ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ МЛАДЕНЧЕСТВО • ДЕТСТВО • ЮНОСТЬ • ВЗРОСЛОСТЬ • СТАРОСТЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ А. А. РЕАНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «прайм-ЕВРОЗНАК» Издательский Дом «НЕВА» МОСКВА ОЛМА-ПРЕСС» 2002 ББК 88.37 УДК 159.922 П86 Авторами соответствующих разделов книги являются: Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И. А. Часть I: глава 12. Зинченко В. П. Часть I: глава 13. Костромина С. Н. В частях VI-VIII: глава 3. Маклаков А. Г. В частях II, IV-VIII: глава 1; часть III: глава 2. Петанова Е. И. В частях II, IV, VI-VIII: глава 4; часть III: глава 5. П 86 Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»). ISBN 5-93878-029-2 Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концепции. Особое внимание в книге уделено вопросам возрастной периодизации и детской и подростковой агрессии. Состав авторского коллектива этой книги — уникален. В работе над книгой принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое — академики и двое члены-корреспонденты Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны. Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ Редакторы М. Геркусова, О. Терехова ЛП № 000370 от 30.12.99 ИД № 05761 от 04.09.01 Подписано в печать 26.03.2002. Формат 70 х 1081/ie. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 57,4. Уч.-изд. л. 58,9. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № 4067. «прайм-ЕВРОЗНАК». 191126, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., 28/30 Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест». 129075, Москва, Звездный бульвар, д. 23А, стр. 10 Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ». 103473, Москва, Краснопролетарская ул., 16 © Аверин В. А. 2001 © Прокофьева В. А. 2001 © Виленская Г. А. 2001 © Реан А. А. 2001 © Дандарова Ж. К. 2001 © Реан А. А. Составление, © Зазыкин В. Г. 2001 © Розум С. И. 2001 © Зимняя И. А. 2001 © Сергиенко Е. А. 2001 © Зинченко В. П. 2001 © Фельдштейн Д. И. 2001 © Костромина С. Н. 2001 © прайм-ЕВРОЗНАК. 2001 © Маклаков А. Г. 2001 © Серия, оформление, ISBN 5-93878-029-2 © Петанова Е. И. 2001 прайм-ЕВРОЗНАК. 2001 КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, декан факультета клинической психологии С.-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. Автор более 80 работ по проблемам профессионального становления и развития личности. ДАНДАРОВА Жаргалма Кимовна Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и педагогической психологии. ДЕРКАЧ Анатолий Алексеевич Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, первый проректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 200 работ по проблемам психологии профессионального развития личности, психологии управления и социальной психологии. ЗАЗЫКИН Владимир Георгиевич Профессор, доктор психологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 130 работ по проблемам психологии профессионального развития. ЗИМНЯЯ Ирина Алексеевна Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, заведующая отделом исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ. Автор более 200 работ по проблемам психологии общения, психолингвистики, педагогической психологии. ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, почетный член Американской академии искусств и наук, руководитель Центра комплексного изучения человека Российской академии образования. Автор более 300 работ по проблемам инженерной психологии, детской психологии, психологии развития человека, теории и методологии психологии. Многие работы изданы на английском, немецком, испанском, японском и других языках. КОСТРОМИНА Светлана Николаевна Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С. -Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам педагогической психологии, психодиагностике и психологии развития детей. Психология человека от рождения до смерти МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич Профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Военно-медицинской академии. Автор более 150 работ по проблемам общей психологии, психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях и проблемам психологической адаптации. ПЕТАНОВА Елена Ивановна Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психотерапии. ПРОКОФЬЕВА Виктория Альбертовна Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психологии профессиональной адаптации. РЕАН Артур Александрович Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, эксперт и член правления Европейской ассоциации по работе с социально неблагополучными детьми, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 140 работ по проблемам социальной и педагогической психологии, психологии личностного развития, психологии агрессии. РОЗУМ Сергей Иванович Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам общей психологии и психологии личности. СЕРГИЕНКО Елена Алексеевна Профессор, доктор психологических наук, член международного общества по изучению младенцев, заведующая лабораторией когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор более 110 работ по проблемам психического развития. ВИЛЕНСКАЯ Галина Альаюедовна Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор работ по проблемам психического развития. ФЕЛЬДШТЕИН Давид Иосифович Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, вице-президент Российской академии образования, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Автор более 200 работ по проблемам социального развития личности, психологии подростка, проблемам возрастной и педагогической психологии. Десятки работ переведены на иностранные языки и изданы во многих странах мира. 1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ 20 БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 21 СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ 22
СИНЕРГЕТИКА 28 ЦЕЛЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 29
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ 34 СРЕДА 34 АКТИВНОСТЬ 36
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 47 ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ 47 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 48 СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 50 КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА 50 КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ 53 КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ 53 ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 58 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ 59 9. МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 61 ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 62 КРИЗИС РАЗВИТИЯ 63 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ 64 КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА … 66 10. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ 69 ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 70 11. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 72 75 12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 6 ■ СОДЕРЖАНИЕ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ …. 91 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93 РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА И ПЛОДА 96 ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ 96 ВТОРОЙ МЕСЯЦ 96 ТРЕТИЙ МЕСЯЦ 97 ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ 97 ПЯТЫЙ МЕСЯЦ 97 ШЕСТОЙ МЕСЯЦ 98 СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ 98 ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ 99 ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ И НОВОРОЖДЕННЫЙ 99 ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 100 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ 100 РАЗВИТИЕ КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101 РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101 РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101 РАЗВИТИЕ СЛУХА 101 РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ 102 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 102 ПРЕДМЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ 103 РАЗВИТИЕ РЕЧИ 105 ПЕРИОД ПОДГОТОВЛЕНИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ 105 ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ 107 СТАДИЯ «СЛОВ-ПРЕДЛОЖЕНИЙ» 107 СТАДИЯ ДВУХ-ТРЕХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 108 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 109 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ 110 Обобщение 110 Овладение речью 110 Сравнение 110 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 111 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 111 РАЗВИТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 112 РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 112 РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ 112 РЕЗЮМЕ 113 ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 114 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ …. 114 КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ 115 ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ РЕБЕНКА . 117 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 118 ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ 118 СОДЕРЖАНИЕ Ш 7 РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ 119 ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ 120 ЭМОЦИИ СТРАХА 121 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 121 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 122 РЕЗЮМЕ 123 ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 124 ПОТРЕБНОСТИ — ПЕРВОИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА 124 АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ 127 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ 128 ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ К ЖИЗНИ 129 ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 130 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НОВЫХ. ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 130 МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ 132 РЕЗЮМЕ 133 ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 135 РАЗВИТИЕ «ТЕЛЕСНОГО» Я-ОБРАЗА 136 РАЗВИТИЕ «Я-ОБРАЗА» ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДМЕТАМИ 137 РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИУМА 138 ОБРАЗ Я И РОДИТЕЛИ 138 Я И НЕЗНАКОМЦЫ 140 ОТРАЖЕНИЕ «Я-ФАКТОРА» В РЕЧИ 140 ОТНОШЕНИЕ МЛАДЕНЦА К СЕБЕ 141 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 142 РЕЗЮМЕ 143 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДЕНЦЕВ 143 ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 144 РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОГО ПРОСТРАНСТВА И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ .145 РАЗВИТИЕ СХЕМЫ ТЕЛА 145 Новорожденный ребенок 145 Младенчество 146 РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ 147 Манипуляторный характер действий 147 Функциональный характер действий 147 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 148 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА 150 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ПОСЛЕ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ 151 Предметное общение 151 Речевое общение 152 ПОДРАЖАНИЕ — ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 152 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ 153 СИНДРОМ «ГОСПИТАЛИЗМА» 154 РЕЗЮМЕ 155 8 ■ СОДЕРЖАНИЕ ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ ГЛАВА 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА 156 ИСТОРИЯ ВОПРОСА 156 ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ 157 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 160 ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 162 ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ 164 ИТОГИ ВОЗРАСТА 168 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 170 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА 174 ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 178 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ 179 РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ 181 ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 181 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 182 АМНЕЗИЯ ДЕТСТВА 182 Переход от младенческой к взрослой форме организации памяти 183 РАЗВИТИЕ РЕЧИ 184 ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ 184 Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим обобщением языковых фактов 185 Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием у него логического мышления 186 Третий этап развития речи ребенка, связанный с началом изучения языка 186 РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 186 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 187 ТЕОРИЯ ПИАЖЕ: 4 СТАДИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 188 ТЕОРИЯ ГАЛЬПЕРИНА: 5 ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ . .. 189 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ 190 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 190 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 191 Стадии развития воображения 191 Аффективная функция воображения 192 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 192 ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 193 РЕЗЮМЕ 194 ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 195 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 2-6 ЛЕТ 195 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 2-4 ЛЕТ 196 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА 197 МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА 197 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ 198 РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ 198 РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ 199 0ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЮШШШШШЯЯШШШ СОДЕРЖАНИЕ ■ ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ 200 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 202 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 203 СТРАХИ 203 РЕЗЮМЕ 204 ГЛАВА 4. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 206 КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК: ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ, УВАЖЕНИИ 207 ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ 208 ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ 208 ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ 208 МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ 209 УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ 211 ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ 211 ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ 212 ИГРА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ 212 ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ 213 РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОПЫТСТВА 214 РЕЗЮМЕ 215 ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 216 РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ 218 ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ В Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА 218 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Я-ОБРАЗА 219 Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА В ИГРАХ РЕБЕНКА 220 Я-ОБРАЗ И ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА 221 ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ 222 ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ 223 Я-ОБРАЗ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ 224 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СВЯЗЬ МОРАЛЬНЫХ НОРМ И Я-ОБРАЗА 224 РЕЗЮМЕ 225 ГЛАВА 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 227 РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ УМЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 228 РАЗВИТИЕ «СХЕМЫ ТЕЛА» 229 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 230 ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ 230 РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 231 СОСТАВ ГРУППЫ 232 СТАТУС 232 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 233 РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ 234 ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ 234 УСВОЕНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ 234 РЕЗЮМЕ 235 ИТОГИ ВОЗРАСТА 236 238 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 ■ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 242 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ 242 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 243 КОНСЕРВАЦИЯ 244 КЛАССИФИКАЦИЯ 245 СЕРИАЦИЯ 245 ТРАНЗИТИВНОСТЬ 246 РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 247 РАЗВИТИЕ РЕЧИ 247 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 249 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 249 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 250 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 251 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 252 ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 254 ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 254 ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ 255 РЕЗЮМЕ 256 ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 257 ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 257 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 258 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 260 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 260 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 261 СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ 262 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . 264 РЕЗЮМЕ 265 ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 267 МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ 267 МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 268 МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 269 ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГА КАК ОСНОВНОГО МОРАЛЬНОГО МОТИВА 270 ЭМПАТИЯ 271 МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 271 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ 272 Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника 273 СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ 274 Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником» 274 Мотив хорошей отметки 274 Мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству и признанию сверстниками 275 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАПРЕТНОГО 275 ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 277 РЕЗЮМЕ 277 СОДЕРЖАНИЕ ■ 11 ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ 279 Я-РЕАЛЬНОЕ И Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ 280 ОБРАЗ ТЕЛА И Я-КОНЦЕПЦИЯ 281 РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ 282 СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ 284 ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА 285 САМООЦЕНКА РЕБЕНКА И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ 286 Система традиционного школьного обучения и самооценка 288 Формирование заниженной самооценки 288 Возрастные особенности взаимовлияния самооценки и успеваемости ребенка 290 ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ 291 Коррекция неуспеваемости 293 НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ 293 ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА 293 РЕЗЮМЕ 295 ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 296 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 296 ВЕДУГЦАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 296 Структура учебной деятельности 297 РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И МОТОРНЫХ НАВЫКОВ 298 РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 299 РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ 300 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 300 ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ 300 ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ 301 ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ 302 Лидерство 302 Дружба 303 ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ 304 РЕЗЮМЕ 304 ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ 305 ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ 306 АГРЕССИВНОСТЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 309 ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ 310 ИТОГИ ВОЗРАСТА 313 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 315 ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 319 РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 319 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 319 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 321 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 323 12 ■ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 324 ПИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 324 РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 326 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 326 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 328 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 328 ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . … 330 ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 331 РЕЗЮМЕ 334 ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 335 ЭМОЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 335 «ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС» ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ 336 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 337 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 338 ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 338 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОЙ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ 339 ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 340 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 343 РЕЗЮМЕ 343 ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 345 МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ 346 ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ГРУППЕ 346 ПОТРЕБНОСТЬ В ДРУЖБЕ 347 МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 347 МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 348 МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ 350 Мотивы поступления в вуз и ПТУ 351 ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И САМОУТВЕРЖДЕНИИ 351 МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ И ЮНОШЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ 352 МОТИВЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 353 МОТИВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 353 МОТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 355 РЕЗЮМЕ 355 ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ 357 КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПУТАНИЦА РОЛЕЙ 357 РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 358 АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ 359 ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ 360 ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК И САМООЦЕНКА 361 ХАРАКТЕР САМООЦЕНКИ И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 362 ЭМАНСИПАЦИЯ САМООЦЕНКИ 363 РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 363 ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА САМООЦЕНКУ 364 ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ …. 365 САМООЦЕНКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 366 шшшвшшшшшшшмяшштшшшшттжшшшшшшшшшшшшшж содержание ■ 13 ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ 367 АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ 367 САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОДРОСТКА 367 САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕВРОЗАХ 369 РЕЗЮМЕ 372 ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 373 РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ 373 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 374 ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ 374 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 375 ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ 375 Реакция эмансипации 375 Конфликты в семье 377 ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ 377 Подростковые группы 378 Конфликты в группе 378 Полоролевое поведение 378 РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ 379 Типы увлечений 379 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ 380 РЕЗЮМЕ 381 Каталог: upload Скачать 6.62 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Я-концепция / Образ собственного Я (Самовосприятие) : yuriy_pyatak — LiveJournal
Я-концепция / Образ собственного Я (Самовосприятие)
>>>
Отрывки из книги: Максуэлл Мольц «Психокибернетика»
Открытие такого феномена, как образ собственного Я, ознаменовало собой прорыв в психологии и в области исследования особенностей творческой личности. Hо, как ни парадоксально, на эту тему написано сравнительно немного, совсем не потому, что влияние данного феномена оказалось недостаточно выраженным, а как раз из-за его слишком заметного воздействия. Один мой коллега, в частности, сказал: «Я не отваживаюсь публиковать результаты моих наблюдений, особенно для широкой публики, потому что, если изложить известные мне истории с поразительно яркими примерами позитивной трансформации личности, боюсь, меня обвинят в преувеличении или в стремлении создать некий новый культ, а может быть, и в том и в другом».
Образ собственного Я — ключ к вашей личности и поведению. Hо этим дело не ограничивается. Образ собственного Я определяет и рамки ваших возможностей – то, что вы в состоянии или не в состоянии сделать. Раздвигая границы образа, вы расширяете для себя и сферу возможного.
Значительным событием в области психологии явилось открытие так называемого образа собственного Я. Сознаем мы это или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. Порой перед нашим внутренним взором он предстает несколько туманным, недостаточно четко очерченным или вообще сознательно не воспринимается. Hо он есть, он присутствует в нас во всех мельчайших деталях. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представление о самом себе как о человеке, сформировавшееся на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь в большинстве случаев сложилось бессознательно — под впечатлением прошлого опыта, наших успехов и неудач, пережитых обид и триумфов, а также на основании отношения к нам других людей, особенно в детские годы. Из этих «кирпичиков» мы мысленно конструируем образ собственного Я. Какая-нибудь идея или мнение о самом себе, случайно вкрапливаясь в общую картину, сразу же становится для нас «реальной», «правдивой» Мы уже не сомневаемся в подлинности вновь приобретенного качества и действуем так, словно оно соответствует истине.
Этот образ собственного Я является «золотым ключиком» к более плодотворной, счастливой жизни благодаря двум важным условиям:
1. Все наши действия, чувства, поступки (даже способности) всегда согласуются с этим образом собственного Я.
Мы всегда будем «действовать подобно» той личности, с которой, по нашему убеждению, отождествляемся. Hо не только это. Мы просто не в состоянии поступать иначе, несмотря на сознательные усилия.
Представление о самом себе — это та предпосылка, база, фундамент, на котором покоится наша индивидуальность, и оно предопределяет особенности нашего поведения и, если угодно, наше материальное положение.
2. Представление о себе в самом деле можно изменить. Бесчисленные истории свидетельствуют о том, что никогда не поздно переменить образ собственного Я и, следовательно, начать новую жизнь.
Многочисленные эксперименты абсолютно четко продемонстрировали, что, как только менялся образ собственного Я, проблемы и задачи, согласующиеся с этим новым образом, решались легко, без чрезмерных усилий.
Hаш образ собственного Я и наши привычки всегда соответствуют друг другу. Измените одно, и вы автоматически измените другое.
<<<
«Вероятно, величайшим прорывом XX века в области человеческого потенциала стало открытие «Я-концепции»
Брайан Трейси
Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфорт. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью.
Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной «призмой», через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя «неспособным», может объяснить свой успех случайностью, а «способный» — проявлением своего таланта; «непривлекательный» расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а «привлекательный» как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной — как насмешку.
Я-концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу: «Я, как обычно, провалюсь» или «У меня все получится». Она позволяет ему предвидеть свои реакции: «Я испугаюсь», «Я расплачусь», «Я отнесусь к этому спокойно». Я-концепция навязывает человеку прогноз по поводу отношения и поведения людей в его адрес: «Меня никто не полюбит», «Надо мной будут смеяться», «Меня оценят высоко». Такой прогноз обладает свойством самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (или вызывающе) и тем самым действительно вызывает критику в свой адрес. Вместо того чтобы пассивно реагировать на окружающую среду, Я-концепция начинает изменять ее и подкреплять себя, не столько прогнозируя последствия, сколько провоцируя их.
Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «бедный» — в соответствии с известными ему стандартами поведения «бедного»; «неуспевающий» будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким образом, Я-концепция во многом определяет поведение.
————————-
Профессор психологии из университета Хертфордшира (Великобритания) Ричард Вайсман провел удивительный опыт. Он опубликовал в нескольких газетах объявление, в котором предлагал людям, которые считают себя исключительно удачливыми или, наоборот, невезучими, принять участие в эксперименте. Каждому откликнувшемуся ученый выдавал очень толстую газету и просил точно сосчитать количество фотографий в ней. Подвох состоял в том, что одна из страниц была поддельной. Там среди других рекламных объявлений ученые разместили свое следующего содержания: «Сообщите экспериментатору, что вы увидели ЭТО, и получите в награду 250 фунтов стерлингов». Объявление было набрано крупным шрифтом и занимало полстраницы.
Спрашивается, кто его заметил? Все без исключения «счастливчики» увидели и получили призы. И ни один из тех, кто перед испытаниями заявлял о своей невезучести, объявления не заметил! Все они были заняты выполнением инструкции: скрупулезным подсчетом фотографий. И на текст даже не обращали внимания.
Опыт хитрого Вайсмана показал: удача — это не благоприятное стечение обстоятельств, а наша готовность ими воспользоваться. — Причины невезения неудачников кроются в них самих, — считает профессор. — Как правило, такие люди напряжены, невротичны, зажаты, не уверены в себе и закомплексованы. И это их постоянное внутреннее беспокойство блокирует способность заметить что-то новое и неожиданное, прислушаться к своей интуиции и заметить «случайные возможности», которые одинаково встречаются на пути всех людей.
————————
P.S. Образ собственного Я, элементы Я-концепции и многое другое очень хорошо прорабатывается в позитивную сторону техниками Проработки / Процессинга. Обращайтесь!
* * *
•
Что такое изображение?
- Эндрю Золя
Изображение — это визуальное представление чего-либо, а цифровое изображение — это двоичное представление визуальных данных. Эти изображения могут принимать форму фотографий, графики и отдельных видеокадров. Для этой цели изображение представляет собой изображение, которое было создано или скопировано и сохранено в электронном виде.
Изображение также может быть описано в терминах векторной или растровой графики. Изображение, хранящееся в растровом виде, иногда называют растровым изображением . Карта изображений — это файл, содержащий информацию, которая связывает различные места на указанном изображении с гипертекстовыми ссылками.
Векторная графика против растровой графикиСтандартные форматы файлов цифровых изображений включают следующие.
JPEG
JPEG (произносится как JAY-peg) — это файл графического изображения, созданный в соответствии со стандартом Объединенной группы экспертов по фотографии. Эта группа экспертов разрабатывает и поддерживает стандарты набора алгоритмов сжатия файлов компьютерных изображений. Файлы JPEG обычно имеют расширение .jpg.
GIF
GIF (произносится как JIF многими, включая его дизайнера, и произносится как GIF с жесткой буквой G другими) означает формат обмена графикой. GIF-файлы используют двумерный (2D) растровый тип данных и двоично кодируются. Файлы GIF обычно имеют расширение .gif.
GIF89a — это формат анимированного изображения GIF. Основным преимуществом этого формата является возможность создания и воспроизведения анимированного изображения на веб-странице. Вращающийся значок, баннер с машущей рукой или буквы, которые волшебным образом увеличиваются, — все это примеры анимированных GIF-файлов. GIF89a также может быть указан для чересстрочных презентаций GIF.
PNG
PNG (произносится как пинг) — это формат файлов Portable Network Graphics для сжатия изображений. Он обеспечивает несколько улучшений по сравнению с форматом GIF. Как и GIF, файл PNG сжимается без потерь, что означает, что вся информация об изображении может быть восстановлена при распаковке файла для просмотра. Файлы PNG обычно имеют расширение .png.
Сравнение векторных и растровых файловСВГ
SVG (Scalable Vector Graphics) — это векторный файл, используемый для отображения 2D-графики, диаграмм и иллюстраций в Интернете. Файлы SVG не зависят от уникальных пикселей для создания изображений, поэтому их можно увеличивать или уменьшать без потери разрешения. Это означает, что файл можно просматривать на дисплее компьютера любого размера и разрешения, например, на маленьком экране смартфона или на большом широкоформатном дисплее ПК.
ФайлыSVG также доступны для поиска и индексации, поскольку они используют расширяемый язык разметки (XML) 9формат 0052. Любая программа, например браузер, распознающая XML, может отобразить изображение, используя информацию, предоставленную в файле SVG. Файлы SVG обычно имеют расширение .svg.
ТИФФ
TIFF (Tag Image File Format) — это стандартный формат для обмена растровыми графическими (растровыми) изображениями между прикладными программами, в том числе используемыми для изображений сканера. Файлы TIFF имеют суффикс имени файла .tiff или .tif.
Что такое образ диска?Копия всего содержимого устройства хранения, например жесткого диска, называется образ диска . Образы дисков представляют содержимое точно так же, как оно было на исходном устройстве хранения, включая данные и информацию о структуре.
Раздел ОЗУ, скопированный в другую память или место хранения, также известен как образ .
Что такое стабилизация изображения?В фотографии и видеосъемке стабилизация изображения — это метод или процесс, используемый для стабилизации изображений и видео, когда камера дрожит из-за нетвердых рук.
Что такое разрешение изображения?Детали, содержащиеся в конкретном изображении, известны как разрешение изображения . Чем выше разрешение, тем лучше видны детали изображения. Разрешение изображения определяет, насколько близко линии могут располагаться друг к другу, оставаясь видимыми. Единицы разрешения привязаны к физическим размерам, угловому размеру или размеру изображения (телевизионные строки или TVL).
Что такое обработка изображений?Обработка изображения описывает процесс цифрового преобразования изображения и выполнения определенных операций для получения из него полезной информации. Системы обработки изображений часто обрабатывают изображения как 2D-сигналы при применении некоторых предопределенных подходов к обработке сигналов.
Типы обработки изображений включают следующие:
- распознавание образов для измерения различных узоров вокруг объектов на изображении;
- распознавание для обнаружения или различения объектов на изображении;
- поиск для просмотра или поиска в обширной базе данных изображений для изображения, похожего на исходное изображение;
- повышение резкости и восстановление для создания улучшенного изображения из исходного изображения; и
- визуализация для идентификации объектов, не видимых на изображении.
Разделение изображения на категории или области, соответствующие различным объектам или частям объекта, называется сегментацией изображения . Каждый пиксель изображения относится к одной из этих категорий. Разделение и сегментация визуальных входных данных упрощают анализ изображений. Каждый сегмент состоит из наборов из одного или нескольких пикселей. Сегментация изображения включает в себя сортировку пикселей на более крупные компоненты без необходимости рассматривать каждый пиксель как единое целое.
Что такое остаточное изображение?Временное или постоянное остаточное изображение на экране называется остаточным изображением . Остаточное изображение иногда возникает на экранах, когда изображение отображается в течение длительного периода времени. Это происходит из-за различных характеристик материалов, используемых для получения изображения высокой четкости. Лучше избегать изображений, подверженных остаточному изображению, чтобы по возможности защитить цифровые экраны.
Что такое корреляция цифровых изображений?Цифровая корреляция изображений (DIC) описывает метод измерения смещения поверхности для регистрации движения, формы и деформации твердого объекта. Трудно получить надежные и качественные результаты ДИК, но легко получить элементарные результаты ДИК.
Также см. изображения и метаданные изображения .
Последнее обновление: июль 2022 г.
Продолжить чтение об изображении- Почему фишинговые электронные письма на основе изображений трудно обнаружить
- Размер образа контейнера имеет значение
- Передовой опыт корпоративного хранения данных изображений
- Зачем нужен контроль версий в управлении цифровыми активами
- Управление документами и управление контентом: чем они отличаются
управление правами на информацию (IRM)
Управление правами на доступ к данным (IRM) — это дисциплина, которая включает в себя управление, контроль и защиту содержимого от нежелательного доступа.
Сеть- CSU/DSU (блок обслуживания канала/блок обслуживания данных)
CSU/DSU (Channel Service Unit/Data Service Unit) — аппаратное устройство размером примерно с модем. Он преобразует цифровые данные …
- потоковая передача данных
Потоковая передача данных — это непрерывная передача данных из одного или нескольких источников с постоянной высокой скоростью для обработки в определенные …
- граница службы безопасного доступа (SASE)
Пограничный сервис безопасного доступа, также известный как SASE и произносится как «дерзкий», представляет собой модель облачной архитектуры, объединяющую сеть и …
- черный список приложений (занесение приложений в черный список)
Занесение приложений в черный список — все чаще называемое занесением в черный список — представляет собой практику сетевого или компьютерного администрирования, используемую . ..
- соковыжималка
Juice jacking — это эксплойт безопасности, в котором зараженная зарядная станция USB используется для компрометации устройств, которые к ней подключаются.
- безопасность гипервизора
Безопасность гипервизора — это процесс обеспечения безопасности гипервизора (программного обеспечения, обеспечивающего виртуализацию) на протяжении…
- Общепринятые принципы ведения учета (Принципы)
Общепринятые принципы ведения документации — это основа для управления записями таким образом, чтобы поддерживать …
- система управления обучением (LMS)
Система управления обучением представляет собой программное приложение или веб-технологию, используемую для планирования, реализации и оценки конкретных …
- Информационный век
Информационная эпоха — это идея о том, что доступ к информации и контроль над ней являются определяющими характеристиками нынешней эпохи . ..
- аутсорсинг процесса подбора персонала (RPO)
Аутсорсинг процесса найма (RPO) — это когда работодатель передает ответственность за поиск потенциальных кандидатов на работу …
- специалист по кадрам (HR)
Специалист по персоналу — это специалист по кадрам, который выполняет повседневные обязанности по управлению талантами, сотрудникам …
- жизненный цикл сотрудника
Жизненный цикл сотрудника — это модель человеческих ресурсов, которая определяет различные этапы, через которые работник проходит в …
- Платформа Adobe Experience
Adobe Experience Platform — это набор решений Adobe для управления качеством обслуживания клиентов (CXM).
- виртуальный помощник (помощник ИИ)
Виртуальный помощник, также называемый помощником ИИ или цифровым помощником, представляет собой прикладную программу, которая понимает естественные . ..
- входящий маркетинг
Входящий маркетинг — это стратегия, направленная на привлечение клиентов или лидов с помощью созданного компанией интернет-контента, тем самым …
Образ медсестры: анализ эволюционной концепции
. 2012 декабрь;43(1):81-9. doi: 10.5172/conu.2012.43.1.81.Мортеза Резаи-Адарьяни 1 , Махваш Салсали, Иса Мохаммади
принадлежность
- 1 Тегеранский университет медицинских наук, Тегеран, Иран.
- PMID: 23343236
- DOI: 10.5172/conu.2012.43.1.81
Мортеза Резаи-Адарьяни и др. Медсестра Контемп. 2012 Декабрь
. 2012 декабрь;43(1):81-9. doi: 10.5172/conu.2012.43.1.81.Авторы
Мортеза Резаи-Адарьяни 1 , Махваш Салсали, Иса Мохаммади
принадлежность
- 1 Тегеранский университет медицинских наук, Тегеран, Иран.
- PMID: 23343236
- DOI: 10.5172/conu.2012.43.1.81
Абстрактный
Долгосрочным вызовом для профессии медсестры является концепция имиджа. В этом исследовании мы использовали подход эволюционного анализа концепции Роджерса для анализа концепции образа медсестры (NI). Цель этого концептуального анализа состояла в том, чтобы прояснить атрибуты, антецеденты, последствия и последствия, связанные с концепцией. Мы провели комплексный обзор литературы в Интернете, чтобы найти литературу на английском языке, опубликованную с 1980-2011. Полученные данные показали, что НИ представляет собой многомерное, всеобъемлющее, парадоксальное, динамичное и сложное понятие. Средства массовой информации, невидимость, стиль одежды, поведение медсестер, гендерные вопросы и профессиональные организации являются наиболее важными предшественниками этой концепции. Мы обнаружили, что NI играет ключевую роль в наборе персонала и нехватке медсестер, распределении ресурсов для ухода, производительности труда медсестер, рабочей нагрузке, выгорании и неудовлетворенности работой, насилии в отношении медсестер, общественном доверии и заработной плате, доступной для медсестер. Глубокое понимание концепции СИ поможет медсестрам избавиться от негативных стереотипов и создать более профессиональный имидж медсестры и профессии.
Похожие статьи
- Восприятие греческими медсестрами интенсивной и неотложной помощи своего общественного имиджа: феноменологический подход.
Караникола М.Н., Папатанасоглу Э.Д., Николау К., Кутрубас А., Лемониду К. Караникола М.Н., и соавт. Dimens Crit Care Nurs. 2011 март-апрель;30(2):108-16. doi: 10.1097/DCC.0b013e3182052250. Dimens Crit Care Nurs. 2011. PMID: 21307691
- Ролевой стресс у медсестер на рабочем месте: анализ концепции.
Риахи С. Риахи С. Дж. Нурс Манаг. 2011 сен; 19 (6): 721-31. doi: 10.1111/j.1365-2834.2011.01235.x. Epub 2011 10 августа. Дж. Нурс Манаг. 2011. PMID: 21899625
- Удовлетворенность медсестер своей рабочей средой и результаты клинического медсестринского надзора за ощущением благополучия медсестер — норвежское исследование.
Бегат И., Эллефсен Б., Северинссон Э. Бегат I и др. Дж. Нурс Манаг. 2005 Май; 13 (3): 221-30. doi: 10.1111/j.1365-2834.2004.00527.x. Дж. Нурс Манаг. 2005. PMID: 15819834
- Профессия медсестры: общественный имидж, самооценка и профессиональная идентичность. Документ для обсуждения.
тен Хуве Ю., Янсен Г., Рудбол П. тен Хоев И. и др. J Ад Нурс. 2014 Февраль;70(2):295-309. дои: 10.1111/янв.12177. Epub 2013 26 мая. J Ад Нурс. 2014. PMID: 23711235 Обзор.
- Эмоциональный труд сестринского ухода: анализ эволюционной концепции.
Трук Х., Олдерсон М., Томпсон М. Truc H и др. Реч Соинс Инфирм. 2009 июнь; (97): 34-49. Реч Соинс Инфирм. 2009. PMID: 19642476 Обзор. Французский.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Образ медсестры, воспринимаемый обществом во время пандемии Covid-19: перекрестное исследование.
Уйсал Н., Демирдаг Х. Уйсал Н. и др. Нурс Форум. 2022 ноябрь;57(6):1339-1345. doi: 10.1111/nuf.12813. Epub 2022 12 октября. Нурс Форум. 2022. PMID: 36222499 Бесплатная статья ЧВК.
- Психометрические свойства и анализ латентного профиля Шкалы имиджа бренда медсестер: методологическое исследование в китайском контексте.
Чжоу Л., Ни З., Годси Дж. А., Сукпасжароен К. , У И, Лю Г., Чанкосон Т., Каллмейер Р., Цай Э. Чжоу Л. и др. БМЦ Нурс. 2022 сен 21; 21 (1): 259. doi: 10.1186/s12912-022-00975-2. БМЦ Нурс. 2022. PMID: 36131261 Бесплатная статья ЧВК.
- Социальное признание сестринского дела во время пандемии коронавируса: COVID-19 — возможность изменить общественное представление о сестринском деле.
Заманзаде В., Пурабдолла М., Гасемпур М. Заманзаде В. и др. Нурс Опен. 2022 сен;9(5):2525-2527. дои: 10.1002/nop2.1267. Epub 2022 14 июня. Нурс Опен. 2022. PMID: 35701890 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
- Восприятие имиджа профессии медсестры и его взаимосвязь с качеством медицинской помощи.
Гринберг К., Села Ю. Гринберг К. и соавт. БМЦ Нурс.