Заражение в психологии это: Заражение как психологический феномен — Психологос

Эмоциональное заражение: как передаются переживания и негатив

Нам кажется, что мы можем контролировать свои эмоции, но действительно ли это так?

Эмоциональное заражение — это явление, в котором настроение одного человека передается другим людям. Психологическое состояние может распространяться как на конкретных личностей, так и на целую группу. Заражение эмоциями происходит только во время контакта людей — личного или виртуального.

Существует множество точек зрения о причинах передачи эмоционального состояния между людьми. Одну из таких высказал психолог Элейн Хэтфилд. По его мнению, заражение эмоциями происходит через автоматическое копирование мимики, голоса, жестов и позы человека. Через неосознанное повторение чужих движений мы постепенно перенимаем те же чувства, что и наш собеседник.

Элейн Хэтфилд считает, что эмоциональное заражение делится на две стадии:

Стадия 1. Мы заимствуем настроение у собеседника. Например, если человек обращается к нам с улыбкой, то мы автоматически улыбаемся ему в ответ.

Стадия 2. Наши эмоции зависят от невербальных средств общения. Рассерженное выражение лица меняет хорошее настроение на плохое.

Также исследование эмоционального заражения проводили психологи Джон Касиопо и Ричард Рапсон. Они считают, что на сознательную оценку людей влияет в большей степени мнение окружающих. Следовательно, на интенсивность эмоционального заражения будут воздействовать следующие факторы: индивидуальная характеристика личности, насколько человек подвержен влиянию, прочные ли отношения в группе.

Резюмируем: Эти два противоположных мнения сводятся к спору о природном и социальном в человеке. Хэтфилд утверждает, что эмоциональное заражение происходит невольно и бессознательно, на уровне сенсорной связи. Касиопо и Рапсон убеждены, что это, наоборот, процесс осмысленный и необходимый для социального сравнения человека с обществом.

Эмоциональное заражение — это хорошо или плохо?

Эмоциональное заражение не является чем-то отрицательным или положительным само по себе. Это часть нашей психики, так как человек является социальным существом. Но результат эмоционального заражения зависит от ситуации. К примеру, если лидер в компании хочет замотивировать и вдохновить сотрудников на работу, то это положительное влияние. Если же человек с помощью эмоций хочет манипулировать другими, то это негативное воздействие на окружающих.

Мы попросили доктора психологии, создателя компании SKILLFOLIO.ru и автора курса про эмоциональный интеллект платформы «Россия — страна возможностей» Викторию Шиманскую рассказать о природе эмоционального заражения.

«Понимание, распознавание эмоций других людей и сопереживание являются одним из ключевых факторов эволюционного развития человека. Эмоциональный интеллект связан с зеркальными нейронами и рядом других систем головного мозга. Он необходим для того, чтобы продуктивно действовать в команде, а это один из важных аспектов выживания, также эффективно проходить обучение. 

Почему этот эволюционный механизм сопереживания на самом деле становится разрушительным и превращается в эмоциональное заражение? Тревога и переживания других людей, агрессия и сложные эмоции, которые пришли для того, чтобы дать сигнал о необходимости что-то менять, приводят к паникам, скандалам и к другим неприятным последствиям. Дело в том, что лимбическая система срабатывает быстрее, чем разум успевает обработать информацию, и, соответственно, быстрее передает сигнал телу.

Эмпатия провоцирует несколько составляющих зон головного мозга, в том числе связанных с внутренним эгоистическим переживанием, как бы странно это не звучало. При этом важно осознать факт сопереживания другому человеку, понять, какие эмоции он испытывает и определить причину возникновения эмоционального переживания. Если причина определена правильно, то человек может через эмпатию и комплексные навыки эмоционального интеллекта помочь другому справиться с переживанием и непростой ситуацией. А если фактор развития эмоционального интеллекта не достаточен, то есть переживания остаются на уровне реакции лимбической системы, то сопереживание становится деструктивным действием и переходит в эмоциональное заражение».

Негативные эмоции быстрее передаются другим людям, чем положительные. Но этот факт никак не влияет на людей, обладающих развитым эмоциональным интеллектом. Если вы хотите научиться управлять своими чувствами, противостоять чужому влиянию, правильно реагировать на обратную связь, то посмотрите бесплатный онлайн-тренинг «Тропик эмпатии» Виктории Шиманской. Регистрация на сайте займет меньше 2 минут!

Феномен психологического заражения — Блог Викиум

    • Ксения Петровская

      Автор Викиум

Каждый человек является частью социума и не может существовать без общества. Когда человек объединяется с толпой, он чувствует себя более защищенным и уверенным. Взаимоотношения в обществе являются индивидуальными, поэтому вполне допустимо применение разных форм воздействия на психику индивида. Одним из таких феноменов в психологии является психическое заражение, о котором вы узнаете в данной статье.

Содержание:

  • 1 Что такое психологическое заражение?
  • 2 Феномен психического заражения и его признаки
  • 3 Что такое внушение и как оно действует?
  • 4 Исследования, связанные с феноменом заражения

Что такое психологическое заражение?

Под определением «психическое заражение» подразумевается метод управления деятельностью человека в группе. Оно считается одним из первых среди большого количества механизмов воздействия. Таким образом, человек на бессознательном уровне подвергается воздействию извне, которое очень сильно влияет на психологическое состояние.

Психическое заражение происходит посредством работы механизма, направленного на внушение. Самым ярким примером данного феномена являются рекламные ролики, установленные правила общественного поведения и прочее. Индивид начинает бессознательно подстраиваться под окружающих, именно в этот момент и происходит феномен заражения.

Феномен психического заражения и его признаки

О наличии психического заражения могут говорить следующие факторы:

  1. Эффект домино и дальнейшее его нарастание, например, когда определенная группа заряжается энтузиазмом в любой из сфер деятельности.
  2. Возможность проявления данного процесса абсолютно по-разному.
  3. Психическое заражение напрямую зависит от развитости личности с обществом.

Стоит отметить, что развитость играет большую роль в том, насколько люди подвержены психическому заражению. Чем более развита личность, тем сложнее происходит убеждение ее в чем-либо. Таким образом, можно говорить о том, что от интеллекта зависит то, как человек будет воспринимать информацию извне.

Что такое внушение и как оно действует?

Внушение можно считать главной предпосылкой, ведущей к феномену психического заражения. Под внушением подразумевается психическое воздействие на человека, при котором его делают неспособным относиться критически к источникам, предоставляющим информацию, и анализировать.

Внушение можно вполне приравнять к гипнозу или же зомбированию, так как источник внушения может держать под контролем происходящее. В конечном итоге внушения многое зависит от двух сторон — от того, кто внушал, и кому внушали. Огромную роль в данном вопросе играет уровень развития и умение выстраивать социальные отношения.

Исследования, связанные с феноменом заражения

Уже достаточно давно ученые начали свои исследования, чтобы понять, как происходит феномен психического заражения. Первым, кто решил дать характеристику данному феномену, стал психолог Гюстав Лебон. Он попытался разобраться, как массовое сознание влияет на отдельного человека.

Согласно работам Гюстава Лебона, дух и настрой толпы оказывает свое воздействие на индивида, благодаря чему тот готов отдавать толпе свой эмоциональный настрой, чувствуя себя частью группы. Если же индивид находился с собой один на один, то наблюдать такой психологический феномен не приходилось. Лебону удалось выявить некоторые закономерности в процессе психического заражения.

Еще одним ученым, который решил изучить психологическое заражение стал Габриэль Тард. По его мнению, главной составляющей психического заражения является подражание. Многие вещи в социуме происходят благодаря подражанию.

Среди российских социологов тему психического заражения затронул Борис Поршнев. Его теория о внушении принесла огромный вклад в социологию, а также его работами заинтересовалось большое количество социологов.

Чтобы не поддаваться стереотипам, влиянию окружающих и психологическому заражению, следует развивать способность мыслить критически. В этом поможет курс Викиум «Критическое мышление«.

Поведенческое заражение (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Поведенческое заражение Определение

Поведенческое заражение — это склонность людей повторять поведение после того, как его совершили другие. Люди очень часто делают то, что делают другие. Иногда мы предпочитаем подражать другим, например, одевая ту же одежду, что и наши друзья. Однако большую часть времени мы не осознаем, что копируем поведение. Исследования показывают, что люди бессознательно имитируют многие виды поведения. Примерами являются речевые переменные, такие как синтаксис, акценты, скорость речи, паузы, тон голоса и поведенческие переменные, такие как жесты, манеры, позы. Кроме того, мы перенимаем выражение лица, настроение и эмоции друг друга. Другими хорошо известными примерами являются смех и зевота.

Анализ поведенческого заражения

Почему мы подражаем? В то время как поведенческая синхронность у многих видов животных способствует безопасности (вспомните косяки рыб или стаи птиц), у людей подражание выполняет и другие функции. Во-первых, имитация — очень эффективный инструмент для понимания других и обучения у них. Делая то, что делает другой, мы знаем, что делает другой человек. Нам не нужно совершать одни и те же ошибки и учиться методом проб и ошибок; скорее, мы можем немедленно скопировать лучший вариант поведения. Это также эффективный способ передачи навыков и культуры. В случае эмоционального заражения, когда мы перенимаем выражение лица нашего партнера по взаимодействию, мы чувствуем то, что чувствуют другие, мы понимаем их и можем сопереживать их удовольствию или боли, что приводит нас к другой функции подражания.

Подражание также выполняет социальную функцию и является мощным инструментом, объединяющим людей: оно действует как социальный клей. Нам нравятся другие, которые подражают нам (пока мы этого не замечаем, иначе будет неловко), ведут себя по отношению к ним более просоциально и чувствуют себя ближе к ним. Многие продавцы и другие профессионалы знают этот аспект имитации и используют его в попытках повлиять на потребителей или клиентов. В коммерческих книгах по продажам и тактикам влияния часто рекомендуется подражание или подражание.

Как мы подражаем? Человеческий мозг, похоже, настроен на подражание. В человеческом мозгу существует тесная связь между восприятием и действием, видением и действием. Хорошим примером этой тесной связи является так называемый зеркальный нейрон, обнаруженный группой из

итальянских исследователей в середине 1990-х годов. Эти клетки мозга активны как тогда, когда люди выполняют определенное поведение (например, хватание), так и когда мы просто видим, как кто-то другой выполняет это поведение. Эти клетки мозга не делают различий между нашим поведением и поведением других людей. Хотя нет окончательного мнения об этих зеркальных нейронах и о том, действительно ли они вызывают имитацию, появляется все больше и больше доказательств гипотезы о том, что имитация запрограммирована в человеческом мозгу. В настоящее время исследователи пытаются объяснить, как именно работает имитация и как она связана с человеческими характеристиками, такими как эмпатия и чтение мыслей.

Ссылки:

  1. Chartrand, T.L., & Bargh, JA (1999). Эффект хамелеона: связь восприятия-поведения и социальное взаимодействие. Журнал личности и социальной психологии, 76, 893-910.
  2. Мельцофф, А., и Принц, В. (ред.). (2002). Подражательный ум. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Эмоциональное заражение — IResearchNet

Эмоциональное заражение Определение

Эмоциональное заражение — это явление, при котором люди склонны выражать и испытывать эмоции, сходные с эмоциями других людей. Когда кто-то с широкой улыбкой говорит вам, что прошел важное испытание, вы тоже улыбаетесь. Если, с другой стороны, ваш друг говорит вам, что его отец скончался на прошлой неделе, вы чувствуете себя подавленным не столько из-за воспоминаний об отце вашего друга, которого вы не знаете, а главным образом потому, что ваш друг так опечален. Другими словами, вы не только наблюдаете за эмоциями своего друга, но они также влияют на ваши собственные эмоциональные проявления и эмоциональное состояние. Таким образом, эмоциональное заражение является формой социального влияния.

Эмоциональное заражение Контекст и функция

Эмоциональное заражение может произойти между двумя людьми, но также и в больших группах. Подумайте о коллективном гневе, который распространяется среди группы рабочих, когда они сталкиваются со своим начальством, которое утверждает, что финансовые сокращения являются необходимой мерой, чтобы сделать организацию снова здоровой; или паника, охватившая сообщество из-за серии преступлений, совершенных по соседству; или общих настроений толпы, движимой речью их лидера. Во всех этих случаях эмоции в значительной степени вызваны тем, что люди улавливают эмоции друг друга: люди грустят, ликуют, пугаются или злятся, потому что видят, как другие в их непосредственном окружении испытывают эти эмоции.

Почему происходит эмоциональное заражение? Важнейшая функция эмоционального заражения заключается в том, что оно сглаживает социальные взаимодействия и облегчает взаимную вовлеченность и эмоциональную близость, поскольку помогает синхронизировать и координировать взаимодействие. Общение просто лучше, когда у вас есть ощущение, что другой человек понимает ваши чувства и чувствует вместе с вами, а не когда другой человек совершенно не знает о ваших эмоциях. Это не только улучшит разговор, но и улучшит чувство близости или дружбы с другим человеком. Аналогичная функция применима к более крупным группам, где эмоциональное заражение усиливает положительные чувства между членами своей группы (а иногда и отрицательные чувства по отношению к членам чужой группы) и, таким образом, укрепляет социальные связи.

Эмоциональное заражение. Объяснения и доказательства

Эмоциональное заражение описывается как многократно детерминированный процесс, состоящий как из автоматической обработки невербальных проявлений других, так и из более сознательной обработки информации об эмоциональных выражениях и поведении других. На сегодняшний день большинство исследований сосредоточено на первом аспекте эмоционального заражения, который называется автоматической мимикрией: мы бессознательно склонны имитировать и синхронизировать наши собственные невербальные выражения с невербальными выражениями других людей. Таким образом, мы улыбаемся, хмуримся, двигаемся, плачем, сидим или стоим так же, как и другие, не обязательно осознавая свое копирующее поведение. Телесная обратная связь от этой мимикрии соответствующим образом изменила бы наши субъективные ощущения. Другими словами, мы не просто улыбаемся или хмуримся, наша улыбка или хмурый взгляд заставляют нас чувствовать себя счастливыми или злыми в соответствии с этими невербальными проявлениями. Различные исследования подтвердили автоматическую мимикрию. Например, люди показывают больше счастливых и грустных лиц в ответ на персонажей фильмов или просто на фотографии, демонстрирующие те же выражения; они начинают зевать или смеяться, когда видят, что другие зевают или смеются; люди даже подражают другим, постукивая ногой, заикаясь или выражая боль. Однако менее ясно, в какой степени люди также испытывают подобные эмоции в результате этой мимикрии.

В дополнение к этому более автоматическому подражательному поведению, люди могут пытаться сопереживать или идентифицировать себя с другим человеком на более сознательном уровне, что приводит к чувству и выражению схожих эмоций.

Существуют различные факторы, которые могут способствовать эмоциональному заражению. Первый фактор относится к характеру отношений между людьми, а именно к эмпатии. Когда люди любят, им нравятся или отождествляют себя с другими или разделяют свои цели, они с большей вероятностью улавливают эмоции другого человека. Поэтому более интимные отношения характеризуются большей эмоциональной заразительностью, чем отношения между профессионалами или между незнакомцами. Действительно, было показано, что партнеры по свиданиям и соседи по комнате в колледже стали более эмоционально похожими в течение года. Этот эффект эмоционального заражения применялся как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям на события и не мог быть объяснен возрастающим сходством личностных переменных. Кроме того, степень эмпатии, которую человек может испытывать по отношению к другому человеку, также отражает индивидуальные различия: некоторые люди просто лучше способны к эмпатии, чем другие. Наконец, эмпатия может проявляться и в менее близких отношениях. Здесь эмпатия может зависеть от того, разделяет ли человек цели или нет. Например, ожидание сотрудничества с другим человеком приводит к большей эмпатии.

Другие потенциальные детерминанты эмоционального заражения почти не изучались эмпирически. Один фактор может быть связан с характером события, в первую очередь вызывающего эмоции. Мы можем ожидать, что эмоции других людей будут более заразными, если природу вызывающего события можно интерпретировать по-разному. Например, следует ли человеку чувствовать тревогу (или спокойствие), находясь в зале ожидания медицинского осмотра, или следует злиться (или грустить, или радоваться) на администрацию Джорджа Буша-младшего из-за войны в Ираке? Еще одним важным фактором может быть интенсивность эмоционального выражения других людей и характер этих эмоций. Когда выражения более интенсивны, они могут быть более заразными; с другой стороны, некоторые эмоции могут быть более заразными по своей природе, чем другие эмоции. Например, труднее не улыбаться, когда кто-то улыбается вам, чем не хмуриться, когда кто-то хмурится на вас.

Последствия эмоционального заражения

Эмоциональное заражение может объяснить определенное групповое поведение, а также эмоциональное развитие межличностных отношений. Большинство исследований было сосредоточено на автоматической мимикрии, проверяя это явление в различных контекстах и ​​с различным невербальным поведением. Однако это явление все еще мало изучено и нуждается в дальнейшем изучении, в частности, в отношении условий, при которых оно происходит.

Каталожные номера:

  1. Андерсон, К., Кельтнер, Д., и Джон, О.П. (2003). Эмоциональная конвергенция между людьми во времени. Журнал личности и социальной психологии, 84, 1054-1068.
  2. Барсад, С. (2002). Волновой эффект: эмоциональное заражение и его влияние на групповое поведение. Административная наука Ежеквартальный, 47, 644-675.
  3. Хэтфилд, А., Качиоппо, Дж., и Рэпсон, Р.Л. (1994). Эмоциональное заражение. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  4. Лунквист, Л.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts