Запоминание которое осуществляется без специальной цели запомнить: §30. Запоминание. Психология. Учебник для средней школы.

Содержание

§30. Запоминание. Психология. Учебник для средней школы.

§30. Запоминание

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным.

При непреднамеренном запоминании мы не ставим себе специальной цели запомнить и не производим для этого никаких усилий. Запоминание происходит независимо от нашего намерения, как бы «само собой». Так запоминается главным образом то, что нас живо интересует или вызывает в нас сильное и глубокое чувство. «Я никогда этого не забуду», — говорим мы по поводу какого-нибудь события, произведшего на нас исключительно большое впечатление или имеющего для нас большое значение.

Значительная часть ярких жизненных воспоминаний, имеющихся у каждого человека, является результатом непреднамеренного запоминания. Такие воспоминания могут быть очень прочными; некоторые непреднамеренно запечатлевшиеся воспоминания детства сохраняются в течение всей жизни.

Но как бы ни были ярки и прочны такие воспоминания, они всё же имеют эпизодический и случайный характер. Они не могут образовать систематических знаний в какой бы то ни было области. Всякая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Необходимо преднамеренное, сознательное запоминание.

Большое практическое значение имеет различение механического и смыслового запоминания.

Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций.

Смысловое запоминание характеризуется тем, что при нём главное значение имеют процессы мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен прежде всего понять его, осмыслить его, т. е. найти возможно более глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у человека знаниями. Физиологическую основу смысловой памяти составляет включение вновь образуемых связей в систему уже имеющихся у человека связей.

Основное условие механического запоминания — повторение; основное условие смыслового запоминания — понимание.

И механическое, и смысловое запоминание имеют огромное значение в психической жизни человека. При запоминании доказательства геометрической теоремы или анализа исторических событий на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях, например при запоминании номера телефона, номера дома, квартиры и т. п., основная роль принадлежит механическому запоминанию. Но в большинстве тех случаев, когда перед нашей памятью стоят ответственные и более или менее трудные задачи, она должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это сказывается в учебной работе.

Возьмём в качестве примера заучивание наизусть стихотворения. Совершенно очевидно, что одним пониманием обойтись при этом нельзя. Чисто смысловое запоминание дало бы возможность воспроизвести содержание стихотворения, его основные мысли и образы, но не обеспечило бы знания его наизусть. Последнее требует прочных ассоциаций между словами стихотворения, требует того, чтобы каждое слово стихотворения немедленно вызывало в сознании следующее слово и чтобы это происходило «само собой», без всяких размышлений, соображений и обдумывания.

Но, с другой стороны, было бы очень неразумно пытаться заучить стихотворение с помощью одного лишь механического запоминания. Специальные опыты показали, что стихотворение заучивается гораздо скорее и запоминается гораздо прочнее, чем одинаково длинный ряд бессмысленных слогов: если для заучивания стихотворения, состоящего из 80 слов, требуется 8 повторений, то для заучивания 80 бессмысленных слогов — около 80 повторений, т. е. в 10 раз больше. Причина этого различия заключается в том, что заучивание бессмысленных слогов осуществляется с помощью одного лишь механического запоминания, тогда как при заучивании стихотворения большую роль играет также и смысловое запоминание. И чем больше участие этого последнего, тем легче выучивается стихотворение и тем прочнее оно удерживается в памяти.

Запоминание собственных имён и всякого рода числовых данных является прежде всего делом механического запоминания. Но и здесь следует стараться всякий раз, когда это возможно, привлекать на помощь смысловое запоминание. Рассмотрим с этой точки зрения запоминание хронологических дат. Для многих оно связано с большими трудностями. Происходит это главным образом от неуменья использовать в решении этой задачи смысловое запоминание. Чтобы облегчить себе запоминание хронологии, нужно как можно разнообразнее связывать между собой отдельные даты, используя при этом в качестве исходных точек, или «вех», даты особенно крупных исторических событий, а также «круглые числа»: начало столетия, середину его и т. п.

Вот несколько примеров такого рода связывания исторических дат. Пушкин родился в 1799 году, т. е. на год раньше начала столетия. Поэтому его возраст всегда на 1 год больше последних двух цифр соответствующей даты: во время Отечественной войны 1812 года ему было 13 лет; «Бориса Годунова» он написал в 1825 году, т. е. двадцати шести лет, и т. д. Гоголь был на 10 лет моложе Пушкина, следовательно, он родился в 1809 году. Лермонтов был на 5 лет моложе Гоголя, следовательно, он родился в 1814 году. Кроме тою, Гоголь родился за 3 года до Отечественной войны 1812 года, а Лермонтов через 2 года после неё.

Иногда полезно бывает прибегать и к более искусственным приёмам осмысливания чисел, которые надо запомнить: Лермонтов родился в 1814 году, а умер в 1841 году — в обеих датах последние две цифры те же, но порядок их обратный; Тургенев родился в 1818 году — два раза восемнадцать.

Приёмы последнего типа называются мнемоническими приёмами, т. е. искусственными приёмами, помогающими запоминанию.

Всё сказанное до сих пор показывает трудность запоминания на основе одного лишь механического запоминания и вытекающую отсюда необходимость возможно шире прибегать к помощи смыслового запоминания.

Но не следует забывать и обратного: для прочного запоминания любого материала недостаточно одного лишь смыслового запоминания. Правда, чтобы запомнить на короткий срок какой-нибудь осмысленный текст, иногда бывает достаточно как следует понять его. Но чтобы сделать содержание этого текста прочным достоянием памяти, одного лишь понимания недостаточно; необходимо и повторение.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определённых приёмов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Сейчас мы должны познакомиться с теми условиями, от которых зависит успешность заучивания, с теми приемами, которыми мы пользуемся, чтобы добиться возможно лучшего запоминания.

Первое условие успешности заучивания — установка на запоминание: надо ставить перед собой задачу запомнить и этой задаче подчинять всю организацию работы. Доказано разнообразными опытами, что, если человек не ставит себе цели запомнить, он может много раз прочесть какой-нибудь текст, не удержав почти ничего в памяти. Но как только он узнает, что «надо запомнить», он более или менее быстро выучивает этот текст.

Доказано также, что прочность запоминания зависит от того, ставит ли себе человек задачу запомнить надолго или запомнить на короткий срок. В одном исследовании учащимся предложили заучить два одинаковых по трудности отрывка и при этом сказали, что первый отрывок надо будет ответить на следующий день, а второй — через неделю. На самом деле проверку знания обоих отрывков произвели через две недели.

Оказалось, что второй отрывок учащиеся воспроизвели значительно лучше; сознание, что его надо запомнить на более долгий срок, обеспечило более прочное запоминание.

Если человек ставит себе цель запомнить что-нибудь «до завтра», прочность запоминания будет совсем другой, чем в том случае, когда он стремится запомнить «навсегда».

Другое важнейшее условие успешности запоминания — активное отношение к процессу заучивания, которое невозможно без напряжённого внимания. Для запоминания полезнее два раза прочесть текст с полным сосредоточением внимания, чем десять раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-нибудь в состоянии сильного утомления, когда не удаётся как следует сосредоточить внимание, являются напрасной тратой времени.

Самый плохой и неэкономный способ заучиваний — механически перечитывать текст, который надо заучить, в ожидании, пока он сам запомнится. В противоположность этому разумное и экономное заучивание является активной работой над текстом, при которой используется целый ряд приёмов, ведущих к лучшему запоминанию.

Первым этапом этой работы является изучение текста с целью возможно лучше понять его и найти в нём возможно больше опор для смысловой памяти. Для этого надо подвергнуть текст специальной обработке: мысленно разбить его на «смысловые куски» и в каждом таком куске найти «смысловые опорные точки», или «вехи», т. е. отдельные слова, предложения, образы, которые выражают «суть» данного куска, являются как бы его заголовками. Далее нужно установить связи между этими кусками, осознать, почему они располагаются именно в таком, а не в каком-нибудь другом порядке. Результат этой мысленной обработки текста полезно бывает оформить письменно, в виде плана или конспекта. Очень важно, чтобы план этот и с внешней стороны был максимально чётким, ясным и упорядоченным и даже при беглом взгляде на него давал отчётливую схему содержания. Хаотический и беспорядочный вид плана может внести хаос и беспорядок и в запоминаемый материал, а это самое вредное для работы памяти.

Результатом такой обработки текста должно быть не только составление (мысленно или на бумаге) плана его, но и выделение в нём наиболее существенного, того, что надо запомнить в первую очередь; остальное должно временно отодвигаться на задний план и заучиваться лишь после того, как прочно усвоен основной смысловой каркас текста.

Таким образом, первый этап заучивания — не простое чтение текста, а специальная обработка его. Этим объясняется, что огромное большинство людей лучше запоминают, когда имеют возможность сами читать текст, чем когда слушают чужое чтение: при слушании невозможно производить эту обработку, и человек вынужден ограничиваться пассивным восприятием.

Когда произведено изучение текста, надо переходить ко второму этапу, который должен состоять в попытках воспроизводить текст, чередующихся с повторными чтениями этого текста. Учим ли мы наизусть стихотворение, или перед нами стоит задача усвоить какой-либо учебный материал, не требующий дословного запоминания (например, при работе по учебнику истории, литературы), всё равно надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст. Непроизводительный способ заучивания — ограничиваться только чтением до тех пор, пока не возникнет уверенность в том, что текст выучен.

Польза таких попыток воспроизведения заключается, во-первых, в том, что они с необходимостью требуют внутренней активности и в сильнейшей степени мобилизуют внимание. Простое перечитывание того же текста легко может превратиться в действие механическое, тогда как нельзя механически и невнимательно воспроизводить то, что ещё не вполне знаешь.

Во-вторых, слова стихотворения, которые мне удалось с известным напряжением припомнить, или собственные формулировки, сделанные при попытках воспроизвести содержание текста, запоминаются гораздо прочнее, чем то, что я просто прочёл.

После каждой попытки воспроизведения нужно сейчас же обращаться к тексту и снова перечитывать его, устанавливая, какие были допущены ошибки, что было пропущено вовсе и что удалось воспроизвести правильно. Такое перечитывание, преследующее цели активного самоконтроля, сильно отличается от простого повторного чтения, не связанного с попытками воспроизведения.

После того как материал выучен, т. е. когда удаётся правильно и полно воспроизвести его, начинается третий этап — закрепление путём повторений.

Исследования памяти показывают, что запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени. В одном из исследований оказалось, например, что для выучивания стихотворения потребовалось 16 повторений, если все эти повторения следовали непосредственно одно за другим в один приём, и всего лишь 8 повторений, когда делалось по два повторения в день.

Эту закономерность можно сформулировать так: распределение повторений во времени повышает эффективность запоминания.

Отсюда следует, что с точки зрения лёгкости и прочности заучивания очень невыгодна спешная подготовка к экзаменам или выучивание уроков «в последнюю минуту», так как в этих случаях никакое распределение повторений невозможно.

Запоминание лиц и имён

Запоминание лиц и имён В жизни каждого из нас бывают неприятные ситуации, связанные с трудностями узнавания человека, припоминания его имени или обстоятельств, при которых вы с ним познакомились. В принципе, это понятно: имя человека, если это не «Соколиный глаз» или

Повтор и запоминание

Повтор и запоминание Активное слушание помогает проникнуть в истинный смысл, заключенный в словах. Повтор сообщения служит ключом для его запоминания. Выяснение смысла побуждает вас к действию, которое вы ждете. Исследование показало, что если людям излагается какая-то

§30. Запоминание

§30. Запоминание Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным.При непреднамеренном запоминании мы не ставим себе специальной цели запомнить и не производим для этого никаких усилий. Запоминание происходит независимо от нашего намерения, как бы «само собой».

44. ЗАПОМИНАНИЕ

44. ЗАПОМИНАНИЕ Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или

2.3 Память и запоминание

2. 3 Память и запоминание Понятие «Память» отличается от понятия «Запоминание».Памятью называется один из психических процессов головного мозга. Психология выделяет пять психических процессов: память, внимание, мышление, ощущение, представление. Воображением называется

Фоновое запоминание

Фоновое запоминание На своих занятиях я предлагаю в качестве одного из способов запоминания бессвязной, а также текстовой информации фоновое запоминание.Информация закрепляется намного прочнее, если закреплять ее на конкретном, хорошо знакомом фоне. Например, взяв

Запоминание

Запоминание Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить. Многое запечатлевается у нас непреднамеренно. И первоначально запоминание

Фоновое запоминание

Фоновое запоминание На своих занятиях я предлагаю в качестве одного из способов запоминания бессвязной, а также текстовой информации фоновое запоминание. Информация

Как происходит запоминание

Как происходит запоминание Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг

40. Запоминание Ф.И.О.

40. Запоминание Ф.И.О. Фамилии преобразуются в образы методом наводящих ассоциаций, т.е. каким-либо из четырех приемов кодирования или их комбинациями (приемы символизации, привязки к знакомой информации, кодирования по созвучию и составление слова по слогам). Образы,

48. Запоминание чисел с запятыми

48. Запоминание чисел с запятыми Для запоминания чисел с запятыми, которые очень часто встречаются в таблицах и другой информации, можно применить очень простое правило. Образ, в котором закодировано число, стоящее перед запятой, представляйте мысленно перевернутым.

49. Запоминание адресов

49. Запоминание адресов Полный адрес включает в себя название улицы, номер дома, корпус и номер квартиры. Так как при запоминании числовых сведений вы используете образные коды, следовательно, эти образы нельзя связывать в ассоциацию. Поэтому числа, входящие в адрес, как и

69. Запоминание секретных чисел

69. Запоминание секретных чисел Рассмотрим типичные ситуации.Жена (муж, родители), пока вы спали, нашла в вашей записной книжке телефонный номер вашей подружки (друга). На следующий день следуют нежелательные звонки, разговоры и портятся отношения как в вашей семье, так и в

Запоминание снов

Запоминание снов Для того чтобы видеть осознанные сны и помнить их после пробуждения, вы должны уметь запоминать сновидения. Чем чаще вы сможете вспоминать сны, чем ярче и детальнее будут ваши воспоминания, тем выше вероятность того, что некоторые из таких сновидений

Непроизвольная память | У-Оксаны.рф

 

 

Непроизвольное запоминание — это запоминание материала без постановки цели запомнить и без специальных, направленных на это усилий. Что же запоминается непроизвольно? Каковы причины непроизвольного запоминания?

Предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекая к себе внимание ребенка, могут непроизвольно запечатляться в его мозгу. Используя особенности объектов, подбирая соответствующий материал, воспитатели могут в известной мере руководить процессом непроизвольного запоминания. Однако важно иметь в виду, что даже в этом случае запоминание не является пассивным отражением всего, что воздействует на мозг ребенка, а выступает как результат определенного взаимодействия его с объектами. Дети с разными потребностями и склонностями, с различным запасом представлений об окружающей действительности неодинаково отнесутся к одному и тому же предмету. Если одного ребенка он удивит, заинтересует, вызовет к себе его непроизвольное внимание, то другого этот же предмет оставит равнодушным, не произведет на него никакого впечатления и поэтому не оставит следа в его памяти.

Непроизвольно может запечатлеться то, что многократно повторяется: ребенок запоминает дорогу, по которой он много раз ходил со взрослыми в детский сад; он запоминает месторасположение игрушек, убирать которые его приучили взрослые, и т. д.

Однако, исходя лишь из внешних особенностей предметов, из частоты их воздействия на человека, нельзя понять действительную природу непроизвольной памяти, едь далеко не все из того, что выделяется внешне или многократно на нас воздействует, мы непроизвольно запоминаем.

Главная причина непроизвольной памяти наиболее полно раскрыта в исследованиях П. И. Зинченко. На основании многочисленных экспериментов П. И. Зинченко пришел к выводу, что непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной, активной деятельности человека.

Непреднамеренно запечатлевается в нашей памяти прежде всего, то, с чем человек действует, что является целью его деятельности. Следовательно, руководить непроизвольной памятью дошкольника — это прежде всего соответствующим образом организовывать их разнообразную деятельность: игровую, трудовую, учебную.

Деятельность детей дошкольного возраста очень многообразна. Остановимся на характеристике лишь некоторых ее видов. Вступая в разнообразные отношения с окружающим, осуществляя практическую деятельность, ребенок познает и запоминает многие предметы. Большое значение при этом имеет речевая деятельность детей. Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает, которыми оперирует, в том случае, когда он их называет.

Так, четырехлетние дети, рассматривая картинки без целенаправленного руководства со стороны воспитателя, непроизвольно запоминали лишь по 2—3 картинки из 12, тогда как другие их сверстники, называя по просьбе воспитателя изображенные предметы, запоминали по 6 картинок из 12.

В процессе активного овладения речью дети часто выделяют в словах, стихотворениях, потешках внешнюю, звуковую сторону. Их увлекает возможность произнесения новых звукосочетаний, это становится для них своеобразной игрой в слова и звуки. Такое активное отношение детей к фонетике языка положительно влияет на запоминание ими словесного материала.

Для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Это выражается в сопереживании с героем и в мысленном действии с ним: ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему поступить так же, как поступает он, ставит себя на место действующего лица. Лучшему запоминанию стихотворений способствуют и такие формы активности детей, как игровое действие, чтение в лицах, драматизация стихотворений.

В практике известен пример, когда мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению — 23 строчки; после повторной игры и показа картинок — 38 строчек.

Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Картинки помогают воспитателям закреплять знания детей об уже известных им предметах и расширяют кругозор детей, знакомя их со все новыми и новыми предметами и явлениями окружающей действительности. Картинка — важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.

Организуя работу детей с картинками, воспитатель обеспечивает возможность непроизвольного запоминания дошкольниками тех предметов, которые на них изображены. Сколько предметов смогут непроизвольно запомнить дошкольники, зависит от того, какую деятельность с картинками они будут осуществлять. В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки (раскладывают их на столе, перекладывают с места на место, складывают их стопкой и т. п.), не отыскивая в них сходства и различий, не группируя их на основании общих существенных признаков, они запоминают сравнительно небольшое количество изображений.

Непроизвольное запоминание у детей значительно возрастает, если они сравнивают картинки между собой, находят в изображенных на них предметах общие признаки и на этой основе объединяют их.

Таким образом, чем более активной и содержательной является деятельность детей с материалом, тем выше оказывается продуктивность непроизвольного запоминания ими этого материала.

Непроизвольное запоминание является побочным продуктом деятельности. Поэтому руководство непроизвольной памятью детей предполагает организацию восприятия, осмысления, понимания ими различного материала. Предлагая детям все усложняющиеся задачи на сравнение, анализ, обобщение, классификацию и т. п., воспитатель активизирует умственную деятельность дошкольников и тем самым обеспечивает возможность непроизвольного запоминания.

Обратимся к занятиям по развитию элементарных математических представлений. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение детей подготовительной к школе группы составлению и решению простых задач. Воспитатели знакомят при этом детей со структурой, частями задачи, с тем, что в задаче имеются условия и вопрос. При соответствующей организации деятельности детей можно добиться успешного запоминания ими довольно абстрактного материала, даже не ставя перед детьми специальной цели запомнить.

Поупражняв детей в составлении задач (важно заметить, что старшие дошкольники успешно составляют и решают задачи, не только действуя с имеющимся перед ними наглядным материалом, но и опираясь на представления), воспитатель предлагает им самим составить задачу по частям: «Я составлю (придумаю) новую задачу. Сначала послушайте условие задачи: «В нашем городе было пять троллейбусных линий, а теперь открыли еще одну». Все поняли условие задачи?.. Теперь внимательно слушайте вопрос задачи: «Сколько троллейбусных линий стало в нашем городе?» Кто решит эту задачу, ответит на вопрос?»

Решив таким же образом одну-две задачи, воспитатель затем привлекает детей к составлению одной из ее частей: «Теперь я назову только условие задачи, а вопрос задачи вы придумайте сами. Слушайте: «У Пети было три красных карандаша, один он отдал Лене». Кто назовет вопрос задачи? Все думайте, что можно узнать в задаче… Правильно, в задаче нужно узнать, сколько карандашей осталось у Пети. Теперь решайте задачу. Кто же ответит на вопрос задачи?..»

Далее воспитатель предлагает детям самим придумать сначала условие задачи, затем — вопрос, после чего решить задачу. При этом один ребенок формулирует условие, другой — вопрос, третий отвечает на вопрос задачи.

Стремясь к разнообразию содержания задач, воспитатель руководит детьми, предлагая им использовать в условиях задачи более разнообразный материал: «Миша придумал задачу про елочку, Таня — про грибы. А теперь придумайте такие задачи, чтобы в них говорилось о почтальоне (о шофере, про автобусы, про рыб в аквариуме и др.)». Если дети затрудняются, воспитатель сам называет условия, а дети формулируют вопрос задачи и затем решают ее.

В результате такой активной мыслительной деятельности дети непроизвольно запоминают названия частей задачи, ибо они действуют с ними. Термины «условия», «вопрос» задачи побуждают детей к деятельности по ее составлению, они связываются с разнообразным конкретным содержанием и потому легко запоминаются детьми.

Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Поэтому задача руководства непроизвольной памятью детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их любознательности.

Интерес является не только условием успешного выполнения работы, но и сам возникает в процессе ее осуществления. В тех случаях, когда активная деятельность детей направлена на решение различных познавательных и других задач, создаются благоприятные условия для переживания детьми радости «открытия», радости познания и действия. Все эти и другие интеллектуальные чувства (удивление, восхищение, удовлетворение и пр.) способствуют возникновению и поддержанию интереса детей к объектам познания и к самой деятельности.

Известно, что человек, равнодушно и безразлично относящийся к заданию, плохо его запоминает. И наоборот, тот, кто обладает чувством ответственности, не может забыть данное ему поручение, так как осознает важность его выполнения для окружающих и для самого себя. То же относится и к детям. Ребенок, у которого под влиянием воспитания оказываются в той или иной степени развитыми чувства долга и ответственности, более серьезно относится к тому, что он делает и что ему предстоит делать. Следовательно, важно формировать у детей сознательное, ответственное отношение к той деятельности, которую они осуществляют, ибо от этого во многом зависят результаты непроизвольного запоминания.

Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста, — это переход от непроизвольных к произвольным ее процессам. У детей первых четырех лет жизни память носит преимущественно непреднамеренный характер: ребенок еще не умеет ставить перед собой цель запомнить — вспомнить, не владеет он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания и воспроизведения.

Ребенок запоминает непроизвольно. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разнообразные знания о предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях и их взаимоотношениях. Оно обогащает эмоциональную сферу ребенка, способствует овладению речью, многочисленными действиями с предметами, формированию навыков поведения малыша с другими детьми и со взрослыми.

Непроизвольная память, являясь у маленького ребенка господствующей, а на более ранних ступенях развития и единственной, не утрачивает своего значения и во все последующие годы: не только дошкольник, но и школьник, и взрослый человек многое запоминает непроизвольно.

Значение непроизвольной памяти не исчерпывается только тем, что она обогащает знания ребенка. Определенный уровень развития непроизвольной памяти необходим для последующего развития произвольной памяти детей.

Система вызова и извлечения из памяти

Введение

Воспроизведение из памяти или извлечение — это запоминание информации или событий, которые ранее были закодированы и сохранены в мозгу. Извлечение — это третий шаг в обработке памяти, первый из которых — кодирование памяти, а второй — сохранение памяти. Извлечение закодированной и сохраненной памяти очень важно, потому что в противном случае нет смысла хранить информацию.

Во время воспоминаний происходит воспроизведение нейронной активности, изначально возникшей в мозгу во время определенного события. Это перекликается с восприятием мозгом этого конкретного события, которое не полностью идентично этому событию. Таким образом, мозг запоминает информацию и детали события. Воспроизведение памяти — это не просто извлечение вещей из хранилища воспоминаний, это скорее творческий процесс, в котором соответствующая информация собирается из разрозненной, похожей на мозаику информации в мозгу.

Зрительный путь человека

Извлечение воспоминаний требует повторного посещения нервных путей, сформированных во время кодирования и хранения воспоминаний. Как быстро восстанавливается память? Ну, это зависит от силы нервных путей, сформированных во время его кодирования. Согласно теории память хранится в трех формах: сенсорная, кратковременная и долговременная память. Но восстановить можно только информацию, хранящуюся в кратковременной и долговременной памяти. Однако точный механизм извлечения памяти до конца не ясен.

Типы вызова памяти

Существует три основных типа вызова памяти. Мы обсудим их все один за другим.

Свободное воспроизведение

При свободном воспроизведении человек вспоминает список элементов в любом порядке. Есть три типа эффектов, наблюдаемых в свободном воспоминании. Во-первых, эффект первичности относится к воспоминанию элементов, представленных в начале списка, или элементов, представленных в списке чаще. Во-вторых, эффект недавности относится к воспоминанию последних элементов в списке или элементов, представленных в конце списка. В-третьих, когнитивный эффект относится к последовательному воспроизведению вещей, которые находятся в соседних позициях.

Воспроизведение по сигналу

Воспроизведение по сигналу относится к вызову списка элементов с использованием сигналов и руководств. При запоминании по сигналу люди чаще помнят то, чего не помнят при свободном воспоминании. Сигналы помогают восстановить те воспоминания, которые считаются утерянными. Есть больше шансов вспомнить предмет, когда он имеет сильную связь с подсказкой. Информация также может быть представлена ​​в виде пар картинок и цифр, и первая вещь сигнализирует о припоминании второй вещи в паре.

Последовательный вызов

Последовательный вызов относится к вызову элементов или событий в порядке их возникновения. Таким образом, припоминание предыдущего элемента указывает на припоминание следующего элемента в списке. Это особенно полезно при воспоминании жизненных событий в их хронологическом порядке.

Существует разница в серийном воспроизведении кратковременной и долговременной памяти. В различных исследованиях было замечено, что более недавно произошедшие события легче запоминаются по порядку. Вызов памяти уменьшается, когда элементы увеличиваются в списке. Эффект первичности и эффект новизны также наблюдаются при серийном воспоминании.

Двухэтапная теория

Двухэтапная теория объясняет процесс восстановления воспоминаний. Согласно этой теории, первым этапом процесса припоминания является исследование и извлечение информации из хранилища. Следующим шагом является распознавание правильной информации из того, что было извлечено.

По мнению некоторых ученых, узнавание лучше, чем припоминание, потому что оно включает только один процесс, а припоминание включает два процесса. Таким образом, отзыв подвержен большему количеству ошибок. Но некоторые ученые утверждают, что в некоторых случаях припоминание важнее узнавания. Примером этого может быть неспособность распознавать слова, которые впоследствии можно вспомнить.

Специфичность кодирования

Теория специфичности кодирования является более продвинутой, чем двухэтапная теория. Согласно этой теории, память использует информацию как из следа памяти, так и из ситуации, в которой она была закодирована, а также из ситуации, контекста или среды, в которой она извлечена.

Это означает, что если ситуация или среда обучения и воспроизведения одинакова, больше шансов на успешное запоминание информации. Итак, если вы студент и каждый год ходите в зал, где проходят ваши экзамены, и изучаете книги в этом зале, вы, вероятно, наберете больше баллов на экзамене.

Точно так же люди склонны вспоминать эмоциональные события в настроении, соответствующем эмоциональным воспоминаниям. Например, человек в хорошем настроении вспоминает счастливые воспоминания.

Формы извлечения памяти

Воспоминание

Воспоминание относится к простому процессу запоминания чего-либо без каких-либо подсказок и при физическом отсутствии этой вещи. Припоминание извлекает информацию из мозга. Вспомнить имя человека или ответить на вопрос — вот некоторые примеры припоминания. При воспоминании активируются все нейроны, связанные с памятью, и они реконструируют память.

Распознавание

Распознавание — это идентификация информации о ранее известной вещи после повторного просмотра или воспоминаний. Узнавание и запоминание чьего-либо имени, видя его фотографию, является примером узнавания. Другой пример — когда вы не помните, где находится ресторан, но узнаете его, когда видите.

Воспоминание

Воспоминание относится к восстановлению или объединению памяти. Наш разум реконструирует память, используя логические структуры и подсказки. Запоминание деталей события с использованием частичных воспоминаний, подсказок и логики — хороший пример такого типа извлечения памяти.

Повторное обучение

Этот тип извлечения из памяти относится к повторному обучению информации, которая уже была изучена в прошлом, но не запоминается. Люди могут быть не в состоянии вспомнить, но они знают, что учили этому раньше. Повторное обучение показывает улучшение извлечения информации, поскольку оно укрепляет нейронные связи.

Структуры мозга, участвующие в воспроизведении

Исследования показали, что шесть областей мозга преимущественно участвуют в воспроизведении и распознавании.

  1. Префронтальная кора связана с попыткой поиска.
  2. Области гиппокампа и парагиппокампа MTL связаны с сознательным воспоминанием.
  3. Передняя поясная кора связана с выбором реакции.
  4. Задняя срединная область, включая заднюю часть поясной извилины, связана с изображениями.
  5. Нижняя теменная кора связана с восприятием пространства.
  6. Мозжечок, особенно слева, что связано с самостоятельным поиском.

При воспоминании наблюдается повышенная активность в бледном шаре, передней поясной извилине, таламусе и мозжечке. Та же активность не наблюдается в процессе узнавания, а это означает, что эти структуры играют более важную роль в воспоминании, чем в узнавании. Некоторые исследования показали, что припоминание происходит только при синхронной активации двух областей мозга, то есть ринальной коры и гиппокампа.

Согласно другому исследованию, которое включало припоминание элементов из списка, наблюдаются огромные различия в гемодинамической активности при повторном воспроизведении и невоспроизведении элементов. Эффект теперь называется эффектом последующей памяти (SME). Эти различия в активности определяют, вспоминается конкретный предмет или нет.

Создание ложных воспоминаний во время припоминания

Процесс припоминания иногда связан с созданием ложных воспоминаний или неправильной интерпретацией воспоминаний. Эти ложные воспоминания являются результатом устойчивых убеждений, пост-событийной информации, неправильно сформулированных и интерпретированных утверждений, а также вмешательства новых воспоминаний в старые воспоминания.

По словам Элизабет Лофтус, ученого, активно занимавшегося исследованиями в этой области, конкретная или точная формулировка вопроса резко меняет воспроизведение и воссоздание воспоминаний, что также может привести к необратимому изменению существующих воспоминаний и созданию ложных воспоминаний. На информацию человека о событии иногда большое влияние оказывает высказывание или внушение авторитетного лица, это явление называется эффектом дезинформации.

Гипертимезия

Гипертимезия относится к превосходной автобиографической памяти или экстраординарной способности вспоминать определенные детали жизненных событий из прошлого. Человек с этим заболеванием может вспомнить детали, не практикуя мнемонические приемы или другие стратегии припоминания.

Это крайне редкое заболевание, подтверждено всего несколько случаев. Одним из таких случаев была женщина из Калифорнии, которая смогла вспомнить все подробности своей прошлой жизни. Жила-была молодая англичанка с потрясающей фотографической памятью и коэффициентом интеллекта 19.1. Некоторые люди с этим заболеванием говорят, что это не подарок, а бремя для них.

Непроизвольное воспоминание

Непроизвольное воспоминание делится на два типа: непроизвольное автобиографическое воспоминание и непроизвольное семантическое воспоминание.

Непроизвольное извлечение автобиографических воспоминаний относится к автоматической реактивации бессознательных воспоминаний в результате любого сенсорного или внутреннего сигнала, такого как мысль. Те автобиографические воспоминания, которые, казалось бы, не связаны ни с какими репликами, легко теряются. В этом случае возникает ошибка саморегуляции памяти. В результате несвязанная автобиографическая память достигает сознательного ума. Конкретные цели человека чаще всего приводят к непроизвольному восстановлению воспоминаний, связанных с целями.

Процесс непроизвольного извлечения семантической памяти аналогичен непроизвольному извлечению автобиографической памяти. Этот тип также известен как «семантическое поппинг». Этот тип относится к непроизвольному извлечению случайного слова, изображения или понятия. Хотя этот процесс похож на поиск IAM, в поиске ISM нет личной основы.

Кончик языка

Это явление относится к неспособности вспомнить слово из памяти, что сочетается с ощущением неизбежности извлечения. В этом случае возможен частичный отзыв. Существует ощущение большого разрыва между знанием определенного слова или предмета и возможностью вспомнить имена, связанные с указанным предметом или словом. Люди иногда вспоминают другие особенности целевого слова, такие как его первая буква или слова, имеющие похожее значение.

Ученые выдвинули две теории, объясняющие это явление. Первая — это точка зрения прямого доступа , согласно которой память недостаточно сильна, чтобы воспроизвести, но достаточно сильна, чтобы вызвать частичное воспоминание. Вторая – это выводная точка зрения 90 107  , в которой говорится, что состояние частичного припоминания возникает, когда субъект может сделать вывод о знании целевого слова, но не может соединить фрагменты информации вместе, как правило, потому, что эти фрагменты не существуют в памяти.

Факторы, влияющие на поиск

Контекст

Характеристики среды, в которой закодировано воспоминание, также кодируются вместе с воспоминанием. Это приводит к зависимости извлечения от контекста, что означает, что воспоминания легче извлекаются в тех же условиях окружающей среды, в которых они были закодированы.

Пол

Исследования показали, что женщины лучше, чем мужчины, вспоминают эпизодические воспоминания, но никаких различий в воспроизведении семантических воспоминаний между ними обнаружено не было. Гендерные различия в воспоминании являются результатом использования разных стратегий обработки информации. Исследование показало, что женщины запоминают невербальные сигналы, в то время как мужчины, как правило, запоминают вербальные сигналы.

Внимание

Внимание влияет на память в процессе ее кодирования. Если кто-то не сосредоточится на чем-то на этапе кодирования, ему будет очень трудно восстановить это позже.

Интерференция

Интерференция относится к взаимодействию между предыдущими воспоминаниями и новыми воспоминаниями. Упреждающее вмешательство — это забывание новых воспоминаний из-за их вмешательства в старые воспоминания в мозгу. Ретроактивная интерференция — это невозможность вспомнить ранее закодированную информацию из-за ее взаимодействия с новыми знаниями.

Физическая активность

Физическая активность или физическое здоровье являются важным фактором восстановления воспоминаний. У детей с плохим физическим здоровьем обычно плохое психическое и когнитивное здоровье. Низкая физическая активность и уровень физической подготовки напрямую связаны с низкой успеваемостью из-за психических и когнитивных проблем.

Исследования показали, что физическая активность играет важную роль во влиянии на гиппокамп. Гиппокамп — это часть мозга, участвующая в кодировании информации. Это может также повлиять на другие области мозга. Таким образом, физическая активность и упражнения помогают правильному функционированию нейронных сетей.

Потребление пищи

Некоторые исследования показали, что завтрак перед школой помогает быстрее запоминать информацию. Студенты, имеющие привычку завтракать, как правило, набрали больше баллов на экзаменах.

Ошибка извлечения

Ошибка извлечения относится к невозможности извлечения информации из долговременной памяти. В этом случае память ранее была закодирована в долговременной памяти, но человек не в состоянии ее восстановить. Это происходит не из-за потери памяти, а из-за того, что нет доступных сигналов для ее восстановления. Поисковые сигналы бывают двух типов. Внешние сигналы или контекстуальные сигналы, которые находятся в окружающей среде, и внутренние сигналы, которые находятся внутри человеческого мозга.

В этих случаях в основном среда, в которой извлекается память, отличается от среды ее кодирования. Следовательно, нет никаких внешних сигналов, которые затем приводят к отказу памяти. Например, иногда человек не может вспомнить подробности какого-либо события, но возвращение на место этого события дает ему внешние сигналы, и он начинает вспоминать детали.

Резюме

Воспроизведение и извлечение из памяти включают в себя запоминание различных типов воспоминаний, хранящихся в мозгу. Воспоминания можно испытать в процессе извлечения из памяти или припоминания.

Скорость извлечения и припоминания памяти зависит от силы нейронных путей, сформированных на более ранних стадиях обработки памяти.

Вызов памяти делится на три типа;

  • Свободное воспроизведение, при котором воспоминания вызываются в порядке списка
  • Воспроизведение по сигналу, когда для вызова воспоминаний используются различные подсказки
  • Последовательное воспроизведение, когда воспоминания вызываются в последовательности их возникновения

Воспроизведение памяти сначала включает в себя извлечение информации из места хранения, а затем включает проверку подлинности полученной информации.

Специфичность кодирования — это передовая теория, которая объясняет извлечение памяти в соответствии с контекстом и ситуацией, в которой память была закодирована и извлекается.

Различные типы извлечения памяти включают припоминание, узнавание, припоминание и повторное обучение.

В воспроизведении воспоминаний участвуют многие области мозга, такие как префронтальная кора, области височной доли, мозжечок и т. д.

Существуют некоторые данные о формировании ложных воспоминаний в процессе воспоминаний.

Гипертимезия — феномен, который относится к необычайной способности запоминать незначительные детали событий из жизни человека.

У людей также наблюдается непроизвольное восстановление памяти, которое включает как автобиографические, так и семантические воспоминания.

На процесс извлечения памяти могут влиять несколько факторов, таких как контекст события, потребление пищи, физическая активность и т. д.

У некоторых людей также наблюдаются сбои в воспоминании по определенным причинам.

Ссылки

  1. Ботвиник, М.; Ван, Дж.; Коуэн, Э.; Рой, С .; Бастианен, К.; Мэйо, П.Дж.; Хоук, Дж. К. (2009). «Анализ немедленных серийных отзывов у макаки». Познание животных. 12  (5): 671–678. doi : 10.1007/s10071-009-0226-z . PMID   19462189 .
  2. Уоткинс, М.; Гардинер, Дж. М. (1979). «Оценка теории воспоминаний о порождении и распознавании». Журнал вербального обучения и вербального поведения. 18  (6): 687–704. doi : 10.1016/s0022-5371(79)

    -9
    .
  3. Тульвинг, Э.; Томсон, М. (1973). «Специфичность кодирования и процессы поиска в эпизодической памяти» . Психологический обзор. 80  (5): 352–373. doi : 10.1037/h0020071 .
  4. Тарнов, Э. (2015). ПЕРВОЕ ПРЯМОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ДВУХ ЭТАПАХ СВОБОДНОГО ПРИЗНАКА. Психолого-педагогический журнал РУДН, (4), 15-26.
  5. Бауэр, Гордон Х. (2000). Краткая история исследований памяти. Оксфордский справочник памяти. (3)
  6. Эббингауз, Герман. (1885 г.). О памяти (HA Ruger & CE Bussenius, Trans.) New York: Dover, 1964.
  7. Endel Tulving. (1972). «Эпизодическая и семантическая память» в организации памяти, (381–403), получено с http://alicekim.ca/EMSM72.pdf.
  8. Пайвио, Аллан. (1969). Ментальные образы в ассоциативном обучении и памяти. Psychological Review  76, (241-263), получено с http://psycnet.apa.org/journals/rev/76/3/241/.
  9. Перевозчик, Марка; Пашлер Гарольд (ноябрь 1992 г.). «Влияние поиска на удержание» . Память и познание. 20  (6): 633–642. doi : 10.3758/BF03202713 . PMID 1435266

Источники изображений:

  1. https://pixabay.com/illustrations/remembering-recall-remember-memory-3169605/lustration вики/Файл:Human_visual_pathway. svg
  2. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Blausen_0115_BrainStructures.png

Конструктивная память: прошлое и будущее

1. Шнидер А. Конфабулирующий разум. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета; 2008 [Google Scholar]

2. О’Коннелл С. Опасности полагаться на память в суде. Телеграф. 15 декабря 2008 г. [Google Scholar]

3. Лофтус Э.Ф. Показания очевидца. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 1979 [Google Scholar]

4. Земмлер К., Брюэр Н. Воспоминания очевидца. В: Браун Дж., Кэмпбелл Э., ред. Кембриджский справочник судебной психологии. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета; 2010: 49–57. [Google Scholar]

5. Уэллс Г.Л., Олсон Э.А. Показания очевидца. Annu Rev Psychol. 2003; 54: 277–295. [PubMed] [Google Scholar]

6. Шек Б., Нойфельд П., Дуайер Дж. Фактическая невиновность: пять дней до казни и другие сообщения от ошибочно осужденных. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Doubleday; 2000 [Google Scholar]

7. Уэллс Г.Л., Смолл М., Пенрод С., Малпасс Р.С., Фулеро С.М., Brimacombe CAE. Процедуры опознания очевидцев: рекомендации по подборам и фоторепортажу. Закон Гум Поведение. 1998; 22:603–647. [Google Scholar]

8. Бартлетт ФК. Воспоминания. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета; 1932 [Google Scholar]

9. Brainerd CJ., Reyna VF. Наука ложной памяти. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2005 [Google Академия]

10. Лофтус Э.Ф. Внедрение дезинформации в человеческий разум: 30-летнее исследование пластичности памяти. Изучить память. 2005; 12:361–366. [PubMed] [Google Scholar]

11. Митчелл К.Дж., Джонсон М.К. Мониторинг источника 15 лет спустя: что мы узнали из фМРТ о нейронных механизмах памяти источника? Психологический Бык. 2009; 135:638–677. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Schacter DL., Norman KA., Koutstaal W. Когнитивная неврология конструктивной памяти. Annu Rev Psychol. 1998; 49: 289–318. [PubMed] [Google Scholar]

13. Schacter DL., Slotnick SD. Когнитивная нейронаука искажения памяти. Нейрон. 2004; 44: 149–160. [PubMed] [Google Scholar]

14. Ньюман Э.Дж., Линдси С.Д. Ложные воспоминания: на кой черт они нужны? ApplCogn Psychol. 2009; 23:1105–1121. [Google Scholar]

15. Schacter DL., Guerin SA., St Jacques PL. Искажение памяти: адаптивная перспектива. Тенденции Cogn Sci. 2011;15:467–474. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Schacter DL. Семь грехов памяти: как разум забывает и вспоминает. Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин; 2001 [Google Scholar]

17. Schacter DL. Семь грехов памяти: выводы из психологии и когнитивной нейробиологии. Ами Психол. 1999; 54:182–203. [PubMed] [Google Scholar]

18. Schacter DL., Addis DR. Когнитивная нейронаука конструктивной памяти: вспоминая прошлое и представляя будущее. Phil Trans R Soc LondB. 2007; 362:773–786. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

19. Шпунар К.К. Эпизодическая мысль о будущем: новая концепция. Перспектива Psychol Sci. 2010;5:142–162. [PubMed] [Google Scholar]

20. Curran T., Schacter DL., Norman KA., Galluccio L. Ложное распознавание после инфаркта правой лобной доли: память на общую и специфическую информацию. Нейропсихология. 1997; 35:1035–1049. [PubMed] [Академия Google]

21. Schacter DL., Curran T., Galluccio L., Milberg W., Bates J. Ложное распознавание и правая лобная доля: тематическое исследование. Нейропсихология. 1996; 34: 793–808. [PubMed] [Google Scholar]

22. Moulin CJ., Conway MA., Thompson RG., James N., Jones RW. Расстройство памяти: воспоминания в двух случаях стойкого дежавекю. Нейропсихология. 2005; 43:1362–1378. [PubMed] [Google Scholar]

23. Clancy SA., Schacter DL., McNally RJ., Pitman RK. Ложное распознавание у женщин, сообщивших о восстановлении воспоминаний о сексуальном насилии. Психологические науки. 2000;11:26–31. [PubMed] [Google Scholar]

24. Хипс К., Нэш М. Индивидуальные различия в раздувании воображения. Psychon Bull Rev. 1999; 6: 313–318. [PubMed] [Google Scholar]

25. Hyman IE., Billings FJ. Индивидуальные различия и создание ложных детских воспоминаний. Память. 1998; 6:1–20. [PubMed] [Google Scholar]

26. Виноград Э., Пелузо Дж.П., Гловер Т.А. Индивидуальные различия в восприимчивости к иллюзиям памяти. Appl Cogn Psychol. 1998; 12:S5–S27. [Google Scholar]

27. Zhu B., Chen C., Loftus EF., et al. Индивидуальные отличия ложных воспоминаний от дезинформации: когнитивные факторы. Память. 2010;18:543–55. [PubMed] [Google Scholar]

28. Goodman GS., Ogle CM., Block SD., et al. Ложная память для связанных с травмой списков Диз-Редигера-Макдермотта у подростков и взрослых с историей сексуального насилия над детьми. Дев Психопат. 2011;23:423–438. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

29. Диз Дж. О предсказании появления определенных словесных вторжений в непосредственном воспоминании. J Exp Psychol. 1959; 58: 17–22. [PubMed] [Google Scholar]

30. Roediger III HL., McDermott KB. Создание ложных воспоминаний: запоминание слов, не представленных в списках. J Exp Psychol Learn Mem Cogn. 1995; 21:803–814. [Google Scholar]

31. Галло Д.А. Ассоциативные иллюзии Памяти. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис; 2006 [Google Академия]

32. Галло Д.А. Ложные воспоминания и фантастические убеждения: 15 лет иллюзии DRM. Память Когнит. 2010;38:833–848. [PubMed] [Google Scholar]

33. Posner Ml., Keele SW. О генезисе абстрактных идей. J Exp Psychol. 1968: 353–363. [PubMed] [Google Scholar]

34. Слотник С.Д., Шактер Д.Л. Сенсорная подпись, которая отличает истинные воспоминания от ложных. Nat Neurosci. 2004; 7: 664–672. [PubMed] [Google Scholar]

35. Koutstaal W., Schacter DL. Ложное распознавание изображений на основе Gist у пожилых и молодых людей. Дж Мем Ланг. 1997; 37: 555–583. [Google Scholar]

36. Smith SM., Ward TB., Tindell DR., Sifonis CM., Wilkenfeld MJ. Структура категорий и созданные воспоминания. Память Когнит. 2000;28:386–95. [PubMed] [Google Scholar]

37. McClelland JL. Конструктивная память и искажения памяти: подход к параллельно-распределенной обработке. В: Schacter DL, изд. Искажение памяти: как разум, мозг и общество реконструируют прошлое. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 1995:69–90. [Google Scholar]

38. Рейна В.Ф., Брейнерд С.Дж. Теория нечетких следов: промежуточный синтез. Узнать Индивид.Разн. 1995; 7:1–75. [Google Scholar]

39. Koutstaal W., Verfaellie M., Schacter DL. Распознавание идентичных и сходных категориально связанных общих объектов: еще одно свидетельство ухудшения репрезентации сущности при амнезии. Нейропсихология. 2001; 15: 268–289. [PubMed] [Google Scholar]

40. Schacter DL., Verfaellie M., Pradere D. Нейропсихология иллюзий памяти: ложные воспоминания и узнавание у пациентов с амнезией. Дж Мем Ланг. 1996; 35:319–334. [Google Scholar]

41. Verfaellie M., Schacter DL., Cook SP. Влияние инструкций по поиску на ложное распознавание: изучение природы нарушения основной памяти при амнезии. Нейропсихология. 2002; 40:2360–2368. [PubMed] [Google Scholar]

42. Howe ML., Garner SR., Charlesworth M., Knott L. Яркая сторона иллюзий памяти: ложные воспоминания помогают детям и взрослым решать проблемы на основе инсайтов. J Опыт детской психологии. 2011;108:383–393. [PubMed] [Google Scholar]

43. Dewhurst SA., Thorley C., Hammond ER., Ormerod TC. Конвергентное, но не дивергентное мышление предсказывает подверженность иллюзиям ассоциативной памяти. Индивидуальный дифф. 2011;51:73–76. [Google Scholar]

44. Абэ Н., Окуда Дж. , Судзуки М. и др. Нейронные корреляты истинной памяти, ложной памяти и обмана. Кора головного мозга. 2008;18:2811–2819. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Cabeza R., Rao S., Wagner AD., Mayer A., ​​Schacter DL. Могут ли медиальные области височной доли отличить истинное от ложного? Связанное с событием исследование достоверной и иллюзорной памяти узнавания с помощью фМРТ. Proc Nat Acad Sci USA. 2001;98:4805–4810. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

46. Schacter DL., Reiman E., Curran T., et al. Нейроанатомические корреляты истинной и иллюзорной памяти узнавания: данные позитронно-эмиссионной томографии. Нейрон. 1996; 17: 267–274. [PubMed] [Google Scholar]

47. Schacter DL., Buckner RL., Koutstaal W., Dale AM., Rosen BR. Позднее начало передней префронтальной активности во время истинного и ложного распознавания: связанное с событиями исследование фМРТ. Нейроизображение. 1997; 6: 259–269. [PubMed] [Google Scholar]

48. Garoff-Eaton RJ., Slotnick SD., Schacter DL. Не все ложные воспоминания одинаковы: нейронная основа ложного узнавания. Кора головного мозга. 2006; 16:1645–1652. [PubMed] [Google Scholar]

49. Ким Х., Кабеза Р. Дифференциальный вклад префронтальной, медиальной височной и сенсорно-перцептивной областей в формирование истинной и ложной памяти. Кора головного мозга. 2007;17:2143–50. [PubMed] [Академия Google]

50. Kubota Y., Toichi M., Shimizu M., et al. Префронтальная гемодинамическая активность предсказывает ложные воспоминания — исследование спектроскопии в ближней инфракрасной области. Нейроизображение. 2006; 31:1783–9. [PubMed] [Google Scholar]

51. Garoff RJ., Slotnick SD., Schacter DL. Нейронные истоки специфической и общей памяти: роль веретенообразной коры. Нейропсихология. 2005; 43:847–859. [PubMed] [Google Scholar]

52. Демб Дж. Б., Десмонд Дж. Э., Вагнер А. Д., Вайдья С. Дж., Гловер Г. Х., Габриэли Дж. Д.Э. Семантическое кодирование и поиск в левой нижней префронтальной коре: функциональное МРТ-исследование сложности задачи и специфичности процесса. Дж. Неврологи. 1995; 15:5870–5878. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

53. Аминофф Э., Шактер Д.Л., Бар М. Кортикальные основы искажения контекстной памяти. J Cogn Neurosci. 2008; 20:2226–2237. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Бар М., Аминофф Э. Корковый анализ визуального контекста. Нейрон. 2003; 38: 347–358. [PubMed] [Google Scholar]

55. Бар М., Аминофф Э., Шактер Д.Л. Невидимые сцены: парагиппокампальная кора по своей природе поддерживает контекстуальные ассоциации, а не сцены или места как таковые. Дж. Неврологи. 2008; 28:8539–8544. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

56. Бар М. Проактивный мозг: использование аналогий и ассоциаций для создания прогнозов. Тенденции. Знания. 2007; 11: 280–289. [PubMed] [Google Scholar]

57. Гарри М., Мэннинг С., Лофтус Э.Ф., Шерман С.Дж. Раздувание воображения: представление о каком-либо детском событии повышает уверенность в том, что оно произошло. Psychon Bull Rev. 1996; 3: 208–214. [PubMed] [Google Scholar]

58. Лофтус Э.Ф. Выдуманные воспоминания. Я Психолог. 2003; 58: 867–873. [PubMed] [Google Scholar]

59. Loftus EF., Pickrell JE. Формирование ложных воспоминаний. Психиатрическая Энн. 1995; 25:720–725. [Google Scholar]

60. Гонсалвес Б., Паллер К.А. Нейронные события, лежащие в основе воспоминаний о том, чего никогда не было. Nat Neurosci. 2000;3:1316–1321. [PubMed] [Google Scholar]

61. Гонсалвес Б., Ребер П.Дж., Гительман Д.Р., Пэрриш Т.Б., Месулам М.М., Паллер К.А. Нейронные доказательства того, что яркое воображение может привести к ложным воспоминаниям. Психологические науки. 2004; 15:655–660. [PubMed] [Google Scholar]

62. Джонсон М.К., Рэй С.Л. Мониторинг реальности. Psychol Rev. 1981; 88: 67–85. [Google Scholar]

63. Гофф Л.М., Рёдигер Х.Л. III. Инфляция воображения для событий действия: повторяющиеся представления приводят к иллюзорным воспоминаниям. Память Когнит. 1998; 26:20–33. [PubMed] [Google Scholar]

64. Kensinger EA., Schacter DL. Нейронные процессы, лежащие в основе атрибуции памяти в задаче мониторинга реальности. Кора головного мозга. 2006; 16:1126–1133. [PubMed] [Google Scholar]

65. Addis DR., Wong AT., Schacter DL. Вспоминая прошлое и представляя будущее: общие и различные нейронные субстраты во время построения и разработки событий. Нейропсихология. 2007; 45:1363–1377. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

66. Боцунг А., Денкова Э., Мэннинг Л. Переживание прошлых и будущих личных событий: данные функциональной нейровизуализации о нейронных основах мысленного путешествия во времени. Познание мозга. 2008;66:202–212. [PubMed] [Google Scholar]

67. Okuda J., Fujii T., Ohtake H., et al. Думая о будущем и прошлом: роли лобного полюса и медиальных височных долей. Нейроизображение. 2003;19:1369–1380. [PubMed] [Google Scholar]

68. Хассабис Д., Кумаран Д., Магуайр Э.А. Использование воображения для понимания нейронной основы эпизодической памяти. Дж. Неврологи. 2007; 27:14365–14374. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

69. Spreng RN., Grady CL. Паттерны мозговой активности, поддерживающие автобиографическую память, исследование и теорию разума, и их связь с сетью режима по умолчанию. J Cogn Neurosci. 2010;22:1112–1123. [PubMed] [Google Scholar]

70. Шпунар К.К., Уотсон Дж.М., Макдермотт К.Б. Нейронные субстраты представления будущего. Proc Natl Acad Sci U S A. 2007;104:642–647. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

71. Addis DR., Wong AT., Schacter DL. Возрастные изменения в эпизодическом моделировании будущих событий. Психологические науки. 2008; 19:33–41. [PubMed] [Google Scholar]

72. Д’Аржембо А., Ван дер Линден М. Влияние эмоций на память для временной информации. Эмоции. 2005; 5: 503–507. [PubMed] [Google Scholar]

73. Д’Аржембо А., Ван дер Линден М. Индивидуальные различия в феноменологии мысленных путешествий во времени. Сознательное познание. 2006; 15:342–350. [PubMed] [Google Scholar]

74. Хассабис Д., Кумаран Д., Ванн С.Д., Магуайр Э.А. Пациенты с гиппокампальной амнезией не могут вообразить новые переживания. Proc Natl Acad Sci USA. 2007; 104:1726–1731. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

75. Race E., Keane MM., Verfaellie M. Повреждение медиальной височной доли вызывает дефицит эпизодической памяти и эпизодическое мышление о будущем, не связанное с дефицитом построения повествования. Дж. Неврологи. 2011;31:10262–10269. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

76. Spreng RN. , Levine B. Временное распределение прошлых и будущих автобиографических событий на протяжении жизни. Память Когнит. 2006; 34:1644–1651. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

77. Schacter DL., Addis DR., Buckner RL. Вспоминая прошлое, чтобы представить будущее: перспективный мозг. Nat Rev Neurosci. 2007; 8: 657–661. [PubMed] [Google Scholar]

78. Schacter DL., Addis DR., Buckner RL. Эпизодическое моделирование будущих событий: концепции, данные и приложения. Энн Н.Ю. Академ. наук. 2008;1124:39–60. [PubMed] [Google Scholar]

79. Suddendorf T., Corballis MC. Эволюция предвидения: что такое мысленное путешествие во времени и уникально ли оно для человека? Поведение Науки о мозге. 2007; 30:299–313. [PubMed] [Google Scholar]

80. Buckner RL., Andrews-Hanna JR. Шактер ДЛ. Сеть мозга по умолчанию: анатомия, функции и отношение к болезни. Энн Н.Ю. Академ. наук. 2008; 1124:1–38. [PubMed] [Google Scholar]

81. Spreng RN., Mar RA., Kim ASN. Общая основа автобиографической памяти, разведки, навигации, теории разума и режима по умолчанию: количественный метаанализ. J Cogn Neurosci. 2009;32:489–510. [PubMed] [Google Scholar]

82. Eichenbaum H., Cohen NJ. От. Подготовка к сознательному воспоминанию: системы памяти мозга. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2001 [Google Scholar]

83. Addis DR., Cheng T., Roberts PR., Schacter DL. Вклад гиппокампа в эпизодическую симуляцию конкретных и общих будущих событий. Гиппокамп. 2011;21:1045–1052. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

84. Schacter DL., Addis DR. О природе вклада медиальной височной доли в конструктивное моделирование будущих событий. Philos Trans R Soc B. 2009; 364:1245–1253. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

85. Addis DR., Schacter DL. Конструктивное эпизодическое моделирование: временное расстояние и детали прошлых и будущих событий модулируют взаимодействие гиппокампа. Гиппокамп. 2008; 18:227–237. [PubMed] [Google Scholar]

86. Addis DR., Pan L., Vu MA., Laiser N., Schacter DL. Конструктивное эпизодическое моделирование будущего и прошлого: различные подсистемы основной сети мозга опосредуют воображение и запоминание. Нейропсихология. 2009;47:2222–2238. [PubMed] [Google Scholar]

87. Martin VC., Schacter DL., Corballis MC., Addis DR. Роль гиппокампа в кодировании моделирования будущих событий. Proc Natl Acad Sci U S A. 2011;108:13858–13863. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

88. Ingvar DH. «Память будущего»: очерк о временной организации сознания. Гум Нейробиол. 1985; 4: 127–136. [PubMed] [Академия Google]

89. Мурти В.П., Ричи М., Адкок Р.А., ЛаБар К.С. ФМРТ-исследования успешного кодирования эмоциональной памяти: количественный метаанализ. Нейропсихология. 2010;48:3459–3469. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

90. Паллер К.А. , Вагнер А.Д. Наблюдение за превращением опыта в память. Trend Cogn Sci. 2002; 6: 93–102. [PubMed] [Google Scholar]

91. Шпунар К.К., Аддис Д.Р., Шактер Д.Л. Память для эмоциональных симуляций: воспоминания о радужном будущем. Психологические науки. 2012;23:24–29. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

92. Д’Аржембо А., Рено О., Ван дер Линден М. Частота, характеристики и функции мыслей, ориентированных на будущее, в повседневной жизни. Appl Cogn Psychol. 2011;35:96–103. [Google Scholar]

93. Kensinger EA. Вспоминая детали: эффекты эмоций. Emotion Rev. 2009; 1:99–113. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

94. Phelps EA. Эмоции и познание: выводы из исследований миндалевидного тела человека. Annu Rev Psychol. 2006; 57:27–53. [PubMed] [Google Scholar]

95. Walker WR., Skowronski JJ. Затухание влияет на предвзятость: но для чего, черт возьми, это? Appl Cogn Psychol. 2009; 23:1122–1136. [Google Scholar]

96. King MJ., MacDougall AG., Ferris S., Herdman KA., McKinnon MC. Эпизодическая симуляция будущих событий нарушена у пациентов с большим депрессивным расстройством. Психиатрия Res. 2011;187:465–467. [PubMed] [Google Scholar]

97. Williams JM., Ellis NC., Tyers C., Healy H., Rose G., MacLeod AK. Специфика автобиографической памяти и образность будущего. Память Когнит. 1996; 24:116–25. [PubMed] [Google Scholar]

98. Маклауд А.К., Тата П., Кентиш Дж., Кэрролл Ф., Хантер Э. Тревога, депрессия и пессимизм, основанный на объяснении будущих положительных и отрицательных событий. Clin Psychol Psychother. 1997; 4:15–24. [Google Scholar]

99. Руан Д., Маклеод А.К., Холмс Э.А. Моделирование эвристики и визуальных образов в пессимистике для негативных событий при тревоге. Clin Psychol Psychother. 2005; 12:313–325. [Академия Google]

100. Wheeler MA., Petersen SE., Buckner RL. Эхо памяти: яркое воспоминание активирует модально-специфическую кору. Proc Nat Acad Sci USA. 2000;97:11125–11129. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

101. Schooler JW., Gerhard D., Loftus EF. Качества нереального. J Exp Psychol Learn Mem Cognit. 1986; 12: 171–181. [PubMed] [Google Scholar]

102. Джонсон М.К., Фоли М.А., Суенгас А.Г., Рэй К.Л. Феноменальные характеристики воспоминаний для воспринимаемых и воображаемых автобиографических событий. J Exp Psychol Gen. 1988; 117:371–376. [PubMed] [Google Scholar]

103. Марке Т.А., Брейнерд С.Дж., Рейна В.Ф. Отличие истинных воспоминаний от ложных в криминалистическом контексте: может ли феноменология сказать нам, что реально? Appl Cogn Psychol. 2010; 24:1168–1182. [Google Scholar]

104. Mather M., Henkel LA., Johnson MK. Оценка характеристик ложных воспоминаний: Сравнение суждений «Помни/знай» и опросника характеристик памяти. Память Когнит. 1997;25:826–837. [PubMed] [Google Scholar]

105. Норман К.А., Шактер Д. Л. Ложное узнавание у молодых и пожилых людей: изучение характеристик иллюзорных воспоминаний. Память Когнит. 1997; 25:838–848. [PubMed] [Google Scholar]

106. Джонсон М.К., Нольде С.Ф., Мазер М., Куниос Дж., Шактер Д.Л., Карран Т. Сходство мозговой активности, связанной с истинной и ложной памятью узнавания, зависит от формата теста. . Психологические науки. 1997; 8: 250–257. [Академия Google]

107. Окадо Ю., Старк К. Нейронная активность во время кодирования предсказывает ложные воспоминания, созданные дезинформацией. Изучить память. 2005; 12:3–11. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

108. Stark C., Okado Y., Loftus EF. Визуализация реконструкции истинных и ложных воспоминаний с использованием сенсорной реактивации и парадигмы дезинформации. Изучить память. 2010;17:485–488. [PubMed] [Google Scholar]

109. Fabiani M., Stadler MA., Wessels PM. Истинные, но не ложные воспоминания производят сенсорную подпись в латерализованных потенциалах мозга человека. J Cogn Neurosci. 2000;12:941–949. [PubMed] [Google Scholar]

110. Лофтус Э.Ф., Дэвис Д. Восстановленные воспоминания. Annu Rev Clin Psychol. 2006; 2: 469–498. [PubMed] [Google Scholar]

111. McNally RJ., Geraerts E. Новое решение дебатов о восстановленных воспоминаниях. Перспектива Psychol Sci. 2009; 4:126–134. [PubMed] [Google Scholar]

112. Хайман И.Е., мл. Пентланд Дж. Роль мысленных образов в создании ложных детских воспоминаний. Дж Мем Ланг. 1996; 35:101–117. [Google Scholar]

113. Бернштейн Д.М., Лофтус Э.Ф. Как определить, является ли конкретное воспоминание истинным или ложным. Перспектива Psychol Sci. 2009; 4: 370–374. [PubMed] [Google Scholar]

114. Rissman J., Greely HT., Wagner AD. Обнаружение отдельных воспоминаний посредством нейронного декодирования состояний памяти и прошлого опыта. Proc Natl Acad Sci USA. 2010;107:9849–9854. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

115.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts