отпускать ли ребенка в туалет во время урока?
«Можно выйти?» — эту фразу учителя слышат, наверное, на каждом занятии. Имеет ли педагог право отказать ученику, которому «приспичило», или должен обязательно разрешить «культпоход», даже если он случается в третий раз за 45 минут? Разбираемся вместе с юристами и педагогами.
28 сентября учительница биологии в одной из школ Приморья не отпустила в туалет ученика пятого класса. У ребенка была диарея, и он был вынужден справить нужду в штаны на глазах у одноклассников. Но даже после этого школьнику не разрешили покинуть класс. Свою позицию в этом инциденте педагог объяснила тем, что директор школы запретил учителям отпускать детей во время уроков. После того, как ситуация получила огласку, расследованием происшествия занялось местное министерство образования, где уже пообещали назначить «дисциплинарное наказание» и для учителя, и для директора.
Что говорит закон
Ни в одном законе прямо не прописано, что учитель обязан отпускать ребенка с урока по естественной надобности. Но и нигде не говорится, что отпускать ребенка нельзя.
Юрист, автор канала «Юрист Евгений Шупиков» в Telegram, считает, что учителя не имеют права отказывать детям, когда они просятся «выйти».
«Учитель, который не отпускает школьника в туалет, безусловно, нарушает законодательство», — говорит Евгений.
Юрист перечислил, каким именно законодательным положениям противоречит такая позиция:
- Статьи 21 и 41 Конституции РФ, в которых закреплено право на здоровье и право на достоинство;
- Статью 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в которой сказано, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка;
- Статью 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», в которой сказано, что обучающимся предоставляется право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, а также право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Юрист и директор частной школы «Феникс» Татьяна Зверева не так категорична. Она полагает, что этот вопрос лежит не в правовом поле, а в моральном.
«Смотря как подойти к вопросу. С одной стороны, если говорить о человеческом достоинстве ученика, которое в данном случае, естественно, унижено, то по Конституции, по Закону «Об образовании» учитель не имел права этого делать. Но, с другой стороны, по должностной инструкции учитель отвечает на уроке за безопасность всех детей класса», — считает Татьяна.
Опыт коллег
Большинство российских учителей предпочитают отпускать учеников по нужде во время уроков. Таков результат опроса, который провел «Педсовет» в соцсетях.
Ситуации во время уроков бывают разные. Школьные учителя поделились своими историями, в которых реальные нужды детей вступают в противоречие с указами директоров и внутренними правилами школ. Многие просили оставить комментарии анонимными.
«Когда я работала в школе, наша администрация настоятельно рекомендовала не отпускать детей на уроках, потому что они, мол, гуляют и портят имущество, а не ходят по делу. Но у нас большинство учителей (особенно не старой закалки) отпускали, потому что никто не хотел казусов в виде писающихся на уроках детей. Должны быть какие-то другие меры контроля за поведением вне класса (в идеале — дежурные в коридорах и туалетах). Это не зона ответственности учителя», — говорит Елена.
«У нас нет правил. Хочет — пусть идёт. Потому что, конечно же, бывают и«поносы, и золотухи»… Понятно, что могут нашкодить. Но ведь мы по себе знаем, что могут быть всякие внезапные, нестандартные ситуации. Да и мы детей слишком хорошо знаем: кто просто увильнуть хочет от ответа, кому просто не нравится находиться на уроках. У них на лице всё написано. Лично я говорю, что отпускать во время урока разрешено только тех, у кого есть проблемы со здоровьем, и, конечно, на это имеется справка. У хитрецов справки нет — они сразу начинают улыбаться и забывают про туалет. Пока за 29 лет не ошибалась. Это, конечно, про старшие классы, малышей всех отпускаю», — поделилась опытом Наталья.
«Я работаю с начальной школой, веду занятия по технологии и кружки. Дети часто прибегают чуть раньше. В этот момент, до начала занятия, напоминаю, что есть несколько минут, можно сделать «дела перемены», если забыли. Особенно для первоклашек это напоминание обычно не лишнее, работает. В остальном есть договоренность, что отчитываться не стоит, дверь открыта, выйти можно в любой момент. Однако занятие прерываться не будет, выходящий пропускает что-то важное», — так поступает Ольга Полякова, учитель технологии и педагог дополнительного образования в «Новой школе», Москва.
«Иногда, у детей бывает такая игра — выйти в туалет. Отпускаю по очереди, двоих не отпускаю сразу. Телефон прошу оставить в классе», — поделилась Елена Яковлева, учитель английского языка в школе в Петербурге.
«Я считаю, что надо отпускать. Это потребность физиологическая, а иногда ребёнку нужно выйти и выдохнуть.
Почему нет? Можно выглянуть в коридор и посмотреть, куда пошёл ребенок. Контролируем старших», — поделилась Надежда.
Взять на вооружение
В школах в других странах тоже есть такая проблема. И, например, в закрытых учебных заведениях Великобритании придумали интеллигентное решение. У каждого учителя есть пропуск в туалет, но только один. Его выдают, если ученик отпрашивается в уборную.
С опытом зарубежных коллег знаком Сергей Минденко, учитель физической культуры, классный советник физико-математической школы СФУ.
«Если без пропуска застукали в коридоре, то следует наказание. Первое — отстранение от уроков. При этом ученик должен выучить все, что прошли за это время и сделать все задания. Второе наказание — отстранение от физкультуры: у них, там, за морем, считается, что не посещать уроки физкультуры стыдно. Самое жесткое наказание для учеников — это исключение из школы».
К сожалению, однозначного ответа на вопрос «отпускать или нет» не существует. Так что действовать учителям приходится по ситуации.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Как в Германии наказывают за прогулы школьных уроков – DW – 22.05.2018
Фото: picture-alliance/dpa/J. Kalaene
Культура
Ефим Шуман
22 мая 2018 г.
Посещение школьных уроков в Германии обязательно. Более того: прогулы без уважительной причины достаточно сурово наказываются.
https://p.dw.com/p/2xwuN
Реклама
Скоро в немецких школах начнутся летние каникулы. И тысячи семей потянутся из Германии на юг: в Италию, Францию, Португалию, на Канары и в Турцию, — туда, где целый день светит солнце и ласково плещется море… Единственная проблема: в каникулы и билеты на самолет, и туры в целом дороже, чем в другое время. Решает даже один-единственный день. Полетел с детьми в отпуск всего за день до начала каникул, вернулся на денек позже — и уже можно сэкономить пару сотен евро.
Но дело это, прямо скажем, не безнаказанное. В Германии категорически запрещено без уважительных причин пропускать школу. Это приравнивается к административным правонарушениям. Особенно внимательно следят именно за такими случаями, когда каникулы самовольно начинают раньше или продлевают на день-другой. За это полагается штраф: в Дюссельдорфе, например, — до 80 евро за каждый пропущенный день, в Кельне — даже 155 евро. Так очень быстро вся «экономия» может сойти на нет. Платят, конечно, родители.
Фото: picture-alliance/dpa/M. ScholzВ одной только федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия, по данным информационного агентства dpa, отделы народного образования и ведомства по делам несовершеннолетних накладывают в год до 1200 штрафов за прогулы школьных уроков. Основная масса приходится именно на последние дни учебы перед каникулами или первые дни после каникул.
Полицейский контроль
Объяснения типа «справляли 80-летие бабушки», «праздновали свадьбу дяди», ссылки на болезнь и тому подобные оправдания, данные «задним числом», не принимаются. В Мюнстере, например, обязательно нужно это доказать — например, предъявить справку от врача.
Немцы следят за посещениями школы так строго, что в аэропорту к семье с детьми школьного возраста может даже подойти полицейский и спросить: «Каникулы еще не начались, почему вы с ребенком уже летите в отпуск?» Такой вопрос могут задать и на паспортном контроле. И не дай бог ответить: «Ну, в последний день перед каникулами все равно в школе ничего не делают». Или: «Да у них сегодня только два урока физкультуры». Штраф в этом случае неизбежен. Последняя такая масштабная кампания прошла 19 мая, за день до каникул, приуроченных к празднику Святой Троицы (Pfingstferien). Полицейские устроили «облаву» в Баварии, где проверяли родителей с детьми школьного возраста в аэропортах Нюрнберга, Мюнхена. По сообщениям СМИ, на прогулах попались 20 семей.
В Гамбурге с прогульщиками — в том числе и с теми, кто не приходит на уроки в течение года, — поступают либеральнее. Сначала к тем, кто пропустил без уважительной причины три дня или больше в месяц, приходит домой учитель, и только после нескольких воспитательных бесед на их родителей накладывают штраф. Но количество таких «последних предупреждений» просто пугает. В прошлом учебном году учителям в Гамбурге пришлось ходить к прогульщикам более 1800 раз. При этом в городе насчитывается 180 тысяч школьников.
В тюрьму за прогулы детей?
В Берлине, где ведется статистика лишь в 7-10 классах, положение еще хуже. В прошлом учебном году до 10 учебных дней пропустили без уважительных причин почти 18 процентов школьников. Понятно, почему в немецкой столице решили ужесточить наказание за прогулы. Результат последнего учебного года: 867 уведомлений о назначении штрафа. В основном, речь идет о суммах размером от 100 до 300 евро. Но теоретически за такое административное правонарушение родителям особенно злостных прогульщиков могут назначить штраф до 2500 евро.
Впрочем, в некоторых районах Берлина от штрафов вообще решили отказаться: там считают, что это все равно не поможет. Ведь лишь треть родителей прогульщиков наложенные в прошлом году штрафы действительно заплатила. Теоретически за отказ платить суд может назначить наказание в виде превентивного (на несколько дней) ареста. В районе Нойкельн, где положение с посещением школ аховое, решили подойти к этому особенно жестко. Ведомство по делам несовершеннолетних направило в суды около 180 дел злостных неплательщиков. Пока, правда, в тюрьму никому сесть не пришлось.
Смотрите также:
Самая необычная школа Германии
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Как отпустить: вот что нужно знать
Вы вырастили их, накормили, обучили, и теперь пришло время их отпустить. Ваш «ребенок» теперь взрослый, и он начинает действовать самостоятельно. Для вас обоих нормально испытывать целый ряд разных эмоций. Вы можете быть грустными, взволнованными, гордыми и напуганными одновременно. Но как бы тяжело это ни было, отпустить — это правильно и полезно для вас обоих.
«Мы млекопитающие», — отмечает Джули Литкотт-Хеймс, бывший декан первокурсников Стэнфордского университета. «Несмотря на то, что мы носим одежду и мобильные телефоны, как и любому другому родителю-млекопитающему, нам нужно вырастить потомство, которое сможет постоять за себя в этом мире без нас. Давайте не будем упускать из виду тот факт, что наша работа как родителей на самом деле состоит в том, чтобы лишить себя работы».
Если переход кажется вам трудным, или даже если это не так, помните о нескольких вещах, которые помогут облегчить процесс.
Примите меняющиеся отношения
«Происходит так много удивительных вещей. Выпускной для меня — это финишная черта главы в моей жизни. Это достижение. Готовясь к окончанию последнего семестра в старшей школе, я хочу попытаться сделать мои последние моменты незабываемыми. Я знаю, что после этого моя жизнь полностью изменится». — Луис, класс 2017, Кэти, Техас
Хотя эта мысль может показаться пугающей, она, скорее всего, улучшит ваши отношения с молодым человеком. На самом деле, 75% молодых людей, опрошенных в Национальном опросе Кларка, согласились с тем, что сейчас они намного лучше ладят со своими родителями, чем в подростковом возрасте. Точно так же две трети родителей согласились с тем, что они лучше ладят со своими 18-29-летними, чем когда их ребенок был в середине подросткового возраста. Но, несмотря на этот факт, консультант по образованию Дженнифер Миллер говорит, что она не встречала ни одного родителя-одиночки, который назвал бы это «хорошим временем». Изменения сложны, и семьям может быть непросто ориентироваться в новой динамике. Но какая семья не сталкивалась с небольшим испытанием?
Самое главное помнить, что ваши отношения с ребенком меняются. По сути, они уже не дети, а начинающие взрослую жизнь. Навигация по этим отношениям сложна, и не всегда легко знать свое место. Доктор Джеффри Дженсен Арнетт, профессор факультета психологии Университета Кларка, говорит, что в это время и родители, и дети начинают воспринимать друг друга как людей, что сильно меняет отношения между родителями и детьми на что-то вроде друзей и компаньонов. Изменение отношений не обязательно плохо. Как говорит психолог доктор Мишель Борба: «Имейте в виду, что вы не теряете ребенка. Ты становишься взрослым!»
Дайте им место
«Я самый младший из трех детей, и я знаю, что моей маме будет тяжело, когда я уеду в школу. Она шутит, что будет моей соседкой по комнате. Она не будет моей соседкой по комнате. — Софи, выпускница 2018 г., Сент-Луис, Миссури,
Наблюдение за тем, как ваш «ребенок» уходит из дома, может быть одним из самых приятных и пугающих дней в вашей жизни как родителя. Но как бы это ни было страшно, важно уважать их пространство. Когда они физически находятся в одиночестве, им нужно установить свою новую личность, завести новых друзей и попытаться понять, какое место они занимают в своем новом мире. Они не смогут этого сделать, если вы будете на их стороне на каждом этапе пути. Консультант по вопросам образования Дженнифер Миллер рекомендует отстраниться и позволить подростку инициировать контакт, чтобы заявить о своей независимости. Миллер сравнивает этот возраст с тем, когда ваш ребенок впервые пошел в Pre-K или детский сад. Теперь, как и тогда, им нужно проверить свои возможности и компетентность. Ваша роль заключается в том, чтобы обеспечить им чувство безопасности. Дайте им знать, что вы все еще там, если вы им нужны, даже если вас там нет физически.
Предоставление пространства также больше, чем физическое. Психолог д-р Бобби Вегнер рекомендует вам также предоставлять молодым людям место в социальных сетях. Предоставление возможности жить вдали от вас важно для развития их личности. Для вас нормально интересоваться тем, что они делают, но то, чем они делятся, должно оставаться на их совести.
Миллер добавляет, что пространство также может означать границы, которые вы устанавливаете для своих новых отношений. Границы могут быть важны с точки зрения логистики, например, могут ли они зайти к вам домой или позвонить в любое время? Но есть и более сложные границы, например, как много они рассказывают о своей новой жизни и отношениях.
«Родители могут захотеть задать больше вопросов, чем строить предположения, поскольку они выясняют, когда и как они будут общаться или посещать дом», — говорит Миллер. «Необходимо, чтобы это были двусторонние переговоры, когда вы узнаете о жизни, которую они создают, о том, на какую поддержку они надеются от вас, где вы проводите свои линии поддержки и как вы переопределяете свою собственную жизнь дома».
Пришло время дать вашему ребенку возможность использовать все те знания, которые вы пытаетесь передать ему. Помнишь всю ту работу по дому, которую ты заставлял их делать? Эти навыки сейчас очень пригодятся. Как и множество других жизненных навыков, которые вы помогали им развивать все эти годы. Но если вас беспокоит их способность жить самостоятельно или вы хотите убедиться в этом, есть несколько ключевых жизненных навыков, которые рекомендуют наши эксперты.
Пусть ошибаются
«Я бы хотел, чтобы они меньше вовлекались. Мне не нужен микроменеджер или кто-то, кто решит все мои проблемы, мне просто нужно плечо, на которое можно опереться, поддержка, на самом деле. Мне понятно, почему они хотят помочь мне во всем, но иногда полезно учиться на собственном опыте. Иногда для меня нормально потерпеть неудачу или пострадать, потому что это единственный способ научиться или стать сильнее». — Шреяс, выпуск 2018 г., Клеймонт, Делавэр, DE
Это может быть одной из самых сложных вещей для родителей, но это посылает важное сообщение вашему молодому взрослому. Как говорит лицензированный школьный консультант доктор Шари Севьер: «Если мы останавливаемся и продолжаем принимать решения за них, и вмешиваемся каждый раз, когда возникает проблема, мы признаем, что плохо справились с родительскими обязанностями, и мы говорим нашим детям: что мы недостаточно верим в них, чтобы справиться с собой и их вновь обретенной независимостью». Да, они могут провалить промежуточный экзамен или пропустить дедлайн на работе, но часть взрослой жизни заключается не только в совершении этих ошибок, но и в том, чтобы учиться на них.
В дополнение к тому, что вы должны позволять им совершать ошибки, вы также должны позволить им решать свои проблемы. Когда вам звонят о том, что они действительно провалили промежуточные экзамены или пропустили сроки, не поддавайтесь желанию сказать им, как это исправить. Вместо этого вы можете оказать поддержку, задавая такие вопросы, как «Что вы собираетесь делать сейчас?» или «Как вы думаете, что вы можете улучшить?» Молодые люди, способные учиться на своих ошибках и двигаться вперед, демонстрируют настойчивость — навык, необходимый как для учебы в колледже, так и для работы.
Не волнуйся, ты им все еще нужен
«Я хочу, чтобы они доверили мне строить свое будущее. Я хотел бы, чтобы они верили, что я знаю, что делаю, и чтобы они верили в меня. Я хотел бы, чтобы мои родители поддерживали меня в трудные времена и подталкивали меня к достижению большего во времена успеха». — Джасман, выпуск 2018 г., Хайтстаун, Нью-Джерси
Для некоторых родителей изменение отношений может вызвать у вас ощущение, что ваш ребенок больше не нуждается в вас. Но, несмотря на физическую или эмоциональную дистанцию и предоставление им свободы создавать (и решать) свои собственные проблемы, они все равно нуждаются в вас. Вместо того, чтобы быть их микроменеджером или директором, вы теперь играете роль наставника или сети поддержки. Психолог доктор Бобби Вегнер сравнивает изменение отношений со снятием тренировочных колес. «Отпускание дает вашему развивающемуся взрослому возможность доверять себе и справляться с ударами падения. Как родитель, вы всегда готовы помочь в случае необходимости, но ваша роль меняется с обеспечения безопасности и защиты на эмпатическую поддержку».
Доктор Вегнер напоминает нам, что расстояние не означает наличия проблемы или того, что ваш новый взрослый любит вас меньше. Работа вашего молодого человека состоит в том, чтобы перейти к следующему жизненному этапу. «Ваша задача — позволить им», — говорит Литкотт-Хеймс.
«В конце концов, следуйте примеру появляющихся взрослых, поддерживайте открытое общение, будьте гибкими и оказывайте поддержку при создании небольшой дистанции», — говорит Вегнер. «Поверьте, вы поймете, если что-то не так. Вам не нужно следить каждый день, чтобы быть в курсе жизни детей».
Не забывай о тебе
«Я был младшим для своих родителей, малыш, и, надеюсь, когда я выпущусь, они смогут больше времени уделять себе. По крайней мере, я надеюсь, что после 17 лет, когда они вложили в меня всю свою любовь, время и усилия, теперь они могут уделять больше времени себе». — Шреяс, выпуск 2018 г., Клеймонт, Делавэр,
Многие семьи уделяют много времени и усилий воспитанию детей, что может сделать их отъезд из дома большой переменой и для вас. гнездо, не должно быть грустным. Это может быть время, чтобы повторно инвестировать в себя и свои отношения. Это время, когда вы можете больше заниматься тем, что вас интересует. Миллер подчеркивает множество возможностей для позитивных изменений, которые могут дать родители. взять на себя, от создания более здорового образа жизни до реинвестирования в своих партнерских или супружеских отношениях. Это не только отличный способ реинвестировать в себя, но и возможность сосредоточиться на ваших целях или видении, которое у вас было на жизнь после детей. также может быть способом сосредоточиться на своих детях и помочь рассеять любое искушение переступить границы в жизни вашего молодого человека.Проводить больше времени на свои собственные хобби, путешествия или с друзьями и членами расширенной семьи может быть отличным способом вознаградить себя за повышение взрослый.
На самом деле, вы могли бы попробовать смоделировать здоровую, яркую взрослую жизнь до того, как все ваши дети уйдут из дома. «Возможно, так много молодых людей «не в состоянии начать» из-за того, что мы делаем взрослую жизнь такой непривлекательной», — говорит Литкотт-Хеймс. «Слишком часто «воспитание» означает зацикленность на каждом местонахождении наших детей и каждой домашней работе. Если мы потратим немного меньше времени на заботу о наших детях и немного больше времени на заботу о себе и на то, что нам нравится больше всего, это окупится — мы одновременно покажем нашим детям, что взрослая жизнь — это удивительно увлекательное и стимулирующее время жизни, при этом уменьшая беспокойство — их и наше — которое возникает, когда мы относимся к ним как к нашему любимому проекту. О, и в процессе мы вернём частичку нашей собственной жизни».
Ресурсы Parent Toolkit были разработаны NBC News Learn с помощью экспертов в данной области, в том числе Джули Литкотт-Хеймс, бывшего декана первокурсника Стэнфордского университета, и Мишель Борба, автора и педагога-психолога.
7 советов учителям по работе с трудными родителями
Есть много отличных способов завершить учебный год, но общение с трудными родителями не входит в их число.
Большинство ваших учеников закончат год и перейдут в следующий класс. Если вы вообще услышите что-нибудь от их родителей, это может быть открытка с благодарностью. И, если вам повезет, это может быть даже подарочная карта в местный ресторан. Но некоторые родители могут не так хорошо относиться к учителю своего ребенка, когда год подходит к концу. Возможно, их ребенок не сдал выпускной экзамен и ему нужно пойти в летнюю школу, или, может быть, его ребенку было трудно в течение года, и вы рекомендовали пройти тестирование, чтобы определить, есть ли у него проблемы с обучаемостью. Или, может быть, их ребенок пропустил много занятий, и вы думаете, что ему нужно повторить год.
Какой бы ни была проблема, вы, вероятно, не собираетесь сейчас иметь дело с трудными родителями. Но есть много способов разрядить обстановку, сохранить спокойствие и даже помочь родителям прийти к пониманию прогресса их ребенка.
1. Никаких сюрпризовВероятно, это самое важное, о чем следует помнить в течение года: информируйте родителей обо всех проблемах. Если вы считаете, что у учащегося проблемы с обучением и его следует протестировать, не ждите, пока пройдет весь год, прежде чем предложить это. Вы часто можете избежать проблем в конце года, если родители уже знают о ваших опасениях.
Но даже среди учителей, которые проделали большую работу по привлечению родителей, некоторые родители «забудут», что в конце года им сообщали о каких-либо проблемах. В этих случаях важно вести учет электронных писем, телефонных звонков или других разговоров, которые у вас были по поводу проблем учащегося в течение года.
2. Личная встреча с родителямиПригласите их на встречу с вами вместо того, чтобы пытаться решить проблему по телефону или электронной почте. Таким образом, вы можете показать им образцы работ их детей или отчеты о посещаемости. Вы также можете поделиться свидетельствами того, как вы обсуждали с ними этот вопрос. В конце концов, разгневанным родителям обычно легче говорить неприятные вещи в электронном виде, чем лично.
Дополнительная литература: Подготовка к родительскому собранию
3. Сообщите директору или заведующему отделением о ситуацииЕсли родители уже позвонили и пожаловались, директор может захотеть присутствовать на собрании. Если нет, она может захотеть быть доступной, если проблема не может быть решена между вами и родителями.
4. Слушайте и задавайте вопросыПожмите руку родителям, которые приходят на встречу с вами, и попросите их объяснить, чем они недовольны. Подождите, пока они закончат, и не перебивайте, если только вы не просите разъяснений.
5. Постарайтесь найти вещи, с которыми вы согласныУбедитесь, что родители понимают, что как учитель ребенка вы хотели бы, чтобы он тоже добился большего. Поясните, что ваша роль не в том, чтобы наказывать ребенка в конце года за то, что он не учится, не сдает работу или отсутствует. Ваша роль состоит в том, чтобы выяснить, как сделать их ребенка более успешным в будущем.
6. Не позволяйте давлению на себяНекоторые родители могут попросить учителя изменить класс или перевести их ребенка на следующий уровень, даже если он или она не выполнили требования. Вы, конечно, должны придерживаться своей профессиональной этики — и вам не нужна репутация человека, которым могут манипулировать родители.