Урок 8. Языковые средства публицистического и официально-делового стилей. 7 класс
Урок 8
Тема. Языковые средства публицистического и официально-делового стилей
Цели урока:
ознакомить учащихся с языковыми средствами публицистического и официально-делового стилей речи;
формировать навыки определения стилистической принадлежности текста исходя из речевой ситуации и анализа языковых средств; развивать творческую активность учащихся, умение самостоятельно принимать решения;
воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Этапы урока
I. Организационный этап.
II. Ориентировочно-мотивационный этап.
— Язык настолько гибок и совершенен, что им пользуются в самых разных речевых ситуациях. Одну и ту же мысль можно изложить разными способами. Каждый раз, когда мы общаемся с другими людьми, мы выбираем тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента.
Сегодня мы вспомним, какие стили речи существуют, какие особенности имеют, научимся определять по языковым средствам, к какому стилю принадлежит тот или иной текст.
III. Проверка домашнего задания.
§ 5, упр. 52.
Определить стиль речи. (Научный, т. к. в тексте объясняется, что такое пиктография.)
Выписать из текста языковые сведения, характерные для научного стиля речи.
Книжная лексика: алфавит, ситуация, правила чтения, отвлеченное понятие, система письма.
Научные термины: пиктография, пиктограмма, виды пиктографии.
Имена существительные среднего рода: изображение, обозначение, письмо, правило.
Глаголы в форме 3-го лица настоящего времени: используются, не знают, годится.
IV. Операционно-познавательный этап.
Игра «Внимание: розыск!»
Выберите из представленных признаков те, которые характерны для официально-делового, публицистического стилей речи. Запишите. (По вариантам.)
Для публицистического стиля характерны …
Общение между учреждениями, странами; убеждение, формирование определенного отношения к важнейшим фактам жизни общества; официальность, стандартность; призывность; речевые штампы, отглагольные существительные, сложные предложения; эмоциональная лексика, вопросительные и побудительные предложения, восклицания, обращения.
Официально-деловой стиль: общение между учреждениями, странами; официальность, стандартность; речевые штампы, отглагольные существительные, сложные предложения.
Публицистический стиль: убеждение, формирование определенного отношения к важнейшим фактам жизни общества; призывность; эмоциональная лексика, вопросительные и побудительные предложения, восклицания, обращения.
V. Закрепление учебного материала.
1. Тренировочные задания.
Пользуясь материалами таблицы на стр. 29-30, определите стиль речи следующих текстов, докажите свою точку зрения. (По вариантам или рядам.)
Высадил однажды овощевод преклонного возраста семена двухлетнего травянистого растения семейства крестоцветных, вегетационный период которого составляет от 60 до 80 дней. Перед началом посева он обеззаразил семена в горячей воде на протяжении 30 минут. После появления всходов рыхлил междурядья и удалял сорняковые растения. В фазе образования 2—3 листьев впервые было произведено прореживание. Спустя 72 дня было принято решение об уборке данного овоща. Однако овощеводу и его ассистентке убрать корнеплод не удалось в силу необычайно большого его размера. К уборке овоща были привлечены представители класса млекопитающих: собака Жучка, кошка и мышь. Так урожай был собран. Причины произрастания корнеплода такого размера и такой массы — явление пока неизученное; ни один подобный случай еще не был описан в научной литературе.
На участке, купленном 12.01 сего года, был посажен овощ, вид репка, размер — большой-пребольшой. Тянули его шесть лиц, а именно: Дедка (на вид 70 лет, рост около 170 см, телосложения худощавого, цвет волос черный, цвет глаз голубой, нос прямой), Бабка (на вид 70 лет, рост около 160 см, телосложения худощавого, цвет волос рыжий, цвет глаз зеленый, нос прямой), Внучка (на вид 10 лет, рост около 140 см, телосложения худощавого, цвет волос черный, цвет глаз карий, нос крючковатый), Жучка (порода немецкая овчарка, цвет рыжий), Кошка (порода сиамская, цвет белый), Мышка (цвет серый). Согласно показаниям свидетелей, никаких правонарушений выявлено не было. (Из протокола)
И в конце выпуска — радостная новость: самая большая в мире репка выросла в одной из белорусских деревень. Наш специальный корреспондент побывал в этой деревне и убедился, что репа действительно большая-пребольшая.
Корреспондент: Небольшая белорусская деревушка Высокое заставила говорить о себе весь мир. Именно здесь вырастили репу аномальных размеров — 18 килограммов 570 граммов, метр в диаметре. Даже предыдущий рекордсмен — репа «Фантастик», выращенная в Великобритании, меньше этой красавицы на 430 граммов.
Дед, пенсионер, хозяин рекордсменки: Конечно, приятно чувствовать себя счастливым владельцем репки… Знали бы вы, сколько мы ее вытаскивали, пришлось даже животину свою выгонять, чтобы вытянуть.
Корреспондент: Пока что всех волнует не столько сам факт рекорда, сколько аномальные размеры репки — обычно репа таких размеров не достигает. Как вам удалось вырастить репу-великана?
Бабка, хозяйка рекордсменки: Я не знаю, как это произошло. Пользуемся вроде теми же удобрениями, как и все, поливаем, как все… Наверно, судьба у нас такая на старости лет — такую репу получить.
На этом мы заканчиваем свой репортаж. Наш канал будет следить за дальнейшими успехами Деда на его нелегком сельскохозяйственном поприще.
Физминутка
2. Выполнение упражнения 53.
1. Определить стиль и основную задачу текста.
2. Выписать из текста языковые средства, характерные для определенного стиля.
3. Составить план.
3. Прочитать текст. Определить стиль, основную задачу текста. (Официально-деловой стиль. Основная задача — дать практический совет.) Найти языковые средства, с помощью которых автор дает практический совет.
Стандартные выражения: кофе развести 5—6 столовыми ложками кипятка. Сахар растворить, небольшом количестве воды, варить в кастрюле, растереть желтки и влить их в сахарный сироп, масса загустеет, влить туда кофе, хорошо перемешать; вылить в форму, поставить в холодильник.
Сложные предложения: 2, 4.
Как приготовить желе
Растворимый кофе развести 5—6 столовыми ложками кипятка. Сахар (полстакана) растворить в небольшом количестве воды и варить в кастрюле до тех пор, пока из сиропа не будут вытягиваться нити.
В отдельной посуде растереть желтки и влить их в сахарный сироп тонкой струйкой, при этом взбивать желтки непрерывно. Когда масса загустеет, влить туда кофе, хорошо перемешать. Вылить в форму, поставить в холодильник.
VI. Подведение итогов урока.
Ответить на вопросы на с. 37 учебника.
VII. Рефлексивный этап.
Прием «Прогноз погоды»
Представьте себя сотрудниками Гидрометцентра. Опишите погоду сегодняшнего урока.
VIII. Домашнее задание.
§ 5, упр. 54, вопросы на с. 37.
Публицистический стиль речи — это… (примеры текстов)
Содержание
Публицистический стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая используется средствами массовой информации с целью воздействия на слушателей и читателей при освещении событий общественно-политической жизни.
Узнаем, что такое публицистический стиль речи в русском языке, указав его цель, стилевые черты, жанры, характерные языковые средства, отличающие его от других книжных стилей речи. Приведем примеры текстов публицистического стиля.
Что такое публицистический стиль?
Публицистический стиль — это язык общественно-политической литературы и средств массовой информации: газет, журналов, радио и телевидения.
Публицистику называют летописью современной жизни общества. С этой точки зрения можно утверждать, что она отражает текущую историю.
Нет такой темы, которая ни интересовала бы журналистов. Публицистика обращена к злободневным политическим, социальным, культурным, философским, бытовым проблемам общества. С этой позиции отметим, что публицистический стиль речи реализуется для выражения достоверной и исчерпывающей информации читателей о важных событиях общественно-политической жизни.
В Германии завершились парламентские выборы. Как сообщает телеканал ARD, согласно предварительным данным Федеральной избирательной комиссии страны по итогам подсчёта данных всех 299 округов после подсчёта 100% бюллетеней во всех округах победу одержала Социал-демократическая партия Германии — она получает 25,7% голосов ( лидер — Олаф Шольц).
С другой стороны, этот стиль речи призван не только информировать, но и воздействовать на свою аудиторию, формировать у читателей определенный взгляд на обсуждаемые события и животрепещущие вопросы внутренней и внешней политики, экономики, культуры, спорта, то есть в конечном итоге влиять на мировоззрение общества. Учитывая выявленную функциональность, определим, что такое публицистический стиль речи.
Определение
Публицистический стиль — это разновидность русского литературного языка, которая используется для убеждения читателей, информирования о важных событиях общественно-политической жизни.
В связи с задачей воздействовать на людей публицистике присущи характерные стилевые черты:
- призывность
- яркость
- эмоциональность
Этот стиль речи чаще всего оформляется в виде монолога об описываемом явлении или проблеме. Например, автор статьи о русском писателе Ф. М. Достоевском ведет доверительный разговор со своим читателем.
Герой наших дней
Достоевского массово издают в Китае, Корее, Аргентине, Бразилии, не говоря уж о Европе, где с его романами знакомы уже очень давно. Правда, долгое время Достоевского на Западе полагали автором полицейских и фельетонных романов, которые пишутся за месяц, читаются за вечер и забываются через пару дней. Тех же «Братьев Карамазовых» считали криминальным бытовым романчиком и при переводе выбрасывали из него «Легенду о Великом Инквизиторе». Теперь же на конференции Института русской литературы РАН, прошедшей нынешним летом, швейцарская писательница Ильма Ракуза заявила: «Безусловно герой нашего времени — Иван Карамазов и его «Легенда о Великом Инквизиторе», в которой дан глубокий анализ механизмов тоталитаризма и которая и по сей день остаётся необычайно актуальной».
Основные признаки стиля | Публицистический стиль |
Основная функция | Воздействовать на общественное сознание, информируя широкие круги населения о важнейших актуальных событиях и проблемах современности, сформировать общественное мнение. |
Жанры | Информационные: заметка, репортаж, интервью. Аналитические: корреспонденция, статья, рецензия. Художественно-публицистические: зарисовка, очерк, эссе. Выступления на общественно-политические темы, театрально-драматические и музыкальные композиции, направленные на решение социальных проблем. |
Основные черты стиля |
|
Специфическая лексика |
|
Грамматические особенности | Разнообразные виды синтаксических конструкций, стилистические фигуры; преобладание именных и глагольных частей речи. |
Жанры публицистического стиля речи
Публицистический стиль речи используется для освещения событий в различных сферах общественно-политической жизни. В соответствии с этим его жанровый диапазон достаточно широк. В устной речи публицистический стиль используется в выступлениях адвокатов, ораторов на митингах и собраниях, выступлениях политических и общественных деятелей по телевидению и радио.
Преобладающей формой публицистики является письменная речь, которая реализуется в жанрах:
- публицистическая статья
- очерк
- заметка
- интервью
- репортаж
- эссе
- портретный очерк
- путевые заметки
- памфлет
- фельетон
В качестве примера текста приведем отрывок очерка, опубликованного в журнале «Загадки истории», о женщине-танкистке Александре Ращупкиной.
В годы Великой Отечественной войны наравне с мужчинами на защиту Родины встали и женщины. Больше всего их насчитывалось в военно-медицинских учреждениях (70% младшего и среднего персонала), подразделениях связи (до 80%) и дорожных войсках (больше половины). Но вот с женщинами-танкистками все было по-иному: по оценкам ученых-историков в войсках женщин-танкисток насчитывалось не более 20. Поэтому военная судьба Александры Ращупкиной во всех смыслах уникальна. Ведь Александра, или Сашка-сорванец, как называли её сослуживцы, смогла повторить историю «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, участницы войны с французами 1812 года.
Александра начала свой боевой путь в составе знаменитой 62-ой армии генерала Василия Чуйкова, на Сталинградском фронте. Отлично водила танк, и сослуживцы дали ей прозвище Санька-сорванец. Она принимала активное участие в освобождении Украины, Польши, проявляя при этом мужество и героизм. За три года службы женщина-танкист прошла с товарищами огонь и воду. Все это время служила механиком-водителем танка, и никто не догадывался, что рядом с ними находится женщина.
Виктор Приходько
Языковые средства публицистического стиля
Основу публицистики, как и любого стиля речи, составляет общеупотребительная нейтральная лексика русского языка. Вместе с тем публицистический стиль отличают характерные языковые средства.
В связи с освещением важных или злободневных событий для публицистики характерна общественно-политическая лексика (депутат, выборы, парламент, обороноспособность, консенсус), употребление морально-этических слов (согласие, сострадание, милосердие, вежливость), торжественных слов, фразеологизмов и речевых штампов (Отчизна, держава, воспрянуть, преодолеть, одержать победу, стоять насмерть, держать руку на пульсе).
В текстах публицистического стиля для реализации функции воздействия на читателей нередко используются эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, восклицания, риторические вопросы, побудительные предложения. В публицистике часто употребляются повторы и инверсия.
Видеоурок
10 распространенных ошибок, которые допускают журналисты (и как их избежать)
Если вы пишете для СМИ или ведете блог о событиях, заслуживающих освещения в печати, вам будет полезен этот пост, в котором мы расскажем о 10 распространенных ошибках журналистов и расскажем, как чтобы избежать их.
Журналистика должна быть беспристрастной и точной.
Новостные статьи ежедневно просматривают миллионы читателей. Мы полагаемся на новостные платформы, чтобы узнать, что происходит в мире, или следить за текущими событиями.
Но, к сожалению, это не означает, что репортажи безупречны.
Ошибки случаются. Эти ошибки могут пройти мимо всей редакционной команды, и всплывут в Интернете или в печати .
Иногда эти ошибки могут быть простыми орфографическими ошибками. Эти ошибки также могут влиять на точность (и восприятие) новостей
При написании материалов, насыщенных фактами, или новостей, ошибки — это больше, чем просто забавный репост. Ошибки могут быть опасными.
Журналисты, блоггеры, корректоры и редакторы должны остерегаться этих фатальных журналистских оплошностей. Для лучшего освещения новостей также важно сообщать об этих ошибках, когда вы видели, как кто-то ошибся.
Сообщать об ошибках в новостях
Читателю важно сообщать об ошибках.
Если вы допустили ошибку в своем собственном письме, хотели бы вы, чтобы кто-нибудь сказал вам об этом? Если люди узнают об ошибках, это может помочь кому-то их исправить.
Если вы увидели ошибку онлайн или распечатайте:
- Свяжитесь с редактором.
- Связаться с писателем.
- Свяжитесь с Советом прессы.
Для информирования редактора (или автора) требуется простое электронное письмо . Просто скажите: «Привет, я это заметил». Обычно этого достаточно, чтобы увидеть исправление.
Третий вариант следует зарезервировать для любых ошибок, связанных с публикацией, которые противоречат Кодексу поведения. Новости должны быть точными и непредвзятыми. Если это не так, Совет по прессе может провести расследование.
Хотя большинство этих ошибок случайны, они могут представлять опасность для чтения, восприятия или понимания фактов.
Если что-то увидишь, скажи что-нибудь. Это то, что делает новостные репортажи честными.
Как избежать 10 самых распространенных ошибок в журналистике .
Как блогер, писатель или журналист, всегда проверяйте окончательный вариант. (Также проверьте, что ваше программное обеспечение для публикации или платформа для загрузки делает с текстом.)
В течение нескольких секунд перед отправкой появляются небольшие ошибки. Дважды проверьте свое письмо.
Мы расскажем вам, что это за ошибки, чтобы вы знали, на что обращать внимание. Блоги тоже учитываются. Пока вы пишете о реальных событиях, следите за этими ошибками.
1. Использование неправильного написания (или неправильного имени)
Имена (компаний и людей) всегда должны быть написаны правильно.
Если вы не уверены, найдите имя на основные новостные сайты , чтобы увидеть стандартное, принятое правописание.
Неправильно указывать имена в статье потенциально непрофессионально. В результате читатели могут потерять доверие к остальной части статьи.
2. Неуместные или нерелевантные избранные изображения
Когда статьи загружаются на такие платформы, как WordPress, система выбирает «избранное изображение».
Когда этими статьями делятся в социальных сетях, рядом со ссылкой появляется избранное изображение.
Всегда устанавливайте изображения объектов вручную. Если вы этого не сделаете, вы рискуете увидеть нерелевантные или оскорбительные изображения.
Например, представьте рекламу страховки, «упомянутую» в статье об автомобильной аварии. Хотя это случайно, это может показаться дурным тоном.
3. Создание смещения изображения
Изображение, размещенное рядом со статьей, может повлиять на восприятие текста читателем.
Вы заметили, что в статьях хороших фотографий одних политиков и плохих фотографий других? Это либо случайное, либо преднамеренное смещение изображения .
Изображения могут сделать людей сильными или слабыми, сильными или уязвимыми, смешными или авторитетными. Это грязный трюк, но это происходит каждый день.
Не делайте этого случайно (и тем более не специально).
4. Расплывчатые местоимения (или петли местоимений)
Эффективное написание новостей проясняет имена (и кто они в контексте ).
После первого использования можно использовать местоимения. Но никогда не злоупотребляйте ими, если это может вызвать путаницу.
Статья тонет в словах он, она и они непонятно.
Читатель всегда должен знать, к кому относится статья.
5. Прямой рерайтинг оригинальных новостей
Копирование новостной статьи из статьи другого журналиста для переписывания неуклюже, лениво и распространено в блогах.
Исследуйте историю сами, чтобы найти оригинальное исследование, или атрибутируй все и найди свой ракурс.
Переписать чужую новость легко. Но это ленивые новости. Это может быть даже плагиат. Проверяйте сообщения с помощью средств проверки авторских прав , таких как Copyscape или Writer. com .
6. Отсутствие ясности
Новостные статьи должны быть четкими.
Расплывчатость — распространенная (и пагубная) ошибка.
Если вы когда-нибудь читали новость, которая казалась распутавшейся нитью, вы знаете, что это значит.
Например, что-то, что говорит «двоюродный брат дяди друга жертвы», на самом деле ничего не говорит.
7. Использование неправильных идиом (или неправильных идиом)
Идиомы прекрасны и делают использование языка интересным. «Жесткие новости» просто неуместны. Распространенным недостатком является неправильное (или неуместное) использование поговорок или идиом.
Если вы включаете поговорку или идиому в характеристику, посмотрите этимологию или значение .
Иногда это означает не то, что вы думаете. Вот так новости могут оскорбить многих людей простым непониманием .
8. Слишком много (или мало) подробностей
Пролистнув детали, читатели потеряют факты. Включите нерелевантные детали, и читатели потеряются в «информационной перегрузке». Упомяните личную или секретную информацию, и это будет совершенно другой юридический вопрос.
Написание новостей должно включать важные детали, относящиеся к заголовку. Не больше и не меньше.
9. Неточное или частичное цитирование
Журналистам и писателям доверяют точное цитирование .
Никогда не публикуйте частичные цитаты, которые могут изменить, изменить или повлиять на восприятие цитаты .
Это одна из самых опасных вещей, которые может сделать писатель.
Всегда храните файлы интервью в качестве доказательства полного интервью и того, что было сказано. (Если кто-то говорит, что они были неверно процитированы, можете ли вы доказать обратное?)
10. Приманка для заголовка (за счет точности)
Броские заголовки — это нормально. Кликабельные заголовки — это нормально.
Но любой заголовок, который меняет контекст статьи (или не имеет ничего общего с текстом), заманивает читателя.
Заголовки могут быть умными и остроумными, если они точны и релевантны .
Последнее слово
Я надеюсь, что эта статья о 10 наиболее распространенных ошибках журналистов поможет вам в написании статей.
Если вы хотите улучшить свое письмо, купите Полное пособие по грамматике 9.0005 .Алекс Дж. Койн. Алекс — писатель, корректор и постоянный игрок в карты. Его статьи о картах, бридже и игре в карты появились в журналах Great Bridge Links, Gifts for Card Players, Bridge Canada Magazine и Caribbean Compass. Свяжитесь с нами на сайте alexcoyneofficial.com.
Если вам понравилось, прочитайте другие его посты:
- Предисловия, предисловия, прологи и введения — в чем разница?
- Основное руководство по написанию SEO (с 11 советами по написанию SEO)
- Полное руководство по написанию на простом языке (и 10 расшифрованных предложений)
- 10 основных советов, как не отвлекаться от письма
- 10 ошибок редактирования, которых сценаристы должны избегать любой ценой
- 10 советов по писательскому мастерству от Стивена Кинга
- Ускоренный курс по основам копирайтинга
- Все, что вам нужно знать о деловой переписке
Главный совет : Узнайте больше о наших онлайн-курсах и рабочих тетрадях в магазин .
Опубликовано: 2 ноября 2020 г.
Язык журналистики: многожанровая перспектива: Анджела Смит: Bloomsbury Academic
Вы должны войти, чтобы добавить этот элемент в свой список желаний. Пожалуйста, войдите или создайте учетную запись
Автор
Анджела Смит
Анджела Смит — профессор языка и культуры…
Автор
Майкл Хиггинс
Доктор Майкл Хиггинс — директор отдела журналистики и…
отзывов
Язык журналистики Впечатляющий теоретический анализ удовлетворит самого взыскательного ученого, а его ясность цели и выражения также просветит новичков в предмете. Критический анализ Хиггинса и Смита явно связан с подходящими и интересными эмпирическими примерами; чрезвычайно полезно для ученых, преподавателей и студентов. Книга необходима для чтения любому серьезному исследователю силы языка и его использования во всех аспектах журналистики.
Мик Темпл, профессор журналистики и политики Стаффордширского университета, Великобритания, соредактор отдела журналистского образования; Соучредитель группы СМИ и политики, PSA
Эту книгу приятно читать. Его страницы наполнены идеями, которые бросят вызов как студентам, так и преподавателям. Авторов следует похвалить за критическую оценку журналистского языка. Читатели знакомятся с сутью понимания журналистики, уделяя особое внимание месту языка в том, как создаются и понимаются истории. Ключевые концепции и методы анализа языка и дискурса излагаются до того, как авторы анализируют роль языка в вещательной, печатной и онлайн-журналистике.
Кевин Рафтер, старший преподаватель политических коммуникаций и заместитель декана по исследованиям Дублинского городского университета, Ирландия
-
Благодаря богатому анализу примеров из современной журналистики эта книга прекрасно знакомит читателей с анализом журналистского языка. Авторы выполняют сложную задачу познакомить читателей с анализом дискурса, в то же время оставаясь твердо сосредоточенными на его ценности для понимания наших медиа, от того, как новости в прямом эфире достигают своей привлекательности, до того, как читателям потребительских журналов предлагается разобраться в себе. Прежде всего, книга дает читателям широкий спектр инструментов для более глубокого осмысления того, как текстовая практика журналистики конструирует версии нашего мира.
Дональд Мэтисон, старший преподаватель Школы социальных и политических наук Кентерберийского университета, Новая Зеландия
Анджела Смит и доктор Майкл Хиггинс исследуют использование средств массовой информации языка для преднамеренного и непреднамеренного поддержания общественного статус-кво. Главы четко организованы с множеством подзаголовков и маркированным заключением, что, опять же, может быть полезно для учащихся. Это было бы хорошим чтением для использования во вводном курсе по СМИ и обществу… Таким образом, оно вносит полезный вклад в нашу академическую область.