Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо
ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»
Учитель Математики Высшей категории
Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо
1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.
2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.
3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.
4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.
5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами
Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:
младенчество — от рождения до 2 лет;
детство — от 2 до 12 лет;
отрочество — от 12 до 15 лет;
юношество — от 15 до вступления в брак.
В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.
Основные педагогические идеи:
— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.
— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.
— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.
— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.
— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.
— Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.
— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.
Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.
«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель
Карамзин.
Основные работы:
1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).
1761 — «Новая Элоиза»(роман).
1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).
1772 — «Исповедь».
Жан Жак участвовал в создании «Энциклопедии», писал статьи для нее.
В первое сочинение Руссо — «Рассуждение о науках и искусствах»(1750) говорится «…с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!»
В «Эмиль или О воспитании» Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут».
Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.
Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.
«Воспитание человека начинается с его рождения. Он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.»
Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.
Человека в «естественном состоянии». Естественный человек в его понимании — это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.
Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.
Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, — прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.
Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.
КНИГА 1
(Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию. )
«Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием».
«Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе»
КНИГА 2
(Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)
«Воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно – сиди в холоде, сломал стул – сиди на полу, сломал ложку – ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.»
«Идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».
КНИГА 3
(Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)
«К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен , умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание.» «Голова Эмиля – голова философа, а руки Эмиля – руки ремесленника»
КНИГА 4
(Период до 25 лет. «период бурь и страстей» – период нравственного воспитания. ) три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.
КНИГА 5
(Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля – Софи. )
«Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле – удел женщины»
«естественное состояние» женщины – зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения. Никаких серьезных умственных занятий им не нужно».
Жан Жак Руссо: педагогические идеи
17 Октябрь 2016 admin Главная страница » Педагогика » Опыт великих Просмотров: 5149
Жан Жак Руссо — выдающийся представитель французского просвещения XVIII века.
Факты биографии и труды
Родился Руссо в простой семье женевского часовщика. С юных лет он вынужден был добывать себе средства к существованию различными занятиями, скитаясь по Франции и Швейцарии. Был переписчиком бумаг, музыкантом, домашним секретарем, слугой в барских домах. Оказавшись на положении приемыша в богатой аристократической усадьбе, Руссо впервые получил возможность заняться самообразованием и путем упорного труда достиг обширных и разносторонних познаний. Он становится писателем, но его жизнь по-прежнему проходит в постоянных волнениях и скитаниях.
В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс на тему: «Способствовал ли прогресс в науках и искусствах улучшению нравов?» Приняв участие в конкурсе, Руссо создал талантливое произведение, возбудившее глубокий общественный интерес. Он доказывал, что в далекие времена, когда люди не знали цивилизации, они были более нравственными и счастливыми. Тогда господствовало равенство, и различия между людьми определялись естественными причинами: способностями и трудом. Теперь же люди искусственно разделены на основе своего происхождения и богатства. В человеческих отношениях взяли верх недоверие, обман и вражда.
Вскоре Руссо написал еще два острых политических трактата по злободневным общественным вопросам. Они подняли его имя до вершин мировой славы.
В работе «О происхождении неравенства между людьми» он впервые отчетливо вскрыл отрицательную роль частной собственности в развитии человечества. Корень всех зол современного общества лежит, по Руссо, в неравенстве, а оно возникло с появлением частной собственности. Историческое развитие усиливает неравенство между людьми, и народные массы всё больше впадают в нищету, а богачи паразиты и тунеядцы не видят предела своему обогащению.
Руссо горячо призывал к борьбе с отжившими порядками во имя счастья и свободы простых людей. Но как устранить существующее противоречие между естественными потребностями человека и общественными условиями их удовлетворения? Каким же должно быть будущее свободное общество? На эти вопросы Руссо дал яркий ответ в работе «Общественный договор». Это произведение оказало огромное влияние на взгляды выдающихся деятелей французской буржуазной революции 1789 года.
В «Общественном договоре» развивается идея народовластия. В новом государстве, созданном революционной энергией народа, все правительственные учреждения будут подчинены народному собранию, а воля каждого гражданина — государственным законам, выражающим интересы всех. Народная власть, по Руссо, создается путем общей договоренности, откуда и название книги. Что касается частной собственности, то, хотя она явилась причиной общественного неравенства, Руссо не отменяет ее. Он лишь требует ограничить ее размеры, считая, что каждый может быть собственником того, что приобрел личным трудом.
Жан Жак Руссо о воспитании
Одним из действенных средств возрождения общества Руссо считал воспитание. Педагогические высказывания составляют важную часть его идейного наследства. В известном его романе «Эмиль, или О воспитании» и в других произведениях (в частности, в романе «Новая Элоиза», которым зачитывались современники писателя) Руссо доказывал, что люди от рождения обладают добрыми инстинктами, но становятся испорченными в условиях лживой цивилизации. Воспитание должно развить в человеке природные задатки и устранить с его пути всё, что может их извратить.
Глубокая вера Руссо в идеальную природу человека сделала его защитником права детей на счастливую жизнь. Он выступил с решительным протестом против феодального воспитания, основанного на насилии над ребенком, когда «возраст радостей и счастья проводится в слезах, наказаниях, в рабстве и под постоянными угрозами». В противовес этому он требовал любви к детям, предоставления им условий для свободного развития, воспитания их в естественной обстановке, поближе к природе.
Педагогика Ж. Ж. Руссо. Мысли и идеи Руссо как педагога
Большая заслуга Руссо перед педагогикой — открытие им «естественных ступеней» в развитии ребенка:
- Первая ступень длится, по его мнению, от рождения малыша до того, когда он станет ходить и говорить. В этот период особого внимания требует физическое развитие ребенка. Руссо выступает против обычая богатых семей отдавать новорожденного на попечение кормилицы, няни. Он стыдит матерей, не выполняющих своего священного долга. Ничто не заменит ребенку нежности и заботливости матери. К тому же, меняя материнские радости и огорчения на эгоистические удовольствия, мать подрывает и семейные связи. В воспитании детей и укреплении семьи велика также роль отца. «Тот, кто не способен к исполнению долга отца, не должен им быть». Много тонких замечаний делает Руссо по поводу отношений взрослых к детям. Необходимо отличать их естественные нужды от капризов и прихотей. Детские задатки подобны кустарнику у большой дороги: их легко могут повредить часто проходящие путники. Помощь взрослых допустима, когда она приносит пользу детям. Нельзя потакать детским слабостям и капризам. «Самое верное средство сделать ребенка несчастным — это приучить его ни в чем не знать отказа». Надо больше требовать, чтобы дети по возможности все делали сами, и как можно меньше допускать, чтобы за них делали другие.
- Следующая ступень развития ребенка, по Руссо, длится от 2 до 12 лет. В это время главной задачей является развитие органов чувств: слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания и т. д. «Всё, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств, — материалистически утверждает Руссо. — Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума». Он протестует против того, чтобы сажать детей с раннего возраста за изучение книг. Периоду систематического обучения человека должно предшествовать время накопления личного опыта путем непосредственных наблюдений. В этом возрасте Руссо предлагает применять метод естественных последствий. Нужно предоставить ребенку возможность самому почувствовать последствия своих неправильных поступков. Если он сломал игрушку или замарал платье — не покупать новые; разбил стекло в своей комнате — не торопиться вставлять другое. Пережив неудобства и испытав неудовольствие, ребенок поймет, как нужно обращаться с вещами.
- Руссо ошибочно полагал, будто дети до 12 лет не обладают способностью к отвлеченному мышлению. Умственное развитие он относил к периоду от 12 до 15 лет, который считал временем ранней юности. При этом задачу умственных занятий он видел не в том, чтобы насильственно навязывать детям систему и логику научного знания, а в том, чтобы привить им вкус к занятиям науками и вооружить способами совершенствования знаний.
- Последнюю ступень развития — от 15 до совершеннолетия — Руссо определяет как период полового созревания и нравственного воспитания. Он справедливо отмечает, что юношу сильно волнуют вопросы социального общения и поведения. И воспитателю необходимо возбудить у юноши «доброту, человечность, сострадание и все нежные чувства, которые так дороги человечеству», в то же время уничтожая в зародыше «зависть, ненависть и все жестокие влечения, которые придают чувствительности отрицательный характер». Надо, чтобы юноша не придавал какого-либо значения происхождению, богатству и положению, а почитал и уважал человека как человека. Наряду с развитием «добрых чувств» воспитатель должен помочь своему воспитаннику формировать «добрые суждения» и развивать «добрую волю».
Руссо был одним из немногих педагогов, уделявших серьезное внимание половому воспитанию. «Для каждого обучения, — подчеркивал он, — есть свое время, которое нужно знать, и свои опасности, которых нужно избегать». В отношении младших детей он советовал руководствоваться таким правилом: «Когда их любопытство по поводу чего-нибудь преждевременно или ни к чему— вы можете спокойно наложить молчание на их уста». Другое дело — законный интерес к вопросам пола со стороны юноши. «Когда он достигнет 16-летнего возраста, не стесняйтесь посвятить его во все эти опасные тайны, которые вы так долго и тщательно скрывали от него». Просвещение юноши на этот счет должно быть точным и серьезным, необходимо раскрыть истинную суть человеческих отношений в этой области.
«Конечно, должна быть поведана строгая правда, я в то же время вы должны дать понять, что это одно из наиболее серьезных и священных в отношениях людей».
Но как бы ни был естествен интерес молодого человека к этой стороне жизни, нельзя допускать, чтобы он поглотил все его помыслы и горячил его воображение. Надо стремиться заполнить его дни серьезными занятиями, большими и полезными увлечениями, практической деятельностью и физической работой. Больше всего следует избегать праздного препровождения времени, беспорядочного чтения, сидячей и изнеженной жизни, компании молодых бездельников».
В юношеском возрасте более чем когда-либо важны искренние и задушевные отношения между воспитателем и воспитанником. Они облегчают переживания воспитанника, когда он хочет поведать своему старшему и опытному другу о возникшем у него чувстве первой юношеской любви. Руссо советует самым серьезным образом отнестись к такому признанию. «Вы должны, — обращается он к воспитателю, — нарисовать в его уме идеал девичества и женственности и помочь ему полюбить так, чтобы сама чистота и поэзия его чувств стала лучшим воспитателем его как мужчины».
Вклад в педагогику
Несмотря на противоречивость и ошибочность ряда положений, педагогическое учение Руссо сыграло выдающуюся прогрессивную роль в развитии теории и практики воспитания, внесло существенный вклад в педагогику. Его произведения полны горячей любви к простым труженикам и проникнуты глубокой верой в их способность создать новое, свободное общество. В них воспевается гуманное отношение к детям, выдвигаются творческие методы их воспитания и обучения. Руссо ненавидел тунеядство и был горячим поборником трудового воспитания. Его педагогические идеи, как и всё социально-политическое учение, пользовались огромной популярностью во Франции в эпоху революции, а затем получили и мировое признание. Они широко были известны в России и вызывали горячую симпатию со стороны ее выдающихся представителей.
Н. К. Крупская, высоко ценившая демократическое учение Руссо, отмечала, что во время расцвета капиталистического строя буржуазные идеологи превозносили Руссо, а современная буржуазия относится к нему неприязненно и свысока, третирует его идеи, называя их несбыточными. Советским людям Руссо был дорог своим пламенным демократизмом, оптимистической верой в способность трудящихся создать новое общество, в котором будут процветать истинная свобода, равенство и братство.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Педагогика Жан-Жака Руссо
4 минутыВ сегодняшней статье мы подробно рассмотрим педагогические идеи Жан-Жака Руссо, которые оказали важное влияние на развитие современной педагогики.
Написано и проверено педагогом и тренером Марией Матильдой .
Последнее обновление: 27 декабря, 2022
Ставить детей в центр внимания в образовательном процессе — центральная идея педагогики Жан-Жака Руссо. Он изложил свою педагогическую теорию в одной из своих самых известных работ, Эмиль, или О воспитании (1762). Эта книга представляет собой философский трактат о природе и воспитании человека.
Политическая, социальная и философская мысль Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо родился в Женеве 28 июня 1712 года. Он был педагогом, философом, музыкантом и ботаником. Его политические идеи составляли существенную часть теоретических основ интеллектуального и культурного движения Просвещения. Позже они также сыграли важную роль во Французской революции.
В своем политическом мышлении Руссо защищал республиканское государство как единственную форму правления. Он изложил свои идеи в своей работе «Общественный договор, или Принципы политического права » (1762).
Он написал, что в этом контексте: это должен быть народ, который имеет суверенитет и общую волю издавать законы. Согласно Руссо, это был способ гарантировать общее благо граждан страны.
Жан-Жак Руссо внес большой вклад в педагогику своим философским мышлением в отношении образования, которое, конечно же, соответствовало его политической и социальной философии.
Итак, в Эмиль, или Об образовании , он предполагает естественную эволюцию детей и взрослых, которых он указывает как благородных по своей природе. Мы также писали о необходимости воспитывать детей, чтобы они могли противостоять и вписываться в общество, которое он описывает как коррумпированное.
Педагогика Жан-Жака Руссо: Добро человека и природы
Педагогика Руссо предлагает и описывает образовательную систему, которая рассматривает естественную эволюцию детей и человека как способ приспособления к обществу и его совершенствования. Кроме того, он утверждал, что обучение должно происходить внутри и в контакте с природой. Он основывал это утверждение на идее доброты как человека, так и природы .
В этом смысле для максимального развития ребенка образование должно следовать ритму природы, а не общества. Тем более следует придавать большое значение интересам детей, уважая их положение как детей, а не как взрослых.
Руссо предложил периодическое образование. Первый характеризовался в основном физическим воспитанием, которое продолжалось до 4-летнего возраста. Затем, в возрасте от 2 до 12 лет, он предложил образование, направленное на развитие внешних чувств.
Кроме того, в возрасте от 12 до 15 лет дети должны были участвовать в интеллектуальном образовании. И, наконец, с 15 лет и до совершеннолетия дети будут учиться нравственному воспитанию.
Основные столпы педагогики Жан-Жака Руссо
- Защита образования, учитывающего характер детей и особенности их возраста.
- Образование, которое должно развиваться посредством органов чувств. Более того, он должен развиваться на основе личного опыта общения с природой, вещами и людьми, которые его окружают.
- Защита свободы человека. Это означает быть против любого типа воспитания, которое является жестким, суровым или основанным на наказании.
- Образовательная дидактика, основанная на развитии у детей самостоятельности и способности наблюдать и понимать окружающее… подчиняясь законам природы. То же самое верно и в отношении отношений между людьми.
- Учителя должны следовать принципу «невмешательства». Другими словами, они должны «делать все, ничего не делая». Это означает, что роль преподавателя заключается в том, чтобы служить проводником в процессе преподавания-обучения.
- Обучение разным видам работ, ремесленным или сельскохозяйственным, как средство обучения профессиям и полезным навыкам. Так человек может зарабатывать себе на жизнь и защищать свою свободу.
- Когда детям исполняется 16 лет, они должны вернуться в общество. Их нравственное воспитание должно подготовить их к совершению добрых дел. При этом их нравственное воспитание должно быть основано на добрых чувствах, здравом суждении и доброй воле.
- Руссо предполагает необходимость полового воспитания после 16 или 17 лет. Он также предлагает избегать разговоров о религии в детстве. Скорее, он считал, что дети постепенно сами приобретут знания о божественном. Кроме того,
Наследие Жан-Жака Руссо
Активное обучение на природе, учет интересов и особенностей детей, защита свободы… Учет формирование у людей добрых чувств… И необходимость совершать добрые дела, чтобы жить в обществе, нуждающемся в улучшении. Это некоторые из основных образовательных и философских идей, которые развивал Руссо.
Подобно вкладу других мыслителей в области образования, педагогические концепции Руссо означали для его времени большие успехи и изменения. Его самые прогрессивные идеи уступили место более демократичным и сложным педагогическим концепциям, существующим сегодня.
Это может вас заинтересовать…
Жан-Жак Руссо об образовании Эмиля
Жан-Жак Руссо (1712–1788 гг.), один из наиболее важных социальных и политических философов современности, написал книгу об образовании в котором описывалось, как он будет воспитывать воображаемого мальчика Эмиля. Образование, которое Руссо рекомендовал будущей жене Эмиля, Софи, представлено в главе 5. Руссо был одним из первых современных мыслителей, предложивших более естественную или аутентичную альтернативу дидактическому образованию:
Растения создаются выращиванием, человек — образованием. Если бы человек родился высоким и сильным, его размер и сила не имели бы для него никакого значения, пока он не научился бы ими пользоваться; они даже причинили бы ему вред, не давая другим прийти ему на помощь; Предоставленный самому себе, он умрет от нужды, прежде чем узнает свои нужды. Мы оплакиваем беспомощность младенчества; мы не понимаем, что человечество погибло бы, если бы человек не начал с детства. Мы рождаемся слабыми, нам нужна сила; беспомощны, нам нужна помощь; глупо нам нужна причина. Все, чего нам не хватает при рождении; все, что нам нужно, когда мы достигнем человеческого состояния, — это дар образования.
Это образование приходит к нам от природы, от людей или от вещей. Внутренний рост наших органов и способностей есть образование природы, использование, которое мы учимся извлекать из этого роста, есть образование людей, то, что мы приобретаем благодаря нашему опыту в нашем окружении, есть образование вещей.
Если от детей не требуется ничего делать в порядке послушания, из этого следует, что они будут учиться только тому, что, по их мнению, представляет реальную и настоящую ценность либо для использования, либо для удовольствия; какой еще мотив может быть у них для обучения? Искусство говорить с нашими отсутствующими друзьями [научившись писать], слышать их слова [научившись читать]; искусство сообщать им из первых рук о наших чувствах, наших желаниях и стремлениях — это искусство, полезность которого может быть очевидна в любом возрасте. Как это искусство, столь полезное и приятное само по себе, стало ужасом для детей? Потому что ребенок вынужден приобретать его против своей воли и использовать для целей, выходящих за рамки его понимания. У ребенка нет большого желания совершенствоваться в использовании орудия пытки, но сделайте его средством для своего удовольствия, и вскоре вы не сможете удержать его от этого. Люди поднимают большой шум, пытаясь найти лучший способ научить детей читать. Они изобретают «бюро» и карты, они превращают детскую в типографию. Локк [философ, цитируемый в главе 6] хотел научить их читать с помощью игры в кости. Какая прекрасная идея! А жаль! Есть лучший способ, чем любой из них, и тот, который обычно упускают из виду, — он состоит в желании учиться. Пробудите это желание в своем ученом и покончите с вашими «бюро» и вашими костями — подойдет любой метод…
Что касается моего ученика [Эмиля], позвольте мне запретить ему изучать что-либо из [этих вещей], пока вы не убедите меня, что ему полезно изучать вещи, три четверти которых ему непонятны… Когда я избавлюсь от детских уроков, я избавляюсь от главной причины их печалей, а именно от их книг. Чтение — проклятие детства, но это почти единственное занятие, которое можно найти для детей. Эмиль в двенадцать лет едва ли будет знать, что такое книга… Когда чтение принесет ему пользу, я признаю, что он должен научиться читать, но до тех пор он найдет это только неприятностью…
Работа или игра для [Эмиля] — одно целое, его игры — это его работа; он не знает разницы. Он привносит во все живость интереса, прелесть свободы, показывает склонность собственного ума и широту своих знаний. Есть ли что-нибудь более достойное внимания, что-нибудь более трогательное и восхитительное, чем хорошенькое дитя с веселым, жизнерадостным взглядом, легкой, довольной манерой, открытым улыбающимся лицом, играющее в самое важное или работающее над малейшим развлечением? …
Научите своего ученого наблюдать за явлениями природы; вы скоро возбудите его любопытство, но если вы хотите, чтобы оно росло, не спешите удовлетворять это любопытство. Ставьте перед ним проблемы и дайте ему решить их самому. Пусть он ничего не знает, потому что вы сказали ему, но потому, что он узнал это сам. Если когда-нибудь вы замените разум авторитетом, он перестанет рассуждать, он будет просто игрушкой чужих мыслей…
Превратим наши ощущения в идеи, но не будем сразу перескакивать с предметов чувств на предметы мысли.