Запечатление в психологии это: Импринтинг: что это такое в психологии, примеры, как работает

Импринтинг: что это такое в психологии, примеры, как работает

Нерациональные действия, которые человек повторяет в похожих ситуациях будто против своей воли, часто связаны с подсознательными процессами. Такие шаблоны поведения формирует импринтинг. Это особая форма обучения, которая включается в моменты ярких эмоциональных переживаний. Forbes Life разобрался, как работает механизм импринтинга и какова его роль в жизни человека

Импринты определяют наши реакции и зачастую заставляют верить в то, что не соответствует действительности. Это связано с тем, что импринтинг влияет на наше поведение из прошлого, хотя он никак не связан с текущей реальностью. В результате человек неосознанно действует по одним и тем же шаблонам, что нередко мешает его личностному росту. Импринтинг в психологии не связан с геномным импринтингом, известным из курса школьной биологии, и не обозначает дежавю или флешбэки, хотя процессы этих психических явлений довольно похожи.

 

Например, два человека идут ночью по неосвещенной улице. Оба в одинаковой степени подвержены риску. Один из них чувствует себя в безопасности, другой уверен в неизбежности какой-нибудь неприятной ситуации. Они воспринимают окружающую обстановку и действуют под влиянием импринтов, которые сформировались в детские годы или из-за травмирующей ситуации. Импринтинг определяет, как человек справляется с жизненными трудностями, как оценивает собственные силы и возможности, а также как выстраивает взаимоотношения с окружающими. Разберемся, можно ли заставить механизм импринтинга работать себе на пользу.

Импринтинг и выживание

В психологии импринтинг (от английского imprinting — запечатление) означает почти то же, что и в этологии — науке о поведении животных, которая впервые предложила этот термин. Под импринтингом понимают специфическую форму обучения у птиц и млекопитающих, когда в памяти формируются или изменяются реакции на разные объекты.

 

Такой механизм в большей степени свойственен животным, детеныши которых с рождения приспособлены к жизни. Импринтинг у животных напрямую связан с их выживанием. Например, если утятам с момента вылупления показать любой, даже неодушевленный предмет, они примут его за родителя и будут следовать за ним, игнорируя кряканье матери-утки. Если у козы забрать новорожденного козленка на полтора часа, она не будет признавать его и кормить.

Импринтинг у человека несколько отличается. Он связан как с врожденным поведением, так и с практиками социализации. С помощью импринтинга человек запоминает определенные образы и поведенческие ответы на них в виде индивидуальных реакций, а также формирует систему ценностей. «Импринтинг в основном происходит в самый ранний период жизни, сразу после рождения, а также в кризисные этапы развития организма, — считает психолог, гештальт-терапевт Валентин Оськин.

— То есть свойства объектов, которые воспринимаются сразу после рождения (например, забота матери, ее личностные качества), запечатлеваются в памяти как первые импринты. На них психика будет ориентироваться в дальнейшем развитии».  

Наш мозг повторяет модели реакции на определенные стимулы, будто впечатывает их. Благодаря импринтингу формируются не только особенности поведения, но и черты личности. В этом процессе не участвует сознательное, он не поддается рационализации, физиология в этом практически не участвует. Поведение, предписанное импринтингом, крайне сложно скорректировать. Как правило, чтобы не тратить много энергии, человеческий мозг стремится многократно воспроизводить первый опыт, если он оказался успешным. Яркое переживание может резко изменить реакции человека и его поведение, причем не всегда в лучшую сторону. 

Неуживчивый характер, проблемы с формированием личных связей, склонность к самобичеванию, отсутствие карьерных амбиций или, наоборот, избыточный трудоголизм — разные поведенческие крайности либо закладываются в раннем детстве и подростковом возрасте, либо становятся следствием психологической травмы. В этих случаях механизм импринтинга фиксирует реакции на раздражители как условную норму. «Особенно восприимчивы к импринтингу дети в возрасте до пяти лет, когда у них еще формируются характер, самооценка, восприятие мира, себя и окружающих людей. В психологии также считается, что особенно сильные потрясения в жизни человека могут создавать новые импринты», — утверждает Валентин Оськин.

Когда ребенок только начинает знакомство с миром, он еще не осознает, что такое опасность — образ и реакция на нее во многом формируется родителями. Импринтинг опасности в дальнейшем влияет на развитие у ребенка различных черт личности и структуры характера — от этого зависит, вырастет ли он лидером, экстравертом, оптимистом и т. д.

Материал по теме

За впечатлением — запечатление

Хотя импринтинг в наибольшей степени характерен для детей, запечатление может происходить и во взрослом возрасте.

Часто это связано с получением ярких переживаний (первая любовь) или нового опыта (первое трудоустройство). С каждым импринтом ваша реакция на собственные чувства будет меняться, а взаимодействие с ними будет усложняться. В психологии существует почти десяток видов импринтинга, среди которых базовых всего три, считает Валентин Оськин.

