Я образ и я концепция: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

Психологическая энциклопедия психология человека от рождения


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


www.koob.ru


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ

МЛАДЕНЧЕСТВО • ДЕТСТВО • ЮНОСТЬ • ВЗРОСЛОСТЬ • СТАРОСТЬ

ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ А. А. РЕАНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«прайм-ЕВРОЗНАК»

Издательский Дом «НЕВА»

МОСКВА

ОЛМА-ПРЕСС» 2002

ББК 88.37 УДК 159.922 П86

Авторами соответствующих разделов книги являются:

Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И. А. Часть I: глава 12. Зинченко В. П. Часть I: глава 13. Костромина С. Н. В частях VI-VIII: глава 3. Маклаков А. Г. В частях II, IV-VIII: глава 1; часть III: глава 2. Петанова Е. И. В частях II, IV, VI-VIII: глава 4; часть III: глава 5.

Прокофьева В. А. В частях II, IV-VIII: глава 2; часть III: глава 3. Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава 6. Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава 4. Розум С. И. В частях II, IV-VIII: глава 5; часть III: глава 6. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А. Часть II: глава 6. Фельдштейн Д. И. Часть III: глава 1.

П 86 Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»). ISBN 5-93878-029-2

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концепции. Особое внимание в книге уделено вопросам возрастной периодизации и детской и подростковой агрессии.

Состав авторского коллектива этой книги — уникален. В работе над книгой принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое — академики и двое члены-корреспонденты Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны.

Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук.

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ

Редакторы М. Геркусова, О. Терехова

ЛП № 000370 от 30.12.99 ИД № 05761 от 04.09.01

Подписано в печать 26.03.2002. Формат 70 х 1081/ie. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 57,4. Уч.-изд. л. 58,9. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № 4067.

«прайм-ЕВРОЗНАК». 191126, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., 28/30

Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест». 129075, Москва,

Звездный бульвар, д. 23А, стр. 10

Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ». 103473, Москва, Краснопролетарская ул., 16

© Аверин В. А. 2001 © Прокофьева В. А. 2001

© Виленская Г. А. 2001 © Реан А. А. 2001

© Дандарова Ж. К. 2001 © Реан А. А. Составление,
© Деркач А. А. 2001 общая редакция. 2001

© Зазыкин В. Г. 2001 © Розум С. И. 2001

© Зимняя И. А. 2001 © Сергиенко Е. А. 2001

© Зинченко В. П. 2001 © Фельдштейн Д. И. 2001

© Костромина С. Н. 2001 © прайм-ЕВРОЗНАК. 2001

© Маклаков А. Г. 2001 © Серия, оформление,


ISBN 5-93878-029-2 © Петанова Е. И. 2001 прайм-ЕВРОЗНАК. 2001

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич

Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, декан факультета клинической психологии С.-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. Автор более 80 работ по проблемам профессионального становления и развития личности.

ДАНДАРОВА Жаргалма Кимовна

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и педагогической психологии.

ДЕРКАЧ Анатолий Алексеевич

Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, первый проректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 200 работ по проблемам психологии профессионального развития личности, психологии управления и социальной психологии.

ЗАЗЫКИН Владимир Георгиевич

Профессор, доктор психологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 130 работ по проблемам психологии профессионального развития.

ЗИМНЯЯ Ирина Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, заведующая отделом исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ. Автор более 200 работ по проблемам психологии общения, психолингвистики, педагогической психологии.

ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, почетный член Американской академии искусств и наук, руководитель Центра комплексного изучения человека Российской академии образования. Автор более 300 работ по проблемам инженерной психологии, детской психологии, психологии развития человека, теории и методологии психологии. Многие работы изданы на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

КОСТРОМИНА Светлана Николаевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С. -Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам педагогической психологии, психодиагностике и психологии развития детей.

Психология человека от рождения до смерти

МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич

Профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Военно-медицинской академии. Автор более 150 работ по проблемам общей психологии, психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях и проблемам психологической адаптации.

ПЕТАНОВА Елена Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психотерапии.

ПРОКОФЬЕВА Виктория Альбертовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психологии профессиональной адаптации.

РЕАН Артур Александрович

Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, эксперт и член правления Европейской ассоциации по работе с социально неблагополучными детьми, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 140 работ по проблемам социальной и педагогической психологии, психологии личностного развития, психологии агрессии.

РОЗУМ Сергей Иванович

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам общей психологии и психологии личности.

СЕРГИЕНКО Елена Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, член международного общества по изучению младенцев, заведующая лабораторией когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор более 110 работ по проблемам психического развития.

ВИЛЕНСКАЯ Галина Альаюедовна

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор работ по проблемам психического развития.

ФЕЛЬДШТЕИН Давид Иосифович

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, вице-президент Российской академии образования, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Автор более 200 работ по проблемам социального развития личности, психологии подростка, проблемам возрастной и педагогической психологии. Десятки работ переведены на иностранные языки и изданы во многих странах мира.

1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ 20

БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 21

СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ 22


  1. ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ 24

  2. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ
    27

СИНЕРГЕТИКА 28

ЦЕЛЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 29



  1. ЦЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ИТОГИ 31

  2. ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ 34

СРЕДА 34


АКТИВНОСТЬ 36

  1. ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 37

  2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 42

  3. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 45

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 47

ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ 47

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 48

СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 50

КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА 50

КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ 53

КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ 53

ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 58

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ 59

9. МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

61

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 61

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 62

КРИЗИС РАЗВИТИЯ 63

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ 64

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА … 66

10. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ 69

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 70

11. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 72

75

12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ


6 ■ СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ 81

  2. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 90

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ …. 91

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93

РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА И ПЛОДА 96

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ 96

ВТОРОЙ МЕСЯЦ 96

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ 97

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ 97

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ 97

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ 98

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ 98

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ 99

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ И НОВОРОЖДЕННЫЙ 99

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 100

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ 100

РАЗВИТИЕ КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101

РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101

РАЗВИТИЕ СЛУХА 101

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ 102

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 102

ПРЕДМЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ 103

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 105

ПЕРИОД ПОДГОТОВЛЕНИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ 105

ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ 107

СТАДИЯ «СЛОВ-ПРЕДЛОЖЕНИЙ» 107

СТАДИЯ ДВУХ-ТРЕХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 108

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 109

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ 110

Обобщение 110

Овладение речью 110

Сравнение 110

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 111

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 111

РАЗВИТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 112

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 112

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ 112

РЕЗЮМЕ 113

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 114

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ …. 114

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ 115

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ РЕБЕНКА . 117

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 118

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ 118

СОДЕРЖАНИЕ Ш 7

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ 119

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ 120

ЭМОЦИИ СТРАХА 121

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 121

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ

РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 122

РЕЗЮМЕ 123

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 124

ПОТРЕБНОСТИ — ПЕРВОИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

РЕБЕНКА 124

АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ 127

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ 128

ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

ИЛИ БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ К ЖИЗНИ 129

ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 130

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НОВЫХ. ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 130

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ 132

РЕЗЮМЕ 133

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 135

РАЗВИТИЕ «ТЕЛЕСНОГО» Я-ОБРАЗА 136

РАЗВИТИЕ «Я-ОБРАЗА» ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДМЕТАМИ 137

РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИУМА 138

ОБРАЗ Я И РОДИТЕЛИ 138

Я И НЕЗНАКОМЦЫ 140

ОТРАЖЕНИЕ «Я-ФАКТОРА» В РЕЧИ 140

ОТНОШЕНИЕ МЛАДЕНЦА К СЕБЕ 141

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 142

РЕЗЮМЕ 143

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДЕНЦЕВ 143

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 144

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОГО ПРОСТРАНСТВА И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ .145

РАЗВИТИЕ СХЕМЫ ТЕЛА 145

Новорожденный ребенок 145

Младенчество 146

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ 147

Манипуляторный характер действий 147

Функциональный характер действий 147

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 148

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА 150

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

ПОСЛЕ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ 151

Предметное общение 151

Речевое общение 152

ПОДРАЖАНИЕ — ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 152

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ 153

СИНДРОМ «ГОСПИТАЛИЗМА» 154

РЕЗЮМЕ 155

8 ■ СОДЕРЖАНИЕ ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

ГЛАВА 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА

ЧЕЛОВЕКА 156

ИСТОРИЯ ВОПРОСА 156

ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ 157

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 160

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 162

ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ 164

ИТОГИ ВОЗРАСТА 168

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 170

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА 174

ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 178

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ 179

РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ 181

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 181

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 182

АМНЕЗИЯ ДЕТСТВА 182

Переход от младенческой к взрослой форме организации памяти 183

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 184

ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ 184

Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим

обобщением языковых фактов 185

Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием

у него логического мышления 186

Третий этап развития речи ребенка, связанный с началом

изучения языка 186

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 186

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 187

ТЕОРИЯ ПИАЖЕ: 4 СТАДИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 188

ТЕОРИЯ ГАЛЬПЕРИНА: 5 ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ . .. 189

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ 190

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 190

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 191

Стадии развития воображения 191

Аффективная функция воображения 192

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 192

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 193

РЕЗЮМЕ 194

ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 195

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 2-6 ЛЕТ 195

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 2-4 ЛЕТ 196

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА 197

МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА 197

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ 198

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ 198

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ 199

0ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЮШШШШШЯЯШШШ СОДЕРЖАНИЕ ■

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ 200

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 202

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 203

СТРАХИ 203

РЕЗЮМЕ 204

ГЛАВА 4. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 206

КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК: ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ, УВАЖЕНИИ 207

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ 208

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ 208

ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ 208

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ 209

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ 211

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ 211

ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ 212

ИГРА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ 212

ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ 213

РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОПЫТСТВА 214

РЕЗЮМЕ 215

ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 216

РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ 218

ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ В Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА 218

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Я-ОБРАЗА 219

Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА В ИГРАХ РЕБЕНКА 220

Я-ОБРАЗ И ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА 221

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ 222

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ 223

Я-ОБРАЗ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ 224

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СВЯЗЬ МОРАЛЬНЫХ НОРМ И Я-ОБРАЗА 224


РЕЗЮМЕ 225

ГЛАВА 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 227

РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ УМЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 228

РАЗВИТИЕ «СХЕМЫ ТЕЛА» 229

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 230

ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ 230

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 231

СОСТАВ ГРУППЫ 232

СТАТУС 232

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 233

РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ 234

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ 234

УСВОЕНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ 234

РЕЗЮМЕ 235

ИТОГИ ВОЗРАСТА 236

238

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


10 ■ СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 242

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ 242

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 243

КОНСЕРВАЦИЯ 244

КЛАССИФИКАЦИЯ 245

СЕРИАЦИЯ 245

ТРАНЗИТИВНОСТЬ 246

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 247

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 247

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 249

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 249

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 250

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 251

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 252

ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 254

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 254

ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ 255

РЕЗЮМЕ 256

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 257

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 257

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 258

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 260

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 260

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 261

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ 262

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . 264


РЕЗЮМЕ 265

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 267

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ 267

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 268

МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 269

ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГА КАК ОСНОВНОГО МОРАЛЬНОГО МОТИВА 270

ЭМПАТИЯ 271

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 271

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ 272

Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника 273

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ 274

Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником» 274

Мотив хорошей отметки 274

Мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству

и признанию сверстниками 275

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАПРЕТНОГО 275

ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 277

РЕЗЮМЕ 277

СОДЕРЖАНИЕ ■ 11

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ 279

Я-РЕАЛЬНОЕ И Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ 280

ОБРАЗ ТЕЛА И Я-КОНЦЕПЦИЯ 281

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ 282

СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОГНИТИВНОГО

И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ 284

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА 285

САМООЦЕНКА РЕБЕНКА И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ 286

Система традиционного школьного обучения и самооценка 288

Формирование заниженной самооценки 288

Возрастные особенности взаимовлияния самооценки и успеваемости


ребенка 290

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ 291

Коррекция неуспеваемости 293

НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ 293

ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ

ИЗ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА 293

РЕЗЮМЕ 295

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 296

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 296

ВЕДУГЦАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 296

Структура учебной деятельности 297

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

И МОТОРНЫХ НАВЫКОВ 298

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 299

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ 300

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 300

ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ 300

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ 301

ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ 302

Лидерство 302

Дружба 303

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ 304

РЕЗЮМЕ 304

ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ 305

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ 306

АГРЕССИВНОСТЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 309

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ 310

ИТОГИ ВОЗРАСТА 313

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 315

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 319

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 319

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 319

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 321

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 323

12 ■ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 324

ПИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 324

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 326

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 326

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 328

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 328

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . … 330

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 331

РЕЗЮМЕ 334

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 335

ЭМОЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 335

«ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС» ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ 336

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 337

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 338

ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 338

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОЙ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ 339

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 340

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 343

РЕЗЮМЕ 343

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 345

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ 346

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ГРУППЕ 346

ПОТРЕБНОСТЬ В ДРУЖБЕ 347

МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 347

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 348

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ 350

Мотивы поступления в вуз и ПТУ 351

ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И САМОУТВЕРЖДЕНИИ 351

МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ

И ЮНОШЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ 352

МОТИВЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 353

МОТИВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 353

МОТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 355

РЕЗЮМЕ 355

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ 357

КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

И ПУТАНИЦА РОЛЕЙ 357

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 358

АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ 359

ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ 360

ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК И САМООЦЕНКА 361

ХАРАКТЕР САМООЦЕНКИ И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 362

ЭМАНСИПАЦИЯ САМООЦЕНКИ 363

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 363

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА САМООЦЕНКУ 364

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ …. 365


САМООЦЕНКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 366

шшшвшшшшшшшмяшштшшшшттжшшшшшшшшшшшшшж содержание ■ 13

ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ 367

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ 367

САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОДРОСТКА 367

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕВРОЗАХ 369

РЕЗЮМЕ 372

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 373

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ 373

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 374

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ 374

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 375

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ 375

Реакция эмансипации 375

Конфликты в семье 377

ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ 377

Подростковые группы 378

Конфликты в группе 378

Полоролевое поведение 378

РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ 379

Типы увлечений 379

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ 380

РЕЗЮМЕ 381

Каталог: upload
upload -> Основы теории и практики связей с общественностью
upload -> Balachova T. N., Isurina G. L., Regentova A. U., Tsvetkova L. A bonner B. L., Изучение влияния информационных материалов на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности
upload -> Основные Причины Появления Эректильной Дисфункции
upload -> Социальные теории лидерства: основные понятия и проблемы
upload -> Лидер как социальный тип: понятие и личностные особенности в западной исследовательской традиции
upload -> Лидерство как личностный феномен
upload -> —
upload -> Пирамида Маслоу плюс – новое слово в теории мотивации
upload -> Методическте рекомендации для студентов по дисциплине «психология журналистики» цели и задачи дисциплины дисциплина «Психология журналистики»


Скачать 6.62 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Я-концепция / Образ собственного Я (Самовосприятие) : yuriy_pyatak — LiveJournal

Я-концепция / Образ собственного Я (Самовосприятие)

>>>

Отрывки из книги: Максуэлл Мольц «Психокибернетика»

Открытие такого феномена, как образ собственного Я, ознаменовало собой прорыв в психологии и в области исследования особенностей творческой личности. Hо, как ни парадоксально, на эту тему написано сравнительно немного, совсем не потому, что влияние данного феномена оказалось недостаточно выраженным, а как раз из-за его слишком заметного воздействия. Один мой коллега, в частности, сказал: «Я не отваживаюсь публиковать результаты моих наблюдений, особенно для широкой публики, потому что, если изложить известные мне истории с поразительно яркими примерами позитивной трансформации личности, боюсь, меня обвинят в преувеличении или в стремлении создать некий новый культ, а может быть, и в том и в другом».

Образ собственного Я — ключ к вашей личности и поведению. Hо этим дело не ограничивается. Образ собственного Я определяет и рамки ваших возможностей – то, что вы в состоянии или не в состоянии сделать. Раздвигая границы образа, вы расширяете для себя и сферу возможного.

Значительным событием в области психологии явилось открытие так называемого образа собственного Я. Сознаем мы это или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. Порой перед нашим внутренним взором он предстает несколько туманным, недостаточно четко очерченным или вообще сознательно не воспринимается. Hо он есть, он присутствует в нас во всех мельчайших деталях. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представление о самом себе как о человеке, сформировавшееся на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь в большинстве случаев сложилось бессознательно — под впечатлением прошлого опыта, наших успехов и неудач, пережитых обид и триумфов, а также на основании отношения к нам других людей, особенно в детские годы. Из этих «кирпичиков» мы мысленно конструируем образ собственного Я. Какая-нибудь идея или мнение о самом себе, случайно вкрапливаясь в общую картину, сразу же становится для нас «реальной», «правдивой» Мы уже не сомневаемся в подлинности вновь приобретенного качества и действуем так, словно оно соответствует истине.

Этот образ собственного Я является «золотым ключиком» к более плодотворной, счастливой жизни благодаря двум важным условиям:

1. Все наши действия, чувства, поступки (даже способности) всегда согласуются с этим образом собственного Я.
Мы всегда будем «действовать подобно» той личности, с которой, по нашему убеждению, отождествляемся. Hо не только это. Мы просто не в состоянии поступать иначе, несмотря на сознательные усилия.

Представление о самом себе — это та предпосылка, база, фундамент, на котором покоится наша индивидуальность, и оно предопределяет особенности нашего поведения и, если угодно, наше материальное положение.

2. Представление о себе в самом деле можно изменить. Бесчисленные истории свидетельствуют о том, что никогда не поздно переменить образ собственного Я и, следовательно, начать новую жизнь.

Многочисленные эксперименты абсолютно четко продемонстрировали, что, как только менялся образ собственного Я, проблемы и задачи, согласующиеся с этим новым образом, решались легко, без чрезмерных усилий.

Hаш образ собственного Я и наши привычки всегда соответствуют друг другу. Измените одно, и вы автоматически измените другое.

<<<

«Вероятно, величайшим прорывом XX века в области человеческого потенциала стало открытие «Я-концепции»
Брайан Трейси

Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфорт. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью.

Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной «призмой», через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя «неспособным», может объяснить свой успех случайностью, а «способный» — проявлением своего таланта; «непривлекательный» расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а «привлекательный» как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной — как насмешку.

Я-концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу: «Я, как обычно, провалюсь» или «У меня все получится». Она позволяет ему предвидеть свои реакции: «Я испугаюсь», «Я расплачусь», «Я отнесусь к этому спокойно». Я-концепция навязывает человеку прогноз по поводу отношения и поведения людей в его адрес: «Меня никто не полюбит», «Надо мной будут смеяться», «Меня оценят высоко». Такой прогноз обладает свойством самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (или вызывающе) и тем самым действительно вызывает критику в свой адрес. Вместо того чтобы пассивно реагировать на окружающую среду, Я-концепция начинает изменять ее и подкреплять себя, не столько прогнозируя последствия, сколько провоцируя их.

Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «бедный» — в соответствии с известными ему стандартами поведения «бедного»; «неуспевающий» будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким образом, Я-концепция во многом определяет поведение.

————————-

Профессор психологии из университета Хертфордшира (Великобритания) Ричард Вайсман провел удивительный опыт. Он опубликовал в нескольких газетах объявление, в котором предлагал людям, которые считают себя исключительно удачливыми или, наоборот, невезучими, принять участие в эксперименте. Каждому откликнувшемуся ученый выдавал очень толстую газету и просил точно сосчитать количество фотографий в ней. Подвох состоял в том, что одна из страниц была поддельной. Там среди других рекламных объявлений ученые разместили свое следующего содержания: «Сообщите экспериментатору, что вы увидели ЭТО, и получите в награду 250 фунтов стерлингов». Объявление было набрано крупным шрифтом и занимало полстраницы.
Спрашивается, кто его заметил? Все без исключения «счастливчики» увидели и получили призы. И ни один из тех, кто перед испытаниями заявлял о своей невезучести, объявления не заметил! Все они были заняты выполнением инструкции: скрупулезным подсчетом фотографий. И на текст даже не обращали внимания.
Опыт хитрого Вайсмана показал: удача — это не благоприятное стечение обстоятельств, а наша готовность ими воспользоваться. — Причины невезения неудачников кроются в них самих, — считает профессор. — Как правило, такие люди напряжены, невротичны, зажаты, не уверены в себе и закомплексованы. И это их постоянное внутреннее беспокойство блокирует способность заметить что-то новое и неожиданное, прислушаться к своей интуиции и заметить «случайные возможности», которые одинаково встречаются на пути всех людей.

————————

P.S. Образ собственного Я, элементы Я-концепции и многое другое очень хорошо прорабатывается в позитивную сторону техниками Проработки / Процессинга. Обращайтесь!

* * *

Что такое изображение?

К

  • Эндрю Золя

Что такое изображение?

Изображение — это визуальное представление чего-либо, а цифровое изображение — это двоичное представление визуальных данных. Эти изображения могут принимать форму фотографий, графики и отдельных видеокадров. Для этой цели изображение представляет собой изображение, которое было создано или скопировано и сохранено в электронном виде.

Изображение также может быть описано в терминах векторной или растровой графики. Изображение, хранящееся в растровом виде, иногда называют растровым изображением . Карта изображений — это файл, содержащий информацию, которая связывает различные места на указанном изображении с гипертекстовыми ссылками.

Векторная графика против растровой графики

Стандартные форматы файлов цифровых изображений включают следующие.

JPEG

JPEG (произносится как JAY-peg) — это файл графического изображения, созданный в соответствии со стандартом Объединенной группы экспертов по фотографии. Эта группа экспертов разрабатывает и поддерживает стандарты набора алгоритмов сжатия файлов компьютерных изображений. Файлы JPEG обычно имеют расширение .jpg.

GIF

GIF (произносится как JIF многими, включая его дизайнера, и произносится как GIF с жесткой буквой G другими) означает формат обмена графикой. GIF-файлы используют двумерный (2D) растровый тип данных и двоично кодируются. Файлы GIF обычно имеют расширение .gif.

GIF89a — это формат анимированного изображения GIF. Основным преимуществом этого формата является возможность создания и воспроизведения анимированного изображения на веб-странице. Вращающийся значок, баннер с машущей рукой или буквы, которые волшебным образом увеличиваются, — все это примеры анимированных GIF-файлов. GIF89a также может быть указан для чересстрочных презентаций GIF.

PNG

PNG (произносится как пинг) — это формат файлов Portable Network Graphics для сжатия изображений. Он обеспечивает несколько улучшений по сравнению с форматом GIF. Как и GIF, файл PNG сжимается без потерь, что означает, что вся информация об изображении может быть восстановлена ​​при распаковке файла для просмотра. Файлы PNG обычно имеют расширение .png.

Сравнение векторных и растровых файлов
СВГ

SVG (Scalable Vector Graphics) — это векторный файл, используемый для отображения 2D-графики, диаграмм и иллюстраций в Интернете. Файлы SVG не зависят от уникальных пикселей для создания изображений, поэтому их можно увеличивать или уменьшать без потери разрешения. Это означает, что файл можно просматривать на дисплее компьютера любого размера и разрешения, например, на маленьком экране смартфона или на большом широкоформатном дисплее ПК.

Файлы

SVG также доступны для поиска и индексации, поскольку они используют расширяемый язык разметки (XML) 9формат 0052. Любая программа, например браузер, распознающая XML, может отобразить изображение, используя информацию, предоставленную в файле SVG. Файлы SVG обычно имеют расширение .svg.

ТИФФ

TIFF (Tag Image File Format) — это стандартный формат для обмена растровыми графическими (растровыми) изображениями между прикладными программами, в том числе используемыми для изображений сканера. Файлы TIFF имеют суффикс имени файла .tiff или .tif.

Что такое образ диска?

Копия всего содержимого устройства хранения, например жесткого диска, называется образ диска . Образы дисков представляют содержимое точно так же, как оно было на исходном устройстве хранения, включая данные и информацию о структуре.

Раздел ОЗУ, скопированный в другую память или место хранения, также известен как образ .

Что такое стабилизация изображения?

В фотографии и видеосъемке стабилизация изображения — это метод или процесс, используемый для стабилизации изображений и видео, когда камера дрожит из-за нетвердых рук.

Что такое разрешение изображения?

Детали, содержащиеся в конкретном изображении, известны как разрешение изображения . Чем выше разрешение, тем лучше видны детали изображения. Разрешение изображения определяет, насколько близко линии могут располагаться друг к другу, оставаясь видимыми. Единицы разрешения привязаны к физическим размерам, угловому размеру или размеру изображения (телевизионные строки или TVL).

Что такое обработка изображений?

Обработка изображения описывает процесс цифрового преобразования изображения и выполнения определенных операций для получения из него полезной информации. Системы обработки изображений часто обрабатывают изображения как 2D-сигналы при применении некоторых предопределенных подходов к обработке сигналов.

Типы обработки изображений включают следующие:

  • распознавание образов для измерения различных узоров вокруг объектов на изображении;
  • распознавание для обнаружения или различения объектов на изображении;
  • поиск для просмотра или поиска в обширной базе данных изображений для изображения, похожего на исходное изображение;
  • повышение резкости и восстановление для создания улучшенного изображения из исходного изображения; и
  • визуализация для идентификации объектов, не видимых на изображении.

Что такое сегментация изображения?

Разделение изображения на категории или области, соответствующие различным объектам или частям объекта, называется сегментацией изображения . Каждый пиксель изображения относится к одной из этих категорий. Разделение и сегментация визуальных входных данных упрощают анализ изображений. Каждый сегмент состоит из наборов из одного или нескольких пикселей. Сегментация изображения включает в себя сортировку пикселей на более крупные компоненты без необходимости рассматривать каждый пиксель как единое целое.

Что такое остаточное изображение?

Временное или постоянное остаточное изображение на экране называется остаточным изображением . Остаточное изображение иногда возникает на экранах, когда изображение отображается в течение длительного периода времени. Это происходит из-за различных характеристик материалов, используемых для получения изображения высокой четкости. Лучше избегать изображений, подверженных остаточному изображению, чтобы по возможности защитить цифровые экраны.

Что такое корреляция цифровых изображений?

Цифровая корреляция изображений (DIC) описывает метод измерения смещения поверхности для регистрации движения, формы и деформации твердого объекта. Трудно получить надежные и качественные результаты ДИК, но легко получить элементарные результаты ДИК.

Также см. изображения и метаданные изображения .

Последнее обновление: июль 2022 г.

Продолжить чтение об изображении
  • Почему фишинговые электронные письма на основе изображений трудно обнаружить
  • Размер образа контейнера имеет значение
  • Передовой опыт корпоративного хранения данных изображений
  • Зачем нужен контроль версий в управлении цифровыми активами
  • Управление документами и управление контентом: чем они отличаются
управление правами на информацию (IRM)

Управление правами на доступ к данным (IRM) — это дисциплина, которая включает в себя управление, контроль и защиту содержимого от нежелательного доступа.

Сеть

  • CSU/DSU (блок обслуживания канала/блок обслуживания данных)

    CSU/DSU (Channel Service Unit/Data Service Unit) — аппаратное устройство размером примерно с модем. Он преобразует цифровые данные …

  • потоковая передача данных

    Потоковая передача данных — это непрерывная передача данных из одного или нескольких источников с постоянной высокой скоростью для обработки в определенные …

  • граница службы безопасного доступа (SASE)

    Пограничный сервис безопасного доступа, также известный как SASE и произносится как «дерзкий», представляет собой модель облачной архитектуры, объединяющую сеть и …

Безопасность

  • черный список приложений (занесение приложений в черный список)

    Занесение приложений в черный список — все чаще называемое занесением в черный список — представляет собой практику сетевого или компьютерного администрирования, используемую . ..

  • соковыжималка

    Juice jacking — это эксплойт безопасности, в котором зараженная зарядная станция USB используется для компрометации устройств, которые к ней подключаются.

  • безопасность гипервизора

    Безопасность гипервизора — это процесс обеспечения безопасности гипервизора (программного обеспечения, обеспечивающего виртуализацию) на протяжении…

ИТ-директор

  • Общепринятые принципы ведения учета (Принципы)

    Общепринятые принципы ведения документации — это основа для управления записями таким образом, чтобы поддерживать …

  • система управления обучением (LMS)

    Система управления обучением представляет собой программное приложение или веб-технологию, используемую для планирования, реализации и оценки конкретных …

  • Информационный век

    Информационная эпоха — это идея о том, что доступ к информации и контроль над ней являются определяющими характеристиками нынешней эпохи . ..

HRSoftware

  • аутсорсинг процесса подбора персонала (RPO)

    Аутсорсинг процесса найма (RPO) — это когда работодатель передает ответственность за поиск потенциальных кандидатов на работу …

  • специалист по кадрам (HR)

    Специалист по персоналу — это специалист по кадрам, который выполняет повседневные обязанности по управлению талантами, сотрудникам …

  • жизненный цикл сотрудника

    Жизненный цикл сотрудника — это модель человеческих ресурсов, которая определяет различные этапы, через которые работник проходит в …

Служба поддержки клиентов

  • Платформа Adobe Experience

    Adobe Experience Platform — это набор решений Adobe для управления качеством обслуживания клиентов (CXM).

  • виртуальный помощник (помощник ИИ)

    Виртуальный помощник, также называемый помощником ИИ или цифровым помощником, представляет собой прикладную программу, которая понимает естественные . ..

  • входящий маркетинг

    Входящий маркетинг — это стратегия, направленная на привлечение клиентов или лидов с помощью созданного компанией интернет-контента, тем самым …

Образ медсестры: анализ эволюционной концепции

. 2012 декабрь;43(1):81-9.

doi: 10.5172/conu.2012.43.1.81.

Мортеза Резаи-Адарьяни 1 , Махваш Салсали, Иса Мохаммади

принадлежность

  • 1 Тегеранский университет медицинских наук, Тегеран, Иран.
  • PMID: 23343236
  • DOI: 10.5172/conu.2012.43.1.81

Мортеза Резаи-Адарьяни и др. Медсестра Контемп. 2012 Декабрь

. 2012 декабрь;43(1):81-9.

doi: 10.5172/conu.2012.43.1.81.

Авторы

Мортеза Резаи-Адарьяни 1 , Махваш Салсали, Иса Мохаммади

принадлежность

  • 1 Тегеранский университет медицинских наук, Тегеран, Иран.
  • PMID: 23343236
  • DOI: 10.5172/conu.2012.43.1.81

Абстрактный

Долгосрочным вызовом для профессии медсестры является концепция имиджа. В этом исследовании мы использовали подход эволюционного анализа концепции Роджерса для анализа концепции образа медсестры (NI). Цель этого концептуального анализа состояла в том, чтобы прояснить атрибуты, антецеденты, последствия и последствия, связанные с концепцией. Мы провели комплексный обзор литературы в Интернете, чтобы найти литературу на английском языке, опубликованную с 1980-2011. Полученные данные показали, что НИ представляет собой многомерное, всеобъемлющее, парадоксальное, динамичное и сложное понятие. Средства массовой информации, невидимость, стиль одежды, поведение медсестер, гендерные вопросы и профессиональные организации являются наиболее важными предшественниками этой концепции. Мы обнаружили, что NI играет ключевую роль в наборе персонала и нехватке медсестер, распределении ресурсов для ухода, производительности труда медсестер, рабочей нагрузке, выгорании и неудовлетворенности работой, насилии в отношении медсестер, общественном доверии и заработной плате, доступной для медсестер. Глубокое понимание концепции СИ поможет медсестрам избавиться от негативных стереотипов и создать более профессиональный имидж медсестры и профессии.

Похожие статьи

  • Восприятие греческими медсестрами интенсивной и неотложной помощи своего общественного имиджа: феноменологический подход.

    Караникола М.Н., Папатанасоглу Э.Д., Николау К., Кутрубас А., Лемониду К. Караникола М.Н., и соавт. Dimens Crit Care Nurs. 2011 март-апрель;30(2):108-16. doi: 10.1097/DCC.0b013e3182052250. Dimens Crit Care Nurs. 2011. PMID: 21307691

  • Ролевой стресс у медсестер на рабочем месте: анализ концепции.

    Риахи С. Риахи С. Дж. Нурс Манаг. 2011 сен; 19 (6): 721-31. doi: 10.1111/j.1365-2834.2011.01235.x. Epub 2011 10 августа. Дж. Нурс Манаг. 2011. PMID: 21899625

  • Удовлетворенность медсестер своей рабочей средой и результаты клинического медсестринского надзора за ощущением благополучия медсестер — норвежское исследование.

    Бегат И., Эллефсен Б., Северинссон Э. Бегат I и др. Дж. Нурс Манаг. 2005 Май; 13 (3): 221-30. doi: 10.1111/j.1365-2834.2004.00527.x. Дж. Нурс Манаг. 2005. PMID: 15819834

  • Профессия медсестры: общественный имидж, самооценка и профессиональная идентичность. Документ для обсуждения.

    тен Хуве Ю., Янсен Г., Рудбол П. тен Хоев И. и др. J Ад Нурс. 2014 Февраль;70(2):295-309. дои: 10.1111/янв.12177. Epub 2013 26 мая. J Ад Нурс. 2014. PMID: 23711235 Обзор.

  • Эмоциональный труд сестринского ухода: анализ эволюционной концепции.

    Трук Х., Олдерсон М., Томпсон М. Truc H и др. Реч Соинс Инфирм. 2009 июнь; (97): 34-49. Реч Соинс Инфирм. 2009. PMID: 19642476 Обзор. Французский.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Образ медсестры, воспринимаемый обществом во время пандемии Covid-19: перекрестное исследование.

    Уйсал Н., Демирдаг Х. Уйсал Н. и др. Нурс Форум. 2022 ноябрь;57(6):1339-1345. doi: 10.1111/nuf.12813. Epub 2022 12 октября. Нурс Форум. 2022. PMID: 36222499 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психометрические свойства и анализ латентного профиля Шкалы имиджа бренда медсестер: методологическое исследование в китайском контексте.

    Чжоу Л., Ни З., Годси Дж. А., Сукпасжароен К. , У И, Лю Г., Чанкосон Т., Каллмейер Р., Цай Э. Чжоу Л. и др. БМЦ Нурс. 2022 сен 21; 21 (1): 259. doi: 10.1186/s12912-022-00975-2. БМЦ Нурс. 2022. PMID: 36131261 Бесплатная статья ЧВК.

  • Социальное признание сестринского дела во время пандемии коронавируса: COVID-19 — возможность изменить общественное представление о сестринском деле.

    Заманзаде В., Пурабдолла М., Гасемпур М. Заманзаде В. и др. Нурс Опен. 2022 сен;9(5):2525-2527. дои: 10.1002/nop2.1267. Epub 2022 14 июня. Нурс Опен. 2022. PMID: 35701890 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

  • Восприятие имиджа профессии медсестры и его взаимосвязь с качеством медицинской помощи.

    Гринберг К., Села Ю. Гринберг К. и соавт. БМЦ Нурс.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts