МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Москва 2012 г. Направление подготовки 040400.62 Социальная работа (бакалавр) Профиль подготовки медико-социальная работа с населением Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная Москва 2014г.
Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac -> soc rab Скачать 229 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Онлайн-тесты на oltest.
ru: Психология развития и возрастная психология Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияПсихология развития и возрастная психологиявопросы46-601-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 … 346-350
46. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, — это:
• самопознание
47. Желание человека повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества — это:
• генеративность
48. Жизненная ситуация человека, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей, — это ситуация …
• депривационная
49. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон
• эстроген
50. За пробуждение сексуальных потребностей и половое влечение подростков отвечает гормон
51. Зависимость развития психики от предметных действий — это детерминизм . ..
• деятельностный
52. Закон научения, согласно которому если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию, — это закон …
• смежности во времени
• подкрепления
54. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе, — это закон …
• упражнения
• сложной организации развития во времени
56. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития, — это закон …
• неравномерности возрастного развития
57. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, — это закон …
• метаморфозы
58. Закон развития, согласно которому история развития индивидуального организма сжато повторяет основные стадии всего ряда предшествующих форм, — это:
• биогенетический закон
59. Закон развития, согласно которому психические функции, возникающие первоначально как формы коллективного поведения, становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека, — это закон …
60. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов — это:
• детерминизм
1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 . .. 346-350
Принцип причинности
Диалектический материализм (А. Спиркин) | ||
---|---|---|
Предыдущий | Глава 2. Система категорий в философской мысли | Далее |
Понятие причинности, детерминированность.
Причинность универсальна. Нигде в мире не может быть явления, не порождающие определенных последствий и не были вызваны другими явлениями. Наш мир причины и следствия или, образно говоря, прародителей и их потомство. Всякий раз, когда мы пытаемся проследить шаги причины и следствие и найти первопричину, оно исчезает в бесконечные расстояния универсального взаимодействия. Но концепция причины не ограничиваются взаимодействием. причинность – это всего лишь часть универсального соединения. Универсальность причинности часто отрицается на основании ограниченной природы человеческого опыта, что мешает нам судить о характере связи, выходящие за рамки того, что известно науке и практике. И однако мы знаем, что ни один ученый не ограничивает свои рассуждения тем, что он может сразу воспринять. Вся история человечества, т. любой научный эксперимент не знает исключений из принципа детерминизма.
Связь между причиной и следствием происходит в время. Это временное отношение может быть определено в различных способы. Некоторые считают, что причина всегда предшествует следствию. который существует определенный интервал между моментом, когда причина начинает действовать (например, взаимодействие двух систем) и время появления эффекта. На определенное время вызывают и следствия сосуществуют, тогда причина отмирает, а следствие в конечном итоге становится причиной чего-то другого. И так далее бесконечность.
Другие мыслители считают, что эти интервалы частично перекрывать. Также утверждается, что причина и следствие всегда строго одновременно. Третьи утверждают, что это бессмысленно говорить о причине, уже существующей и, следовательно, вступает в силу, пока эффект еще не вошел в сферу существования.
Как может быть «недействующая причина»?Понятия «причина» и «следствие» используются как для определения одновременных событий, событий, которые являются смежными во времени, и события, следствие которых рождается вместе с причиной. В Кроме того, причина и следствие иногда квалифицируются как явления, разделенные временным интервалом и связанные посредством несколько промежуточных звеньев. Например, солнечная вспышка вызывает магнитные бури на Земле и последующее временное прерывание радиосвязи. Промежуточное соединение между причиной и следствием можно выразить формулой: если A является причиной В, а В является причиной С, то А также может быть рассматривается как причина C. Хотя это может измениться, причина явление сохраняется в своем результате. Эффект может иметь несколько причин, некоторые из которых необходимы, а другие случайный.
Важным признаком причинности является непрерывность причинно-следственная связь. Цепь причинно-следственных связей имеет ни начала, ни конца.
Внутренний механизм причинности связан с перенос материи, движения и информации.
Эффект распространяет свои «щупальца» не только вперед (как новая причина, порождающая новое следствие), но и наоборот, к причину, вызвавшую его, тем самым видоизменив, исчерпав или усиливая свою силу. Это взаимодействие причин и следствий известен как принцип обратной связи. Он действует везде, особенно во всех самоорганизующихся системах, где восприятие, хранение, обработка и использование информации происходят, как для например, в организме, в кибернетическом устройстве и в общество. Стабильность, контроль и прогресс системы немыслимо без обратной связи.
Любой эффект вызывается взаимодействием как минимум двух явления. Поэтому взаимодействие явление является истинной причиной явление эффекта . Другими словами, Явление эффекта определяется характером и состоянием оба взаимодействующих элемента. Слово, передающее трагически плохое новости могут вызвать состояние стресса у чувствительного человека, в то время как он отскочит от нечувствительного или флегматичного человек, как «вода с гуся», оставляя только легкий эмоциональный след. Причиной стресса в данном случае было не само слово, а его информационное воздействие на ранимая личность.
Причинно-следственную связь можно представить как одностороннюю, т. однонаправленное действие только в самых простых и ограниченных случаи. Идея причинности как влияния одной вещи на другой применяется в областях знаний, где это возможно и необходимо игнорировать обратную связь и фактически измерять количественный эффект, достигаемый причиной. Такая ситуация характерна в основном механическая причинность. Например, причина падения камня на землю взаимна гравитация, подчиняющаяся закону всемирного тяготения, и фактическое падение камня на землю происходит в результате гравитационное взаимодействие. Однако, поскольку масса камень бесконечно мал по сравнению с массой земли, можно игнорировать влияние камня на землю. Так что в конечном счете мы приходим к понятию одностороннего эффекта только с одним телом (земля) действует как активный элемент, а другой (камень) пассивен. Однако в большинстве случаев такой подход не работает, потому что вещи не инертны, а заряжен внутренней деятельностью. Поэтому, испытывая следствию, они, в свою очередь, воздействуют на свою причину, и в результате действие не одностороннее, а взаимодействие.
В сложных случаях нельзя игнорировать обратную связь автомобиля действия на другие взаимодействующие тела. Например, в химическое взаимодействие двух веществ невозможно разделить активную и пассивную стороны. Это тем более верно превращения элементарных частиц. Таким образом образование молекул воды нельзя рассматривать как результат одностороннего действия кислорода на водород или наоборот наоборот Он возникает в результате взаимодействия двух атомов водорода и один из кислорода. Психические процессы также являются результатом взаимодействия окружающей среды и коры.
Подводя итог, все процессы в мире вызваны не одностороннее или одностороннее действие, но основаны на отношениях не менее двух взаимодействующих объектов.
Как разные пути могут вести в одно и то же место, так и разные причины приводят к одному и тому же следствию. И один и одна и та же причина может иметь разные последствия. Причиной не всегда действует одинаково, потому что его результат зависит не только от его сущности, но и от характера явления, на которое он влияет. Таким образом, тепло солнца сушит холст, вызывает сложнейшие процессы биосинтез в растениях и т. д. Интенсивная жара плавит воск, но закаляет сталь. При этом эффект в виде тепла может быть результатом различных причин: солнечных лучей, трения, механический удар, химическая реакция, электричество, распад атома и так далее. Он был бы плохим врачом кто не знал, что одни и те же болезни могут быть следствием разные причины. Головная боль, например, имеет более одного сто.
Правило только одной причины для одного следствия справедливо только в элементарные случаи с причинами и следствиями, которые не могут быть дополнительно проанализировано. В реальной жизни нет явлений, которые имеют только одну причину и не подвержены влиянию вторичных причины. В противном случае мы должны были бы жить в мире чистого необходимость, управляемая судьбой.
Понять причину, порождающую изменение состояния объекта мы должны, строго говоря, анализировать взаимодействие объекта со всеми другими объектами, окружающими Это. Но опыт показывает, что не все эти взаимодействия одинаково значимы в изменении состояния объекта. Некоторые являются решающими, а другие незначительными. Итак, на практике мы можем выделить конечное число решающих взаимодействия и отличать их от тех, которые вторичный.
В науках, особенно в естественных науках, отличает общие причины от частных, главные от второстепенных вторичное, внутреннее от внешнего, материальное от духовное, а непосредственное от опосредованного, с разное количество промежуточных стадий. Общая причина совокупность всех событий, приведших к определенному эффект. Это своего рода узел событий с некоторыми очень запутанными нити, которые тянутся далеко назад или вперед в пространстве и время. Установление общей причины возможно только в очень простые события с относительно небольшим количеством элементы. Исследование обычно направлено на выявление конкретных причины события.
Конкретная причина – это совокупность обстоятельств, которые взаимодействие порождает определенный эффект. Более того, конкретные причины вызывают следствие в присутствии многих других обстоятельства, которые существовали в данной ситуации даже до наступления эффекта. Эти обстоятельства составляют Условия действия причины. Конкретная причина состоит из тех элементов общей причины, которые наиболее значимым в данной ситуации. Другие его элементы являются только условиями. Иногда событие вызвано несколькими обстоятельств, каждое из которых необходимо, но недостаточно для вызывают рассматриваемое явление.
Иногда мы можем отчетливо уловить явление, которое дает воздействовать на тот или иной эффект. Но чаще всего не практически бесконечное число взаимосвязанных причин порождает последствия, которые нас беспокоят. В таких случаях имеем выделить основную причину — ту, которая играет решающую роль во всем стечении обстоятельств.
Объективные причины действуют независимо от воли людей и сознание. Субъективные причины коренятся в психологическом факторов, в сознании, в действиях человека или социальной группа, в их определении, организации, опыте, знании выступ и так далее.
Непосредственные причины следует отличать от опосредованных причин, т. то есть те, которые вызывают и определяют эффект через ряд промежуточных стадий. Например, человек получает сильную психологическую травму, но урон не принимает эффект сразу. Может пройти несколько лет, и тогда в определенных обстоятельства, среди которых состояние лица в момент имеет определенное значение, эффект начинает давать себя чувствуется в симптомах болезни. Анализируя причинно-следственную связь, мы иногда говорят о «малой» причине, порождающей большую последствия. Это так называемая «второстепенная причина большого следствия». является причиной не всей длинной и разветвленной цепи явление, производящее конечный результат, а только причина первого звена в цепи. Иногда «незначительное причина» — это просто фактор, который начинает действовать совершенно по-другому. причинные факторы. Это «пусковые» факторы, факторы относящихся к начальной стадии лавинных процессов и потеря всей системой лабильного равновесия.
Любое явление зависит от определенного разнообразия условий чтобы воплотить его в жизнь. Пока это только один из обстоятельства, способствующие определенному следствию, причиной является самым активным и действенным элементом в этом процессе, является взаимодействие, преобразующее необходимые и достаточные условия в результат. Иногда мы относимся к отсутствию чего-либо как причиной. Например, некоторые болезни объясняются отсутствием резистентность в организме или недостаток витаминов. Однако, отсутствие следует рассматривать не как причину, а лишь как состояние для болезни. Чтобы причина действительно вступила в силу должны быть определенные условия, т. е. явления существенным для наступления данного события, но не в сами его вызывают. Условия сами по себе не могут дать восходит к следствию, но и причина бессильна без их. Никакая причина не может вызвать болезнь, если организм не подвержен этому. Мы знаем, что когда организм человека заражен определенными микробами, он может заболеть или нет. Способ проявления причины и природа последствия зависят от характера условия. Иногда существует только одно прямое и непосредственное причина смерти или ранения — пуля. Но чаще всего причины и условия причудливо сочетаются, некоторые из них являются лишь второстепенными обстоятельствами.
При обсуждении отношения причины и условия один следует помнить, что термин «состояние» используется в двух чувства, узкие и широкие. Помимо того, что мы подразумеваем под состояние в узком смысле, состояние в широком смысле включают в себя такие факторы, как «фон» и «среда» и различные факторы причинного характера. Но нет строгой и последовательной разделительной линии между два основных смысла термина, так же как нет разделения грань между условием и причиной. Этот факт часто приводит к неправильное использование двух терминов и неправильное определение различные кондиционирующие факторы. Предотвращение неправильного использования усугубляется дублированием принятых значения двух терминов «причина» и «условие» а также термин «фундамент».
В науке постепенно вырабатываются специальные представления, касающиеся категории «фундамент», «состояние» и «причина», которая при использовании вместе с этими категориями позволяют более точно определять генетические связи.
В различных областях знания проблема соотношения между причиной и условием решается по-разному, зависит главным образом от сложности отношений, которые изучаются, их однородность или, наоборот, отчетливость и сравнительная значимость отдельных факторы. Но степень абстракции, обычно используемая в данная наука также влияет на решение этого вопроса. Так значение категорий причины и условия в система понятий различных наук также может различаться значительно. Едва ли можно применить отношение причины и состояние, которое выявляется при изучении, например, физических явлений в физиологические процессы или наоборот.
Каждое явление связано с другими явлениями связями более чем одного значения. Это результат как определенных условия и некоторые основные факторы, которые выступают в качестве его причина. Поэтому причинно-следственная связь должна быть искусственно изолированы от остальных условий, чтобы мы можно увидеть эту связь в «чистом виде». Но это достигается только абстракцией. На самом деле мы не можем изолировать эту связь из всей совокупности условий. Там есть всегда представляет собой тесно переплетенную массу чрезвычайно разнообразных второстепенные условия, которые оставляют свой след на форме в возникает общая связь. Это означает, что там никогда не может быть двух совершенно одинаковых явлений, даже если они порождены одними и теми же причинами. Они всегда развивались в эмпирически разные условия. Так что абсолютного быть не может. личность в мире.
Одна и та же причина, действующая в одинаковых условиях, дает привести к аналогичным эффектам. Когда мы меняем условия, мы можем также изменить способ действия причины и характер Эффект. Но этот принцип становится гораздо более сложным, когда применяется к таким уникальным событиям, как события геологии и социальная наука. Подчеркивая тесную связь между причина и условие, мы никогда не должны путать их. линия раздела между ними подвижна, но значительна.
Создавая новые условия, мы можем даже исключить прежнее возможных причин определенного события, то есть мы можем «наложить вето» на проявление одной причины и разрешить свободную игру другому. Этим объясняется тот факт, что далеко не каждый причина неизменно производит ожидаемый эффект.
Следует различать причину и повод, т. то есть внешний толчок или обстоятельство, которое вызывает движение цепочки основных взаимосвязей. Например, насморк может быть поводом для возникновения различных болезни. Никогда не следует преувеличивать значение случаи, они не являются причиной событий. И не следует недооценивать их, потому что они являются своего рода триггером механизм.
Один из способов обнаружения причинно-следственных связей состоит в изучении функциональные связи. Причины болезни могут быть выявлены путем выявления определенных нарушений в функционировании организм. Функциональная связь есть зависимость явлений в котором изменение одного явления сопровождается изменением в другой. Тогда как, например, социолог может быть интересует рост населения за определенный период времени и физик может исследовать изменения давления газа в отношение к изменениям температуры, математик видит здесь только функциональная зависимость X от Y.
Функциональный подход особенно полезен, когда мы изучение процессов, внутренний причинный механизм которых неизвестен нам. Но когда мы хотим объяснить явление, мы должны спросить что вызвало это.
Понятие причины тождественно не общему понятию закономерности, а к понятию причинной закономерности, которое выражает тот факт, что закономерная последовательность явлений и условия всегда принимает форму реализации причинной связи.
В науке детерминистский подход пытается объяснить процесс как детерминированный определенными причинами и, следовательно, предсказуемый. Таким образом, детерминизм — не просто синоним причинность. Она предполагает признание объективной необходимости, что, в свою очередь, предполагает объективную случайность. Следовательно, есть тесная связь между категорией детерминизма и что вероятность. Связь между детерминизмом и Вероятность — одна из важнейших философских проблем современная наука. В квантовой механике это связано с отношения неопределенности, а в живой природе с отношением причина и цель. Детерминизм не следует противопоставлять вероятность. Специального «вероятностного причинность». Но существуют вероятность, статистические законы, которые являются одной из форм проявления детерминизма.
Детерминизм исходит из признания разнообразия причинно-следственные связи в зависимости от характера закономерности, действующие в данной сфере. Каждый уровень структурная организация бытия имеет свою специфическую форму взаимодействие вещей, включая его конкретное причинное отношение корабли. Высшие формы причинно-следственных связей никогда не должны сводится к низшим формам. С методологической точки зрения это необходимо учитывать качественные особенности и уровень структурной организации существование.
Диалектический подход несовместим с механистическим. детерминизм, интерпретирующий все многообразие причин только как механическое взаимодействие, игнорируя уникальные свойства закономерности различных форм движения иметь значение. Детерминизм получил свое классическое выражение в Лаплас, сформулировавший ее следующим образом: если бы разум мог существовать что знал в любой момент обо всех силах природы и точки приложения этих сил, были бы ничего из того, что было неопределенно, и будущее, и прошлое предстанет перед его мысленным взором.
Механистический детерминизм отождествляет причину с необходимостью и ДТП полностью исключено. Такой детерминизм приводит к фатализм, к вере в властную судьбу. Развитие науки постепенно вытеснил механистический детерминизм из изучение общественной жизни, органической природы и сферы физика. Он применим только в некоторых технических расчеты с участием машин, мостов и других структуры. Но такого рода детерминизм не может объяснить биологические явления, психическая деятельность или жизнь общества.
Характер причинности обусловлен уровнями структурная организация материи. В природе причинность проявляется иначе, чем в общество. И в человеческом поведении причинность проявляется в виде мотивации. В природе детерминация действует только в одном направление от настоящего, являющегося результатом прошлого, к будущее. Благодаря знаниям людей о мире, человек деятельность определяется не только наличными вещами, но и вещей, предметов, событий, отсутствующих не только по что окружает человека, но и то, что может быть далеко от его во времени и пространстве, а не только настоящим и прошлым, но и будущим, которое рассматривается как цель и становится мотивация мужской активности. Таким образом, определение может иметь двустороннее направление. Знания вводят будущее в определяющий принцип настоящего.
Активные отношения животного с окружающей средой связана с новым типом детерминации: обусловленностью своего поведения задачей, с которой он сталкивается. За Например, птицы строят свои гнезда, чтобы вывести своих детенышей. и защитить их.
Принцип детерминизма предполагает признание объективность, всеобщность причинно-следственных связей и имеет всегда играл чрезвычайно важную методологическую и эвристическую роль в научном познании. Основное предположение для любого научное исследование всегда заключалось в том, что все события природный и интеллектуальный мир подчиняются прочной регулярной связи, известный как закон причинности. Любая область знаний будет перестанут быть научными, если откажутся от принципа причинность.
Причинность и цель. При наблюдении за удивительная приспособленность и «рациональная» организация растения и животные, или «гармония» небесного сферы, люди еще в древности задавались вопросом, где эта гармоничная организация всего сущего пришла из. Мыслители исходили из различных принципов в пытаясь объяснить это явление. Телеологи предполагают что во всем есть основная цель, что в нижняя природа имеет некоторые внутренние ожидания и намерения и наполнен скрытым смыслом.
Идея телеологии возникает, когда спонтанно действующая причина начинает рассматриваться как сознательно действующая причина, и даже тот, который действует в заданном направлении, т. скажем, целеустремленное дело. Это означает, что окончательный причина или цель есть будущее, которое определяет процесс происходящее в настоящем. Учение о том, что Вселенная как целое идет по определенному плану, не может быть доказано опытным путем. Существование конечной цели предполагает что кто-то должен был поставить его. Таким образом, телеология приводит к теология. Вместо того, чтобы дать причинно-следственное объяснение того, почему это или это явление произошло в природе, телеология спрашивает, для чего цель это произошло. И чтобы доказать свою правоту, телеолог обычно относится к целенаправленному строению организмов в природа. Стоит только наблюдать строение крыла бабочка, поведение муравья, крота, рыбки, чтобы осознать, как целенаправленно все устроено. грубой формой телеологии является утверждение, что природа обеспечивает одних живых существ ради других, например, коты даны для того, чтобы есть мышей и Мыши нужны для того, чтобы кормить кошек. Цель всего процесс эволюции животного мира – это человек и все другие животные были созданы, чтобы сделать вещи удобными для человека.
Генрих Гейне рассказывает историю довольного буржуа с «глупо знающее» лицо, которое пыталось учить ему Принципы такой телеологии. Он привлек мое внимание, говорит Гейне, «для цели и полезности всего в природа. Деревья были зелеными, потому что зеленый цвет был хорош для глаз. я согласился с ему и добавил, что Бог создал крупного рогатого скота, потому что чай с говядиной был полезен для здоровье человека, что У него было создал осла, чтобы люди могли сравнивать, и который Он создал человек себя так, что человек может есть чай с говядиной и не быть ослом. Мой спутник был рад найти соратник во мне, он сиял от радости и очень сожалел Покинуть меня.»[1]
Гейне придерживался юмористической точки зрения, но научный аргумент против телеологии в природе выступил Дарвин, который не только нанес удар по телеологии в естественных науках, но также дал эмпирическое объяснение его рационального значение. Телеология питается верой в то, что все вращается вокруг нас и имеет нас в виду. Вместо того, чтобы дать причинное объяснение, почему то или иное природное явление произошло, телеология предлагает догадки о цели служит своим внешним видом. Но можно ли спросить природу, как будто она были разумным существом, почему оно создало такой странный мир формы и цвета? Можно ли обвинить его в злом умысле, когда это производит уродство? Природа безразлична, ей все равно создает ли он льва или муху. Относительное совершенство что позволяет его существам ориентироваться в среды, приспособление к условиям и адекватность их реакции на внешние раздражители, которая встречается у всех животных и растений, являются реальными фактами. Структура, для Например, стебель растения может служить моделью для архитектор, который ставит перед собой задачу спроектировать сильнейший возможную структуру с наименьшим количеством материалов и наибольшая экономия в весе. Спиноза, предоставивший великолепная критика телеологии в его день, не отрицал назначение в строении человеческого тела. Он призывал нас не глазеть на него «как дурак», а искать истинные причины чудеса и смотреть на естественные вещи глазами ученый. Это было именно то, что сделал Дарвин, и он раскрыл естественный механизм этой удивительной приспособляемости организма к условия его существования. Его теории естественного отбора показал, что восхитительные цветы существуют не для того, чтобы нравиться нашим эстетические чувства или продемонстрировать утонченность вкус Всевышнего, но для удовлетворения крайне земных потребностей растительных организмов, т. е. нормальный процесс опыление и сохранение вида.
Изменения в мире животных и растений происходят через взаимодействие с условиями их жизни. Если эти изменения приносят пользу организму, то есть помогают ему адаптироваться к среде и выживают, они сохраняются естественным отбора, закрепляются по наследству и передаются из поколения в поколение, тем самым выстраивая целеустремленное строение организмов, приспособленность к окружающей среде которые так сильно поражают наше воображение. Ярко окрашенные цветы привлекают насекомых, с помощью которых происходит опыление происходит. Красивое оперение самцов птиц сформировалось с помощью полового отбора. Но адаптация никогда абсолютный. Оно всегда имеет относительный характер и превращается в наоборот, когда происходит радикальное изменение условий, т. видно, например, по наличию рудиментарных органы.
Подводя итог, мы имеем выборку без селектора, самодействующий, слепой и безжалостный, работающий не покладая рук и беспрерывно на протяжении бесчисленных веков, выбирая яркие внешние формы и цвета и мельчайшие детали внутреннего структуры, но только при одном условии, что все эти изменения должно принести пользу организму. Причина совершенства органический мир — это естественный отбор! Время и смерть регуляторы его гармонии.
Предыдущий | Дом | Далее |
Принцип универсальной связи и развития | Вверх | Система и структура |
Психодинамическая теория | Развитие в течение жизни
Результаты обучения
- Описать теорию психосексуального развития Фрейда
Психодинамическая перспектива: фокус на внутреннем человеке
Фрейд и психоанализ
Рисунок 1 . Зигмунд Фрейд.
Начнем с Зигмунда Фрейда, одного из самых известных пионеров и первых основателей психологии, оказавшего очень влиятельное влияние в области развития. Его психодинамическая точка зрения на развитие и психопатологию доминировала в области психиатрии до появления бихевиоризма в 1930-х годах и позднее. Его предположения о том, что личность формируется в течение первых нескольких лет жизни и что способы взаимодействия родителей или других опекунов с детьми оказывают долгосрочное влияние на эмоциональное состояние детей, на протяжении многих лет направляли родителей, педагогов, клиницистов и политиков. . Мы только недавно начали осознавать, что опыт раннего детства не всегда приводит к определенным чертам личности или эмоциональным состояниям. Растет объем литературы, посвященной жизнестойкости детей, выросших в суровых условиях, но при этом развивающихся без повреждения эмоциональных шрамов (O’Grady and Metz, 19).87). Фрейд стимулировал огромное количество исследований и породил множество идей. Согласие с теорией Фрейда в целом вряд ли необходимо для оценки вклада, который он внес в область развития.
Предыстория
Зигмунд Фрейд (1856-1939) был венским врачом, получившим образование в области неврологии и приглашенным для работы с пациентами, страдающими истерией, состоянием, характеризующимся неконтролируемыми эмоциональными вспышками, страхами и тревогой, которое столетиями ставило врачей в тупик. Его также попросили поработать с женщинами, страдающими физическими симптомами и формами паралича, не вызванными органическими причинами. В то время многие люди считали, что некоторые люди генетически неполноценны и, следовательно, более подвержены психическим заболеваниям. Считалось, что женщины генетически неполноценны и, следовательно, подвержены таким заболеваниям, как истерия, которая ранее приписывалась отделенной матке, путешествующей по телу (слово «hyster» означает «матка» на греческом языке).
Однако после Первой мировой войны многие солдаты вернулись домой с проблемами, похожими на истерию. Это поставило под сомнение представление о генетической неполноценности как причине психических заболеваний. Фрейд начал работать с истерическими пациентами и обнаружил, что, когда они начинают рассказывать о некоторых своих жизненных переживаниях, особенно о тех, которые имели место в раннем детстве, их симптомы исчезают. Это привело его к первому чисто психологическому объяснению физических проблем и психических заболеваний. Он предположил, что нашими действиями управляют бессознательные мотивы, желания, страхи и тревоги. Когда в наше сознание начинают проникать расстраивающие воспоминания или мысли, мы вырабатываем защитные механизмы, чтобы оградить себя от этих болезненных реальностей, называемые защитными механизмами. Фрейд считал, что многие психические заболевания являются результатом неспособности человека принять реальность.
Фрейд подчеркивал важность опыта раннего детства в формировании нашей личности и поведения. В нашем естественном состоянии мы биологические существа. Нами движут в первую очередь инстинкты. Однако в детстве мы начинаем становиться социальными существами, когда учимся управлять своими инстинктами и преобразовывать их в социально приемлемое поведение. Тип воспитания, который получает ребенок, оказывает очень сильное влияние на развитие личности ребенка. Мы будем исследовать эту идею дальше при обсуждении психосексуального развития, но сначала мы должны определить части «я» в модели Фрейда, или, другими словами, то, что составляет личность человека и делает нас теми, кто мы есть.
Теория Личности/Я
Рисунок 2 . Согласно модели психики Фрейда, Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения и скрытые воспоминания, Супер-Эго действует как моральная совесть, а Эго — это реалистическая часть, которая является посредником между желаниями ид и суперэго.
Во взрослом возрасте наша личность или я состоит из трех основных частей: id , эго, и суперэго . Ид, основная, первичная часть личности, является частью самости, с которой мы рождаемся. Он состоит из биологически обусловленного «я» и включает в себя наши инстинкты и побуждения. Это часть нас, которая хочет немедленного удовлетворения. В более позднем возрасте он становится домом для наших самых сокровенных, часто неприемлемых желаний, таких как секс и агрессия. Он действует в соответствии с принципом удовольствия, что означает, что критерием для определения того, хорошо это или плохо, является то, хорошо это или плохо. Младенец — это все id.
Далее эго начинает развиваться в течение первых трех лет жизни ребенка. Наконец, суперэго. Суперэго , последний компонент личности, который должен развиться, начинает проявляться примерно в возрасте пяти лет, когда ребенок все больше и больше взаимодействует с другими, изучая социальные правила, определяющие правильное и неправильное. Суперэго действует как наша совесть; это наш моральный компас, который говорит нам, как мы должны себя вести. Он стремится к совершенству и оценивает наше поведение, вызывая чувство гордости или — когда мы не в идеале — чувство вины.
В отличие от инстинктивного ид и суперэго, основанного на правилах, эго является рациональной частью нашей личности. Это то, что Фрейд считал самостью, и это часть нашей личности, которую видят другие. Его работа состоит в том, чтобы сбалансировать требования ид и суперэго в контексте реальности; таким образом, он действует на основе того, что Фрейд называл «принципом реальности». Эго помогает Ид реалистично удовлетворять свои желания.
Ид и Суперэго находятся в постоянном конфликте, потому что Ид хочет мгновенного удовлетворения независимо от последствий, но Суперэго говорит нам, что мы должны вести себя социально приемлемым образом. Таким образом, задача эго состоит в том, чтобы найти золотую середину. Это помогает удовлетворить желания Ид рациональным способом, который не приведет нас к чувству вины. Согласно Фрейду, человек с сильным эго, способным уравновесить потребности Ид и Супер-Эго, обладает здоровой личностью. Фрейд утверждал, что дисбаланс в системе может привести к0149 невроз (склонность испытывать негативные эмоции), тревожные расстройства или нездоровое поведение. Например, человек, над которым доминирует его Ид, может быть самовлюбленным и импульсивным. Человек с доминирующим Супер-Эго может находиться под контролем чувства вины и отказывать себе даже в социально приемлемых удовольствиях; и наоборот, если суперэго слабое или отсутствует, человек может стать психопатом. Чрезмерно доминирующее супер-эго можно увидеть у чрезмерно контролируемого человека, чье рациональное понимание реальности настолько сильно, что он не осознает своих эмоциональных потребностей, или у невротика, который чрезмерно обороняется (чрезмерно использует защитные механизмы эго).
Попробуйте
Теория психосексуального развития
Фрейд считал, что личность развивается в раннем детстве и что детские переживания формируют нашу личность, а также наше поведение во взрослом возрасте. Он утверждал, что в детстве мы развиваемся через ряд стадий. Каждый из нас должен пройти через эти этапы детства, и если у нас не будет надлежащего воспитания и воспитания на каком-то этапе, мы застрянем или зациклимся на этом этапе даже во взрослом возрасте.
В каждом 9На психосексуальной стадии 0149 развития стремления ребенка к получению удовольствий, исходящие из Ид, фокусируются на другой области тела, называемой эрогенной зоной. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная (табл. 1).
Стадия | Возраст (лет) | Эрогенная зона | Крупный конфликт | Пример фиксации для взрослых |
---|---|---|---|---|
Оральный | 0–1 | Рот | Отлучение от груди или бутылочки | Курение, переедание |
Анал | 1–3 | Анус | Приучение к туалету | Опрятность, беспорядок |
Фаллический | 3–6 | Гениталии | Комплекс Эдипа/Электры | Тщеславие, чрезмерное честолюбие |
Задержка | 6–12 | Нет | Нет | Нет |
Генитальный | 12+ | Гениталии | Нет | Нет |
Примерно в течение первого года жизни младенец находится на оральной стадии психосексуального развития. Младенец удовлетворяет потребности прежде всего за счет орального удовлетворения. Ребенок хочет сосать или жевать любой предмет, который приближается ко рту. Младенцы исследуют мир через рот и также находят утешение и стимуляцию. Психологически младенец полностью Ид. Младенец ищет немедленного удовлетворения своих потребностей, таких как комфорт, тепло, еда и стимуляция. Если опекун последовательно удовлетворяет оральные потребности, ребенок отойдет от этой стадии и продвинется дальше. Однако, если опекун непоследователен или небрежен, человек может застрять на оральной стадии. Во взрослом возрасте человек может чувствовать себя плохо, если он не участвует в какой-либо оральной деятельности, такой как еда, питье, курение, кусание ногтей или навязчивые разговоры. Эти действия приносят утешение и безопасность, когда человек чувствует себя неуверенно, боится или ему скучно.
Во время анальной стадии , которая совпадает с детским возрастом и приучением к горшку, ребенка учат, что некоторые позывы необходимо сдерживать, а некоторые действия откладывать. Существуют правила, касающиеся определенных функций, а также того, когда и где они должны выполняться. Ребенок учится самоконтролю. Эго развивается. Если опекун очень внимательно относится к приучению к горшку (стоит над ребенком, ожидая малейшего признака того, что ему, возможно, нужно пойти на горшок, и сразу же подхватывает ребенка и сажает его, например, на горшок), ребенок может взрослеть, боясь потерять контроль. Он может зациклиться на этой стадии или «анально цепляться» — бояться отпустить ситуацию. Такой человек может быть чрезвычайно опрятным и чистым, организованным, надежным и контролирующим других. Если опекун пренебрегает обучением ребенка контролю над побуждениями, он может вырасти «анальным экспульсивным» или взрослым, неряшливым, безответственным и неорганизованным.
Фаллическая стадия возникает в дошкольном возрасте (3-5 лет), когда перед ребенком стоит новая биологическая задача. Ребенок будет испытывать Эдипов комплекс, который относится к бессознательному сексуальному желанию ребенка к родителю другого пола, чем они, и ненависти к родителю того же пола. Например, мальчики, испытывающие Эдипов комплекс, бессознательно захотят заменить отца в качестве компаньона своей матери, но затем осознают, что отец гораздо сильнее. Какое-то время мальчик опасается, что, если он будет преследовать свою мать, отец может его кастрировать (кастрационная тревога). Таким образом, вместо того, чтобы рисковать потерять свой пенис, он отказывается от своей привязанности к матери и вместо этого учится становиться больше похожим на своего отца, подражая его действиям и манерам, тем самым изучая роль мужчин в своем обществе. Из этого опыта мальчик учится чувству мужественности. Он также узнает, что, по мнению общества, он должен делать, и испытывает чувство вины, если не подчиняется. Так развивается суперэго. Если он не решит эту проблему успешно, он может стать «фаллическим самцом» или мужчиной, который постоянно пытается доказать свою мужественность (в чем он неуверен), соблазняя женщин и избивая мужчин.
На фаллической стадии девочки переживают аналогичный конфликт — комплекс Электры. Комплекс Электры, хотя его часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен современником Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 1963). Маленькая девочка испытывает комплекс Электры, в котором она испытывает влечение к своему отцу, но понимает, что не может конкурировать со своей матерью, поэтому отказывается от этой привязанности и учится становиться больше похожей на свою мать. Однако это не без некоторого сожаления. Фрейд считал, что девушка чувствует себя неполноценной, потому что у нее нет пениса (испытывает «зависть к пенису»). Но она должна смириться с тем фактом, что она женщина, и ей просто нужно узнать свою подчиненную роль в обществе как женщины. Однако, если она не разрешит этот конфликт успешно, она может иметь слабое чувство женственности и вырасти «кастрирующей самкой», пытающейся конкурировать с мужчинами на работе или в других сферах жизни. Формирование Супер-Эго происходит во время растворения комплекса Эдипа и Электры.
В среднем детстве (6-11 лет) ребенок вступает в латентную стадию, фокусируя свое внимание не на семье, а на дружеских отношениях. Биологические влечения временно затихают (латентно), и ребенок может направить внимание на более широкий мир друзей. Если ребенок сможет завести друзей, он обретет чувство уверенности. В противном случае ребенок может продолжать быть одиночкой или сторониться других даже во взрослом возрасте.
Заключительная стадия психосексуального развития называется генитальная стадия . С подросткового возраста на протяжении всей взрослой жизни человек озабочен сексом и размножением. У подростка повышается уровень гормонов, половое влечение и влечение к голоду становятся очень сильными. В идеале подросток будет полагаться на свое эго, чтобы помочь логически мыслить в этих побуждениях, не предпринимая действий, которые могут нанести ущерб. Подросток может научиться перенаправлять свои сексуальные побуждения на более безопасное занятие, например, на бег. Успокоение ид с помощью суперэго может привести к чувству чрезмерной застенчивости и вины из-за этих побуждений. Будем надеяться, что на этом этапе укрепляется эго, и подросток использует разум для управления побуждениями.
Теория психосексуального развития Фрейда весьма противоречива. Чтобы понять истоки теории, полезно ознакомиться с политическим, социальным и культурным влиянием эпохи Фрейда в Вене на рубеже 20-го века. В ту эпоху атмосфера сексуального подавления в сочетании с ограниченным пониманием и образованием человеческой сексуальности сильно повлияла на точку зрения Фрейда. Учитывая, что секс был табуированной темой, Фрейд предположил, что негативные эмоциональные состояния (неврозы) возникают в результате подавления бессознательных сексуальных и агрессивных побуждений. Для Фрейда его собственные воспоминания и интерпретации переживаний и сновидений пациентов были достаточным доказательством того, что психосексуальные стадии были универсальными событиями в раннем детстве.
Смотреть
Посмотрите это видео, чтобы лучше понять теорию психосексуального развития Фрейда.
Вы можете просмотреть стенограмму «Психосексуальное развитие Фрейда» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Защитные механизмы
Фрейд полагал, что чувство тревоги возникает из-за неспособности Эго опосредовать конфликт между Ид и Супер-Эго. Когда это происходит, Фрейд полагал, что эго стремится восстановить равновесие с помощью различных защитных мер, известных как 9.0149 защитные механизмы . Когда определенные события, чувства или стремления вызывают тревогу, человек хочет уменьшить эту тревогу. Для этого подсознание человека использует механизмы защиты эго, бессознательное защитное поведение, направленное на уменьшение беспокойства. Эго, обычно сознательное, прибегает к бессознательным усилиям, чтобы защитить эго от подавления тревогой. Когда мы используем защитные механизмы, мы не осознаем, что используем их. Кроме того, они действуют различными способами, которые искажают действительность. Согласно Фрейду, все мы используем защитные механизмы эго.
Рисунок 3 . Защитные механизмы — это бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства.
Появляются защитные механизмы, помогающие человеку искажать реальность, чтобы правда была менее болезненной. К защитным механизмам относятся:
- Отрицание — неприятие правды или ложь самому себе. Например, такие мысли, как «со мной этого не случится», или «ты не уйдешь», или «у меня нет проблем с алкоголем».
- Перемещение — вынос разочарований на более безопасную цель. Человек, который злится на начальника, может вымещать свое раздражение на других, когда едет домой, или на супруге по прибытии.
- Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает свои неприемлемые мысли другим. Например, если кто-то напуган, они обвиняют кого-то другого в том, что он боится.
- R национализация — защитный механизм, предложенный Анной Фрейд (дочерью Фрейда, которая продолжила путь своего отца в психоанализе). Рационализация включает когнитивное искажение «фактов», чтобы сделать событие или импульс менее угрожающим. Мы часто делаем это на достаточно сознательном уровне, когда придумываем себе оправдания.
- Формирование реакции — защитный механизм, при котором человек внешне сопротивляется тому, чего он внутренне желает, но считает неприемлемым. Примером этого может быть кто-то, кто не любит или боится людей другой расы, которые ведут себя слишком хорошо по отношению к людям этой расы.
- Регрессия — возвращение в то время, когда мир казался более безопасным местом, возможно, возвращение к поведению из детства.
- Вытеснение — вытолкнуть из сознания болезненные мысли (иными словами, подумать о чем-то другом).
- Сублимация — преобразование неприемлемых побуждений в более социально приемлемое поведение. Например, подросток, испытывающий сильное сексуальное влечение, использует физические упражнения, чтобы перенаправить эти влечения в более социально приемлемое поведение.
ПОСМОТРЕТЬ
В этом видео подробно рассказывается о каждом из защитных механизмов.
Вы можете просмотреть стенограмму «ПСИХОТЕРАПИЯ — Анна Фрейд» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Оценка психодинамической точки зрения
Психодинамическая точка зрения, зародившаяся в работах Зигмунда Фрейда, подчеркивает бессознательные психологические процессы (например, желания и страхи, о которых мы не до конца осознаем) и утверждает, что детские переживания имеют решающее значение для формирования взрослой личности. . Читая теории Фрейда, важно помнить, что он был врачом, а не психологом. В то время, когда он получил образование, не было такой вещи, как степень в области психологии, что может помочь нам понять некоторые споры по поводу его теорий сегодня. Тем не менее, Фрейд был первым, кто систематически изучал и теоретизировал работу бессознательного в той манере, которую мы связываем с современной психологией. Психодинамическая точка зрения претерпела значительные изменения со времен Фрейда, охватив все теории психологии, рассматривающие человеческое функционирование на основе взаимодействия сознательных и бессознательных побуждений и сил внутри человека, а также между различными структурами личности (ид, эго, суперэго). .
Теория Фрейда подверглась резкой критике по нескольким причинам. Во-первых, это очень трудно проверить с научной точки зрения. Как воспитание в младенчестве может быть прослежено до личности во взрослой жизни? Существуют ли другие переменные, которые могли бы лучше объяснить развитие? Поскольку трудно доказать ошибочность психодинамических теорий, оценка этих теорий в целом затруднена, поскольку мы не можем делать определенные прогнозы о поведении данного человека, используя теории. Эта теория также считается сексистской, поскольку предполагает, что женщины, которые не принимают подчиненное положение в обществе, имеют психологические недостатки. Фрейд сосредоточился на темной стороне человеческой природы и предположил, что многое из того, что определяет наши действия, нам неизвестно. Другие критикуют психодинамический подход за то, что он слишком детерминистский, относящийся к идее о том, что все события, включая человеческое действие, в конечном счете определяются причинами, рассматриваемыми как внешние по отношению к воле, тем самым оставляя мало места для идеи свободы воли. [1]
Работы Фрейда оказали огромное влияние, и их влияние выходит далеко за рамки психологии (несколько лет назад журнал Time назвал Фрейда одним из самых важных мыслителей 20-го века). Работа Фрейда была не только влиятельной, но и весьма противоречивой. Как вы можете себе представить, когда в 1900 году Фрейд предположил, что многое в нашем поведении определяется психологическими силами, о которых мы в основном не подозреваем, — что мы буквально не знаем, что происходит в нашем собственном уме, — люди были (мягко говоря, ) недоволен (Фрейд, 1900/1953а). Когда в 1905 году он предположил, что мы, люди, испытываем сильные сексуальные чувства с самого раннего возраста и что некоторые из этих сексуальных чувств направлены на наших родителей, люди были более чем недовольны — они были возмущены (Freud, 1905/1953b). Немногие теории в психологии вызвали такую бурную реакцию со стороны других профессионалов и представителей общественности.
Так зачем же мы изучаем Фрейда? Как упоминалось выше, несмотря на критику, предположения Фрейда о важности переживаний раннего детства для формирования нашего психологического «я» нашли свое применение в практике детского развития, образования и воспитания. Теория Фрейда имеет эвристическую ценность, поскольку обеспечивает основу для разработки и модификации последующих теорий развития. Многие более поздние теории, особенно бихевиоризм и гуманизм, бросали вызов взглядам Фрейда. Несмотря на разногласия, ни один компетентный психолог или изучающий психологию не может игнорировать психодинамическую теорию. Это просто слишком важно для психологической науки и практики и продолжает играть важную роль в самых разных дисциплинах внутри и вне психологии (например, в психологии развития, социальной психологии, социологии и неврологии; см. Борнстейн, 2005, 2006; Солмс). и Тернбулл, 2011).
Глоссарий
- анальная стадия:
- стадия развития, когда дети учатся контролировать импульсы; совпадает с детством и посещением туалета
- защитных механизмов:
- психологические стратегии, неосознанно используемые для защиты человека от тревоги, возникающей из-за неприемлемых мыслей или чувств
- эго:
- часть личности, которая помогает сбалансировать ид и суперэго, удовлетворяя желания ид рациональным способом
- генитальная стадия:
- заключительная стадия психосексуального развития, когда у индивидов появляются сексуальные интересы; начинается в подростковом возрасте и продолжается на протяжении всей взрослой жизни
- идентификатор:
- часть личности, которая управляется биологически, включает в себя наши инстинкты и побуждения и хочет немедленного удовлетворения
- стадия задержки:
- четвертая стадия психосексуального развития, охватывающая средний детский возраст, во время которой сексуальное развитие и сексуальные импульсы находятся в состоянии покоя
- невроз:
- склонность испытывать негативные эмоции
- оральная стадия:
- первая стадия психосексуального развития, когда потребности младенцев удовлетворяются преимущественно за счет орального удовлетворения
- фаллическая стадия:
- третья стадия психосексуального развития, охватывающая возраст от 3 до 6 лет, когда либидо (желание) маленького ребенка концентрируется на его гениталиях как эрогенной зоне
- психодинамическая перспектива:
- точка зрения, согласно которой поведение мотивируется внутренними силами, воспоминаниями и конфликтами, которые обычно находятся за пределами осознания и контроля людей
- психосексуальных стадий:
- Оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии Фрейда
- суперэго:
- часть личности, которая действует как наша совесть, говорящая нам, как мы должны себя вести
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.