Типология жизненных миров — Психологос
Автор — Федор Ефимович Василюк.
Жизненный мир человека (живого существа) подразделяется на внешний мир и мир внутренний.
Внешний мир может быть «легким» или «трудным». Под «легкостью» внешнего мира понимается гарантированная обеспеченность всех актуализировавшихся потребностей живущего в нем существа, а под «трудностью» — отсутствие таковой.
Внутренний мир может быть «простым» или «сложным». «Простоту» мира удобнее всего представить как односоставность жизни, т. е. как наличие у «простого» существа единственной потребности или единственного жизненного отношения. «Сложность» соответственно понимается как наличие нескольких отношений, вступающих в столкновения.
Пересечение этих оппозиций дает следующую категориальную типологию:
Внутренне простой и внешне легкий мир
Это инфантильный жизненный мир, способ жизни инфантильного человека.
Его стремление — к немедленному (здесь-и-теперь) удовлетворению единственной («это — всегда») своей потребности. Норма этого мира — полная удовлетворенность, поэтому жизнь обитающего в нем существа сведена к непосредственной витальности и подчиняется принципу удовольствия. Малейшая боль или неудовлетворенность воспринимается как глобальная и вечная катастрофа.
Подробнее…
Внутренне простой и внешне трудный мир
Это реалистический мир, способ жизни реалиста.
Отличие этого мира от предыдущего заключается в том, что блага, необходимые для жизни, не даны здесь непосредственно. Внешнее пространство насыщено преградами, сопротивлением вещей, и потому главным «органом» жизни обитающего здесь существа становится предметная деятельность, оснащенная психикой. Эта деятельность в силу простоты внутреннего мира, т. е. устремленности жизни на удовлетворение единственной потребности (хронотоп «это — всегда»), постоянно энергетически заряжена, не знает отвлечений и колебаний и проблематична только с внешней, технической стороны (Как достичь?). Чтобы быть успешной, деятельность должна сообразоваться с внешней вещной реальностью, и потому наряду с принципом удовольствия здесь появляется принцип реальности, который становится главным законом этого мира. Поскольку принцип удовольствия с требованием здесь-и-теперь удовлетворения при этом не исчезает из состава мира, то в нем формируется фундаментальный механизм «терпения-надежды», призванный контролировать аффекты во время неизбежных отсрочек в удовлетворении потребностей.
Подробнее…
Внутренне сложный и внешне легкий мир
Это ценностный мир, мир существования человека, живущего в мире внутренних ценностей.
Основная проблематичность жизни в легком и сложном мире не внешняя (Как достичь цель? Как удовлетворить потребность?), а внутренняя (Какую цель поставить? Ради чего действовать?). Если в реалистическом мире развивается психика, то в легком и сложном — сознание, как «орган», предназначение которого — согласование и сопряжение различных жизненных отношений. Внутренняя цельность является главной жизненной необходимостью этого мира, а единственный принцип, способный согласовывать разнонаправленные жизненные отношения,- это принцип ценности.
Подробнее…
Внутренне сложный и внешне трудный
Это мир творчества, способ жизни творческого человека.
В сложном и трудном мире возникают свои специфические проблемы, которые не сводятся к сумме проблем «реалистического» и «ценностного» мира. Главная внутренняя необходимость субъекта этого мира — воплощение идеального надситуативного замысла своей жизни в целом. Эту задачу приходится решать на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних затруднений и постоянно возобновляющихся внутренних рассогласований. По своей сути такая задача является творческой, ибо никогда не имеет готового алгоритма решения. Поэтому и данный тип мира назван творческим. Для жизни в нем наряду психикой, деятельностью и сознанием необходим новый «орган» жизнедеятельности — это воля.
Подробнее…
34)Типология жизненных миров (по Василюку)
Очень мне понравилась эта типология. Помогает на какие-то вещи посмотреть объективно. Жизненный мир человека можно можно условно разделить на внутренний и внешний. Внешний мир может быть (крайности) легким или трудным. Легкий — когда все возникающие потребности удовлетворяются. Вовка в Тридевятом царстве, короче. Трудный — когда, соответственно, не удовлетворяются. Внутренний мир может быть простым или сложным. Простой мир, его основное свойство — «односоставность», то есть наличие одной потребности или жизненного отношения. Как мычание, другими словами.Сложный, это когда таких жизненных отношений несколько, и они друг с другом борются. Комбинируя эти типы внешнего и внутреннего миров, получаем 4 возможных сочетания: 1. Внутренне простой и внешне легкий (инфантильный) жизненный мир. Основан на стремлении к немедленному (здесь-и-теперь) удовлетворению единственной потребности. Норма этого мира — полная удовлетворенность. Жизнь подчинена принципу удовольствия. Малейшая боль и неудовлетворенность — катастрофа. 2.
Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как духовный отец новой третьей силы — американского гуманизма и как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления. Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления — рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажду прекрасного (и другие способы выражения стремления «наверх») как универсальные тенденции. При изучении личности Маслоу не фокусировался на исследовании наблюдаемого поведения и различных симптомов, которые наблюдаются извне. Он интересовался субъективными переживаниями людей и считал, что для изучения личности необходим подход, базирующийся на жизненном опыте. Маслоу указывал, что наука, изучающая личность должна быть субъективной, а не объективной и абстрактной. Она должна почитать и даже любить объект изучения. Он должна быть межличностной — подлинно участвовать в межличностном взаимодействии с объектом исследования. Маслоу выдвигает свою интерпретацию гуманистической теории личности. Он выводит представления о личности из представлений исследования здоровых и креативных людей. Он критиковал теории, основанные на опыте клинической работы с невротическими индивидами, не реализовавших полностью свой потенциал.
Жизненный мир | философия | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
МИРОВ ЖИЗНИ
МИРОВ ЖИЗНИNext: ФАКТОРИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ МИРОВ Up: Анализ жизненного мира Предыдущий: КОНЦЕПЦИЯ
Мы будем использовать термин жизненный мир для обозначения среды, описанной в с точки зрения обычных способов структурирования деятельности, которая имеет место внутри него — обычное использование инструментов и материалов, «петля инварианты, которые поддерживаются в нем обычными действиями, и так далее. Термин исходит из феноменологической социологии. [36], где речь идет о знакомый мир повседневной жизни, и конкретно к тому миру, как описано в терминах, которые имеют значение для данного образа жизни. Кошки и люди, например, можно понимать как населяющих одну и ту же физическую среду но разные жизненные миры. Кухонные шкафы, подоконники и пространство под стульями имеют разное значение для кошек и людей, как и клубки пряжи, обивка, телевизоры и другие кошки. Точно так же кухня предоставляет шеф-повару другой жизненный мир, чем механику, хотя ясно, что эти два жизненных мира могут в некотором роде пересекаться. Таким образом, жизненный мир — это не просто физическая среда, а паттерн способы, которыми физическая среда функционально значима в некоторых активность.
Эта идея похожа на теорию восприятия Гибсона. [14], но эти две теории также различаются важным способы. Принимая во внимание, что Гибсон считает, что восприятие мирского аффордансы являются прямыми, мы считаем, что процесс восприятия может быть объясняется причинно-следственными связями. Кроме того, в то время как Гибсон рассматривал категории восприятия как сущностно биологические и врожденные, мы рассматривать их как культурные и эмерджентные.
Анализируя жизненный мир, мы пытаемся выделить отдельные структуры внутри него, которые облегчают его обычную деятельность. Например, жизненные миры. обычно содержат артефакты, такие как инструменты, которые были специально разработаны для поддержки этих мероприятий. Эти инструменты также расположены в мире в способы, которые упрощают жизнь и снижают когнитивную нагрузку на людей: чашки обычно находятся в шкафах, продуктах питания в холодильниках и продуктовых магазинах. Никому не нужно помнить, где находится масло в конкретном продуктовом магазине. потому что масло во всех продуктовых магазинах находится в четко определенном молочном отделе, обычно вдоль стены, которую можно узнать издалека; однажды молочный в поле зрения, масло будет видно в определенной области. Артефакты также предназначены для того, чтобы сделать их функциональные свойства очевидными для восприятия. Ручки ощутимо подходят для захвата, ручки ощутимо подходят для переворачивания вилки заметно подходят для того, чтобы протыкать предметы, и поэтому на [9, 43]. Наоборот, это в целом можно предположить, что артефакты, которые не дают легко различимых основания для проведения функциональных различий фактически взаимозаменяемы . Обычно, когда какое-то функционально значимое свойство объекта не очевидно, жизненный мир предоставляет альтернативный способ его маркировки. Если вы увидишь, например, у себя дома проигрыватель, то считаешь, что это мой, если у вас нет особых причин не делать этого. Эти аспекты жизненные миры, как правило, облегчают выполнение определенных видов деятельности внутри них без необходимости запоминать слишком много фактов или заново изобретать отвертка из первых принципов.
Жизненные миры содержат сети взаимодействующих условностей и практик. которые упрощают отдельные аспекты конкретной деятельности. практика освобождает агентов от бремени решения определенных проблем на месте и распространять их растворы по всей деятельности агента или многих агентов. Например, больница может попытаться обойтись без поддержания стерильности. условия. У людей всегда есть микробы, поэтому технически они всегда зараженный. Проблема заключается в том, чтобы убедиться, что эти инфекции никогда не вне контроля. Самым прямым решением было бы постоянно наблюдать за пациентами, оценивать степень их инфицирования и лечить их при становится тяжелым. Поскольку это нежелательно для любого числа причинам больница вместо этого пытается предотвратить инфекций в пациентов с соблюдением стерильных условий. Они могут сделать это, например, путем поиска загрязненных предметов и поверхностей и обеззараживание их. К сожалению, стерильность не является видимой поверхностью характеристика. Вместо этого больницы решают проблему по структурирование пространства и деятельность . Различные места хранятся более или менее стерильны в зависимости от их обычного использования: операционные стерильнее, чем полы в прихожей. Объекты, которые могут генерировать микробы (люди) вымыты, в масках и в перчатках.