ГДЗ Параграф 2. Человек познает мир Обществознание 6 класс Боголюбов, Иванова онлайн ответы и бесплатный решебник
Проверим себя. (страница 23-24).
- Зачем человек познаёт себя?
Исследование человеком своих возможностей и способностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать.
- Влияет ли самооценка на поведение человека?
Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учебы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
- Нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими?
Очень важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими, но и с самим собой.
- Каждый ли из нас талантлив? Как это узнать?
Человек обладает огромными способностями, главное — уметь ими воспользоваться и развивать их.
- Как найти дело по душе?
Найти себя и правильно определить свое место в жизни помогут размышления над вопросом: «В какой области деятельности я смогу полнее раскрыть себя?»
В классе и дома.
- Составь словесный автопортрет и попроси друга «нарисовать» твой словесный портрет. Сравни их. Над чем тебе стоит задуматься?
Стоит пересмотреть самооценку.
- Какое дело получается у тебя лучше всего? Объясни причины успеха.
Помогать папе по домашним делам. Причины успеха в том, что я смотрю, как она делает и повторяю за ним.
- «Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны». Приведи примеры из жизни близких, друзей, литературных героев, подтверждающие это высказывание.
Каждый человек хоть чем-нибудь отличается от других и превосходит их в чём-то. Вы, возможно, лучше рисуете, чем сестра, или вам легче даётся математика При многообразии интересов у каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, уделу, которое он делает много лучше других. Природа наградила каждого из нас множеством способностей, которыми мы не всегда пользуемся или ленимся развивать до уровня талантов.
- В Интернете найди сведения о вундеркиндах — детях, рано проявивших свои необычные способности.
Майкл Кевин Кирни (Michael Kevin Kearney) — окончил университет в 10 лет. 24-летний Майкл Кирни известен как самый молодой выпускник университета — ему на тот момент было всего 10 лет. Кроме этого, в 2008 году он выиграл миллион долларов в шоу «Кто хочет стать миллионером». Кевин родился в 1984 году, в своей жизни поставил множество интеллектуальных рекордов и работает учителем в колледже с возраста 17 лет.
- Заполни (в рабочей тетради) столбцы следующих схем: «Мои способности».
Мои способности: Я могу делать уборку по дому, у меня не получается шить, я хотела бы научиться играть на гитаре. Мои поступки: мне не нравится, когда я жадничаю; мне нравится, когда я проявляю сочувствие; я хотела бы быть более общительной.
Учебник Боголюбов, Иванова
Рекомендуемые решебники
- Учебник Боголюбов, Иванова
- Учебник 6 класс Ладыженская, Баранов
Презентация обществознание 6 класс «Человек познаёт мир»
В чем смысл рассказа?
Однажды к великому философу Сократу пришли сограждане и сказали:
Сократ! Жрица из Дельфийского оракула назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!
В чем смысл рассказа?
На что Сократ ответил:
Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого.
Человек познаёт мир
Цель урока:
Сформировать представления учащихся о многообразии познавательных возможностях человека.
О чем ты узнаешь Что такое самосознание? На что ты способен?
На какие вопросы ответишь
- Зачем человек познаёт себя?
- Влияет ли самооценка на поведение человека?
- Нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими?
- Каждый из нас талантлив? Как это узнать?
- Как найти дело по душе?
ПЛАН:
1. Познание мира.
2. Что такое самосознание.
3. На что ты способен.
4. Учимся узнавать и оценивать себя.
Большинство судят о людях по их личинам, чем они кажутся, и лишь не многие бывают в состоянии отличить кажущееся от действительного. Никколо Макиавелли
Прослушайте стихотворения Татьяны Боковой «Липучка-почемучка».
Мама все моя умеет,
Все на свете знает!
— Почему кусают осы? — Спрашиваю прямо.
И на ВСЕ мои вопросы
Отвечает мама.
Скажет мне, откуда с неба
Снег зимой берется.
Почему буханка хлеба
Из муки печется?
Почему собака лает?
Что во сне приснится?
Почему сосулька тает
И дрожат ресницы?
Почему на небе тучка,
А в лесу — лужайка?
Для чего дети задают столько вопросов? Вели ли вы себя в детстве таким образом?
Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА, А ОНА — ВСЕЗНАЙКА!
Какие вопросы чаще всего задают люди?
Что это такое?
Для чего это?
Почему? Зачем?
ПОЗНАЮТ
Любознательные
люди
мир
ПОЗНАНИЕ – это процесс мыслительной деятельности, направленный на получение нового знания об окружающем мире.
Как человек познает мир?
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Через органы чувств:
-ощущения,
-восприятие
(целостный
образ мира или его
части) – чувственное познание
Язык, речь(называются
предметы, описываются
их свойства и
признаки)
Познает мир
Суждения,
умозаключения
Формулирует вопросы,
выводы, теории – рациональное познание
Истина
Две стороны познания
СУБЪЕКТ
- Человек
- Общество
ОБЪЕКТ
- Предмет
- Мир
- Человек
I. Как мы познаем мир?
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Попытка повторить
действия
взрослых
Приобретение опыта
практических
действий
Первые навыки
нравственного
поведения
I. Как мы познаем мир?
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приобретение
знаний о мире
и о себе
Приобретение
практических
умений
Осознание своего
места в мире
I. Как мы познаем мир?
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Расширяет
представление о
труде
Помогает понять
мотивы труда
Помогает в поиске
занятий
I. Как мы познаем мир?
ОБЩЕНИЕ
Получение новой
важной
информации
Поиск ответов на
волнующие
вопросы
Помогает стать
лучше
II. Как мы познаем себя?
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон
II. Как мы познаем себя?
САМОСОЗНАНИЕ –
сознание, направленное на самого себя
САМООЦЕНКА –
оценка человеком
самого себя
Познание мира тесно связано с познанием человеком самого себя.
ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ — это изучение человеком своих способностей (что умею) и возможностей (что могу сделать),
Познание самого себя является важной потребностью человека
Познание человеком самого себя
Исследование своих
Понимание себя как
Изучение себя как
возможностей и
Части природы,
Части общества, группы
выявление
Способностей, поиск
(осознание своего
того вида деятельности,
духовного и
своих биологических
нравственного «Я»)
особенностей
который в наибольшей
и потребностей
мере будет им
соответствовать
Что значит познать самого себя?
УЧИМСЯ ПОЗНАВАТЬ СЕБЯ
ПОПРОБУЙ В ПЯТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОТВЕТИТЬ
НА ЭТОТ ВОПРОС
КАКОВЫ МОИ
Я
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
И ПОТРЕБНОСТИ
ЧАСТЬ ПРИРОДЫ
Я
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
«МНЕ НРАВИТСЯ ВО МНЕ…. »
«МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ВО МНЕ…»
«МНЕ НРАВИТСЯ В МОЕМ СОСЕДЕ…»
«МНЕ НЕ НРАВИТСЯ В МОЕМ СОСЕДЕ»
СОВПАДАЕТ ЛИ
МОЕ МНЕНИЕ О СЕБЕ
С МНЕНИЕМ
ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА
ЗАПОЛНИ СХЕМУ
Я
КАКИЕ У МЕНЯ
ЕСТЬ
СПОСОБНОСТИ
МОИ СПОСОБНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Я МОГУ…
Я НЕ МОГУ…
ХОЧУ УМЕТЬ…
II. Как мы познаем себя?
САМОСОЗНАНИЕ –
сознание, направленное на самого себя
дает возможность
понять, что ты
правильно
можешь делать
общаться с
окружающими
осознать свои
сильные и
слабые стороны
помогает оценить
поступки:
«Я защищаю
слабых»
практические
физические
моральные
качества:
умения:
качеств:
«Я сильный»
«Я могу шить»
«Я не лгу»
Этапы самопознания
Пассивная фаза
Активная фаза
3-8 мес.
12-15 лет
познание направлено на внешний окружающий мир,
Фаза падения
20-30 лет
познание своего Я эпизодичес-кое
большее внимание уделяется внешнему виду, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке
активности
60-70 лет
внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации
конец жизни
мудрец — считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное
САМООЦЕНКА – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Посмотри на рисунки Марины и Владимира. У кого из них низкая самооценка , а у кого — высокая ?
Рисунок Марины Рисунок Владимира
Марина и Владимир изобразили себя на ступеньках лестницы вместе с другими ребятами. Марина поставила себя на нижнюю ступеньку, а Владимир на верхнюю. Самооценка Марины занижена, а Владимира – завышена.
Рисунок Марины
Рисунок Владимира
Мысленно разместите на ступеньках лестницы себя и своих друзей. Объясни свой выбор.
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ—
надпись на храме Аполлона в Дельфах как призыв бога Аполлона к каждому входящему. По преданию, эта идея была принесена в дар Аполлону «семью мудрецами».
- Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
- Синь очей утративший во мгле,
- Эту жизнь прожил я словно кстати,
- Заодно с другими на земле.
С. Есенин
Познание мира и себя
- Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который будет им соответствовать и помогать ему реализоваться как личность. Осознавая свои способности, качества своей личности, человек стремится что-то изменить в своих отношениях с окружающими.
Задатки
- Врожденные особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей
Способности
- Свойства личности, являющиеся условием успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности
Способности
- Способности — индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
- Человек обладает огромными способностями, главное уметь ими воспользоваться и развивать их.
Талант
- Присущие от рождения определенные или выдающиеся способности и умения, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык.
Гениальность
- Высшая степень творческих проявлений и способностей личности.
Гении и таланты
Жил на свете человек
Михаил
Васильевич
Ломоносов
Работа с учебником
Продолжите список правил, которые помогут вам лучше узнать себя
- Прислушиваться к мнению друзей.
- Давать оценки своим поступкам.
Спорят два шестиклассника: один утверждает, что себя узнать сложнее всего. А другой возражает: самопознание – это самое простое. Кто же себя не знает?!
Кого бы вы поддержали в этом споре и почему?
САМОСОЗНАНИЕ
Познать
свои сильные и слабые стороны
Перспективы деятельности
Взаимоотношения с людьми
Отношение людей к тебе
Самосознание
Для правильной самооценки важно знать свои положительные и отрицательные качества, стараться развивать одни и освобождаться от других.
Очень важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими, но и с самим собой.
Читаем «Что такое самооценка»
- Напишите 3-5 предложений о себе, начиная со слова «Я…», например: «Я хороший ученик».
- Нарисуйте лестницу из 4-5 ступеней. Разместите на этой лестнице себя и своих друзей.
Александр Александрович Дейнека «Будущие лётчики»
Ответьте на вопросы:
- Почему художник дал такое название картине?
- О чём мечтают друзья, глядя на небо?
- Может ли их мечта осуществиться?
- Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?
Запишите свое имя на листе бумаги и на каждую букву своего имени запишите прилагательное: какой вы?
Самосознание- обращенность на себя, способность сознавать себя.
Тренинг «Немного о себе»
Продолжи предложенные предложения.
• Больше всего я люблю…
• Я хотел бы…
• Я хотел бы быть…
• Я чувствую себя счастливым, когда…
• Я надеюсь, что когда-нибудь…
• Я хотел бы быть более…
• Мне очень грустно, когда…
• Я хочу познакомиться с…
• Я хотел бы больше узнать о…
У каждого человека есть сильные стороны — это то, что человек ценит и любит в себе.
А есть и слабые стороны , которые не дают уверенности, но от которых человек хочет избавиться.
Заполните таблицу.
Мои сильные стороны
Мои слабые стороны
Я хочу изменить в себе
“ Психологический тип в общении”
Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.
1. Я легко сближаюсь с людьми.
2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.
3. Я разговорчивый человек.
4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.
5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.
6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.
7. Мне удается оживить скучную компанию.
8. Я говорю быстро.
9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.
1-12 баллов. Интроверт . Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор.
13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.
25-36 баллов . Экстраверт. Словоохотливый , общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.
Тест «Знаешь ли ты себя»
Ответь на вопросы теста.
Подсчитай баллы.
И узнай на сколько ты знаешь самого себя.
1.Если ты выбираешь какое-либо дело, то можешь ли ты объяснить себе, почему выбор именно таков?
А. Да Б . Трудно сказать В . Нет
2.Понимаешь ли ты причины плохого или хорошего отношения товарищей к тебе?
А . Да Б . Трудно сказать В . Нет
3. Были ли у тебя на прошлой неделе поступки, причины которых затрудняешься объяснить?
А . Были Б. Не помню В . Не были
4.Если время вернуть назад, то вчерашний день:
А . Прожил бы точно также Б . Многое сделал бы лучше
В . Не считаю нужным об этом думать
5. Можешь ли ты предсказать, как поступишь в сложной ситуации?
А . Да Б. Нет В. Трудно сказать
6. Хорошо ли ты знаешь, что изменилось в тебе, если сравнить поведение сегодня и год назад?
А . Знаю Б . Не знаю В . Не задумывался
7. Задумываешься ли ты , какие изменения могут произойти в тебе завтра?
А . Задумываюсь Б Не задумываюсь В . Над этим мне предстоит подумать
8.Трудно ли выбрать то дело, которое соответствует твоему характеру?
А . Трудно Б Не трудно В. Не знаю
9. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности?
А. Знаю Б . Не знаю В. Не задумывался
10. Знаешь ли ты, как произвести хорошее впечатление на окружающих?
А . Знаю Б . Не знаю В. Не уверен
11.Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на которого похож?
А. Смог Б. Не смог В. Не задумывался
1
А
2б
2
Б
2б
3
В
1б
4
0б
1б
0б
0б
5
1б
1б
2б
6
2б
2б
7
2б
0б
0б
2б
8
1б
0б
1б
9
0б
0б
10
2б
1б
2б
2б
11
1б
0б
2б
1б
0б
0б
1б
1б
- 16 и более очков – ты себя знаешь достаточно хорошо.
- 10 – 16 – следует более глубоко изучить свои качества.
- Менее 10 очков – изучение самого себя следует начать немедленно, так как промедление приведёт к нежелательным результатам.
Закрепление:
- Зачем человек познаёт себя?
- Влияет ли самооценка на поведение человека?
- Нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими?
Проверь себя Рабочая тетрадь. стр. 9, Задание № 5. Выбери верные утверждения, отметь их знаком «+»
Если я оцениваю себя (свои поступки, свой характер и т. п.), то это самооценка
Можно верно оценить любого человека с первого взгляда. Ведь как известно встречают по одёжке
Чужое мнение о человеке всегда верно. Ведь со стороны виднее. Всегда нужно соглашаться с большинством в оценке качеств человека
При встрече с незнакомым человеком мы стараемся оценить его по внешним признакам, поступкам. Наше мнение не всегда бывает верно
Задание №7. стр. 10 Какое утверждение верно?
А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «Я».
Б. Познавая себя, мы познаём мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Домашнее задание:
1. Прочитать §2.
2. Выполнить задание в рабочей тетради
Самооценка и поведение: влияние и примеры
Что вы думаете о себе? Ты умный или добрый? Белый или черный? Мужчина или женщина? Несколько факторов влияют на то, как мы воспринимаем себя или на нашу самооценку и поведение .
- Каково значение самооценки?
- Каковы некоторые примеры самооценки?
- Какая связь между самооценкой и поведением?
- В чем разница между самооценкой и поведением?
- Как влияет пол и раса на самооценку и поведение?
Важность Я-концепции
Я-концепция может играть важную роль в нашем психологическом, физическом и социальном благополучии. Негативная самооценка может привести к усилению психологических проблем, ухудшению здоровья и большему количеству социальных конфликтов. Это может повлиять на то, как мы взаимодействуем с другими, принимаем решения и наше поведение в целом.