  • Сыновний импринтинг.  Проявляется и происходит сразу после рождения и в первые дни жизни человека. Благодаря детскому импринтингу ребенок запечатлевает образ матери, ее голос, движения и т. д. Этот импринтинг является частью механизма создания мощнейшей привязанности ребенка к матери (значение которой трудно переоценить), что в дальнейшем влияет на его развитие. На основе этого импринта в дальнейшем психика ребенка будет строить более сложные формы обучения, например подражание родителю или иным значимым фигурам.  
  • Социальный импринтинг. Связан с процессом социализации и подразумевает принятие ценностей, норм, правил, законов и других особенностей, которые характерны для определенного общества или микрогруппы, в которой воспитывается ребенок. Также механизмы социального импринтинга нередко эксплуатируют маркетологи, когда продвигают товар или услугу с помощью лидеров мнения, их рекомендаций в социальных медиа. Отношение социально значимых персон к разным явлениям и аспектам жизни становятся социальными импринтами для остального большинства. Общественное сознание склонно подражать шаблонам поведения тех, кто является примером в какой-либо сфере деятельности.
  • Половой импринтинг. Формируется в течение первых лет жизни и укрепляется в подростковом возрасте. Он участвует в формировании гендерной идентичности человека, влияя на его восприятие и отношение к людям противоположного пола, формы привязанности и романтическое поведение. Поскольку для детей крайне важен образ матери и отца, они нередко склонны выбирать себе партнера, который напоминает внешними признаками или внутренними качествами родителя противоположного пола. Поскольку импринтинг происходит на подсознательном уровне, нам сложно рационально объяснить, почему мы выбираем в партнеры того или иного человека.
    Первая любовь может скорректировать детский импринтинг: если во время влюбленности человек был отвергнут или испытывал чувство вины, он подсознательно будет выбирать себе партнеров, с которыми такой паттерн поведения будет повторяться вновь.

Психологи также выделяют ряд других видов импринтинга со схожим механизмом действия. Примеры импринтинга могут быть разнообразными. Так, синдром утенка подразумевает особенную предрасположенность человека к определенным объектам — вероятно, в прошлом они вызвали взрыв положительных впечатлений, и в настоящем человек не сможет от них отказаться, даже если появится лучшая альтернатива. Феномен Вестермарка — это запечатление между детьми, которые растут вместе: исследованиями было подтверждено, что такой механизм защищает их от дальнейшего кровосмешения. Предубеждения тоже связаны с импринтингом и формируются под влиянием первых впечатлений от человека, предмета или опыта — такой механизм в психологии называют эффектом ореола.

Происходит даже запечатление на лингвистическом уровне: психолог Жо Годфруа писал, что младенцы в первый год жизни могут воспроизводить почти все фонемы, характерные для распространенных языков, однако в дальнейшем эта способность редуцируется. 

Материал по теме

Проблемы и возможности

Импринтинг нередко становится причиной когнитивных искажений — ошибок мышления, основанных на убеждениях с нарушением причинно-следственной связи. Травматические события, как и периоды эмоциональной уязвимости или влияния сильного стресса, также нередко служат причиной импринтинга и создают паттерны поведения, которые могут разрушать личную и общественную жизнь человека. Для бессознательного нет разделения на плохое и хорошее, социально одобряемое и порицаемое — оно лишь считывает похожие стимулы, на которые нужно будет отвечать определенным привычным поведением.

Нарушения, связанные с механизмом импринтинга, могут привести к диссоциативному расстройству идентичности — это когда в человеке уживается будто несколько личностей и он склонен поступать в несвойственной ему манере или чувствовать себя сторонним наблюдателем своих действий. Это результат влияния травмы прошлого, которую человек даже не осознает. Поскольку альтернативная личность проявляется непроизвольно и будто управляет действиями человека, в этом случае не обойтись без помощи психолога или психотерапевта, который назначит соответствующее лечение. 

При незначительных нарушениях часто достаточно когнитивно-поведенческой терапии. Вместе с психологом человек выявит причину негативного паттерна поведения, воссоздаст травмирующую ситуацию и проживет ее с конструктивным завершением, как бы перезаписав свою реакцию на этот стимул. Это изменит привычный шаблон поведения, и через какое-то время человек сможет выстраивать свою жизнь и взаимоотношения с окружающими иначе.

Мгновенных результатов ждать не следует: «Стойкость импринта может мешать, когда необходимо изменить свои взгляды на жизнь, поведение или переработать травматические переживания. Большинство импринтов приобретается в довербальном возрасте, и это часто может осложнять психотерапевтическую работу или же просто осознавание причин проблем, происходящих уже во взрослой жизни», — считает Валентин Оськин. 

Импринтинг может оказывать и положительное влияние на развитие человека, хотя предсказать, как работает механизм импринтинга у каждого отдельного человека и что он воспримет как значимый объект для запечатления, совершенно невозможно. «Если говорить об очевидных плюсах импринтинга — это скорость и стойкость запоминаемого. Возможно, однажды ученые разберутся, как именно работает этот механизм, и тогда мы сможем получить высокоскоростное обучение, например, как в кинофильме «Матрица», — замечает Валентин Оськин.

 

Импринтинг в психологии

Что представляет собой импринтинг, можно ли им объяснить многие процессы в психике человека? Какова его роль в формировании личности, ее характера и выбора жизненного пути? В чем революционность импринтинга в сфере обучения? Как его можно использовать в психотерапии и психологии? Ответы на эти вопросы мы получили в интервью с Главным врачом медицинского центра «Гармония здоровья», практикующим психиатром, психиатром-наркологом и психотерапевтом Владиславом Сиповичем.

Что такое импринтинг, как его объясняют и каковы его признаки?

Существует несколько определений понятия импринтинг, которое дословно переводится с английского, как запечатление. Тем более, что применяется оно в биологии и психологии. Импринтинг в психологии интерпретируется, как специфическая форма научения, в биологии, как реакция следования детенышей поведению родителей. В отдельной биологической дисциплине молекулярной генетике под импринтингом понимают эффект, связанный с передачей генов в неизмененном виде, а в иммунологии – иммунный ответ на впервые попавший в организм антиген.  

Импринтинг – это понятие относительно новое. Встречается как у человека, так и у животных. Причем связано оно с фиксацией в памяти информации об отличительных внешних признаках значимых для детенышей объектов, что играет основную роль в формировании и коррекции врожденных форм поведения. Слово «врожденный» говорит о генетической предопределенности этого явления и установлении нервных связей по типу условных рефлексов на базе безусловных. 

Открыл импринтинг австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц в 1935 году, наблюдая за выводком серых гусей. За это уникальное открытие психофизиологического механизма запечатления он получил Нобелевскую премию. В результате своих наблюдений Лоренц выяснил, что утята могут принять за родителя любой объект, который увидят сразу после вылупления, даже если это будет неодушевленный предмет. Например, один из утят принял за маму надувной шарик и даже в половозрелом возрасте ухаживал за всеми движущимися круглыми предметами.  На основании результатов своих наблюдений ученый пришел к выводу, что импринтинг характерен и для людей – любое сильное потрясение способно оставить неизгладимый отпечаток в психике человека, влияющий на всю его последующую жизнь и особенности поведения.   

Теоретическое обоснование импринтинга имеет гипотетический характер, основанный на предположении о существовании в психике так называемого механизма высвобождения, запускаемого комплексом сильных раздражителей. Они могут быть обонятельными, зрительными, тактильными, вкусовыми, слуховыми, болевыми и др. Их действие для каждой особи индивидуально и генетически детерминировано. Суммарный эффект от раздражителей в критический, стрессовый для человека момент срабатывает, как пуск для механизма высвобождения. Проявляется это в быстром и чрезвычайно стойком закреплении в памяти вызванных стрессом или первым впечатлением эмоциональных, психических и поведенческих реакций. 

К импринтингу относят такие впервые встреченные явления:
    • Первая любовь.
    • Первое впечатление.
    • Первые успехи и неудачи.
    • Первые этапы фобий.
    • Образы родителей в первые дни и месяцы жизни.

Чаще всего закрепление признаков и сила их влияния наиболее выражены в раннем возрасте, но иногда «запечатление» происходит и в более зрелом возрасте.

Как и любое психическое состояние, импринтинг имеет свои признаки, а именно:
    • Необратимость результатов, которая заключается в том, что они с большим трудом поддаются коррекции.
    • Быстрота запечатления после одноразового контакта с объектом.
    • Отсутствие потребности в закреплении, например, пищевом.
    • Возможность формирования в определенный критический (сенсибильный) временной промежуток.

Период сенсибилизации довольно ограничен и приходится на особо эмоционально чувствительное состояние психики.

Какие выделяют виды импринтинга?

Это явление присутствует практически во всех сферах жизни. По теории психоневролога Тимоти Лири, существуют такие виды импринтинга:
    • Социальный, состоящий из комплекса импринтов – основных принципов, ценностей и стереотипов. Регламентирует отношения личности в социуме – религиозные убеждения, любовь, выбор спутника жизни, лидерство, дисциплину, самодисциплину, этнические традиции и т. д. Обычно отличается консерватизмом и неприятием инноваций, что вполне соответствует признаку необратимости. Частным случаем является импринтинг в рекламе, когда рано или поздно реклама того или иного объекта попадается человеку на глаза в сенсибильный, особо восприимчивый период и запечатлеватся в памяти. Поэтому особо впечатлительным особам следует крайне осторожно относится к новой информации и развивать в себе критический подход к ней. Не всегда новое действительно лучше старого. 
    • Оральный – самый ранний, формирующийся у младенцев при первых глотках материнского молока и ее первых ласковых прикосновениях. Недаром в народе говорят: «Впитал с молоком матери».
    • Территориально-эмоциональный, облегчающий привыкание и обитание в определенной среде. Как животные метят свою территорию, так и человек своим эмоциональным отношением и поведением закрепляет за собой свое жизненное пространство.
    • Вербальный, способствующий запоминанию звуков и символов, а также их сочетаний в словах и предложениях. Так ребенок учится говорить, читать и писать. Именно поэтому процесс научения протекает быстрее и эффективнее при интерактивном общении, когда ребенок включается в обучение на эмоциональном уровне. 

Кстати, закрепление в памяти результатов общения с другими и подражание им может быть, как позитивным, так и негативным, но в любом случае настолько сильным и стойким, что определяет общие установки, манеру поведения и интересы человека на долгие годы.

Хочу подробнее остановиться на таком понятии, как реимпринт, который заключается в изменении запечатленных в определенном возрасте установок, или иначе перепрограммирование психики. Реимпринт нашел свое применение в психологии и психотерапии. Метод этот довольно сложный, требует от специалистов немалых усилий, сочетания знаний и интуиции, опыта и индивидуального подхода. Но это вполне реальный путь изменить свою судьбу и положение в обществе.

Расскажите подробнее, как импринтинг влияет на развитие ребенка?

Прежде всего задайте себе вопрос, если ребенок непроизвольно запечатлевает родительские шаблоны поведения и нередко они становятся частью его личности, то кто или что в конечном итоге влияет на формирование психики маленького человека? Конечно родители и ближайшее окружение, особенно психологический климат в семье. Если ребенок постоянно находится в стрессовой среде, то все, что откладывается в его памяти оказывается чрезвычайно стойким, и определяет особенности характера, поведения и отношения человека к себе и окружающему его социуму. Изменить установки в этом случае неимоверно трудно, и удается это далеко не всегда. 

Поэтому родители должны быть внимательны к таким аспектам в общении с детьми, как:
    • Эмоциональные реакции. Следует избегать таких проявлений, как гнев, злость, нетерпимость, менторство и иных негативных реакций. 
    • Речевые обороты. Если ребенок сталкивается в семье с постоянным хамством и нецензурной лексикой, то не стоит удивляться, что рано или поздно вы получите такую же «ответку». 
    • Вредные привычки (алкоголь, курение и др.), особенно когда они присутствуют у значимыми в жизни ребенка людей. 
    • Пищевой режим и рацион. Всем известно, насколько пищевые привычки бывают сильными и долговременными. Мамин борщ, котлетки и блинчики навсегда остаются самыми вкусными и неповторимыми. Негативно повлиять на ребенка может лишь безалаберность в питании, преобладание в рационе «нездоровых» продуктов и пристрастие к фаст-фуду. 

И еще один аспект пищевого импритинга проявляется при переходе из старой семьи в новую. Фактически молодоженам приходится проходить реимпринт своих пищевых пристрастий, и это может стать одним из осложнений отношений в молодой семье, особенно, если подогревается любящей мамочкой. Привычка подкармливать сыночка его любимыми блюдами не всегда укрепляет новорожденный брачный союз.

Ребенок особенно восприимчив к импринтингу в возрасте до 5 лет. Недаром считается, что характер и поведение ребенка формируются именно в этот период, а потом изменить его практически невозможно. В пять лет у детей уже практически сформировано самосознание, а его симбиотическая связь с матерью ослабевает. Дитя становится своевольным, строптивым и упрямым. Так ребенок инстинктивно старается уйти из-под внешнего влияния и развить в себе самостоятельность. Поэтому родителям не стоит делать из этого трагедию, а просто направлять детский негативизм в положительное русло. 
Импринтинг считают мгновенным обучением, механизмы которого еще окончательно не изучены, но который может иметь революционное значение для будущего сферы обучения и развития мышления, причем в кратчайшие сроки. Но не следует бездумно экспериментировать с импринтингом, оставьте это ученым и специалистам по психологии и психотерапии. Ведь потуги самостоятельно вызвать в себе определенное состояние, трансформировать его в быстрое переживание и таким образом избавиться от фобии или привить себе желаемые качества могут закончиться плачевно для психики «экспериментатора». Ведь результаты импринтинга пока остаются трудно предсказуемыми и могут усугубить положение, когда вместо старой фобии появится новый страх, а в худшем случае их станет две – старая и вновь сформировавшаяся фобия.

Сейчас импринтинг активно используется при обучении детей иностранным языкам. Наиболее восприимчивым считается возраст от 5 до 10 лет, когда ребенок буквально впитывает информацию, как губка воду. Причем впечатывание образов происходит целыми блоками без ее анализа. В этом возрасте у ребенка в основном функционирует правое полушарие, отвечающее за эмоции, чувства и воображение, левое же полушарие, отвечающее за анализ и логику, пока малоактивно. Дети мыслят образами и при этом активно познают окружающий мир, накапливая информацию о нем. Левое полушарие включится и заработает в полную силу, когда информации будет достаточно для анализа и умозаключений. Отложенная в памяти до 10 лет информация самая стойкая и сохраняющаяся практически на всю жизнь. В дальнейшем импринтинг ослабевает и вызвать его к жизни в зрелом возрасте можно лишь при переживании сильного эмоционального стресса. 

Именно поэтому оптимальным периодом для обучение иностранным языкам является возраст 5-10 лет, причем обучение должно проходить в игровой форме и вызывать у ребенка приятные эмоции. Существуют специальные методики, разработанные разными авторами, одной из самых перспективных является методика В.Н. Мещеряковой.

Насколько важен импринтинг при выборе спутника жизни?

Многие мужчины и женщины не могут объяснить, почему им импонируют партнеры определенного типа. Часто то, что они постоянно наступают на одни и те же грабли, считается не поддающимся рациональному объяснению, чем-то иррациональным, почти мистическим, оправдывается превратностями судьбы. Выражение, что «браки заключаются на небесах» как раз и подтверждает кармический характер выбора партнеров. 

В действительности же эту закономерность можно понять и объяснить с научной точки зрения, рассматривая ее, как проявление импринтинга. Конечно у человека его механизмы значительно сложнее, чем у животных, чье потомство уже рождается приспособленным к жизни. Например, уже упомянутые утята формируют свои привычки уже с первых минут появления на свет, причем для окончания этого процесса достаточно всего несколько дней. Человеческий же детеныш рождается совершенно беззащитным с неразвитыми органами чувств, из инстинктов самым развитым является сосательный, включающийся с самого момента рождения и обеспечивающий выживание.  

Первый контакт с матерью происходит именно при прикладывании новорожденного к груди. Поэтому так важно это делать даже если у матери нет молока. Затем по мере полноценного включения остальных органов чувств происходит запечатление других восприятий от матери и отца – тактильных от ласковых прикосновений, звуковых от нежного и убаюкивающего материнского голоса, зрительных от склонившегося над младенцем любящего родительского лица. По мере взросления малыш начинает запечатлевать манеру поведения, прочно фиксировать в памяти речь, эмоции и взаимоотношения родителей. Со временем по их подобию формируется стереотип поведения ребенка в семье и его отношений с противоположным полом. Приходится этот критический период на пубертатный возраст, когда формируются вторичные половые признаки, изменяется гормональный статус и появляется сексуальный интерес к противоположному полу. В этом случае мы имеем дело с так называемым отложенным половым импринтингом, который приобретается тогда же, когда и материнский, но включается гораздо позже. За это время ребенок научается у родителей или окружения, каким должен быть половой партнер. Интересен тот факт, что если ребенок усыновлен, то он запечатлевает признаки приемного, а не биологического родителя. 

Образ потенциального партнера «создается», как восприятие значимых людей из ближнего окружения. Чаще всего стрелы Купидона поражают объекты, максимально схожие с образом родителей, реже – дворовых или школьных кумиров. Все наши проблемы с выбором спутника жизни родом из детства. Независимо от того, хорошим или плохим оно было, человек бессознательно стремится заново его пережить, воскресить прежние эмоции и образы. Именно поэтому ему импонируют те партнеры, которые вызывают ассоциации с детством, и необязательно только внешним сходством или поведением. Это может быть что-то неуловимое – характерный жест, мимика, взгляд, походка, особенности фигуры, практически что угодно, вызывающие ассоциации с главной фигурой из детских воспоминаний. Как только такая связь устанавливается, человек мгновенно запечатлевается на этом объекте.

Кстати, желанный половой партнер должен быть похожим на запечатленный образ, но не идентичным ему. Возможно мудрая природа распорядилась таким образом для того, чтобы исключить инцест, ослабляющий и суживающий генетический фонд рода. Благодаря этому маленькому нюансу романтические отношения между близкими родственниками становятся мало возможными.   

Импринтинг и изучение его механизмов помогают по-новому взглянуть и объяснить психические явления, расширить рамки и качественно изменить процесс обучения, помочь решить многие психологические проблемы. Зная и используя его закономерности, можно добиться поразительных результатов практически во всех сферах деятельности человека и тем самым максимально раскрыть потенциал каждой личности.  

Стоимость наших услуг

Импринтинг (психология) — New World Encyclopedia


Импринтинг используется в психологии и этологии для описания любого вида обучения, происходящего в определенном возрасте или на определенной стадии развития. Это фазово-чувствительный тип обучения, при котором организм распознает характеристики определенных стимулов, которые впоследствии «отпечатываются» на субъекте. В большинстве случаев приходится учиться распознавать своих родителей или потенциальных сексуальных партнеров, оба из которых имеют значение для выживания вида. Хотя этот процесс чаще всего наблюдается у птиц, этот процесс наблюдался и у других видов, что привело к прогрессу не только в способности помогать различным видам, но и в понимании того, как подобные процессы участвуют в развитии человека.

Содержание

  • 1 Краткое изложение теории
  • 2 Сексуальный импринтинг
    • 2.1 Эффект Вестермарка
  • 3 Доказательства импринтинга в неврологии
  • 4 Применение
  • 5 Заключение
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 кредитов

Импринтинг был первоначально подробно исследован Конрадом Лоренцем в ходе его натуралистических исследований гусей. Многим стал привычен образ Лоренца, за которым следует семейство гусят. Применение этих знаний было использовано с пользой, гарантируя, что молодые особи, выросшие в неволе, приобретут навыки выживания и, таким образом, смогут действовать в относительно естественной ситуации или даже быть повторно введены в дикую природу.

Краткое изложение теории

Наиболее часто встречающаяся форма импринтинга известна как «сыновний импринтинг». Сыновний импринтинг происходит, когда молодое животное узнает характеристики своего родителя. Это наиболее очевидно у птиц-гнездокрылых (которые покидают гнездо вскоре после вылупления) и рептилий, которые запечатлеваются на своих родителях.

Сыновний импринтинг был впервые описан у домашних кур биологом-любителем Дугласом Сполдингом в девятнадцатом веке. Он был заново открыт ранним этологом Оскаром Хейнротом, а научно изучен и популяризирован его учеником Конрадом Лоренцем в его работе с серыми гусями. Лоренц продемонстрировал, как вылупившиеся в инкубаторе гуси запечатлевали первый подходящий движущийся стимул, который они видели, в течение того, что он назвал «критическим периодом» около 36 часов вскоре после вылупления. Присутствуя с гусятами во время их вылупления, Лоренц обнаружил, что гусята отпечатываются на нем. В результате его часто изображают преследуемым стаей гусей, запечатлевшихся на нем.

Сексуальный импринтинг

Сексуальный импринтинг — это процесс, посредством которого молодое животное усваивает характеристики желаемого партнера. Например, самцы зебровых вьюрков, по-видимому, предпочитают самок, внешне напоминающих самку, которая их воспитывает, а не самцов своего типа (Иммельманн, 1972).

Эффект Вестермарка

Обратный сексуальный импринтинг также наблюдается, когда два человека, живущие в непосредственной домашней близости в течение первых нескольких лет своей жизни, впоследствии теряют чувствительность к сексуальному влечению и привязанности друг к другу. Это явление, известное как Эффект Вестермарка, был открыт антропологом Эдвардом Вестермарком. С тех пор эффект Вестермарка наблюдался во многих местах и ​​культурах, в том числе в системе израильских кибуцев и в брачных обычаях Тайваня Шим-пуа , а также в биологически родственных семьях.

Когда возникает обратная ситуация, например, когда брат и сестра воспитываются отдельно, не зная друг о друге, они могут найти друг друга очень сексуально привлекательными, когда встречаются во взрослом возрасте — явление, известное как генетическое сексуальное влечение. Это наблюдение согласуется с теорией о том, что эффект Вестермарка развился для подавления инбридинга.

Доказательства импринтинга в неврологии

Структура, связанная с импринтингом, располагалась по обеим сторонам мозга в вентральном гиперстрате (IMHV). Удалив эту часть мозга у цыплят, Хорн (1985) продемонстрировал, что цыплята больше не проявляют склонности к импринтингу. Hyperstratium ventrale является частью дорсального вентрального гребня (DVR), общей структуры мозга, встречающейся как у рептилий, так и у птиц. Также было показано, что дорсальный вентральный гребень работает аналогично механизмам памяти млекопитающих.

Другие исследования ставят под сомнение то, что описание импринтинга, данное Лоренцем, может быть несколько неполным. Утверждается, что при изучении птиц в их естественной среде Лоренцу не хватало объективности, которую можно было бы обеспечить в лаборатории. Экспериментальный подход современных исследований позволил понять конкретные процессы обучения, которые в конечном итоге способствуют поведению импринтинга.

Было обнаружено, что в более контролируемой среде высвобождение эндорфинов в мозгу, обеспечивающее успокаивающую обратную связь, является частью процесса. Другие лабораторные данные свидетельствуют о том, что импринтинг является формой ассоциативного обучения, не полностью инстинктивного, и может происходить в течение более длительных периодов времени и у большего числа видов, чем это наблюдалось в естественных условиях.

Заявка

Знание процесса импринтинга нашло хорошее применение в ситуациях, когда детеныши выращивались в неволе без присутствия взрослых представителей их вида. Ухаживающие за птицами, вылупившимися в неволе, разработали методы обучения их навыкам выживания, основанные на использовании процесса импринтинга, чтобы заставить детенышей идентифицировать себя с людьми (часто замаскированными, чтобы имитировать цвета и узоры взрослых птиц) и, таким образом, следовать за ними, подражая их поведение.

Итальянский пилот дельтаплана Анджело д’Арриго манипулировал техникой Лоренца, чтобы повторно ввести исчезающие виды хищников в дикую природу. Д’Арриго отметил, что полет немоторизованного дельтаплана очень похож на схему полета перелетных птиц, поскольку и те, и другие используют восходящие потоки тепловых потоков для набора высоты, что позволяет летать на большие расстояния. У вылупившихся в неволе птиц нет птиц-наставников, которые научили бы их традиционным миграционным маршрутам. Д’Арриго высидел цыплят под крылом своего планера, и они запечатлелись на нем. Впоследствии он научил птенцов летать и охотиться. Молодые птицы следовали за ним не только по земле (как в случае с Лоренцем), но и в воздухе по мере того, как он проходил различные пути миграции. Он летал через Сахару и Средиземное море на Сицилию с орлами, из Сибири в Иран со стаей стерхов и через гору Эверест с непальскими орлами. Его жена продолжает его работу по возвращению размножающейся пары кондоров в их среду обитания в Южной Америке.

В рамках проекта, аналогичного усилиям д’Арриго, канадский энтузиаст сверхлегких самолетов Билл Лишман обучал осиротевших канадских гусей их обычному маршруту миграции, как показано в основанном на фактах драматическом фильме « Улетай домой».

Заключение

Импринтинг — интригующее явление, поскольку оно является продуктом как генетических, так и экологических воздействий. Кажется очевидным, что детеныши любого существа должны обладать способностью обеспечивать свое выживание. Импринтинг является важной связью между родителем и их новорожденным, поскольку он позволяет им освоить необходимые навыки и обеспечить свое благополучие в потенциально опасные времена. Такой импринтинг наиболее заметен у гнёздокрылых птиц и рептилий и является явно выгодным процессом, поскольку птенцы, которые рано покидают гнездо, подвергаются большому риску не найти своих родителей.

Половой импринтинг также можно рассматривать как ценный фактор выживания вида, позволяющий молодым особям определять характеристики подходящих потенциальных партнеров.

Импринтинг также может встречаться у млекопитающих, хотя и в несколько иных формах и с более длительными и сложными формами взаимодействия. В исследованиях детского развития родственный процесс, посредством которого младенцы учатся отличать своих матерей или опекунов, известен как привязанность. Этот процесс начинается в утробе матери, когда нерожденный ребенок начинает узнавать голоса родителей, и продолжается по мере того, как возникает сильная связь между родителями и детьми, которая углубляется благодаря более длительным и сложным процессам.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Хорн, Габриэль. 1985. Память, импринтинг и мозг. Оксфорд: Clarendon Press.
  • Хоффман, Ховард С. 1996. Импринтинг. Проверено 21 августа 2008 г.
  • .
  • Immelmann, K. 1972. Половые и другие долговременные аспекты импринтинга у птиц и других видов. Успехи в изучении поведения 4: 147–174.
  • Вестермарк, Эдвард А. 1921. История человеческого брака, 5-е изд. Лондон: Макмиллан.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 27 февраля 2018 г.

  • Cardoso, SH и Sabbatini, RME. Узнать, кто твоя мама. Поведение импринтинга. Журнал Brain & Mind .

Авторы

Энциклопедия Нового Света автора и редактора переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участника и самоотверженные добровольные участники Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Импринтинг_(психология)  история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Импринтинга (психологии)»

Примечание. На использование отдельных изображений, которые лицензируются отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Импринтинг (психология) — New World Encyclopedia


Импринтинг используется в психологии и этологии для описания любого вида обучения, происходящего в определенном возрасте или на определенной стадии развития. Это фазово-чувствительный тип обучения, при котором организм распознает характеристики определенных стимулов, которые впоследствии «отпечатываются» на субъекте. В большинстве случаев приходится учиться распознавать своих родителей или потенциальных сексуальных партнеров, оба из которых имеют значение для выживания вида. Хотя этот процесс чаще всего наблюдается у птиц, этот процесс наблюдался и у других видов, что привело к прогрессу не только в способности помогать различным видам, но и в понимании того, как подобные процессы участвуют в развитии человека.

Содержание

  • 1 Краткое изложение теории
  • 2 Сексуальный импринтинг
    • 2. 1 Эффект Вестермарка
  • 3 Доказательства импринтинга в неврологии
  • 4 Применение
  • 5 Заключение
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 кредитов

Импринтинг был первоначально подробно исследован Конрадом Лоренцем в ходе его натуралистических исследований гусей. Многим стал привычен образ Лоренца, за которым следует семейство гусят. Применение этих знаний было использовано с пользой, гарантируя, что молодые особи, выросшие в неволе, приобретут навыки выживания и, таким образом, смогут действовать в относительно естественной ситуации или даже быть повторно введены в дикую природу.

Краткое изложение теории

Наиболее часто встречающаяся форма импринтинга известна как «сыновний импринтинг». Сыновний импринтинг происходит, когда молодое животное узнает характеристики своего родителя. Это наиболее очевидно у птиц-гнездокрылых (которые покидают гнездо вскоре после вылупления) и рептилий, которые запечатлеваются на своих родителях.

Сыновний импринтинг был впервые описан у домашних кур биологом-любителем Дугласом Сполдингом в девятнадцатом веке. Он был заново открыт ранним этологом Оскаром Хейнротом, а научно изучен и популяризирован его учеником Конрадом Лоренцем в его работе с серыми гусями. Лоренц продемонстрировал, как вылупившиеся в инкубаторе гуси запечатлевали первый подходящий движущийся стимул, который они видели, в течение того, что он назвал «критическим периодом» около 36 часов вскоре после вылупления. Присутствуя с гусятами во время их вылупления, Лоренц обнаружил, что гусята отпечатываются на нем. В результате его часто изображают преследуемым стаей гусей, запечатлевшихся на нем.

Сексуальный импринтинг

Сексуальный импринтинг — это процесс, посредством которого молодое животное усваивает характеристики желаемого партнера. Например, самцы зебровых вьюрков, по-видимому, предпочитают самок, внешне напоминающих самку, которая их воспитывает, а не самцов своего типа (Иммельманн, 1972).

Эффект Вестермарка

Обратный сексуальный импринтинг также наблюдается, когда два человека, живущие в непосредственной домашней близости в течение первых нескольких лет своей жизни, впоследствии теряют чувствительность к сексуальному влечению и привязанности друг к другу. Это явление, известное как Эффект Вестермарка, был открыт антропологом Эдвардом Вестермарком. С тех пор эффект Вестермарка наблюдался во многих местах и ​​культурах, в том числе в системе израильских кибуцев и в брачных обычаях Тайваня Шим-пуа , а также в биологически родственных семьях.

Когда возникает обратная ситуация, например, когда брат и сестра воспитываются отдельно, не зная друг о друге, они могут найти друг друга очень сексуально привлекательными, когда встречаются во взрослом возрасте — явление, известное как генетическое сексуальное влечение. Это наблюдение согласуется с теорией о том, что эффект Вестермарка развился для подавления инбридинга.

Доказательства импринтинга в неврологии

Структура, связанная с импринтингом, располагалась по обеим сторонам мозга в вентральном гиперстрате (IMHV). Удалив эту часть мозга у цыплят, Хорн (1985) продемонстрировал, что цыплята больше не проявляют склонности к импринтингу. Hyperstratium ventrale является частью дорсального вентрального гребня (DVR), общей структуры мозга, встречающейся как у рептилий, так и у птиц. Также было показано, что дорсальный вентральный гребень работает аналогично механизмам памяти млекопитающих.

Другие исследования ставят под сомнение то, что описание импринтинга, данное Лоренцем, может быть несколько неполным. Утверждается, что при изучении птиц в их естественной среде Лоренцу не хватало объективности, которую можно было бы обеспечить в лаборатории. Экспериментальный подход современных исследований позволил понять конкретные процессы обучения, которые в конечном итоге способствуют поведению импринтинга.

Было обнаружено, что в более контролируемой среде высвобождение эндорфинов в мозгу, обеспечивающее успокаивающую обратную связь, является частью процесса. Другие лабораторные данные свидетельствуют о том, что импринтинг является формой ассоциативного обучения, не полностью инстинктивного, и может происходить в течение более длительных периодов времени и у большего числа видов, чем это наблюдалось в естественных условиях.

Заявка

Знание процесса импринтинга нашло хорошее применение в ситуациях, когда детеныши выращивались в неволе без присутствия взрослых представителей их вида. Ухаживающие за птицами, вылупившимися в неволе, разработали методы обучения их навыкам выживания, основанные на использовании процесса импринтинга, чтобы заставить детенышей идентифицировать себя с людьми (часто замаскированными, чтобы имитировать цвета и узоры взрослых птиц) и, таким образом, следовать за ними, подражая их поведение.

Итальянский пилот дельтаплана Анджело д’Арриго манипулировал техникой Лоренца, чтобы повторно ввести исчезающие виды хищников в дикую природу. Д’Арриго отметил, что полет немоторизованного дельтаплана очень похож на схему полета перелетных птиц, поскольку и те, и другие используют восходящие потоки тепловых потоков для набора высоты, что позволяет летать на большие расстояния. У вылупившихся в неволе птиц нет птиц-наставников, которые научили бы их традиционным миграционным маршрутам. Д’Арриго высидел цыплят под крылом своего планера, и они запечатлелись на нем. Впоследствии он научил птенцов летать и охотиться. Молодые птицы следовали за ним не только по земле (как в случае с Лоренцем), но и в воздухе по мере того, как он проходил различные пути миграции. Он летал через Сахару и Средиземное море на Сицилию с орлами, из Сибири в Иран со стаей стерхов и через гору Эверест с непальскими орлами. Его жена продолжает его работу по возвращению размножающейся пары кондоров в их среду обитания в Южной Америке.

В рамках проекта, аналогичного усилиям д’Арриго, канадский энтузиаст сверхлегких самолетов Билл Лишман обучал осиротевших канадских гусей их обычному маршруту миграции, как показано в основанном на фактах драматическом фильме « Улетай домой».

Заключение

Импринтинг — интригующее явление, поскольку оно является продуктом как генетических, так и экологических воздействий. Кажется очевидным, что детеныши любого существа должны обладать способностью обеспечивать свое выживание. Импринтинг является важной связью между родителем и их новорожденным, поскольку он позволяет им освоить необходимые навыки и обеспечить свое благополучие в потенциально опасные времена. Такой импринтинг наиболее заметен у гнёздокрылых птиц и рептилий и является явно выгодным процессом, поскольку птенцы, которые рано покидают гнездо, подвергаются большому риску не найти своих родителей.

Половой импринтинг также можно рассматривать как ценный фактор выживания вида, позволяющий молодым особям определять характеристики подходящих потенциальных партнеров.

Импринтинг также может встречаться у млекопитающих, хотя и в несколько иных формах и с более длительными и сложными формами взаимодействия. В исследованиях детского развития родственный процесс, посредством которого младенцы учатся отличать своих матерей или опекунов, известен как привязанность. Процесс начинается в утробе матери, когда нерожденный ребенок начинает узнавать голоса родителей, и продолжается по мере того, как возникает сильная связь между родителями и детьми, которая углубляется благодаря более длительным и сложным процессам.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Хорн, Габриэль. 1985. Память, импринтинг и мозг. Оксфорд: Clarendon Press.
  • Хоффман, Ховард С. 1996. Импринтинг. Проверено 21 августа 2008 г.
  • .
  • Immelmann, K. 1972. Половые и другие долговременные аспекты импринтинга у птиц и других видов. Успехи в изучении поведения 4: 147–174.
  • Вестермарк, Эдвард А. 1921. История человеческого брака, 5-е изд. Лондон: Макмиллан.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 27 февраля 2018 г.

  • Cardoso, SH и Sabbatini, RME. Узнать, кто твоя мама. Поведение импринтинга. Журнал Brain & Mind .

Авторы

Энциклопедия Нового Света автора и редактора переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts