с одним крайне важным основанием, которое можно охарактеризовать следующим образом: профессиональная идентичность, в отличие от профессиональной Я-концепции как психологического явления, не представляет собой собирательного термина, который подразумевает, что в него входит определенный набор шкал.

В то же время в данной области психологической науки в том случае, если разговор заходит о комплексных психологических конструктах, имеются две ярко выраженные тенденции, имеющие противоположную направленность, а именно:

  1. Преувеличение значимости выделения единого комплексного конструкта может привести ели не к отказу от исследования входящих в этот конструкт переменных, то, как минимум, к явному снижению внимания к отдельным его шкалам. Данная ситуация может быть оправдана только в том случае, если имеет место ясное и четкое отграничение характеристик самого конструкта, и если при этом у него имеется собственная шкала, и, соответственно, при отказе от исследования внутренних переменных глобальный конструкт ничего не теряет. В рамках данного контекста роль конструкта профессиональной Я-концепции невозможно слишком завысить, поскольку на настоящий момент времени еще не разработано теории, в рамках которой уравнивались бы входящие в нее переменные (например, профессиональная самооценка и представления индивида о собственных профессиональных ориентациях).
    Также, несмотря на то, что в наличии имеются общие контуры понимания различий между ясной и нечеткой профессиональной Я-концепцией, в данном случае не существует единой шкалы ее измерения и методологии, разработанной специальной для этого. Каждая их переменных, которая является частью конструкта профессиональной Я-концепции, обладает независимой значимостью и актуальность с точки зрения представлений индивида о своем профессиональном «Я».
  2. Преуменьшение значимости вычленения единого комплексного конструкта, что, если исходит из данной формулировки, ставит под вопрос необходимость ее выделения. Формальное объединение в рамках какого-либо исследования тех или иных переменных под одной «крышей» с детальным изучением этих переменных и при отсутствии анализа с позиций именно этого конструкта представляется малозначимым [3].

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что методический подход к изучению профессиональной Я-концепции находится пока в стадии разработки, так как данное направление является относительно новым для психологической науки.

Литература:

  1. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. Приложение «Гуманитарные науки». — 2005. — №4. С. 162–169.
  2. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 // Психологические исследования. – 2011. — №2 (16). – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psystudy.ru/num/2011n2-16/457-rikel16. Дата обращения: 19.12.2018.
  3. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 // // Психологические исследования. – 2011. — №3 (17). – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/486-rikel17.html. Дата обращения: 19.12.2018.
  4. Super D.E. Vocational adjustment: Implementing a self-concept // Occupations. — 1951. — №30. — P. 88–92.
  5. Super D.E. Self-concepts in vocational development // D. E. Super. Career development: Self-Concept Theory. — New York: College Entrance Examination Board, 1963. — P. 1–16.
  6. Super D.E. A life-span space approach to career development // D.Brown, L.Brooks and Associates (Eds.). Career choice and development. — Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1990. — P. 197–261.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная Я-концепция, методический подход, психологическая наука, единый комплексный конструкт, конструкт, переменная, профессиональная идентичность, том.

Ключевые слова

оценка, термин, методический подход, психологическая наука, профессиональная Я-концепция, исследовательская позиция

профессиональная Я-концепция, методический подход, психологическая наука, термин, исследовательская позиция, оценка

Похожие статьи

Профессиональная идентичность как основной элемент. ..

Профессиональная идентичность как комплексное, интегративное понятие исследовалось многими учеными (Е. П. Ермолаева, Д. И. Завалишина, Н. С. Пряжников, Е. А. Климов, А. А. Реан, Д. В. Ронзин, В. И. Павленко, Л. Б. Шнейдер, В. М. Проселова, Ю. П. Поваренков).

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по…

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности…

Формирование «

Яконцепции» в детском, подростковом…

«Яконцепция» рассматривается в виде сложной системы конструктов, функционирующих в динамическом единстве.

А.Адлер предложил термин «творческое Я» — единое, внутреннее

Идентичность «Эго» иногда возникает в процессе интеграции отдельных идентификаций.

профессиональная Яконцепция, профессиональная

Профессиональная Яконцепция, по мысли Сьюпера, — это конструкт, объясняющий, насколько работа «отвечает» личности карьериста. Сформулированное подобным образом определение этого личностного конструкта позволяет проводить параллели между…

Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на…

Исследования проблемы психологической составляющей профессиональной мобильности

По определению Л. П. Шевченко, профессиональная мобильность — это психологическая

Итак, профессиональная мобильность как сложный конструкт одновременно характеризует

Положительная

профессиональная Яконцепция как фактор. ..

В психологической литературе с профессиональной Яконцепцией связаны различные феномены: профессиональные кризисы, профессиональное поведение, типы «Я», профессиональная самооценка, психологические проблемы руководителей…

Теоретическая модель

профессиональной успешности в аспекте…

В современных зарубежных источниках под профессиональным успехом принято понимать комплекс позитивных результатов, являющихся следствием достижений всей карьеры человека, как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных результатов [7].

Сущность понятий «

идентичность», «полоролевая…

Это связано с тем, что полоролевая идентичнось рассматривается как базовый конструкт личности, который оказывает влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на развитие личности в целом.

Развитие личности в период взрослости в

концепциях А. Маслоу…

Этот конструкт — тенденция актуализации — несомненно, является гетеростатической концепцией.

В психологической науке преобладающим является понимание системы ценностей как феномена, близкому к феномену мотивов и потребностей.

Эволюция гендерной теории и ее отражение в педагогической…

«Гендер» является более сложным социокультурным конструктом и понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая…

Похожие статьи

Профессиональная идентичность как основной элемент…

Профессиональная идентичность как комплексное, интегративное понятие исследовалось многими учеными (Е. П. Ермолаева, Д. И. Завалишина, Н. С. Пряжников, Е. А. Климов, А. А. Реан, Д. В. Ронзин, В. И. Павленко, Л. Б. Шнейдер, В. М. Проселова, Ю. П. Поваренков).

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по…

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности…

Формирование «

Яконцепции» в детском, подростковом…

«Яконцепция» рассматривается в виде сложной системы конструктов, функционирующих в динамическом единстве.

А.Адлер предложил термин «творческое Я» — единое, внутреннее

Идентичность «Эго» иногда возникает в процессе интеграции отдельных идентификаций.

профессиональная Яконцепция, профессиональная

Профессиональная Яконцепция, по мысли Сьюпера, — это конструкт, объясняющий, насколько работа «отвечает» личности карьериста. Сформулированное подобным образом определение этого личностного конструкта позволяет проводить параллели между…

Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на…

Исследования проблемы психологической составляющей профессиональной мобильности

По определению Л. П. Шевченко, профессиональная мобильность — это психологическая

Итак, профессиональная мобильность как сложный конструкт одновременно характеризует

Положительная

профессиональная Яконцепция как фактор. ..

В психологической литературе с профессиональной Яконцепцией связаны различные феномены: профессиональные кризисы, профессиональное поведение, типы «Я», профессиональная самооценка, психологические проблемы руководителей…

Теоретическая модель

профессиональной успешности в аспекте…

В современных зарубежных источниках под профессиональным успехом принято понимать комплекс позитивных результатов, являющихся следствием достижений всей карьеры человека, как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных результатов [7].

Сущность понятий «

идентичность», «полоролевая…

Это связано с тем, что полоролевая идентичнось рассматривается как базовый конструкт личности, который оказывает влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на развитие личности в целом.

Развитие личности в период взрослости в

концепциях А. Маслоу…

Этот конструкт — тенденция актуализации — несомненно, является гетеростатической концепцией.

В психологической науке преобладающим является понимание системы ценностей как феномена, близкому к феномену мотивов и потребностей.

Эволюция гендерной теории и ее отражение в педагогической…

«Гендер» является более сложным социокультурным конструктом и понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая…

Я концепция — Лекция по психологии

 Лекция по психологии: Я – концепция 

Я – концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно Собственной личности или, как еще говорят психологи, Я – концепция – это «теория самого себя». На чем базируется эта система? В отличие от фрейдистов и бихевиористов, представители феноменалистического (гуманистического) течения на первый план выносят изучение личности человека и его самоопределения в социуме. Согласно выводам гуманистов, так называемая «теория самого себя» базируется на нескольких основополагающих моментах, главным из которых является социальная среда. В это понятие входит влияние семьи, школы, различного рода формальных и неформальных организаций, в которых состоит личность. Главным фактором, воздействующим на формирование личности, считается семья. От того, насколько комфортно и защищенно чувствует себя человек в кругу семьи, зависит его дальнейшее развитие. В особенности данный факт применим к периоду детства. В юности понятие «Я-концепция» в большей степени связывают с воздействием формальных и неформальных социальных групп. Но следует понимать, что семья, как институт социализации личности, продолжает воздействовать на человека на всех этапах его развития.


Можно ли развить в себе правильный «Я-образ»? Важно осознавать, что данная концепция не является статической величиной, отношение человека к себе как к личности может меняться как в одну, так и в другую сторону. Формирование образа — сложный процесс, в котором собственное восприятие играет первую скрипку. В психологии принято разделять два подвида «Я-концепции»: реальную и идеальную. Причем, реальная не обозначает, что человек на самом деле является таковым, она лишь отражает то, что личность думает о себе.


Хорошим примером разницы между реальным и идеальным восприятием может служить эксперимент, проведенный В. Ротенбергом, который с помощью гипноза внушил испытуемому, что он — это Пол Морфи (гениальный шахматист) и предложил сыграть партию в шахматы с 8-кратным чемпионом Михаилом Талем. Эксперимент проводил лично Таль. Согласно проведенному эксперименту, стало ясно, что хоть испытуемый не стал играть на уровне чемпиона, но он был настолько уверен в своих силах, что партия прошла на высоком уровне мастерства. Важен также факт, что, считая себя великим Морфи, новичок уверенно и достойно вел беседу с Талем, но как только сняли гипноз, сразу изменил линию поведения, осознав, кто его противник. Этот пример показательно демонстрирует суть понятия «Я-концепция»: отношением к самому себе человек программирует восприятие своей личности другими людьми.

 Идеальная же Я – концепция (идеальное – «Я»)– это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная Я – концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я – концепцией может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным, следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я – концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.
Самооценка и Я – концепция. Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я – концепции имеют отличия. Я – концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я – концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим – в негативном (и тогда они понижают самооценку). Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.

 

Скачать лекцию   


   

Понравилась эта статья?

Добавляй её в социальные закладки!

Помни, что именно от тебя зависит что будет на страницах интернета завтра!

Не дай рекламе завоевать интернет, цени бесплатное и качественное !!!

   [ Сообщить об ошибке ]

Всего проголосовало: {allratingValue}

Средний рейтинг {ratingValue} из 5

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация 
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Определение и значение Я-концепции — Merriam-Webster

самооценка ˈself-ˈkän-ˌsept 

: мысленный образ самого себя

Word History

Первое известное использование

1891, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование я-концепции было в 1891 году

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи рядом с

self-concept

эгоцентричный

самооценка

самооценка

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Я-концепция».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/self-concept. По состоянию на 5 февраля 2023 г.

Копия цитирования

Детское определение

самооценка

существительное

самооценка

ˈself-ˈkän-ˌsept

: мысленный образ самого себя

Медицинское определение

я-концепция

существительное

самооценка ˈself-ˈkän-ˌ 9 сентября0003

: мысленный образ самого себя

Еще от Merriam-Webster о

я-концепции

Тезаурус: Все синонимы и антонимы к я-концепция

Подпишитесь, чтобы получить словарь Тысячи больше Америки определения и расширенный поиск — без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

благо

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Тест на часто путаемые слова

  • Я пошел в магазин ______, чтобы купить открытку на день рождения.
  • канцелярские товары стационарный

Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

ИГРАТЬ

Концепция Определение и значение | Британский словарь

3 СТАТЬИ НАЙДЕНЫ:

  • концепция (существительное)
  • концепция (прилагательное)
  • самооценка (существительное)

1 концепция /ˈkɑːnˌsɛpt/ существительное

множественное число понятия

1 концепция

/ˈkɑːnˌsɛpt/

существительное

множественное число понятия

Britannica Словарь определения CONCEPT

[считать]

:

представление о том, что что-то есть или как это работает

  • Она знакома с основными понятиями психологии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts