Когда возник психологический термин «я-концепция» и из чего она состоит | «Психолог говорит»
На протяжении жизни каждый человек формирует определённые представления о себе. Этот процесс начинается с того момента, как человек начинает осознавать себя в этом мире. В процессе наблюдения за собственным поведением человек находит в себе определённые черты характера, на основании которых делает выводы о собственном «я».
Чтобы сформировать о себе окончательное представление, человек опирается не только на свои умозаключения, но и на мнение окружающих людей. Сборная оценка, состоящая из собственных познаний и мнения со стороны, является самой верной в познании сущности личности.
Все это имеет научное название — «я-концепция», которое применяется в психологии.
Возникновение термина «Я-концепция»
Впервые о «я-концепции» исследователи в области психологии начали говорить в XIX—XX веках. Идея такого подхода к осознанию человеком самого себя принадлежала американскому психологу Уильяму Джеймсу. Именно он внёс самый существенный вклад в последующую разработку концепции, что позволило окончательно сформировать ее структуру.
Кроме Уильяма Джеймса подробным изучением «я-концепции» занимались представители психологии гуманистического и феноменологического направлений, самым известным из которых являлся американский психолог Карл Рэнс Роджерс.
Он придерживался точки зрения, что поведение конкретного человека необходимо рассматривать в отдельности от остальных индивидов и присущих им принципов поведения на основе природных инстинктов. По мнению Карла Роджерса, только целостное человеческое «я» является отправной точкой всех совершаемых поступков и принципов поведения.
«Я-концепция» стала настоящим открытием в области психологии.
Эта система даёт не только представление об индивиде в целом, но и о собственной оценке человека своего поведения, отношении к своей жизни и формировании взглядов на возможности развития личности в ближайшем будущем.
Карл Рэнс РоджерсТри составляющие структуры «я-концепции»
Восприятие человеком самого себя и здоровая самооценка формируется на основе многих факторов, в числе которых входят и личные способности, и состояние тела, внешние характеристики, навыки выстраивания социальных отношений, восприятие человека другими людьми, и другие.
Традиционная структура «я-концепции» включает в себя три основные составляющие — когнитивную, поведенческую и оценочную.
Когнитивная составляющая является основной в «я-концепции».
Она включает в себя те представления о самом себе, которыми обладает каждый человек. В большинстве случаев в сознании индивида эти представления основаны на социальных ролях и статусах, собственных требованиях к себе и ожиданиях.
В определённый момент жизни человек может считать себя сильным, смелым и отважным, а спустя некоторое время — слабым и беспомощным.
Эти характеристики могут меняться с течением времени и в зависимости от жизненных обстоятельств, поэтому единой иерархии в когнитивной составляющей не существует, она зависит от очень многих факторов.
Поведенческая составляющая отражает действительное поведение человека в тех или иных ситуациях вне зависимости от его собственных представлениях о себе.
Как бы человек не оценивал себя со стороны и кем бы он себя не представлял, отрицать своё реальное поведение он не может. Настоящее поведение подтверждает то, на что человек способен на самом деле. Анализируя собственные поступки и проявления, индивид осознаёт как свои положительные, так и отрицательные черты характера, на основании которых он может делать объективные выводы о самом себе.
Оценочная составляющая позволяет человеку относиться к собственным проявлениям и чертам характера определённым образом.
В результате анализа своего поведения человек уже осознал, что обладает определёнными чертами характера, который оказывают влияние на его поведение. В процессе оценки он формирует своё отношение к ним, опираясь на некоторые данные.
Самооценка человекаЧеловек соотносит своё реальное «я» и желаемое, идеальное «я», и проводит сравнительный анализ, в процессе которого он отслеживает свои положительные и отрицательные эмоции относительно отдельных качеств собственной личности.
В процессе оценки человек соотносит себя настоящего с тем, каким он представляется в результате социальных ожиданий.
Также человек оценивает результаты собственной деятельности, ориентируясь на свои возможности в рамках идентичности.
«Я-концепция» позволяет человеку сформировать устойчивые и конкретные установки о собственной личности и проводить регулярный анализ их изменений.
самооценкапсихологияпсихологженщиныПоделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Место «Я-концепции» в структуре персонального имиджа.
Выполнила: Елены Сальковой, PR402.
Работая над персональным имиджем человека (или своим имиджем) мы преследуем две цели: первая цель – маскировка (то есть создание нового образа при вхождении в новую группу), вторая – самопрезентация (умение преподносить себя людям, скрывая недостатки и подчеркивая свои достоинства).
Создавая имидж, мы работаем не только с внешностью, но и с внутренним миром человека. Ведь назначение имиджелогии в том, чтобы, создав привлекательный имидж, помочь человеку психологически и нравственно чувствовать себя уверенно и оптимистично. Другими словами, человек должен чувствовать себя комфортно в новом имидже.
Исходя из этого, работа над внешностью человека должна происходить параллельно с изучением и работой с внутренним миром.«Я-концепция» – первый этап работы в создании персонального имиджа и в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного настроя на позитивное отношение к миру и к себе. Работая с «Я-концепцией» в контексте имиджа, реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая. Становление личности происходит в процессе социализации. Велико значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей.
В процессе общения человек может отслеживать и анализировать реакции других людей на его поступки, речь, движения, мимику, манеру поведения и т.п. Так в процессе социализации у человека формируется его «Я-концепция». Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие:
« Я-концепция — это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооценкой »
Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
Работая с имиджем индивида по «Я-концепции», необходимо хорошо разобраться в теоретических аспектах этого феномена. Из чего состоит «Я-концепция»? Что происходит с личностью при работе над своей «Я-концепцией»? Как настроиться на достижение успеха? Что даёт индивиду положительная «Я-концепция»?Положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: твёрдой убеждённостью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. «Я-концепцию», в сущности, определяет индивид: что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем.Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.Установка включает три главных элемента:
- Убеждение индивида: оно может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
- Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
- Соответствующая реакция, которая может выражаться в поступках (поведенческая составляющая).
Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:
- Образ Я – представление индивида о самом себе.
- Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
- Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, имидж, манеры, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Сосредоточимся на трёх основных составляющих «Я-концепции». Когнитивная составляющая «Я-концепции» Представления индивида о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.Если перед нами стоит задача описать какого-то индивида, мы будем использовать прилагательные: «надёжный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д.
Всё это – абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщённого образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относят любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида.
Все они входят в образ Я с различным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причём значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента.
Такого рода самоописания – способ охарактеризовать неповторимость каждой личности посредством сочетания её отдельных черт. Оценочная составляющая «Я-концепции» Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут разногласий лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью.
В основном же в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оценочный момент. Иными словами, «Я-концепция» – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, для разных людей могут иметь различное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции».
Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности, ибо человеку свойственно переносить внешнюю дефектность на личность в целом. Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, социально неадекватен (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. Так, социальное окружение существенно осложняет развитие позитивной «Я-концепции».
Даже эмоционально нейтральные характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку.Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я-концепции». При этом новые оценки могут изменять значение усвоенных прежде.Таким образом, самооценка не постоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Это нашло своё отражение в методике «Я-концепция». Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.
Для понимания самооценки важны три момента.
Первое. Важную роль в её формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто присутствует в психотерапевтической методике «Я-концепция», где высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.Наконец, индивид оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности.
Он испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определённое дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом: люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.Самооценка всегда носит субъективный характер независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты. Поведенческая составляющая «Я-концепции» Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определённым объектом.
Особенность «Я-концепции» как комплекса установок в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, очень сильны и устойчивы. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто: для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идёт об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными.
Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?
Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий.Существуют исследования по теории личности, основанные на концепции, согласно которой человек всегда идёт по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства, идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, дегармонизируют личность, создают психологический дискомфорт (когнитивный диссонанс).
Чтобы восстановить утраченное состояние внутренней гармонии, индивид готов к различным действиям. Так, он может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нём самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя и окружающих.
Существенный фактор внутренней согласованности – то, что индивид думает о самом себе, в своих действиях он руководствуется самовосприятием.Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, например, рационализации. Эти механизмы позволяют удерживать «Я-концепцию». Одна из главных идей «Я-концепции» связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и «Я-концепцией». Поведение рассматривается как попытка достичь согласованности «Я-концепции». Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих «Я-концепции», индивид использует один из двух защитных механизмов – искажение или отрицание.
Искажение используется, чтобы изменить личностную значимость переживания; отрицание как бы устраняет сам факт наличия переживания. Искажение направлено к тому, чтобы привести непосредственные переживания индивида в соответствие с его личностным, интегральным Я.
События оцениваются не объективно, сами по себе; значение им придаёт отягощённый прошлым опытом индивид, заботящийся о сохранении своей «Я-концепции». Мы используем клиентцентрированную терапию как метод, направленный к тому, чтобы модифицировать состояние «Я-концепции» для устранения диссонанса между нею и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром устраняется и достигается состояние психологической адаптации. Если непосредственные переживания блокируются или искажаются и становится невозможным их адекватное подключение к «Я-концепции», возникает дезадаптация.
Можно рассматривать дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между личностными установками и непосредственным опытом индивида. Такое несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда «Я-концепция» чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей и интернализованными индивидом. Внутренний конфликт такого рода возникает у человека в том случае, если его «Я-концепция» сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации. Эти чувства могут блокироваться, поскольку «Я-концепция» не может смириться с мыслью о том, что человек способен испытывать ненависть.
Суть развитой теории когнитивного диссонанса в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я, и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия «Я-концепции» достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку всё же свойственна способность реально оценивать ситуацию. Будучи существом общественным, человек не может не принимать социальные и культурные роли, стандарты и оценки, определяемые условиями его жизни. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но оценок и суждений других людей. Если человек стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам.
Обратимся ещё раз к функциям «Я-концепции»:
- способствует достижению внутренней согласованности личности;
- определяет интерпретацию опыта;
- является источником ожиданий.
Рассмотрим «Я-концепцию» как источник интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одной и той же ситуацией, воспринимают её по-разному. У индивида существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только своё поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому сформированная «Я-концепция» выступает как активное начало – и изменить её бывает чрезвычайно трудно.Как совокупность ожиданий «Я-концепция» определяет, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, и как он будет интерпретировать действия других. Эта функция «Я-концепции» определяет также и представления человека о том, что должно произойти.
Таким образом, можно определить три модальности самоустановок:
- Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он на самом деле.
- Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
- Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.
Внешние данные личности и «Я-концепция» Имиджмейкер, работающий с «Я-концепцией», не может не учитывать внешние данные своего клиента. Это важнейшие источники формирования представления о своем Я наряду с половым отождествлением, которое сохраняет своё значение в течение всей жизни и является первичным элементом «Я-концепции».
Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, предпочтение, как правило, отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его «Я-концепции», отрицательная же оценка влечёт за собой существенное снижение общей самооценки.Установлено, что степень удовлетворённости различными характеристиками своего тела связано с общей самооценкой.
Рост человека, его вес, телосложение, состояние здоровья, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Тело – зримая и ощутимая часть нашего Я.
Мы чувствуем, видим, слышим самих себя, и никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому же оно выставлено на постоянное публичное обозрение. Низкорослый ребёнок, носящий очки, живёт в совершенно ином мире, чем его высокий, атлетически сложенный сверстник.
Задумайтесь на минуту над тем, как мы реагируем при первой встрече на невысокого толстяка или же на необыкновенно длинного и худого человека. Мы предполагаем, что они обладают целым рядом специфических личностных черт, ждём от них определённого поведения. Более того, мы готовы усматривать в их поведении особенности, подтверждающие наши ожидания. Но для этого человека ваши вербальные и невербальные реакции выступают как проявление универсальных установок культуры; тем самым действия обеих сторон способствуют упрочению стереотипов.Рассмотрим возможности имиджмейкера в работе над образом тела как источником развития «Я-концепции». В литературе по самовосприятию можно встретить два термина: схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я.
Имиджмейкер, определив вместе с клиентом образ его тела, в дальнейшем может конструировать имидж, исходя из индивидуальных особенностей, подбирая наилучшие линии для его формы, скрывающие недостатки, подчёркивающие достоинства.Все мы имеем какое-то представление о своей внешности, которое не сводится к зеркальному отражению и в большей или меньшей степени соответствует реальной структуре нашего тела. Будучи явлением чисто психологическим, образ тела включает в себя также и наше представление о себе в физиологическом и социальном плане.
Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом:
- Реальное субъективное восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом.
- Психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями индивида различных жизненных ситуаций.
- Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.
- Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.
Любые изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.
Методика определения «Я-концепции» Человек живет среди людей и на протяжении всей своей жизни испытывает их влияние. В нас звучат голоса близких, которые мы запомнили с детства, голоса учителей и многих других встретившихся нам в жизни людей.
Например, у взрослых людей есть одна привычка – когда они видят ребенка, отпускать в их адрес подобные фразы : «ой, какая красивая девочка», «ой, ты точно спортсменом станешь» или же когда родители проецируют на детей то, что они сами не сделали, не добились, но очень хотели.
И тогда у человека с детства остаются все эти слова и посылы, которым он пытается соответствовать, сам того не желая. Он может этого даже не осознавать. Может сложиться неправильная жизненная программа, которая не осознается, в которую человек сознательно не вносит коррективы.
Люди живут как бы с чужого голоса – и это неправильно. Еще более неправильно не хотеть ничего об этом знать. Те, кто не хотят ничего в себе менять, все равно не смогут не измениться, хотя бы потому, что время меняет нас, не спрашивая ни совета, ни разрешения. Представления о добре и зле, оценка поступков и обстоятельств, наши взгляды и суждения сложились в контакте (или же в споре, конфронтации) с другими. Когда звучащие в нас голоса перебивают друг друга, несогласованны и противоречивы, нам трудно принять решение и вообще понять себя.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.
Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.
Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая — содержание этого опыта (Я- как объект). Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я- как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане, в психологическом плане они существуют слитно.
Работа с «Я-концепцией» необходима. Можно нарядить человека на миллион долларов, и все равно не факт, что он будет чувствовать себя на все сто. Если человек не доволен собой – все идет не так. Проснулся с утра, посмотрел в зеркало – не понравилось, и все – день испорчен.
И это только день. А если человек сам собой недоволен постоянно? Это же кошмар! Недоволен собой как следствие – плохое настроение, плохое настроение – кислое выражение лица – люди отстраняются, либо сам их отпугиваешь, рявкая на них. Так же идет недоверие к людям, озлобленность на красивых людей, неуверенность в себе.
А если человек уверен в себе, если он сам себя любит, он излучает силу, позитив, оптимизм и счастье. А к таким людям тянутся, с ними приятно и полезно общаться. Опять же позитив и оптимизм очень хорошо влияют на здоровье. Для работы над созданием позитивной «Я-концепцией» существует много простых, интересных и полезных методик.
Некоторые из них (упражнение «Мое самовосприятие», упражнение «Я-реальное», упражнение «Мои жизненные планы», Мини-гимн) были опробованы на себе. Всегда интересно узнавать что-то новое о себе, разбираться в себе, работать над собой.В заключение, хочется сказать, что внешний и внутренний мир человека должны находиться в гармонии, к это нужно стремиться постоянно.
Каковы 5 психологических концепций? Определение и примеры
Один из наиболее часто задаваемых вопросов – почему люди ведут себя так, а не иначе. В результате несколько человек стремились понять различные факторы, которые помогли бы им понять мысли и модели поведения другого человека. Итак, каковы 5 психологических концепций?
Молодая пара. Изображение: Unsplash.com. Фото: @LyndonStatfordИсточник: UGC
Какие основные психологические концепции важны? Базовые знания психологии помогают улучшить процесс принятия решений, основанный на понимании прошлых моделей поведения, чтобы лучше предсказывать поведение в будущем. Эти знания также могут помочь в тайм-менеджменте, постановке и достижении целей. Итак, каковы 5 психологических концепций?
Поведенческие паттерны коренятся в точках зрения, представленных в течение жизни. Эти основные точки зрения психологии влияют на отношения, работу и жизненный выбор. Итак, каковы примеры концепций психологии?
1. Биологическая концепция
Биологическая концепция является одной из пяти психологических концепций и утверждает, что мысли, чувства и поведение являются результатом биологического строения. Психологи, придерживающиеся этой школы мысли, изучают мозг, генетику, гормоны, а также иммунную и нервную системы.
Эти медицинские эксперты изучают, как нервная система, гормоны и генетическая структура влияют на поведение и связаны с их психическим состоянием. Они считают, что все эти факторы формируют мысли, настроение и действия человека.
Проще говоря, биологический подход утверждает, что люди представляют собой сумму частей их тела. Кроме того, люди думают и ведут себя так, как они это делают, из-за строения их мозга и потребностей их тела.
Биопсихологи также считают, что некоторые психологические расстройства, такие как шизофрения, имеют генетические корни, а точнее уровни дофамина, нейротрансмиттера в организме. Поэтому они облегчают симптомы психических заболеваний с помощью лекарств.
2. Психодинамическая концепция
Человек в глубокой задумчивости. Изображение: Unsplash.com. Фото: @TumisoИсточник: UGC
Психодинамический подход — одно из основных понятий психологии. Зигмунд Фрейд значительно продвинул эту теорию, и он считал, что сексуальность и детские переживания управляют многими нашими импульсами. Психоаналитики, которые верят в этот метод, утверждают, что бессознательные переживания формируют наши модели поведения.
Следовательно, согласно этой теории, конфликты возникают, когда социальные ограничения угрожают этим естественным побуждениям. Одним из типичных примеров является то, что привычка к курению может возникнуть в результате слишком раннего отлучения от груди в детстве. Концепция Фрейда также фокусировалась на «ид», «эго» и «супер-эго».
Ид состоит из «эроса» (инстинкт жизни и либидо), который включает в себя самосохранение и секс, и «Танатоса» (инстинкт смерти), который фокусирует энергию на агрессивности по отношению к другим. Наконец, «супер-эго» — это часть разума человека, которая действует как самокритичная совесть, отображая социальные стандарты, которым учат родители и учителя.
«Ид» и «Супер-Эго» постоянно конфликтуют, а «Эго» пытается разрешить разногласия. Если этот конфликт остается неразрешенным, люди приводят в действие естественные защитные механизмы для снижения тревоги.
Согласно Фрейду, бессознательное оказывает самое значительное влияние на наше поведение. Он идет дальше, описывая психосексуальное развитие, показывая, как ранний сексуальный опыт и развитие влияют на взрослую личность.
3. Поведенческий подход
Некоторые пользователи сети спрашивали: «Какие понятия являются ключевыми в психологии?» Поведенческая концепция является одной из них.
По мнению психологов-бихевиористов, факторы окружающей среды, известные как стимулы, влияют на поведение, и то, что людей можно заставить действовать определенным образом, называется реакцией. Бихевиористы считают, что обучение происходит через систему подкреплений и наказаний, а не через свободную волю.
Поведенческий подход не фокусируется на том, что человек думает или чувствует, пока он достигает желаемого поведения. Влияние этой теории проявляется в нашей повседневной жизни, например, почему мы следуем правилам дорожного движения, в нашей реакции на телевизионные рекламные ролики.
Этот метод отличается от других подходов, потому что бихевиористы рассматривают людей как контролируемых только своим окружением и считают, что они являются результатом того, чему они научились в своем окружении. Метод имеет две основные категории; Классическое обусловливание и оперантное обусловливание.
Классическое обусловливание предполагает обучение через ассоциации, в то время как оперантное обусловливание предполагает обучение на последствиях поведения, таких как наказание. Эти категории вызывают у человека естественную реакцию или рефлекс. Однако некоторые эксперты критикуют эту концепцию за то, что она ограничивает сложность человеческого поведения.
4. Когнитивный подход
Изображение: Unsplash. com. Фото: @DanaTentisИсточник: UGC
Когнитивная концепция является одной из парадигм психологии и утверждает, что ожидания и эмоции определяют поведение человека. Некоторые когнитивные психологи утверждают, что люди помнят вещи, основываясь на том, что они уже знают. Кроме того, люди решают проблемы, основываясь на своих воспоминаниях о подобном прошлом опыте.
Этот метод предполагает, что внутренние процессы определяют действия человека и что люди не обладают свободой воли, а вместо этого полагаются на чувства и ожидания при принятии решений. Следовательно, познавательный процесс изучает психический акт или процесс, с помощью которого люди приобретают это знание.
Когнитивные психологи объяснили, что память состоит из трех этапов: кодирование, когда информация принимается и обрабатывается; хранилище; где хранятся данные; и поиск, где информация вспоминается.
5. Гуманистическая концепция
Гуманистический метод изучает человека в целом, полагая, что люди по своей сути хороши и могут быть мотивированы для полной реализации своего потенциала. Психологи-гуманисты подчеркивают, как вы можете чувствовать себя хорошо, достигая своих желаний и целей.
Таким образом, большинство из них обеспечивают благоприятную среду, чтобы клиенты могли проникнуть в свои самые сокровенные чувства, помогая им понять, почему они делают то, что делают. Подход верит в расширение прав и возможностей людей и в то, что желание улучшить жизнь людей влияет на их выбор.
Гуманистический метод подчеркивал, что каждый человек несет ответственность за свое счастье и благополучие и что каждый из нас обладает уникальной способностью к самореализации. Однако некоторые ученые критикуют акцент на личности как неуместный для изучения человеческого поведения.
Многие киберграждане задаются вопросом: «Каковы 5 психологических концепций?» Понимание этих подходов имеет большое значение для понимания себя и окружающих. Эти идеи также имеют решающее значение для построения отношений с теми, с кем вы взаимодействуете, включая ваших работодателей, сотрудников и детей.
Вы предприниматель? Tuko.co.ke опубликовал 10 источников бизнес-идей и возможностей для людей в бизнесе. Большинство процветающих компаний являются результатом идеи о том, что кто-то удовлетворил неудовлетворенную потребность общества, которая предоставила возможность начать многомиллионное предприятие. Итак, каковы некоторые из этих идей?
Прошлый опыт работы — отличная отправная точка. Когда у вас уже есть опыт в определенной области, это дает вам преимущество в понимании рынка и клиентов. Вы также можете изменить бизнес-идею, чтобы она соответствовала тому, чего вы хотите достичь. Другие идеи включают хобби и интересы, консультации и опросы клиентов.
Подпишитесь, чтобы смотреть новые видеоИсточник: TUKO.co.ke
Главная — Понятия психологии
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В CONCEPTS PSYCHOLOGY
Наша дружная и профессиональная команда Concepts Psychology предоставляет психологические и образовательные услуги в нашем офисе в Рамсгейте и в столичном районе Сиднея. Наш разнообразный опыт позволяет нам выявлять и помогать в решении клинических и учебных проблем, начиная с детства и заканчивая взрослой жизнью.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Оценки
Точные, надежные и доступные по цене. Наши оценки определяют, нужны ли области дальнейшего развития, и помогают планировать дальнейшее развитие навыков и способностей.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Консультации
Мы консультируем детей, подростков и взрослых с использованием доказательной терапии.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Групповые программы
Наши групповые программы объединяют детей, сталкивающихся с похожими трудностями, поощряя их к обмену опытом и развитию новых навыков.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Уход в приемных семьях
Мы предоставляем уход за детьми, пережившими травмы, и их приемными опекунами, предоставляя консультации и разрабатывая стратегии управления поведением.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Надзор, одобренный советом
Наши директора предлагают одобренный советом супервизию для временных психологов, проходящих программы стажировки 4+2 или 5+1.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Гостевая речь
Скоро
Оценки
Точные, надежные и доступные по цене. Наши оценки определяют, нужны ли области дальнейшего развития, и помогают планировать дальнейшее развитие навыков и способностей.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Консультации
Мы консультируем детей, подростков и взрослых с использованием доказательной терапии.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Групповые программы
Наши групповые программы объединяют детей, сталкивающихся с похожими трудностями, поощряя их к обмену опытом и развитию новых навыков.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Уход в приемных семьях
Мы предоставляем уход за детьми, пережившими травмы, и их приемными опекунами, предоставляя консультации и разрабатывая стратегии управления поведением.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Надзор, одобренный Советом директоров
Наши директора предлагают одобренные советом супервизии для временных психологов, проходящих программы стажировки 4+2 или 5+1.