Я-концепция — это то, кем мы себя считаем или кем, по нашему мнению, являются другие.
Я-концепцию можно разделить на два элемента: самооценку и самооценку. Самооценка относится к тому, как мы оцениваем себя. Самовосприятие относится к тому, как мы вписываемся в социальную систему.
Подростковый возраст — это момент в нашей жизни, когда мы по-настоящему начинаем формировать нашу личность и наше представление о себе, хотя оно остается изменчивым на протяжении всей жизни. У нас есть некоторые представления о себе в раннем детстве, но по мере взросления они становятся более абстрактными. Наши родители и сверстники в это время могут играть большую роль в том, как мы воспринимаем себя. Отзывы, которые мы получаем от них, могут быть как положительными, так и отрицательными. Негативная самооценка, особенно в подростковом возрасте, может увеличить риск развития у человека тревоги, депрессии или замкнутости.
Одним из следствий развития я-концепции является то, что по мере того, как мы лучше осознаем, к каким группам мы принадлежим и к каким не принадлежим, мы можем быть более склонны к обобщенному восприятию их и того, кем, по нашему мнению, они должны быть.
Рис. 1 Любовь к себе, Freepik.com
Группы, с которыми мы себя отождествляем, играют важную роль в формировании нашей самооценки. Примеры групповой самооценки могут включать вашу расу, этническую принадлежность, пол, религию или сексуальную ориентацию. Но это может также включать школу, в которую вы ходите, вашу семью и даже вашу футбольную команду. Для нас важно поддерживать последовательную я-концепцию
В детстве мы начинаем узнавать свои уникальные качества; но они часто являются более конкретными или базовыми представлениями. Например, мы можем признать, что мы выше, чем наши друзья, или что мы действительно хорошо танцуем. Однако только в подростковом возрасте мы начинаем формировать более абстрактные представления о себе. Мы начинаем воспринимать себя как терпеливых или вспыльчивых, либеральных или консервативных и т. д.
Я-концепция строится на нашем осознании нескольких факторов. Давайте рассмотрим несколько примеров.
Физический : Осознание наших физических качеств, таких как привлекательность или физическая форма. («Я красивая».)
Социальные : Как мы взаимодействуем с другими и обращаемся с ними. («Я эгоистичен»)
Семья : Как мы взаимодействуем и относимся к семье («Я хороший сын»)
Компетентность : Насколько хорошо мы справляемся с основными ожиданиями и потребностями, такими как работа или забота о себе («Я великий музыкант»)
Академический : Наш интеллект, насколько хорошо мы учимся в школе, наша способность узнавать новое. («Я отлично разбираюсь в математике»).
Влияние : Способность интерпретировать и понимать эмоциональное состояние себя и других. («Я легко впадаю в тревогу».)
Связь между Я-концепцией и поведениемЯ-концепция имеет отношение ко всей нашей повседневной деятельности. Это часто является движущим фактором того, как мы принимаем решения и как мы себя ведем. Это влияет на наши мотивации и наши отношения . Связь между самооценкой и поведением нельзя игнорировать. Если ваша самооценка включает в себя отсутствие самоконтроля, вы можете проявлять более агрессивное или делинквентное поведение. Если любовь к себе является центральной частью вашей самооценки, вы с меньшей вероятностью будете демонстрировать саморазрушительное поведение. Многие из нас решают, что хорошо и приемлемо, основываясь на том, как мы классифицируем себя. Это также может влиять на поведение.
Вы считаете себя популярным, поэтому вам кажется, что вам нужно запугивать других девушек, чтобы поддерживать этот статус.
Как мы упоминали ранее, ваша самооценка может влиять на то, как вы смотрите на других. Например, если вы считаете себя частью «высшей расы», вы, вероятно, начнете формировать стереотипы о других расах, полагая, что они ниже вас. Эти стереотипы могут привести к дискриминационному поведению . Если бы вы изменили свое представление о себе на то, чтобы стать скромной частью человечества, вы могли бы начать формировать более принимающие взгляды на других, что привело бы к более доброжелательному поведению.
Рис. 2 Дискриминационное поведение, Freepik.com
Кроме того, в жизни могут произойти события, которые полностью изменят нашу самооценку. Вдовец превращается из женатого в холостого. Недавно лишенный адвокатского статуса адвокат больше не может заниматься юридической практикой. Эти изменения в том, как мы воспринимаем себя, неизбежно приведут к изменениям в поведении. Вдовец может начать новое хобби, о котором он никогда бы не подумал, будучи женатым. Лишенный адвокатского звания адвокат может сделать все сто восемьдесят и заниматься своими творческими интересами.
Разница между Я-концепцией и поведениемХотя подростковый возраст — это время, когда мы открываем свою личность, это не всегда время ясности. Подростки тестируют несколько разных версий самих себя, и их самооценка может не стабилизироваться. В результате их самооценка и поведение могут не совпадать.
Например, 15-летний подросток может считать себя добрым и заботливым, но из-за давления сверстников он начинает запугивать «непопулярную» девочку, просто чтобы соответствовать. Эти конфликты могут часто возникать в подростковом возрасте.
Важно отметить, что, хотя я-концепция и поведение тесно связаны, у них разные функции. Я-концепция включает в себя познание и не всегда может привести к поведению . Это может просто создать состояние ума, которое влияет только на эмоциональное состояние человека. Согласно Карлу Роджерсу , пионеру гуманистических взглядов, Я-концепция строится на трех столпах: идеальное Я, представление о себе, и самооценка.
Идеальное я : Кем ты хочешь быть? Какими атрибутами или качествами вы хотели бы обладать?
Образ себя : Каким вы видите себя в данный момент? Какие черты вашего характера, социальные роли и физические характеристики формируют ваше представление о себе?
Самооценка : Насколько вы себе нравитесь? Вы принимаете и цените себя таким, какой вы есть? Высокая самооценка может быть причинно связана с нашей способностью справляться с трудностями, ставить цели и вести себя таким образом, который способствует продуктивности.
Поведение иногда, не всегда, является следствием самооценки человека. Они также могут быть просто вегетативными или условными реакциями.
Влияние пола и расы на самооценкуПол и раса являются социальными конструкциями, а это означает, что они представляют собой идеи, продиктованные правилами общества. Тем не менее, это концепции, которые помогают нам понять и организовать наш мир. Они также могут диктовать, как к нам относятся в обществе, иногда несправедливо.
Влияние пола на самооценку
Мы уже обсуждали, как самооценка может формироваться группами, с которыми мы себя идентифицируем. Поэтому влияние пола и расы на самооценку не должно вызывать удивления. Гендерная идентичность является важным шагом в развитии нашей самооценки и может обратно влиять на другие элементы самооценки.
Например, у мужчин более высокая общая самооценка, чем у женщин ( Muthuri & Arasa , 2017), и гендерное неравенство может негативно сказаться на самооценке.
Из-за гендерных норм , созданных обществом, представление о себе в отношении пола также может влиять на наше поведение и интересы. Если ваша самооценка идентифицирует себя как женщину, вы можете чувствовать себя обязанным носить платья и краситься. Если ваша самооценка идентифицирует себя как мужчину, вы можете чувствовать себя обязанным заниматься спортом и носить короткие волосы. Пол может даже влиять на самооценку на рабочем месте. Может быть, вы интересуетесь инженерным делом и идентифицируете себя как женщина. Но вы думаете, что карьера предназначена только для мальчиков, поэтому вы выбираете что-то более «подходящее» для девочек, например, арт-терапию. Но, в конце концов, вам не обязательно следовать гендерным нормам, чтобы идентифицировать себя с этим полом.
Влияние расы на самооценку
Раса — это социальный конструкт, который исторически был источником дискриминации в Америке. Расовые меньшинства всех видов столкнулись с трудностями. Раса является важной частью нашей самооценки, но некоторые социальные последствия принадлежности к определенной расе также могут формировать нашу самооценку. Наша раса часто связана с культурой и может влиять на то, что нам нравится, что мы едим, как мы одеваемся, как мы говорим, на нашу духовность и многое другое.
Самоуважение
Существует несколько теорий относительно того, как раса влияет на самооценку и, следовательно, на самооценку.
Теория процесса социального сравнения предполагает, что расовые меньшинства будут иметь более низкую самооценку из-за социального сравнения с группой большинства.
Теория отраженной оценки предполагает, что восприятие группы определяет самооценку.
Однако несколько исследований не подтверждают эти теории. Например, афроамериканцы сообщают о более высокой самооценке, чем белые (9).0003 Twenge & Crocker , 2002 г.). Если бы самооценка основывалась на восприятии группы или социальном сравнении, это было бы не так, и могли бы действовать другие факторы. Одним из объяснений может быть то, что афроамериканцы разработали больше защитных факторов или способов предотвратить последствия дискриминации. Защитные факторы могут включать чувство этнической идентичности, участие в религиозной группе, духовность и общее социальное взаимопонимание.
Американцы азиатского происхождения сообщают о самом низком уровне самооценки, что может быть связано с тем фактом, что многие азиатские культуры являются коллективистскими. Коллективистские культуры ставят группу выше личности. Поэтому они могут не уделять особого внимания выражению высокой самооценки. Это не способствовало бы развитию скромности, групповой гармонии и связности.
Я-концепция и поведение – основные выводы
- Я-концепция – это то, кем мы себя считаем или кем, по нашему мнению, являются другие. Его можно разделить на два элемента: самооценку и самооценку.
- Я-концепция имеет отношение ко всей нашей повседневной деятельности. Это часто является движущим фактором в том, как мы принимаем решения и как мы ведем себя. Это влияет на нашу мотивацию и наше отношение.
- Подростковый возраст — это момент в нашей жизни, когда мы по-настоящему начинаем формировать нашу личность и наше представление о себе.
- Примеры групповой самооценки могут включать вашу расу, этническую принадлежность, пол, религию или сексуальную ориентацию. Но это может также включать школу, в которую вы ходите, вашу семью и даже вашу футбольную команду.
- По словам Карла Роджерса, пионера гуманистических взглядов, я-концепция строится на трех столпах: идеальное я, представление о себе и самооценка.
- Из-за гендерных норм, созданных обществом, самооценка в отношении пола также может влиять на наше поведение и интересы.
Самооценка и уверенность в себе — my.UQ
Здоровая самооценка и уверенность в себе помогут вам вести более полноценную жизнь.
Самоуважение и уверенность в себе пересекаются, но это разные вещи.
Самоуважение относится к тому, цените ли вы себя. Ваша самооценка развивается и меняется в результате вашего жизненного опыта и взаимодействия с другими людьми.
Уверенность в себе — это ваша вера в себя и свои способности. Это может меняться в зависимости от ситуации. Нормально чувствовать себя достаточно уверенно в одних обстоятельствах и менее уверенно в других.
Здоровое чувство собственного достоинства необходимо, чтобы иметь уверенность в себе, чтобы справляться с жизненными трудностями и участвовать в вещах, которые вы находите приятными и полезными.
Как на вас может повлиять низкая самооценка или неуверенность в себе
Многие люди страдают от низкой самооценки или неуверенности в себе. Некоторых это затрагивает только в определенных ситуациях, но для других это может быть ограничивающим или изнурительным.
Если у вас низкая самооценка или низкая уверенность в себе, вы можете обнаружить, что индивидуальный негативный или разочаровывающий опыт влияет на ваше отношение к себе. Это может вызвать самовоспроизводящийся цикл негативного мышления, когда негативные ожидания на будущее отбивают у вас охоту пытаться что-то сделать. Это приводит к неутешительным результатам.
Например, если вам не хватает уверенности в себе и вы получаете низкую оценку за задание, вы можете подумать: «А чего еще я мог ожидать? Я глуп. Это доказывает это, и я могу уйти».
Если у вас здоровая самооценка и вы получаете низкую оценку, вы можете подумать: «Интересно, где я ошибся? Я выясню, чтобы в следующий раз добиться большего». Хотя вы можете быть разочарованы низкой оценкой, вы не чувствуете себя униженным как личность.
Низкая уверенность в себе может привести к:
- застенчивости
- коммуникативные трудности
- социальная тревожность
- отсутствие напористости.
Низкая самооценка может привести к тому, что у вас разовьется сильный критический внутренний голос («внутренний критик»), который имеет тенденцию громко выражать себя, когда вы чувствуете себя огорченным, подавленным или осужденным другими. Этот внутренний критик может вызвать серьезные личные страдания, способствуя чувству печали, беспокойства или гнева.
Вера в то, что ваш внутренний критик может заставить вас:
- думать о себе плохо
- верьте, что ваши негативные мысли всегда верны
- игнорировать свои силы и способности
- сосредоточься на своих ошибках и неудачах, игнорируя позитивное
- ожидать худшего
- избегайте вызовов или ситуаций, в которых вы чувствуете, что другие могут вас осудить
- думают, что вы не заслуживаете удовольствия или веселья.
Это может повлиять на вашу жизнь разными способами, например, снизить вашу успеваемость в университете из-за страха или негатива. Это также может помешать вашим личным отношениям и затруднить общение.
Тест на самооценку : оцените свой общий уровень самооценки, пройдя этот онлайн-тест.
Способы повысить вашу самооценку и уверенность в себе
Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы лучше понять свои потребности и повысить самооценку и уверенность в себе.
Повышение самооценки : используйте эту рабочую тетрадь и другие загружаемые ресурсы, чтобы понять и повысить свою самооценку.
Повышение уверенности в себе : Завершите этот пошаговый подход к оценке и повышению уверенности в себе.
Практикуйте самопринятие
Принятие себя в большей степени помогает вам чувствовать себя хорошо по отношению к себе и другим людям, независимо от ситуации.
Все делают ошибки. Когда вы практикуете самопринятие, вы можете:
- признать, что ошибки являются частью обучения
- определите способы, которыми вы можете решить проблемы по-другому или измениться, чтобы получить другой результат
- критически относитесь к своему поведению и старайтесь изменить его, не критикуя себя.
Познайте себя
Обратите внимание на опыт или мысли, которые повышают или понижают вашу уверенность в себе или самооценку.
Определите свои сильные стороны, способности и достижения. Будьте честны и включите все, чем вы гордитесь, независимо от того, насколько это мало. Подумайте, что они значат для вас и почему они важны для вас.
Подумайте, что бы вы хотели изменить или улучшить в себе и как вы можете это сделать.
Перепрограммируйте свое мышление
Обратите внимание на язык, который вы используете, когда говорите сами с собой или описываете себя другим. Мы часто более добры и щедры к другим людям, чем к себе.
Признайте и бросьте вызов своему внутреннему критику. Сосредоточьтесь на сообщениях, которые заставляют вас ценить себя, и отвергайте те, которые заставляют вас думать негативно о своей ценности или способностях. Перепрограммируйте свое мышление с помощью позитивного разговора с самим собой и утверждений.
Будьте более напористыми
Научитесь отстаивать свои потребности. Не чувствуйте себя виноватым из-за того, что просите других о том, чего хотите, или отказываетесь от того, чего не хотите.
Заявите о себе! : изучите подходы к развитию навыков самоутверждения.
Внесите изменения в свою жизнь
Вы можете решить, что хотите внести изменения в свою жизнь, чтобы повысить свою самооценку и уверенность в себе.
Подумайте, что вы можете изменить, чтобы улучшить свое отношение к себе. Например, вы можете захотеть внести изменения в учебу, работу или отношения или развить новые навыки.
Составьте план, чтобы вы могли:
- определить конкретные цели, которые бросят вам вызов
- разбить каждую цель на достижимые шаги
- развивайте свой успех после каждого шага.