Затруднение по поводу связи аттитюда с реальным поведением было обнаружено: Становление проблемы аттитюда в социальной психологии

Тема 2.2. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности — Мегаобучалка

Семинар 2. Исследование социальной установки в социальной психологии

Время: 2 ч.

Основные термины и понятия: аттитюд, установка, диспозиции, парадокс Лапьера, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Становление проблемы аттитюда в социальной психологии.

2. Иерархическая структура диспозиций личности.

3. Изменение социальных установок.

Методические указания по подготовке к теме семинара.

При конспектировании первого вопроса семинара зафиксировать в тетради исторический период каждого этапа в развитии представлений об аттитюде, кратко написав направление исследований и возникающие проблемы в изучении аттитюда. Записать структуру социальной установки (эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты аттитюда). Раскрыть четыре функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Раскрыть исследование Р. Лапьера по соотношению социальных установок и реального поведения (парадокс Лапьера).

При конспектировании второго вопроса семинара зарисовать в тетради схему иерархической структуры диспозиций личности В.А. Ядова, сопроводив ее комментариями на каждом уровне диспозиций.

При конспектировании третьего вопроса зафиксировать в тетради подходы необихевиоризма и когнитивизма к возможностям изменения социальных установок.

Рекомендуемая литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2010. — 363 с.

2. Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учебное пособие для вузов. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 300 с.

3. Безменова И.К., Гулевич О.А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением : реферативный обзор : учебное пособие для вузов по спец. 52100 и 020400 – «Психология». — М. : Российское психологическое общество, 1999. — 144 с.

4. Битянова М.Р. Социальная психология : учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2008. — 368 с.

5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения : учебное пособие. — СПб. : Питер, 2006. — 464 с.

6. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология : учебник. — М. : ФОРУМ, 2005. — 336 с.

7. Социальная психология : учебное пособие / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — 5-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 600 с.

8. Столяренко А. М. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов. — 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИДАНА, 2012. — 511 с. — Режим доступа : http://www.znanium.com (дата обращения 10.04.2014).

9. Сухов А.Н. Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2013. (10-е изд., стер.). — Режим доступа: http://elibrary.ru/query_results.asp. (дата обращения 10.04.2017).

Задание для самостоятельной работы:

1.После изучения вопросов семинара ответьте на следующие вопросы:

1. Что понимается под установкой в концепции Д.Н. Узнадзе?

2. В чем различие сферы действия установок (в понимании их Д.Н. Узнадзе) и сферы действия «социальных установок»?

3. Проанализируйте компоненты и функции социальной установки.

4. Рассмотрите объяснительные возможности понятия аттитюд в интерпретации психической регуляции поведения.

5. Какие изменения могут произойти с социальными установками человека после 30 лет?

6. Термины «аттитюд» и «социальная установка». Являются ли они синонимами?

7. Почему было необходимо и возможно использование шкал как метода измерения аттитюдов?

8. Рассмотрите основные объяснительные модели процесса изменения социальных установок.

9. В чем состоит суть концепции В.А. Ядова об иерархической структуре диспозиции личности?

10.Определяют ли установки поведение? Рассмотрите первоначальный тезис о том, что установки определяют поведение, и его антитезис, выдвинутый в 1960-х гг.

11.Влиянию каких факторов подвержены наши установки и поведение?

12. Сравните модели объяснения процесса изменения социальных установок в бихевиористской и когнитивистской теоретических ориентациях.

2.Пройдите тест для самоконтроля знаний:

Выберите правильный ответ.

1.    В трехкомпонентной структуре аттитюда (М. Смит) выделяются компоненты:

а)    когнитивный;

б)    социальный;

в)    аффективный;

г)    перцептивный;

д)    поведенческий.

2.    Функции аттитюдов:

а)    приспособительная;

б)    знания;

в)    поведения;

г)    выражения;

д)    симпатии;

е)    защиты.

3.    Сферами, где реализуются потребности человека, являются:

а) ближайшее семейное окружение;

б)    предметные ситуации;

в)    контактная (малая) группа;

г) сфера общения;

бытом;

е)    сфера деятельности.

4. Затруднение по поводу связи аттитюда с реальным поведением было обнаружено:

а)    в эксперименте, осуществленном Л. Фестингером;

б)    после осуществления эксперимента Р. Лапьера;

в)    в исследованиях М. Смита;

г)    в «Иельских исследованиях» К. Хогланда.

5. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений.

а._ Термины «аттитюд» и «социальная установка»

являются синонимами.

б._ Использование шкал в качестве метода измерения аттитюдов было впервые предложено Л. Тернстоуном.

в._ В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах теорий когнитивного диссонанса.

Раздел II I . Социальная психология общения

Тема 3.1. Общая характеристика феномена общения

Вопросы для самостоятельного изучения темы:

Реферат по психологии «Социальные установки»

Филиал государственного автономного профессионального

 

образовательного учреждения Республики Хакасия

 

«АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

 

Социальные установки личности по В. А. Ядову

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер производственного обучения:
Редькина Татьяна Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Копьёво, 2019

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

Понятие установки в отечественной и зарубежной психологии. 4

Структура социальной установки. 5

Диспозиционная концепция социальной установки В. А. Ядова. 11

Список использованной литературы.. 15

 


 

Проблема установки в социальной психологии занимает, действительно, важнейшее место, так как именно формирование многочисленных установок личности позволяет определить, как усвоенный в процессе социализации общественный опыт преломляется личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Именно через установку возможно решение вопроса о регуляции поведения и деятельности человека.


 

Становление понятия социальная установка следует рассматривать в развитии двух традиций: отечественной общей психологии и западной социальной психологии.

Дмитрий Николаевич Узнадзе и его ученики рассматривают установку как первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения. Установка — то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Так, мышление (а также творческая фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сделать специальным объектом исследования это затруднение.

Виды установок: диффузная, моторная, сенсорная, умственная, социальная — готовность к восприятию и к действию в определенном ключе.

 


 

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского аттитюд. Для термина «установка» (в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н.Узнадзе) существует другое обозначение в английском языке – «set». Изучение аттитюдов есть совершенно самостоятельная линия исследований, идущих не в русле развития идей установки («set») и превратившихся в одну из самых разработанных областей социальной психологии. Современная ситуация в американских исследованиях по проблематике аттитюда характеризуется обилием мини-теорий (Шихирев) и отсутствием какой-либо обобщающей теоретической концепции.

Термин «аттитюд», предложили в 1918 году американцы социолог и социальный психолог Уильям Айзек Томас и крупнейший социолог XX века Флориан Витольд Знанецкий. Позже было выработано множество определений этого понятия, уже через 10-12 лет их было более 100, но всеми исследователями понимание аттитюда включало следующее: аттитюд – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта. Установки – это оценивающее отношение, так как они содержат позитивную или негативную реакцию на что-либо. Это состояние формируется на основе предшествующего опыта, оно обязательно оказывает направляющее и динамическое влияние на поведение человека.

Аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов:

1.         приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2.         функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3.         функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4.          функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.

Позднее, в 1942 году Брюстер М. Смит находит в структуре аттитюда три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий (конативный). По его мнению, социальная установка – не что иное, как осознание, оценка и готовность действовать.

Аффективный компонент установок – предрассудки. Суть предрассудков заключается в негативном предвзятом мнении о какой-либо группе и об ее отдельных представителях. Хотя в некоторых определениях предрассудков содержится также и упоминание о позитивной предвзятости, тем не менее, термин «предрассудки» практически всегда используется для обозначения негативных тенденций. Гордон Оллпорт в своем классическом труде «Природа предрассудков» назвал предрассудки «антипатией, основанной на ошибочном и негибком обобщении»

Наиболее основательно изучены расовые и гендерные предрассудки.

Благодаря мобильности людей и миграционным процессам, которыми были отмечены два последних столетия, расы, населяющие мир, перемешались, и их взаимоотношения порой бывают враждебными, а порой — дружескими. Однако опросы и сегодня выявляют людей, не лишенных предрассудков. Согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду чувствовать себя неловко, танцуя с чернокожим кавалером (с чернокожей дамой) в общественном месте» дает более верное представление о расовых установках белого человека, чем согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду испытывать неловкость, если вместе со мной в автобусе окажется чернокожий (чернокожая)». Многие люди, вполне благосклонно относящиеся к «национальному разнообразию» на работе или в учебном заведении, тем не менее, проводят свободное время в обществе людей своей расы, среди них выбирают себе возлюбленных и спутников жизни. Это помогает понять, почему, по данным опроса студентов 390 колледжей и университетов, 53% афроамериканцев ощущают себя исключенными из «социальных контактов».

(Об этом сообщили 24% американцев азиатского происхождения, 16% американцев мексиканского происхождения и 6% американцев европейского происхождения.) И проблема этих отношений большинства и меньшинства не только в том, что большинство – белые, а меньшинство – цветные. В баскетбольных командах НБА белые игроки (а в данном случае именно они и составляют меньшинство) ощущают аналогичную оторванность от своих товарищей по команде.

Предрассудки и дискриминационное поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь другими мотивами. Во Франции, Великобритании, Германии, Австралии и в Нидерландах на смену вульгарному расизму приходят замаскированные расовые предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее благожелательного отношения к эмигрантам – представителям национальных меньшинств и их дискриминации по соображениям якобы нерасового характера. Некоторые исследователи называют этот скрытый расизм «современным расизмом», или «культурным расизмом».

Когнитивный компонент установок представляют стереотипы. Термин взят из полиграфии – стереотип дословно означает отпечаток. Выдающийся журналист УолтерЛипманн, который в 1922 году первым вел термин стереотип и описал различие между реальностью стереотипами, называл их «маленькими картинками, которые мы носим в своих головах».

Стереотипы могут быть и позитивными и негативными, более того, люди часто придерживаются позитивных стереотипов относительно групп, против которых они имеют негативные предубеждения. Например, люди, которым не нравятся сограждане азиатского происхождения, могут, тем не менее, считать их умными и хорошо воспитанными.

Причинами возникновения стереотипов обычно является недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.

Стереотипы – это обобщенные представления о группе людей и что как таковые они могут быть верными, ложными и излишне обобщенными по сравнению с содержащимся в них «рациональным зерном». Стереотипы бывают, полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений.

Согласно гендерным стереотипам мужчины и женщины различаются своими социально-психологическими характеристиками. Большинство людей придерживаются того мнения, что мужчинам присущи такие качества, как независимость, самостоятельность, эмоциональная сдержанность, деловитость и профессионализм, а женщинам — мягкость, эмоциональность, нерешительность, беспомощность, зависимость. Оценка всех этих качеств, входящих в тендерные стереотипы, неоднозначна и зависит от мировоззренческих и установочных позиций человека.

Действительно, среднестатистические мужчина и женщина несколько отличаются друг от друга по таким параметрам, как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Однако индивидуальные различия между мужчинами и женщинами варьируются в широких пределах, и нередки случаи, когда стереотипы вообще используются «не по адресу». Более того, гендерные стереотипы нередко преувеличивают различия, которые на самом деле незначительны;

Менее заметным, но, возможно, не менее сильным является эффект осознания человеком того, что другие придерживаются негативных предубеждений и стереотипов относительно группы, к которой он или она принадлежит. Клод Стил и Джошуа Аронсон выдвинули гипотезу, что угроза стереотипа – страх подтвердить негативные стереотипы других затрудняет для человека выполнение задачи на уровне своих настоящих возможностей. В серии экспериментов, предпринятых для проверки этой идеи, студентам предлагали ответить на трудные вопросы, взятые из устного раздела выпускного экзамена. Чернокожие студенты справлялись с задачей хуже, чем позволяли им их способности, но только если их расовая принадлежность делалась хорошо заметной и они были убеждены, что плохой ответ подтвердит культурный стереотип о более низком интеллекте людей черной расы по сравнению с белыми.

Поведенческий компонент установки проявляется в дискриминации. Под дискриминацией обычно называют несправедливое обращение с другими людьми, основанное на их принадлежности к группе. Предубеждение и дискриминация – это процессы, которые происходят на индивидуальном уровне. Когда схожие процессы происходят на групповом или организационном уровне, их называют различными «измами» и институциональной дискриминацией.

Джейн Элиот – американская педагог и антирасист, стала всемирно известной после изобретенного ею психологического эксперимента, показывающего беспочвенность и полную необоснованность расовой дискриминации. 5 апреля 1968 года она начала урок с того, что спросила детей, что они думают о неграх. Дети начали отвечать, в основном приводя различные расовые стереотипы, вроде того, что все негры умственно отсталые, или что они не в состоянии выполнять какую бы то ни было работу. Тогда Джейн спросила детей, хотят ли они узнать, каково это – быть негром и они согласились. Элиот разделила учеников на две группы – детей со светлыми, голубыми глазами поместила в привилегированную группу, а детей с темными, карими глазами сделала притесняемой кастой. В день эксперимента голубоглазым разрешалось играть в новом гимнастическом зале, на ланч они могли получить вторую порцию, перемена для них была увеличена на пять минут, Элиот хвалила их за усердие и хорошие ответы на уроках. Другая группа, напротив, была всех этих привилегий лишена и, кроме того, Элиот повязала всем кареглазым ученикам на шею ленты. В первый же день результаты эксперимента были ошеломляющими – голубоглазые начали вести себя заносчиво и высокомерно, пренебрежительно обращаясь с представителями другой группы. Оценки у голубоглазых улучшились, даже у тех учеников, кто раньше проявлял себя хуже. С кареглазыми ситуация была совершенно обратной – они стали тихими и подчиненными, даже те, кто ранее проявлял доминирующие позиции в классе. Они не справлялись с простыми заданиями, которые раньше не вызывали никаких затруднений. На следующий день Джейн провела этот же эксперимент, но поменяв группы ролями. И снова повторилась та же ситуация – ранее раболепные и тихие кареглазые стали теперь едко и насмешливо относиться к голубоглазым, а те в свою очередь уже не проявляли то высокомерие, которое выказывали днем раньше, сделавшись приниженными и подавленными. В 14:30 Джейн прекратила эксперимент – позволила голубоглазым снять с шеи ленты и дети бросились с плачем в объятья друг друга.

Далее Джейн провела еще серию подобных экспериментов в последующих годах с другими детьми. Ее опыты вызвали бурные споры среди педагогов и психологов и вывели понимание расовой проблемы на новый уровень. Эксперимент показал, что отсталость, не успешность и другие неблагоприятные особенности темнокожих расовых групп вызваны не изначальным происхождением, а притеснением их со стороны доминирующей расы.

Расизм, сексизм, эйджизм – вот лишь несколько примеров из множества предвзятых мыслей и чувств, которых большие группы людей могут таить по отношению к другим группам, основываясь на их биологических, социологических или психологических характеристиках

Институциональная дискриминация – это дискриминация, которая имеет место на уровне большой группы, общества, организации или института. Это неравные или несправедливые модели поведения или предпочтительное отношение к людям со стороны большой группы или организации исключительно на основании принадлежности к группе. Данные паттерны могут быть или не быть сознательными и преднамеренными. Мы ежедневно встречаемся с сообщениями о подобной институциональной дискриминации, происходящей в системе образования, коммерческих и производственных организациях, правовой и судебной системах, профессиональном спорте.

Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях. Хотя они дали интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешенными. Еще одно затруднение возникло по поводу связи аттитюда с реальным поведением. Это затруднение было обнаружено после осуществления известного эксперимента Ричарда Лапьера в 1934 г.

Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда.

Этот вывод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Оказалось, реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом. Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта.

Таким образом, установка является психологическим механизмом регуляции как бессознательной, так и осознанной активности субъекта, она “обслуживает” и простейшие, и сложнейшие формы социального поведения. Механизм “срабатывания” социальной установки зависит не только от потребностей, ситуации, их удовлетворения, но и мотивации совершения конкретного поступка личностью или группой людей. Это зависит от так называемой диспозиции, в которой оказывается субъект деятельности.


 

Ленинградский социолог В.А. Ядов, разработал свою оригинальную диспозиционную концепцию социальной установки.

Диспозиция (или предиспозиция) – готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персоналистской психологии (В. Штерн) диспозиция обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Олпорта — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тысяч), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В отечественной психологии термин «диспозиция» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом.

В концепциях «аттитюдов» или социальной установки также подчеркивается их прямая связь с определенной (социальной) потребностью и условиями деятельности, в которых потребность может быть удовлетворена. Смена и закрепление (фиксирование) социальной установки также обусловлены соответствующими отношениями между потребностями и ситуациями, в которых они удовлетворяются.

Следовательно, общий механизм образования фиксированной установки на том или ином ее уровне описывается формулой П —> Д <— С,

где П — потребность, Д — диспозиция, С — ситуация или условия деятельности.

И потребности, и ситуации деятельности, и сами диспозиции образуют иерархические системы. Что касается потребностей, то выделение в них потребностей первого (низшего) уровня как психофизиологических или витальных, а также более возвышенных, социальных — общепринято.

