Забота как проявляется: Забота, заботливость, заботливый — Психологос

Содержание

Почему забота — это категория науки о гендере и как общество мешает нам заботиться о других? • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсВведение в гендерные исследованияАудиолекцииМатериалы

Зачем заботиться о том, кто заботится, и почему это важно в масштабах человечества

Автор Елена Здравомыслова

Сегодняшняя лекция посвящена заботе. Начнем со словоупотребления, хотя слово это знакомо всем носителям русского языка. Словарь русского языка Ожегова дает следующие три основных определения слова «забота». Первое — «бес­покойство, беспокойное, обременительное дело». Например: «много забот у кого-то», или «заботы по хозяйству», или «забот по горло». Второе — «мысль или деятельность, направленная на благополучие кого-то или чего-то». И третье — «внимание, попечение, уход, опека». Антонимы слова «забота» — «безразличие» и «невнимание».

Ну и вот в целом я хочу начать с того, что разговор о заботе понятен всем, потому что человек в течение всей своей жизни постоянно вовлекается в этот опыт.

Человек — хрупкое существо. Новорожденный младенец совсем беспо­мощен, он нуждается в длительной заботе и долго остается зависимым. Забота — это кормление и умывание, воспитание, обучение навыкам повседневного бытия, жизни в большом обществе для тех, кто еще не стал взрослым. С возрастом человек становится все более самостоятельным в своих действиях, но возникают привязанности и отношения, и он сам начинает заботиться о других человеческих и нечеловеческих существах. Взрослый человек болеет, и тогда для скорейшего выздоровления он нуждается не только в медикамен­тозном лечении, но и в уходе и в под­держке. А в стар­шем возрасте человек становится более уязвимым физически и психо­логически: наступает время жизни, когда ему становится трудно справляться с повседневными делами, даже уходом за собой иногда, и его зависимость, потребность в поддержке возрастают.

Я начинаю наш разговор рассказом о хруп­кости человеческой жизни, чтобы подчеркнуть, насколько универ­сален опыт заботы, насколько важна забота для благополучия отдельного человека и общества в целом.

Мы неиз­бежно активно включаемся в отноше­ния заботы в течение всего жизненного пути, являемся адресатами заботы, сами ее осуществляем, но, конечно, не все и не всегда.

Разговор о заботе — это о повседневном опыте поддержки людей. И мы пони­маем, что забота — это об отношениях, о помощи. В таких отношениях всегда воспроизводится определенная структура: есть заботящийся, тот, кто печется о благополучии кого-то или чего-то, и тот, на кого направлена забота, и есть усилия, ориентированные на благополучие другого, который как-то их воспри­нимает, поощряет или отталкивает. Забота универсальна, но она социально и культурно конструируется, то есть она принимает разные формы и конфигу­рации в различных обществах. И в нашей повседневной жизни мы понимаем, что забота может быть различной и по адресату: больной человек — и самый молодой, и ребенок, и пожилой. По месту осуществле­ния: дома или в специ­аль­ном учреждении. По длительности: долгосрочная забота или разовая. По степени формализации: ее может осуществлять член семьи или специалист, профессионал по стандарту и по степени профессиона­лизации.

Ну и также по субъекту заботы.

Забота в представлении людей — очень бытовая категория со множеством бытовых коннотаций, но при этом она является социологической категорией, и вот в данной лекции мы будем говорить о социологическом понима­нии заботы. Нам интересно, как осмыс­ливают заботу гендерные исследова­тели, какие формы они различают, какие результаты различных видов заботы видят, что происходит с практиками заботы в современном мире. Мы обсудим тренды коммоди­фикации и профессионализации заботы, их аутсорсинг рыночным институтам и профессионалам. Мы обратим внимание на феномен глобального похолодания и проекты решения кризиса заботы, которые предлагают исследо­ватели и социальные политики.

Как осмысливается забота как социаль­ный феномен? Термин «забота» и свя­занный с ним круг понятий приходит в социальные науки благодаря акаде­мическим феминисткам второй волны. Он приходит из повседневной речи социальной политики 1970-х годов. Забота определяется следующим образом: это совокупность физических, интеллектуальных и эмоциональных усилий, которые направлены на благо­по­лучие других людей, в особенности тех, кто нуждается в помощи и ограни­чен в степени самостоятель­ности. Именно поэто­му, обсуждая заботу, ее практики, исследователи чаще всего говорят о детях, больных и стариках. Мы уже знаем из предыдущих лекций, что феминистские исследователи всегда имеют в виду проблему неравенства и несправедливости, а также ставят перед собой посильные задачи их пре­одоле­ния. И в данном случае они говорят о проблемах неравенства и непри­знания заботы, о пробле­мах заботящегося человека и того, кому адресованы его усилия. Их интересует дефицит и несправед­ливость распределения заботы в современном обществе, они стремятся его преодолеть и поэтому изучают то, как организованы практики повседневного ухода за зависимыми людьми.

Далее мы обозначим тематическое поле гендерных исследований заботы, пусть даже фрагментарно. Вот первая важ­нейшая тема — положение в обществе тех, кто заботится. Гендерные исследователи стали изучать заботу как повсед­нев­ный неоплачиваемый домашний труд женщин. То есть это матери, супруги и бабушки, домашние хозяйки и работающие женщины, родственники, осуще­ствляющие уход за детьми, больными и немощными домочадцами, с которыми они проживают вместе или раздельно.

Но заботятся не только о тех, кто явля­ется в высшей степени зависимым. Забота распространяется на всех близких. Домашняя забота осуществля­ется в пространстве дома членами семьи, не опла­чивается и ограничивает в степени свободы всех, кто вовлечен в эти практики. Таким образом, забота понимается как труд, нераз­рывно связанный с семейны­ми ролями. Термин «труд заботы», а по-английскиcare work, используется для обозначе­ния того, что раньше считалось просто женской ролью и женским естественным предназначением.

Исследовательницам важно сделать видимым то, что раньше считалось само собой разумеющимся. В россий­ском контексте исследования женской домашней работы также проводились. Еще в 1970-е годы Гордон и Клопов в своей книге «Человек после работы» представляют результаты изучения бюджета рабочих семей. И обнаружили они в этом исследовании, что рабо­тающие женщины тратят в 2,5 раза больше времени на домашнюю работу. В целом труд заботы как домашней работы предполагает серьезные усилия, хотя выглядит как рутина.

Он никогда не кончается. Его можно облегчить с помощью механизмов и внешних помощников, но забота о близких всегда сохраняет свою эмоциональную напряженность, свою телесную вовлеченность, свою значимость для того, кто это делает, и для того, кому она адресована.

Забота о близких — это труд, повторю еще раз, но труд особого рода. Как же его назвать? Как обозначить его отличия от других форм труда, особенно оплачи­ваемых? И вот тут помогает метафора «труд любви», которую вводят в оборот английские исследовательницы Андерсон и Грэм. Труд любви как особый вид работы включает все виды непосредственного практического ухода и обслу­жива­ния близких. Такая забота многозадачна, предполагает разнопла­новые и нестандар­тизируемые трудовые задания, которые постоянно меня­ются. Часто такая домашняя деятельность рутинизирована, то есть она выполня­ется как само собой разумеющееся выражение чувств, отношений, семейного долга. Забота предполагает комплексное расходование мате­риальных, физических, интеллектуаль­ных и, что чрезвычайно важно, эмоциональных ресурсов, которые связаны воедино.

Именно потому, что это труд любви, забота отлича­ется от других видов работы своей мотива­цией. Она осуществляется не из-за того, что ожидается оплата. Она осуществля­ется из чувства долга или привя­зан­ности. Ядром заботы является персонализиро­ванное отношение к другому и эмоциональная работа, которая подразумевает следование правилам выражения чувств, правилам чувствования, и они определяются культурой общества.

Труд профессионалов также должен соответствовать вот этой логике вовле­ченного персонализированного участия, внимания к потребностям зависимого человека. Так должны работать и нянечки, и медсестры, и социальные работ­ники. Но они далеко не всегда таким образом относятся к своим подопечным. И в небрежении заботой виноваты не только они сами, но и те условия, в которых они трудятся.

Феминистские исследователи подчеркивают, что практики заботы пронизаны отношениями власти, обусловленной неравным распределе­нием ресурсов контроля и степенью нуждаемости. Нуждающиеся в поддержке люди получают помощь, но тем самым они являются объектами контроля. Степень автономии зависимого человека может быть различной: он даже сам иногда может испытывать когнитивные нарушения и быть полностью зависимым. Но иногда, наоборот, этот человек нуждается в незначительной поддержке. Но сам факт зависимости остается. Отсюда вытекает потен­циально конфликтный характер отношений заботы. То есть я хочу подчеркнуть, что нельзя ожидать от отно­шений заботы полной гармонии, всегдашней удовлетворенности обеих сторон. Могут возникать конфликты между получателем заботы и тем, кто ее практи­чески осуществляет, — и дома, и в сфере внедомашней. Няня может быть недовольна мамой, которая явля­ется ее работодателем, если та избы­точ­но ее контролирует, постоянно расширяет спектр ее обязанностей, не соблюдает расписание — например, приходит позже, чем обещала, с работы, выражает неуважение, недоплачивает (у нас в исследованиях были такие случаи). И тогда такая няня чувствует себя объектом эксплуатации и готова разорвать отноше­ния.

Другой пример конфликтогенности заботы: пожилой человек может быть недоволен социальным работником, который формально относится к своим обязанностям, стандартно выполняет предписания, не уделяет личного внимания, не проявляет сочувствия, игнорирует индивидуальные запросы, просто мало общается. Дилеммы заботы частично разрешаются на основе принципов сохранения автономии нуждающегося, прояснения потребностей и делегирования заботы, то есть разделения ее с другими акторами, дейст­вующими лицами.

Я хочу подчеркнуть, что гендерные исследования всегда имеют некоторый политический пафос. И вот полити­ческий пафос исследо­ваний заботы заключается в том, чтобы сделать видимым повседневный труд по уходу и обслуживанию и способствовать его признанию, облегчению и переоценке. Феминистки стремятся к тому, чтобы помогающему помогали, чтобы общественные институты вносили свой вклад в практики повседневной заботы.

Эмпирические исследования заботы сосредоточены на детях и пожилых. Эти исследования выделяют издержки, или штрафы, заботы. Это важное понятие, с которым неизбежно сталкиваются те, кто полностью погружен в уход за близкими. По-английски это называется care penalty. Штрафы заботы, пишет Нэнси Фолбр в своей работе «Невидимое сердце», «это любые ограни­чения, которые накладывают на человека практики заботы: ограничения в заработке, нехватка свободного времени и личной автономии, барьеры профессионального роста и самореали­зации, психологические эффекты выгорания». Штраф заботы распространяется и на членов семьи, посвятивших себя всецело родственной поддержке близких, и на тех, кто занят в сфере оплачиваемой заботы — работники, которые вознаграждаются недостаточно, а труд считается малопрестижным, как труд нянечки, или помощника по уходу, или социального работника.

Приведем пример. В тех обществах, где государственные и рыночные сервисы заботы о старых людях не развиты, львиная доля непосредственной заботы о старших родственниках приходится на работающих женщин среднего стержневого поколения. Его иногда еще называют промежуточным поколе­нием. Это возраст 45–65 лет. Эти женщины вынуждены ограничивать свой профессиональный рост, досуговые практики, фактически лишены про­странства частной жизни. Эмпирически подтверждено, что показатель их здоровья тем ниже, чем больше времени они посвящают интенсивной заботе. Помощь государства и рынка в организации их жизни, сочетании профессиональной занятости и заботы о старших крайне ограниченна. Такие данные получены в сравнительном исследовании, проведенном в четырех странах Европейского союза в 2010-х годах — в Италии, Германии, Польше и США. Целью исследования было изучение проблем баланса занятости и заботы, то есть совмещение заботы и работы тех, кто ухаживает за членами семьи. И вот этот эффект сочетания разных обязательств заботы, с которым сталкиваются люди в определенный период своей жизни, называется синдромом промежуточного поколения. Именно поколение промежуточное, или «поколение сэндвича», — это люди, которые стоят перед несколькими вызовами. С одной стороны, еще не выросшие дети ожидают их поддержки; с другой стороны, пожилые родственники требуют ухода, а еще недавно они сами, возможно, помогали среднему поколению. А с третьей стороны (как в нашей стране, например), это люди, которые еще в большинстве своем вовлечены в оплачиваемый труд. И это практическая забота, в которой по преимуществу больше заняты женщины. То есть синдром промежу­точного поколения, или «поколения сэндвича», как называют его исследователи, характерен и для российского общества и в будущем получит еще большее распространение, чем сейчас, что связано с демографиче­скими процессами, хотя не только с ними.

Я хотела бы повторить, что штрафы заботы, вот эти издержки, связанные с погруженностью в повседневный уход и заботу о нуждающихся близких, гендерно выражены. Хотя надо признать, что мужчины также расплачиваются за заботу. Вот такое неравенство, такая феминизация штрафов заботы связана с тем, что общество возлагает именно на женщин основную ответственность за домашний труд, за практики непосредственного ухода. И сами женщины идентифици­руют себя как главных исполнителей, ответственных за эти практики. Социологи отмечают, что женщины специализируются на функциях заботы по двум основным причинам: благодаря социализации, то есть тому, как они были воспитаны, к чему их приучали, что они усвоили, и благодаря институциональным гендерным границам, то есть тому, как работают обще­ственные учреждения, которые поддерживает социальная политика и главная идеология. Кроме того, феминизация заботы поддерживается еще одним важным трендом — стигматизацией тех мужчин, которые склонны выполнять труд заботы. Действия таких мужчин, которые готовы брать отпуск по уходу за ребенком, которые, может быть, могли бы быть лучшими опеку­нами своих старших родственников, чем даже женщины, их действия, их выбор считаются отклонением от нормы маскулинности. Угроза стигмы отвращает многих мужчин от соответ­ствующих практик. И поэтому проблема сочетания оплачиваемого труда и домашней заботы является в основном женской проблемой в современном обществе.

Именно эта проблема отличает социаль­ную позицию женщин от позиции мужчин. Я постараюсь прояснить свою мысль примером. Журналисты доволь­но часто обраща­ются к успешным женщинам, начиная разговор, с вопроса «Как вам удается сочетать ваши карьерные достижения с ролью матери и супруги?». Трудно представить себе, чтобы так начинался разговор с успеш­ным мужчиной. Но тем не менее в настоящее время мы видим сдвиги в гендерном устройстве заботы, а исследователи все больше внимания уделяют вкладу мужчин в практики заботы и акцентируют внимание на барьеры их вовлечения и те факторы, которые ему способствуют. Массовые статисти­ческие исследования домашней заботы о пожилых в Великобритании и Австра­лии показали, что в возрасте после 65 лет мужчины и женщины на равных участвуют в семейной заботе, потому что объектом их заботы являются пожи­лые супруги. И, таким образом, в отношении супружеской заботы в старшем возрасте все больше осуществляется гендерный баланс, но далеко не всегда (я привела сейчас исследование социолога Роберта Файна).

Сейчас мы описали то, как гендерные исследователи изучают домашний труд. Обратимся ко второй теме, непосред­ственно связанной с преобразованиями заботы в современном обществе. Ведь теперь забота — это не только домаш­нее дело и не только дело членов семьи женского пола. Аутсорсинг, то есть делеги­рование части заботы другим акторам, — это структурное явление. Если члены семьи хотят и могут снизить издержки домашней заботы, современное обще­ство предоставляет им некоторые институциональные возможности: можно купить заботу, наняв помощников; воспользоваться поддержкой социального государства, пригласив социального работника, или помощью общественных организаций; перераспределить домашнюю заботу в семье таким образом, чтобы нагрузки распределялись более равномерно. Исследо­ватели рассматри­вают трансформацию домашней заботы под влиянием рыночных отношений. И для нашего общества это очень актуально. Речь идет о коммодифика­ции домашней работы: домашняя работа становится товаром (это от слова commodity). Труд заботы о близких можно купить. Но, конечно, не все могут позволить себе эту роскошь.

Рынок домашнего труда развивается в российском обществе и тоже имеет гендерный профиль — впрочем, как и во всем мире. Наемные няни и си­делки — это особый сегмент рынка труда, который в значительной степени находится в тени, то есть не всегда отношения найма закрепляются офи­циаль­ным трудовым договором. На теневых работников, как вы знаете, не распро­стра­няются социальные гарантии трудового права, и таким образом они оказываются объектами того, что социологи называют структурной эксплуа­тацией. То есть их лично, может быть, не эксплуати­рует наниматель — наобо­рот, они стали друзьями и почти членами семьи, но факт остается фактом: нет отчисле­ний пенсионных, нет больничных страховых листов, не идет стаж. Это одна сторона проблемы наемного домашнего труда, который частично остается в тени всегда, несмотря на все усилия государства.

Однако важно учесть еще одно обстоя­тель­ство. Исследователи показывают, как в современном мире действует глобальный рынок заботы и социаль­ных услуг в целом, формируются так называемые гендерные глобальные цепочки заботы. Это термин американ­ской исследовательницы Арли Хохшильд. Глобальные цепочки заботы — когда облегчение домашних забот зажиточных женщин и женщин-профессионалов среднего класса осуществляется за счет труда опла­чиваемых домашних помощников, приехавших из бедных стран. При этом гендерное перераспределение домашней работы не происходит, она по-преж­­нему сохраняет женское лицо. Однако появляется женская трудовая армия обслуживающего персонала, которая удовлетворяет спрос на заботу в экономически ресурсных слоях населения. Это новый обслуживающий класс. Он часто становится объектом эксплуатации. Вот этим аспектом несправед­ливости в труде заботы также занимаются гендерные исследователи во всем мире, в России — то же самое. Изучаются миграционные потоки работниц глобального юга, который продает свои услуги семьям глобаль­ного севера: из Филиппин приезжают в США. Россия также демонстрирует свой вариант глобальных цепочек заботы: мигрантки из стран постсовет­ского пространства и из бедных регионов России приезжают на заработ­ки в крупные города страны, где есть спрос на их труд.

Для многих такой заработок в людях — шанс улучшить свое положение, решить домашние проблемы, помочь детям и в целом заработать. Но иссле­дователи обращают внимание на уязвимость позиций таких трудовых мигранток — нехватку защиты их трудовых прав, риски эксплуатации. Они обращают внимание на изменение структуры заботы в странах, откуда приехали эти женщины. Там они часто уезжают из семей, и их дети и вообще подопечные остаются на руках старших родственников или сообщества в целом. Кроме того, исследователи обращают внимание не только на уязви­мую позицию домашних работников, но и на могущество, власть этих нянь и сиделок, от которых зависит благополучие семей. Они изучают стратегии, которые используют разные стороны таких отношений найма, для того чтобы обеспечить доверие и качество заботы. В общем, коммо­дификация домашней заботы как глобальный тренд — отдельная важная тема. И феминистские исследователи всегда обращают внимание на то, что коммодификация (превращение заботы в товар) порождает проблемы. Довольно часто трудно гарантировать качество заботы, ее трудно контролировать.

Перейдем к еще одному аспекту трансформации заботы, который активно рассматривается гендерными исследователями сегодня. Мы поняли, что в современном мире забота крайне востребована и вышла за пределы семьи. Она осуществляется в учрежде­ниях и дома, бесплатно, за деньги, своими близкими или чужими, но в целом носит смешанный, гибридный характер как социальный феномен. Обозначая вот эту гибрид­ность заботы, исследова­тели говорят о ромбе заботы, когда помощь зависимым оказывают семья, госу­дарство, рынок и сообщество, то есть четыре угла, но в разной мере. Несмотря на то что разные акторы по-разному участвуют в заботе, в нашем обществе все-таки семья остается основным актором, поэтому режим заботы в России называют семейноцентричным, особенно когда мы говорим о заботе о пожи­лых людях. Несмотря на всю эту гибридность, участие других акторов, все практики заботы современной охвачены процес­сами профессионализации. Тут речь идет о заботе и уходе, которые осуществляются профессионалами, спе­циа­листами по уходу — сиделками, нянями, младшими медсестрами, теми, кого раньше называли нянечками. Это профессиональный труд, который, хотя и крайне востребованный, считается недостаточно престижным. Он стандар­ти­зирован, но эти стандарты совсем не всегда отвечают потребностям нуждаю­щегося человека. Исследова­тели вновь обращают внимание на женский про­филь профессиональной заботы и пытаются выяснить, почему он сохраня­ется. И предлагают два объяснения: женская социализация, о которой мы уже говорили, и институ­циональные барьеры для мужчин.

Итак, в современном обществе забота многопрофильна и гибридна. Конкрет­ные практики заботы и ухода, которые выполняют профессионалы и не про­фес­сионалы, а просто мотивированные люди, различаются по критериям локальности, длительности, типа отношений и статуса. Но гендерный дисба­ланс в заботе сохраняется, и, самое главное, сохраняется дефицит заботы. Это четвертая тема, на которой мы сегодня остановимся.

Дефицит заботы осмысливается исследователями в количественных и каче­ственных категориях. Количественно речь идет о нехватке домашних ресурсов заботы, нехватке профессионалов заботы в учреждениях, то есть большая текучесть работников по уходу, постоянная тревога членов семьи, что они недостаточно внимания уделяют своим близким. Качественный ­аспект нехват­ки заботы проявляется в постоянно воспроизводящемся разрыве между потребностями тех, кто нуждается в заботе, и той помощью, которая им предо­ставляется на прак­тике. Дефицит заботы исследователь­­ница Арли Хохшильд называет глобальным похолоданием. Это метафора, конечно, по аналогии с глобальным потеплением. Вот это глобальное похолодание, нехватка человеческого тепла, пронизывает современное бюрократическое рыночное общество. Решения проблем социального похолодания всегда локальны, частичны и временны. Дефицит заботы распространяется как на домашнее пространство, так и на институциональную заботу, то есть учреждения и публичные институции.

Гендерные исследователи показывают, что глобальное похолодание становится эффектом крупных, макроструктурных изменений, затрагивающих жизнь всех членов общества. Что же это за макроизменения? Во-первых, массовая вовле­ченность женщин в сферу оплачиваемого труда сократила возможность для них осуществлять домашнюю заботу в тех масштабах, которые ожидаются в рамках традиционных представлений о женской роли. Позиция женщин меняется: они теперь совмещают домашние заботы с оплачиваемой занято­стью. Во-вторых, старые гендерные стереотипы не допускают мужчин к боль­шей вовлеченности в труд заботы, даже если они к этому стремятся. В-третьих, социальная политика приводит к тому, что учреждения, призванные помогать в заботе и уходе, не справляются с растущими потребностями в заботе. Особен­но это касается поддержки пожилых граждан. В-четвертых, глобальное старе­ние населения приводит к росту числа людей, нуждающихся в долго­срочной заботе и уходе на последнем этапе своей жизни. И в-пятых, рост одиноких домохозяйств и нуклеаризация семей приводит к тому, что число тех, кто может предоставить повседневный уход в семье, сокращается. В литературе дефицит заботы описывается в категориях кризиса или разрыва. Опять подчеркну: разрыва между потребностями в заботе и тем, как она осуществля­ется на практике.

Я приближаюсь к завершению лекции. Мы лишь обозначили тематическое поле гендерных исследований заботы. В завершение хотелось бы представить те ориентиры социально-политических и культурных изменений, которые предлагают исследователи независимо от того, какую заботу они изучают, кто является ее адресатом и кто ее исполняет.

Во-первых, труд человека, который осуществляет непосредственную заботу по уходу и удовлетворению потребностей зависимых других, должен получить признание в обществе. Качество жизни общества зависит от того, как в нем относятся к тому, кто ухаживает за слабыми, больными и в целом зависимыми.

Во-вторых, гендерные исследователи стремятся к тому, чтобы меняющиеся потребности зависимых людей тоже удовлетворялись, чтобы практики заботы не объективировали ее адресата, не лишали его голоса, не были навязанными извне, а способствовали максимальному сохранению независимости и свободы.

В-третьих, они считают опыт заботы не только нагрузкой, тяжелым трудом, который нужно сократить и облегчить, но и неотъемлемым условием челове­ческого существования. Человек, который не имеет опыта заботы о близком или дальнем, ставшем близким существе, человек, который не заботится сам, многое теряет: горизонты и смыслы его существования сужаются. Это не­возможно доказать научно, но вполне возможно предполо­жить, что даже продолжи­тель­ность жизни также сокращается у тех, кто ни о ком не заботится.

В-четвертых, гендерные исследования стремятся к тому, чтобы неизбежное неравенство между тем, кто заботится, и тем, кто является адресатом заботы, сокращалось, чтобы зависимый человек получил возможность выбрать помощь, в которой он нуждается. Ведь у него могут и должны быть альтер­нативы. Возможно, он предпочтет институцио­наль­ную заботу, возможно — домашнюю, родственную, возможно — оплачиваемого работника, приходящего к нему на дом. У него должна быть возможность выбора. В нашем обще­стве считается, что все предпочитают стареть у себя дома, но, возможно, это только потому, что институциональная забота в наших домах престарелых не только является холодной, но явно недостаточной.

В-пятых, исследователи настаивают на том, чтобы коммодификация и профес­сионализация заботы не делали ее бездушной и холодной. Прописанные в трудовых договорах стандарты услуг никогда не будут полностью соответ­ствовать потреб­ностям зависимого человека, который нуждается не только в материальном уходе, но в коммуника­ции, психоло­гической поддержке, личностном участии, человеческом тепле.

В-шестых, гендерные исследователи всегда поддерживают тренды снижения гендерных барьеров для повседневной заботы. Они стремятся к тому, чтобы мужчины могли приобщиться на рав­ных с женщинами к этому тяжелому, но столь необходимому для общества и отдельного человека труду. 

Изображения: © H. Armstrong Roberts / Diomedia

11 слов, помогающих понять культуру Древней Греции

Кто такой идиот? Чем гетера отличается от порны? Как правильно пить вино по-древнегречески? Почему не стоит сопротивляться пророчеству? И принимали ли психоделические вещества участники мистерий? Читайте новый выпуск цикла про языки и слушайте курс о том, как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

19 минут

1/6

Почему гендер есть у всех, но у каждого — свой?

Что такое гендер и почему женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся

Читает Елена Здравомыслова

Что такое гендер и почему женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся

9 минут

2/6

Чем занимается наука о гендере?

Почему о гендере должен знать каждый — и почему изучать его в России может быть противозаконно

Читает Елена Здравомыслова

Почему о гендере должен знать каждый — и почему изучать его в России может быть противозаконно

14 минут

3/6

Что такое маскулинность и почему мужчинам не легче, чем женщинам?

Как оказалось, что «настоящих мужчин» больше нет, и почему это правильно

Читает Анна Тёмкина

Как оказалось, что «настоящих мужчин» больше нет, и почему это правильно

14 минут

4/6

Что такое сексуальность и как она меняется? (18+)

Почему гетеросексуальность считалась извращением и как субкультуры повлияли на науку о гендере

Читает Александр Кондаков

Почему гетеросексуальность считалась извращением и как субкультуры повлияли на науку о гендере

33 минуты

5/6

Почему забота — это категория науки о гендере и как общество мешает нам заботиться о других?

Зачем заботиться о том, кто заботится, и почему это важно в масштабах человечества

Читает Елена Здравомыслова

Зачем заботиться о том, кто заботится, и почему это важно в масштабах человечества

13 минут

6/6

Что такое гендерное неравенство и почему это не о женщинах против мужчин?

Почему уравнение в правах — это прошлый век и откуда в патриархатном обществе уязвленные мужчины

Читает Екатерина Бороздина

Почему уравнение в правах — это прошлый век и откуда в патриархатном обществе уязвленные мужчины

Материалы

Таблица: 5 главных споров феминизма

От коммерческого секса до современной поп-культуры

Тест: какая вы феминистка?

Найдите себе феминистское течение по душе

Что читать: 5 книг о гендере и феминизме

От учебника до манифеста феминистской ярости

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Забота о других помогает заботиться о себе – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Способность заботиться о себе развивается, когда человек переживает за других. Нейробиологи тесно увязывают эти две способности. Восхищение и сострадание к другим людям вызывает в мозге человека активность в тех нейронных структурах, которые участвуют в формировании самосознания. Тем самым, сопереживание заставляет человека осмыслять собственное «Я», влияет на его этический выбор и вызывает желание участвовать в социально значимых нравственных действиях, рассказали ученые НИУ ВШЭ, доцент кафедры общей социологии Мария Козлова и научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Наталья Кошелева.

В концепции заботы о себе границы «Я» оказываются «не предметом защиты, а предметом преодоления». Человек перешагивает через собственный эгоизм. По сути, речь идет о развитии гуманности, продвижении индивида «по пути очеловечивания», отметили Мария Козлова и Наталья Кошелева в докладе «Забота о себе и Другом как моральная установка: междисциплинарный подход». Он был представлен на Международной научной конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии» в НИУ ВШЭ.

В такой желаемой, но не всегда воплощаемой системе координат альтруизм может вернуться из забвения, распавшиеся связи между людьми – восстановиться, а жизнь в обществе будет уже меньше напоминать поле битвы людей за собственные выгоды.  

Мораль измельчала и индивидуализировалась

Общество переживает моральный кризис, который, по мнению многих экспертов, связан с воцарением эгоцентризма и утратой прежней консолидации в обществе (см. статью На постсоветском пространстве не хватает альтруистов). Индивидуализм, нарциссизм и гедонизм «отменили» моральную регуляцию, превратив ее в вид развлечения (в работах западных исследователей – fun morality), отметили Козлова и Кошелева.

В итоге у людей меняются этические установки. «Разрушение сообществ приводит к ослаблению индивидуальной ответственности перед другими людьми», связи между индивидами сводятся к функциональной зависимости, а мораль трактуется в терминах ответственности человека лишь перед самим собой.

И хотя эта направленная на себя мораль, в принципе, функциональна (так, она предупреждает неправильное поведение), однако спектр ее действия крайне ограничен. Это мораль в узком понимании, регулирующая, например, телесные практики – самосохранительное поведение (здоровый образ жизни и пр.) . По сути, такая «забота о себе» выглядит как «озабоченность», беспокойство. Классик мировой философии Мартин Хайдеггер назвал бы ее «опасением», считают авторы доклада.

Однако в итоге абсолютизация эгоизма оказывается уязвимой позицией, доказали нейробиологи.

Забота о других – естественное человеческое свойство

Недавние исследования нейронауки показали, что помощь другим и, в частности, благотворительность активизируют отделы мозга, связанные с удовольствием (см. Harbaugh W., Mayr U., Burghart D. Neural Responses to Taxation and Voluntary Giving Reveal Motives for Charitable Donations // Science, 2007. Vol.316. P. 1622-1625).

Более того, дети уже в возрасте полутора лет пытаются помогать другим людям, даже незнакомым (Warneken F., Tomasello M. Altruistic Helping in Human Infants and Young Chimpanzees // Science, 2006. Vol.311. P.1301-1303). Таким образом, осмысляя мораль с позиций анализа нейронных структур, «мы обнаруживаем неразрывную связь заботы о себе и заботы о Другом», комментируют Мария Козлова и Наталья Кошелева.

Другие нейробиологические исследования, например, социальных эмоций (эмоций, вызванных переживаниями Другого, а это важная основа морали), показали, что, хотя эти эмоции и «индуцированы» состоянием других людей, они стимулируют у человека рефлексию относительно собственных поступков и взглядов (Immordino-Yang M.H., McColl A., Damasio H., Damasio A. Neural Сorrelates of Admiration and Compassion // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA, 2009. Vol.106. Р.8021–8026; Damasio A.R., Meyer K. Consciousness: An Overview of the Phenomenon and of its Possible Neural Basis // In S. Laureys & G. Tononi (Eds.). The Neurology of Consciousness. London, UK: Elsevier, 2009. Р. 3–14). А такое моральное осмысление своего «Я» – это уже шаг к социально значимым нравственным действиям, подчеркнули авторы доклада.

Сострадание ведет к саморазвитию

Промежуточным звеном между социальными эмоциями и моральными действиями оказывается этап самоанализа, который предполагает осознание висцеральных ощущений, связанных с эмоциями. Под висцеральными ощущениями обычно понимаются реакции организма на разные чувства или изменения внешней среды (простейший пример – эффект «гусиной кожи», вызванный чувством страха или холодом).

Метод вызывания эмоций сострадания и восхищения позволил ученым обнаружить, что эти социально обусловленные эмоции стимулируют активность в тех участках поясной извилины коры мозга*, которые включены в сеть, соответствующую чувству собственной значимости и высокому уровню самосознания (см. вышеуказанные работы Immordino-Yang M.H., McColl A., Damasio H., Damasio A. и Damasio A.R., Meyer K.). Активность этой сети, уточняют эксперты, обычно усиливается при вынесении морального суждения.

Иными словами, висцеральные процессы служат мостиком между социальными эмоциями и личными стимулами к моральным действиям, поскольку оказываются значимыми для формирования «саморефлексивной» части нейронной сети.  

Для осознания себя важен Другой

Тем самым, подчеркивают Козлова и Кошелева, Другой становится необходимым участником процесса самосознания и формирования собственной идентичности. И, наоборот, зрелость «Я» становится основой сострадания и заботы о Другом. Иными словами, можно говорить о взаимосвязи: способность заботиться о себе развивается, когда человек переживает за других.

В этом смысле категория заботы трансформируется, обретая трансцендентный характер. Это уже не просто беспокойство о благополучии и целостности «Я», а способ бытия. Или, в терминологии известного ученого, заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Дмитрия Леонтьева, «мера индивидуального продвижения по пути очеловечивания».

См. также:

На постсоветском пространстве не хватает альтруистов
Родители воспитывают в детях индивидуализм
Социальная работа в приходах становится профессией 
Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства

*задне-нижний преклинальный и близлежащий ретроспленальный участок поясной извилины коры.

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 30 октября, 2015 г.

Все материалы автора

Социология психология ценности


Забота: определение. Проявление заботы

Внимание, забота, любовь, попечение, переживание о ком-то — все эти слова близки между собой по действиям, которые совершают люди, испытывающие подобные чувства. Что же такое забота? Это проявление любви или внимания, или это отдельное понятие, которое по-особенному проявляется?

Психологическое значение слова «забота»

Это понятие является предметом изучения не только в психологии, но и в педагогике, медицине, филологических и других науках. Каждая отрасль научных знаний рассматривает это слово по-разному. Существует несколько определений слова «забота». Это и внимание, уход, деятельность или мысль, которая направлена на обеспечение кого-либо или что-либо благополучием. Понятно, что это определенные усилия и старания на благо какого-либо объекта. Некоторые понимают под заботой беспокойство, усердие или вообще что-то обременительное.

Как она проявляется?

Как проявляется забота, мы узнаем еще с маленького возраста. Многим знакома картина плачущего после падения ребенка, которого всеми усилиями пытается успокоить мама. Малыша, который болеет, мама готова на руках носить везде и всегда, давать ему самое вкусненькое и полезное, лишь бы он выздоровел. В благополучных семьях мамы являются первым примером ухода и попечения, объединенного в одно понятие — забота.

Проявляется нежная забота в беспокойстве родителей за детей, жены за мужа и наоборот. Это беспокойство не просто на словах или в сердце, оно подкрепляется конкретными действиями, например, приготовление любимых или полезных блюд мамой, укрывание холодной ночью жены, осуществление покупок посторонним небезразличным человеком какой-либо одинокой бабушке и так далее.

Забота о себе

Человеку свойственно проявлять заботу о себе. Это продиктовано отчасти природой. У нас существуют базовые потребности, которые необходимо удовлетворять. Это может быть потребность во сне или еде. Мы не можем забыть о них, так как сам организм нам напоминает, что пора спать или покушать. И в пищу мы не употребляем опилки или гнилые фрукты, а ищем продукты вкусные, сытные и полезные. Это элементарное проявление заботы о себе. Забота о своем здоровье и правильном образе жизни только похвальна.

Но встречаются случаи чрезмерной заботы о себе и своем теле. Такая забота граничит уже с эгоизмом, эгоцентризмом. Таким людям, как правило, трудно уделить внимание другим, так как они полностью поглощены собой. Это поведение пагубно влияет на общение человека и его личностную динамику, поэтому иногда нужно переключаться на нужды других. Забота о других приносит удовлетворение, чувство необходимости кому-то, дает внутренний стимул к осуществлению других добрых дел.

Внимание и забота к своим детям

Все родители уверены, что их дети какие-то особенные. Для каждого любящего родителя действительно свой ребенок самый умный, талантливый и хороший. Забота о детях — это большая ответственность для родителей. Сначала нужно проявлять любовь и внимание к младенцам, потом к малышам, затем к подросткам. При этом нужно их обеспечивать и постоянно решать маленькие или большие проблемы, связанные с ними. Безусловно, родители устают от постоянного груза проблем, но это не снимает с них ответственности.

Проявляя заботу о детях, они не должны забывать о потребностях детей. Существует псевдозабота, когда мама или папа пытаются через проявление чрезмерной заботы или внимания решить какие-то свои проблемы. Иногда в своем стремлении обеспечить ребенка всем они забывают о его потребностях в признании, тактильных ощущениях каждый день, любви и понимании. Нежная забота о детях — это проявление внимания к моральным, физическим, социальным, психологическим и материальным нуждам детей. Родителям стоит уделять всем этим сферам одинаковое внимание.

Забота о родителях

В жизни все относительно: сегодня ты в центре внимания, завтра о тебе уже забыли; сегодня ты молод и красив на попечении у родителей, завтра они нуждаются в твоей заботе. Нормальные взаимоотношения между детьми и родителями подразумевают заботу друг о друге. Забота — это действия, которые помогают проявить свою привязанность и любовь к родным. Родители в пожилом возрасте особенно нуждаются в заботе своих детей. У них уже не те силы, что были раньше. Они уже не всегда могут быстро двигаться, что-то не успевают или по состоянию здоровья не могут осуществить. Существуют такие заболевания, которые лишают человека возможности ухаживать за собой. В этом случае на помощь приходят родные люди — взрослые дети. Забота и уход за пожилыми родителями — обязанность каждого здравомыслящего их взрослого ребенка. Если вспомнить и оценить все бессонные ночи, потраченные нервы, здоровье и седые волосинки наших родителей, мы не рассчитаемся с ними до конца своих дней. Поэтому лишний раз поделиться с ними новостями, вытереть пыль со шкафа, помыть посуду после обеда нисколько не является чем-то обременительным или зазорным.

Как понимают это слово мужчины?

Мужчина и женщина отличаются между собой в понимании некоторых действий и слов. Такая же разница наблюдается и в понимании значения заботы. Мужчины в своем большинстве в слове «забота» видят материальное обеспечение своей женщины и детей. Являясь реалистами и прагматиками, они редко проявляют свою заботу в словах или нежных действиях. Многим мужчинам сложно понять, что материальное обеспечение детей не заменит им времени, проведенного вместе.

Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза и вспомните самые радостные минуты детства, проведенные с родителями. Вряд ли это будет 10 съеденных порций мороженого, купленные крутые кроссовки или ремонт в комнате. Наверняка первое, что возникает в памяти — это веселые игры в снежки зимой, прогулки по парку или семейные поездки куда-либо. В любом случае ребенок запоминает качество общения с родителями, а не его материальную составляющую. Папы! Не скупитесь на заботу о моральном состоянии детей и жен, а также об удовлетворении их психологических потребностей.

Забота в понимании женщин

Женщины интуитивно чувствуют, что необходимо их детям и мужчинам. Забота в понимании женщин — это всевозможные действия, которые делают их окружение счастливым. У молодых мамочек просыпается материнский инстинкт, который помогает чувствовать свих детей, их потребности, возникает природная забота о малышах. Женщина может создать рай вокруг себя, если будет проявлять жертвенную заботу к своей семье. Именно из-за разного отношения к проявлению заботы между мужчиной и женщиной могут возникать разногласия. Но важно помнить, что это качество может проявляться с разных сторон. Поэтому нет ничего плохого в том, что мама будет больше заботиться о чувствах своего ребенка и его физическом состоянии, а папа о покупке игрушек.

Границы заботы

Как ни странно, настоящая забота имеет свои границы. Гиперопека никогда не являлась здоровой заботой родителей о своих детях или детей о своих родителях. Окружать заботой нужно в меру, так как чрезмерная забота расслабляет, балует и разрушает объект, на который она направлена. Человек должен взаимно делиться любовью, поддержкой и заботой, а не только получать все это в одностороннем порядке. В своей заботе необходимо ориентироваться на потребности человека, к которому она проявляется, а не на свои амбиции или желания. Тогда радость от ее проявления будет у двух сторон хороших действий. Проявление нежности и заботы — это необходимость не только для членов семьи, но и для окружения, ведь мы, люди, должны помогать друг другу.

Лучшие способы проявлять заботу о людях в вашей команде

Исследования подтверждают то, что говорит нам здравый смысл: люди, которые чувствуют заботу на работе, более вовлечены и эффективны. Они счастливее, позитивнее и продуктивнее и с меньшей вероятностью уйдут. Забота о людях, которые подчиняются вам, не только делает вас лучшим начальником, но и оказывает положительное влияние на всю вашу организацию, в том числе на прибыль.

Вот несколько проверенных способов проявить заботу:

Принимайте. Когда люди говорят вам что-то, они часто ищут понимания, а не ответов. Старайтесь слушать, не осуждая. Откройте свой разум и сделайте своей единственной целью выслушать их точку зрения, а затем дайте им понять, что они были услышаны, повторяя и резюмируя сказанное. Не предлагайте советы или решения, если вы не уверены, что они хотят их услышать.

Заинтересоваться. Не будучи навязчивым, поговорите с людьми из вашей команды о вещах в их жизни, которые не связаны с работой. Познакомьтесь с их хобби и интересами, чем они увлечены, как они любят проводить свое время. Есть большая вероятность, что вы обнаружите некоторые точки соприкосновения.

Будьте хорошим слушателем. Слишком много боссов являются маргинальными слушателями. Они могут быть ориентированы на действие, нетерпеливы или торопливы, но они более склонны прервать кого-то на полуслове или закончить за него мысль, чем по-настоящему выслушать. Какой бы ни была причина, они кажутся холодными и безразличными. Всегда находите время, чтобы выслушать своих людей.

Держите людей в курсе. Важной частью лидерства является обмен информацией, необходимой людям для того, чтобы хорошо выполнять свою работу, понимать, что происходит в организации и отрасли, а также сохранять широкое представление о работе, которую они выполняют, и о ее целях. Люди, которые хорошо информированы, чувствуют себя ценными.

Выразите озабоченность. Когда кто-то приходит к вам с проблемой, проявите искреннюю заботу. Предлагайте любую подходящую помощь, но убедитесь, что вы не берете на себя ответственность, не наступаете на их автономию и не ставите под сомнение их способность решить проблему самостоятельно.

Выразите свою признательность. Люди усердно работают, и один из лучших способов показать им свою заботу — просто выразить признательность за то, что они делают. Принимает ли это форму большого праздника, публичного приветствия, личной записки или даже быстрого «путешествия» в коридоре, пусть люди знают, что вы цените их вклад в команду.

Предоставьте возможности. Поиск новых возможностей для роста и обучения ваших непосредственных подчиненных — отличный способ показать им, что вы их поддерживаете. Организуйте обеденные и обучающие сессии, предоставьте профессиональное членство и возможности для развития, а также объедините людей для перекрестного обучения в новой области, о которой они хотели бы узнать больше.

Выставочный траст. Демонстрация доверия своим непосредственным подчиненным означает, что вы уважаете их и верите в их суждения и работаете без микроуправления.

Ведите изнутри: Если вы хотите показать людям в вашей команде, что вы заботитесь о них, убедитесь, что вы лучший лидер, которым вы можете быть, и что у тех, кто подчиняется вам, есть все необходимое для достижения успеха.


Разрыв между лидерами
Что встает между вами и вашим величием определенный набор ценностей и качеств. Но со временем каждый руководитель достигает точки, когда его производительность страдает, а неудачи продолжаются. Очень немногие понимают, почему и как это предотвратить.

купить сейчас

 


Дополнительная литература, которая может вам понравиться:

  • 12 принципов успешного лидерства, которые никогда не устаревают
  • Манифест лидерства: руководство к величию
  • Как добиться успеха в качестве нового лидера
  • 12 самых распространенных лжи, которые лидеры говорят сами себе
  • 4 доказанные причины, почему интуитивные лидеры становятся великими лидерами
  • Одно качество, необходимое каждому лидеру для достижения успеха d
  • Ловушка обмана лидерства

 

Фото: istockphoto


Лолли Даскал — один из самых востребованных тренеров по лидерству в мире. Ее обширный межкультурный опыт охватывает 14 стран, шесть языков и сотни языков. компаний. Как основатель и генеральный директор Lead From Within, ее собственное лидерство Программа разработана, чтобы стать катализатором для лидеров, которые хотят повысить производительность и вносить значимые изменения в свои компании, свою жизнь и мир.

Из множества наград и почестей Лолли, Лолли была отмечена Top-50 Leadership и Management Expert журнала Inc. Huffington Post удостоил Лолли награды титул Самая вдохновляющая женщина в мире . Ее текст появился в HBR, Inc.com, Fast Company (Ask The Expert), Huffington Post, Psychology Today и другие. Ее новейшая книга, Разрыв в лидерстве: Что встает между вами и вашим величием стал национальным бестселлером.


Будь там — Будь там Золотое правило #2

Иногда просто знать, что кто-то

рядом с тобой может иметь огромное значение.

Более

Демонстрация вашей заботы может создать безопасную среду для этого человека, позволяя ему открыться и чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы обсудить ситуацию. Частью того, чтобы быть рядом с кем-то, является также поиск практических способов помочь ему справляются со своей повседневной жизнью.

Создайте безопасную среду

Все, что вы делаете и говорите, дает людям понять, насколько вы доступны и заслуживаете доверия. Критическое отношение к кому-то (например, к их весу/одежде/акценту и т. д.) может означать, что вы также будете осуждать чью-то борьбу с психическим здоровьем. Будучи открытым, сострадательным, полезным и хорошим слушателем в повседневном общении, вы сигнализируете другим, что вы заботитесь о людях и что вы безопасный человек, с которым можно связаться.

Действия говорят громче слов

Более

Сказать кому-то, что вы рядом, — хороший первый шаг. Даже если вы не знаете, что сказать, просто отправьте им сообщение на номер , чтобы они знали, что думаете о них . Также полезно показать свою заботу тоном голоса, языком тела и действиями.

Когда проводите время, уберите телефон и посмотрите им в глаза . Попросите их обнять , положить руку на плечо или взять за руку (если это уместно!). Не торопите разговор ; убедитесь, что у вас достаточно времени, чтобы показать, что вы отдаете им приоритет. Предложите практическую помощь  например, приготовьте ужин, подвезите кого-нибудь или выполняйте поручения.

Вали и Фариха

Трудности перевода

Трудности перевода | Вали и Фариха

«Из-за культурного разрыва мои родители сначала не понимали, как меня поддержать». Фариха иммигрировала в Канаду из Пакистана молодой матерью, привезя с собой особое представление об успехе и культурных ценностях, которые она надеялась передать своему сыну Вали. Когда Вали стал старше, эти идеалы иногда вступали в противоречие с его страстями и мечтами о жизни в Канаде. Вали мечтал стать поэтом, а Фариха надеялась, что он станет врачом или инженером — профессиями, которые, благодаря ее опыту в Пакистане, обеспечили Вали хорошую жизнь.

Как объясняет Вали: «Что теряется при переводе, так это то, что когда вы возлагаете такие большие надежды на своих детей, тревоги, которые у вас есть, постепенно начинают трансформироваться в тревоги ваших детей». Но Вали выстоял. В конце концов, он пригласил свою маму на его выступление. Фариха вспоминает тот день как один из самых гордых моментов в своей жизни и с тех пор поддерживает Вали. Вали вспоминает: «Я счастлив, что мне удалось открыто поговорить с ней обо всем этом. Я чувствую, что я ее лучший друг, и я могу сказать ей все, что угодно».

Практичная повседневная поддержка

Жизнь занята. Все мы время от времени падаем духом, даже при самых благоприятных обстоятельствах. Поиск способов помочь борющемуся другу справляться с его повседневными делами может стать огромным грузом с его плеч, а иногда может быть лучшим способом проявить свою заботу.

Несколько практических примеров:

Подвезите кого-нибудь, одолжите свой велосипед или проездной.

Снимите с себя несколько обязанностей по дому.

Приготовьте им еду или принесите им их любимую еду.

Запишите вопросы, которые у них есть к врачу.

Предложите пойти с ними на прием или забрать рецепты.

Помогите им организовать финансы, заполнить документы и отслеживать встречи.

Предложите поделиться заметками, если у вас совместный урок.

Посетите их дома или в больнице.

Шон и Шайя

Жестокая любовь

Жестокая любовь | Шон и Шайя

Переехать в новую страну и сориентироваться в новой школе, одновременно получая степень доктора философии, — непростая задача. К счастью для Шона, Шайя, аспирантка старшего курса, взяла его под свое крыло. Шайя стала наставником для Шона, помогая ему осваивать основы в лаборатории, редактируя его бумаги и даже приглашая его на рождественский ужин. Шайя увидела в нем потенциал и помогла ему, показав, что заботится о нем и поддерживала его во многих переходах своей серьезной, откровенно жесткой любовью.

Выясните , какая поддержка

им нужна

Все люди разные, поэтому важно, чтобы спросил, как вы можете помочь , а затем внимательно выслушал, что они говорят.

Убедитесь, что способы помощи, которые вы предлагаете, соответствуют их потребностям, а не тому, что им нужно, как вы думаете, или тому, что вы хотели бы, чтобы кто-то сделал для вас. Легко предположить, что вы знаете, что им нужно, но очень важно, чтобы вы спросили!

Более

Кто-то может захотеть поговорить, кто-то может попросить, чтобы вы принесли им стакан холодной воды. Некоторые люди могут четко сформулировать, что им нужно, в то время как другие могут только показывать признаки того, как вы можете помочь, и в этом случае вы можете предложить некоторые предложения. Если вы хотите знать, как поддержать кого-то, просто спросите. И никогда не помешает время от времени заглядывать и переспрашивать.

Генри и Найтингейл

Под давлением

Под давлением | Генри и Соловей

«Меня учили быть образцовым сыном, образцовым мужем, любящим отцом». У Генри был бурный год, когда он и Найтингейл подружились. Социальные и культурные ожидания заставляли Генри оставаться позитивным и добиваться успеха, даже несмотря на то, что он боролся с депрессией и тревогой. Это давление, чтобы сохранить его вместе, тяжело давило на Генри. Он не мог справляться со своими повседневными обязанностями и больше не любил проводить время со своей дочерью. Именно тогда он рассказал своему боссу о том, через что ему пришлось пройти. С тех пор Генри выступает за открытый разговор о психическом здоровье. Размышляя о том времени, Генри подчеркивает: «Такие вещи никому не нужно скрывать».

Вопросы  от сообщества

Что я могу сделать, чтобы жизнь продолжалась как обычно?

Что я могу сделать, чтобы жизнь продолжалась как обычно?

Слушайте, будьте гибкими и ставьте отношения выше рутины. Борьба со своим психическим здоровьем или жизнь с психическим заболеванием может привести к изоляции. Иногда такие симптомы, как социальная тревожность, приступы паники, упадок сил или легкое переутомление, могут ограничивать виды деятельности, которые человек может выполнять, или места, которые он может посещать. Для других стигматизация психического заболевания вызывает чувство страха или смущения, которое влияет на то, как человек воспринимает жизнь, борясь со своим психическим здоровьем. Быть рядом с кем-то — значит помогать другому человеку, даже если это меняет вашу обычную рутину.

Например. Может быть, вы любите вместе смотреть фильмы, но общественный транспорт и толпы в театре сегодня слишком велики; все в порядке, транслируйте что-нибудь с дивана!

Например. Может быть, ваша дружба построена на спорте, но отсутствие аппетита и низкая энергия означают, что пикап-баскетбол сегодня не в планах. Найдите другой способ быть активным, например, прогуляйтесь или займитесь спортом, посмотрев сегодняшнюю игру по телевизору. Вы могли бы даже найти новый общий интерес, который вам обоим нравится.

Последняя вещь; иногда изменение может пойти вам на пользу! Может быть, вы не хотите, чтобы жизнь продолжалась, как обычно, может быть, это шанс встряхнуться и внести изменения, которые полезны для вашего психического здоровья и их психического здоровья. Это может выглядеть как замедление темпов, окружение себя позитивным влиянием или уделение приоритетного внимания заботе о себе — и это лишь некоторые из них!

Как предложить поддержку, не звуча при этом снисходительно?

Как предложить поддержку, не звуча при этом снисходительно?

Знай свою роль. Люди кажутся покровительственными или снисходительными, когда считают, что знают ответы на все вопросы. Это умножается, когда они пытаются исправить ситуацию или человека. Чтобы не уйти таким образом, вам нужно проверить свое эго и свои предположения за дверью, и пусть человек, которого вы хотите поддержать, покажет вам, что ему нужно. Это будет выглядеть по-разному в каждой ситуации; некоторые люди знают и смогут четко сформулировать, что им нужно, в то время как другие могут только показывать признаки того, как вы можете помочь, и им потребуется некоторое обсуждение, чтобы раскрыть подробности. Единственный способ узнать, что кому-то нужно, это спросить.

А если у них паническая атака?

Что делать, если у них паническая атака?

У человека, страдающего панической атакой, будут проявляться физические симптомы (например, одышка, потливость, дрожь или учащенный пульс) и психологические симптомы (например, сильный страх, чувство потери контроля или ощущение отрыва от своего тела). Хотя это невероятно тревожно. и дискомфортные, панические атаки могут и проходят со временем, обычно в течение от 10 минут до 1 часа. Если у кого-то приступ паники, вы можете поддержать его, выполнив следующие действия:
  1. Если можете, отведите человека в тихое место, где он сможет уединиться и сесть или лечь.
  2. Поощряйте их дышать медленно. Вы можете попросить их дышать вместе с вами и соответствовать вашему темпу дыхания.
  3. Слушай. Не судите. Сохранять спокойствие.
  4. Объясните, что у него может быть паническая атака, но она не опасна для жизни и пройдет.
  5. Оставайтесь с ними и успокаивайте их, пока их симптомы не исчезнут.
  6. Продолжение. Как только они почувствуют себя лучше, спросите их, могли ли вы что-то сделать, чтобы лучше поддержать их.

Может быть трудно отличить сердечный приступ от приступа паники, поскольку многие симптомы одинаковы. Сердечные приступы не распространены среди молодых людей, но если у кого-то, у кого есть приступ паники, также есть заболевание сердца или он перенес сердечный приступ в прошлом, позвоните в службу 9-1-1 или в службу экстренной помощи, чтобы проверить их. Если их не беспокоит артериальное давление или здоровье сердца, помогите им успокоиться, и если симптомы панической атаки не исчезнут, позвоните по номеру 9. -1-1 или службы экстренной помощи.

Что, если они живут далеко?

Что, если они живут далеко?

Не позволяйте расстоянию мешать показать кому-то, что вы ему небезразличны. Выберите один из миллионов способов общения и оставайтесь на связи. Если слова вам не по душе, проявите творческий подход, чтобы выразить свою заботу:
  • Отправить посылку.
  • Закажи им доставку пиццы-сюрприза.
  • Делитесь фотографиями и видео, чтобы держать друг друга в курсе событий.
  • Спланируйте поездку, чтобы увидеть их или пригласить их в гости.
  • Помогите им подключиться к ресурсам и сообществу вокруг них.

Подробнее

Четыре способа, которыми учителя могут проявить заботу

Пролистать наверх

Исследования показывают, что заботливые отношения с учителями помогают учащимся лучше учиться в школе и вести себя более доброжелательно по отношению к другим.

По Вики Закржевски | 18 сентября 2012 г.

Если бы я попросил вас рассказать, что вы больше всего помните о своем любимом учителе, когда росли, держу пари, вы не стали бы много говорить о предмете. Вместо этого я ожидаю, что вы опишете, как он или она заставили вас чувствовать себя, когда вы изучали этот предмет — чувство волнения или открытий, которые вы испытали, или уверенность в том, что вы рискуете и совершаете ошибки, или уверенность в том, что вас ценят как человек, бородавки и все такое.

Согласно исследованиям, немногие факторы в образовании оказывают большее влияние на образовательный опыт учащегося, чем заботливые отношения с его или ее учителем.

© Jim Cummins/Corbis

Один исследователь описал это так: Представьте себе двух учителей, преподающих один и тот же урок поэтического построения. Один очень нетерпелив со студентами, а другой поддерживает. Зная только это, мы, вероятно, можем предположить, какие ученики усвоили урок лучше.

Рекламное объявление Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Наука обнаружила, что учащиеся, поддерживающие заботливые отношения с учителями, более успешны в учебе и демонстрируют более «просоциальное» (или доброе, полезное) поведение. Заботливый учитель может изменить школьный опыт, особенно для учащихся, которые сталкиваются с огромными трудностями, такими как отсев из школы или неблагополучная домашняя жизнь. Один ученик, столкнувшийся с подобными трудностями, сказал исследователю, что самое лучшее, что может сделать учитель, — это заботиться и понимать. «Потому что, если нет, — сказал он, — ребенок скажет: «О, они разочаровываются во мне, так что я тоже могу разочароваться в себе»» 9.0003

К счастью, исследования выявили практические советы для учителей, которые помогут им построить заботливые отношения со студентами. Вот несколько советов, которые я считаю наиболее важными:

1) Познакомьтесь со своими учениками и их жизнью. Это особенно важно, если ваши учащиеся принадлежат к другой культуре или социально-экономическому положению, чем вы. Многочисленные исследования показали, что культурное непонимание между учителями и учащимися может иметь крайне негативное влияние на образовательный опыт учащихся. Но исследования также показали, что учителя, которые посещают учеников дома и проводят время в их сообществах, лучше понимают проблемы и потребности учащихся и могут лучше им помочь.

Если ваше время ограничено, попросите учеников заполнить «инвентарь интересов», который может быть таким же простым, как и то, что учащиеся записывают пять своих любимых занятий. Их ответы дадут вам идеи о том, как сделать учебную программу более актуальной для их жизни — верный способ показать ученикам, что вы заботитесь о них.

2) Активно слушать студентов. Учитель, который активно слушает учеников, прислушивается к смыслу того, что говорят ученики, а затем сверяется с ними, чтобы убедиться, что они правильно поняли. Это подтверждает достоинство учеников и помогает развивать доверительные отношения между учителями и учениками.

Если хаос в классе не позволяет вам так сосредоточенно слушать ученика, который действительно в этом нуждается, выберите время для разговора, когда меньше отвлекающих факторов.

3) Попросите учащихся оставить отзыв. Выберите любую тему — она не обязательно должна быть академической — и попросите учащихся написать в паре предложений, что их больше всего смущает или беспокоит в этой теме. Рассматривая их отзывы, вы показываете учащимся, что цените их мнение и опыт. Это также создает культуру в классе, в которой учащиеся чувствуют себя в безопасности, задавая вопросы и рискуя, что поможет им расти в учебе.

4) Тщательно обдумайте собственный опыт. Часто мы бессознательно заботимся о других так же, как заботились о нас, в лучшую или худшую сторону. Когда один исследователь взял интервью у четырех разных учителей в одной школе, у которых был общий ученик, она обнаружила, что каждый учитель заботился об ученике так же, как о ней заботились в детстве. Учителям даже не пришло в голову спросить родителей — или самого ребенка — каковы могут быть потребности ребенка. Вместо этого они делали предположения о происхождении ребенка, основываясь на собственном детстве; в результате ребенок получил четыре различных вида ухода, которые не обязательно соответствовали его/ее потребностям.

Размышление о том, как о вас заботились или не заботились в детстве, даст вам представление о том, какую заботу вы можете оказать своим ученикам, и позволит вам приспособить свою заботу к их потребностям.

Как учителя, мы часто не осознаем, как даже самый незначительный жест заботы может оказать огромное влияние на наших учеников. В качестве доказательства я хотел бы поделиться историей Сэма, старшеклассника из южной части центральной части Лос-Анджелеса, который трижды переводил среднюю школу, прежде чем исследователи взяли у него интервью для исследования.

После многих лет отсутствия заботы в школе Сэм был очень удивлен, когда ему позвонили из офиса его нынешней школы и спросили, почему он отсутствовал в тот день. Другие его школы, по его словам, никогда не звонили, чтобы проверить его. Небольшой акт заботы — но вот как, по словам Сэма, это заставило его почувствовать:

Когда они звонят мне домой, если меня здесь нет, они очень дружелюбны. У моей тети есть автоответчик, и иногда я слышу, как голос начинает оставлять сообщение вроде «Привет, Сэм». Если ты там, нам интересно, почему тебя сегодня нет в школе…» Если я это слышу, я беру трубку и объясняю, почему меня нет. И они мне верят. Они доверяют мне, поэтому я доверяю им.

Greater Good хочет знать: как вы думаете, эта статья повлияет на ваше мнение или поведение?

Отправка оценки

Получите науку о значимом образовании на свой почтовый ящик.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts