Жан жак руссо философия: Жан-Жак Руссо и его философия

Содержание

Жан-Жак Руссо: философ, писатель, гражданин

28 июня 2012 года исполняется 300 лет со дня рождения Жан-Жака Руссо, французского философа‑просветителя, теоретика педагогики и искусства, политического мыслителя, писателя, композитора.

Жан‑Жак Руссо (Jean‑Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в Женеве в семье часовщика.

Мать Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, умерла вскоре после родов. Отец, Исаак Руссо в 1722 году был вынужден покинуть Женеву, и 1723‑1724 годы молодой Жан‑Жак Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в городке Боссе недалеко от границы с Францией. По возвращении в Женеву он сначала собирался стать судебным клерком, а в 1725 году стал подмастерьем гравера.

В 1728 году Руссо бежал от своего мастера и поселился в монастыре в Турине (Италия). По истечении четырех месяцев был обращен в католичество, утратив женевское гражданство.

С 1729 года по 1732 год прислуживал в разных домах Турина, затем стал учеником органиста, учился в семинарии, работал лакеем, но нигде надолго не задерживался.

В 1740 году Руссо получил место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных французских философов‑просветителей Мабли и Кондильяка.

В 1741 году он поселился в Париже (Франция), зарабатывал перепиской нот и частными уроками. Вошел в круг просветителей, завязал дружеские отношения с Дени Дидро, Этьеном Кондильяком, Жаном Д’Аламбером, Полем Гольбахом и др. Жан‑Жак Руссо принимал активное участие в написании «Энциклопедии» (выпускалась с 1751 года), возглавив отдел музыки и опубликовав ряд ключевых статей.

В 1743‑1744 годах служил секретарем французского посольства в Венеции (Италия).

В 1744 году Руссо вернулся в Париж, снова занялся перепиской нот, музыкальным сочинительством. Примерно в эту пору Руссо встретил Терезу Левассер, которая родила ему пятерых детей (1746‑1754), отданных в воспитательный дом.

В 1750 году в ответ на объявленный Дижонской академией в 1749 году конкурс на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» Руссо написал трактат «Рассуждение о науках и искусствах», что принесло ему премию и нежданную славу. В трактате он утверждает, что цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту (примеров Руссо не приводил), остались добродетельными и сильными. По мнению Руссо, плодами прогресса всегда оказываются нравственная порча и военная слабость.

В 1752 году была представлена пьеса Руссо «Нарцисс», не имевшая особого успеха.

В 1754 году опубликована его работа «Рассуждение о неравенстве», написанная по предложению Дижонской академии в качестве конкурсной темы «Происхождение неравенства». В ней Руссо противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному). Самым счастливым периодом за всю историю человечества вплоть до современных общественных форм Руссо назвал первобытные времена. Все свершившееся после племенной стадии он подверг осуждению за то, что укоренилась частная собственность, и большинство людей стали ее рабами.

В том же году Руссо посетил Женеву и вновь стал протестантом, восстановив себя в гражданских правах.

В 1756‑1762 годах по возвращении во Францию Руссо поселился в сельской местности близ Монморанси (под Парижем).

В 1762 году был опубликован трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического Права». В этом труде получили развитие существовавшие еще с древних времен идеи о договорном происхождении государства. Руссо утверждает, что, заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей тем самым их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования.

Общественный договор определяет характер власти: государство (республика) основано на принципах народного суверенитета (прямого народовластия), который неотчуждаем и неразделим (потому Руссо критиковал идею разделения властей) и не может быть представлен никем, кроме самого народа.

В том же 1762 году вышел педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании», в котором Руссо раскритиковал существовавшую систему воспитания, упрекнув ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. Развиваемая в «Эмиле» деистическая доктрина навлекла на Руссо гнев католической церкви, и 11 июня 1762 года правительство выдало распоряжение арестовать автора. Спасаясь от ареста, Руссо бежал в Швейцарию. Однако и здесь он был объявлен вне закона, и ему пришлось бежать в Мотье, находившийся под властью Пруссии.

В 1766‑1767 годах Жан‑Жак Руссо жил в Англии, куда его пригласил английский философ Дэвид Юм, так как в Пруссии преследования Руссо продолжились.

В 1767 году он вернулся во Францию.

В 1770 году после скитаний по многим городам Руссо приехал в Париж с законченной рукописью «Исповеди», в которой был представлен новый тип повествования, целиком погруженный во внутренний мир человека, представляющий события внешнего опыта преломленными в субъективном переживании.

В 1776 году Руссо закончил работу над книгой «Диалоги: Руссо судит Жан‑Жака» и начал писать «Прогулки одинокого мечтателя».

В 1778 году переехал в Эрменонвиль и жил в коттедже, предложенном ему маркизом де Жирарденом.

Жан‑Жак Руссо скончался 2 июля 1778 года от апоплексического удара и был похоронен в Эрменонвиле.

В 1794 году в период якобинской революционной диктатуры останки Руссо были перенесены в парижский Пантеон.

Жан‑Жак Руссо ‑ родоначальник общественно‑литературного течения ‑ «руссоизма», которое наряду с «вольтерьянством», основоположником которого был Вольтер (1694‑1778), образовалось во Франции в XVIII веке. Оба течения представляют отражение двух главных направлений французской мысли эпохи Просвещения: сентиментализма Руссо и рационализма Вольтера, возглавляемых названными мыслителями, резко разошедшимися между собой в миросозерцании. Учение Руссо, явившееся реакцией против господства разума и провозгласившее права чувства, основано на принципе сентиментализма в сочетании с двумя другими принципами: индивидуализма и натурализма. Если в первой половине XVIII века во Франции господствовало «вольтерьянство» с его рационализмом, скептицизмом, безверием и духом насмешки, то в 1760‑х годах в борьбу с ним вступил «руссоизм» с его сентиментализмом, религиозностью, морализмом и пафосом.

Основные произведения Жан‑Жака Руссо ‑ статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто и музыка для опер: «Нарцисс» (1733, постановка ‑ 1752, публикация ‑ 1753), «Военнопленные» (1743, публикация ‑ 1782), «Рассуждение о науках и искусствах» (1750, трактат), «Деревенский колдун» (опера, постановка ‑ 1752, публикация ‑ 1753), «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» (1754, трактат), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761, роман в письмах), «Об общественном договоре» (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе), «Эмиль, или О воспитании» (1762, педагогический роман‑трактат), «Исповедь» (1766‑1769, публикация ‑ 1782‑1789, автобиографический роман), «Пигмалион» (одноактная лирическая сцена, постановка ‑ 1770; музыка совместно с О. Куанье), «Диалоги: Руссо судит Жан‑Жака» (1775‑1776, автобиографические), «Прогулки одинокого мечтателя» (1777‑1778, публикация ‑ 1782, автобиографические).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Жан-Жак Руссо. Биография

Жан-Жак был смелым мыслителем. Одни его работы вызывали у публики восторг, другие — непонимание. А из-за одной из них философу даже пришлось уехать из Франции.

🌟 Слава пришла к Руссо в 38 лет. Знаменитым его сделало произведение, которое он в 1750 году подал на конкурс о науках и искусствах Дижонской академии. Философ вспоминал, что во время работы над сочинением «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» на него нашло озарение. Работа сделала Руссо настоящей звездой Парижа. В ней он критикует популярную в то время идею об однозначно благостном влиянии науки и искусства на нравы. Руссо утверждает, что на самом деле, искусство и науки — это зло, которое отделяет человека от естественной доброты.

🌿 Руссо призывал вернуться к природе, но не многие его понимали. Позднее Дижонская академия объявила конкурс на работу о происхождении неравенства и Руссо написал свое второе произведение «Рассуждение о происхождении неравенства», в котором призывал бросить дорогие дома и батистовые рубашки и вернуться к природе. Эта работа была встречена публикой прохладно. Вольтер написал:

🗣 «Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес».

💥 Противостояние Вольтера и Руссо длилось много лет. Они вели публичную переписку, в которой не скупились на колкости по отношению друг к другу. Философы наметили две важные траектории 18 века. Вольтер — аристократический просвещенец, который в первую очередь рассуждал об уме и интеллекте, восхищался идеалами науки. Руссо называли «наш Жан-Жак», он был народным героем, который говорил, что каждый крестьянин будет знать о морали больше, чем все люди в дорогих панталонах.

✍️ Руссо был независимым философом.

Сложилось представление о том, что философ-просвещенец всегда заручается поддержкой монарха. Руссо искал способы быть экономически независимым и решил заниматься перепиской нот — это занятие не должно было отвлекать его от философии и занимать его мозг, но при этом должно было приносить доход. После первых двух сочинений к Руссо приходили с нотами, чтобы посмотреть на чудака, который может рассуждать о физических явлениях (что было тогда признаком большого интеллекта) и при этом не хочет носить дворянские одежды.

👨‍👩‍👧‍👦 Мыслитель был женат на девушке из простой семьи. Тереза родила ему пять детей, которых Руссо отправил в воспитательный дом, объясняя это тем, что не может их содержать и дать им достойное воспитание. Но брак не мешал Руссо влюбляться и оказывать знаки внимания другим женщинам.

👦🏻 В 1762 году Жан-Жак Руссо публикует роман «Эмиль, или О воспитании». Это произведение сделало Руссо главным теоретиком воспитания и вместе с тем вынудило его покинуть Францию.

В отрывке «Исповедании веры савойского викария» Руссо критикует церковную религию и ее догматику и проповедует идею естественной религии — религии сердца. Это стало последней каплей. Руссо осуждают, книгу запрещают Парижским парламентом и сжигают. Философ был вынужден бежать в Пруссию к королю Фридриху II. Но жизнь в Пруссии у Руссо не ладится и он уезжает в Англию в гости к философу Дэвиду Юму.

Жан-Жак Руссо. Философия. сам утверждал, что не использовал этот ярлык для себя), в его работах затрагиваются темы этики, метафизики, эпистемологии, философской антропологии, философии религии и философии образования. Он, вероятно, наиболее известен своей социальной и политической философией. Однако творчество Руссо не ограничивалось философией. Он утверждал, что его первой любовью была не философия, а музыка. Он написал успешную оперу и разработал новую систему нотной записи. Он также написал успешный роман,

Жюли или Новая Элоиза . Философскую мысль Руссо трудно классифицировать. Его часто характеризуют как мыслителя эпохи Просвещения, и он действительно выражает некоторые основные идеалы Просвещения, такие как отказ от определенных устоявшихся догм. Тем не менее, его работа также во многом контрпросветительская. В своей первой успешной работе « Рассуждения о науках и искусствах» он утверждает, что мораль и добродетель могут быть испорчены прогрессом. Кроме того, Руссо понимает создание самого гражданского общества как источник худших человеческих пороков. Тема природы, и конкретно человеческой природы, как изначально доброй, является одной из важнейших в его произведениях. Вопреки критике, что его работы несовместимы друг с другом, он утверждает, что это центральная идея, лежащая в основе системы его мысли. В одном из своих основных произведений Рассуждение о происхождении неравенства , он объясняет, как первобытный «дикарь» постепенно переходит от состояния чистой природы к состоянию цивилизованного общества через длительный и сложный исторический процесс. Нынешнее общество, однако, объединено благовидным общественным договором, заключенным власть имущими, чтобы сохранить свое преимущество. В таком обществе почти невозможно достичь добродетели. Две более поздние важные работы, Эмиль и Общественный договор , представляют собой попытку Руссо показать, как можно преодолеть эту трудность. Первая направлена ​​на нравственное воспитание личности в коррумпированном обществе. Последнее представляет собой видение Руссо идеального политического режима, способного сохранить равенство и свободу для своих граждан. Эта статья посвящена в первую очередь этим и связанным с ними философским темам, показывая, как другие работы Руссо оказали на них влияние.

Общие обзоры

О Руссо написано много общих обзоров. Что общего почти во всех таких обзорах, так это описательные отчеты о критике общества Руссо, данные в «Рассуждениях о науках и искусствах» , его анализ человеческих существ в естественном состоянии в «Рассуждениях о неравенстве» , его политическая философия в Общественном договоре , и его обсуждение образования в Эмиль .

Перечисленные здесь источники представляют собой выборку некоторых из наиболее влиятельных из этих работ и предоставляют источники, предназначенные для различных аудиторий. Для тех, кто приезжает в Руссо впервые, Делани, 2009 г.и Simpson 2007 дают очень доступные и простые введения. Dent 1988, Dent 2005 и O’Hagan 1999 содержат наиболее полные обзоры, включающие существенные ссылки на большое количество вторичной литературы по данной теме. Wokler 2001 — еще один важный источник для ученых, который относительно невелик. Broome 1963 и Grimsley 1973 полезны для демонстрации того, как некоторые из наиболее важных философских идей в работах Руссо соотносятся с другими, менее обсуждаемыми философскими темами.

  • Брум, Джек Х. Руссо: исследование его мыслей . Лондон: Эдвард Арнольд, 1963.

    Этот обзор, ориентированный как на студентов, так и на обычных читателей, представляет собой попытку дать всесторонний анализ произведений Руссо и показать, что эти произведения следует читать в сочетании друг с другом, чтобы достичь точного понимания.

    понимание мысли Руссо в целом.

  • Делани, Джеймс. Начиная с Руссо . Лондон: Континуум, 2009 г..

    Написано в качестве введения для тех, у кого практически нет базовых знаний. Может использоваться в качестве дополнительного материала на курсах бакалавриата. Главы охватывают период Просвещения, состояние природы, политическую философию, образование и автобиографические произведения Руссо.

  • Дент, Николас. Руссо: введение в его психологическую, социальную и политическую теорию . Нью-Йорк: Бэзил Блэквелл, 1988.

    Общее обсуждение наиболее фундаментальных аспектов философской мысли Руссо. Главы разделены тематически, а не по отдельным произведениям Руссо. Они сосредоточены на представлениях Руссо о любви к себе, проблеме самости в изоляции, государстве и религии.

  • Дент, Николас. Руссо . Нью-Йорк: Routledge, 2005.

    Всесторонний обзор мысли Руссо. Он полезен для тех, у кого мало опыта, но также является важным источником для более продвинутых студентов и ученых. Главы охватывают все основные работы Руссо, а также обсуждают историческое влияние и наследие Руссо.

  • Гримсли, Рональд. Философия Руссо . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1973.

    Относительно краткий, но подробный обзор философии Руссо. Главы разделены по темам и обсуждают основные работы в контексте их соответствующей темы. Помимо стандартных тем о состоянии природы и политике, есть главы, посвященные религии и эстетическим идеям.

  • О’Хаган, Тимоти. Руссо . Лондон: Рутледж, 1999.

    . DOI: 10.4324/9780203354407

    Один из самых полных и полных недавних обзоров Руссо. Дает систематический анализ и интерпретацию работ Руссо и всесторонний обзор основных тем его философии. Содержит главу о Руссо и происхождении языка. Важный ресурс для тех, кто занимается передовыми исследованиями.

  • Симпсон, Мэтью. Руссо: Путеводитель для растерянных . London: Continuum, 2007.

    Написано для тех, у кого ограниченные базовые знания. Он пытается объяснить более сложные и недоступные стороны мысли Руссо. Главы охватывают жизнь и творчество Руссо, Рассуждение о науках и искусствах , Рассуждение о неравенстве , Общественный договор и Эмиль .

  • Воклер, Роберт. Руссо: очень краткое введение . Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2001.

    . DOI: 10.1093/actrade/9780192801982.001.0001

    Компактная работа, которая является полезным ресурсом как для начинающих, так и для продвинутых студентов. Главы охватывают теорию природы Руссо и политическую философию, а также включают обсуждение музыки, религии, образования и сексуальности.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Жан-Жак Руссо · Назад к природе · Образование · Педагогика

Руссо написал «Эмиля, или О воспитании» 250 лет назад, но педагогические принципы, описанные в этом романе, все еще могут многое предложить современным педагогам.

 

 

Все еще актуально, 250 лет спустя?

По мнению Руссо, человечество добро по своей природе — в отличие от других мыслителей, таких как Томас Гоббс, которые считали, что люди по своей природе склонны к соперничеству и жестокости.

Таким образом, по словам Руссо, лучшее, что мы можем предложить нашим детям, — это воспитание, полное свободы, возможности следовать их любопытству и возможности исследовать и получать собственный опыт. Таким образом, они становятся уверенными и самостоятельными.

Сегодня эти соображения не кажутся такими уж странными или удивительными. Но когда швейцарский философ Жан-Жак Руссо представил их в своем просветительском романе «Эмиль» в 1762 году, люди серьезно обиделись. Книга была сожжена, и Руссо был вынужден бежать из своего дома во Франции, чтобы избежать ареста и заключения в тюрьму.

Это было во времена Просвещения, когда господствовали рациональность, человеческий разум и формальное учение. Тогда была совсем другая эпоха… или была?

Ну, не совсем так. Многим из нас интересно увидеть собственное детство и воспитание глазами Руссо. Согласны вы с его идеями или нет, очевидно, что то, что он видел 250 лет назад, мало изменилось. Его педагогические принципы еще многое могут предложить современным педагогам.

 

 

 

Пусть прыгают, бегают и кричат ​​


Руссо прежде всего выступал за естественное, хотя и не был противником чувственности. Он утверждал, что естественное состояние бытия имеет ценность само по себе. Оно должно проникать в детство, а не быть просто подготовкой к взрослой жизни.

У него была только злость на «педантическую педагогическую манию, когда детей учили только тому, чему они могли легко научиться сами». Как ходьба. «Нет ничего более глупого, чем усилия, затраченные на то, чтобы научить ребенка ходить. Как будто кто-нибудь когда-нибудь видел, как взрослый не может ходить из-за пренебрежения няни», — размышлял Руссо.

— Нет, Эмилю не нужна помощь при ходьбе, — продолжал он. «Как только он сможет ставить одну ногу перед другой, ему нужна только опора на булыжниках. У природы есть средства, чтобы укрепить тело ребенка и заставить его расти. Противодействовать этому — смертный грех. Не заставляйте ребенка сидеть на месте, когда он хочет ходить, или ходить, когда он хочет сидеть на месте. Им нужно разрешить прыгать, бегать и кричать столько, сколько они хотят. Их конституция стремится быть сильной и требует движения».

Как это соотносится в наше время с ранним началом школьного обучения и широко распространенной тенденцией возить детей в колясках, даже если они вполне способны ходить?

 

 

 

Урок боли


Свободное движение, которое Руссо хотел дать своему ученику Эмилю, имело последствия. Но это было хорошо, по словам его учителя.

«У моего ученика часто появляются небольшие синяки. Но он всегда будет счастлив. Если ваши дети получают меньше синяков, возможно, это потому, что они находятся под постоянным наблюдением, всегда под охраной и, следовательно, в плохом настроении», — заметил Руссо.

«Я не хочу, чтобы Эмиль не пострадал. Именно в этом возрасте человек должен получить первые уроки мужества и понять, что, когда вы можете терпеть меньшие боли, вы можете тренироваться для больших ».

 «Когда он делает все возможное, чтобы защитить ребенка от вреда, ребенок становится беспомощным, как взрослый, и считает себя на грани смерти от каждой царапины», — заключил Руссо. Важно, чтобы ребенок развивался крепче, не стал хрупким и не выдержал удара по голове, кровотечения из носа или пореза пальца.

«Если ребенок так избалован, что плачет по пустякам, я скоро позволю ему плакать напрасно, и эта река высохнет. Пока ребенок плачет, я к нему не подойду, а примчусь к нему, как только он перестанет. Хотя и не с испуганным выражением лица. Это только больше напугает ребенка».

 

Восприимчивость — цель, а не средство

Когда мы сейчас читаем Руссо, он может показаться суровым в своем отношении к травмам детства, но он также сказал, что «природа создала маленьких детей, чтобы их любили и чтобы им помогали. ”

Однако родители могут переборщить со своей любовью, непреднамеренно прививая ложные потребности. «Самый безопасный способ сделать ребенка несчастным — дать ему привыкнуть к тому, что он хочет», — предупреждал Руссо. «Потому что, когда он станет взрослым и обнаружит, что не может иметь всего, он погрузится в безнадежность и поверит, что ничего не может достичь».

О детях, ведущих себя как короли в семье, Руссо прокомментировал: «Что может быть более оскорбительным и неестественным, чем видеть, как властный ребенок командует своим окружением и требователен ко всем — даже к людям, от которых зависит выживание ребенка».

 

 

 

Теория, но не практика

Частые прогулки на природе вдохновили Жан-Жака Руссо на размышления и теории об истинной природе человека и, следовательно, детства, воспитания и образования. Однако сам он так и не реализовал свои идеи на практике — для него это была чистая теория.

Фактически, он отправил своих пятерых детей в детский дом, как только они родились. Позднее он горько сожалел об этом решении, которое побудило его написать в «Эмиле»: «Тот, кто не может исполнить отцовский долг, не имеет права им быть».

Теория и практика не всегда идут рука об руку в истории педагогики, как и во многих других областях.

Также стоит отметить, что мыслители и философы эпохи Просвещения формировались своим временем. Их взгляды на класс, права женщин и, не говоря уже об этнической принадлежности или «расе», оставляли желать лучшего, если мы посмотрим на их время современными глазами.

«Мы не должны учить детей наукам,
, а давать им вкус к ним.

~ Жан-Жак Руссо

Программа «Педагогика для перемен» предлагает 12 месяцев обучения и ознакомления с силой педагогики, пока вы применяете свои навыки и солидарность.

Учеба и практическое обучение проходят в Дании, где вы будете работать с детьми и молодежью в специализированных учреждениях социального образования или школах с нетрадиционным подходом к преподаванию и обучению.

Кратко:
• 10 месяцев обучения и практики в Дании, работа с детьми и молодежью в специализированных социальных учебных заведениях или школах. Параллельно вы будете изучать мир педагогики со своей командой – группой единомышленников. Вы будете встречаться на учебные дни каждый месяц.

• 2 месяца изучения реальности сообществ в Скандинавии / Европе, в зависимости от того, что возможно – если позволяют условия пандемии. Вы будете путешествовать на велосипеде, автобусе или, возможно, пешком или под парусом.

• Возможность получить B-сертификат педагогики.

Быть активным наблюдателем означает осознавать, что происходит неуместное или даже угрожающее поведение, и решать бросить ему вызов. Коллективные действия – это путь вперед.

Моника только что закончила программу «Педагогика перемен», и мы попросили ее поделиться некоторыми своими мыслями и основными выводами из ее опыта практики и изучения социальной педагогики в Дании.

В этом посте мы показываем пример того, как теория «Зоны ближайшего развития» может быть реализована в реальной жизни при работе в области социальной педагогики.

Через признание люди развивают уверенность в себе, самоуважение и самоуважение. Теория узнавания была разработана немецким философом и педагогом Акселем Хоннетом.

Мысли Астрид Линдгрен о детях были провокационными в 1940-х годах, и ее подход к детству как явлению прогрессивен даже сегодня.

По словам российского психолога Льва Выготского, взаимодействие со сверстниками, подражание, совместное обучение и другие виды социального взаимодействия являются ключом к развитию человеческого разума.

Во времена несправедливости и лишений призыв Майи Энджелоу к человечности, единству и стойкости учит нас многим важным жизненным урокам.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts