Феномен незавершенных действий: что такое эффект Зейгарник и как довести все до конца
Мысли о незавершенных делах способны повысить тревожность и помешать заниматься текущими задачами. Это одно из следствий так называемого эффекта Зейгарник — способности мозга сильнее фокусироваться на несделанном, чем на том, что мы довели до конца. Подробнее об эффекте и о том, как с его помощью развить продуктивность и улучшить ментальное здоровье, рассказывает сертифицированный коуч МСС ICF Ольга Рыбина
Официант с избирательной памятью: как открыли эффект
Один из преподавателей Берлинского университета часто проводил семинары не в аудиториях, а в кафе — со своими студентами он обедал и дискутировал. Этим преподавателем был известный психолог Курт Левин.
В один из учебных дней Курт Левин и его студентка Блюма Зейгарник обратили внимание на то, что официант не записывает заказы, даже если они достаточно большие и сопровождаются дополнительными пожеланиями посетителей. Это вызвало у психологов интерес. Они подозвали официанта и попросили его повторить, что заказали за каждым столиком. Молодой человек выполнил их просьбу. Он отлично помнил детали неоплаченных заказов, но, как оказалось, не помнил тех, по которым счет был закрыт.
Избирательная память официанта натолкнула преподавателя и ученицу на интересную мысль: человек придает разное значение завершенным и неоконченным действиям. Позже Блюма провела серию исследований, посвятив этому феномену свою дипломную работу. Открытие, которое сделала студентка, впоследствии назвали в ее честь.
Феномен незавершенных действий
В ходе своих исследований Зейгарник сконцентрировалась на обосновании теории поля Курта Левина, согласно которой каждое взаимодействие между людьми или предметами устанавливает так называемую напряженность.
Во время одного из исследований участников разделили на две группы. Каждая группа получила несложные задания: собрать пазл, решить головоломку или математическую задачу. Разница была в том, что участникам одной группы позволили довести начатое до конца, а участникам другой — нет. Потом всех отпустили на перерыв, после которого исследователь спросила, помнят ли участники задания и попросила их перечислить. Выяснилось, что незавершенные задания запомнились практически в два раза лучше, чем те, что удалось доделать.
Блюма Зейгарник отмечает, что если действие не завершить, то намерение останется неосуществленным. Это, в свою очередь, приведет к созданию аффективной активности, которая впоследствии проявит себя в другой деятельности. В случае незавершенности — в постоянном воспроизведении действия в сознании.
Материал по теме
Позже психолог Мария Овсянкина дополнила открытие Зейгарник своими экспериментами. Она выяснила: незаконченная задача, даже без каких либо напоминаний, воспринимается «квазипотребностью». Поэтому навязчивые мысли систематически возвращают нас к задаче, и мы испытываем потребность закончить прерванное действие — и тем самым прийти к разрядке.
Позже эксперименты, начатые Блюмой Зейгарник, продолжил исследователь памяти Джон Баддели. Он давал участникам анаграммы, которые они должны были решить за определенный отрезок времени. Если они не успевали решить их в заданный промежуток — получали ответ. Спустя некоторое время испытуемых спросили, помнят ли они ответы в анаграммах, и выяснилось, что участники лучше запомнили слова, которые не смогли разгадать.
Когда действие феномена ослабевает
Работа эффекта зависит от разных факторов, в том числе от мотивации. Чем больше процесс эмоционально увлекает, тем больше будет беспокоить его незавершенность.
Одним из примеров влияния мотивации на эффект Зейгарник является исследование психолога Джона Аткинсона. Он, сосредоточившись на мотивационных аспектах завершения задачи, подтвердил действие феномена, при этом уточнив: на то, как мы запоминаем неоконченные дела, оказывают влияние индивидуальные различия. Все, кто подошел к заданиям с более высокой мотивацией, стараются решить как можно больше задач. Поэтому количество незавершенных заданий при ограничении времени увеличивается. Если же у участника уровень мотивации ниже, то невыполненные задания он запоминает хуже.
Кроме того, проявление эффекта зависит от вознаграждения. Феномен проявляется слабее, когда человек ждет награду за определенную часть работы. При этом перерыв в работе может уменьшить продуктивность и желание продолжать. Это подтвердили соответствующие исследования, в которых двум группам людей дали задание. Первой группе пообещали вознаграждение, а второй — нет. После оплаты к работе вернулись только 58% участников из первой группы и 86% — из второй. Также участники из первой группы тратили меньшее количество времени на каждую задачу. В результате исследователи сделали вывод, что награда, полученная за потраченное время, а не за количество выполненных заданий, уменьшает запас мотивации и, соответственно, интерес к выполнению задачи.
В свою очередь, китайские исследователи считают, что важно учитывать физиологические особенности каждого отдельного человека. Ученые обнаружили корреляцию между проявлением эффекта и объемом серого вещества в двустороннем гиппокампе и парагиппокампе. Больший объем вещества способствует более яркому проявлению феномена. По мнению исследователей, разгадка в том, что людям с такой анатомией проще концентрировать внимание на цели.
Эффект Зейгарник в повседневной жизни
Пожалуй, один из самых ярких примеров, иллюстрирующих эффект Зейгарник, — сказка «Тысяча и одна ночь». Шехерезада рассказывала часть истории и неожиданно обрывала ее. Шах не получал завершенной картинки, и ему было важно понять, что героев ждет дальше и чем закончится история.
Похожий прием используют в рекламных роликах и сериалах. К прерванной на самом интересном месте серии зрители вернутся с большей вероятностью, чем в случае если сюжет будет понятным и завершенным.
Еще 50 лет назад двое ученых, Дж. Хаймбэк и Дж. Джейкоби, провели исследования о применении эффекта в рекламе. И пришли к выводу: необходимо, чтобы ролик интриговал моментально. Тогда в случае прекращения просмотра человек почувствует некую незавершенность. Также будет лучше, если в самом сюжете будет недосказанность, — в этом случае вероятность запомнить бренд увеличивается.
Еще один пример работы эффекта Зейгарник — важные разговоры или встречи, которые неожиданно прерывают. Отсутствие элемента завершенности приводит к напряжению. В результате люди, не достигшие договоренности, не способны полноценно переключить внимание на другие задачи.
Материал по теме
Как побороть прокрастинацию
Эффект Зейгарник — не просто очередная «причуда» человеческого мозга. Это еще и инструмент, который позволяет удерживать в фокусе приоритеты. Если научиться им пользоваться, он может помочь справиться с прокрастинацией, повысить эффективность обучения, увеличить личную продуктивность и ментальное здоровье.
Тем, кто склонен откладывать дела в долгий ящик, необходимо заставить себя приступить к задаче, чтобы возникшее когнитивное напряжение подтолкнуло в дальнейшем завершить начатое.
Пример писателя Эрнеста Хемингуэя отлично демонстрирует, как можно браться за любое дело и доводить его до конца. Хемингуэй не пытался за один раз израсходовать все идеи и всю энергию. Он был уверен, что нужно просто приступить к работе, а затем заставить себя остановиться, отложить карандаш, оставить работу незавершенной и отойти.
Он считал: «Когда работается хорошо, переставай писать». Таким образом, его подсознание работало все время. И писатель не просто с воодушевлением возвращался к неоконченному делу — он возвращался с новыми идеями.
Поэтому алгоритм борьбы с прокрастинацией с применением эффекта Зейгарник будет таким:
- просто начать;
- остановиться, когда работа увлечет;
- вернуться к выполнению задачи на следующий день.
При этом следует помнить: часто мы боимся начать, потому что задача слишком сложная или недостаточно структурированная. В этом случае следует сразу разбивать большие задачи на маленькие и сначала приступать к выполнению простых, а позже переходить к более сложным. К примеру, если необходимо сделать объемную презентацию, стоит разделить задачу на этапы: работа с текстом, поиск иллюстраций, редактирование — и так далее. И начать с самых легких.
Как повысить эффективность обучения
Знание принципов феномена Зейгарник поможет сделать обучение более эффективным. Как правило, педагоги считают: если учебная задача прерывается и возобновляется позже, то информация, усвоенная во время выполнения этой задачи, с большей вероятностью запоминается. Поэтому преподаватели рекомендуют не зубрить, а несколько раз просматривать информацию, затем прерывать изучение и отвлекаться на другие дела. Кратковременные тактические перерывы позволят сохранить эффект незавершенности, благодаря которому вы будете мысленно возвращаться к изученному материалу. Информация с большей вероятностью останется в памяти до предстоящего экзамена или тестирования.
Кроме того, не следует ставить мысленную галочку и вешать на изученное ярлык «пройденный материал». Мозгу необходимо дать понять, что это только часть пройденного и вы продолжите дополнительно изучать тему в будущем. Так получится минимизировать побочное действие эффекта и не забыть всю информацию сразу после экзамена.
Эффективность применения феномена в обучении доказывают проведенные исследования. К примеру, японцы нашли способ использовать эффект Зейгарник, чтобы заинтересовать детей на школьных экскурсиях по истории. Для этого перед поездкой преподаватели читают неполную лекцию, а затем говорят детям, что во время экскурсии им предстоит выполнить задание: ответить на вопросы викторины по темам, которые уже были пройдены. Но на какие именно темы будет викторина, заранее не сообщают. По результатам исследования все, кто отвечал во время экскурсии на вопросы викторины, проявили большую вовлеченность: они с воодушевлением искали знакомые места и лучше запоминали новый материал, полученный на экскурсии. Кроме того, те, кому была прочитана неполная подготовительная лекция, лучше ответили на вопросы викторины.
Эффект Зейгарник также применяют в области преподавания русского языка как иностранного. Для этого используют упражнения с незавершенными текстами.
Бизнес-тренеры используют этот эффект при проведении вебинаров. Для этого они, к примеру, ставят группе задачу и не раскрывают правильный ответ. В результате участники постоянно мысленно возвращаются к задаче, фокус и концентрация внимания повышаются, они с нетерпением ждут разгадки. Более того, некоторые особенно активные участники в ходе тренинга предлагают свои варианты решения — в результате они включаются в процесс обучения еще сильнее.
Материал по теме
Эффект Зейгарник и личная продуктивность
Исследователи из Государственного университета Флориды Рой Баумейстер и Эй-Джи Масикампо доказали, что людям трудно начинать новые задачи, если в их памяти остается большое количество незавершенных проектов. При этом каждая новая задача продолжает усугублять ситуацию, ведь она подразумевает прерывание той, что выполняется в текущий момент. В результате увеличение количества дел приводит к когнитивной перегрузке, становится труднее выполнять работу качественно. Мысль даже о несрочном пятиминутном деле может неделями крутиться в голове и мешать сконцентрироваться на текущих проблемах.
Дело в том, что для мозга «завершить» значит «разобраться»: зафиксировать факт, определить составляющие и определить сроки выполнения. Оптимальной стратегией для повышения продуктивности будет составить список задач и разбить их на конкретные пункты, а около каждого пункта проставить дедлайн. При этом срок выполнения в дальнейшем можно корректировать, а часть задач — делегировать. Важно дать мозгу понять: об этих задачах уже позаботились, все под контролем.
Кроме этого, не следует брать на себя ответственность за то, что зависит от других. Руководитель может отложить запуск проекта, а клиент уехать в отпуск или заболеть. Поэтому все задачи необходимо формулировать с позиции своей ответственности — и если потребуется, фиксировать новые сроки.
Исследования показывают, что незавершенные задачи и мысли о работе, которую предстоит сделать, приводят к нарушению сна — особенно в выходные дни. Все это истощает эмоциональные ресурсы. Психологи утверждают, что правильное использование эффекта Зейгарник поможет меньше переживать о неоконченных рабочих делах и сохранить психическое здоровье. Чтобы тревожные мысли возникали реже, рекомендуется регулярно наводить порядок на рабочем месте, особенно перед выходными. А в конце рабочего дня резюмировать, что удалось сделать сегодня, а что получится решить в следующие дни. Главное, ничего не оставлять в подвешенном состоянии.
Эффект Зейгарник — Психологос
Б. В. Зейгарник
В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.
Половину видов деятельности, выполняемой испытуемыми в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения (или выполнения задания), а оставшаяся половина прерывалась экспериментатором на том или ином ее этапе. Результаты этого исследования подтвердили первоначальную гипотезу Зейгарник. Количество вспомненных незаконченных или незавершенных заданий (обозначаемых буквой «Н») оказалось значительно выше количества завершенных заданий (обозначаемых буквой «З»). В общем, испытуемые, принимавшие участие в исследованиях Зейгарник, вспоминали в два раза больше незавершенных заданий, чем завершенных.
Было предложено несколько возможных альтернативных объяснений эффекта Зейгарник, которые не делают упор на переменной завершенность-незавершенность per se. Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием или прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании испытуемых. Результаты показывают, что шоковый эффект от внезапного прерывания задачи в очень малой степени связан, если вообще связан, с разницей в частоте воспроизведения. Вторая возможная интерпретация оригинальных находок Зейгарник состояла в том, что испытуемые, возможно, предполагали, что прерванные задания предстоит завершить позднее (что они представляют собой незаконченные дела). В другой, более тонкой версии своего первоначального исследования, Зейгарник успешно воспроизвела свои ранние результаты с коэффициентом Н/З = 1,80, по существу тем же самым, что и раньше.
В серии исследований Зейгарник коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения. Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Можно заключить, что цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха, повышая, тем самым, коэффициент Н/З. Если бы прерывание задания интерпретировалось испытуемыми как означающее их провал, порождая угрожающую эго ситуацию, то коэффициент Н/З увеличивался бы еще больше, за счет испытуемых с тенденцией запоминать незавершенные задания более часто, чем раньше.
Другие возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:
- прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;
- прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;
- с точки зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;
- настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.
Исследователи обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно, если вообще возможно, контролировать в условиях лабораторного исследования:
- вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован в выполнении определенного задания;
- эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана экспериментальной игры;
- проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.
Как малоизвестный эффект Зейгарник ежедневно влияет на каждого человека
Источник: LoveTheWind/iStock
Эффект Зейгарник не совсем то, что можно назвать нарицательным, несмотря на тот факт, что он довольно распространен и часто делает людей невероятно непродуктивными. Однако эффект есть хорошо известный профессионалам в области психологии. Что это такое? Это происходит, когда мозг с большей готовностью вспоминает прерванную задачу, чем завершенную. Блюма Зейгарник был литовско-советским психологом, открывшим этот эффект.
Зейгарник изучила феномен припоминания после того, как ее профессор, гештальт-психолог Курт Левин, заметил, что официант запоминает детали еще неоплаченных заказов лучше, чем те заказы, которые уже были оплачены. Зейгарник провел серию экспериментов, чтобы раскрыть основные причины этого явления. Впервые она опубликовала свое исследование в 1927 году в журнале Psychologische Forschung .
Ее исследование основано на одной из теорий поля Левина, согласно которой «задача, которая уже начата, создает напряжение, специфичное для задачи, что улучшает когнитивную доступность соответствующего содержания. Напряжение снимается после выполнения задания, но сохраняется, если его прерывают. Благодаря постоянному напряжению контент становится более доступным и легко запоминается».
Эффект Зейгарник как учебное пособие
Эффект Зейгарник — отличный инструмент, когда кто-то хочет что-то запомнить. Например, эффект предполагает, что учащиеся, которые прерывают учебу, чтобы выполнить несвязанные действия (например, изучить другой предмет или поиграть в игру), запомнят материал лучше, чем учащиеся, которые заканчивают учебные занятия без перерыва. Таким образом, намеренное прерывание учебы, которое может показаться пустой тратой времени, на самом деле продуктивно.
Проблема с эффектом Зейгарник с точки зрения производительности заключается в том, что он используется для неучебных дел, таких как создание и достижение новых целей. Два исследователя из Университета штата Флорида, Э. Дж. Масикампо и Рой Ф. Баумейстер, в ходе нескольких исследований обнаружили, что умственное напряжение, создаваемое незавершенными задачами — то, что первыми признали Левин и Зейгарник, — сохраняется до такой степени, что влияет на то, насколько хорошо люди выполняют другие задачи в повседневной жизни. тем временем. По сути, незавершенные задачи отвлекают людей от выполнения новых задач.
Незавершенные задачи снижают продуктивность
Масикампо и Баумайстер полагали, что существует множество теорий и свидетельств того, что в уме остаются невыполненные цели, например эффект Зейгарник. Они хотели знать, не отвлекает ли их настойчивость. Так и было. Их исследования показали, что незавершенные цели вызывали отвлекающие мысли и плохую работу, когда участники исследования пытались достичь новых целей. Они обнаружили, что эффект Зейгарник блокирует различные когнитивные процессы мозга, которые обычно способствуют достижению цели. Короче говоря, незавершенные задачи отвлекают людей, тем самым делая их менее эффективными в будущем.
Масикампо и Баумайстер также предположили, что составление плана — выписывание подробных задач для невыполненных целей — может уменьшить отвлекающее воздействие эффекта Зейгарник. И вот, когда они позволили участникам создавать конкретные планы для своих незавершенных целей, прежде чем браться за новые задачи, различные эффекты помех исчезли. Они обнаружили, что приверженность конкретному плану достижения цели, вероятно, не только облегчает достижение цели, но и высвобождает когнитивные ресурсы для других занятий. Как только кто-то создает план незавершенной задачи, мозг приостанавливает когнитивную деятельность, связанную с выполнением незавершенной задачи. Затем мозг возобновляет свою целенаправленную когнитивную деятельность в запланированное будущее время.
Планирование — это не обязательно составление списка дел
Кажется, что планирование помогает мозгу снять когнитивное напряжение из-за незавершенных задач, тем самым освобождая место для выполнения новых задач, т. е. быть более продуктивным. Фанаты списка дел могут принять это как доказательство концепции. Но это неверный вывод.
Ежедневные списки дел не для всех продуктивны. Есть те, кто ругается, используя списки дел и религиозно вычеркивая каждый пункт, а есть и те, кто почти никогда не обращается к своим и не строит планы в голове. На самом деле это исследование означает, что создание подробных планов достижения целей, независимо от того, пересматриваются они или нет, помогает снять когнитивное напряжение (стресс) и достичь целей. Это два невероятно продуктивных и достойных результата, независимо от того, как вы предпочитаете планировать.
Примеры эффекта Зейгарник в психологии
Ключевые выводы
- Эффект Зейгарник относится к тенденции прерванных задач при некоторых обстоятельствах вспоминаться лучше, чем завершенные задачи.
- Имя русского психолога Блюмы (Вольфовны) Зейгарник (1901-88), которая впервые сообщила об этом в журнале Psychologische Forschung в 1927 году.
В этой статье
Происхождение эффекта Зейгарник
Эффект Зейгарник заключается в том, что задачи, которые были прерваны и незавершены, запоминаются лучше, чем задачи, которые были завершены.
Блюма Зейгарник (1927) впервые наблюдал этот эффект у официантов, которые, по-видимому, помнили заказы только до тех пор, пока их обслуживали, и сразу же забывали заказ, как только он был закончен.
Это небольшое наблюдение официантов стало отправной точкой серии экспериментов Зейгарник (Дания, 2009).
В то время, когда Зейгарник изучала эффект Зейгарник, ее курировал известный теоретик гештальта Курт Левин, и она часто знакомилась с работами гештальт-психологов, таких как Вольфганг Келер, Курт Коффка и Макс Вертхаймер (MacLeod, 2020).
Короче говоря, гештальт-психология — это школа психологии, возникшая в начале 20-го века, которая подчеркивает, что человеческое поведение в целом нельзя вывести из анализа отдельных частей этого поведения.
Зейгарник находилась под сильным влиянием теории поля своего научного руководителя Курта Левина в своих исследованиях эффекта Зейгарник. Левин постулировал теорию психологического напряжения, в которой напряжение было формой энергетики (Marrow, 1969).
Эти «психические напряжения» давали людям умственную энергию для подготовки и совершения поведения, и это поведение снимало напряжение. Зейгарник объяснила тот же принцип причиной эффекта Зейгарник, и ее диссертация в конечном итоге связала теорию психического поля Левина с наблюдениями за поведением официантов.
Начальные эксперименты Зейгарник
В своих экспериментах с эффектом Зейгарник Зейгарник (1927) просила участников выполнить серию из 15–22 заданий. Некоторые из них включали тактильные задачи (например, нанизывание бусинок), в то время как другие включали применение умственных способностей, например, для решения головоломки.
Зейгаррник позволил половине участников выполнить свои задачи и прервал другую половину этих участников на полпути, попросив участников перейти к чему-то другому.
Она убрала задания из поля зрения испытуемого и после часовой задержки попросила участников вспомнить, чем они занимались. Например, в своем первом эксперименте Зейгарник дала 32 взрослым 22 задания, такие как наматывание нити, складывание бумаги, умножение, рисование и обратный счет.
Задания должны были занимать от 3 до 5 минут и прерывались, когда пациент «был наиболее поглощен» заданием.
Первоначальные исследования Зейгарник подтвердили ее первоначальную гипотезу. Зейгарник провела четыре таких эксперимента.
В первом эксперименте, который она считала своим основным экспериментом, она тестировала участников по отдельности, и количество незавершенных задач (обозначенных I), которые вспомнили участники, было значительно выше, чем количество задач, выполненных участниками (обозначенных C).
Фактически, участники в два раза чаще запоминали незавершенные задачи, чем завершенные (Zeigarnik, 1927; Дания, 2009). Она повторила этот эксперимент с 15 отдельными взрослыми и в групповых ситуациях с 47 взрослыми и 45 детьми-подростками.
Зейгарник в последующих экспериментах исследовал коэффициент припоминания задач, прерываемых в разное время, и обнаружил, что задачи, прерываемые в середине или ближе к концу, чаще вспоминаются, чем те, которые прерываются в самом начале работы над ними.
s Участники становились все ближе и ближе к завершению каждой задачи, в которой они были прерваны, они все чаще запоминали эти незавершенные задачи, а не завершенные.
Согласно гипотезе Зейгарник, участники чаще запоминали незавершенные задания, потому что они вызывали «психическое напряжение». Как только кто-то выполнил задание, это снимает психическое напряжение, и, таким образом, он может освободить его из своей памяти, и человек больше не использует значительных когнитивных усилий, чтобы запомнить задание (Зейгарник, 19 лет).27).
Зейгарник также обнаружил, что люди с высоким уровнем амбиций с большей вероятностью запоминали незавершенные задачи (то есть с высоким соотношением I/C), чем люди со средним уровнем амбиций (низкое соотношение I/C).
Если участники считали, что незавершенное задание означает неудачу, они также чаще вспоминали незавершенные задания, чем те, кто этого не делал.
Зейгарник провела еще два небольших эксперимента (с 12 взрослыми), чтобы бросить вызов альтернативным интерпретациям ее теории, например, прерывая задания, но затем позволяя участникам немедленно возобновить выполнение половины из них.
Опять же, она заметила, что участники, в конечном счете, с наибольшей вероятностью вспоминали задачи, которые она никогда не разрешала выполнять. В своем втором из этих небольших экспериментов она сказала шести участникам, что шесть из прерванных задач будут возобновлены, а еще шесть — нет, хотя ни одно задание так и не было возобновлено.
И снова Зейгарник обнаружила, что независимо от того, говорила ли она, что задания будут возобновлены, все прерванные задания с большей вероятностью запоминались участниками, чем те, которые участник смог выполнить (MacLeod, 2020). ).
Воспроизводимость
Психологи в целом согласны с тем, что эффект Зейгарник чувствителен к ряду факторов, которые трудно контролировать в лабораторных экспериментах.
Например, эффект Зейгарник с меньшей вероятностью проявляется, если участник эго вовлечен в задачу, эффект с большей вероятностью проявляется, если прерывание задач не кажется преднамеренной частью эксперимента, и эффект более вероятен, если участник не пришел к выводу, что задача невыполнима или выходит за рамки его возможностей (Дания, 2009 г. ).
Есть две особенности методологии Зейгарник, которые мало обсуждались, но могут иметь важные последствия. В своих исследованиях Зейгарник записывала только ответы, полученные до того, как участники колебались, поскольку она считала, что только эта часть припоминания связана с ее гипотезой о напряжении. Зейгарник также заметил, что незавершенные задачи, как правило, вспоминаются в первую очередь (MacLeod, 2020).
Эта идиосинкразическая методология может быть одной из причин, почему некоторые исследователи, начиная с работы Шлоте (1930) не поддерживают эффект Зейгарник.
Ряд психологов подвергли критике воспроизводимость эффекта Зейгарник, например, Ховланд (1951), заявив, что «немногие исследователи могут однозначно воспроизвести результаты Зейгарник», и утверждая, что результаты резко различаются в зависимости от личности участника.
В обзоре Баттерфилда (1964) сделан вывод о том, что эффект Зейгарник далеко не постоянный результат в ИТП [парадигма прерванных задач].
Часто вспоминаются более завершенные, чем незавершенные задачи», и с тех пор многие психологи (такие как Аткинсон (1953) утверждали, что не существует «универсального шаблона» в отношении того, вспоминали ли и какого рода участники более неполные, чем полные tasks (MacLeod, 2020)
Несмотря на противоречивые мнения относительно достоверности эффекта Зейгарник, это явление, тем не менее, остается широко исследуемой темой, при этом исследования направлены на измерение эффекта у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями и у людей с обсессивно-компульсивным расстройством. , а также исследования, анализирующие связь с памятью и эго-состояниями (Heinz, 1997; Хаус и Макинтош, 2000 г.; Мантила и Сгарамелла, 1997).
Влияние на повседневную жизнь
Производительность и обучение
Психологи изучили влияние эффекта Зейгарник на обучение. Как правило, педагоги считают, что если учебная задача прерывается и возобновляется позже, то информация, полученная во время этой задачи, с большей вероятностью запоминается.
Преподаватель может порекомендовать, например, изучать предмет через небольшие промежутки времени, а перерывы в процессе запоминания концепции могут способствовать лучшему запоминанию.
Другие могут предложить, например, чтобы избежать прокрастинации, можно сделать самый первый шаг к завершению задачи как можно скорее, прежде чем вернуться к ней позже.
Применения варьировались от общих советов по подготовке к экзаменам до дизайна занятий в классе на свежем воздухе. Например, Хирамацу и др. (2014) рассказывают о разработке системы обучения школьным экскурсиям на свежем воздухе в японских начальных и средних школах.
Исследователи разработали мобильное приложение, которое предлагало учащимся викторины во время экскурсий по темам, о которых они не знали заранее, но которые они изучали в школе.
Те, кто ответил на вопросы викторины, проявили больший интерес и больше запомнили объекты, показанные в этих викторинах, чем те, кто не был показан в викторинах.
Те, кто прослушал неполную подготовительную лекцию, с большей вероятностью вспомнили и правильно ответили на вопросы викторины, чем те, кто этого не сделал.
Маркетинг
Рекламщики уже давно используют эффект Зейгарник как метод привлечения внимания и памяти зрителей. Например, в одном исследовании потенциала эффекта Зейгарник в рекламе Хаймбах (1972) проводит серию испытаний.
В одном из таких испытаний исследователи подготовили 30-минутные телевизионные программы с четырьмя тестовыми и пятью дополнительными рекламными роликами, каждый из которых существовал в перерывах между программами. Одни рекламные ролики показывались целиком, другие прерывались.
Сразу после окончания телевизионной программы исследователи попросили участников указать тип продукта, торговую марку продукта и подробное описание содержания каждого из девяти показанных им рекламных роликов.
В целом, несмотря на гипотезу исследователя, применение эффекта Зейгарник к широковещательной рекламе получило мало подтверждений.
Однако более тщательно контролируемый эксперимент, проведенный позже Хаймбахом, показал, что действительно прерванные рекламные ролики запоминаются с большей вероятностью, чем те, которые не запоминаются (Heimbach, 1972).
Ссылки
Аткинсон, Дж. В. (1953). Мотив достижения и припоминание прерванных и завершенных задач. Journal of Experimental Psychology, 46 (6), 381.
Butterfield, EC (1964). Прерывание задач: методологические, фактические и теоретические вопросы. Psychological Bulletin, 62 (5), 309.
Дания, FL (2010). Эффект Зейгарник. Энциклопедия психологии Корсини , 1-1.
Хартманн, Х. (1933). Экспериментальный вклад в психологию обсессивно-компульсивного невроза: о запоминании выполненных и незавершенных задач». Очерки психологии эго , 404-418.
Хаймбах, Дж. Т., и Джейкоби, Дж. (1972). Эффект Зейгарник в рекламе. Специальные тома ACR.
Хирамацу Ю., Ито А., Фуджи М. и Сато Ф. (2014). Разработка обучающей системы для занятий на открытом воздухе с использованием эффекта Зейгарник. Документ представлен на Международной конференции по технологиям обучения и сотрудничества.
Хаус, Р. Д., и Макинтош, Э. Г. (2000). Эффект Зейгарник на выборке умственно отсталых лиц. Перцептивные и моторные навыки, 90 (2), 702-702.
Ховланд, К.И., и Стивенс, С. (1951). Справочник по экспериментальной психологии.
Маклауд, CM (2020). Зейгарник и фон Ресторфф: Эффекты памяти и истории, стоящие за ними. Память и познание, 48 (6), 1073-1088.
Мянтюля Т. и Сгарамелла Т. (1997). Прерывающие намерения: эффекты Зейгарник в проспективной памяти. Психологические исследования, 60 (3), 192-199.
Сущность, AJ (1977). Практик-теоретик: жизнь и работа Курта Левина: издательство педагогического колледжа.
Шлоте, В. (1930). Über die Bevorzugung unvollendeter Handlungen: JA Barth.
Зейгарник Б. (1927). Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen [О завершенных и незавершенных задачах].