В.А. Ядов в рамках своей концепции структурировал потребности по уровням включения личности в различные сферы социального общения, социальной деятельности. Эти уровни включения человека в различные сферы социального общения можно обозначить как:

—             первичное включение в ближайшее семейное окружение,

—             в многочисленные так называемые контактные коллективы или малые группы,

—             в ту или иную сферу трудовой деятельности,

—             включение через все эти каналы, а также и многие другие в целостную социально-классовую систему через освоение идеологических и культурных ценностей общества.

Основанием классификации служит здесь как бы последовательное расширение границ активности личности, потребность или нужда в определенных и расширяющихся условиях полноценной жизнедеятельности человека.

Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, также образуют некоторую иерархическую структуру.

За основание структуризации принимается длительность времени, в течение которого сохраняется основные характеристики данных условий, (т.е. ситуацию деятельности можно принять как устойчивую или неизменную).

Низший уровень такой структуры образуют предметные ситуации, особенность которых в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся предметной средой. В течение краткого промежутка времени человек переходит из одной такой «предметной ситуации» в другую.

Следующий уровень – условия группового общения. Длительность подобных ситуаций деятельности несравненно больше. В течение значительного времени основные особенности группы, в которой протекает деятельность человека, сохраняются неизменными.

Еще более устойчивы условия деятельности в той или иной социальной сфере – в сферах труда, досуга, семейной жизни (в быту).

Наконец, максимальная устойчивость во временном отношении (и по сравнению с указанными выше) свойственна общим социальным условиям жизнедеятельности человека, которые составляют основные особенности (экономические, политические, культурные) социальной «ситуации» его активности.

Иными словами, социальная обстановка претерпевает существенные изменения в рамках «исторического» времени; условия деятельности в той или иной социальной сфере (например, в сфере труда) могут изменяться несколько раз в течение жизни человека; условия групповой ситуации изменяются в течение лет или месяцев, а предметная среда — в считанные минуты.

Обратимся теперь к центральному члену нашей схемы П —> Д <— С, т.е. к диспозициям личности, эти диспозиционные образования также формируются в некоторую иерархию.

1.              К низшему ее уровню относятся, по-видимому, элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки как закрепленная предшествующим опытом готовность к действию лишены модальности (переживание «за» или «против») и неосознаваемы (отсутствуют когнитивные компоненты). Согласно Д.Н. Узнадзе, сознание участвует в выработке установки, когда привычное действие наталкивается на преграду и человек объективирует собственное поведение, осмысливает его, когда акт поведения становится предметом осмысления. Не являясь содержанием сознания, установка «лежит в основе этих сознательных процессов».

2.              Второй уровень диспозиционной структуры – социальные фиксированные установки, точнее – система социальных установок. В отличие от элементарных поведенческих готовностей социальная установка обладает сложной структурой. Она содержит три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный и собственно поведенческий. Иными словами, это «аттитюд» или «отношение». Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (или их свойств).

3.              Следующий диспозиционный уровень – общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки. С некоторым упрощением можно полагать, что данные установки формируются на основе сложных социальных потребностей приобщения к определенной сфере деятельности и включения в эту сферу. В этом смысле направленность личности представляет собой идентификацию с той или иной областью социальной деятельности. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности, в сферу досуга, на семью (основные интересы концентрированы на семейной жизни, воспитании детей, создании домашнего уюта и т.п.). Предполагается, что социальные установки этого уровня также содержат три компонента: когнитивный, эмоциональный (оценочный) и поведенческий. Притом когнитивные образования таких диспозиций намного сложнее, чем образования низшего уровня. Вместе с тем общая направленность личности более устойчива, чем установки на отдельные социальные объекты или ситуации.

4.              Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Система ценностных ориентаций является идеологической по своей сущности. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле как интернализация общесоциальных, социально-классовых условий жизнедеятельности) и в соответствии с общесоциальными условиями, которые дают возможности реализации определенных социальных и индивидуальных ценностей.

Целесообразность включения в регуляцию деятельности определенного диспозиционного образования, фиксированного в прошлом опыте, непосредственно зависит от потребностей соответствующего витального или социального уровня и от уровня ситуации или условий деятельности.

Для регуляции поведения на уровне элементарного поведенческого акта в некоторой предметной ситуации может оказаться адекватной та или иная элементарная фиксированная установка; для регуляции социально значимого поступка в данных обстоятельствах ведущие диспозиции, скорее всего, извлекаются из системы фиксированных социальных установок; в случае регуляции деятельности в определенной социальной сфере «ответственность» за общую готовность несут базовые социальные установки, направленность интересов личности, а в регуляции социальной деятельности личности в целом доминирующее значение приобретают ее ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной иерархии.

Однако в определенных условиях относительно элементарный поведенческий акт может регулироваться диспозицией более высокого уровня, как это имеет место в случае, если данному поступку в силу сложившихся обстоятельств придается необычное социальное значение.

Исходя из представлений о диспозиционной регуляции поведения, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, отражающие основные свойства диспозиционной структуры, образуют как бы относительно самостоятельные подсистемы в рамках общей диспозиционной иерархии. Основанием к такому предположению служат экспериментальные данные исследований «аттитюд».

Разработка предложенной концепции ликвидирует «вырванность» социальной установки из более широкого контекста и отводит ей определенное, важное, но ограниченное место в регуляции всей системы деятельности личности.

Теперь, с точки зрения диспозиционной регуляции поведения легко объясняется парадокс Лапьера: случаи несоответствия между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком можно объяснить тем, что ведущая роль в регуляции поведения принадлежала диспозиции иного уровня. Так, ценностная ориентация на престиж заведения диктовала отрицательный ответ относительно обслуживания цветных. И та же самая ориентация предполагает соблюдение принятых правил обслуживания, если клиент, что называется, «стоит на пороге».

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании.


 

 

1.  Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.

 

2.  Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. М., 1997.

 

3.  Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова [Электронный ресурс] / статья (дата обращения 11.01.2019). Режим доступа — https://students-library.com/library/read/60109-dispozicionnaa-koncepcia-licnosti-va-adova

Теория запланированного поведения


Теория запланированного поведения (TPB) возникла как теория обоснованного действия в 1980 году, чтобы предсказать намерение человека вести себя определенным образом в определенное время и в определенном месте. Теория была предназначена для объяснения всех видов поведения, над которыми люди имеют возможность проявлять самоконтроль. Ключевым компонентом этой модели является поведенческое намерение; на поведенческие намерения влияет отношение к вероятности того, что поведение приведет к ожидаемому результату, и субъективная оценка рисков и преимуществ этого результата.

TPB успешно используется для прогнозирования и объяснения широкого спектра поведения и намерений, связанных со здоровьем, включая курение, употребление алкоголя, использование медицинских услуг, грудное вскармливание и употребление психоактивных веществ, среди прочего. В TPB утверждается, что поведенческие достижения зависят как от мотивации (намерения), так и от способностей (поведенческий контроль). Он различает три типа убеждений — поведенческие, нормативные и контрольные. TPB состоит из шести конструкций, которые в совокупности представляют фактический контроль человека над поведением.

  1. Отношения. Это относится к степени, в которой человек положительно или неблагоприятно оценивает интересующее его поведение. Это влечет за собой рассмотрение результатов выполнения поведения.
  2. Поведенческое намерение. Это относится к мотивационным факторам, влияющим на данное поведение, при котором чем сильнее намерение совершить действие, тем больше вероятность того, что поведение будет выполнено.
  3. Субъективные нормы. Это относится к убеждению о том, одобряют или не одобряют поведение большинство людей. Это связано с убеждениями человека о том, считают ли его сверстники и важные для него люди, что он или она должны участвовать в таком поведении.
  4. Социальные нормы. Это относится к обычным кодексам поведения в группе или людях или в более широком культурном контексте. Социальные нормы считаются нормативными, или стандартными, в группе людей.
  5. Воспринимаемая сила — это относится к воспринимаемому присутствию факторов, которые могут способствовать или препятствовать выполнению поведения. Воспринимаемая сила способствует воспринимаемому поведенческому контролю человека над каждым из этих факторов.
  6. Восприятие поведенческого контроля — это относится к восприятию человеком легкости или трудности выполнения интересующего поведения. Воспринимаемый поведенческий контроль варьируется в зависимости от ситуаций и действий, в результате чего человек по-разному воспринимает поведенческий контроль в зависимости от ситуации. Эта конструкция теории была добавлена ​​позже и привела к переходу от теории разумного действия к теории запланированного поведения.

Существует несколько ограничений TPB, в том числе следующие:  

  • Предполагается, что человек приобрел возможности и ресурсы для успешного выполнения желаемого поведения, независимо от намерения.
  • Он не учитывает другие переменные, влияющие на поведенческие намерения и мотивацию, такие как страх, угроза, настроение или прошлый опыт.
  • Несмотря на то, что он учитывает нормативные влияния, он по-прежнему не принимает во внимание экологические или экономические факторы, которые могут повлиять на намерение человека выполнить какое-либо поведение.
  • Предполагается, что поведение является результатом линейного процесса принятия решений, и не учитывается, что оно может меняться с течением времени.
  • Хотя добавленная конструкция воспринимаемого поведенческого контроля была важным дополнением к теории, она ничего не говорит о фактическом контроле над поведением.
  • Теория не рассматривает временные рамки между «намерением» и «поведенческим действием».

TPB показала большую полезность в общественном здравоохранении, чем Модель представлений о здоровье, но она по-прежнему ограничена своей неспособностью учитывать влияние окружающей среды и экономики. За последние несколько лет исследователи использовали некоторые конструкции TPB и добавили другие компоненты из поведенческой теории, чтобы сделать ее более интегрированной моделью. Это было сделано в ответ на некоторые ограничения TPB в решении проблем общественного здравоохранения.

 

вернуться наверх | предыдущая страница | следующая страница

5 способов, которыми он проявляется в повседневной жизни

Когнитивный диссонанс — это теория социальной психологии, впервые предложенная Леоном Фестингером. Согласно этой теории, когнитивный диссонанс описывает дискомфорт, испытываемый, когда два когниции несовместимы друг с другом.

Познание – это часть знания, например:

  • мысль
  • отношение
  • личная ценность
  • поведение

Эта несовместимость (диссонанс) может произойти, когда вы делаете что-то, что идет вразрез с одной из ваших ценностей. Или, может быть, вы узнаете новую информацию, которая не согласуется с давним убеждением или мнением. Например, есть мясо, хотя вы обожаете животных.

Как люди, мы обычно предпочитаем, чтобы наш мир имел смысл. Когнитивный диссонанс может вызывать тревогу. Вот почему мы часто реагируем на когнитивный диссонанс, занимаясь умственной гимнастикой, чтобы почувствовать, что вещи снова обретают смысл.

Некоторые признаки того, что вы можете испытывать когнитивный диссонанс, могут включать:

  • дискомфорт перед принятием решения
  • чувство вины за прошлые решения
  • стыд или смущение по поводу решения и сокрытие этих решений от других в результате
  • оправдание или рационализация поведения
  • выполнение чего-либо из-за социального давления, а не истинного интереса

Многие ситуации могут вызвать когнитивный диссонанс. Среди них могут быть:

  • При получении новой информации
  • , испытывающая социальное давление
  • , необходимая для выбора

Некоторые эффекты когнитивного диссонанса могут включать в себя:

  • тревога
  • . снижение самооценки
  • гнев

В дополнение к этим эмоциональным переживаниям когнитивный диссонанс также может вызвать изменение вашего поведения или убеждений. Некоторые из этих изменений могут быть положительными, например изменение проблемных убеждений или вредных привычек.

Поделиться на PinterestИллюстрация Бриттани Инглэнд

Вот несколько повседневных примеров когнитивного диссонанса и то, как с ними можно смириться.

1. Убрать за собакой

Предположим, у вас есть собака, которую вы берете на ежедневные прогулки по своему району. Как любой ответственный владелец собаки, вы носите пластиковые пакеты и всегда убираете за своей собакой.

Однажды вы понимаете, что забыли сумки на полпути. И ваша собака выбирает именно этот момент, чтобы заняться своими делами.

Вы быстро осматриваете улицу. Вокруг никого, поэтому вы зовете свою собаку и убегаете. Оказавшись дома, вы начинаете чувствовать себя виноватым. Вы знаете, что нехорошо оставлять собачий беспорядок. Что, если кто-то наступит на него или он испортит сад вашего соседа?

«Но это только один раз», — говорите вы себе. У тебя закончились сумки. Вы замените их и всегда будете убирать за своей собакой в ​​будущем.

Кроме того, ты не единственный, кто это делает. Вы видели беспорядки других собак по соседству. Если другие люди не убирают за своими собаками, почему это должны делать вы?

2. Достаточно заниматься спортом

Скорее всего, вы цените свое здоровье. Вы можете приложить сознательные усилия, чтобы выбрать питательную пищу, постараться избегать полуфабрикатов и газированных напитков и спать по восемь часов каждую ночь.

Но большую часть дня вы проводите за рабочим столом. Вы говорите себе, что все в порядке, поскольку заботитесь о своем здоровье другими способами. Однако вы все равно чувствуете себя виноватым, потому что знаете, как важно быть активным.

Некоторое время назад ты даже ходил в спортзал, но перестал ходить. Каждый раз, когда вы видите бирку членства на брелке, она напоминает вам о неприятной истине: физические упражнения являются частью здорового образа жизни.

Наконец, вы решаете пойти в спортзал. Вы начинаете ложиться спать раньше и встаете, чтобы успеть потренироваться. Поначалу это тяжело, но вместо того, чтобы чувствовать вину, когда видишь брелок для спортзала, ты гордишься собой.

3. Переезд ради любви

Вы и ваш партнер живете в большом городе. Вы любите городскую жизнь и не представляете себе жизни где-либо еще. Однажды ваш партнер приходит домой с работы с новостями. Они получили повышение — в маленьком городке в четырех часах езды. Вам придется переехать.

Вы чувствуете себя несчастным. Вы не хотите переезжать, но ваш партнер в восторге от повышения, и вы хотите, чтобы он был счастлив. Понемногу начинаешь задумываться о плюсах жизни в маленьком городке. Вы даже читали статьи о жизни в маленьком городке.

Вы думаете, что в маленьких городах безопаснее. Городского движения не будет. Стоимость жизни будет ниже. Возможно, вы даже сможете передвигаться по городу, не имея машины. Наконец, вы напоминаете себе, что четыре часа — это не так уж и далеко. Вы по-прежнему сможете часто навещать своих друзей и семью.

4. Быть продуктивным на работе

На работе у вас есть довольно уединенный кабинет. Ваше использование компьютера не отслеживается, и вы часто просматриваете Интернет или даже смотрите телепередачи вместо того, чтобы работать.

Конечно, в конце концов вы выполняете свою работу, но вы знаете, что могли бы сделать больше. Вы можете чувствовать себя виноватым, зная, что у вас будут проблемы, если кто-нибудь узнает. Но всякий раз, когда вам становится скучно, вы снова оказываетесь в сети.

Вы читали статью о продуктивности на рабочем месте, в которой говорится, что люди более продуктивны, когда работают короткими очередями и делают частые перерывы. «Я просто повышаю свою продуктивность», — говорите вы себе.

В конце концов, ты редко берешь отпуск. А когда ты работаешь, ты много работаешь. Тебе тоже стоит расслабиться.

5. Поедание мяса

Вы считаете себя любителем животных. У вас всегда были домашние животные, и, когда это возможно, вы покупаете продукты, которые не тестируются на животных.

Но вам также нравится есть мясо, хотя вы знаете, что некоторых животных содержат в нечеловеческих условиях, прежде чем использовать на мясо. Вы чувствуете себя виноватым, но не можете позволить себе купить мясо животных, выращенных на пастбищах или траве. И диета без мяса для вас нереальна.

В конце концов, вы решаете начать покупать яйца, выращенные в клетках, и планируете каждый раз заменять одну из ваших покупок мяса мясом, выращенным в гуманных условиях, или заменителем мяса, таким как тофу или темпе. Это уменьшает чувство вины и помогает преодолеть разрыв между любовью к животным и диетой.

Когнитивный диссонанс — это не обязательно плохо. На самом деле, это может подтолкнуть вас к позитивным изменениям, когда вы осознаете, что ваши убеждения и действия расходятся.

Это может стать проблемой, если вы будете оправдывать или рационализировать поведение, которое может быть вредным. Или вы можете увязнуть в попытках рационализировать диссонанс до такой степени, что будете испытывать стресс.

В следующий раз, когда вы окажетесь в моменте когнитивного диссонанса, найдите минутку, чтобы задать себе несколько вопросов:

  • Какие два когниции не сочетаются друг с другом?
  • Какие действия мне нужно предпринять, чтобы устранить этот диссонанс?
  • Нужно ли мне изменить какое-либо конкретное поведение? Или мне нужно изменить мышление или убеждения?
  • Насколько важно для меня разрешить диссонанс?

Простое понимание того, как ваши мысли и действия сочетаются друг с другом, может помочь вам лучше понять, что для вас важно, даже если вы не устраните диссонанс.

Каждый в жизни испытывает когнитивный диссонанс в той или иной форме.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts