«Я-КОНЦЕПЦИЯ» личности — Pro-Psixology.ru
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «Я-КОНЦЕПЦИИ»
«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).
Составляющая | Описание |
«Духовное Я» | Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок |
«Материальное Я» | То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.) |
«Социальное Я» | Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль |
«Физическое Я» | Тело человека, его первичные биологические потребности |
Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.
- «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
- «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
- «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
- Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
- Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
- «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
- «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).
Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека
СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
Структура «Я-концепции»
«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.),
Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»
В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).
Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»
Роль «Я-концепции» в жизни личности
«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.
- Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
- Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
- Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).
Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:
- ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
- чувством личной адекватности индивида;
- отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Страницы статьи: 1 2 Для полноценной работы портала вы должны включить поддержку javascript в настройках браузера.Лекция по психологии: Я – концепция
Средний рейтинг 4.7 из 5 ———————-<cut>———————- Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.Информация |
Реферат на тему «Я-Концепция личности»
Реферат на тему «Я-Концепция личности»
Содержание
1. Понятие «Я» – концепции
2. Формирование «Я» – концепции
3. Структура Я-концепции
4. Роль Я-концепции в жизни личности
5. Самооценка как центр личности
6. Угроза Я – концепции
Список использованных источников
1. Понятие «Я – концепции»
Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание».
«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.
Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 1).
Таблица 1. Представление о «Я—концепции» У. Джеймса
СоставляющаяОписание
«Духовное Я»
«Материальное Я»
«Социальное Я»
«Физическое Я»
Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
орректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
Тело человека, его первичные биологические потребности
Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.
«Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
«Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
«Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
«Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.
2. Формирование Я—концепции индивида
Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самонализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях… он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».
Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я Я-концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.
Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.
3. Структура Я—концепции
Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.
4. Роль Я—концепции в жизни личности
«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 2). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.
Обеспечение внутренней согласованности личности.Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
Определение характера интерпретации жизненного опыта.«Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
Источник установок и ожиданий личности.«Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 3). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).
Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:
ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
чувством личной адекватности индивида;
отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.
5. Самооценка как центр личности
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.
Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные результаты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.
Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.
Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.
6. Угроза Я – концепции
Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое угрожает его Я — концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Аналогично, большинство людей обладают адекватной защитой, позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги и поступать так, чтобы свести ее к минимуму. Однако, когда переживания совершенно не согласуются с Я — структурой, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком» (хотя сам Роджерс избегал использовать подобные диагностические ярлыки). В подобных случаях уровень внутреннего дискомфорта человека таков, что он, вероятно, нуждается в помощи психотерапевта. Тем не менее, защита невротика все же отчасти может предотвратить символизацию угрожающих переживаний в сознании. В результате Я — структура невротика остается почти невредимой, однако такой человек не может сознательно оценить неустойчивость своего состояния; он очень уязвим в психологическом смысле.
По Роджерсу, если между «Я» и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита «Я» может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я — концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда «Я» не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Людей с такими расстройствами обычно называют «психотиками». Их поведение для объективного наблюдателя кажется странным, нелогичным или «безумным». Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я — концепции. Например, человек, который строго контролирует агрессивные импульсы, отрицая, что они являются частью его Я — образа, может вести себя явно угрожающе по отношению к тем, с кем сталкивается в реальности в психотическом состоянии. Иррациональное и саморазрушительное поведение часто связано с психозом.
Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между «Я» и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная Я — структура разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым для тревоги и угрозы и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между «Я» и переживанием. Значительность несоответствия между осознанным «Я» и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации.
Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.
Список использованных источников
1. «Я-концепция» У. Джеймса
2. «Развитие Я-концепции и воспитание» Р. Берне
3. Теория К. Роджерса о Я-концепции
4. Электронный источник – https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1029-ya-koncepciya-lichnosti.html
5. Электронный источник – https://psyera.ru/ya-koncepciya-2109.htm
Я – КОНЦЕПЦИЯ — ПСИХОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ
«Я — концепция» — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Или, как еще говорят психологи «Я — концепция» — это «теория самого себя».
Важно заметить, что« Я — концепция« является не статичным, а динамичным психологическим образованием представлений человека о самом себе, включающая:
а) осознание своих физических, социальных и прочих свойств;
б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Динамический характер «Я- концепция» определяется тем, что ее формирование, развитие и изменение обусловлены факторами внутреннею и внешнего порядка. «Я-концепция» формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные н неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование «Я- концепция».
Фундаментальное влияние на формирование «Я- концепция» в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние оказывает сильное воздействие не только в период самой равней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии «Я- концепции« становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и затем в юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две основные модальности (формы) «Я — концепции»:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
- Я-реальную,
- Я-идеальную,
- Я-зеркальную.
При этом возможны и более частные виды «Я — концепции». Такой, например, является профессиональная «Я-концепция» личности, которая называется «Я-профессиональное». В свою очередь, профессиональная «Я-концепция», являясь частной формой «Я — концепция» личности, также может быть реальной и идеальной.
«Я-реальное» – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими людьми и их поведения по отношению к нему. Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, представления о том, каков он есть на самом деле.
«Я-идеальное» – совокупность представлений о том, каким человеку хочется быть или кем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Фактически идеальная «Я — концепция» (как идеальное «Я»). Это представление личности о себе в соответствии со своими желаниями («каким бы я хотел быть»).
«Я-зеркальное» – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.
Конечно, реальная и идеальная «Я-концепция» не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной «Я-концепция» может приводить к различным негативным, так и к позитивным следствиям.
Например, с одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов.
С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной «Я-концепция» является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.
Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его самой личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения «Я — реального» и «Я- идеального», особенно в подростковом и юношеской возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная «Я-концепция» в большинстве случаев (как статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.
Выделяют три компонента Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.
Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют «Образом Я». Составляющими «Образа Я» являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.
Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом. Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности, о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях). Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.
Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.
Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьЧто такое Я-концепция и как она формируется?
Я-концепция — это образ, который мы имеем о себе. Как именно эта самооценка формируется и меняется со временем? Этот образ развивается по-разному, но на него особенно влияет наше взаимодействие с важными людьми в нашей жизни.
Что такое Я-концепция?
Я-концепция — это то, как вы воспринимаете свое поведение, способности и уникальные характеристики. Например, такие убеждения, как «Я хороший друг» или «Я добрый человек», являются частью общей самооценки.
Я-концепция становится более гибкой, когда вы моложе и все еще проходите процесс самопознания и формирования идентичности. По мере того как вы стареете и узнаете, кто вы есть и что для вас важно, эти представления о себе становятся более подробными и организованными.
По сути, самооценка — это совокупность убеждений о себе и ответах других людей. В нем воплощен ответ на вопрос «Кто я?»
Три части самооценки Роджерса
Психолог-гуманист Карл Роджерс считал, что ваша самооценка состоит из трех частей:
- Идеальное Я : Человек, которым вы хотите быть
- Представление о себе : Каким вы себя видите, включая такие атрибуты, как ваши физические характеристики, черты личности и социальные роли
- Самоуважение : Насколько вы себя любите, принимаете или цените, на что может повлиять ряд факторов, в том числе то, как вас видят другие, как вы думаете, что вы сравниваете с другими, и вашу роль в обществе
Неконгруэнтность и конгруэнтность
Как упоминалось ранее, ваша самооценка не всегда полностью соответствует реальности.Когда оно выровнено, ваша самооценка считается «конгруэнтной».
Но когда существует несоответствие между тем, как вы видите себя (ваше представление о себе) и тем, кем вы хотели бы быть (своим идеальным «я»), ваше представление о себе становится «несовместимым». Это несоответствие может негативно сказаться на вашей самооценке.
Роджерс считал, что корни несоответствия уходят корнями в детство. Когда родители ставят условия для своей привязанности к своим детям (выражая любовь только в том случае, если дети «зарабатывают ее» определенным поведением и оправдывают ожидания родителей), дети начинают искажать воспоминания о переживаниях, которые заставляют их чувствовать себя недостойными своих родителей любовь.
С другой стороны, безусловная любовь способствует конгруэнтности. Дети, которые испытывают такую любовь, не чувствуют необходимости постоянно искажать свои воспоминания, чтобы поверить, что другие люди полюбят и примут их такими, какие они есть.
Другие теории самооценки
Как и в случае со многими темами психологии, ряд других теоретиков предложили различные способы мышления о самооценке.
Согласно теории социальной идентичности социального психолога Анри Тайфеля, самооценка состоит из двух ключевых частей:
- Личность : Черты и другие характеристики, которые делают вас уникальными
- Социальная идентичность : Кем вы являетесь, основываясь на вашей принадлежности к социальным группам, таким как спортивные команды, религии, политические партии или социальный класс
С другой стороны, психолог Брюс А.Брэкен считал, что самооценка многомерна и может быть разбита на шесть независимых черт:
- Academic : Ваш успех или неудача в школе
- Affect : Ваше понимание эмоциональных состояний
- Компетенция : Ваша способность удовлетворять базовые потребности
- Семья : насколько хорошо вы работаете в своей семье
- Физическое состояние : Ваше отношение к своей внешности, здоровью, физическому состоянию и внешнему виду в целом
- Социальные сети : Ваша способность взаимодействовать с другими
В 1992 году Брэкен разработал многомерную шкалу самооценки — комплексную оценку, которая оценивает каждый из этих шести элементов самооценки у детей и подростков.
Получите совет от подкаста The Verywell Mind
Ведет главный редактор и терапевт Эми Морин, LCSW, в этом выпуске подкаста The Verywell Mind рассказывается, как можно быть добрее к себе.
Ключевые понятия / Психология / Социальные науки / На главную
Ключевые концепции психологии лучше всего понять, исследуя то, что определяет человеческое и нечеловеческое поведение.Психологи выдвигают множество теорий, чтобы объяснить, в какой степени биологические факторы оказывают основное влияние или что факторы окружающей среды и экологические факторы дают лучшее объяснение.
Мозг и поведениеЧеловеческое поведение сложно. Психология пытается раскрыть сложность психических процессов на протяжении всей жизни, исследуя обучение, восприятие, память, когнитивное развитие и эмоции. Психологи, интересующиеся поведением, задают вопросы о психических и физических процессах в мозге, которые влияют на различные формы поведения.
Индивидуальные различияЛюди различаются по характеру, мотивации и интеллекту. Фундаментальная роль психологии — исследовать, как эти аспекты взаимодействуют и как люди развивают свою идентичность.
Личность
Термин «личность» относится к уникальным поведенческим и когнитивным моделям человека. Личность тесно связана с идентичностью. Психологи используют широко применимые концепции личности. Они разработали ряд теорий, которые помогают объяснить, как и почему возникают разные черты личности.
Мотивация
Мотивация в значительной степени связана с ценностями и вознаграждением. Теории мотивации обычно предполагают, что каждый усвоенный ответ является результатом некоторой мотивации.
Интеллект
Хотя интеллект — один из наиболее широко обсуждаемых предметов в психологии, психологи имеют очень разные взгляды на то, из чего он на самом деле состоит. Некоторые считают, что интеллект — это единственная общая способность, в то время как другие считают, что он включает в себя ряд способностей, навыков и талантов.
Групповое поведениеЛюди — существа социальные, и наше поведение меняется в групповых ситуациях. Психологи могут исследовать как просоциальное, так и антисоциальное поведение, которое может быть результатом чужого влияния. Социальная психология может исследовать, как люди могут соответствовать социальным ролям или подчиняться авторитету. Социальная психология также может исследовать, как культура и гендерные роли могут формировать поведение человека или что может влиять на его поведение в чрезвычайных ситуациях.
Последнее обновление: 15 ноября 2017 г.
ТОП
3. Самопринципы социальной психологии — 1-е международное издание
1. Когнитивное «я»: самооценка
- Определите и опишите самооценку, ее влияние на обработку информации и ее разнообразие в социальных группах.
- Опишите концепции самосложности и ясности самооценки и объясните, как они влияют на социальное познание и поведение.
- Различайте различные типы самосознания и самосознания.
- Опишите теории самосознания, несоответствия себе и самоутверждения, а также их взаимосвязь.
- Узнайте, как мы иногда переоцениваем точность, с которой другие люди относятся к нам.
2. Чувственное «я»: самооценка
- Определите самооценку и объясните, как ее измеряют социальные психологи.
- Изучите результаты, указывающие на разнообразие самооценки в зависимости от культуры, пола и возраста.
- Приведите примеры того, как люди пытаются повысить и поддерживать свою самооценку.
- Опишите преимущества высокой самооценки.
- Пересмотрите пределы самооценки с акцентом на негативные аспекты нарциссизма.
3. Социальная самость: роль социальной ситуации
- Опишите концепцию зеркального я и то, как она влияет на нашу самооценку.
- Изучить влияние предвзятости навешивания ярлыков, самооценки и внутренних предубеждений на самооценку людей, особенно тех, кто принадлежит к маргинализованным социальным группам.
- Дайте определение социальному сравнению и кратко опишите, как люди используют его для определения своей самооценки и самооценки.
- Приведите примеры использования восходящего и нисходящего социального сравнения и их влияния на социальное познание и аффект.
- Объясните концепцию социальной идентичности и объясните, почему она важна для человеческого поведения.
- Опишите, как теория поддержания самооценки помогает объяснить, как мы реагируем, когда поведение других людей угрожает нашему самоощущению.
- Опишите концепцию самопрезентации и различные стратегии, которые мы используем, чтобы изобразить себя другим.
- Опишите концепцию управления репутацией и ее отношение к самопрезентации.
- Обсудите индивидуально-различную переменную самомониторинга и то, как она соотносится со способностью и желанием присутствовать.
Социальные сети — наша социальная жизнь в Интернете
Последние статистические данные показывают, что по состоянию на 2014 год в мире насчитывалось около 2,5 миллиардов пользователей Интернета, что составляет примерно 35 процентов населения мира. Некоторые источники предполагают, что истинная цифра приближается к 3 миллиардам человек, и это число, вероятно, будет продолжать расти, особенно с увеличением доступности мобильных технологий.
Рисунок 3.1. Девушка на мобильном телефоне. Tween Texting (https://flic.kr/p/9qQCYc) от Кариссы Роджерс (https://www.flickr.com/photos/goodncrazy/) под CC BY (https://creativecommons.org/licenses/by/) 2,0 /)Наряду с расширением доступа к Интернету люди во всех регионах земного шара проводят больше времени в Интернете. Многие недавние исследования, проведенные в большом количестве стран, показывают, что люди проводят несколько часов каждый день в Интернете, используя свои ПК, ноутбуки и мобильные телефоны.Из этого времени в сети часто более 20 процентов тратится на сайты социальных сетей. К 2014 году у Facebook, QZone, Google+, LinkedIn, Twitter, Tumblr и Tencent Weibo было более 200 миллионов зарегистрированных пользователей. Только у Facebook сейчас более 1 миллиарда пользователей. Эти пользователи социальных сетей также принадлежат к все более разнообразным демографическим группам.
Социальные психологи очень заинтересовались тем, почему и как многие из нас проводят все больше и больше социальных взаимодействий в Интернете и, в частности, на сайтах социальных сетей.Как и любой другой социальный контекст в офлайновом мире, такие сайты, как Facebook и Twitter, предоставляют среду, в которой может быть отображен огромный спектр человеческого социального познания, аффекта и поведения, со всем, от публикации селфи и обновлений статуса о диких ночах до передачи наших взглядов по социальным вопросам.
Одна из областей социальной психологии, которая кажется особенно актуальной для этой онлайн-деятельности, — это изучение себя — наших мыслей и чувств о том, кто мы есть, и о том, какое социальное влияние на них оказывает.Во многих отношениях описанное выше социальное поведение в Интернете влияет и является результатом восприятия людьми самих себя и их чувств, а также их желания спроецировать себя в социальные миры, к которым они принадлежат. Часто эта динамика в нашей онлайн-жизни отражает те, о которых социальные психологи давно знают, как о действующих в нашей офлайновой жизни. Таким образом, в этой главе мы будем исследовать различные аспекты личности в связи с нашей социальной жизнью вне сети и в сети.
Источник: http://wearesocial.net/blog/2014/01/social-digital-mobile-worldwide-2014/
В основе всего человеческого поведения лежит я — наше чувство личной идентичности и того, кем мы являемся как личности . Поскольку понимание себя так важно, психологи изучали его на протяжении многих лет (James, 1890; Mead, 1934) и до сих пор остаются одной из самых важных и наиболее исследуемых тем в социальной психологии (Dweck & Grant, 2008; Тейлор и Шерман, 2008 г.).Социальные психологи концептуализируют личность, используя базовые принципы социальной психологии, то есть отношения между отдельными людьми и людьми вокруг них (взаимодействие человека и ситуации) и азы социальной психологии — аффективные, поведенческие и когнитивные компоненты себя.
В этой главе мы сначала рассмотрим когнитивные аспекты личности, включая самооценку (мысли, которые мы держим о себе) и самосознание (степень, в которой мы в настоящее время фиксируем наше внимание на собственном Я). концепция).Затем мы перейдем к роли аффекта, сосредоточив внимание на концепциях, включая самооценку (положительные или отрицательные чувства, которые мы испытываем к себе), и на многих способах, которыми мы пытаемся добиться положительной самооценки. Наконец, мы рассмотрим социальные аспекты личности, в том числе то, как мы представляем себя другим, чтобы изобразить положительное представление о себе, а также множество способов, которыми наши мысли и чувства о себе определяются нашими отношениями с другими.
Список литературы
Двек, К.С., и Грант, Х. (2008). Теории самого себя, цели и смысл. В J. Y. Shah, W. L. Gardner, J. Y. E. Shah и W. L. E. Gardner (Eds.), Справочник по науке о мотивации (стр. 405–416). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Guilford Press.
Джеймс, У. (1890). Основы психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Дувр. Мид, Г. Х. (1934). Разум, я и общество. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
Мид, Г. Х. (1934). Разум, Я и общество с точки зрения специалиста по социальному поведению .Издательство Чикагского университета: Чикаго.
Тейлор, С. Э., и Шерман, Д. К. (2008). Самоусиление и самоутверждение: последствия позитивных мыслей о себе для мотивации и здоровья. В J. Y. Shah, W. L. Gardner, J. Y. E. Shah и W. L. E. Gardner (Eds.), Справочник по науке о мотивации (стр. 57–70). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Guilford Press.
Определение понятия в психологии.
Примеры концепций в следующих темах:
Новый концепт
Понимание концепций
- Фрейминг и категоризация помогают нам интерпретировать, понимать и использовать концепции через доступный контекст и организацию.
- Для того, чтобы мыслительный процесс был эффективным, мы должны уметь понимать и понимать концепции . Неправильная категоризация
- может быть логической ошибкой, при которой различные и непохожие объекты, концепции , сущности, классы и т. Д. Группируются вместе на основе нелогичных общих знаменателей или общих знаменателей, которые есть у практически любого концепта , объекта или сущности. .
- Концепция — это понимание предмета или объекта, удерживаемое в уме на основе опыта, рассуждений или воображения.
- Наша постоянная попытка классифицировать концепции в окружающем мире может привести нас к стереотипам или осуждению людей, концепции и идей, чтобы «вписать» их в определенную категорию в нашем сознании.
Применение психологических теорий в жизни студента
- Понимая эти концепции , учащиеся лучше понимают и извлекают выгоду из того, как они получают знания в школе.
- Все эти процессы работают вместе, чтобы помочь вам получить предыдущие знания и интегрировать новые концепции .
- Конструктивизм — это концепция построения новых идей на основе предыдущих знаний.
- Визуальные учащиеся выделят важные отрывки в книгах или нарисуют изображения / схемы с идеями, чтобы лучше понять концепции .
- Ролевые игры, эксперименты и практические занятия — отличные способы для кинестетических учащихся понять и запомнить концепции .
Гуманистическая теория личности Роджерса
- Гуманистическая теория личности Карла Роджерса подчеркивает важность тенденции к самоактуализации в формировании концепции «я» .
- В результате взаимодействия с окружающей средой и другими людьми человек формирует структуру «я» или концепции — организованный, гибкий, концептуальный образец концепций и ценностей, связанных с собой.
- Если у них есть негативное представление о себе , они могут чувствовать себя недовольными тем, кто они есть.
- Развивая концепцию «я» , Роджерс повысил важность безусловного положительного отношения или безусловной любви.
- Эти люди позволят личности и концепции «я» исходить из опыта.
Психология развития
- Психологи развития изучают физическое, когнитивное и психосоциальное развитие человека от зачатия до взрослого возраста.
- Психологи развития изучают, как люди изменяются и растут от зачатия до через детство, юность, взрослую жизнь и смерть.
- Концепция непрерывного развития может быть визуализирована как плавный наклон прогрессии, тогда как прерывистое развитие видит рост в более дискретных стадиях.
Социально-эмоциональное развитие в подростковом возрасте
- Три общих подхода к пониманию развития личности включают самооценку , чувство идентичности и чувство собственного достоинства.
- Признание непоследовательности в самооценке является обычным источником страданий в эти годы; однако этот дистресс может принести пользу подросткам, поощряя дальнейшее развитие и уточнение их концепции «я» .
- В отличие от конфликтующих аспектов концепции «я», идентичность представляет собой связное чувство «я», которое стабильно в разных обстоятельствах и включает прошлый опыт и будущие цели.
- Самоуважение состоит из мыслей и чувств о самом себе. концепция и идентичность.
Оценка психодинамического подхода к личности
- Например, концепция Фрейда об Эдиповом конфликте, в которой сын видит в своем отце соперника за привязанность матери, считалась причиной значительного невроза, если ее не лечить в детстве.
- Значительное число феминисток резко критиковали многие концепции Фрейда , утверждая, что допущения и подходы психоаналитической теории глубоко патриархальны (доминируют мужчины), антифеминистичны и женоненавистники (против женщин). Феминистка
- Бетти Фридан назвала фрейдовскую концепцию зависти к пенису сугубо социальным предубеждением, типичным для викторианской эпохи, и показала, как концепция сыграла ключевую роль в дискредитации альтернативных представлений о женственности в начале и середине двадцатого века.
Самопознание и оценка личности
- Примером внутреннего фактора является концепция , черт или отличительных качеств или характеристик человека.
- Три основных области, которые исследуются для достижения этих целей исследования, — это черты характера, концепция самопознания / самопознание и ситуационные влияния.
- Некоторые исследователи используют такие понятия, как , концепция , зеркальное «я» и идеальное «я» для понимания индивидуальных представлений о самопознании.
- Я — концепция — это представление человека о самом себе.
Психология и научный метод
- Две ключевые концепции в научном подходе — это теория и гипотеза.
- Критическое мышление также помогает выявлять предрассудки (а также устранять или минимизировать их) и помогает людям увидеть и изменить любые предубеждения, которые они могут иметь в отношении конкретной концепции .
- Психология стремится исследовать субъективные и трудноизмеримые концепции , такие как эмоции, и из-за этого часто считается «мягкой» наукой (в отличие от «жестких» наук, таких как химия и физика).
- Из-за этого критическое мышление и использование научных методов особенно важны в психологии, поскольку они помогают свести к минимуму предубеждения, предвзятость и другие когнитивные ошибки, которые часто возникают при изучении таких субъективных концепций .
Классификация и категоризация
- Следовательно, наш разум развивает « концепцию » или мысленные представления категорий объектов.
- В этом подходе концепции генерируются сначала путем формулирования их концептуальных описаний, а затем классификация сущностей согласно описаниям.
- Концептуальная кластеризация тесно связана с теорией нечетких множеств, в которой объекты могут принадлежать одной или нескольким концепциям с разной степенью соответствия.
- Концепция «необходимых и достаточных условий» обычно не работает в запутанных границах естественного мира.
Я-концепция — IResearchNet
Я-концепция
Я-концепция относится к характерным представлениям людей о том, кто они и каковы они.Хотя психологи часто говорят о Я-концепции, Я-концепция человека обычно состоит из разрозненного набора идей, а не из единой единой концепции Я. Я-концепция основана на субъективном опыте. Это означает, что самооценка человека может отличаться от того, на что он похож на самом деле.
История самооценки
Одним из первых психологов, написавших о Я-концепции, был Уильям Джеймс, психолог конца 19 века.Джеймс проводил различие между Я и Я. Я — это часть личности, которая активно воспринимает и думает. Я — это часть «я», которая становится объектом мыслей и восприятий человека. Я-концепция в первую очередь относится к МЕ.
Адаптивные функции самооценки
Я-концепция — уникальная человеческая черта. Способность формировать самооценку, по-видимому, эволюционировала, потому что способствовала выживанию и воспроизводству среди ранних людей. Поскольку у людей есть самооценка, они могут рассматривать себя в альтернативные времена и обстоятельства.Таким образом, одна из адаптивных функций самооценки заключается в том, чтобы помогать людям планировать будущее. Цели, особенно идеалы и обязательства, действительно занимают центральное место в самооценке людей. Когда нынешнее «я» человека отличается от его или ее желаемого «я», это побуждает человека действовать, чтобы приблизиться к желаемому «я». Другая адаптивная функция Я-концепции — способствовать социальному поведению. Когда люди считают себя своими партнерами по взаимодействию, это помогает им предсказать, как другие будут вести себя по отношению к ним.Общий культурный фон может побуждать людей строить свои представления о себе аналогичным образом. Например, люди, живущие в западных культурах, таких как США или Франция, склонны считать себя более независимыми от других. Напротив, люди, живущие в восточных культурах, таких как Япония или Индия, склонны считать себя более взаимозависимыми. Когда люди имеют схожие представления о себе, они могут лучше понимать друг друга.
Структура Я-концепции
Я-концепции имеют определенную структуру.Одним из важных аспектов структуры Я-концепции является самосложность. Люди со сложной самооценкой различают множество различных аспектов или измерений самих себя. Люди с простой самооценкой рассматривают себя лишь с точки зрения нескольких широких аспектов или измерений. Люди с простой самооценкой более уязвимы к стрессу, чем люди со сложной самооценкой. Это связано с тем, что люди со сложной самооценкой могут преодолеть отрицательную обратную связь в одной сфере (например,ж., увольнение с работы), переключив внимание на другие сферы деятельности (например, на семейную жизнь, религию). Люди с простой самооценкой не могут следовать этой стратегии.
Другой важный аспект структуры Я-концепции заключается в том, являются ли самооценки явными или неявными. Явные представления о себе — это идеи о себе, которые люди осознают. Неявные представления о себе — это идеи о себе, которых придерживаются неосознанно. Представления о себе могут стать бессознательными, когда люди используют их снова и снова, так что эти идеи становятся автоматическими ментальными привычками.Явную самооценку легче наблюдать, чем неявную. Это происходит главным образом потому, что люди сами не знают о своей скрытой самооценке. Тем не менее, неявные представления о себе можно наблюдать косвенно, поскольку они влияют на то, как люди реагируют на релевантные для себя объекты или ситуации. Скрытая самооценка с особой вероятностью будет определять поведение людей, когда люди полагаются на свою непосредственную интуицию, например, когда люди очень быстро реагируют или когда они отвлечены.
Мотивы самооценки
Когда люди узнают о себе, некоторые виды информации особенно ценны для них. Интуитивно кажется правдоподобным, что люди должны быть заинтересованы в получении точной информации о себе. Желание получить точную информацию о себе было названо мотивом самооценки. Как выясняется, самооценка — не единственный мотив, окружающий самооценку. Было обнаружено три дополнительных мотива, влияющих на то, как люди строят свои представления о себе.Во-первых, люди хотят получать положительную обратную связь, которая способствует самоусовершенствованию и известна как мотив самосовершенствования. Во-вторых, люди хотят подтвердить то, что они уже думают о себе, что получило название мотива самопроверки. В-третьих, люди хотят изучать вещи, которые помогают им совершенствоваться, что известно как мотив самосовершенствования.
Самооценка, саморазвитие, самопроверка и самосовершенствование вместе определяют, какую информацию люди используют для построения своих представлений о себе.
Однако мотивы иногда противоречат друг другу. Например, самосовершенствование побуждает людей отдавать предпочтение положительной обратной связи, даже если их самооценка отрицательна. Однако самопроверка заставляет людей с отрицательной самооценкой отдавать предпочтение отрицательной обратной связи. Конфликт между мотивами самосовершенствования и самопроверки был тщательно изучен психологом Биллом Сваном и его коллегами. Эти исследователи обнаружили, что саморазвитие вызывает немедленные эмоциональные реакции людей на релевантную для себя информацию.Однако самопроверка может по-прежнему преобладать в когнитивных представлениях людей о самих себе. Таким образом, люди с отрицательной самооценкой могут усвоить отрицательную обратную связь, даже если она эмоционально болезненна для них. Люди с положительной самооценкой не испытывают этого конфликта, потому что для них и самосовершенствование, и самопроверка способствуют предпочтению положительной обратной связи.
Различные мотивы самооценки становятся доминирующими в разных обстоятельствах. Самоусовершенствование — самый автоматический мотив, по крайней мере, среди людей, живущих на Западе.Таким образом, самосовершенствование становится сильнее, когда люди отвлекаются или эмоционально возбуждены. Самооценка усиливается, когда люди обдумывают плюсы и минусы того или иного курса действий. Самопроверка становится сильнее, когда люди обладают большой уверенностью в своих убеждениях о самих себе. Наконец, самосовершенствование становится сильнее, когда люди верят, что могут изменить свои самооценки. Более того, самосовершенствование особенно активно среди людей восточных культур.
Артикулы:
- Baumeister, R.F. (1998). Самость. В Д. Гилберте, С. Т. Фиске и Г. Линдзи (редакторы), Справочник по социальной психологии (4-е изд., Том 1, стр. 680-740). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
- Kihlstrom, J. F., & Klein, S. B. (1994). Я как структура знания. В книге Р. С. Уайера-младшего и Т. К. Срулла (ред.), Справочник по социальному познанию (том 1, стр. 153-208). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Седикидес, К., Сковронски, Дж. Дж. (1997). Символическое Я в эволюционном контексте.Личность и обзор социальной психологии, 1, 80-102.
Что такое Я-концепция в психологии? — Определение и обзор — Видео и стенограмма урока
Что есть на самом деле?
Настоящее «я» построено на самопознании. Самопознание происходит из социальных взаимодействий, которые позволяют понять, как другие реагируют на вас. Например, вы собираетесь впервые встретиться с кем-то на свидании. Вы хорошо одеты и представляетесь с улыбкой на лице.Однако ваше свидание встречает вас хмурым взглядом и заявляет: «Я не хочу вас видеть!» Сначала вы думаете о хмуром взгляде и задаетесь вопросом, имеет ли его или ее реакция какое-либо отношение к вам. Но упоминание «вы» в комментарии говорит вам, что это как-то связано с вами. Итак, вы размышляете о своем прошлом поведении и встречах, пытаясь выяснить, встречались ли вы с этим человеком раньше, и если да, то что именно вызвало его реакцию. В этот момент вы размышляете о своем истинном «я», выведенном из вашей самооценки, и пытаетесь заново согласовать это «я» с этой неожиданной встречей на первом свидании.И наоборот, если бы ваш собеседник встретил вас улыбкой и сказал: «Так приятно видеть вас», то вы не испытаете этого несоответствия. Вместо этого вы почувствуете уверенность в себе, сохранив истинное «я» нетронутым.
Что такое идеальное или воображаемое «я»?
Идеальное «я» — это то «я», которым вы воображали себя на первом свидании. Вы подумали о контексте вашего самопознания и представили, каким вас увидит свидание. Все пошло не так, как ожидалось, что привело к конфликту между вашим настоящим и воображаемым я.Если бы все пошло так, как ожидалось, ваше настоящее «я» соответствовало бы вашему идеальному «я» в этот момент вашей жизни.
Как согласовать идеальное и актуальное «я»?
Согласование сложно, потому что существует множество обменов между идеальным и реальным «я». Эти обмены проиллюстрированы социальными ролями, которые корректируются и повторно корректируются, и являются производными от результатов социальных взаимодействий от младенческого до взрослого развития. Джордж Мид заявил, что «путем включения оценок того, как« обобщенный другой »будет реагировать на определенные действия, индивид приобретает источник внутренней регуляции, который служит для направления и стабилизации его поведения в отсутствие внешнего давления.«Я столько же, сколько и социальных ролей».
Таким образом, думайте о себе как о кубике Рубика, а о своем идеальном «я» — как о контексте, который окружает кубик Рубика. Ваше настоящее «я», как кубик Рубика, имеет шесть «граней» или социальных ролей, и каждое «лицо» однозначно представлено одним цветом. В этом случае ваше настоящее «я» полностью соответствует вашему идеальному «я», и нет никаких угроз. Это означает, что вы реализовали свой потенциал, и ваши основные потребности в развитии и психологические потребности в основном удовлетворены.Другими словами, ваши цвета видятся другими так же, как вы видите свое настоящее «я», и ваше идеальное «я» совпадает с вашим реальным «я». Следовательно, ваши возможные «я» тесно связаны друг с другом, прочно связаны с твердыми убеждениями в отношении настоящего «я» и демонстрируют единство.
Однако это событие нечасто. Когда кто-то передает вам кубик Рубика, цвета часто смешиваются. Это означает, что лицо, которое вы представляете себе на самом деле, не соответствует вашему идеальному «я».Этот конфликт возникает из-за страхов или сомнений в себе и других, или из-за незнания контекста. Часто ваше настоящее «я» может никогда не быть одинаковым во всех случаях, потому что контекст влияет на ваш выбор «представленного лица».
Пять основных принципов Я-концепции
Я-концепция включает в себя пять основных принципов, каждый со своим собственным набором характеристик.
1. Изменить
Ваша самооценка стремится к динамическим изменениям с помощью новых социальных взаимодействий.Это один из способов сбора новой информации и интеграции в существующую систему. Я-концепция может охватывать множество измерений (более шести граней кубика Рубика!) С точки зрения возможных «я», которые используются, в зависимости от контекста.
2. Стабильность
Чем больше опыта вы получите, взаимодействуя с другими, тем больше у вас будет возможностей эффективно организовать свою самооценку в целостную систему. Вы лучше осознаете свои способности, чувства и аспекты личности.Вы стремитесь поддерживать эту организацию, потому что она показывает, кто вы есть. В результате вы ищете взаимодействия, имитирующие предсказуемые последовательности действий и противодействий. Точно так же кажется, что у вас больше отношений с единомышленниками. Наибольшие изменения могут произойти, когда вы общаетесь с людьми, которых вы больше всего цените. Вы лучше понимаете, что будете делать в большинстве, если не во всех случаях. Эти аспекты в конечном итоге превращаются в представления о себе, которые становится труднее изменить или сломать.
3. Защита
Если ваша самооценка не сбалансирована и вы часто испытываете конфликт между вашим истинным и идеальным «я», вы можете поддаться тревоге, неистовству или даже насилию. Это связано с угрозой вашей самооценке, которая влияет на вашу самооценку , которая является убеждением или условием, определяющим вашу ценность. Следовательно, ваша самооценка идет еще дальше, чтобы удовлетворить ваши потребности и защитить вас от взаимодействий, которые могут вызвать неодобрение и беспокойство.
4. Решение проблем
Я-концепция использует информацию, собранную из предыдущих социальных взаимодействий, для информирования будущих взаимодействий. Вот почему исследователи утверждают, что чем больше вы взаимодействуете со всеми типами людей, тем более образованным вы становитесь. Эта информация играет важную роль в формировании возможных «я», которые принимают различные формы в конкретных случаях. В новых случаях с людьми, которых вы раньше не встречали, потребуется предварительная информация, чтобы идеализировать взаимодействие.Таким образом, ваша самооценка переходит в режим решения проблем. Если взаимодействие пойдет плохо, самооценка перейдет в режим защиты. Кроме того, он начнет искать знакомые взаимодействия, которые стабилизируют его аспекты.
5. Улучшение
Наконец, ваша самооценка всегда пытается улучшить себя для выживания. Точно так же ваше настоящее «я» всегда пытается соответствовать идеальному «я». Таким образом, ваша самооценка продвигает или идеализирует себя в соответствии с конкретными потребностями развития и психологическими потребностями: лучшее образование, лучшее качество жизни и более полноценные отношения.
Итоги урока
Давайте рассмотрим.
Я-концепция — это конструкция, которая согласовывает обмены между вашим идеальным и фактическим я . Поступая таким образом, он пытается решать проблемы, достигать стабильности, обеспечивать защиту, стремиться к изменениям и постоянно совершенствоваться.
Результаты обучения
Когда вы закончите, вы должны уметь:
- Объяснять взаимосвязь между Я-концепцией и вашим идеальным и реальным Я
- Расскажите о разнице между вашим настоящим и идеальным Я
- Поймите, как мы договариваемся между нашим истинным и идеальным «я»
- Обсудите пять принципов самооценки
Концепция физического Я в психологии
Санджай Сингх
(Нью-Дели, Индия)
«Человек — существо переходное? Это тело — мост.»(Шри Арубиндо).
Физическое Я относится к телу, этому чудесному вместилищу и сложной, точно настроенной машине, с которой мы взаимодействуем с окружающей средой и другими существами. Физическое Я — это конкретное измерение, осязаемый аспект человека.
С научной точки зрения, однако, этот важный аспект нашего «Я» кажется потерян где-то между восточной отстраненностью и западным нарциссизмом, настолько, что в этом вопросе отсутствует достаточное теоретическое развитие.Однако прямо или косвенно дискуссия о Физическом Я нашла место в различных школах психологии, таких как психоанализ, бихевиоризм, гуманизм и т. Д., Причем некоторые из ее наиболее ярых сторонников и последователей занимаются этим вопросом в различных пропорциях.
Уильям Джеймс считал тело изначальным источником ощущений и необходимым для возникновения и поддержания личности. Однако Джеймс считал тело подчиненным уму, ведь, например, умственная концентрация может быть настолько жестко сфокусированной? как избавиться не только от обычных ощущений, но даже от самой сильной боли? (Джеймс, 1890, т.1, с.49). Простым примером могут быть многочисленные сообщения о солдатах в бою или боксерах на ринге, которые получают тяжелые ранения, но не замечают их до тех пор, пока интенсивность боя не утихнет. Для Джеймса тело — это выразительный инструмент пребывающего в нем сознания, а хорошее физическое здоровье — это то, что исходит из каждой части тела хорошо тренированного мускулистого человека и насыщает пребывающую в нем душу удовлетворением ». Это элемент высшей духовной гигиены.(Джеймс, 1899. стр.103).
В психоаналитической школе построение Зигмундом Фрейдом себя и личности делает физическое тело стержнем человеческого опыта. Фрейд считал, что эго — это прежде всего телесное эго (Freud, 1937). Однако, несмотря на признание Фрейдом центральной роли тела, в его собственных работах по терапии это редко обсуждается. Среди западных теоретиков Вильгельма Райха, вероятно, больше всего заботит тело (Fadiman and Frager, 2002). Хотя в своих более поздних работах Фрейд уделял меньше внимания либидо, Райх взял концепцию либидо Фрейда в качестве своего центрального принципа.Для Райха высвобождение заблокированной биоэнергетики — главная задача психотерапии. Райх утверждал, что разум и тело едины; Он постулировал, что все психологические процессы являются частью физических процессов, и наоборот. Таким образом, для Райха тело является важным динамическим звеном во всех психологических процессах, и оно играет решающую роль в хранении и передаче биоэнергии, которая является основой человеческого существования и опыта.
Для Эрика Эриксона опыт закреплен в плане тела (Erikson, 1963).По его словам, роль органов тела особенно важна на ранних этапах развития человека. В дальнейшем развитие физических и интеллектуальных навыков помогает определить, достигнет ли человек чувства компетентности и способности выбирать сложные роли в сложном обществе. Например, здоровые дети обретают чувство компетентности по мере того, как их тела становятся больше, сильнее, быстрее и способнее осваивать сложные навыки. Однако, как теоретик сцены, Эриксон осознает постоянное взаимодействие тела, психологических процессов и социальных сил.Он признает классический фрейдистский взгляд на фундаментальные биологические влечения, но настаивает на том, что эти влечения можно изменить в социальном плане.
Карл Густав Юнг в своем изложении аналитической психологии не рассматривал явно роль тела и решил направить свои усилия только на анализ психики. Он утверждал, что физические процессы важны для нас только в той степени, в которой они представлены в психике. Физическое тело и внешний мир могут быть известны только как психологические переживания: меня больше волнует сама психика, поэтому я не учитываю тело и дух.Для меня тело и дух — лишь аспекты реальности души. Психическое переживание — единственное непосредственное переживание. Тело так же метафизично, как и дух. (Юнг, 1973).
Б. Ф. Скиннер был стойким бихевиористом, и для него роль тела имеет первостепенное значение. Для Скиннера термины «личность» и «я» — всего лишь объяснительная фикция, и все, что существует, — это тело. Однако, несмотря на это, тело никогда по-настоящему не интересовало скиннера. Он относится к человеку как к неоткрытой, но уж точно не пустой коробке.
Авраам Маслоу и Карл Роджерс, два наиболее выдающихся представителя гуманистической традиции, не обсуждали подробно роль тела в процессе самоактуализации. Согласно теории иерархии потребностей Маслоу, когда физиологические потребности человека удовлетворены, он становится более озабоченным потребностями более высокого порядка. Однако он пишет, что телу следует отдать должное. Аскетизм, самоотречение, преднамеренный отказ от требований организма, по крайней мере на Западе, имеют тенденцию порождать уменьшенный, чахлый или искалеченный организм, и даже на Востоке приводит к самоактуализации лишь очень немногим, исключительно сильным людям. частные лица? (Маслоу, 1968).С другой стороны, Карл Роджерс, несмотря на некоторые свидетельства того, что его личностно-ориентированная работа сосредоточена на физических чувствах (Fernald, 2000), не уделял особого внимания роли тела.
В восточных традициях, особенно в индийских, огромное внимание уделялось различным аспектам «я», включая физическое «я». Одно из важнейших достижений индийской традиции, то есть школы йоги, рассматривали тело по-разному. Эти установки варьируются от прямого отвержения тела, поскольку оно рассматривается как источник желаний и привязанностей, до признания тела главным средством духовного роста и самореализации.Бхагават Гита советует: Йога — это гармония. Не для того, кто ест слишком много, или для того, кто ест слишком мало; ни для того, кто слишком мало спит, или для того, кто слишком много спит (VI: 16). Большинство дисциплин йоги отстаивают умеренный подход к телу, не снисходительный и не чрезмерно аскетичный.
Существует целая дисциплина, посвященная Физическому Я, то есть Хатх-йоге или Йоге тела. Индийская традиция рассматривает рост и просветление как событие для всего тела, что невозможно до тех пор, пока у человека нет чистого и сильного тела.Однако хат-йога — это система здоровья и гигиены, включающая как тело, так и ум. Он нацелен на целостного человека для его полного развития и самореализации. Он принимает во внимание не только правильный рост, силу и тонус различных мышц тела, но также эффективность и функции основных факторов конституционального здоровья, а именно внутренних органов и желез (Majumdar, 1964).
В буддийской традиции концепция Срединного пути занимает центральное место в отношении человека к телу.Это не предполагает ни полного удовлетворения всех своих желаний, ни крайнего аскетизма, ни самоуничижения. Это потому, что «и ваша жизнь, и ваше тело заслуживают любви и уважения, потому что именно с их помощью практикуется Истина и проявляется сила Будды». (Догэн у Кеннета, 1976).
Физическое «Я»: Солнце в темноте
Тело, которое должно было быть светильником для самого себя,
Однажды черви устроят ему ужасный пир.
Вот общая слава всей человеческой плоти,
Что хороший и плохой, высокий и низкий, все должны умереть.
(сэр Эдвин Арнольд, Будда — свет Азии)
Ссылки
Джеймс Фадиман и Роберт Фрагер (2002).