Житейский психологический опыт: Житейская психология — особенности, примеры из жизни, определение

Житейская психология

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются «житейской психологией». Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях.Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность.

Такие знания носят интуитивный характер.Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т.

е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической.

\

4

 Проведение наблюдения

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — впсихологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

 

5 Эксперимент как метод психологического исследования

Эксперимент, как метод исследования, характеризуется следующими особенностями:

1.  Исследователь преднамеренно создает, вызывает к жизни интересующее его явление. При простом наблюдении явление изучается так, как оно совершается независимо от исследователя. Экспериментатор же не ждет и не ищет, когда и где совершится требуемое ему явление, а сам его вызывает, когда это надо по ходу исследования.

2. Создается специальная экспериментальная обстановка, позволяющая наблюдать явление в его относительно чистом виде, исключив влияние случайных условий, которые при методе простого наблюдения часто мешают выявить действительные связи, существующие между явлениями. Так, И. П. Павлов, конечно, неоднократно наблюдал условные рефлексы у животных в естественных условиях их жизни. Однако для того, чтобы вскрыть действительные закономерности условного рефлекса, он прибег к эксперименту, который проводил в специальной звуконепроницаемой камере, что позволяло изучать влияние только одного изолированного светового раздражителя.

3. Изучаемое явление повторяется столько раз, сколько необходимо исследователю.

В этом большое преимущество эксперимента перед методом простого наблюдения. В последнем исследователю иногда приходится долго ждать, когда явление вновь повторится в его естественных условиях. В эксперименте же это повторение имеет систематический характер. Благодаря этому многие особенности изучаемого явления, которые при однократном наблюдении могут быть восприняты нечетко пли даже вовсе не замечены, в эксперименте подвергаются очень точному наблюдению и измерению.

4. Условия, при которых протекает изучаемое явление, изменяются закономерно. Это является едва ли не самой существенной особенностью эксперимента: лишь изменяя условия протекания данного явления, экспериментатор может проникнуть в его сущность, понять законы его развития и существования, определить его связи с другими явлениями..

5. Как правило, экспериментальный метод оснащается специальной точной измерительной аппаратурой, позволяющей получить количественную характеристику изучаемого явления и подвергнуть полученные результаты статистической обработке, что часто необходимо для характеристики изучаемых закономерностей.

6

 Тестирование как метод исследования

Тестирование (англ. test — испытание, проверка) — эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления ( сравнения, дифференциации и ранжиования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и

удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют обёективности оценок, не зависящих от субёективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

7

 Устный и письменный опрос как метод исследования

Опрос – это метод сборапервичнойинформации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) илиопосредованном (анкета) социально-психологическомвзаимодействииисследователя и опрашиваемого. Источникоминформации в данномслучаеслужитсловесноеилиписьменноесуждениечеловека.Широкоеиспользованиеданного метода объясняетсяегоуниверсальностью, сравнительнойлегкостьюприменения и обработкиданных. Исследователь в короткий срокможет получить информацию о реальнойдеятельности, поступках опрашиваемого, информацию о егонастроениях, намерениях, оценкахокружающейдействительности.

Опрос может быть групповым и индивидуальным; устным и письменным.

Классификация метода

Это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Каждый из вариантов опроса имеет свои цели, достоинства и недостатки.

1. Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

Устный опрос позволяет:

а) глубже, чем при письменном, проникнуть в психологию человека, но требует специального обучения и, как правило, больших затрат времени;

б) ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят от личности того, кто ведет опрос, от его собственного поведения

2. Письменный опрос – позволяет охватить большое количество людей. (Наиболее распространенная его форма – анкета).

Недостатком письменного опроса является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего и исходя из этого изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого.

3. Свободный опрос – это такая разновидность устного или письменного, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос этого типа позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.

4. Стандартный опрос – вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее; более экономичен.

 

8 Классификация методов исследования в психологии

Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

По классификацииАнаньева, все методы делятся на 4 группы:

  1. Организационные

  2. Эмпирические

  3. Методы по сбору обработки данных

  4. Интрепретационные методы.

Организационные методы включают в себя:

  • Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)

  • Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)

  • Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)

  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)

  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)

  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)

  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу обработки данных:

Интерпретационные методы:

9

 Сравнительный анализ поведения животных и человека

Сознание – высший уровень развития психики, присущий только человеку. Предысторию развития человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных. Однако активность и психика даже самых высокоорганизованных животных качественно отличается от человеческой деятельности и человеческого сознания.

Во-первых, активность животных является инстинктивно-биологической, т. е. не выходящей за пределы естественных условий их жизни. Она может осуществляться лишь по отношению к предметам жизненных, биологических потребностей или к свойствам и вещам, связанным с их удовлетворением.

Во-вторых, язык животных принципиально отличается от языка человека. Язык животных представляет собой сложную систему сигналов, с помощью которых они могут передавать друг другу информацию о биологически значимых событиях. Его важнейшее отличие заключается в отсутствии семантической функции: элементы языка животных не обозначают внешние предметы, их свойства и отношения – они связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным биологическим целям. Другим отличием языка животных является генетическая фиксированность, в результате которой он представляет собой закрытую систему с ограниченным числом сигналов. Язык человека – открытая система, он непрерывно развивается и обогащается. Каждое животное от рождения знает язык своего вида, человек осваивает свой язык в течение всей жизни.

В-третьих, животные живут по биологическим законам. Многие из них объединяются в сообщества, в которых складываются достаточно сложные формы взаимодействия между особями. Характерной чертой животных сообществ является иерархия их членов. Особи более высоких рангов имеют больший «авторитет»: им подчиняются, им подражают и т. д. В некоторых сообществах существует четкое распределение функций, например в пчелиной семье специфические обязанности выполняются маткой, рабочими пчелами и трутнями. Однако все формы группового поведения животных подчинены исключительно биологическим целям и законам, они закреплялись естественным отбором, в ходе которого фиксировались только те формы, которые обеспечивали решение основных биологических задач: питания, самосохранения и размножения. Человек как в индивидуальной, так и в общественной жизни вышел из власти биологических законов и с определенного момента своего развития стал подчиняться законам социальным.

В-четвертых, животные используют орудия, даже изготавливают и совершенствуют их, однако какими бы высокоорганизованными ни были животные, они не способны изготавливать орудия из другого орудия. Изготовление орудия с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности – труда, что предполагало в дальнейшем разделение труда. Ничто из перечисленного не свойственно животным. Они используют орудия только в биологических целях и в конкретных ситуациях и никогда не вступают в отношения друг с другом по поводу использования этих орудий. Таким образом, у животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материально закрепленной форме.

10 Ощущения как главный источник познания

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного притока информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда осязательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом.Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий, и он сохраняет некоторое время одно и то же (лежачее) положение. Такое состояние сначала вызывало сон, а затем становилось трудно переносимым для испытуемых.Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.

Классификация ощущений

Ощущения – это основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле. Это отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений:громкость;цвет, величина;форма;температура.Ощущения воспринимаются с помощью органов чувств, как на сознательном, так и бессознательном уровне.Благодаря ощущениям человек может воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь одним из главных, источником познания и важным условием его психического развития.Еще давно различали пять основных видов (модальность) ощущений – это обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.

Из самых крупных и существенных групп выделим три основных типа:

1. интроцептивный тип;

2. проприоцептивный тип;

3. экстрацептивный.

Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения, которые исходят из стенок желудка, кишечника, сердца, кровеносной системы и других.

Проприоцептивный тип ощущения обеспечивает сигналы о положении тела в пространстве и, естественно, о положении в пространстве опорно-двигательного аппарата. Ощущения составляют афферентную (приносящую) основу движений человека и участвуют в их регуляции.

Самая большая группа ощущений – это экстероцептивные. Эти ощущения доставляют до человека информацию, которая поступает из внешнего мира, являясь основной группой ощущений, и связывает человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения разделяют на две подгруппы: контактные (вкус, осязание) и дистантные (слух, зрение, обоняние) ощущения.

общая характеристика психологии как науки

Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и своего места в нем. Изучение таких представлений, связанных с теми или иными свойствами психики, способами поведения людей, необходимо для правильной организации жизни любого общества, хотя и не является в обыденной практике самостоятельной, специальной задачей. Не случайно в древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.

В истории культуры – философских, морально-этических текстах, художественном творчестве – содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа.

Возможные примеры.

1. Классическим для европейской культуры стало эмпирическое описание человеческой индивидуальности в труде одного из мыслителей Древней Греции Феофраста «Характеры» (Л., 1974): в совокупности повседневных поступков людей определяются их типичные психологические портреты, в основе которых лежат особенные черты характера и общения с другими людьми.

2. Собрание житейских психологических наблюдений в восточной классике – «Цзацзуань» (досл. «смесь», «заметки о разном», см. Цзацзуань. Изречения китайских писателей IX-XIX вв. 2 изд. М., 1975): лаконично и остроумно выделены типичные ситуации, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Интерес к старинным описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации при создании которой «сотрудничали» – через века – представители самых различных специальностей.

Типичный пример. Классификация темпераментов, предложенная еще в Древнем Риме врачом Гиппократом, включает следующие типы: жизнерадостный и общительный сангвиник, задумчивый, медлительный флегматик, храбрый, вспыльчивый холерик, печальный меланхолик. Первоначально, ее основанием служили не психологические особенности, а преобладание в теле человека одной из четырех жидкостей: крови (сангва), слизи (флегма), желчи и черной желчи (холе и меланхоле). В последствие типы получили психологическую интерпретацию благодаря, в частности, работам Канта и Стендаля, философа и беллетриста, которые разными способами и на разных эмпирических примерах определили эти удобные формы описания индивидуальностей. Интересно, что эта классификация и в нашем веке получила новые обоснования в работах физиологов и психологов (И.П.Павлов, Г.Айзенк).

Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Действительно, решение вопроса о том, почему мир устроен так, а не иначе, выделение оснований познания действительности всегда было связано с изучением того, кому этот мир представлен, «с познанием самого себя». Такое понятие как «душа», «сознание», «Я» первоначально не были психологическими и их разработка – от древности до наших дней – была усвоением условий познания вообще. Душа как предмет познания, т. е. «наука о душе» возникла в учении Аристотеля. В трактате «О душе» (см.: Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М., 1976, т.I.) он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения нашей науки, выделил основные психические процессы. Многие философы прошлого, как и современные, были авторами оригинальных психологических концепций, описаний законов психической жизни – восприятия, мышления, эмоциональных состояний. Вместе с тем, философское представление человека является обобщенным и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.

Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными». Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

Типичный пример. Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин – физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам – метроном. Ощущение – это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания – представлению). Если сравнить представление о сознании человека в житейской донаучной психологии, в философии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного простого прибора, то на лицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Современная психология далеко ушла от механизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности.

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыт, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением операционально, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерить (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологий: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

1. Опытом житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания – целенаправленного, систематизированного, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее.

Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, «не веря своим глазам».

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач.

Типичный пример. Об одном из первых «учебников психологии», написанном учеником Вундта, американским психологом и философом У.Джемсом (1842-1910) широко представлен материал житейского (в том числе авторского) психологического опыта, а также общие модели его научного понимания, актуальные до сих пор.

2. Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию.

Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка.

Не следует понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение ее исследовательских возможностей. Например, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общественного фактического материала. Закономерны, поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным аппаратам (и только им), это защищает опыт от «засорения» житейскими ассоциациями.

Типичный пример. Закономерна научная строгость выдающего русского физиолога и психолога И. П.Павлова, запрещавшего своим сотрудникам говорить и подопытных животных: собака «думала, вспоминала, почувствовала». Правильное исследование поведения животных предполагает интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае – разработанной в павловской школе рефлекторной теории высшей нервной деятельности.

3. Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело – опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, – пишет один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) – она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей – с другой» (Рубинштейн С. Л. М., 1940, с.37). Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды – символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Делают ли интересные события «хорошую жизнь?»

Что-то немного другое

Источник: фото Dark Indigo с сайта Pexels

Из чего состоит «хорошая жизнь?» Философы и психологи исторически фокусировались на двух аспектах: счастье и смысл. Счастливая жизнь с высоким уровнем гедонистического благополучия , наполнена положительными эмоциями и удовлетворением Осмысленная жизнь с высоким эвдемоническим благополучием наполнена целью и добродетелью

Почему же тогда некоторые люди преследуют опыт, который не кажется ни счастливым, ни значимым — чтение литературы, которая вызывает грусть, ужас , или зависть; посещение Burning Man; поедание острого перца? Могут ли некоторые люди даже желать жизни, характеризующейся такими переживаниями, а не счастьем или смыслом? Недавняя работа под руководством Шигехиро Оиси, Хевон Чой, Лоррейн Бессер и их коллег предлагает ответ на этот вопрос. последний вопрос может быть утвердительным.0003

В частности, Оиси и Бессер предлагают еще один аспект хорошей жизни: «психологическое богатство». Психологически богатая жизнь включает в себя разнообразие, новизну, сложность и опыт, меняющий перспективу. Такая жизнь может включать сильные положительные и отрицательные эмоции и не требует смысла. Одним словом, богатая жизнь интересна.

Чтобы проверить эту возможность, Оиси и его коллеги опросили более 3728 участников из 9 стран об их «идеальной жизни». Когда их вынуждали выбирать один тип, подавляющее большинство в каждой стране сообщали, что они хотели счастливого (50-70%) или значимого (14-39%).%) жизнь. Но 7-17% сообщили, что выбрали бы богатую жизнь. Последующее исследование с участием 1611 американцев и 680 корейцев показало, что 28% и 35% соответственно сожалели о событии, изменение которого сделало бы их жизнь психологически богаче.

Переживания, меняющие мировоззрение

Источник: фото Cottonbro с сайта Pexels

Отдельная серия исследований показала, что люди с более высоким уровнем открытости опыту и экстраверсии сообщают о том, что их жизнь психологически насыщеннее. Однако социальный класс и другие демографические различия, по самооценке, не были связаны с богатством жизни. Это говорит о том, что в отличие от «счастливой» жизни, которая, как правило, зависит от финансовой и социальной стабильности, психологически богатая жизнь может быть доступна каждому, независимо от его положения.

Эти результаты могут объяснить, почему некоторые люди предпочитают буквально бить себя током, а не сидеть в скуке; почему стереотипный мужчина средних лет играет с уходом из любящей семьи ради «чего-то нового»; или почему молодой юрист бросает карьеру, чтобы заняться психологией, потому что это просто очень интересно. Они также согласуются с более ранними выводами о том, что некоторым людям нравится искать острых ощущений и сдерживать риски, даже если они сами по себе не доставляют удовольствия.

Этот тип благополучия также означает, что люди с несчастливой или кажущейся бессмысленной жизнью могут по-прежнему наслаждаться определенным типом «хорошей жизни» — жизнью, проистекающей из уникального или изменяющего мировоззрение опыта. Признание богатства может даже помочь людям оценить тяжелый опыт или неожиданные перемены.

Лучшее понимание психологического богатства, по словам Оиси и его коллег, «да, обогатит наше понимание благополучия».

Декларация: Я косвенно участвовал в ранней работе над этими идеями с Оиси и Чоем.

Как мы рассказываем о своей жизни Опыт имеет значение

«Мужчина всегда рассказывает истории. Через них он видит все, что с ним происходит. И он пытается жить своей жизнью, как если бы он рассказывал историю». Жан Поль Сартр

У каждого из нас есть точка зрения на то, что с нами происходит, которую мы формулируем в виде рассказа о нашей жизни. Мы рассказываем о семейных трудностях, любви всей нашей жизни, дружбе, взлетах и ​​падениях обстоятельств и о том, как мы с ними справляемся. Мы даже рассказываем о забавных вещах, которые происходят с нами в течение дня. Наши истории раскрывают наши цели и стремления, страхи, идентичность и самооценку, роли, которые мы выбираем для игры в жизни, то, как мы справляемся с невзгодами, а также ценности и убеждения, которыми мы дорожим. Мы можем не выбирать, что с нами происходит, но истории, которые мы даем опыту, принадлежат только нам.

Достаточно просто рассказать о хороших временах в нашей жизни в значениях, которые соответствуют нашим целям, целям и мечтам. Но труднее понять опыт, который переворачивает нашу жизнь с ног на голову и бросает вызов всему, что мы знаем, во что верим и чему доверяем. Как понимать такие переживания? Но, что еще важнее, как нам интегрировать их значения в связное повествование о нашей жизни?

Возьмем, к примеру, скандал 2006 года, в котором утверждалось, что проповедник Тед Хаггард имел сексуальные отношения со своим массажистом, а также покупал и употреблял кристаллический метамфетамин. Этот скандал вынудил проповедника Теда Хаггарда уйти с поста старшего пастора церкви «Новая жизнь» в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо. Пока не разразился этот скандал, я мало что знал о проповеднике Теде Хаггарде. Но в последующие дни я многое узнал о его супруге Гейл Хаггард и о том, как она справилась с этим трудным периодом в своей жизни.

Вопросы, которые тревожили Гейл Хаггард в дни и месяцы, последовавшие за падением ее мужа, должны были быть, мягко говоря, тяжелыми. Как она понимает, что произошло? Как она понимает противоречия в поведении мужа? Она останется или уйдет?

В интервью Гейл Хаггард рассказала о влиянии скандала на ее брак и на ее эмоциональное состояние. Она спросила себя: «Кем я буду в этой истории? Во что я действительно верю, что я действительно ценю и за что стоит бороться для меня?» Я бы не задал ей лучших вопросов, если бы она была моей пациенткой. Она размышляла о том, как построить полноценную и достойную жизнь. Могла ли она понять, что произошло, по сравнению с жизнью, которую она создала до сих пор, и жизнью, которую она хочет для себя в будущем? Это именно те вопросы, которые нам нужно задавать себе, когда обстоятельства ставят под сомнение все, что мы считали определенным и реальным.

Гейл Хаггард решила , что ее брак, каким она его знала, стоит борьбы. Она решила рассказать об этом тяжелом периоде своей жизни как жене, которая будет бороться за свой брак и веру, убеждения и ценности, которые она отстаивает. Именно так она предпочитала рассказывать об этой непростой жизненной главе во всей истории своей жизни. Ее значения помогли ей двигаться вперед по жизни, а не застревать в прошлом.

Ваша история продвигает вас вперед или удерживает в прошлом?

Проблема в том, что не все личные истории одинаковы с точки зрения содействия нашему благополучию, помощи нам осмысленно двигаться от пункта А к пункту Б в нашей жизни и делать это таким образом, чтобы мы могли терпеть, учиться и расти. Мы можем предпочесть понимание, которое ограничивает наше развитие от одной стадии жизни к другой. Наши истории могут подчеркивать вину и виктимизацию, которые привязывают нас к прошлому. Гейл Хаггард могла обвинить мужа в том, что он разрушил их брак и ее жизнь. Я уверен, что она чувствовала это время от времени. Но она пришла к выводу, что развод — это не та история, которую она хотела рассказать. Не имеет значения, была ли она права или нет, и если бы вы или я поступили бы так же. Важно то, что она выражает личную точку зрения, которая, в конце концов, является историей, которую Гейл Хаггард хочет рассказать. Только она узнает, что эта глава значит для всей ее жизни. Именно ей придется осмыслить решения, которые она приняла в отношении своей личной истории.

Личная история Подход к изменениям

В терапии существуют две точки зрения на то, как добиться изменений. Мы можем изменить свое поведение или изменить наш диалог. Подход личной истории к изменениям делает упор на последнее. Этот подход лежит в основе популярной психотерапии под названием Нарративная терапия . Здесь люди учатся размышлять и организовывать свои мысли и чувства в содержательный диалог о своей жизни и о том, что с ними происходит (хорошее или плохое).

Откуда вы знаете, что значения, которые мы придаем происходящему в жизни, скорее правильные, чем неправильные? Если это действительно правильно для вас, вы почувствуете себя свободнее и готовы двигаться вперед со своим решением и жизнью. Значения, которые вы придаете опыту, выявят потребности и желания, которые имеют смысл с особенностями жизни, которую вы прожили до сих пор. Кроме того, у вас будет уверенность в сердце, разуме и духе, которая сведет к минимуму ваши сомнения. Грань между тем, что для вас правильно и неправильно, сужается, поскольку вы интуитивно понимаете значения, которые продвигают вас вперед и приносят большее удовлетворение.

Как вы понимаете, это занятие непростое. Вы должны глубоко погрузиться в подлинные и порой очень болезненные размышления, чтобы разобраться в таких трудных временах. Мы не просто пытаемся превратить лимоны в лимонад, игнорируя негатив или придавая позитивный смысл вещам. О, наоборот! Рефлексивный процесс, который спрашивает : «Кем я буду в этой истории? Во что я действительно верю, что я действительно ценю и за что стоит бороться для меня?» может быть сложной психологической и духовной задачей. Вы должны:

Сначала , подумайте о своих мыслях и чувствах , даже о тех, которых вы пытаетесь избежать или отвергнуть. Я уверен, что у Гейл Хаггард были чувства предательства, страха и сомнений. Возможно, она задавалась вопросом, почему она не знала об этой части своего мужа. Или она поняла, что всегда знала это о нем, но предпочла смотреть в другую сторону. Что бы она ни нашла, она должна была смотреть прямо в лицо своему внутреннему миру.

Второй , генерировать понимание и смысл этого процесса, открывающего вам роль, которая лучше всего служит целям, задачам и цели всей вашей жизни. «Кто ты?» вот в чем вопрос. Возможно, вы решите, что на данном этапе вашей жизни вам нужно ставить более эгоистичные цели. Возможно, вы решите, что полное изменение игры для вас неправильно, потому что вы живете жизнью, которая кажется вам наиболее подлинной. Я не знаю деталей мыслительного процесса Гейл Хаггард. Но, судя по ее решению, я могу представить, что все произошло примерно так: я жил по религиозным принципам прощения. Что для меня сейчас важнее всего? Моя обида и разочарование в муже или принципы, на которых я основываю свою жизнь? Судя по ее рассказу, Гейл Хаггард больше борется за свои принципы, чем даже за свой брак. Именно так она понимает и придает смысл этому тяжелому периоду своей жизни.

В-третьих, Поднимите истории, которые уже у вас внутри, которые, возможно, вы забыли, пропустили или потеряли. Эти истории, отодвинутые на задний план вашего сознания, часто содержат аспекты вашей личности, которые вы можете использовать, чтобы начать новую главу в своей жизни. Много лет назад у моего пациента диагностировали опасную для жизни болезнь, которая потребовала пересадки стволовых клеток. Это привело к ряду потерь, которые привели к тому, что его незаконно уволили с работы как раз в то время, когда он нуждался в их поддержке. Он был очень успешным бизнесменом, получавшим шестизначные суммы в год. Все в этом человеке кричало Уолл Стрит . Но так много изменилось для него за это время. Ему пришлось проникнуть глубоко внутрь себя, чтобы найти части, потерянные в решениях, которые он до сих пор принимал в жизни.

Он восстановил в себе учителя. Он никогда не думал о себе таким образом. Но в раннем подростковом возрасте мой пациент начал заботиться о других, когда потерял отца. Это заставило его заботиться о своей матери, братьях и сестрах, которые так и не ассимилировались полностью в американскую культуру. Он помог поддержать их финансово и научил их, как удовлетворять свои потребности в рамках американской культуры. Учитель появился в его сознании. Ну, по сути, он начал работать в некоммерческом агентстве, которое нашло доноров для людей, нуждающихся в трансплантации стволовых клеток. И, конечно же, с его деловой смекалкой, вам лучше поверить, он помог этому агентству выйти на новый, более процветающий уровень. Эта новая сюжетная линия действительно изменила для него правила игры.

Сюжетная основа, полученная в результате этих трех шагов, должна служить мостом в ваше будущее. Это сюжетная линия, которая будет наиболее способствовать вашему личностному росту. Как вы это узнаете? Ваша интуиция глубоко резонирует с вашей историей. Да, верно, скажете вы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts