Семейное законодательство ожидают масштабные поправки
Эксперты «АГ» разошлись в оценке законопроектов; один из них указал, что поправками ликвидируется диспозитивность семейных отношений, а государство все больше вторгается в их регулирование. По мнению другой, многие из предложенных изменений в СК напрашивались уже давно, а сами они действительно направлены на защиту семьи. Третий раскритиковал поправки, отметив, что их разработчики продолжают транслировать свои патриархальные консервативные представления о семье в правила жизни для всех людей в России, фактически разрушая семью и лишая значительную часть членов общества права на брак, усыновление детей и защиту от произвола и насилия.
14 июля в Госдуму поступил пакет масштабных поправок в российское законодательство в целях укрепления института семьи и брака. По мнению их разработчиков, изменения позволят устранить существующие в Семейном кодексе противоречия и пробелы, создать комплексную систему мер защиты традиционной семьи и тем самым укрепить институт последней.
Корректировка семейного права
Законопроект № 989008-7 вносит ряд существенных поправок в Семейный кодекс и закрепляет ряд фундаментальных принципов и ключевых понятий семейного права. В частности, под понятием «брак» предложено понимать добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, госрегистрация заключения которого производится органами ЗАГСа в соответствующем законном порядке. При этом планируется установить запрет однополых браков.
Под родителями предложено понимать кровных мать и отца ребенка, родной семьей – семью родителей ребенка и (или) их родственников. Также приводятся дефиниции близких родственников; законных представителей ребенка; фактических воспитателей; лиц, на попечении которых находятся дети, и др.
Проект закона конкретизирует права ребенка, обновляет порядок осуществления родительских прав, их ограничения и лишения, а также восстановления последних. Авторы поправок отметили, что ограничение родительских прав допускается только при виновном поведении родителя, а лишение родительских прав определяется в качестве крайней меры семейно-правовой ответственности.
При этом, по мнению разработчиков законопроекта, в семейном праве должна действовать презумпция добросовестности осуществления родителями родительских прав. Согласно ей, действия родителей считаются добросовестными (соответствующими правам и законным интересам детей), пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу судебным решением. Бремя доказывания недобросовестности родителя при осуществлении им родительских прав в отношении конкретного ребенка возлагается на истца.Поправками предложены временные меры защиты ребенка и сроки их применения, уточняется алгоритм отобрания ребенка. По мнению разработчиков законопроекта, поправки вводят совершенно иную концепцию отобрания ребенка у родителей: «отказ от отобрания ребенка у родителей (иного лица, на попечении которого он находится) при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка как единственной и универсальной меры его защиты. Вместо этого предлагается дифференцированная система мер защиты ребенка, учитывающая характер обстоятельств, в которых оказалась семья (и родители, и дети)».
Планируется также регламентировать передачу ребенка родственникам или иным лицам, определить порядок временного устройства ребенка в социальную или медицинскую организацию, а также детализировать порядок признания детей оставшимися без попечения родителей и их защиту (в частности, процедуры получения свидетельства о рождении ребенка, учет таких детей, устройство их в семью).
Законопроект № 989013-7 предусматривает поправки в Гражданский кодекс, вводя в него основания для установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Такие меры применяются при отсутствии родителей у несовершеннолетних в предусмотренных ст. 121 СК РФ случаях или по заявлению родителей, когда они по уважительным причинам временно не могут осуществлять свои родительские права и обязанности в случаях, предусмотренных ст. 66.1 Кодекса.
В свою очередь, законопроект № 989011-7 вносит корреспондирующие изменения в ряд нормативных правовых актов. Большинство предложений поправок, как отмечено в пояснительной записке, сопряжено с введением в семейное законодательство вместо действующего института отобрания ребенка дифференцированной системы мер защиты ребенка, которая, с одной стороны, учитывает характер обстоятельств, создающих угрозу жизни или здоровью ребенка, с другой – позволяет обеспечить его безопасность без причинения вреда ребенку и его семье.
В законопроекте также приведен ряд понятий: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; найденный (подкинутый) несовершеннолетний; семья, находящаяся в социально опасном положении, и др. Поправки, в частности, регламентируют порядок регистрации данных о найденных (подкинутых) детях; совершенствуют профилактику безнадзорности несовершеннолетних путем детализации защиты прав заблудившегося ребенка, порядка перевозки подростков, самовольно покинувших семьи и организации, являющиеся местом их пребывания; конкретизируют отдельные нюансы опеки и попечительства.
Полицейским предложено осуществлять временные меры защиты детей задержанного гражданина (о чем необходимо внести соответствующие отметки в протокол задержания), если такие дети остаются без присмотра и помощи. Аналогичные меры должны быть предприняты и уполномоченным лицом выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании последней лицу, у которого имеются на попечении несовершеннолетние дети.
Кроме того, законопроект устанавливает порядок признания ребенка нуждающимся в социальном обслуживании. В нем также отмечено, что пол ребенка определяется на основании медицинского свидетельства о рождении. «Заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, за исключением записи акта о рождении, составляется органом записи актов гражданского состояния также в случае представления документа об изменении пола, выданного медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Внесение исправлений и изменений в запись акта о рождении лица, изменившего пол, не допускается», – предложено в законопроекте.
Эксперты разошлись в оценке законодательной инициативы
Адвокат, партнер КА г. Москвы № 5 Татьяна Сустина в целом позитивно отнеслась к предложенным изменениям в Семейный кодекс, многие из которых, по ее словам, напрашивались уже давно, а сами такие изменения действительно направлены на защиту семьи. «Например, введение термина “фактические воспитатели” дает возможность родителям пользоваться услугами частных нянь, а также отдавать детей на время как родственникам, так и друзьям без опасения быть обвиненными в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей в форс-мажорной ситуации и в отсутствие подтверждающих такую передачу документов», – пояснила она. По ее мнению, новая редакция семейного закона также защищает родителей введением принципа добросовестности их действий.
«Также положительно я оцениваю право родителя устанавливать опеку над своим ребенком в отношении конкретного лица. Это достаточно узкая, казалось бы, проблема решается и сейчас, но декларирование ее в СК как минимум расширит охват применения. Однако также необходимым, по моему мнению, является установление такой возможности родителю на будущее. Родитель без проблем со здоровьем и нависшим уголовным преследованием должен иметь возможность оформить свое желание о назначении ребенку опекуна на случай своей смерти, по аналогии с имущественным завещанием: все живы, здоровы, любимы, но завещание на случай смерти есть, и если она наступает скоропостижно, то такой документ решает очень многие проблемы наследника», – убеждена эксперт.
Татьяна Сустина добавила, что введение порядка общения родителя, лишенного родительских прав, с ребенком также защищает семейные права и частично исполняет позитивные обязательства России в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Однако, полагаю, нельзя ставить такое общение в безусловную зависимость от желания второго родителя. Также требует проработки ситуация с усыновителями: находясь в аналогичной по факту ситуации, усыновители, в отношении которых отменено усыновление, претендовать на общение с ребенком не могут. Дискуссионным для профессионального сообщества является вопрос отобрания ребенка по судебному решению. Полагаю, что при внесении некоторых корректировок в норму и принятии качественного закона о домашнем насилии может получиться достаточно эффективный закон высокого качества. Безусловно, требует доработки, к сожалению, и вопрос о введении термина “похищение ребенка одним из родителей”, который также не нашел своего закрепления в поправках», – отметила она.
Правовой советник ЛГБТ-группы «Выход» Максим Оленичев полагает, что авторы законопроекта в нарушение Конституции РФ, гарантирующей каждому право на равенство и запрет дискриминации (ст. 19), фактически призывают к ограничению прав трансгендерных и интерсекс-людей – лишают их права на брак, создают сложности в смене документов и в некоторых случаях не позволяют усыновлять им детей своего партнера. «При этом также они предлагают серьезную реформу Семейного кодекса по другим аспектам регулирования семейных отношений», – отметил он.
По его мнению, один из законопроектов исходит из представлений о том, что юридический пол человека всегда должен соответствовать его полу, определенному при рождении, и он неизменен. «Эта концепция не отвечает европейскому консенсусу, закрепленному Европейским судом в ряде своих знаковых решений. По российскому законодательству при рождении человека его пол определяют медицинские специалисты, выдавая медицинское свидетельство о рождении.
Читайте также
Появилось мотивированное апелляционное определение по делу о лишении семьи Проказовых родительских прав
Мосгорсуд не стал лишать Ольгу и Дмитрия Проказовых родительских прав за нахождение с ребенком на несогласованном митинге, однако оставил в силе предупреждение о необходимости изменения отношения к воспитанию ребенка
09 декабря 2019 Новости
Он добавил, что у большинства людей медицинские специалисты правильно определяют пол сразу после рождения, инициируя цепочку его документирования. «Но иногда определенный при рождении пол (“акушерский пол”) не совпадает с тем психологическим полом (гендером), к которому относит себя человек. И это создает серьезные проблемы, приводящие к гендерной дисфории. Для достижения гармонии и возможности жить полноценной жизнью в обществе такие люди совершают трансгендерный переход, который часто затрагивает необходимость смены документов – получения нового свидетельства о рождении и паспорта с указанием на тот гендер, к которому человек себя относит. Это смена юридического пола – процедура, которая общепринята в мировом сообществе», – рассказал эксперт.
Максим Оленичев подчеркнул, что в результате предлагаемых законопроектом изменений у трансгендерных и интерсекс-людей будет два документа, указывающих на разный «юридический пол»: в свидетельстве о рождении будет навечно указан тот пол, который медицинские специалисты определили при рождении, и в паспорте – пол, который устанавливается в результате смены документов. «Если эти предложения сенаторов станут законом, то это может создать неразбериху в документах таких людей. И такие изменения точно не приведут к упорядочиванию работы органов ЗАГСа и органов миграции, у которых будут содержаться разные сведения о человеке», – резюмировал он.
По словам Максима Оленичева, поправки также закрывают возможность трансгендерным людям, которые живут как семья, не только официально зарегистрировать брак, но и получить одинаковые права в отношении детей: «Сейчас если у партнера, вступающего в брак, есть дети, то второй партнер в браке может их усыновить. Это правило применимо для всех браков в России. В случае принятия законопроекта трансгендерные люди лишатся таких возможностей».
Эксперт добавил, что и остальные поправки содержат серьезные изменения Семейного кодекса РФ. «Например, инициаторы законопроекта предлагают ограничивать в родительских правах тех, кто замечен “в антиобщественной деятельности” (предложение о внесении изменений в ст. 73 СК РФ). В прошлом году прокуратура пыталась отобрать детей у родителей, которые пришли с ними в Москве на митинг, но суд отказал в требованиях. Теперь такую возможность предлагается детализировать и закрепить законодательно. Значительно сокращается перечень оснований для лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ), оставляя всего два: когда совершено преступление против ребенка или членов его семьи; когда суд ограничил родителя в правах, но не принял решение о продлении такого ограничения или не продлил такой срок. Таким образом, исключается возможность оперативного лишения родительских прав в случае, когда родитель ребенка не интересуется ребенком и не принимает никакого участия в его судьбе, жестоко обращается с ребенком, в том числе осуществляет физическое или психическое насилие над ним», – отметил Максим Оленичев.
Читайте также
Судебный порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни может появиться в России
Соответствующий законопроект, направленный на развитие конституционных поправок, внесен в Госдуму депутатом Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом
15 июля 2020 Новости
Он также обратил внимание на другую новеллу законопроекта – невозможность оперативного изъятия ребенка в случае жестокого обращения с ним. «Сейчас на срок до 7 дней (с предъявлением впоследствии иска о лишении родительских прав) при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. С принятием законопроекта это можно будет сделать только по решению суда, вступившему в законную силу. Это не позволит оперативно реагировать на случаи жестокого обращения с детьми, оставляя их на длительное время в небезопасном пространстве. На мой взгляд, цель законопроектов – не урегулировать реально существующие проблемы в защите детей и других членов семьи от жестокого обращения и укрепления семьи. Сенаторы предлагают транслировать свои патриархальные консервативные представления о семье в правила жизни для всех людей в России, фактически разрушая семью и лишая значительную часть членов общества права на брак, усыновление детей и защиту от произвола и насилия», – резюмировал эксперт
Адвокат АП Ленинградской области Евгений Тарасов сравнил поправки с работой хирурга грязными руками в открытой ране: «Настолько непрофессионально и самоуверенно предлагается править законы под прикрытием конституционной реформы».
«Так, понятие “интересы ребенка” безосновательно заменяется более узким “законные интересы ребенка”, тогда как именно интересы ребенка являются важной правовой категорией и в российском, и в международном праве. Кажется, этим специалисты по гражданском праву хотели добиться единообразия, а на самом деле разрушают целый институт, который, напротив, нужно развивать. Тем самым, к сожалению, перечеркивая все годы развития семейного законодательства, всю кропотливую работу судов, включая ВС РФ, авторы решили провести революцию, необходимость в которой совсем отсутствует!» – подчеркнул эксперт.
Евгений Тарасов отметил, что поправками ликвидируется диспозитивность семейных отношений, а государство все больше вторгается в их регулирование. «Показательной в этом смысле является ликвидация института лишения родительских прав, потому что он настолько перерождается, что полностью рушатся механизмы, а новые, очевидно, будут однобокими и тенденциозными. Впечатляющим невежеством является утверждение, что в семейном праве (оказывается!) действует презумпция виновности, и для ее искоренения нужно ввести указание на предположение о добросовестности родителей, – мне стыдно за тех, кто это так обосновал! В России действует общеправовая презумпция добросовестности, она в том числе нашла отражение в семейном и процессуальном законодательстве», – убежден он.
Адвоката также крайне опечалило предложение восстановить записи о рождении лиц, которые впоследствии поменяли пол, для чего таким людям нужно будет заменить свидетельства о рождении. «Остается только предложить авторам установить обязанность для таких граждан носить на одежде нашивки, указывающие на их половую принадлежность при рождении, – это будет в духе их законопроектов», – подытожил Евгений Тарасов.
Основные начала семейного законодательства |
Основные начала семейного законодательства | | Управление записи актов гражданского состояния Курганской областиОсновные начала семейного законодательства
Являясь самостоятельной отраслью права, семейное право обладает и своими специфическими принципами, которые связаны с целями семейного права.
Под принципами семейного права следует понимать закрепленные в правовых
нормах основополагающие начала и идеи, в соответствии с которыми регулируются личные
и имущественные семейные отношения.
Статья 1 Семейного
кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) регулирует основные
начала семейного законодательства.
1. Семья, материнство, отцовство и детство в
Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное
законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных
отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности
перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства
кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами
семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
2. Признается брак,
заключенный только в органах записи актов
гражданского состояния.
Религиозный обряд брака (венчание) и фактические брачные отношения не
имеют правового значения и не влекут взаимных прав и обязанностей супругов.
3.
Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами
добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в
семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета
семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения
приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов семьи.
Добровольность
брачного союза предполагает свободное волеизъявление мужчины и женщины, которое будущие
супруги выражают дважды: при подаче заявления в загс и во время регистрации
брака. Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака
производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц. Заключение брака в
отсутствие одной из сторон либо через представителя по российскому
законодательству не допускается.
Принцип равенства супругов в семье
исходит из конституционных положений о равенстве прав и свобод мужчины и
женщины, о свободе выбора места пребывания и жительства, рода занятий, о
равенстве прав и обязанностей родителей в отношении своих несовершеннолетних
детей. Данный принцип основывается на личном, доверительном характере семейных
отношений.
4.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в
семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности.
Права
граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и
только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
по материалам сайта: http://www.webarhimed.ru
Информация подготовлена специалистом 1 разряда сектора хранения и выдачи документов отдела ЗАГС по городу Кургану Е. С. Рябковой |
[!ru_DateTime?timestamp=1256196129&format=d.m.Y H:i!] |
Последнее изменение документа: 24.11.2015
Семейное право | Определение, примеры, типы и факты
- Связанные темы:
- опека и брак незаконнорожденность опекун легитимация вместо родителей
Просмотреть весь соответствующий контент →
семейное право , свод законов, регулирующих семейные отношения, включая брак и развод, обращение с детьми и связанные с ними экономические вопросы.
В прошлом семейное право было тесно связано с имущественным и наследственным правом ( см. закон о собственности), и, судя по имеющимся записям, она должна была возникнуть главным образом в хозяйственных и имущественных вопросах, порожденных переходом женщины из семьи отца под власть и попечительство мужа. Даже в отношении отношений между родителем и ребенком такие правовые понятия, как опека, попечительство и легитимность, были связаны со структурами семейной власти и семейными экономическими интересами. Семейное право также традиционно связано с вопросами личного статуса — например, с вопросом о том, следует ли считать человека состоящим в браке или одиноким, законным или незаконным, — хотя случаи и важность этих различий часто вытекают из имущественного права.
Семейное право разделяет интерес к определенным социальным вопросам с другими отраслями права, включая уголовное право. Например, одной из проблем, которой уделяется значительное внимание с конца 20-го века, является очень сложная проблема насилия в семье, которое может принимать форму физического насилия со стороны одного взрослого члена над другим или со стороны взрослого над ребенком или кем-либо еще. агрессивное или оскорбительное поведение в семейном кругу. В серьезных случаях единственным реальным решением может быть прекращение совместного проживания или передача ребенка, подвергшегося жестокому обращению, из семьи в какую-либо форму государственной или приемной опеки.
Эта статья не трактат о семейном праве мира (для чего потребовался бы как минимум том), а общий обзор общих правовых проблем, связанных с семьей.
Семейные группы
Семейная группа имеет определенную внутреннюю структуру, а также отношения между собой и третьими сторонами. Семейные группы в некоторых обществах имеют тенденцию быть сложными, как, например, римская отцовская группа, китайская семья высшего класса, индийская объединенная семья, самурайская семья в Японии и многие традиционные семейные структуры в Африке. Семья может быть частью более крупной группы, такой как племя или клан.
В настоящее время доминирующая форма семейной группы состоит из двух супругов и детей, родившихся или усыновленных ими. Таким образом, закон касается главным образом прав супружеской пары и их детей, а также обязанностей супружеской пары по отношению к детям и друг перед другом. В строго моногамном обществе, например, закон запрещает человеку состоять в браке более чем с одним человеком одновременно, в то время как в других обществах он регулирует количество жен, которые мужчина может иметь одновременно (согласно исламскому закону [1]. Шариат] делает).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Традиционно семейное право мало касалось союзов, которые не заключались законным браком, хотя некоторые правовые системы разрешали признание «естественного» ребенка отцом в таких целях, как наследование и поддержка. Совсем недавно в семейное законодательство нескольких европейских стран и некоторых юрисдикций в Соединенных Штатах были внесены поправки, признающие гражданские союзы или домашние партнерства, что создало множество юридических инцидентов брака для однополых пар (9). 0015 см. также однополые браки).
С 1970-х годов семьи с одним родителем приобрели значение, не отраженное должным образом в традиционном праве. Возможно, потребуется в большей степени адаптировать закон к потребностям семей с одним родителем в таких областях, как организация семейных и детских служб, правовые и административные механизмы поддержки семьи, помощь в трудоустройстве, детские сады и т.д. как. Глава домохозяйства с одним родителем может испытывать трудности с покрытием высоких расходов на уход за детьми во время работы или обучения, особенно при скромном или низком доходе.
Юридические последствия брака
Два человека могут произвести экономические инциденты брака путем заключения соответствующих договоров или расчетов. В некоторых правовых системах договор в обычной форме является ядром конституции брака. Контракт может быть сложным, с множеством положений, как в исламском праве. Однако сегодня в большинстве стран юридическое оформление брака в основном представляет собой регистрацию события. Таким образом, в основном брак в юридическом смысле является подразумеваемым созданием определенных прав или обязанностей, таких как содержание, супружеская собственность и права наследования, а также опека над несовершеннолетними детьми.
В современных системах стороны в браке обычно могут создавать экономические инциденты брака по отдельному соглашению. В некоторых ранних правовых системах и в современных системах, к которым относится обычное семейное право, не было большого выбора в отношении экономических аспектов брака, поскольку они фиксируются обычаями. В правовых системах, допускающих существенные возможности для личной независимости, супруги могут занять собственную позицию в отношении экономической основы своей семейной группы посредством брачного контракта или завещания.
Одной из особенностей, отличающих брак от простого договора, является то, что во многих странах стороны не могут освободиться по взаимному согласию. Но некоторые законы в Северной Америке и Западной Европе почти разрешают это; основания для развода были настолько расширены, что брак может быть расторгнут, например, после периода раздельного проживания ( см. ниже Развод).
Семейное право – CFCC
Перейти к основному содержанию Перейти к меню тем Перейти к меню тем
Расширенный поиск
Программы>Семья и дети>Семейное право
Центр семьи, детей и судов (CFCC) работает под руководством Судебного совета, чтобы помочь судам по всему штату в рассмотрении дел, связанных с различными типами дел, включая семейное право. CFCC использует юридический, исследовательский и аналитический опыт, чтобы помочь судам штатов эффективно и действенно обеспечить реальный доступ к правосудию. Усилия по семейному праву, предпринимаемые CFCC, включают:
Интернет-ресурсы для судов и общественности:
Сайт самопомощи (раздел «Семья и дети»)
Семейный обмен и Changeville;
В дополнение к помощи родителям с информацией и ресурсами для доступа к судам и разрешения родительских споров, оба этих сайта предоставляют информацию, соответствующую развитию детей младшего возраста и подростков. Changeville — это интерактивный сайт с обширной информацией и возможностями для изучения чувств и проблем, с которыми сталкиваются многие молодые люди. Суды могут использовать эти ресурсы на местах при предоставлении общественности информации об обучении родителей и ресурсов для молодых людей, заинтересованных в понимании юридических процессов развода и развода по семейному праву.
Правила, формы и законодательство
CFCC предоставляет сотрудников консультативным комитетам Судебного совета, в том числе Консультативному комитету по семейному праву и праву несовершеннолетних, чтобы помочь разработать общегосударственные правила суда и судебные формы, которые реагируют на изменения в законе или запросы на новые или измененные правила суда, формы или стандарты судебного администрирования. Недавние и прошлые предложения можно найти на странице «Приглашения комментировать «.
Нажмите здесь, чтобы узнать, как предложение становится правилом суда.