Жизнь и философия: Философия жизни. Основные идеи

Содержание

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ • Большая российская энциклопедия

Авторы: П. П. Гайденко

ФИЛОСО́ФИЯ ЖИ́ЗНИ (нем. Lebensphi­lo­sophie), фи­лос. те­че­ние, по­лу­чив­шее пре­иму­ще­ст­вен­ное раз­ви­тие в Гер­ма­нии в кон. 19 – нач. 20 вв., вы­дви­га­ло в ка­че­ст­ве ис­ход­но­го по­ня­тия «жизнь» как не­кую ин­туи­тив­но по­сти­гае­мую це­ло­ст­ную ре­аль­ность. Ф. ж. яви­лась вы­ра­же­ни­ем кри­зи­са клас­сич. но­во­ев­ро­пей­ско­го ра­цио­на­лиз­ма. Она вы­сту­пи­ла про­тив гос­под­ства ме­то­до­ло­гиз­ма и гно­сео­ло­гиз­ма в та­ких фи­лос. на­прав­ле­ни­ях 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., как нео­кан­ти­ан­ст­во и по­зи­ти­визм. При этом са­мо по­ня­тие «жизнь» мно­го­знач­но и по-раз­но­му ис­тол­ко­вы­ва­лось в разл. ва­ри­ан­тах фи­ло­со­фии жиз­ни.

Био­ло­ги­че­ски-на­ту­ра­ли­стич. тол­ко­ва­ние ха­рак­тер­но для те­че­ния, вос­хо­дя­ще­го к Ф. Ниц­ше и пред­став­лен­но­го Л. Кла­ге­сом, Т. Лес­син­гом и др.; «жи­вое» под­чёр­ки­ва­ет­ся как не­что ес­те­ст­вен­ное в про­ти­во­по­лож­ность ме­ха­ни­че­ски скон­ст­руи­ро­ван­но­му, «ис­кус­ст­вен­но­му». Для это­го ва­ри­ан­та Ф. ж. ха­рак­тер­ны оп­по­зи­ция «ду­ху» и «ра­зу­му», по­пыт­ки све­сти лю­бую идею к «ви­таль­ным вле­че­ни­ям», «ин­те­ре­сам», «ин­стинк­там», «во­ле» ин­ди­ви­да или об­ществ. груп­пы, праг­ма­тич. трак­тов­ка нрав­ст­вен­но­сти и по­зна­ния (доб­ро и ис­ти­на – то, что уси­ли­ва­ет пер­вич­ное жиз­нен­ное на­ча­ло, зло и ложь – то, что его ос­лаб­ля­ет), под­ме­на лич­но­ст­но­го на­ча­ла ин­ди­ви­ду­аль­ным, а ин­ди­ви­да – ро­дом (то­таль­но­стью), ор­га­ни­цизм в со­цио­ло­гии.

Ис­то­ри­ци­ст­ский ва­ри­ант Ф. ж. (В. Диль­тей, О. Шпенг­лер, Г. Зим­мель, Х. Ор­те­га-и-Гас­сет) ис­хо­дит в ин­тер­пре­та­ции «жиз­ни» из не­по­средств. внутр. пе­ре­жи­ва­ния, как оно рас­кры­ва­ет­ся в сфе­ре ис­то­рич. опы­та ду­хов­ной куль­ту­ры. Ес­ли в др. ва­ри­ан­тах жиз­нен­ное на­ча­ло рас­смат­ри­ва­ет­ся как веч­ный не­из­мен­ный прин­цип бы­тия, то здесь вни­ма­ние при­ко­ва­но к ин­ди­ви­ду­аль­ным фор­мам реа­ли­за­ции жиз­ни, её не­по­вто­ри­мым куль­тур­но-ис­то­рич. об­раз­ам. При этом Ф. ж. ока­зы­ва­ет­ся не в со­стоя­нии пре­одо­леть ре­ля­ти­визм, свя­зан­ный с рас­тво­ре­ни­ем всех нравств. и куль­тур­ных цен­но­стей в по­то­ке жиз­ни, ис­то­рии. Ха­рак­тер­ное для Ф. ж. от­тал­ки­ва­ние от ме­ха­ни­стич. ес­те­ст­во­зна­ния при­ни­ма­ет фор­му про­тес­та про­тив ес­те­ст­вен­но-на­уч­но­го рас­смот­ре­ния ду­хов­ных яв­ле­ний во­об­ще, что при­во­дит к по­пыт­кам раз­ра­бо­тать спец. ме­то­ды по­зна­ния ду­ха (гер­ме­нев­ти­ка и кон­цеп­ция по­ни­маю­щей пси­хо­ло­гии у Диль­тея, мор­фо­ло­гия ис­то­рии у Шпенг­ле­ра и т. п.). Ан­ти­те­за ор­га­ни­че­ско­го и ме­ха­ни­че­ско­го пред­ста­ёт в этом ва­ри­ан­те Ф. ж. в ви­де про­ти­во­пос­тав­ле­ния куль­ту­ры и ци­ви­ли­за­ции.

Свое­об­раз­ный пан­теи­стич. ва­ри­ант Ф. ж. свя­зан с ис­тол­ко­ва­ни­ем жиз­ни как не­кой кос­мич. си­лы, «жиз­нен­но­го по­ры­ва» (А. Берг­сон), сущ­ность ко­то­ро­го – в не­пре­рыв­ном вос­про­из­ве­де­нии се­бя и твор­че­ст­ве но­вых форм; суб­стан­ция жиз­ни – чис­тая «дли­тель­ность», из­мен­чи­вость, по­сти­гае­мая ин­туи­тив­но.

Тео­рия по­зна­ния Ф. ж. – раз­но­вид­ность ин­туи­ти­виз­ма: ди­на­ми­ка жиз­ни, ин­ди­ви­ду­аль­ная при­ро­да пред­ме­та не­вы­ра­зи­ма в об­щих по­ня­ти­ях, по­сти­га­ет­ся в ак­те не­по­средств. ус­мот­ре­ния, ин­туи­ции, ко­то­рая сбли­жа­ет­ся с да­ром ху­дож. про­ник­но­ве­ния, что при­во­дит Ф. ж. к вос­кре­ше­нию па­нэ­сте­тич. кон­цеп­ций нем. ро­ман­тиз­ма, воз­ро­ж­де­нию куль­та твор­че­ст­ва и ге­ния. Ф. ж. под­чёр­ки­ва­ет прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие, не­со­вмес­ти­мость фи­лос. и на­уч. под­хо­да к ми­ру: нау­ка стре­мит­ся ов­ла­деть ми­ром и под­чи­нить его, фи­ло­со­фии же свой­ст­вен­на со­зер­цат. по­зи­ция, род­ня­щая её с ис­кус­ст­вом. Наи­бо­лее аде­к­ват­ной фор­мой по­зна­ния ор­га­ни­че­ских и ду­хов­ных це­ло­ст­но­стей яв­ля­ет­ся, со­глас­но Ф. ж., ху­дож. сим­вол. В этом от­но­ше­нии Ф. ж. по­пы­та­лась опе­реть­ся на уче­ние И. В. Гё­те о пра­фе­но­ме­не как пер­во­об­ра­зе, вос­про­из­во­дя­щем се­бя во всех эле­мен­тах жи­вой струк­ту­ры. О.  Шпенг­лер стре­мил­ся «раз­вёр­ты­вать» ве­ли­кие куль­ту­ры древ­но­сти и Но­во­го вре­ме­ни из «сим­во­ла пра­ду­ши» ка­ж­дой куль­ту­ры, про­из­ра­стаю­щей из это­го пра­фе­но­ме­на, по­доб­но рас­те­нию из се­ме­ни; к ана­ло­гич­но­му ме­то­ду при­бе­га­ет и Г. Зим­мель. А. Берг­сон рас­смат­ри­ва­ет вся­кую фи­лос. кон­цеп­цию как вы­ра­же­ние осн. глу­бин­ной ин­туи­ции её соз­да­те­ля, не­вы­ра­зи­мой по сво­ему су­ще­ст­ву, не­по­вто­ри­мой и ин­ди­ви­ду­аль­ной, как лич­ность её ав­то­ра.

Твор­че­ст­во вы­сту­па­ет по су­ще­ст­ву для Ф. ж. как си­но­ним жиз­ни; для Берг­со­на оно – ро­ж­де­ние но­во­го, вы­ра­же­ние бо­гат­ст­ва и изо­би­лия ро­ж­даю­щей при­ро­ды, для Зим­ме­ля и Ф. А. Сте­пу­на име­ет тра­ги­че­ски-двой­ст­вен­ный ха­рак­тер: про­дукт твор­че­ст­ва как не­что кос­ное и за­стыв­шее ста­но­вит­ся в кон­це кон­цов во вра­ж­деб­ное от­но­ше­ние к твор­цу и творч. на­ча­лу. От­сю­да над­рыв­но-бе­зыс­ход­ная ин­то­на­ция Зим­ме­ля, пе­ре­кли­каю­щая­ся с фа­та­ли­стич. па­фо­сом Шпенг­ле­ра и вос­хо­дя­щая к ми­ро­воз­зренч. кор­ню Ф. ж. – её па­фо­су судь­бы, «люб­ви к ро­ку» (Ф. Ниц­ше), про­по­ве­ди слия­ния с ир­ра­цио­на­ли­стич. сти­хи­ей жиз­ни. Тра­гич. мо­ти­вы, ле­жа­щие в ос­но­ве Ф. ж., бы­ли вос­при­ня­ты ис­кус­ст­вом кон. 19 – нач. 20 вв. (осо­бен­но сим­во­лиз­мом). Наи­боль­ше­го влия­ния Ф. ж. дос­тиг­ла в 1-й четв. 20 в., к ней тя­го­те­ли ряд пред­ста­ви­те­лей нео­ге­гель­ян­ст­ва и праг­ма­тиз­ма. В даль­ней­шем она рас­тво­ря­ет­ся в др. на­прав­ле­ни­ях фи­ло­со­фии 20 в., не­ко­то­рые её прин­ци­пы за­им­ст­ву­ют­ся сме­няю­щи­ми её эк­зи­стен­циа­лиз­мом, пер­со­на­лиз­мом и фи­ло­соф­ской ан­тро­по­ло­ги­ей.

Как философия помогает в повседневной жизни

27 июня 2018 Жизнь Колонка

Философия может научить нас многому: смотреть на проблему со стороны, доверять себе и быть смелее.

Анастасия Шавлохова

Куратор Философского клуба ЦСИ Винзавод.

Взглянуть на проблему со стороны

Порой нам приходится слышать, что того или иного знакомого или друга постигла неудача на работе или в личной жизни. Потом с течением времени неудачи оборачиваются удачами. И наоборот.

Как писал Сергей Есенин в 1924 году в его «Письме к женщине»:

Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Философия помогает пережить этот момент отчаяния путём отстранения от события, беспристрастным взглядом со стороны. Многие ждут от философии ответа на глобальные вопросы человечества и непреложных истин, хотя сами философы всегда напоминают, что философия — это про сам поиск (истины ли, своего предназначения ли), а не про результат.

Слово «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». Мудрость, как и не абсолютная истина, может быть разной, меняясь от момента времени, нашего внутреннего фокуса и их со-настройки.

Не бояться сложностей

Обратимся к классикам. Фридрих Ницше много писал о внутреннем аде и отчаянии, в которое впадает человек. Вот, например, из эссе «К генеалогии морали»:

«Всякий, кто когда-нибудь строил новое небо, находил силу для этого лишь в собственном аду».

Если бы в нашей жизни всё шло ровно и гладко, то и не было бы возможности для роста. Тяжёлые ситуации, проигрыши помогают нам иначе посмотреть на проблему, которую мы пытаемся игнорировать. Именно из состояния внутреннего ада и начинается движение в сторону качественных изменений.

По сути, каждый проходит в своей жизни тяжёлые моменты сомнений, сложности выбора, внутренней разомкнутости. Главное — помнить, что это нормально, что без этих раздумий личность не может расти. Но только если эти размышления не превращаются в откладывание важных решений. В «Так говорит Заратустра» Ницше пишет:

«Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».

Поэтому не забывайте, что за разрушением чего-то старого должно следовать созидание нового. И в минуты сильнейшего отчаяния помните: достигнув дна, мы можем следовать только наверх.

Доверять себе

Людвиг Витгенштейн, один из самых влиятельных философов XX века, совсем молодым человеком писал в своём дневнике:

«Делай всё наилучшим образом! Большего ты сделать не можешь: и пребывай в радости. Дай другим быть самими собой. Ведь другие не поддержат тебя, а если и поддержат, то только лишь на короткое время».

Это напутствие из его «Тайных дневников» 1914–1916 годов, которые он вёл, воюя на передовой, испытывая ужасные лишения и каждый день рискуя жизнью. Но об этом важно помнить и в повседневности: вкладывать душу в своё дело, опираться только на себя и учиться быть счастливым. Это не фигура речи — «учиться быть счастливым». Этому действительно нужно учиться. И не забывать, что мы не в силах повлиять на большую часть того, что происходит в мире, поэтому об этом не стоит переживать.

А за много веков до Витгенштейна блаженный Августин писал:

«Люби, и тогда чего хочешь — делай».

Для меня это посыл к тому, что нужно доверять себе, своей интуиции и двигаться вперёд с добротой в сердце и любовью к ближнему.

Не поддаваться эмоциям

Современный немецкий философ Роберт Пфаллер, занимающийся эстетикой, чьи работы, к сожалению, пока не переведены на русский язык, пишет так:

«При определённых условиях или другом освещении именно отрицательные качества оказываются чрезвычайно привлекательными. Они, по словам Канта, вызывают удовлетворение, причём удовлетворение, направленное „во вред всем чувствам“».

Важно помнить об этом как о предостережении. Действительно, не всё то золото, что блестит. И не всегда бывает оправданным доверие своим первым сильным эмоциям. Когда волна спадёт, а душевный шторм уляжется, мы поймём, что в пелене эмоций не слышали себя и свою интуицию.

Поэтому так важно помнить, что наше восприятие ситуации, особенно самое первое, может подводить нас. Наши чувства могут серьёзно искажать картинку реальности. Не забывайте, что иногда нужно дать себе время на принятие взвешенного решения.

Быть смелее

Виднейший философ XX века Ханна Арендт когда-то высказала очень жизненную мысль, которую я соотнесу со всем вышесказанным и которой подведу итог:

«Для сохранения авторитета необходимо уважение к соответствующему лицу или учреждению. Поэтому величайший враг авторитета — это презрение, а самый верный способ подрыва авторитета — смех».

Эта мысль важна в перспективе того, о чём я уже говорила: человеческое субъективное восприятие подвержено многим погрешностям, мы не совершенны. Поэтому не забывайте иногда менять угол зрения на мир, забираться вопреки правилам на столы и парты, как советовал своим ученикам герой Робина Уильямса в фильме «Общество мёртвых поэтов».

Что бы вы сказали себе об этой ситуации, будучи старше на год, на пять лет, на десять? Будет ли это важно тогда? Некоторые авторитеты рухнут, чьи-то мнения перестанут быть жизненно важными для нас: просто потому, что мы станем более опытными, зрелыми, бесстрашными. Но пусть эта мысль не доведёт вас до пустого самодовольства! Помните, что смех, в том числе смех над собой, — это то, перед чем отступают многие невзгоды.

Читайте также 🧐

  • 8 философских идей, которые перевернут ваше мировоззрение
  • 5 знаменитых философских парадоксов и их значение для каждого из нас
  • Как избавиться от страданий с помощью философии стоицизма

28.

Философия жизни

«Философия жизни» возникает в XIX в. как оппозиция классическому рационализму.

Философия жизни — направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни — Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон. Опираясь на традиции немецкого романтизма, «философия жизни» подходит к жизни как к первичной и исходной реальности

Ницше в качестве центральной категории рассматривает волю. Именно воля к власти лежит в основании всего мира, все стимулы жизни, все ее источники и вся борьба происходят из-за власти. В таком понимании жизнь не имеет никакого развития или прогресса, к ней не применима никакая теория. Жизнь — вечное становление и «вечное возвращение». Искусство – является более глубоким и надежным способом познания, чем наука. Ницше выступил за пересмотр всех ценностей общества и человека.

Старые истины, мораль, религия — все следует отбросить, ибо они не способствуют утверждению воли к власти. Поэтому старая «мораль рабов» должна быть заменена «моралью господ».

В начале XX в. популярно учение французского мыслителя Анри Бергсона — интуитивизм. Философия жизни — генеральное возражение против материалистически-механистической и позитивистской философии. Это учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Значимо стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догматический рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя — «вниз».

В гносеологии А. Бергсон противопоставляет интеллект интуиции:

1) интеллект — орудие работы с материальными, пространственными объектами;

2) интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений.

В метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) А. Бергсона жизнь — метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», по мере его ослабления жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, неодушевленную массу — «вещество». Человек — творческое существо, и через него проходит путь «жизненного порыва».

В развитии позитивистской философии можно выделить три этапа:

  • позитивизм

    19 век. О.Канта, Дж.Миля, Г.Спенсера;

  • эмпириокритицизмсубъективных идеалистов на рубеже Х1Х – ХХ столетия Э. Маха, Р. Авенариуса;

  • неопозитивизм 20-е гг. ХХ столетия М.Шлик, Р.Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн,

  • постпозитивизм 60-е гг. ХХ столетия К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейрабенд, Т. Кун.

Позитивистызаявили о разрыве с прежней философией (натурфилософией) и считали, что наука не нуждается в какой – либо стоящей на ней философией, так как она сама себе является философией.

Эмпириокритики, в связи с кризисом в естествознании (открытием электрона и радиоактивности), предприняли попытку подменить материю данными чувственного опыта, различными комплексами ощущений и восприятий субъекта. Для этой цели Э.Махом создаётся теория «элементов мира» (под которыми за видимым признаками физических и психических процессов понимаются ощущения., а Р.Авенариусом – «теория принципиальной координации» (в которой существование окружающей действительности не мыслится вне субъекта и его сознания).

На основе позитивизма и эмпириокритицизма в западной философии складывается новое направление – неопозитивизм.

Неопозитивизм – одно из направлений современной западной философии, которое противопоставило науку и философию. Представители неопозитивизма сформировались в рамках Венского кружка, куда входили М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат. Философия рассматривалась неопозитивистами как скопище псевдопроблем. Традиционные философские проблемы объявлялись бессмысленными и метафизичными на том основании, что они формулируются с помощью псевдопонятий, то есть таких терминов, которые не могут быть проверены на практике («субстанция», «Бог», «Бытие», «абсолют» и т.

п.). Предметом философии, по мнению неопозитивистов, должен быть язык науки. Общая цель неопозитивизма – подвергнуть все научное знание критическому анализу с позиций требования принципа верификации.

Верификация – понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Истинным считается только такое, утверждение, которое может быть сведено к так называемым «протокольным предложениям», элементарным предложениям, образующим эмпирический базис науки. Если теорию или гипотезу можно свести к протокольным предложениям, то она истинна.

Постпозитивизм– представители К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейрабенд, Т. Кун. Для постпозитивизма главной проблемой становится динамика научного знания. Поэтому в центре внимания оказываются такие вопросы, как социокультурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения научных концепций и т. д. Постпозитивизм отказался от линейного, поступательного развития науки и обосновывает неизбежность революционных преобразований в ней.

Особенностью постпозитивизма является также его отказ от проведения резкой грани между научным знанием и философией: признается значимость философских положений и неустранимость их из науки. Важным является и признание обусловленности науки социальными факторами. В целом позитивизм во всех своих формах плодотворно исследовал научную деятельность, ее основные принципы и методы.

Особенности постпозитивизма:

1) анализ истории науки (логическая реконструкция истории науки), стремление найти универсальную основу человеческого разума через историю науки;

2) поиск ответа на вопрос о главных факторах развития науки;

3) анализ динамики, а не статики науки.

философия и биография древнегреческого мыслителя

Опубликовано:

Бюст Сократа: Flickr

Древнегреческий философ Сократ не оставил письменных работ. Однако его идеи стали основой многих современных концепций. О жизни и гибели Сократа рассказали ученые Егений Орлов и Владик Нерсесянц.

Биография философа

Сократ появился на свет в Афинах в 469 году до н. э. Как рассказывает Евгений Орлов в книге «Сократ. Его жизнь и философская деятельность», будущий мыслитель родился в семье ремесленника Софрониска и повитухи Фенареты. Сократ рос в семье с братом Патроклом.

Владик Нерсесянц в книге «Сократ» пишет, родители позаботились, чтобы дети получили достойное по тем меркам образование. Будущий философ знал азбуку и умел писать, читал современные философские труды Анаксагора и ходил на лекции.

Сократ проявлял интерес к военному делу, поддерживал свою физическую форму, осваивал боевые навыки и учился владеть оружием. Его отец был убежден, что карьера в армии будет престижной для его сына. Оказавшись на службе, Сократ продолжал учиться и был одинаково хорош во владении оружием и словом, о чем быстро стало известно в Афинах. В промежутках между службой и войнами Сократ часто навещал дом. Тогдашняя молодежь любила слушать его размышления о личности человека.

Информации о женах Сократа немного, но из того, что о них известно, можно сделать вывод, что его семейная жизнь была необычной и отличалась от типичных образцов греческой культуры.

Памятник Сократу: Flickr

Сократ был женат на Ксантиппе, которая была гораздо моложе его. Существует предположение, что она была его ученицей и увлеклась философией, потому захотела выйти замуж за мыслителя. Ксантиппа родила Сократу трех сыновей.

Мудрец много времени проводил в философских беседах, а заботы о детях и быте легли на плечи Ксантиппы, что вызывало у нее постоянное недовольство. Ее имя сегодня стало нарицательным для всех недовольных и сварливых жен.

Сведения о второй жене Сократа Мирте весьма противоречивы. Она была супругой философа не то до, не то после, не то одновременно с Ксантиппой. Такое действительно могло быть, поскольку Древние Афины понесли серьезные потери в Пелопоннесской войне. Чтобы повысить рождаемость, гражданам разрешали иметь двух жен.

Как умер Сократ? Философ был приговорен к смерти афинским народным судом по обвинению в богохульстве и порче молодежи. Согласно записям, он был вынужден выпить чашу яда. Философ сделал это без колебаний и спокойно принял свою смерть в 399 году до н.э.

Его последние слова были адресованы к одному из его учеников — к Критону. Он просил, чтобы вернули его долг Аскепию и чтобы ученики продолжили исследование истины, даже если это приведет к трудностям и преследованиям.

Бюст Сократа: Flickr

Философия и взгляды Сократа

О личности Сократа можно судить по словам его учеников. Наиболее полные характеристики можно найти у Платона и Ксенофонта, которые посвятили Сократу множество работ. Так, перу Ксенофонта принадлежат произведение с воспоминаниями об учителе «Защита Сократа на суде» и труд «Воспоминания о Сократе».

В них Ксенофонт описывает Сократа как человека, который жил простой жизнью. Он рассказывает о философе как об учителе, который старался помочь ученикам развить лучшие личностные качества и достичь совершенства в духовной жизни. Ксенофонт отмечает, что Сократ был сдержанным в общении и не был склонен к излишней эмоциональности.

Похожей точки зрения придерживается Платон. В своих трудах он отзывается о Сократе как о великом учителе, мудром философе и примере для подражания. Оба ученика мыслителя сходятся во мнении, что Сократ жил по моральным принципам и не принимал участия в политических интригах.

Труды Сократа сохранились благодаря записям его учеников. В чем суть учения Сократа? Это философия, провозгласившая, что главная задача человека — самопознание и изучение окружающего мира. Она заключается в том, что истинное знание приходит только через диалог и самоанализ.

Философ учил, что мир, который видим и ощущаем, может быть ошибочным и непостоянным, а истинное знание можно найти только через общение и диалог между людьми, ищущими истину вместе.

Памятник Сократу: Flickr

Что такое философия по мнению Сократа? Мудрец был убежден, что философия — это не просто теоретическое знание или набор абстрактных концепций, а активное стремление к истине и мудрости. Сократ отмечал, что цель философии заключается не только в теоретическом понимании мира, но и в практическом применении этого знания в повседневной жизни. Философ утверждал: «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее».

В чем особенности философии Сократа? Мыслитель утверждал, что философия должна быть доступна всем людям, а не только избранным элитам, и что каждый человек имеет право и возможность искать истину и развивать свой ум. Он верил, что мудрость и добродетель тесно связаны и что только мудрый человек может быть добрым.

Сократ был известен своим этическим учением. Он называл целью жизни не накопление богатств и наслаждений, а поиск духовного совершенства. Мудрец говорил: «Голод — лучшая приправа к пище». Философ призывал людей следовать правде и справедливости, даже если это приводит к неудобствам и трудностям.

Важной особенностью философии Сократа был его метод сократического диалога. Он состоял в том, чтобы задавать вопросы и провоцировать собеседника на размышление и критическое мышление. Методика помогала людям осознать ошибки и внутренние противоречия, приводила их к пониманию истины и собственной невежественности. В конечном итоге каждый должен был прийти к главному тезису сократовской мудрости:

«Я знаю, что ничего не знаю».

Сократ стал выдающейся фигурой в истории философии и культуры. Его метод сократического диалога и учение о стремлении к истине и мудрости оказали значительное влияние на развитие западной философской мысли. Сократ стал символом борьбы за свободу мысли и независимость философии от политической власти.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1813253-sokrat-biografia-filosofia-citaty/

Глава VI. Философия жизни, История западной философии. Часть 2. Новое время. Современная западная философия

Виктор Петрович Лега

История западной философии. Часть 2. Новое время. Современная западная философия

Глава V. Абсолютный идеализмГлава VII. Феноменология Э.Гуссерля

Скачать