Глава 18. Я-КОНЦЕПЦИЯ
Я-концепция и ее роль в жизни личности
Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.
Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.
Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание – это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она вступает и как субъект, и как объект познания и отношения (И.И. Чеснокова). Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя.
Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция
(Я-образ) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая,
345
рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.
Рассмотрим, какую же роль играет Я-концепция в жизни личности, какие функции она выполняет.
Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.
Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности либо тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт, либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является,
346
по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.
Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же, и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.
Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.
Структура Я-концепции
На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
Р. Бернс (как и многие отечественные психологи – В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Л.В. Бороздина и др.) выделяет три составляющих в структуре Я- концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе.
Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я- концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это
347
целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.
Когнитивная – некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая Я-концепции.
Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия непостоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обусловливают установки индивида, его ожидания относительно себя.
С точки зрения процессуальной когнитивная подструктура выступает как самопознание- процесс получения знания о себе. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Образ Я.
В психологической науке основополагающим стало различение У. Джеймсом двух сторон единого, целостного Я (self) – «эмпирическое Я» (Я как объект познания) и «чистое Я» (Я как субъект познания). Под эмпирическим Я У.Джеймс понимал совокупность всего того, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, психические силы и качества. Он подразделил эмпирическое Я на три подсистемы:
1)материальное Я – тело, одежда, собственность;
2)социальное Я – то, чем признают данного человека окружающие;
3)духовное Я – совокупность психических качеств, склонностей, способностей человека.
Под чистым или познающим Я У. Джеймс понимал то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне.
348
Одним из наиболее известных различений образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое, так или иначе, присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других ученых.
Согласно М. Розенбергу, есть «реальное Я» — то, каким человек кажется себе в действительности; «идеальное Я» — то, каким человек хотел бы быть; «фантастическое Я» — каким субъект желал бы стать, если бы все было возможно; «должное Я» — каким человек должен быть, ориентируясь на моральные нормы; «зеркальное Я» — представления человека о том, как его воспринимают другие.
Оценочная составляющая – наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, кем является.
Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться то, что он, к примеру, сильный. Результатом этого процесса самооценивания является самооценка – суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом.
Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я- концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.
Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни
349
личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.
Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.
По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.
Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
350
Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.
Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Выделяются частные самооценки – оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка – это не простая сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых видах деятельности.
В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.
Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на
351
собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким людям; не менее трудно жить и высокомерным.
Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции
ивоспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.
Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину
иблизость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.
Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Такую любовь в психологии называют безусловной. Постоянное проявление безусловной родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Этот термин был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Уровень притязаний определяет стремление к достижению целей той степени
352
сложности, на которую человек считает себя способным. Решающим фактором в становлении уровня притязаний является переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных. Например, для одного студента сдача какого-либо экзамена на «хорошо» может выступать как колоссальный успех, а для другого – как провал.
У. Джеймс связал уровень притязаний с самоуважением, предложив следующую формулу: Самоуважение = Успех : Уровень притязаний. Под успехом автор понимал эффективное выполнение не любой, а лишь значимой для человека деятельности.
Поведенческая составляющая заключается в потенциальной поведенческой реакции, т.е. конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я, самооценкой и самоотношением.
Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то, что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции.
Регулирующая роль Я-концепции заключается в том, что она направлена на защиту, поддержание и развитие собственной личности. Результатом процессов саморегулирования является формирование самоэффективности. Самоэффективность отражает убеждения в собственных способностях организовать и исполнить действия, необходимые для определенных достижений, означает веру человека в то, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. Самоэффективность – это чувство собственной компетентности в той или иной деятельности, суждение о своих способностях и возможностях, а не суждение о собственной ценности (А. Бандура).
В целом ряде исследований установлено, что ожидания эффективности коррелируют с реальным поведением. Иными словами, человек преимущественно демонстрирует то поведение, которое он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждет. Ожидая получить
353
отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу строит так, что она закономерно ведет к отказу.
Таким образом, самосознание представляет собой единство процесса самопознания, в какой бы форме оно ни выступало, и определенной системы оценок и переживаний, включенных в этот процесс. Я-концепция предстает как совокупность суждений человека о самом себе и включает убеждения, оценки, эмоции и задает тенденции поведения.
Развитие Я-концепции
Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях… он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».
Так, постепенно, возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я, Я- концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.
Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На ее формирование влияет целый комплекс
354
факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности, определяющие представления о самом себе. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. По мнению И. С. Кона «человеческое „Я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими».
Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К младшему школьному возрасту их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.
По мнению И.И. Чесноковой, на ранних онтогенетических ступенях развития человека, примерно до подросткового возраста, субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне развития складываются единичные образы самого себя и своего поведения, привязанные к конкретной ситуации. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целостного, истинного понимания себя.
В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что
355
представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. На этом этапе онтогенеза для самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я» и «Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. Постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из единичных конкретных образов Я.
На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.
Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я- концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.
По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, Я-идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе-Я.
Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, которые влияют на представления индивида о самом себе:
1.Согласованность внешней оценки и Я-концепции.
2.Значимость представлений, которые затрагивает оценка.
356
3.Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние.
4.Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия.
5.Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.
Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу Я- концепции в случаях, когда:
1. Оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной.
2.Оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения.
3.Эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом
доверия.
4.Индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.
Зрелость Я-концепции, ее адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.
Вопросы и задания для самопроверки
1.Дайте определение Я-концепции.
2.Кто из ученых стоял у истоков исследования проблемы «Я» в зарубежной и отечественной психологии?
3.Какие функции выполняет Я-концепция в жизни личности?
4.Что является результатом самосознания личности?
5.Какова структура Я-концепции?
6.Дайте характеристику когнитивной составляющей Я-концепции.
7.Что такое «образ Я»?
8.Какие виды «образов Я» выделяют ученые?
9.Что такое самооценка?
10.Что значит «адекватная» и «неадекватная» самооценка?
11.Чем отличается человек, имеющий низкую самооценку от того, у кого самооценка высокая?
357
12.Что значит «завышенная» и «заниженная» самооценка?
13.Чем отличаются частные самооценки от общей, глобальной?
14.Что такое самоуважение и какую формулу самоуважения предложил У. Джеймс?
15.Дайте определение уровня притязаний личности.
16.Что представляет собой поведенческая составляющая Я-концепции?
17.Дайте характеристику понятия «самоэффективность».
18.Чем отличается развитие Я-концепции на ранних стадиях онтогенеза?
19.Каким образом происходит развитие Я-концепции в подростково-юношеском возрасте?
20.Какие события существенно влияют на изменение Я-концепции взрослого человека?
Рекомендованная литература
Основная литература
1.Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. «Психология», «Клиническая психология» и напр. подготовки «Психология» / А. Г. Асмолов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2010. – 447 с.
2.Марцинковская, Т. Д. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская – М. :
Академия, 2010. – 381 с.
3.Петровский, А. В. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 9-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 512 с.
4.Психология [Текст] : учеб. по дисциплине «Психология» цикла «Общепрофессиональные дисциплины» для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / под ред. Б. А. Сосновского. – М. : Юрайт, 2010. – 660 с.
5.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб.
:Питер, 2007. – 705 с.
Дополнительная литература
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. АбульхановаСлавская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
2.Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6. – № 5. – С. 3-18.
3.Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М. :
Прогресс, 1986. – 420 с.
4.Васильев, Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой [Текст] / Н. Н. Васильев. – Элитариум: Центр дистанционного образования, 2009. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/12/18/ja_koncepcija.html
5.Дорфман, Л. Я. Метаиндивидуальный мир [Текст] / Л. Я. Дорфман. – М. :
Смысл, 1993. – 456 с.
6.Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с.
7.Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 494 с.
8.Липкина, А. И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. – М.:
Знание, 1976. – 64 с.
358
9.Лэнг, Р. Расколотое «Я» [Текст] / Р. Лэнг. – СПб. : Белый кролик, 1995. – 352
с.
10.Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу. – СПб. :
Евразия, 1999. – 479 с.
11.Мейли, Г. Структура личности [Текст] / Г. Мейли // Экспериментальная психология / ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. – М., 1975. – Вып. V. – С. 197-283.
12.Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст]
/Е. Т. Соколова. – М. : Московский университет, 1989. – 216 с.
13.Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. – М. : МГУ,
1983. –284 с.
14.Фейдимен, Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии [Текст] : в 2 т. / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер ; пер. с англ.– М. : Три Л, 1996.
Т.2 : Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – 1996. – 208 с.
15.Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. – М. : Наука, 1977. – 143 с.
16.Юнг, К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления [Текст] / К. Г. Юнг. –
М. : Харвест, 2003. – 496 с.
359
Я- концепция, ценности и самооценка: openmeta — LiveJournal
Прежде чем переходить к исследованию того, как именно функционирует ваша я-концепция, я хочу заложить некоторую основу, введя базовые понятия. Вам присущ определенный склад мышления в отношении самого себя, то, что часто называют «я» (self), образом «я» (self-image) или идентичностью (identity). Термин «образ «я»» несколько обманчив и ограничен, поскольку ваша я-концепция включает в себя не только зрительные образы, но и слышимые слова и звуки, а также кинестетические чувства (а иногда и даже запахи и вкусовые ощущения). «Идентичность» — термин, использующийся очень давно и имеющий очень широкий круг возможных значений, ряд которых я бы предпочел не затрагивать. Понятие «я» несколько Уже, чем «идентичность», но все равно имеет довольно широкий спектр значений. По-видимому, термин «я-концепция» достаточно нов, поскольку в моем старом издании полного словаря Уэбстера (Словарь американского варианта английского языка – прим. ред.) 1966 года он отсутствует. Этому слову присуще как раз то значение, которое я хочу исследовать, а именно: концепция или идея, которая у вас имеется в отношении самого себя. В сущности, правильнее говорить о я-концепциях, поскольку у вас имеется множество идей о себе, но я буду пользоваться термином «я-концепция», подразумевая как любую, так и все идеи, которые вы имеете на свой собственный счет.«Я-концепция» звучит так, как будто речь идет об объекте, но этот объект нельзя увидеть, потрогать или поместить в банку. В сущности, «я-концепция», это ряд процессов, которые мы используем в размышлениях о себе, и их-то мы и будем исследовать. Хорошее функционирование вашей я-концепции лишь частично обусловлено ее содержанием – тем, что вы думаете о себе – и в намного большей степени тем как вы думаете об этом. Пока эти слова могут показаться несколько загадочными, но в дальнейшем их смысл прояснится.
Ваша я-концепция базируется главным образом на всем том личном опыте, который отложился в вашей памяти. Вы храните огромное количество воспоминаний о своем личном опыте. Некоторые полагают, что можно вспомнить все, что когда-либо происходило, но это нам в точности неизвестно. В любом случае, ваши воспоминания охватывают годы и годы. Однако базис вашей я-концепции образует не просто воспоминания, но и то, как именно вы организуете эти воспоминания и размышляете о них. Если художнику дать чистый холст и определенный набор красок и кистей, он может написать самые разные картины, то же самое верно и в отношении «я», которое вы конструируете, исходя из своей личностной истории.
Думая о себе, вы первым делом производите выборку из своего широчайшего опыта. Невозможно охватить его весь, поэтому вам приходится выбирать, и когда вы выбираете какие-то аспекты, другие неизбежно приходится игнорировать.
…
О выявлении своего истинного «я», или «реального я», написано множество книг, как мне представляется, это главным образом говорит о признании факта, что многим людям присуще ложное «я», нереальный образ, который они проецируют во вне. Нередко это происходит в ответ на требования окружающих или какого-то идеалистического представления о том, каким человек «должен» быть, подменяющего реальный взгляд на себя. Некоторые люди настолько умело преподносят свое ложное «я», что даже забывают о собственных ценностях и взглядах, в результате чего от них оказывается скрытой значительная часть их истинной идентичности – то, что часто называют неизвестным, «теневым «я»».
…
Самооценка
Прежде чем начать изучать я-концепцию, я хотел бы провести очень важную границу между я-концепцией и самооценкой. В сущности, она достаточно очевидна, но многие люди используют эти термины взаимозаменяемо, хотя в действительности они сильно различаются. Скажем, вы считаете себя добрым человеком. «Доброта» — это обобщение в отношении какого-то аспекта или качества вашего поведения, часть вашей я-концепции. В этом случае, когда вы прилагаете к чему-то свои ценности – «Нравится мне это или нет?», — ваша самооценка позитивна, если ответ – «да». Самооценка – это результат вашего анализа своей я-концепции. Если вы ведете себя по-доброму и при этом цените доброту, то вы можете испытывать положительные чувства, в отношении происходящего и скажете, что у вас высокая самооценка. Если вы замечаете, что проявляете жестокость, то испытываете неприятные чувства по этому поводу, и ваша самооценка будет низкой.
Однако если человек рос в опасной и конкурентной среде, например в годы беспощадной войны, его жизнь могла зависеть от подавления собственных чувств и проявления жестокости. Восприятие себя как существа жестокого будет цениться и приведет к высокой самооценке, а чувствительность и доброта вызовут беспокойство и покажутся опасными, приводя к низкой самооценке. Если ваша я-концепция не согласуется с вашими ценностями, у вас будет низкая самооценка. Если ваша я-концепция согласуется с вашими ценностями, вы можете наслаждаться высокой самооценкой.
Для тех, кто любит рассуждать, используя логические уровни мышления, можно дать такую формулировку: я-концепция – это обобщение в отношении опыта, поэтому ей присущ более высокий, общий логический уровень, чем совокупность опыта, который она описывает. Самооценка – это обобщение в отношении я-концепции, поэтому ей соответствует еще более высокий логический уровень, чем уровень я-концепции. Более широкое обобщение имеет больший охват, показывая то общее, что имеет некоторая совокупность опыта, но игнорируя при этом различия в том, что оно описывает, поэтому у него есть и преимущества, и недостатки.
…
Слишком высокая или слишком низкая самооценка – веское основание для изменения я-концепции, а адекватную самооценку мы будем использовать в качестве надежного свидетельства того, что ваша я-концепция согласуется с вашими ценностями. В остальных случаях мы будем фокусировать внимание не на самооценке, а на том, как сформировать я-концепцию, которая автоматически завершается самооценкой. Мы будем работать над тем, чтобы согласовать вашу я-концепцию с вашими ценностями, поскольку тогда высокая самооценка появляется автоматически.
Ценности
Хотя я не буду заниматься вашими ценностями, но хочу сказать о них несколько слов, так как они являются основой того, насколько хорошо функционирует ваша я-концепция, обеспечивая вам тот вид приносящего удовлетворение поведения, который ведет к самоуважению. Ваши ценности – это, по существу, некоторые обобщения в отношении того, какой опыт для вас важен. Вы цените опыт, который вызывает у вас приятные чувства, и негативно оцениваете тот, который вызывает неприятные чувства. Поскольку для вас важны очень многие вещи и события – в силу множества различных причин, — вам присуще множество различных ценностей. Какое-то отдельное событие может быть для вас ценно по нескольким причинам, а несколько различных переживаний могут быть ценны для вас по одной и той же причине.
…
Даже в довольно простой ситуации, например при выборе блюд в ресторане, в действие вступают различные ценности и вам необходимо определить, какие ценности важны для вас в данный момент в наибольшей степени.
…
Многие жизненно важные решения гораздо сложнее выбора блюд или покупки автомобиля. Чтобы принять эти трудные решения и выбрать самое важное, полезно определить приоритет своих ценностей, расположив их в виде некоторой иерархии значимости.
…
В реальной жизни значимость ваших ценностей меняется со временем и в различных контекстах. В определенное время и в определенном контексте вы можете воспринимать одно событие как более важное для вас, чем другое, но в другое время и в другом месте иерархия может быть совершенно иной.
…
Существует еще один, немного более точный способ описания того, как функционируют ценности, который указал У.С. Маккаллох (W.S. McCulloch), одним из первых описавший нейронные сети в математических терминах. Одной из исследованных им структур была ретикулярная формация, активизирующая системы в стволе головного мозга. Поскольку эта система определяет то, на что человек направляет свое внимание, она лежит в самой основе ценностей и выбора. Маккаллох обнаружил, что эту структуру можно лучше всего описать как «гетерархию», чем как иерархию.
Гетерархия функционирует наподобие комитета, но такого, в котором все могут говорить друг с другом и слушать друг друга одновременно. Все многочисленные элементы этой системы сообщаются друг с другом, способствуя консенсусу в отношении того, какие ощущения в действительности наиболее релевантны в данный момент. В гетерархической системе взаимодействуют все разнообразные элементы, и один из них обретает на время контроль в содружестве с другими. Эта система очень древняя, но она обуславливает внимание не только у людей, но и у всех позвоночных, и это происходит на протяжении нескольких миллионов лет – вот свидетельство того, насколько она полезна.
• Эта система непременно должна обладать избыточностью потенциального влияния, при которой обладание необходимой, неотложной информацией обеспечивает доминирование в той части, которая обладает информацией.
• То, что она столь хорошо функционирует на протяжении всей эволюции, не эволюционируя сама, указывает на ее структуру как на естественное решение организации адекватного поведения (16, p. 397).
Гетерархия описывает то, как на деле работают наши ценности. По-видимому, в любой момент времени эта система является иерархией, так как некоторые элементы берут верх над другими. Но наблюдение во времени показывает, что внимание и контроль фактически переходят от одного элемента к другому, удовлетворяя потребности последовательно.
Наше сознательное мышление обычно функционирует в форме иерархий, тогда как наши бессознательные потребности гетерархичны.
…
Иерархия ценностей – это всегда некоторое искусственное наложение на естественный гетерархический процесс, который на протяжении стен миллионов лет является основой выживания у животных. Иерархия может быть весьма полезна в качестве общего указания на то, что обычно является для вас более важным. Но если она становится слишком жесткой или специфичной, то может принести большой вред. Примерами жесткой иерархии служат булимия и анорексия, при которых социальная потребность в стройной фигуре полностью подавляет настоятельные и базовые потребности в пище и здоровье.
Иногда люди пытаются определить свои ценности объективным путем или стараются вывести их логически из набора иерархических правил, принципов или предписаний, но такие ценности обычно показывают себя не слишком хорошо в реальной жизни. Логические системы стремятся быть объективными и абсолютными, но они могут добиться этого только ценой игнорирования множества важных деталей, и они стали бы работать достаточно хорошо, только если бы и мы, и окружающий мир были крайне простыми и никогда не менялись. Какую бы пользу ни приносил тот или иной набор принципов в качестве общего указания, ни один не может точно соответствовать огромной сложности человека, существующего в еще более сложном физическом и социальном мире, когда все эти элементы постоянно меняются.
Некоторые люди рассуждают об объективных ценностях, но слово «объективны» — это всегда обман, поскольку даже в случае наиболее выверенных и строго проверенных научных знаний имеется прячущийся где-то наблюдатель, и приходится делать всяческие оговорки: «Таким образом, используя следующие допущения, изучая то-то и то-то, с помощью следующих методов и инструментов, при следующих условиях удалось установить, что…». Обманчивость «объективных» знаний очень выразительно описана Хейнцем фон Ферстером (18):
• Синтаксически и семантически правильно сказать, что субъективные утверждения делаются субъектами. Тем самым по аналогии можно сказать, что объективные утверждения делаются объектами. Какая жалость, что проклятые неодушевленные предметы не делают никаких утверждений.
В силу общей физиологии и общих законов развития некоторые базовые ценности мы разделяем со всеми остальными людьми. Однако даже такую базовую потребность, как голод, можно удовлетворить бессчетным числом способов, а кулинарное искусство одной культуры может не произвести никакого впечатления на человека, воспитанного в другой. Общеизвестно, что ценности отражают субъективный опыт, различные люди ценят сильно разнящиеся вещи и виды деятельности.
…
Я допускаю, что вам присущи определенные ценности и что вы знаете хотя бы немного о том, что они собой представляют и какие из них обычно являются для вас более важными. Моя задача будет состоять в том, чтобы показать вам, как вы можете стать личностью, обладающей я-концепцией, которая соответствует вашим ценностям и исправно работает на вас.
Стив Андреас
Трансформация «Я»
I Concept — ваш надежный партнер в области веб-дизайна и маркетинга
ICONCEPT
SCROLL
Мы творческие стратеги с отличным вкусом.
И аналитический тоже.Мы всегда стремимся предоставить вашим клиентам великолепные впечатления.
КТО МЫ
Мы используем дизайн
, чтобы говорить на вашем
языке.
Привлекательный, ориентированный на пользователя и наполненный смыслом. Мы очень серьезно относимся к пути пользователя. Потому что опыт сегодня стал необходимостью.
Нанесение ударов .
2 231
Регистрации
16,98%
Коэффициент конверсии
26,50 ринггитов
Стоимость конверсии
1 141 90 003
Регистрации
18,29%
Коэффициент конверсии
5,90 малайзийских ринггитов
Стоимость конверсии
+43%
Ср. Продолжительность сеанса
+60%
Страниц за сеанс
-20%
Показатель отказов
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ
Веб-сайт
Веб-сайт
Веб-сайт
Социальные сети
Социальные сети
Социальные сети
Видео
Видео
Video
Расширьте свое присутствие в Интернете с помощью красиво оформленных веб-сайтов, предназначенных для превращения посетителей в клиентов.
Посмотреть услугиВыделитесь из толпы с помощью наших креативных стратегий в социальных сетях, которые привлекают внимание и привлекают внимание.
Просмотр услугОживите свой бренд с помощью увлекательного видеоконтента, рассказывающего вашу историю и демонстрирующего ваше уникальное ценностное предложение.
Посмотреть услугиЧТО МЫ СДЕЛАЛИ
КТО МОТИВИРУЕТ НАС
«Красиво, навигация и т. д. все гладко. Я очень тронут тем, что поставщику удалось внести эти изменения в последнюю минуту. Пожалуйста, передайте им мою глубочайшую благодарность за их искренние усилия. Многие лидеры начинают пробовать это. Им очень нравится общий дизайн. Так профессионально. Теперь они пробуют журнал и повторяющийся вклад. Tqvm в команду. Это очень профессионально и увлекательно. И многое другое. Еще раз спасибо команде. Давайте продолжать дух и держать его!
“ Мы довольны услугами команды I Concept. Это очень молодая и яркая команда с позитивным настроем.
Эти характеристики во многом отразились на их мыслительном процессе, идеях и дизайне. Они также эффективны и хорошо осведомлены, когда речь идет о веб-разработке и технических вопросах. Их высококвалифицированная команда высшего руководства внесла свой вклад в общее планирование и управление нашим проектом, и мы рассматриваем это как одну из их основных сильных сторон. Они также строго соблюдали установленные сроки и выполняли качественную работу.«Спасибо за прекрасную идею после презентации. Ваша команда дает большую домашнюю работу, прежде чем представить предложение и цитату. Они также помогают и советуют нам, как представить наш контент на веб-сайте. Команда дружная и очень помогает на этапе разработки. ”
“ iConcept хорошо поддержала наши требования в разработке чистого, минималистского и практичного макета для размещения нашего широкого спектра контента в центральном хранилище знаний. Мы хотели бы поблагодарить команду, которая была дотошной и тщательной на этапе проектирования пользовательского интерфейса (UI) — одного из важных этапов разработки веб-сайта.
CMS не слишком сложна в использовании, а техническая поддержка в основном надежна.«I Concept очень поддерживала нас на протяжении всего проекта. Я должен сказать, что они были очень профессиональны и превзошли наши ожидания. Пользовательский интерфейс, который они создали, успешно привлек множество зарегистрировавшихся для нашей программы предпринимательства, и это было нашей конечной целью. Они также оказали нам неоценимую поддержку и добавили ценность своим услугам даже после того, как наш проект был завершен. Они помогли нам улучшить десктопную версию, а также выполнили небольшие исправления с точки зрения удобства использования на мобильных устройствах. Они помогали нам на каждом этапе пути, и я с нетерпением жду возможности снова поработать с ними, если представится такая возможность.
«Я действительно впечатлен тем, насколько эффективно и быстро они работают. Нам дали сжатые сроки для завершения всего проекта, и они очень, очень поддерживали.
В процессе работы у нас было довольно много надстроек, и мы понимали, что на их создание потребуется время, но они сделали все за нас. Работать с командой I Concept было очень легко. Самое главное, они были очень отзывчивыми, полезными и своевременно реализовали наш проект.НАГРАДЫ
НАШИ НАГРАДЫ
Каждая награда
имеет значение .
2021
AD World Masters
Агентство года (бронза)
2020
AD World Masters
Агентство года (бронза)
2 019
AD World Masters
Агентство года (бронза )
Тестирование концепции: Полное руководство
Что такое опрос по тестированию концепции?
Управлять запуском продуктов и услуг вашей компании непросто. Вы уже сталкиваетесь с несколькими статистическими данными, которые рисуют мрачную картину реальности запуска продукта:
- Согласно опросу менеджеров по продуктам, проведенному Gartner в 2019 году, только 55% всех запусков продуктов происходят по графику, а 45% запусков продуктов задерживаются как минимум на один месяц.
- Согласно исследованию McKinsey, более 25% общего дохода и прибыли приходится на запуск новых успешных продуктов в разных отраслях.
- Согласно отчету Гарвардской школы бизнеса, подготовка — самая большая проблема при запуске новых продуктов.
Под таким давлением вы хотите убедиться, что ваш продукт находит отклик у ваших клиентов, прежде чем он выйдет на рынок. Проводя правильное исследование продукта, вы проверяете правильность своих предположений о вашем покупателе.
Тестирование концепции продукта — это метод исследования рынка на ранней стадии, который максимизирует шансы запуска продукта или услуги, которые люди захотят купить. Вы изучаете жизнеспособность продукта или услуги с его целевой аудиторией на раннем этапе и улучшаете его развитие на основе отзывов.
Бесплатная электронная книга: Введение в тестирование концепции продукта
Чем не является тестирование концепции
Тестирование концепции — это , а не замена этапа формирования идей в цикле разработки. Наоборот, это средство проверки концепций, которые были в некоторой степени разработаны, но нуждаются в дальнейшем определении. Этот вид исследования рынка помогает вам изучить реакцию на потенциальные функции и преимущества, которые вы предполагаете использовать в готовом продукте или услуге, а также получить более подробное представление о требованиях вашего целевого клиента.
Тестирование концепции также отличается от тестирования бренда, рекламных или маркетинговых кампаний — они продвигают продукт или услугу, когда они почти завершены или полностью разработаны.
Для получения дополнительной информации о методах тестирования концепций и проведения эффективного опроса по тестированию концепций прочитайте нашу электронную книгу : Введение в тестирование концепции продукта
Как тестирование концепции вписывается в исследование рынка
потребитель, чтобы оставить свой отзыв о том, соответствуют ли функции и преимущества концепции их потребностям.
Тестирование концепции основано на выслушивании мнений аудитории и изучении того, насколько концепция жизнеспособна для них — без заранее определенных параметров или ожиданий. Это открытый процесс обучения, в котором вы можете продолжать взаимодействовать с той же целевой аудиторией и узнавать их мнение о разработках вашего продукта по мере их появления.
Это также средство для эффективного управления опытом. При запуске продукта воспринимаемая ценность вашего бренда и сила вашего предложения напрямую связаны с вашей прибылью и убытком. Точно так же досадная потеря может повредить моральному духу сотрудников, отношениям с инвесторами и будущим деловым предприятиям.
Специальное мероприятие: 3 этапа тестирования концепции продукта
«Известно, что неудовлетворительное выполнение принципа «тестируй и учись» лишает компанию успеха на долгие годы».
– Bain & Company
Тестирование концепции относительно дешевое мероприятие, и оно обеспечивает обратную связь, которую вы можете использовать для принятия правильных решений и предотвращения дорогостоящих ошибок в процессе разработки.
- Тестирование концепции может быть экономичным и гибким решением
Вы можете создать простой и быстрый опрос, если вам нужна обратная связь высокого уровня, или вы можете углубиться, чтобы понять больше деталей.
Тестирование концепций также является отличным методом экономии денег, поскольку предотвращает запуск ошибочной концепции. И по сравнению со стоимостью аутсорсинга внешним агентствам по исследованию рынка исследования для внутреннего проекта тестирования концепции обходятся дешевле.
- Это поможет вам получить поддержку концепции на ранней стадии
Если ваш план по продукту или услуге требует большого вклада со стороны высшего руководства или коллег, предоставление им «первого взгляда» на доказательства может ускорить процесс и продемонстрировать потенциал работы, с которой они будут помогать.
Когда команда уверена в себе, у нее больше поддержки и желания сделать все возможное для вас.- Тестирование концепции может помочь оптимизировать ее перед запуском
Вы можете раскрыть или идентифицировать информацию, которая окажет реальное влияние на ваши решения в процессе разработки продукта. Вот несколько примеров:
- Слабые стороны концепции (например, неясная коммуникация, низкая потребительская ценность или незапоминающаяся индивидуальность продукта?)
- Восприятие покупателями цены, покупательские предпочтения, насколько уместными они считают функции и преимущества и как они могут их использовать
- Статус концепции по отношению к конкурентам на целевом рынке
- Насколько хорошо концепция соответствует бренду
На ранних этапах вы также можете протестировать несколько концепций одновременно, чтобы увидеть, какая из них лучше всего подходит для решения проблемы вашего целевого клиента. Если концепция продукта не работает, инвестируйте в те, которые действительно имеют значение. На более поздних этапах можно использовать предварительные прогнозы для оценки спроса.
- Тестирование концепции действует как проверка качества с течением времени
Благодаря низкой стоимости тестирование концепции можно повторять несколько раз. Это позволяет вам сосредоточиться на нескольких аспектах вашей концепции и убедиться, что все требования соблюдены. Затем вы можете повторить анализ, чтобы увидеть, какой эффект произвели ваши изменения. Например, вы изменили профиль функции концепции, и теперь вы можете выяснить, изменило ли это восприятие ценности и потенциальных доходов.
Программы тестирования концепции также закладывают основу для будущих эталонных тестов. Идеи услуг или продуктов, которые удовлетворяют ключевым критериям и хорошо зарекомендовали себя среди вашей аудитории, могут использоваться в качестве барометров для новых и/или похожих концепций.
- Исследования могут помочь вам построить прочные отношения с клиентами
Вы можете укрепить лояльность к бренду и клиентам (узнайте больше о лояльности клиентов) и повысить ценность своего бренда, привлекая своих потенциальных клиентов к разработке концепции.
Как бренд вы выглядите прозрачным и открытым для инноваций. Это также отличный способ показать, что вы цените мнение своих клиентов. В дополнение к этому вы должны включить более широкую выборку, чтобы понять, привлекает ли ваша концепция более широкую аудиторию, и если да, то как — вы не хотите внедрять инновации только для ваших текущих клиентов.
- Компании, тестирующие концепцию продукта, могут избежать дорогостоящих последствий
В 1957 году Ford потратил эквивалент 3,1 миллиарда долларов на «автомобиль будущего» Ford Edsel. Хотя Ford проводил опросы потребителей, им не удалось реализовать обратную связь, а многие из рекламируемых новых функций были ненадежными.
Coors допустила аналогичную ошибку, когда в 1990 году попытались выйти на рынок бутилированной воды. Упаковка и брендинг Coors Rocky Mountain Spring Water были похожи на пиво Coors, что напугало многих представителей целевой аудитории Coors.
Три примера успешных концептуальных испытаний
Некоторые бренды используют процесс тестирования для принятия решений, которые приносят огромную отдачу. Они могут охватывать множество областей, в том числе:
- Маркетинговая стратегия продукта
- Концепции дизайна
- Стратегия выхода на рынок
- Проверка позиционирования
Вот несколько примеров:
- Развивающийся модный бренд Shinola использовал исследование клиентов, чтобы определить, какие часы будут представлены в их весенней коллекции 2018 года.
- Компания Yamaha провела концептуальное тестирование, чтобы принять решение об использовании ручки или скользящего фейдера в новой электронной клавиатуре. Понимание предпочтений клиентов помогло Yamaha сохранить свои позиции ведущего производителя клавишных инструментов в отрасли.
- Креативное агентство Linney Group использует тестирование концепции с совместным анализом, чтобы оценить предпочтения и приоритеты своих клиентов, а также то, что найдет отклик у их аудитории. Стратегии, основанные на данных, согласовываются перед тем, как приступить к творческим проектам, что экономит время и деньги для агентства и его клиентов.
Как вы проводите проверку концепции?
Мы составили пошаговое руководство, которое поможет вам создать лучшие концептуальные тесты для ваших продуктов и услуг. Мы рассмотрим эти темы ниже:
- Выберите правильную методологию исследования концепции тестирования
- Выберите правильные компоненты опроса для вашего концептуального теста
- Выберите правильный поток для вашего концептуального теста
- Определите наиболее многообещающую концепцию
Распространенные ошибки при тестировании концепций и способы их исправления
Или вы также можете определить наиболее перспективные концепты продуктов с помощью нашего программного решения для тестирования концепций. Это экспертное решение, которое проверяет и показывает, что люди думают о концептуальных идеях вашей компании.
Шаг 1. Выберите правильную методологию исследования концепцииДля успешной проверки концепции на ранних этапах подумайте, какая методология лучше всего соответствует вашим потребностям. Некоторые из наиболее распространенных методологий опроса включают:
- Оценка одной концепции (монадное тестирование) — респонденты проводят полную оценку одной концепции.
- Оценка нескольких понятий (последовательное монадическое тестирование) — респонденты выполняют полную оценку нескольких понятий. Этот метод часто включает вопрос о предпочтениях, чтобы определить, какая концепция предпочтительнее, поэтому его можно считать протомонадическим.
- Оптимизация концепции с использованием совместного анализа — респонденты оценивают возможные наборы функций, чтобы определить наиболее привлекательные.
Каждая методология тестирования продукта имеет свои положительные и отрицательные стороны. Ознакомьтесь с нашей таблицей плюсов и минусов.
Решите, хотите ли вы оптимизировать одну многообещающую концепцию, в которой вы уверены, или у вас есть ряд возможных функций и вариантов цены, которые вы хотели бы оптимально комбинировать. В последнем случае совместный анализ может быть лучшим вариантом. В первом случае оптимизация одной концепции может быть лучшим выбором.
Бесплатная электронная книга: Введение в тестирование концепции продукта
Шаг 2. Выберите правильные компоненты опроса для проверки концепцииПосле того, как вы определились со своей методологией, вам нужно решить, что вы будете освещать в своем опросе. анкета. Они будут варьироваться в зависимости от вашей цели и типа оценки, которую вы выбрали.
Внимательно изучите цели тестирования вашей концепции, чтобы убедиться, что используемые меры будут успешно отвечать на вопросы вашей команды.
Как правило, вам нужно измерить общую реакцию на концепцию с точки зрения приемлемости, желательности и интереса, а также вероятности покупки. Компонент ценообразования также, вероятно, будет важен для большинства концептуальных тестов.
Подумайте, как можно использовать продукт и как он впишется в жизнь респондентов. Является ли это инновационной новой категорией или заменяет существующее решение? В каких ситуациях его можно использовать? Как потребитель рассчитывал купить его и каковы были бы его предпочтения?
Рассмотрите сегменты рынка вашей целевой аудитории, которые вы, скорее всего, будете использовать, и упорядочите их.
Шаг 3. Выберите правильную схему для проверки концепцииСхема проверки концепции гарантирует, что ваша целевая аудитория поймет и примет участие в опросе, который они проходят.
Во вводной части убедитесь, что ваш опрос написан понятным языком.
Далее: Основной раздел. Здесь вы можете начать добавлять основные вопросы опроса, которые представляют вашу концепцию и предлагают респонденту оценить ее воспринимаемую ценность, актуальность и привлекательность. Выясните, считает ли респондент концепцию роскошной покупкой или функциональной необходимостью, кажутся ли ее черты хорошо продуманными и новаторскими. Вы также можете установить базовый уровень истории покупок респондента, спросив о брендах, которые они приобрели в недавнем прошлом, количествах и частоте использования.
Завершите опрос, поблагодарив респондента. Вы также можете использовать эту возможность, чтобы напомнить им, что их данные будут надежно храниться и доступ к ним будет иметь только исследовательская группа.
Ознакомьтесь с одним из примеров опроса по тестированию концепции ниже. Вы можете получить бесплатный доступ к этому шаблону
Шаг 4. Определите наиболее перспективную концепциюКогда вы проведете тестирование концепции, вы получите большое количество данных. Если вы используете готовую систему, такую как Qualtrics Concept Testing Program, вы можете исследовать и фильтровать ее с помощью визуальных информационных панелей. Если вы сортируете данные вручную, используйте программное обеспечение для работы с электронными таблицами, такое как Microsoft Excel, чтобы начать сортировать, фильтровать, сравнивать и составлять сводные диаграммы результатов. Вы также можете попытаться представить информацию в визуальном формате с помощью встроенных инструментов построения диаграмм.
Мы рекомендуем разделить ваш анализ на две части:
- Общие результаты дадут вам общее представление о том, какие концепции работают лучше всего.
- Индивидуальные результаты позволят вам погрузиться в каждую концепцию и понять, как они работают и почему. Здесь вы можете применить свою психографическую сегментацию, чтобы раскрыть больше результатов.
Там, где проведен качественный анализ открытых вопросов, попробуйте проанализировать общие темы, сильные и слабые стороны. Использование такого инструмента, как Qualtrics Text iQ, может ускорить этот анализ.
Ознакомьтесь с одним из примеров опроса по тестированию концепции ниже. Вы можете получить бесплатный доступ к этому шаблону и сразу же приступить к его использованию здесь.
Вы можете запустить тест, чтобы получить первоначальную информацию, но затем вы остановитесь на этом. Это может дать вам ответы, которые вы хотели, но вы можете упустить все преимущества сравнения данных исследований с течением времени.
Решение : Заранее подумайте, что вы измеряете и как вы будете использовать полученную информацию. Это может побудить вас использовать другую методологию или предложить повторить упражнение, чтобы убедиться, что разработка вашего продукта находится на правильном пути.
Ошибка №2: Тестирование слишком большого количества концепций в одном опросеВы можете использовать этот инструмент для сравнения большого количества концепций в одном опросе и задать длинный список вопросов для каждой, чтобы сэкономить время. Даже если вы объясните это во введении, это может сделать работу вашей целевой аудитории длинной, утомительной и запутанной.
Решение : важно уважать время и энергию целевого респондента. Чтобы получить непредвзятое представление о каждой концепции, используйте монадический подход, который углубляется в одну концепцию. На более ранних этапах разработки вы можете протестировать несколько концепций в одном опросе, используя подход Sequential Monadic. В любом случае, имейте в виду, сколько вопросов разумно задать вашим респондентам.
Ошибка № 3: если вы не получаете нужных ответов на концептуальном тесте, вы автоматически отказываетесь от идеиВы обнаружите, что ваша целевая аудитория не пользуется спросом или интересом к вашим продуктам. Это может быть причиной того, чтобы перестать вкладывать свое время и энергию в разработку продукта. Однако это может быть недальновидным, поскольку в его изменении может быть потенциальная прибыль.
Решение : Цель исследования — узнать, что думают и думают целевые клиенты об этой идее. Если он отрицательный, то это может означать, что целевая аудитория в данный момент не заинтересована или она не та аудитория. Вы можете найти больше, протестировав более широко или повторив попытку через некоторое время, или рассмотрите возможность корректировки концепции на основе собранных вами отзывов. Плохой результат не означает, что это плохая идея. Здесь также полезен вопрос первопроходца, особенно если вы чувствуете, что ваша новая концепция опережает свое время или рынок.
Ошибка № 4: Вы предполагаете, что аудитория думает так же, как и выУ вас есть глубокое понимание идеи продукта, и вы хотите поделиться этим во введении к опросу. Вы также можете поделиться маркетинговыми и брендовыми идеями сейчас, поскольку вы уже думали о них.
Решение : Избегайте использования технического жаргона или сокращений, которые не будут сразу понятны вашей аудитории. Они могут пугать и сбивать с толку участников опроса.
Кроме того, избегайте резких маркетинговых заявлений. Добавление этой информации сейчас может свидетельствовать о том, что идея высечена в камне — помните, что маркетинг и деятельность бренда начинаются на более позднем этапе, когда идея близка или полностью сформирована, и вы не хотите препятствовать получению честной обратной связи.
Ошибка № 5: вы не настраиваете опрос для охвата всех регионовУ вас может быть аудитория, которую вы не учли. Проведите тест в разных странах, чтобы не упустить возможность расширить охват идеи вашего продукта.
Решение : Если вы хотите расширить аудиторию, подумайте о переводе опроса на родной язык. Кроме того, вы можете использовать изображения в качестве ответов на опрос, отображая их вместе, чтобы увидеть, какой из них предпочтительнее.
Узнайте больше о тестировании концепции
Как мы уже видели, тестирование концепции — это больше, чем просто получение обратной связи с использованием шкалы Лайкерта.