Формирование «Я-концепции»
Первым шагом на пути формирования «Я-концепции», полагает Ф. Райе, является осознание того, что человек — это отдельный и отделенный от других людей индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. При формировании «Я-концепции» происходит развитие представлений о самом себе. «Я-концепция» — это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, когда определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. В этом смысле «Я-концепция» — система установок по отношению к самому себе. Такова идентичность «Эго», или личная идентичность индивида, которая является совокупностью самоопределений или образов «Я».
На формирование «Я-концепции» большое влияние оказывает характер отношений с родителями. Девушки-подростки, которые близки с матерью, чувствуют себя уверенными, умными, рассудительными и самостоятельными. Те, кто такой близости не ощущает, видят в себе негативные качества — мятежность, импульсивность, обидчивость и бестактность.
Если сравнивать отцов из рабочего и среднего класса, то последние оказывают своим сыновьям значительно большую поддержку (хотя то же самое нельзя сказать о поддержке дочерей). В результате у мальчиков из среднего класса самооценка выше, чем у их сверстников из семей рабочих.
Подростки, которые близки с отцами, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа «Я» по отношению к тем, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Другие данные подтверждают хорошо известную из психоанализа теорию о том, что положительные отношения мальчика с отцом и девочки с матерью гораздо важнее для формирования адекватной «Я-концепции», чем принадлежность к какому-либо социальному классу.Психологи утверждают, что в возрасте примерно 12 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, с этого и начинается познание самого себя: подросток анализирует свое поведение, свои личностные качества и в результате приходит к некоторому познанию своего «Я». Затем самопознание усиливается, углубляется, одновременно усиливаются его дифференци-рованность и обобщенность, и уже к 15—16 годам у подростков складывается представление о себе как цельной личности, отличной от других людей, формируется «Я-образ», или «Я-концепция».
На основании представления о себе как личности у подростка к 16—17 годам возникает особое личностное новообразование — психологическая готовность к самоопределению. Л. И. Божович определяет это возрастное образование личности подростка с точки зрения самосознания субъекта: самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Однако самоопределение личности предполагает не только знание субъекта о себе, но и деятельность его, осуществляемую в соответствии с этими знаниями.
С возрастом «Я-концепция» изменяется и постепенно стабилизируется к началу юности. Одно исследование показало, что самооценка обычно минимальна в возрасте примерно 12 лет. Десятилетнее лонгитюдное исследование подростков, начатое, когда они были в 5—6-м классе, и продолжавшееся до окончания средней школы, выявило лишь незначительное повышение уровня позитивности «Я-концепции». Как правило, те, кто имел негативную «Я-концепцию» при вступлении в период юности, становясь взрослыми, сохраняли ее.
Одно лонгитюдное исследование юношей и девушек, начатое в раннем подростковом возрасте и продолжавшееся до окончания периода юности, обнаружило у юношей тенденцию к повышению, а у девушек — к понижению самооценки с возрастом. Авторы объясняют это тем, что в раннем подростковом возрасте девочки чаще имеют низкую самооценку по сравнению с мальчиками, и эти различия усиливаются к концу периода юности.
На образ «Я» неблагоприятно влияет переход из привычной и защищенной начальной школы, где у ребенка было мало учителей и постоянная группа одноклассников, в среднюю школу, где педагоги, одноклассники и даже классные комнаты постоянно меняются, где гораздо больше шансов стать жертвами издевательств, в особенности для мальчиков. Другие исследования подтверждают, что переход из начальной в среднюю школу может стать для младших подростков стрессогенным событием.
Родителям следует учитывать влияние смены школы на «Я-концепцию». Психологи рекомендуют переводить учеников, испытывающих трудности, в другую школу, пытаясь изменить их установки, поведение и «Я-концепцию». Перевод в другую школу наиболее эффективен для учащихся средних классов, старшеклассникам он помогает реже.
Способность размышлять о себе необходима подросткам для формирования ядра личности, которую ученые называют его Я-концепцией. Больше других ее исследованием занимаются психологи. Юному человеку приходится формулировать некоторые убеждения относительно себя, например: «Я симпатичный», «У меня хорошие способности к учебе» или «Я популярен». Такого рода представления о себе формируются на основе целого ряда конкретных утверждений, например: «Я привлекательна, потому что у меня красивые волосы, стройная фигура или потому что на меня обращают внимание мальчики». Множество суждений относительно своей личности переплетаются в сложную картину, охватывающую все стороны взаимоотношений с внешним миром. Это и есть «Я-концепция».
Анализируя защитные функции «Я-концепции», Р. Берне пишет о столкновении двух элементов — сформировавшейся когнитивной схемы внутри нас и привходящего извне нового опыта. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена «Я-концепция». Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся «Я-концепции», то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма.
Правильное отношение — это фундамент счастливой жизни. Все, что вы делаете и представляете собой сегодня, — это общая сумма ваших мыслей и отношений из прошлого. Завтра вы пойдете по тому пути, который обдумываете сегодня. Мысли, образы и впечатления, мелькающие на экране вашего мозга, становятся кирпичиками, из которых вы будете строить свое будущее.
Поп Фолкнер
Отсюда вывод: «Я-концепция» — это весьма ценное достояние нашей личности. Можно сказать, ее главная цитадель, которую все население страны защищает до последней капли крови. Тех, кто пришел к нам с миром, т. е. совпадает с нашими мыслями и чувствами, мы впускаем в замок, а тем, кто настроен враждебно или не похож на нас, дверей не открываем. Если враг превосходит силы и покорил нас, мы уходим в подполье, ведем партизанскую борьбу с захватчиком либо смиряемся с ним, поступив к нему на службу и убедив себя в том, что он тоже может стать другом. Так, собственно говоря, ведут себя механизмы психологической защиты, в том числе рационализация. Это она шепчет на ушко: враг не победил нас. это мы пошли с ним на мировую, догадавшись, что в поражении для нас больше проку.
Рационализация, защищающая «Я-концепцию», сопровождает нас с младых ногтей. 10-летний мальчик, проявив слабость и поддавшись уговорам товарищей, закурил сигарету. Ему стало не только стыдно, поскольку испортилось впечатление о себе как о «хорошем мальчике» (базовая схема «Я-концепции»), но и психологически дискомфортно, поскольку он отдавал себе отчет в том, что проявил слабость духа, которая в сообществе ровесников не приветствуется. Внутренний голос, точнее сказать, голос защитного механизма, подсказывает ему: ну и что с того, выкурил сигарету — почувствовал дурноту и стыд, значит, негативный опыт меня многому научил; теперь я уже вряд ли закурю.
Это стремление защитить «Я-концепцию», оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения. При этом рациональные схемы, которые выдумывает индивид для объяснения поведения, другим людям могут казаться весьма сомнительными, а само поведение — абсурдным. Однако необходимо помнить, говорит Р. Берне, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.
Глава 23. «я-концепция» личности
23.1. Общие представления о «я-концепции»
«Я-концепция» —это динамическая система представлений чело века о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), само оценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов1. 1Верно Р.. Развитие Я-концепции п Воспитание. — М., 1986.
Одна из первых теорий, описывающих «Я~концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я»
Джеймс У, Психология. — М.: Педагогика, 3991.
Таблица 23.1, Представление о «Я-концепции» У. Джеймса
Составляющая | Описание |
«Духовное Я» | Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок |
«Материальное Я» | То, что человек отождествляете собой (его дом частная собственность, семья, друзья и пр.) |
«Социальное Я» | Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль |
«Физическое Я» | Тело человека, его первичные биологические потребности |
Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» про изошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже
представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.
«Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
«Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
«Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью, восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
«Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концеиции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).
Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека
23.
2. Структура «я-концепции» личности и ее роль в жизни личности23.2.1. Структура «я-концепции»
«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).
Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»
В рамках.каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).
Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»
Значение, примеры и способы изменить себя
Я-концепция — это термин, обычно используемый в психологии.
Я-концепция человека представляет собой набор мнений о себе. Эти убеждения строятся на опыте и влиянии окружающей среды и других факторов.
В этом посте я рассмотрю несколько примеров я-концепции из реальной жизни, чтобы вы могли понять, как она применима к вашей жизни.
Представление о я-концепции тесно связано с теорией позитивного мышления и проявления, а также с теорией причины и следствия и законом притяжения.
Существует прямая связь между текущим состоянием вашей жизни и вашей самооценкой, потому что посылка состоит в том, что вы всегда будете поступать только настолько хорошо, насколько считаете себя способным.
Я скажу, что хотя позитивное мышление само по себе не приведет к желаемым результатам, оно очень эффективно в сочетании с хорошей организацией и стремлением к действию.
Более того, позитивное мышление по своей природе сильнее негативного, потому что негативное мышление только привнесет в вашу жизнь еще больше негатива. Это бесполезно.
В этом суть я-концепции: именно наши самоограничивающие убеждения определяют наш прогресс и потенциал в жизни. Наши самоограничивающие убеждения имеют над нами власть и мешают нам идти дальше.
Ваша самооценка формируется на основе информации, которую вы приняли за истину.
Например, вы могли принять участие в гонке, когда вам было 10 лет, и финишировать в конце поля. Из-за этого у вас может сложиться убеждение, что вы плохой бегун и не способны выиграть гонку.
В тот момент вашей самооценки, возможно, заставляли вас избегать спорта и соревновательной деятельности.
Возможно, вы этого не осознаете, но это могло оказать негативное влияние на всю вашу жизнь.
Возможно, вы стали избегать спорта и физических упражнений, и от этого пострадало ваше здоровье. Это может быть причиной того, что в подростковом возрасте вы набрали вес, который теперь боретесь со взрослой жизнью.
Возможно, этот ранний негативный опыт в конкурентной среде помешал вам конкурировать с вашим потенциалом в других сферах вашей жизни, например, на рабочем месте.
Возможно, это сделало вас покорным и неуверенным в себе. Возможно, это привело к тому, что вы были подавлены в отношениях.
Итак, легко увидеть, как маленькие, казалось бы, незначительные события могут проявляться, а самоограничивающие убеждения могут развиваться и обретать собственную жизнь, которая продолжается во взрослой жизни.
Я-концепция «Других людей»
Возьмем другой пример. Возможно, у вас очень скромное происхождение. Возможно, ваши родители были необразованными и испытывали финансовые трудности.
Возможно, у вас сложилось впечатление, что богатство предназначено для других людей, а не для вас и вашей семьи.
Вы, возможно, развили эту идею, когда ваши мать или отец ссылались на то, что общество не заботится о бедных, или говорили вам, что определенные вещи зарезервированы для более богатых людей, такие как модные автомобили, большие дома, частное обучение и отдых за границей.
Таким образом, хотя у вас могло быть стремление достичь чего-то гораздо большего, чем ваши родители, вы не смогли преодолеть эти самоограничивающие убеждения, привитые вам вашими родителями. Эта дезинформация заставила вас поверить, что у вас нет врожденных способностей.
Это отличный пример, потому что одна из самых распространенных я-концепций, с которыми я сталкиваюсь, — это концепция «других людей».
Многие из нас растут с мечтами в голове, которые мы даже не пытаемся осуществить. Мы никогда не начинаем с ними, потому что между действием и самоограничивающим убеждением, что этот путь предназначен для «других людей», а не таких, как я, существует прочный барьер.
Мы не осознаем эту концепцию, когда вы молоды или даже в подростковом и 20-летнем возрасте. Только в наши 30, 40 и, возможно, 50 лет мы начинаем понимать, что на самом деле у нас есть потенциал и мы могли бы делать то, что хотели, по крайней мере, на приличном уровне мастерства.
И именно поэтому мы видим, что так много людей меняют пути ухода или вносят очень радикальные изменения в ход своей жизни в более поздние годы.
Незначительные, на первый взгляд, события раннего детства могут ограничить наше представление о наших способностях и потенциале.
Важно не позволять негативной самооценке управлять вашей жизнью.
Вы должны признать, что вы можете быть настолько эффективны, насколько считаете себя таковым.
Будь то на работе, в отношениях, в спорте, в чтении, письме, дебатах или в любой сфере жизни, если вы считаете себя хуже, вы останетесь таковым.
Каждый из нас запрограммирован ходить, говорить, думать и действовать так, как мы делаем это сегодня. Вы не можете думать, чувствовать или вести себя по-другому снаружи, если вы не измените свою главную программу, свою я-концепцию внутри. Негативная или ошибочная идея в вашей самооценке будет выражаться в негативном отношении и поведении в вашей жизни и отношениях.
Как ярлыки формируют самооценку и подавляют наш потенциал
Рассмотрим приведенную выше цитату… Вот почему люди, которых называют неуклюжими, в конце концов считают себя неуклюжими и продолжают оставаться неуклюжими всю свою жизнь.
Нет никакой логической причины быть неуклюжим от природы, если только у него нет инвалидности, означающей, что он склонен к неуклюжести. Но тот, кто был назван неуклюжим и считает себя таковым, остается в этой я-концепции на неопределенный срок.
То же самое относится к человеку, которому говорят, что он глупый, слабый, уродливый, список можно продолжить.
Когда мы развиваем такие самоограничивающие убеждения либо из-за плохого опыта, либо из-за влияния других, это мешает нам развиваться в жизни и пробовать что-то новое.
Например, все мы знаем кого-то, кто редко участвует в играх, потому что у него есть представление о том, что он не очень хорош. Такое убеждение обычно возникает из-за того, что на него навешивают ярлык.
Это может быть что-то простое и забавное, например, если вас попросят на ярмарке кинуть обручи через воображаемых уток. Ответ; «Нет, я никогда не был хорош в таких вещах».
Я-концепция у них такая, что даже веселиться мешает. Они чувствуют себя застенчивыми, смущенными, неуверенными, неспособными.
Хотя этот пример кажется незначительным, на самом деле это не так. Это самоограничивающее поведение проникает в другие области нашей жизни и ограничивает наш потенциал.
Как только вы начинаете говорить себе, что вы недостаточно хороши, что вы неспособны, что вы по своей сути хуже других людей; тогда ваша самооценка, самооценка и уверенность в себе находятся в невыгодном положении.
Конечно, у всех нас есть ограничения. Наши природные таланты и способности, а также многие черты нашей личности зафиксированы при рождении.
Но мы способны развивать навыки и способности и становиться лучше в тех вещах, в которых мы не предрасположены, и даже лучше в тех вещах, в которых мы хороши от природы.
Я-концепция и богатство
У вас есть самооценка во всех сферах жизни, будь то отношения, работа, здоровье и даже деньги. Итак, давайте посмотрим на другой пример я-концепции.
У многих из нас есть самоограничивающие убеждения относительно нашей способности зарабатывать деньги. Это, безусловно, то, с чем я боролся в прошлом.
Зарабатывать много денег, или даже просто сумму денег, чтобы чувствовать себя комфортно, владеть собственностью, автомобилем и иметь пару выходных в год, казалось чем-то, что могли получить только другие люди; люди, которые являются учеными и сделали карьеру в качестве врачей, бухгалтеров, юристов, банкиров и т. д., или сверхбогатые спортсмены и известные актеры и актрисы.
Опять эта концепция «других людей».
Что происходит, когда у вас есть самоограничивающая я-концепция в отношении денег, так это то, что когда вы начинаете зарабатывать больше денег или получаете деньги с помощью какого-либо средства, вы будете склонны растрачивать эти деньги или не принимать тот факт, что вы заслуживаете эти деньги.
Так или иначе, вы вернетесь к тому же уровню используемых финансов, к которому вы привыкли. Точно так же, если вы начнете зарабатывать меньше денег, чем обычно, вы, вероятно, не задержитесь на этом надолго и вернетесь к уровню, который вы считаете приемлемым для своей жизни, хотя он и ограничивает вас.
Вот почему многие люди зарабатывают одну и ту же или очень похожую сумму денег на протяжении многих лет. Потому что они застряли на уровне, который, по их мнению, является суммой денег, которую они должны заработать, которая заслуживает кого-то с их статусом.
Они считают, что такие люди, как они, зарабатывают (примерно) столько-то денег, и они не ожидают большего и не думают, что заслуживают большего. И даже если они думают, что заслуживают большего, они не чувствуют, что у них есть необходимый потенциал, чтобы зарабатывать больше.
Почему так много людей, выигравших в лотерею, разорились всего за несколько лет? Мы слышим так много историй об этом.
Мы говорим о людях, которые так долго желали иметь больше денег, проводя каждый день своей жизни, работая до костей.
Однако, когда им предоставляется возможность разбогатеть, они транжирят деньги или раздают их.
Конечно, вы можете обвинить в этом плохое управление деньгами, но реальность такова, что у этих людей есть самооценка, которая диктует им, что они не заслуживают денег, что они не способны распоряжаться богатством, что люди любят их не заслуживают иметь деньги, что они не способны хорошо использовать деньги.
Глубоко в подсознании укоренилось убеждение, что богатство для других людей, поэтому они отталкивают деньги.
И наоборот, все мы знаем людей, которые очень хорошо обращаются с деньгами. Даже с небольшой суммой денег они могут начать бизнес, вырастить его за пару лет и заработать кучу денег.
Мы все знаем людей, которые, кажется, очень хорошо инвестируют. Они используют свою интуицию, чтобы искать акции и инвестиционные возможности, которые в конечном итоге приносят процветание.
У меня есть очень близкий друг, который в одночасье разорился, а через год снова встал на ноги и заработал столько же денег, сколько и до того, как разорился. Перенесемся на два года вперед, и теперь он богаче, чем когда-либо.
Когда я анализирую этого друга, для меня становится очевидным, что причина, по которой он никогда не сдавался в течение этого трудного года, заключалась в том, что у него была непоколебимая вера в себя, что ему не суждено быть разоренным или бедным, или что его жизнь будет определяться один период неудач. Он верил, что сможет не только вернуться туда, где он был, но и на этот раз добиться еще большего успеха. Это что касается мышления.
Вы не можете вести себя так, чтобы это отличалось от программ вашего подсознания, точно так же, как компьютер не может решить игнорировать свои программы
Как изменить свою самооценку
Единственное, что мы можем контролировать, это отношение. Мы можем быть уверены в нашем потенциале. От нас зависит, ограничиваем ли мы себя умственной гимнастикой. Это факт.
Возьмем человека с избыточным весом, который крайне не в форме и не делал никаких реальных упражнений в течение 20 лет.
Этот человек, скорее всего, будет считать, что он не способен пробежать 5 км и соревноваться с другими людьми его возраста.
На самом деле, возможно, они сделают все возможное, чтобы избежать этого, и никогда не должны будут этого делать.
Их останавливает не только их вес или тот факт, что они не бегали 20 лет, но и их самооценка, их уверенность в себе, их неуверенность.
Их я-концепция не позволяет им поверить, что они способны на это, что они заслуживают этого и могут пожинать плоды этого.
Дело в том, что все мы знаем, что после шести недель тренировок этот человек может пробежать 5 км без остановки. А после шестинедельного обучения этот человек мог начать конкурировать с людьми, с которыми, как он думал, никогда не сможет бежать бок о бок.
И так как прогресс набирает обороты, я-концепция начинает развиваться, а самоограничивающие убеждения начинают испаряться.
Вот почему так важно, чтобы мы поощряли людей выходить за пределы своей зоны комфорта и в настоящий момент возможности.
Самотерапия
Когда мы анализируем самооценку, легко увидеть, как позитивное мышление, визуализация и активная жизнь могут изменить судьбу и результаты нашей жизни.
У меня есть сообщение о невезении, за которое я получил много критики от людей, которые говорят, что им постоянно не везет. Они говорят, что независимо от того, что они делают со своей жизнью, кажется, что они привлекают плохих людей, плохие финансы, плохое здоровье и просто общее отсутствие процветания и возможностей.
Конечно, я согласен с тем, что в жизни бывают исключения, когда люди просто переживают огромное количество неудач, и это кажется неизбежным.
Но для подавляющего большинства людей, если они проанализируют свою я-концепцию и содержание своего подсознания — впечатления, убеждения, образы — они увидят, что их я-концепция является самоограниченной и негативной и частично проявляется в физической реальности.
Я не говорю, что это так же просто, как мыслить позитивно, становиться позитивно, думать, что богатые становятся богатыми и т. д. Но я хочу сказать, что все мы в той или иной степени придерживаемся самоограничивающих убеждений. нас обратно.
А думать и говорить «все наладится» или «я собираюсь сделать X или Y» на один день недостаточно. Мы должны начать самоосвобождаться и рисовать картину той жизни, которую мы хотим, и действительно верить в нее. Мы должны взять на себя обязательство действовать ежедневно.
Но более того, мы должны буквально перестроить подсознание. Все те привычки и убеждения, которые мы развили в молодом возрасте и которые продолжали контролировать наше поведение, нуждаются в перераспределении.
Первым шагом в этом является определение того, что нас сдерживает.
Например, у меня есть склонность, когда дела идут плохо, я думаю, что это все! Меня охватывает убеждение, что с этого момента все пойдет по одной и той же траектории.
Хотя я всего лишь стою в луже, я почему-то верю, что в конце концов утону, так сказать.
Я думаю, многие люди испытывают это, особенно после череды неудач. Но я знаю, откуда это.
Это относится к периоду моего детства, когда моя жизнь буквально рушилась вокруг меня, и я не мог ее контролировать. Это сделало меня чувствительным к изменениям и вещам, которые я не мог контролировать.
Я меньше рисковал и меньше стремился к цели, по-видимому, потому, что я не мог столкнуться с возможностью потерять то, что я достиг, или, что еще хуже, потерпеть неудачу. Я был уязвим, но тогда я этого не знал. Затем тревога проявлялась в моей жизни по-разному.
Поэтому, когда дела в моей взрослой жизни ухудшаются, подсознательная вера в то, что все остальное последует за мной и рухнет вокруг меня, немедленно начинает проявляться и контролировать мои действия, мои мысли и мои реакции.
Это негативно влияет на окружающих меня людей в том, как я с ними взаимодействую, поэтому это влияет на мои отношения. Я начну чувствовать себя подавленным и, возможно, не захочу заниматься своим хобби или заниматься фитнесом. Я начну чувствовать тревогу и не буду спать, так что это повлияет и на мое здоровье.
Опять же, вы видите, как я-концепция может жить своей собственной жизнью. Это может снежным комом пройти через нашу жизнь, затрагивая все сферы жизни.
Одно негативное убеждение может привести к оползню негатива.
Поэтому крайне важно определить эти тенденции.
Нам нужно быть честными с самими собой и понимать, где мы ограничиваем себя и почему. Самолечение, как говорится.
Полностью осознавая, как работает наш разум, мы можем начать внутреннюю инженерию, необходимую для переназначения подсознания и изменения наших привычек и поведения и, в конечном счете, нашей самооценки.
У вас есть представление о том, сколько вы весите, сколько вы едите, сколько вы тренируетесь или насколько вы в хорошей форме. У вас есть самооценка того, как вы одеваетесь и как вы выглядите в глазах других людей.
Вы представляете себя родителем и ребенком своих родителей.
У вас есть представление о том, насколько вы популярны на работе и среди друзей.
У вас есть самооценка того, насколько хорошо вы организованы и эффективны как в личной жизни, так и в работе.
Вы всегда будете вести себя в соответствии с вашей самооценкой.
Цитаты в этом посте взяты из книги Брайана Трейси «Максимальные достижения». Я рекомендую книгу, но предпочтительнее аудиокнигу, потому что это отличный совет, к которому вы захотите иметь доступ на ходу.
=> Нажмите здесь, чтобы посмотреть аудиокнигу
терминология — Как называется в психологии то, как люди думают о понятиях, используя примеры?
спросил
Изменено 6 лет, 6 месяцев назад
Просмотрено 359 раз
$\begingroup$
Я узнал об этом, но забыл его название. Идея состоит в том, что когда люди слышат слово или думают о концепции, они склонны придумывать определенные примеры, которые соответствуют этой идее больше, чем другие. Например, если люди думают о птицах, они склонны думать о воробьях или чайках, а не о пингвинах, хотя пингвины идеально подходят под определение птицы. Если людям предлагают представить себе стул, они, как правило, думают о стуле с четырьмя ножками, вероятно, сделанном из дерева, а не о чем-то вроде стула в кинотеатре. Как это называется?
- терминология
$\endgroup$
3
$\begingroup$
Вы про Exemplar Theory, так как вопрос почти дословно из Википедии:
Например, модель предлагает людям создать категорию «птица». сохраняя в своей памяти коллекцию всех птиц, которые у них есть опытные: воробьи, малиновки, страусы, пингвины и т. д. Если новый стимул достаточно похож на некоторые из этих сохраненных примеров птиц, человек относит стимул к категории «птица».
Это контрастирует с теорией прототипов, которая предлагает, чтобы категории основывались на одном примере, а не на нескольких:
… теория прототипов рассматривает такую категорию, как птица, как состоящую из разные элементы, которые имеют неравный статус — например. малиновка больше прототипом птицы, чем, скажем, пингвина.