Ж пиаже: ПИАЖЕ • Большая российская энциклопедия

Содержание

125 лет со дня рождения Жана Пиаже

Когда вы чему-то учите ребенка, вы навсегда лишаете его возможности открыть это для себя

Ж. Пиаже

9 августа исполняется 125 лет со дня рождения Жана Пиаже — психолога и философа, создателя теории когнитивного развития и основателя Женевской школы генетической психологии.

Ж. Пиаже родился в 1896 в Швейцарии. Учился Ж. Пиаже в Невшательском университете, там же получил степень доктора философии, некоторое время провел в Цюрихе, где изучал психоанализ.

Важным этапом для становления Ж. Пиаже как психолога-исследователя была работа в школе А. Бине в Париже. Ж. Пиаже проверял результаты тестирования умственного развития учеников школы и заметил, что дети одного возраста совершают одни и те же ошибки в одних и тех же вопросах, и эти ошибки не свойственны более старшим детям. Это натолкнуло его на мысль о том, что детское мышление строится по другим законам, нежели взрослое.

В дальнейшем эта догадка стала основой для целой теории. Результаты наблюдений и экспериментов Ж. Пиаже обобщил в своей концепции когнитивного развития детей, которое рассматривается им как постепенный процесс, проходящий ряд стадий.

Жан Пиаже награждается премией Эразма в 1972 году в Королевском институте Амстердама

Можно вспомнить, какими наработками Ж. Пиаже пользуются современные детские (и не только) психологи.

Во-первых, это метод клинической беседы – искусство спрашивать и искусство слушать. До появление клинической беседы в арсенале психолога было лишь два метода исследования интеллектуального развития – метод тестов и метод наблюдения. Первоначально метод клинической беседы применялся для исследования речевого мышления ребенка, однако впоследствии он был модифицирован для того, чтоб ребенок мог не только беседовать с экспериментатором, но и манипулировать предметами, что позволяло устанавливать уровень развития умственных операций ребенка, опираясь на предметный материал.

Благодаря повышенному вниманию исследователя к методологической основе, работы Ж. Пиаже отличались экспериментальной основательностью и продуманностью.

Во-вторых, выполненные Ж. Пиаже исследования особенностей развития мышления ребенка легли в основу общих принципов работы психологов и воспитателей с дошкольниками. Ж. Пиаже впервые обратил внимание на качественное своеобразие мышления ребенка, которое исследователь связал с понятием детского эгоцентризма. Опираясь на результаты проведенных им разнообразных экспериментов и наблюдений, ученый установил такие особенности детского мышления, как трудности осознания, неспособность к логике отношений, синкретизм и т.д.

В-третьих, Ж. Пиаже создана теория когнитивного развития ребенка. Выделенные им стадии и подстадии развития детского интеллекта в настоящее время лежат в основе большинства западных методик по развитию ребенка.

Для российского психолога имя Ж. Пиаже ассоциируется с известной дискуссией относительно движущих сил развития ребенка, которая заочно происходила между ним и Л. С. Выготским. В книге «Мышление и речь» отечественный психолог упрекает своего коллегу в слишком абстрактном подходе к рассмотрению развития высших психических функций без учета социальной и культурной среды. К сожалению, в силу известных исторических причин Ж. Пиаже смог ознакомиться с критикой в свой адрес лишь спустя много лет после смерти Л.С. Выготского. Однако эта дискуссия, касавшаяся источника и движущих сил психического развития, была продолжена последователями Л.С. Выготского.

«Бергсон говорил, что нет никакой такой вещи, которую можно назвать беспорядком, а скорее есть два вида порядка – геометрический и обыденный. В моем случае, это определенно обыденный. Папки, которые должны быть в пределах моей досягаемости, упорядочены по частоте использования. » Жан-Клод Брангье
Беседы с Жаном Пиаже

Несмотря на критику со стороны Л.С. Выготского и его учеников, значение теории Ж. Пиаже для мировой психологии трудно переоценить.

Жан Пиаже являет собой пример настоящего ученого-исследователя, который, благодаря своей наблюдательности и таланту эмпирического исследователя, смог к концу жизни создать огромный проект философской теории познания, названной генетической эпистемологией.

Материалы по теме:

  • Сайт Общества Жана Пиаже
  • Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 5–14. doi:10.17759/chp.2020160302
  • Перре-Клермон А.Н., Аркидьяконо Ф. Revisiting the piagetian test of conservation of quantities of liquid: argumentation within the adult-child interaction // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 3. С. 25–33.
  • Щедровицкий П.Г. Пиаже vs Выготский: понимание vs мышление//Школа и мышление. М., 2020. С. 40-65

когнитивное и психическое развитие ребенка

Теория Пиаже создана швейцарским психологом, который занимался вопросами когнитивных функций и интеллектуального развития детей. Жан Пиаже разработал собственную периодизацию формирования психики ребенка, главным критерием которой стал интеллект. Также он один из первых заговорил о тесной взаимосвязи между мышлением и речью: чем лучше развито одно, тем качественнее функционирует другое. Центральное направление интеллектуального развития — это формирование когнитивных функций, которые, по мнению автора, определяют общее развитие ребенка.

Содержание

  • Что выяснил Жан Пиаже
  • Стадии развития по Пиаже
    • Сенсомоторная стадия (0-2 года)
    • Дооперационная стадия (2—7 лет)
    • Стадия конкретных операций (7—11 лет)
    • Стадия формальных операций (после 12 лет)
  • Основные понятия теории Пиаже
  • Как детское мышление связано с речью
  • Мои рекомендации для родителей
  • Заключение

Что выяснил Жан Пиаже

Если говорить кратко, Жан Пиаже разработал свою теорию развития личности, обрабатывая тесты интеллекта людей разного возраста. Однажды заметил, что некоторые дети допускают в них одни и те же ошибки, которые не свойственны старшему поколению. Это привело его к мысли, что когнитивные процессы и способы мышления у детей отличаются от таковых у взрослых. Через некоторое время он разработал теорию, согласно которой люди, находящиеся на одной ступени развития, имеют похожие общие формы когнитивных и познавательных способностей.

Стадии развития по Пиаже

Жан Пиаже разработал свою теорию интеллектуального развития, которая включает в себя 4 стадии.

Сенсомоторная стадия (0-2 года)

На первой стадии, согласно теории когнитивного развития Ж.Пиаже, в большей мере развиваются две сферы: сенсорная и моторная. В этом возрасте малыши начинают на примитивном уровне понимать взаимосвязь между своими действиями и их последствиями. Дети исследуют окружающий мир посредством моторики и органов чувств, постепенно расширяя спектр представлений о предметах и объектах существующей действительности.

Малыш начинает с простых действий, но постепенно их усложняет, методом проб и ошибок формируя понятия о себе и предметах вокруг него. Эта стадия предполагает только действия с конкретными предметами, ребенок этого возраста совершенно не способен воспринимать символы. В течение этого периода у малыша постепенно развивается организация двигательных и перцептивных взаимодействий с предметами и объектами, окружающими его. К окончанию стадии формируется связная система сенсомоторных действий по отношению к предметному окружению.

Сенсомоторную стадию развития у ребенка можно ярко увидеть, например, когда ребенок 1-2 лет играет с сортером. Он собирает его исключительно методом проб и ошибок, хаотично пытаясь вставить фигуру в разные пазы, пока не найдет подходящий.

Дооперационная стадия (2—7 лет)

Ребенок постепенно начинает использовать символы и речь. У него появляется возможность представить и описать образы и предметы с помощью слов. Но, по когнитивной теории развития, это должны быть зримые, конкретные объекты, с которыми можно реально выполнять какие-либо действия. Ребенок еще не в полной мере осознает обратимость и необратимость некоторых процессов и явлений. Например, для того, чтобы узнать, можно ли соединить кусочек мела, разломанный пополам, ему нужно проделать саму операцию: сломать и посмотреть, попытаться соединить. Еще один пример – сбор пирамидки. Если в сенсорно-моторной стадии малыш пытается сложить колечки по порядку методом проб и ошибок, то в дооперационном периоде он прикладывает их друг к другу, чтобы сравнить размер.

Этому периоду также, согласно конструктивистской теории Жана Пиаже, свойственен эгоцентризм – явление, при котором ребенок не может мысленно представить себе предмет с точки зрения другого человека. Например, при игре в прятки малыш просто крепко закрывает личико ладошками или прячет под стол только голову. Он делает это не потому, что хочет повеселить взрослых, а потому, что его мышление по-другому устроено: он действительно уверен, что если он ничего не видит, то и с другими в этот момент происходит то же самое.

В этом возрасте дети способны классифицировать объекты по определенным признакам и решать конкретные проблемы, связанные с действительными отношениями между людьми. Но им трудно дается выражение своих мыслей в форме слов.

Стадия конкретных операций (7—11 лет)

В мышлении ребенка появляется определенная логика и последовательность. При этом оно остается достаточно ригидным, то есть недостаточно гибким. Ребенок еще не может продумать сразу несколько путей решения проблемы, не понимает абстрактных понятий и гипотетических предположений. Малыш уже может мысленно представить себе некоторые простые процессы. Например, ему не нужно ломать мел для того, чтобы понять, что соединить две половинки обратно уже не получится: он может представить это в уме. Еще один пример – пирамидка, размеры колечек которой ребенок уже сравнивает мысленно, не прибегая к реальному прикладыванию их друг к другу.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

Это форма мышления, которая остается с человеком до конца жизни. С 12 лет ребенок постепенно приобретает гибкость мышления, все меньше путается в причинах и следствиях происходящих явлений, начинает думать логично, связно и последовательно. Появляется способность мыслить абстрактно и гипотетически, рассматривая существующую действительность как лишь один из вариантов того, что могло бы быть в теории. Человек думает предложениями, устанавливает формальные отношения между ними. Учится систематически выделять переменные, существенные для разрешения проблемы, и последовательно перебирать все возможные их комбинации.

Возрастные границы стадий, согласно теории психического развития Ж. Пиаже, могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка, но для формирования взрослого типа мышления необходимо прохождение всех ступеней его развития.

Основные понятия теории Пиаже

  • Схема действия или мышления. Согласно психологическим теория интеллекта Ж.Пиаже, это категории знаний, которые определяют понимание и интерпретацию человеком окружающего мира. Схема включает в себя знание и процесс его получения. При получении нового опыта ребенок или действует и мыслит по уже существующей в его сознании схеме, или видоизменяет ее, или заменяет качественно другой.
  • Ассимиляция. Это процесс включения нового знания в уже существующие схемы.
    Например, ребенок знает, что существует стрекоза: вытянутое тело, быстрые крылья, умеет летать. Увидев в первый раз вертолет, он воскликнет: «Мама, смотри, стрекоза!». Потому что вертолет, по всем признакам для ребенка, подходит под эту категорию: длинный, быстрый, летает. То есть он встроил новое понятие в уже существующую у него схему мышления.
  • Аккомодация. Это процесс изменения или замены существующей схемы под новые условия. Например, ребенок умеет держать ложку, но в кулачке. Взрослые начинают требовать и учить делать это правильно, вкладывая столовый прибор ему между пальцами. Малышу постепенно приходится полностью изменить свою схему действий: меняются задействованные мышцы и движения руки, стабильной остается только цель – донести ложку до рта.
  • Уравновешивание. Жан Пиаже акцентировал внимание на том, что в психике ребенка должен соблюдаться здоровый баланс между процессами ассимиляции и аккомодации, так как при преобладании первого поведение и мышление ребенка становится ригидным, а второго – непоследовательным и неорганизованным.
    От равновесия ассимиляции и аккомодации зависит успешное интеллектуальное развитие ребенка на всех стадиях формирования мышления.

Как детское мышление связано с речью

Между мышлением и речью ребенка существует прямая взаимосвязь. Для того, чтобы научиться оперировать словами, предложениями и абстрактными понятиями, необходимо овладеть речью. Чем быстрее и активнее развивается речь, тем качественнее развивается мышление. Обратная связь также имеет место: чем лучше развито мышление, тем более связная, логически выстроенная и правильная речь.

Мои рекомендации для родителей

  1. Выстраивая план развития ребенка, обращать внимание на его возраст и работать в соответствии с ним. Например, в обучении чтению двухлетки нет никакого смысла: он не способен воспринимать символы, а готов работать только с конкретными примерами.
  2. На каждой стадии развития стоит представлять ребенку как можно больший спектр действий, соответствующих возрасту. Малышу – разные сортеры, пирамидки, крупные пазлы-вкладыши, чтобы он мог в полной мере отработать свою методику проб и ошибок.
    Дошкольнику можно выбирать более сложные игрушки подобного типа, а также помогать ему преодолеть эгоцентризм, демонстрируя разные точки зрения. Для младшего школьника отлично подойдут логические задачки, в которых задействованы конкретные, знакомые ему предметы и объекты, а подросткам – проблемы абстрактного и теоретического характера.
  3. При речевых трудностях стараться развивать мышление с помощью разных игр, игрушек, упражнений и методик, подходящих по возрасту. Если же есть подозрение, что ребенок недостаточно хорошо мыслит для своей стадии развития, то стоит попытаться воздействовать на когнитивные процессы через речь: задавать умственные задачки в соответствии с возрастом, предлагать поискать причины и следствия разных явлений, классифицировать, представлять вероятные исходы того или иного события.

Заключение

Жан Пиаже сделал важное открытие в возрастной психологии: он является автором теории развития ребенка, в которой хорошо просматривается периодизация развития интеллекта и логического мышления с самого раннего возраста до взрослой жизни. Минусом его теории является лишь то, что стадии не учитывают других спутников развития, кроме когнитивных способностей, например: физическое развитие, эмоциональный интеллект и взаимодействие ребенка со средой.

Стадийная теория развития Пиаже

Стадийная теория развития Пиаже

Пиаже был, помимо прочего, психологом, который интересовался когнитивным развитием. После наблюдения за многими детьми он установил, что дети проходят через 4 стадии и что все они проходят в одном и том же порядке. Эти четыре стадии описаны ниже.

Сенсомоторный период (от рождения до 2 лет)

В это время Пиаже сказал, что когнитивная система ребенка ограничена двигательными рефлексами при рождении, но ребенок опирается на эти рефлексы для разработки более сложных процедур. Они учатся обобщать свою деятельность на более широкий круг ситуаций и координировать ее во все более длинные цепочки поведения.

Предоперационное мышление (от 2 до 6 или 7 лет)

В этом возрасте, по мнению Пиаже, дети приобретают репрезентативные навыки в области мысленных образов и особенно в языке. Они очень ориентированы на себя и имеют эгоцентричный взгляд; то есть дооперациональные дети могут использовать эти репрезентативные навыки только для того, чтобы смотреть на мир со своей собственной точки зрения.

Бетонные работы (с 07.06 по 12.11)

В отличие от дооперациональных детей, дети на стадии конкретных операций способны принимать чужую точку зрения и принимать во внимание более одной точки зрения одновременно. Они также могут представлять преобразования, а также статические ситуации. Хотя они могут понимать конкретные проблемы, Пиаже утверждает, что они еще не могут решать абстрактные задачи и что они не учитывают все логически возможные результаты.

Формальные операции (11/12 для взрослых)

Дети, достигшие стадии формальной операции, способны мыслить логически и абстрактно. Они также могут рассуждать теоретически. Пиаже считал это конечной стадией развития и заявлял, что, хотя детям все равно придется пересматривать свою базу знаний, их образ мышления настолько силен, насколько это возможно.


В настоящее время считается, что не каждый ребенок достигает формальной стадии операции. Психологи, занимающиеся вопросами развития, также спорят о том, действительно ли дети проходят стадии так, как постулировал Пиаже. Однако был ли прав Пиаже или нет, можно с уверенностью сказать, что эта теория когнитивного развития оказала огромное влияние на всех современных психологов, занимающихся проблемами развития.

Сантрок, Дж. В. (1995). Дети. Дюбук, Айова: Brown & Benchmark.

Зиглер, Р. (1991). Детское мышление. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

Васта, Р., Хейт, М.М., и Миллер, С.А. (1995). Детская психология: современная Наука. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Wiley.


Адаптация | Когнитивное развитие | Равновесие | Обобщение


Предоставлено J. Sandwell, 17 ноября 1995 г.

Домашняя страница словаря

Как использовать психологию развития для воспитания умных, хорошо приспособленных и устойчивых детей | Дон Бевьер

Понимание теорий Жана Пиаже и Эрика Эриксона может помочь вам дать вашим детям то, что им нужно, чтобы быть успешными и уверенными в себе

Фото: monkeybusinessimages

Вы когда-нибудь, как родитель, чувствовали, что воспитание детей похоже на игру? игра в дартс в темноте? Я до сих пор чувствую это, хотя с самого начала моего родительского пути я пытался избежать этого сценария.

Когда я была беременна своими детьми, я читала книгу за книгой о воспитании детей в надежде сделать своих детей «сверхлюдьми». Я включал Моцарта и другую классическую музыку в их детской, когда укладывал их спать, потому что многие исследования утверждают, что эти сложные мелодии стимулируют когнитивное развитие и повышают IQ. Я читал им рассказ за рассказом даже в младенчестве благодаря своим исследованиям преимуществ этого занятия и его способности формировать языковые навыки, улучшать визуальное распознавание и помогать развивать ассоциацию чтения с удовольствием.

И хотя эти вещи помогли моим детям в учебе, как учитель с более чем двадцатилетним стажем, мои обширные знания в области психологии и развития детей принесли (и до сих пор приносят пользу) моим родительским навыкам больше всего на свете.

Почему?

Потому что мои знания в этой области помогли мне понять когнитивные и психосоциальные вехи, которые имели решающее значение для успеха в академической жизни моих детей и в их жизни в целом.

Изучение теорий двух известных психиатров, Жана Пиаже и Эрика Эриксона, помогло мне лучше понять, как учатся мои дети, и важные социально-эмоциональные конфликты, которые им необходимо преодолеть, чтобы быть успешными в учебе и эмоционально хорошо приспособленными.

И я убежден, как педагог с более чем двадцатилетним стажем и как родитель двух подростков, что эти теории могут помочь всем родителям в принятии ими родительских решений.

Благодаря теории Пиаже о когнитивном развитии я начал понимать, как происходит обучение на каждом этапе жизни. И как только вы поймете, как происходит обучение, вы сможете адаптировать свое воспитание, чтобы помочь своим детям достичь важных когнитивных вех.

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)

Стадия 1, называемая «сенсорно-моторной стадией», развивается от рождения до двухлетнего возраста. Один из самых важных способов обучения детей на этом этапе — «основные действия, такие как сосание, хватание, взгляд и слушание».

Чтобы улучшить когнитивное развитие на этом этапе, родители детей в этом возрасте должны делать следующее:

  • Разрешайте детям тактильные ощущения, которые позволяют им держать несколько предметов, которые они могут исследовать в текстовом виде, трогать, хватать, трясти и носить в их руках.
  • Покажите им разнообразные предметы, которые поражают своей внешней привлекательностью.
  • Убедитесь, что они погружены в звуковую среду, включающую музыку, звуки игрушек и разговоры (как с ребенком, так и с другими говорящими взрослыми).

Предоперационная стадия (возраст 2–7 лет)

Вторая стадия, называемая «Предоперационная стадия», начинается примерно с двухлетнего возраста и заканчивается примерно в возрасте семи лет. Одной из определяющих проблем этого этапа является эгоцентризм. Другими словами, дети в этом возрасте в основном озабочены только своими собственными потребностями и обычно не принимают во внимание точку зрения других.

Для поощрения когнитивных успехов в этой области родитель может заниматься следующими видами деятельности:

  • Чтение книг со своими детьми, которые позволяют им рассматривать различные точки зрения или мнения, которые отличаются от их собственного мировоззрения.
  • Поощрение притворяться и играть, чтобы позволить им играть разные роли людей на разных этапах жизни.
  • Постепенное поощрение детей к совместной игре с другими.

Стадия бетонных работ (от 7 до 11 лет)

Третий этап, называемый «Стадия конкретных действий», длится примерно с семи до одиннадцати лет. На этом этапе дети начинают логически мыслить об окружающем мире. Они начинают мыслить категорично и распознавать группы и подгруппы. Они также начинают более полно понимать и реагировать на потребности и желания других, а не на свои собственные предпочтения и точку зрения.

Чтобы стимулировать рост на этом этапе, родители могут использовать следующие стратегии:

  • Используйте игру, чтобы помочь детям развить причинно-следственное мышление. Например, представьте сценарии, в которых вашему ребенку предлагается задавать вопросы и понимать, почему что-то работает и не работает, или какие люди лучше всего подходят для каких действий. Например, вы можете попросить своего ребенка построить башню из блоков и спросить, почему ему или ей нужны большие блоки внизу и более мелкие легкие предметы наверху.
  • Попросите их разбить действия на логические последовательности и объяснить причины такого порядка событий. Например, вы можете спросить их, почему в инструкциях по выпечке определенных блюд всегда говорится о предварительном разогреве духовки или почему они чистят зубы после еды, а не до нее.
  • Поощряйте их заниматься деятельностью, требующей мышления с точки зрения другого человека. Например, используйте специальные мероприятия, такие как Хэллоуин, День Благодарения или Рождество, чтобы задать ребенку вопросы, например, какой костюм, по его мнению, понравился бы брату или сестре, помочь спланировать меню, которое понравится всем приглашенным гостям на ужин, или провести мозговой штурм. какие подарки разные люди могут хотеть под елку.

Стадия формальной эксплуатации (от 11 лет до совершеннолетия)

Последняя стадия в теории когнитивного развития Пиаже называется формальной операциональной стадией, которая начинается в возрасте одиннадцати лет и продолжается на протяжении всей взрослой жизни. На этом этапе дети начинают мыслить более абстрактно и теоретически. Это включает в себя использование фоновых знаний и их применение в различных ситуациях для решения реальных или воображаемых сценариев.

Например, чтобы развить этот навык, мы с семьей часто вместе играем в настольную игру Clue. Это позволяет моему тринадцатилетнему сыну собрать воедино разные факты и вычислить убийцу. Этот тип игры побуждает ее к критическому мышлению, которое имеет решающее значение для ее когнитивного развития в этом возрасте.

Чтобы помочь сформировать абстрактное мышление, которое является основной вехой на этом этапе, родители могут сделать следующее:

  • Задать детям вопросы «что, если» или «вы бы предпочли?», попросив их сделать выводы о результатах определенные ситуации. Начало разговора содержит большой список вопросов, которые вы можете обсудить со своим ребенком, хотя я бы сначала внимательно изучил эти вопросы на предмет их соответствия возрасту и актуальности.
  • Начните игровой процесс, требующий абстрактного мышления, например, монополию, головоломки, другие настольные игры или даже командные виды спорта. На этом конкретном веб-сайте перечислены игры, которые вы, возможно, захотите попробовать. Существует также серия книг, известная как Выбери свои собственные приключенческие книги , , написанные в основном для детей в возрасте от 9 до 12 лет, что позволяет детям делать важные выборы в сюжете истории, которые заканчиваются разными исходами. Этот тип книг развивает их способность рассматривать гипотетические ситуации и множественные ходы мыслей, чтобы улучшить навыки принятия правильных решений и логических выводов.
  • Поощряйте ребенка читать книги или смотреть шоу, в которых нужно разгадывать загадки или «кто-там». Обсудите возможные варианты того, что может происходить или кто совершил преступление, и позвольте ему или ей объяснить свои доводы.

Каким бы важным ни было когнитивное развитие для детей, если их психическое здоровье, самоидентификация и социальные связи не сильны, их успех в мире будет ограниченным.

Эта теория побудила психолога Эрика Эриксона заняться изучением человеческого развития. Его исследования привели к тому, что называется восемью стадиями психосоциального развития. Теория Эриксона основана на идее о том, что разные возрастные группы сталкиваются с уникальным психосоциальным кризисом, который, если его не преодолеть, приведет к психическим, эмоциональным и социальным последствиям для человека.

Родители, которые знают, что такое кризис каждой стадии, могут помочь своим детям преодолеть эти кризисы и стать уверенными в себе личностями, которые могут устанавливать тесные связи с другими и успешно функционировать в мире.

Хотя теория Эриксона включает восемь стадий, начиная с рождения и заканчивая возрастом от шестидесяти пяти лет и старше, поскольку я сосредоточусь на родительской роли, я буду обсуждать только первые пять стадий (заканчивающихся в возрасте восемнадцати лет). Однако, если вам интересна эта тема, вы можете исследовать этапы с шестого по восьмой, чтобы улучшить собственное самосознание.

Первый этап: доверие или недоверие (от рождения до восемнадцати месяцев)

На самых ранних этапах жизни дети полностью зависят от своих родителей во всех своих физических и эмоциональных потребностях. Если в этот период детям не уделяется должного внимания, уверенности и безопасности, у них начинают развиваться страх и неуверенность, которые относятся не только к действиям их опекунов, но и ко всем человеческим взаимодействиям.

В этот период жизни дети выражают свои потребности с помощью таких вещей, как плач и язык тела. Просто психология объясняет, что если эти действия игнорировать, «[дети] не будут иметь уверенности в окружающем мире или в своих способностях влиять на события».

Результат?

У ребенка не только разовьется недоверие к людям, но и, вероятно, в будущем он будет страдать от низкой самооценки и чувства бессилия.

Что может сделать родитель: Оперативно реагировать на потребности вашего ребенка. Многие родители придерживаются так называемого «метода Фербера», более известного как разрешение ребенку «выплакаться», но, согласно рассуждениям Эриксона, это будет контрпродуктивно. Если ваш ребенок плачет, подойдите к нему. Если он хочет есть, покормите его. Если он хочет соску или какой-нибудь любимый предмет, или рутина, кажется, успокаивает его, предоставьте ему эти приспособления. И делайте это последовательно, чтобы ваш ребенок никогда не сомневался в том, что вы рядом, чтобы обеспечивать и удовлетворять его физические и эмоциональные потребности.

Вторая стадия: автономия против стыда и сомнения (от восемнадцати месяцев до трех лет)

Не зря эту стадию называют «ужасной двойкой». Родители с детьми в этом возрасте полностью истощены физически и морально, когда их милые дети становятся несколько диктаторскими, требуя, чтобы все делалось по-ихнему и только по-ихнему.

Например, дети могут упрямо отказываться, когда родители убеждают их есть овощи, вместо этого выбирая только макароны с сыром или куриные наггетсы, которые они любят.

Или они могут решить носить свою любимую рубашку Человека-паука каждый день недели в детский сад. И даже когда родители пытаются это скрыть или сказать, что это грязно, никакие отговорки не годятся.

Эриксон утверждает, что основным стремлением малыша в этом возрасте является автономия и сильное стремление к независимости. Дети на этом этапе иронически пытаются делать то, что им говорят многие родители: быть «большими мальчиками и девочками».

А большие мальчики и девочки делают все для себя и делают свой собственный выбор. AllPsych.com объясняет теорию Эриксона о том, что произойдет, если ребенка будут чрезмерно контролировать, ограничивать или наказывать за попытку сохранить определенную степень независимости.

Они заявляют, что «если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности выживать, а затем могут стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и чувствовать чувство стыда или сомнения в своих способностях».

Что может сделать родитель:

  • Постарайтесь позволить своим детям сделать свой собственный выбор, если позволяет ситуация и нет никакой физической опасности, позволяющей им это делать. Позвольте им выбирать обувь, которую они носят, пусть они сами выбирают себе одежду и хвалите их за их выбор (даже если они не совсем модницы). Пусть выбирают, что им есть (в пределах разумного). Пусть моются в кадке (разумеется, все же находясь там на всякий случай). Пусть наденут футболку с Человеком-Пауком.
  • Дайте детям возможность выполнять задания, делать выбор и чувствовать себя успешными. Попросите их сделать определенные вещи, например положить одежду в корзину или собрать игрушки. Когда вы вместе делаете поделки или раскрашиваете, пусть они сами выберут проект или картинку. Пусть они возьмут книги, которые вы будете читать перед сном.
  • Хвалите детей за успехи, когда они выполняют задания. Этот этап обычно включает в себя приучение к туалету, поэтому, когда дети ходят в туалет самостоятельно, придайте этому большое значение. Те задачи или варианты, которые я упомянул выше? Хвалите их. Выражайте гордость, когда они делают небольшие вещи в одиночку. Похвастайтесь своими «красиво» цветными картинками или произведениями искусства. Скажите, что их выбор книги фантастический. Это помогает дать детям чувство уверенности в своих способностях, и это чувство будет сопровождать их по мере взросления.

Я хочу сказать, что знаю, что часто бывает невозможно или неуместно в определенных ситуациях предоставлять детям на этом этапе полную свободу делать то, что они хотят. Другой вариант — дать им два подходящих варианта на выбор. Например, «вы можете съесть свои куриные наггетсы, но вы также должны выбрать один овощ». или «Ты хочешь надеть кроссовки или сандалии?» Эти сценарии по-прежнему дают ребенку некоторую автономию и независимость, но позволяют вам формировать результат.

Третий этап: Инициатива или чувство вины (от трех до шести лет)

В то время как предоставление детям возможности чувствовать контроль над своим миром и делать небольшие выборы или решения имеет решающее значение на втором этапе, третий этап сосредоточен вокруг расширение этого навыка: инициирование действий и событий без предварительного запроса. Betterhelp.com объясняет, что дети на этом этапе пытаются осуществлять еще больший индивидуальный контроль над своим миром, и большая часть этих попыток диктовать и контролировать события может включать в себя распределение ролей для себя и других в таких вещах, как творческая игра и повседневные задачи в дом.

Например, когда у моей дочери в этом возрасте были ночевки, я специально позволял ей планировать вечерние мероприятия. Я спросил ее, какую еду и закуски она хотела бы для своих гостей, какие развлечения они могли бы принять и какие фильмы она хотела бы иметь под рукой для просмотра ей и ее друзьям. Этот небольшой акт планирования заставил ее почувствовать определенный уровень независимости и гордости, потому что она смогла в значительной степени контролировать свои обстоятельства.

Технологический оздоровительный центр объясняет преимущества того, что детям разрешают попробовать себя в роли лидера, заявляя, что «если им будет предоставлена ​​такая возможность, у детей разовьется чувство инициативы и они почувствуют уверенность в своей способности принимать решения и направлять других».

Однако, если родители или другие опекуны стыдят попытки детей взять под контроль или контролировать сценарии с участием других, они могут начать испытывать чувство вины. Это может привести к проблемам в более позднем возрасте, потому что затянувшееся чувство стыда может заставить детей стать последователями, а не отстаивать свои собственные чувства и идеи.

Другими словами, если детей ругают и заставляют чувствовать унижение или смущение из-за их попыток проявить чувство власти, они могут позволить другим взять над собой власть и отказаться от своего внутреннего локуса контроля.

Нетрудно увидеть негативные последствия этого эффекта, особенно по мере того, как дети переходят в подростковый возраст, когда уступка давлению сверстников в таких ситуациях, как сексуальная активность или употребление опасных веществ, таких как табак, алкоголь и наркотики, может иметь чрезвычайно разрушительные последствия.

На этом этапе также может проявляться чувство вины из-за того, что когда дети начинают брать и распределять роли в различных ситуациях с товарищами по играм или другими людьми в доме, они все еще очень движимы личным интересом. Это означает, что они обычно совершают ошибки и проявляют бесчувственность в своих попытках вести за собой других. Когда чрезмерно властные методы управления другими детьми приводят к негативным или болезненным последствиям, они испытывают чувство вины из-за осознания того, что их действия причинили другим боль.

В этом смысле чувство вины может иметь положительный эффект, помогая детям развивать эмпатию.

Проще говоря, на этом важном этапе развития ребенка воспитатели должны соблюдать тонкий баланс. Они должны поощрять детей в их попытках руководить своими действиями и действиями других, когда это уместно, и в то же время помогать им ориентироваться в своем выборе, побуждая их делать это таким образом, который требует чувствительности к чувствам и точкам зрения тех, кто вовлечен.

Что может сделать родитель:

  • Дайте своим детям возможность заниматься тем, что требует планирования. Если задача подходит, пусть возьмут на себя инициативу. Во время этой деятельности, если программа ребенка кажется немного эгоцентричной, не критикуйте. Задайте им вопросы, которые могут натолкнуть их на мысль о том, что их план, возможно, придется пересмотреть для блага и счастья всех участников.
  • Пусть у них есть обязанности или выполнение работы по дому. Некоторые родители предлагают вознаграждение за эти действия особым угощением, игрушкой или даже деньгами. Это заставляет детей чувствовать чувство независимости, уверенности и достижения.
  • Вовлеките их в интерактивную игру с другими детьми. Это можно сделать с помощью общественных мероприятий, таких как спортивные программы, участие во внешкольных мероприятиях с участием других детей или даже в ситуациях, когда другие дети будут присутствовать во взрослой жизни. Если вы и ваш друг встречаетесь и у вас обоих есть дети, согласитесь взять с собой и детей. Мероприятия для взрослых, такие как места религиозных встреч, также обычно включают групповые детские мероприятия, где дети взаимодействуют. Кроме того, если у вас по соседству есть родители с детьми того же возраста, что и вы, пригласите их к себе и дайте поиграть вместе.
  • Если позволяет ситуация, предоставьте ребенку выбор действий и занятий, а не диктуйте повестку дня.
  • Если ребенок берет на себя инициативу делать что-то по дому, например, помогает мыть посуду или убирать комнату, похвалите его самостоятельные усилия. Старайтесь не критиковать манеру выполнения задания.

Стадия четвертая: трудолюбие против неполноценности (от шести до двенадцати лет)

К этому возрасту дети вступают в более сложные социальные отношения. Они поступают в школу, и помимо родительских отношений первостепенное значение приобретает влияние учителей и сверстников. Они также, вероятно, участвуют в таких вещах, как легкая атлетика и другие внеклассные мероприятия, где их начинают оценивать люди, чье мнение очень важно для них.

Результатом всех этих новых взаимодействий является отчаянная потребность чувствовать, что они «соответствуют» своим сверстникам и оправдывают ожидания тех, кто играет важную роль в их жизни. И их опыт успеха или неудачи в этот момент их жизни приведет их либо к чувству достижения и компетентности (трудолюбие), либо к ощущению бессилия и беспомощности (неполноценность).

Дети, которые преодолевают многие из этих трудностей и преуспевают в учебе или спорте, обретают чувство уверенности и контроля. Они чувствуют уверенность в том, что смогут справиться с препятствиями, с которыми столкнутся, и преодолеть их. С другой стороны, дети, которые не успевают в школе или отчуждены от сверстников или авторитетных фигур, склонны чувствовать себя неадекватными и побежденными, неспособными подняться до стандартов окружающих.

Эти чувства способности или виктимности являются качествами, которые существенно повлияют на самооценку ребенка, выходя далеко за пределы его нынешних обстоятельств и резко влияя на его представление о себе и чувство собственного достоинства.

Что может сделать родитель:

  • Погрузите ребенка в деятельность, которая разовьет у него чувство компетентности и достижений. Обязательно выберите занятия, которые им нравятся, чтобы повысить их мотивацию и вероятность успеха. Например, не заставляйте ребенка заниматься спортом, если он предпочитает заниматься искусством, танцевать или учиться играть на музыкальном инструменте.
  • Хвалите ребенка за успехи и помогайте ему рассматривать неудачи как средство обучения для роста, а не показатель некомпетентности. Ребенок на этом этапе неизбежно будет делать ошибки или получать негативные отзывы, которые он расценивает как критику со стороны таких людей, как учителя, тренеры или сверстники. Помогите им оценить такие ситуации и представить их в правильном свете, напомнив им об их сильных сторонах и подчеркнув мысль о том, что ошибки могут быть полезным опытом.
  • Помогите ребенку почувствовать себя продуктивным или важным, дав ему роли, которые повышают его чувство гордости и значимости в своем окружении. Например, дайте им пособие, если они успешно справятся с домашними делами или помогут младшим братьям и сестрам с домашним заданием.
  • Помогите ребенку поставить цели и поддержите его прогресс в достижении успеха в этих начинаниях. Например, если они чувствуют себя неадекватно в изучении какого-либо предмета в школе, помогите им обрисовать в общих чертах, что можно сделать для улучшения. Отмечайте каждую веху на пути к достижению этих амбиций.

Пятая стадия: идентичность или замешательство (от двенадцати до восемнадцати лет)

Этот критический последний этап детства включает в себя попытку ребенка узнать, кто он на самом деле. Как известно любому родителю подростка, их растущая социальная сеть в этом возрасте подвергает их множеству новых дилемм и различных взглядов на жизнь. По мере того, как подростки проходят свой путь через такие вещи, как давление сверстников, чтобы они соответствовали, родительские ожидания и растущее напряжение по поводу того, какой путь они выберут после традиционного школьного образования, они сталкиваются лицом к лицу с такими вопросами, как «Кто я?» и «Что я считаю важным в жизни?»

Подростки начинают видеть себя личностями, мысли и убеждения которых являются их собственными, но их личность еще не полностью сформирована. Lumen Learning утверждает, что на этом этапе развития дети переживают «психологический мораторий», период, «когда подростки откладывают приверженность идентичности, изучая варианты».

Если родитель на этом этапе пытается навязать подростку свои собственные системы убеждений или отказывается позволить ему исследовать различные способы мышления и поведения, он будет страдать от путаницы в отношении того, каковы будут его цели, цели, ценности и видение. в ближайшие годы. Они с большей вероятностью будут следовать за толпой или притворяться ложными личностями, чтобы получить признание, а не знать и отстаивать то, кто они есть, а также принципы и цели, которыми они руководствуются в своей жизни.

Например, моему сыну семнадцать, и он мечтает стать профессиональным игроком. Хотя для кого-то это может показаться несбыточной мечтой, я не только поддерживаю его, но и призываю его следовать этому стремлению. Я все еще ожидаю, что он будет хорошо учиться и поступит в колледж, но сейчас я не заставляю его работать. Я говорю ему, что его мечта — это его работа, и мы с его отцом помогли ему купить лучшие игровые аксессуары, которые мы могли себе позволить. Мы даже заплатили за него солидные суммы денег, чтобы он участвовал в различных игровых турнирах. Почему? Потому что прямо сейчас у него есть видение своей жизни, и это видение определяет его. Итак, я предпочитаю позволить ему «расцвести там, где [он] посажен», а не заставлять его пытаться процветать в моем саду ожиданий.

Что может сделать родитель:

  • Дайте подросткам возможность раскрыть свою индивидуальность. Пусть они экспериментируют со своей внешностью, выбирают, как они украшают свою комнату, и исследуют различные системы верований или философии. Дайте им разрешение сделать выбор в отношении того, какие хобби и увлечения они преследуют.
  • Предоставьте им свободу и возможность создавать прочные социальные связи с другими людьми и формировать отношения со сверстниками.
  • Поговорите с ними на важные темы в их жизни и в мире в целом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts