Эффект психологического заражения | BMTRIZ
Опубликовано автором admin
Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».
Эффект психологического заражения [1]. Люди должны общаться друг с другом, и наш мозг хитро к этому приспособился. Мозг снабжен специальным механизмом – так называемыми зеркальными нейронами. Их единственная задача – «считывать», что думают, чувствуют и делают другие люди. Зеркальные нейроны рассеяны по всему мозгу, чтобы мы как можно лучше понимали других людей – их действия и переживания. Благодаря зеркальным нейронам, мы понимаем другого человека на разных уровнях.
Люди, выступающие публично, заметили: чем плотнее сидит публика, тем более она восприимчива. Это относится к выбору помещения с позиции эффекта психологического заражения: лучше всего, если между сидящими участниками нет свободных мест [2].
Первый уровень – непроизвольная имитация. Зрительные нейроны, которые распознают движения другого человека, обучают им наше тело. Собеседники часто копируют друг друга – жесты, посадку на стуле, манеру держаться. Это бессознательное физическое отражение помогает людям лучше понять друг друга, а также порождает чувство единения и гармонии. Именно поэтому продавцов учат «зеркалить» другого человека. Человек, которому подражают, более внушаем.
Второй уровень – эмоциональное заражение. Плохое настроение коллеги легко передается вам, ну а если ваши близкие находятся в хорошем расположении духа – вам также захочется повеселится. Вот почему так ценятся руководители, не теряющие присутствия духа и способные заражать своим оптимизмом окружающих! Эффект эмоционального заражения тесно связан с эффектом эмпатии [3] и возникает благодаря ему. Помимо эмпатии, известен еще один сильнейший способ заражения эмоциями, практикующийся с древних времен – это мотивирующая речь [3].
По сей день мотивирующая речь является главным инструментом руководителей (и политиков) в области эмоционального заражения, в том числе, если необходимо мотивировать людей на сверхусилия. Признаком хорошей мотивирующей речи являются: исключительная эмоциональность произносимой речи; оратор сам переживает в высокой степени те эмоции, которыми пытается заразить слушателей; в своей аргументации оратор опирается на высшие ценности, так называемые базовые принципы [4].Примеров эмоционального заражения великое множество, они всюду – на телеэкранах, в рекламных проспектах и буклетах – умиляющие изображения возни щенков, играющих детей; счастливые семьи, радостные клиенты. Все это использование эффекта эмоционального заражения.
Третий уровень психологического заражения – копирование социального поведения, или динамический эффект социального доказательства [5]. Как было показано на примере, эмоциональное заражение мы можем «цеплять» не только от живых людей, но и от их «копий» — при просмотре кинофильмов, рекламных роликов или картин в галерее. Любая реклама эксплуатирует наши зеркальные нейроны или попросту, эффект психологического заражения.
ЛИТЕРАТУРА:
- Сила воли. Как развить и укрепить / Келли Макгонигал; пер. с англ. Ксении Чистопольской. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 320 с.
- Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. – 272 с.
- Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 429 с.
- Восьмой навык: От эффективности к величию / Стивен Р. Кови; Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишерз , 2009. – 408 с.
- Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным / Ноа Гольштейн, Стив Мартин и Роберт Чалдини; пер. с англ. Галины Федотовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.
© Антон Кожемяко.
Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!
Личностный рост и мотивация, Маркетинг и продажи
Цепная реакция эмоций – Наука
Ученые из Института когнитивных нейронаук ВШЭ перевели опросник эмоционального заражения на русский язык и проверили его действие на русскоязычных испытуемых. Это первое исследование того, как люди бессознательно подражают чужим эмоциям, проведенное на российской выборке. Результат опроса более 500 респондентов показал, что женщины больше склонны к заражению чужими чувствами, чем мужчины.
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Феномен эмоционального заражения — это способность воспринимать эмоции других людей и реагировать на них схожим образом. Если в разговоре один из собеседников улыбается, вполне вероятно, что другие начнут улыбаться в ответ. Эмоциональное заражение происходит на уровне мимики, языка тела, позы и голоса.
В отличие от сопереживания (сознательной эмпатии), заражение — бессознательное и точное подражание чужим чувствам. Яркий пример — толпа в чрезвычайных ситуациях. Люди не понимают, что происходит, мгновенно заражаются чужим страхом и начинают действовать одинаково безрассудно.
Для исследования феномена заражения эмоциями ученые используют шкалу эмоционального заражения (Emotional Contagion Scale). Опросная форма из 15 вопросов успешно применяется в США, Китае, Греции, Японии и пр., русскоязычной версии опросника до недавнего времени не было. Ученые из Института когнитивных нейронаук ВШЭ перевели опросник эмоционального заражения на русский язык и проверили его действие на русскоязычных испытуемых. Опрос прошли 518 респондентов, среди них 319 женщин и 199 мужчин.
Шкала основана на пяти разных эмоциях: счастье, любовь, страх, гнев и печаль. Чтобы определить наиболее достоверный вариант шкалы, ученые испытали несколько ее вариантов. Для этого они попросили разные подвыборки респондентов заполнить анкеты эмпатии и поиска ощущений. Среди нескольких вариантов шкалы только однофакторная модель показала эффективность: ученые получили достоверный показатель общей склонности человека к заражению эмоциями.
Шкала эмоционального заражения позволяет определить степень влияния эмоционального заражения на различные психические процессы. В недавнем исследовании Международной лаборатории социальной нейробиологии ВШЭ было показано, как влияет заражение на принятие рискованных решений в различных эмоциональных состояниях.
Исследователь предполагает, что это связано с тем, что люди, которые активнее заражаются чужими эмоциями, лучше их понимают и поэтому сознательно ведут себя осторожнее. Однако проверка этой гипотезы требует дальнейших исследований.
Владимир Косоногов, заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ:
— Что такое феномен эмоционального заражения?
— В процессе взаимодействия люди не только сознательно реагируют на эмоции других, но и могут подхватывать чужие эмоции. Смех бывает заразителен, улыбка вызывает желание улыбнуться в ответ, а выражение скорби и печали на лице другого человека может заставить загрустить и даже вызвать слезы. Феномен неосознанного схватывания чужих эмоций стал обозначаться термином «эмоциональное заражение».
— Как исследуют этот феномен в России и мире?
— С помощью физиологических методов, электромиографии лица, ведется запись сокращения лицевых мышц. Мы неосознанно подражаем чужим лицам. То есть физиологическим способом можно обнаружить, например, что мы неосознанно улыбаемся, когда видим чужую улыбку. Психологи разработали шкалу эмоционального заражения — опросник из 15 вопросов, касающийся разных сторон жизни, в которых может проявляться заражение.
— Насколько эффективна шкала эмоционального заражения для исследования этого феномена?
— Трудно оценить эффективность того или иного психологического приема диагностики на ранних этапах. Опросник появился недавно, использовался только в десятке стран, в этом году нами впервые использовался в России. Дальнейшие исследования покажут, насколько психологические и физиологические данные совпадают. В частности, по данным исследователей разных стран, включая нас, опросник плохо справляется с диагностикой заражения отдельными чувствами (радостью или гневом, например). То есть ему можно доверять только при измерении общей склонности к заражению.
— Почему важно исследовать механизмы эмоционального заражения людей?
— Это свойство важно для всех профессий «человек—человек» (учитель, врач, продавец…), в которых необходимо понимать чувства других людей. В общем, психология развития исследует эмоциональное развитие личности, в том числе подверженность влиянию других людей. Иначе говоря, недостаточная осознанность своих чувств и их источника может приводить к нежелательному поведению («с кем поведешься, от того и наберешься»). В психологии чрезвычайных ситуаций отдельно исследуется и отрицательное влияние заражения, когда люди неосознанно заражаются страхом и начинают действовать неразумно (при покидании опасного места, например, создают давку, что приводит к несчастным случаям).
Иными словами, у заражения есть и положительные, и отрицательные стороны.
Использованы материалы статьи.
Подготовила Мария Грибова
Социальное заражение: как другие тайно контролируют ваше поведение
В соавторстве с Кларой Риджио
В июне 1962 года десятки рабочих текстильной фабрики заболели одними и теми же физическими симптомами — сыпью, онемением рук и ног. и эпизоды тошноты. Первоначально предполагалось, что фабрика была заражена каким-то ядовитым насекомым, которое укусило рабочих. Это стало известно как «июньская эпидемия клопов».
Что случилось? Было установлено, что это была форма массовой истерии или социального заражения. У некоторых рабочих появились эти психологически вызванные симптомы, а у других появились те же жалобы, что и «болезнь», передающаяся от рабочего к рабочему.
Социальное заражение — это тонкое, а иногда и невольное распространение эмоций или поведения от одного человека к другому.
Эмоциональное заражение — это распространение эмоций среди толпы, и именно поэтому фильм кажется смешнее, если мы находимся в переполненном кинотеатре, а не смотрим его в одиночестве — на наше настроение влияют те, кто смеется вокруг нас. Тот же самый процесс вызвал бы волну страха, если бы кто-то внезапно закричал «Пожар!» в переполненном театре.
Исследование Фридмана и Риджио (1981) обнаружили, что эмоционально экспрессивные люди — люди, которые демонстрировали большое количество невербальных сигналов эмоций (прежде всего, выражение лица) — были способны «заразить» эмоциями/настроениями других в комнате без какого-либо вербального взаимодействия. Последующие исследования показали, что некоторые люди более склонны к процессам эмоционального заражения (Doherty, 1997).
Поведенческое заражение — это процесс, посредством которого воспроизводится поведение других людей. Это объясняет такие причуды, как повальное увлечение кубиком Рубика 19-го века.70-х годов и ALS Ice Bucket Challenge, когда люди снимали, как выливают себе на голову ведро ледяной воды в рамках кампании по повышению осведомленности о болезни бокового амиотрофического склероза (БАС).
Когда процессы социального заражения становятся проблематичными, это когда среди людей распространяется вредное поведение. Подумайте о том, как толпа протестующих может внезапно вспыхнуть насилием, как во время нападения на Капитолий США 6 января 2021 года. Социальное заражение также можно обвинить в волнах самоповреждающего поведения, таких как экстремальные диеты, нанесение себе порезов, стрельба по подражателям и даже самоубийства.
Одна из категорий заражения предполагает следующие категории:
Истерическое заражение. Такие, как инцидент с июньским жуком или эпидемии танцевальной мании в средние века, когда люди спонтанно танцевали до изнеможения. Считалось, что один из таких эпизодов, тарантизм, был вызван укусами тарантулов.
Умышленное членовредительство. Такие как «эпидемии» самопорезов, расстройств пищевого поведения и самоубийств.
Заражение агрессией. Массовые беспорядки, недавняя волна грабежей по принципу «разгроми и захвати» и тому подобное.
Заражение нарушением правил. Примером этого является то, что люди наблюдают, как другие водители мчатся по шоссе, и сами начинают превышать скорость, или это может объяснить случаи «допинга», которые происходят волнообразно среди некоторых профессиональных спортсменов.
Заражение потребительским поведением. Это отвечает за повальное увлечение покупками, такое как дефицит туалетной бумаги, который произошел в начале Covid-19.пандемия, увлечение Beanie Babies 1990-х годов и увлечение хула-хупами 1950-х годов.
Финансовые заражения . Не требует пояснений. Этим объясняются Великая депрессия и набеги на банки, произошедшие в 1929 году, а также экономические спады и финансовые кризисы, происходящие каждые несколько лет.
Итак, в следующий раз, когда вы обнаружите, что ведете себя неожиданно, вы можете оглянуться вокруг и попытаться выяснить, не стали ли вы жертвой социального заражения.
Эмоциональное заражение способствует суматохе
Прежде чем мы обсудим, как эмоциональное заражение способствует социальным и политическим беспорядкам, давайте поговорим о том, что такое эмоциональное заражение. Эмоции других людей могут передаться вам; эмоции могут казаться движущимися и могут быть пойманы другими людьми поблизости.
Потерпите, пока мы будем обсуждать физиологию, связанную с эмоциональным заражением. Согласно Ремпале (2013), интерес к эмоциональному заражению с научной точки зрения стимулировался отчасти открытием зеркальных нейронов. Нейроны — это клетки, проводящие нервные импульсы через наше тело через аксоны и дендриты, отходящие от тела нейрона, передающие импульсы соседним нейронам. В теле много нейронов. У людей мозговая активность, соответствующая активности зеркальных нейронов, была обнаружена в различных областях мозга. Система зеркальных нейронов — это группа специализированных нейронов, которые «отражают» действия и поведение других (Rajmohan and Mohandas, 2007). Вовлеченная физиология важна, потому что это означает, что это реальная вещь, которая происходит с нами в нашем теле и нашем мозгу, а не только в нашем воображении.
Это означает, что мы легко улавливаем и впитываем эмоции, изображаемые другими людьми, а затем ощущаем их в себе, как если бы они были «естественными», тогда как они лишь «отражаются» от кого-то другого. Они не исходят непосредственно от взаимодействия или опыта, который мы все получаем в естественной среде, например, от разговора с кем-то, с кем мы находимся, или от просмотра фильма. Вместо этого они поглощают чужие эмоции, когда этот человек находится рядом с нами и взаимодействует с окружающей средой. Если кто-то, с кем мы находимся, разговаривает по телефону с членом семьи, мы можем уловить чувства нашего друга.
Легко почувствовать, что мы впитали в себя чьи-то сильные чувства, поэтому мы используем этот язык, чтобы облегчить задачу, хотя на самом деле мы не впитали настоящие чувства. Они отзеркалены, точно так же, как наше отражение в зеркале — это не совсем мы, это просто наше отражение. Этот опыт может сбить нас с толку, если мы чувствуем себя зараженными до такой степени, что впитали в себя чьи-то чувства, откуда и происходит выражение «заражение». Кажется, что это входит в нас, но это не так; это действительно зеркальные нейроны, воссоздающие его внутри нас самих. Это ваша прививка: осознать, что они на самом деле не ваши. Однако вы можете впустить их, если хотите. Мы часто впитываем чувства других автоматически, поскольку мы можем позволять себе делать это подсознательно.
Мы можем предотвратить поглощение эмоций других через заражение, если мы сознательно определяем, что это происходит, в то время, когда оно начинает происходить. Мы можем остановить поглощение, чтобы не чувствовать его внутри себя, по тому, что мы говорим себе о том, что происходит. Например, когда коллега чувствует, что эмоции, исходящие от соседнего спорного разговора (в котором она не участвует), меняют ее настроение, она может сказать себе в это время: «Это чувство не мое», а затем более настойчивые, «Я не хочу этого» или подобные слова. Она также могла бы сказать про себя: «Отойди» к ощущению, как если бы она разговаривала с нежелательным насекомым, которое село на нее. Говорить молча с чувством может показаться странным или неловким, но мы все говорим молча сами с собой, и это имеет некоторую власть над нашими чувствами. Вы не принимаете это чувство. Оно не твое, это просто зеркало чужого, и ты его не любишь, и не даешь ему впитаться в себя.
Эмоциональное заражение как концепция была разработана на основе исследования Элейн Хэтфилд, которая определила этот термин как склонность автоматически имитировать и синхронизировать выражения лица, вокализацию, позы и движения с мимикой другого человека, а также эмоционально конвергировать. (Хэтфилд и др., 1994). Согласно Herrando and Constantindes (2021), это может быть вызвано выражением лица, косвенным человеческим взаимодействием или наблюдением за поведением других людей при прямом и косвенном взаимодействии. Эти авторы говорят, что «эмоциональное заражение может быть вызвано физиологически или неврологически путем синхронизации с эмоциональным состоянием других во время человеческого взаимодействия». Нет причин подозревать, что это не происходило со многими людьми и даже с группами людей в течение последних нескольких лет повышенного стресса и беспорядков во многих обществах и странах по всему миру.
Одним из способов эмоционального заражения является мимика. Чтобы заблокировать эмоциональное заражение в таких ситуациях, убедитесь, что вы не копируете стиль, позу, движения или фразы другого человека. Если не блокировать эмоциональное заражение, эмоции, которые вы поглощаете, могут пленить вас. Эмоция несет с собой простое сообщение, сообщение, которое может быть моралистическим, например, если бы кто-то сказал эмоциональным тоном: «Все марсиане плохие»[1]. Или это может быть даже сообщение, сопровождающее захватывающую песню в исполнении группы, сообщение, в котором говорится: «Марсианский университет — номер один».
Если вы впитаете эмоции и возбуждение от группы, этот человек будет легче убедить вас согласиться с их идеями о марсианах или их университете, потому что сообщение связано с эмоциями. Если вы начинаете испытывать те же эмоции, что и они, значит, повлияло эмоциональное заражение. Если вы понимаете, что это происходит, и вы не согласны с их сообщением, то вы начинаете блокировать основную часть эмоции, а значит, блокируете и сопровождающее сообщение.
Но мы часто подсознательно воспринимаем эмоции и сопровождающие их сообщения. Когда мы таким образом поглощаем эмоции по поводу темы, это может блокировать нашу способность мыслить рационально по этой теме. В последние несколько лет эмоции людей достигли новых высот, часто выплескиваясь, особенно когда возникают разногласия в социальных и политических вопросах. В этом посте[2] я расскажу о том, как снизить эмоциональную температуру до управляемого уровня. Основное внимание в моем блоге уделяется тому, как говорить о политических и социальных проблемах, сохраняя при этом нейтралитет в отношении проблем и удерживая эмоции и чувства под контролем.
В моей книге «Эмоции не думают: заражение эмоциями во времена беспорядков» я обсуждаю, как заражение эмоциями способствует социальным и политическим беспорядкам и как люди могут работать над его преодолением, чтобы уменьшить беспорядки. Когда другие говорят о спорных социально-политических проблемах, они часто делают это с негативными эмоциями, даже если они скрыты. Воздействие этих эмоций, по-видимому, и вызывает разногласия. Каждый из нас может внести свой вклад, распознав негативные эмоции, когда они приходят к нам от других людей, и осознать, что они предназначены для оказания воздействия. Мы не должны допускать этого.
Эмоции могут вызывать много негативной энергии через ненависть, панику, страх, гнев, депрессию, подозрительность, цинизм и другие заразительные чувства. Эмоции дают энергию для действий. У людей, живущих с депрессивными соседями по комнате, могут развиться депрессивные чувства. Нахождение рядом с подозрительным человеком может вызвать подозрение у вас. Политические лидеры могут быть циничными, распространяя и усиливая цинизм среди других представителей общественности, которые также могут склоняться к этому. Депрессивное, тревожное и подозрительное настроение вызывает аналогичные действия и, таким образом, может повлиять на наш выбор, а также на наши голоса.