Значение дистанции в общении: Дистанция общения в психологии

что это такое, краткий обзор, основные идеи

Одним из наиболее интересных аспектов невербального общения является дистанция, на которой держатся люди при коммуникации. По ней можно многое сказать о характере и темпераменте этих людей, о том, как давно они знакомы и как относятся друг к другу. Изучением этого аспекта межличностного взаимодействия занимается специальная наука – проксемика. Сегодня мы подробно поговорим о том, что она собой представляет и какую информацию может предоставить.

Что такое проксемика?

Проксемика – это научная дисциплина, находящаяся на стыке социальной психологии и семиотики (науки о знаках, используемых для общения). В ней изучается то, как люди выбирают и как воспринимают дистанцию при взаимодействии друг с другом. Таким образом, предметом изучения дисциплины является всего один аспект невербального общения – расстояние между людьми. Но во многих случаях она может рассказать о собеседниках гораздо больше, чем содержание их вербального общения.

Дистанция между людьми, а также то, как она меняется в процессе общения, показывает многие особенности их отношений, такие как близость знакомства, уровень доброжелательности, наличие конфликта и прочее. Основным понятием проксемики является личное пространство – зона, которую человек бессознательно считает своей и старается сделать более комфортной для себя. Когда кто-то посторонний вторгается в эту зону, любой человек испытывает дискомфорт и пытается увеличить дистанцию.

Термин «проксемика» образован от английского слова proximity, которое переводится как «близость» или «приближенность». Его автором считается американский психолог Эдвард Холл, который показал в своих работах, что каждый индивид имеет своё личное пространство и бессознательно стремится сделать его комфортным для себя. В 1969 году он издал книгу «Молчаливый язык», в которой подробно описал, как люди используют и как воспринимают дистанцию при общении друг с другом.

Эдвард Холл дал следующее определение: проксемика – это форма невербального общения, которая проявляется в дистанции между людьми, а также в том, как эта дистанция меняется в процессе коммуникации. Исследователь высказал убеждённость, что все взаимные перемещения в процессе межличностного взаимодействия не случайны, а несут в себе важную информацию об отношении собеседников друг к другу. При этом восприятие личного пространства каждым человеком индивидуально и зависит от многих факторов, таких как воспитание, характер, темперамент, культурные особенности и прочее.

Виды дистанций в общении

В упомянутой выше книге Эдвард Холл выделил 4 дистанции, которые мы воспринимаем по-разному. В зависимости от того, как мы относимся к собеседнику и насколько близки с ним, мы бессознательно выбираем, на каком расстоянии держаться при общении. Рассмотрим особенности каждой из дистанций (зон) подробнее.

Интимная

Интимная дистанция – это пространство, в которое мы согласны пускать только самых близких людей. Это могут быть возлюбленные, дети и родители, иногда также близкие родственники и друзья. Обычно это расстояние до 45 сантиметров, но у некоторых людей оно может достигать 60, у других же – ограничиваться 25 сантиметрами. Если в интимную зону случайно или намеренно вторгается кто-то посторонний, у человека возникает дискомфорт и стремление отдалиться от него.

Считается, что интимная зона шире у тех, кто вырос в деревне, поскольку им не приходится ездить в метро и стоять в очередях. То же самое свойственно людям, испытывающим проблемы с социализацией. Они не любят, когда рядом находится кто-то посторонний, поэтому испытывают дискомфорт в публичных местах, где привычная межличностная дистанция неизбежно нарушается. Обычно такие люди стараются расширить личное пространство, раскладывая вокруг себя вещи и стараясь занять такие места, в которых к ним сложнее приблизиться (например, в углу).

Агрессивные люди часто используют вторжение в чужую интимную зону как инструмент давления. Стремясь добиться своего, они нависают над человеком, размахивают руками или внезапно приближаются. Сами они, возможно, даже не осознают этого, но таким способом они причиняют дискомфорт собеседнику, вынуждая того скорее согласиться на поставленные условия, лишь бы прекратилось давление.

Личная

Личной дистанцией или зоной называется пространство, в которое мы готовы пускать тех, к кому относимся положительно. Обычно речь идёт о расстоянии от 50 сантиметров до 1,2 метра. Как правило, на таком расстоянии мы общаемся с приятелями, знакомыми, коллегами, деловыми партнёрами и другими людьми, которых хорошо знаем и от которых не чувствуем угрозы.

Радиус личной зоны у разных людей также может отличаться. Он зависит от характера, темперамента, воспитания и прочих факторов. К примеру, сангвиники и холерики обычно машинально стремятся сократить дистанцию, в то время как флегматики и меланхолики стараются отдалиться. Иногда это можно заметить со стороны, наблюдая, как люди общаются на улице. Один из них может делать небольшие шаги навстречу другому, а второй – машинально отступать от него. Это не значит, что первый неприятен второму, просто у них разные личные дистанции.

Социальная

Социальной дистанцией называется расстояние, которое мы выбираем для делового общения. Обычно оно составляет от 1,2 до 3,7 метра. Эта дистанция учитывается, в частности, при выборе размера и формы переговорных столов. Интересно, что во время переговоров за таким столом каждый участник воспринимает сегмент стола как свою личную зону, и вторжение в эту зону постороннего человека вызовет у него негативную реакцию.

Публичная

Публичной называется дистанция, подходящая для выступлений. Обычно это расстояние составляет от 3,5 до 7,5 метра, но может быть и больше. Особенность публичной дистанции заключается в том, что она подразумевает одностороннее взаимодействие. Она не подходит для диалогов, вместо этого один человек выступает, а остальные его слушают (при этом они могут задавать вопросы). Такое взаимодействие не предполагает личного знакомства между участниками, только выступающий обычно представляется.

Пространственное расположение

Проксемика изучает не только дистанцию между людьми и границы различных зон комфорта, но и взаимное расположение в пространстве. К примеру, при общении за столом, можно выделить 4 варианта взаимного положения собеседников:

  • Угловое. Люди сидят не друг напротив друга, а возле одного угла – так, что он находится между ними. Обычно так происходит личное общение между родственниками, друзьями, супругами и другими близкими людьми. Такое расположение удобно тем, что позволяет каждому участнику «регулировать» расстояние. Угол как бы разделяет пространство, создавая для каждого собеседника свою интимную зону и позволяя ему при желании слегка отодвинуться. В то же время такое взаимное расположение позволяет им использовать в общении язык жестов и прикосновений.
  • Деловое. Так называется расположение, при котором два человека находятся по одну сторону стола. Оно удобно для общения, обсуждения деловых вопросов и совместного изучения документов. Такое расположение используют деловые партнёры, доверяющие друг другу.
  • Конкурентно-оборонительное. Это классическое расположение, при котором собеседники сидят у противоположных сторон стола. Оно подходит для деловых и других переговоров, участникам которых нужно обсудить спорные вопросы и прийти к некому компромиссу.
  • Независимое. Это расположение, при котором люди специально садятся так, чтобы было очевидно, что они не взаимодействуют между собой. К примеру, такую позицию занимают незнакомцы, сидящие на одной лавочке в парке или за одним столом в общественной столовой. Также можно сказать, что независимо располагаются студенты на лекции, сидящие за одной партой (конечно, они могут переговариваться между собой, и всё же за парту они сели не с этой целью).

Личные зоны в разных культурах

Изучая различные аспекты пространственной коммуникации, Эдвард Холл учитывал и такой фактор как культура. Вот некоторые из его выводов, которые он отразил в книге «Молчаливый язык»:

  • европейцы и американцы разделяют помещения на зоны при помощи плинтусов и кантов, в то же время мебель расставляют вдоль стен и не используют для разделения пространства;
  • японцы значительно более чувствительны к нарушению личного пространства, чем европейцы;
  • китайцы и японцы любят помещения с раздвижными стенами, позволяющими регулировать пространство в зависимости от ситуации;
  • арабы нормально относятся к прикосновениям, считая это проявлением симпатии, тогда как японцы, наоборот, воспринимают прикосновения во время разговора как признак неуважения;
  • бразильцы при разговоре подходят совсем близко, чем вызывают чувство дискомфорта у европейских и американских собеседников;
  • дистанция личного общения у россиян чуть короче, чем у американцев и европейцев, но длиннее, чем у латиноамериканцев.

Заключение

Проксемика изучает такой аспект невербального общения, как взаимное расположение людей в пространстве. Она исследует такие детали как расстояние между собеседниками и то, как каждый из собеседников воспринимает и использует это расстояние. Кроме того, она рассматривает позы и взаимное расположение людей, а также их положение относительно находящихся рядом предметов (например, стола).

Проксемика – это молодая наука. Датой её появления можно считать 1969 год. Именно в этом году американский психолог Эдвард Холл, считающийся её основоположником, опубликовал свою книгу «Молчаливый язык», в которой описал основные положения новой науки о «пространственном общении».

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение “дистанционного показателя” в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В. Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что “в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника” В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде.

Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

6. Общение – устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. А.С. Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением.

.. Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска… недолжно быть в нашей жизни… Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред…” Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

педагогический общение личность

Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога

От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

  • взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;

  • наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;

  • ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;

  • отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;

  • использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;

  • единством делового и личностного общения;

  • включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:

  1. Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям — выражение общественных требований.

  2. Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.

  3. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

  4. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

  5. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

  6. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого — ученика, родителей, коллеги, — становиться на их точку зрения.

  7. Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя — важный показатель мастерства общения учителя.

  8. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

  9. Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

  10. Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.

Сознательное формирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.

В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.

Литература

  1. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология. Санкт-Петербург, 1999.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.

  3. Радугина А. А. Психология и педагогика. М., 2000.

  4. Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.

  5. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

  6. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

  7. Научный журнал. Вопросы психологии. М., 5-2000.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

по дисциплине – педагогика и психология высшей школы

«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

Подготовила:

студентка магистратуры,

заочной формы обучения

Черноцкая Е. С.

Проверила:

доцент, кандидат пед.наук

Косаревская Т.Е.

Витебск 2016

Размещено на Allbest.ru

По попопопопопопоВив

Лицом к лицу – расстояние в вербальном общении

7 минут

Язык жестов – это форма молчаливого общения, дополняющая слова. Психолог В этой статье Марсело Р. Себерио обсуждает это и его связь с различными типами дистанции во время общения лицом к лицу.

Последнее обновление: 25 декабря 2019 г.

Несмотря на то, что технологии ограничивают общение лицом к лицу, важно установить хорошие средства связи. Это потому, что язык жестов — великий молчаливый коммуникатор. На самом деле между строк написано больше. Кроме того, он завершает то, что вы говорите с помощью слов.

Невербальное общение играет решающую роль в передаче сообщения. Итак, какое расстояние является наиболее подходящим для установления эффективного общения?

Лицом к лицу – вселенная жестов

Вселенная жестов и движений является частью невербального общения. Это означает, что жест является базовой единицей этого типа языка. Кроме того, наиболее распространенным термином для его определения является язык тела. Это потому, что люди используют его для общения с любым человеком поблизости.

Жесты — выразительное движение психического содержания. То есть жестов — это мышечные движения, стремящиеся к разрядке . И они это получают, независимо от того, совершаются ли они добровольно и с намерением или непроизвольными продуктами бессознательной динамики.

Жест вообще имеет сложность, не поддающуюся точному измерению. Синергия почти незаметных микродвижений для сознательного восприятия такова, что чрезвычайно сложно сделать всестороннее и полное восприятие вселенной жестов.

Жесты лицом к лицу

Жесты в человеческом общении — это символические движения, которые выражают и демонстрируют что-то для расшифровки. То есть жесты являются целью для интерпретации. Каждый собеседник может кодировать жесты своего партнера по общению согласно своим убеждениям. Кроме того, в соответствии с их ценностями, личным значением, знанием друг друга и контекстом, в котором происходит их взаимодействие.

Однако жесты их лица, туловища и конечностей; использование пространства; и действия, с которыми двигается ваше тело, делают паравербальный язык спонтанным элементом для передачи сообщений . Это маргинальный ресурс, отодвинутый на второй план перед лицом вербального языка.

На самом деле многие поколения слушателей не только слушают, но и наблюдают за собеседником, пока тот слушает. Нужно видеть, как они говорят. Тем не менее, они редко осознают это. То есть люди не осознают, что им нужно общаться лицом к лицу. Это потому, что им нужно понимать свое сообщение во всех его измерениях. Обычно при общении люди говорят «я тебя слышу» вместо «я тебя вижу».

Расстояния между коммуникаторами

Жесты, выражения и тон речи, наряду с интонацией, ритмом и движениями между объемами — более или менее заметными телами — развиваются в ограниченном пространстве между коммуникаторами. Такое пространство является оптимальным расстоянием для установления связи между двумя и более людьми.

Hall (1966) отличает управление пространством. И также его движение по отношению к такой близости или относительной дистанции . Он классифицирует его по четырем типам расстояний.

Виды дистанции

  • Интимная дистанция. Это подразумевает дистанцию ​​эмоциональной близости. Это расстояние людей, у которых есть романтические отношения. Кроме того, это часть отца, который гладит сына по голове. Это также присутствует в отношениях ребенка и матери. Это подход, который позволяет собеседникам сливаться. В какой-то степени происходит нарушение границ личной территориальности. Это пространство предлагает им выразить себя эмоционально, например, обнять или погладить тело другого человека.
  • Личное расстояние. Это расстояние близости, но такое, при котором собеседники сохраняют свои личные границы. Они не потеряны и, по сути, четко определены. Таким образом, это дистанция межличностных отношений, молчаливо оговоренная между друзьями, семьей и коллегами. Это также расстояние между двумя людьми, у которых есть общая цель или интерес.
  • Социальная дистанция. На таком расстоянии нет физического контакта. Взгляд оказывается единственным преобладающим типом связи . Это не безличные отношения, но есть защитное пространство, а также дистанция от возможных вторжений или помех со стороны собеседника. Кроме того, это оптимальное расстояние в ситуациях переговоров и сделок купли-продажи. В общем, есть письменные столы, витрины, столы и предметы, навязывающие дистанцию ​​между коммуникаторами между собеседниками. Таким образом, в традиционных психиатрических консультациях классическая терапевтическая дистанция происходит через стол или белый халат.
  • Открытое расстояние. Это дистанция формальных взаимодействий. Никакой интимности и личной связи. Кроме того, нет никакой прямой зависимости. Например, это типичная дистанция лектора или профессора.

Примерно такое расстояние

В последних трех типах расстояний выше длина промежутка между собеседниками колеблется от 23 до 32 дюймов. Это не больше и не меньше ширины стандартной двери или некоторых коридоров.

Таким образом, архитектура определенным образом выражает образ жизни и взаимодействие людей. В дизайне дома так много всего в соответствии с особыми требованиями семьи. То же самое касается безличных проектов в строительстве. Как правило, межкомнатные двери менее широки, чем наружные.

Современные межкомнатные двери, а также прихожие имеют ширину примерно 26 дюймов, а входные — 32 дюйма. В том же духе постройки первой половины 20 века имеют более широкие внутренние двери, чем нынешние наружные французские двери.

Несмотря на то, что мы живем во времена безличных отношений, личные, социальные и публичные расстояния сократились. Но в первые десятилетия прошлого века была введена официальная квота на расстояние, даже несмотря на более тесное общение и больше знаний о соседях, друзьях и семье. Например, физический контакт был неприемлем, и люди ожидали формального обращения . Как и в случае с дверями, относительная дистанция тогда была намного больше, чем сегодня.

Относительное расстояние

Это расстояние зависит от социально-культурного контекста. Каждая культура навязывает тип пространства между коммуникаторами. Определенные контексты имеют более тесную социальную дистанцию, эквивалентную интимной дистанции других культур. Это часто приводит к недопониманию между людьми, принадлежащими к антагонистическим контекстам на уровне отношений. Тем более в тех случаях, когда физический контакт — единственный способ подчеркнуть что-то вербальное.

Лицом к лицу – пример относительной дистанции и социокультурного контекста

Этот пример Пола Вацлавика в 1976 году показывает такие различия. Речь идет о группе исследователей, изучавших явление в аэропорту Рио-де-Жанейро. В аэропорту была терраса с низкими перилами, и многие из них упали за последние годы. Эти несчастные случаи происходили только среди иностранцев, в основном европейцев.

Эта терраса была центром встреч для приемов и прощаний. Таким образом, исследователи обнаружили, что когда бразильцы разговаривали с европейцами, последние начинали отдаляться от первых. Это потому, что они пытались достичь подходящего места для своего конкретного взаимодействия . Как ни странно, личное пространство бразильца невелико, возможно, эквивалентно интимной дистанции европейцев.

Таким образом, когда европейцы начали пятиться назад, чтобы увеличить дистанцию, бразильцы в ответ двинулись к ним в поисках собственной социальной дистанции. Как следствие, многие европейцы упали с перил на первый этаж аэропорта.

Помимо дистанции взаимодействия, обусловленной чьей-либо культурой, существует также личная дистанция. Каждый человек ставит некоторые при установлении связи с другими. Например, стандартное расстояние в 32 дюйма позволяет человеку смотреть в лицо собеседнику. Кроме того, чтобы они могли наблюдать за остальными частями своего тела и жестами своим периферийным зрением.

Заключение

Наконец, жесты трудно освоить. То есть человек сознательно владеют тем, что хотят выразить вербальным языком , но жестами это невозможно.

Таким образом, вы должны осознавать свою метакоммуникацию и предпочтительную дистанцию. Особенно, когда есть сомнения по поводу значения, которое вы придаете жестам других. Это поможет вам стать лучшим коммуникатором.

Это может вас заинтересовать…

Проксемика 101: Понимание личного пространства в разных культурах

То, в каком положении вы стоите, когда разговариваете с кем-то, зависит от рефлексии и сильно зависит от вашей культуры.

Проксемика, разработанная антропологом Эдвардом Т. Холлом в 60-х годах, представляет собой исследование того, как мы используем пространство во время общения. Изображение: Кристина Готтарди, через Unsplash

Авторы: Роджер Кройц и Ричард Робертс

Это происходит настолько естественно, что большинство людей даже не задумываются об этом, но расстояние, которое они поддерживают друг от друга, не случайно. Это во многом зависит от того, откуда вы и с кем разговариваете. Кроме того, эти расстояния варьируются от культуры к культуре. Если вы встретите знакомую на улице и остановитесь, чтобы спросить ее, как продвигается ее новая работа, вы бессознательно решите стоять на расстоянии от нее, обусловленном культурными особенностями. Для американцев было бы довольно смущающим вести этот разговор на тротуаре, когда ваши тела разделяют всего дюйм или два. С другой стороны, было бы странно стоять на расстоянии нескольких метров, повышая голос так, чтобы собеседник мог вас услышать. В первом случае ваша подруга может немного попятиться, а во втором она может счесть необходимым приблизиться к вам.

Эта статья адаптирована из книги Кройца и Робертса «Преодоление: удовольствия и опасности межкультурного общения». можно определить как сохранение личного пространства в зависимости от культуры человека. Термин был придуман Эдвардом Холлом в 1966 году и является лишь одним из аспектов невербальной коммуникации. Холл опросил большое количество людей со всего мира, чтобы выяснить, существует ли какая-либо закономерность в личной дистанции. Например, может быть так, что это просто личная идиосинкразия, индивидуальная разница, которая варьируется от человека к человеку. Поклонники американской телепрограммы «Сайнфелд», возможно, помнят эпизод, в котором новый бойфренд Элейн, которого играет судья Рейнхольд, показан как «разговорчивый». Часть юмора эпизода вращалась вокруг того, как это смущало других персонажей, кульминацией чего стало то, что Крамер упал навзничь, когда он отошел от словесного нападения близкого собеседника. Однако Холл обнаружил большую последовательность в отношении личного пространства. Фактически, он даже получил точные измерения размеров зон, окружающих тело человека. Мы обойдемся без точных цифр, но считаем важным обобщить четыре основные зоны личного пространства Холла.

Ближайшая из этих зон называется интимной дистанцией , которая включает пространство от телесного контакта, такого как объятия, до расстояния, которое потребуется, чтобы прошептать доверенному лицу. Очень немногие из наших публичных взаимодействий происходят на близком расстоянии. Даже рукопожатия, предполагающие физический контакт, как правило, не происходят на близком расстоянии: вместо этого две приветствующие стороны стоят в стороне, вытягивая руки наружу, чтобы пожать друг другу руки.

В Токио, Сеуле, Рио-де-Жанейро и других городах в метро есть специальные вагоны, которыми могут пользоваться только женщины во избежание нарушения их личного или интимного пространства мужчинами.

Вторая зона, выходящая за пределы интимной дистанции, называется личной дистанцией . Это зона, в которой люди взаимодействуют с членами семьи или хорошими друзьями. Конечно, бывают случаи, когда личное пространство или даже интимное пространство нарушают посторонние люди. Это может произойти, например, в переполненном лифте. Однако дискомфорт, который испытывают люди, скорее всего, будет преходящим, поскольку большинство поездок на лифте длятся всего пару минут. Переполненный вагон метро – другое дело. В этом случае нежелательная близость может продолжаться в течение значительного времени, сопровождаясь физическими толчками при движении поезда и при входе и выходе людей из вагона. Люди часто борются с нарушением своего пространства, психологически удаляясь от ситуации, например, закрывая глаза или слушая музыку через наушники. В Токио, Сеуле, Рио-де-Жанейро и других городах в метро есть специальные вагоны, которыми разрешено пользоваться только женщинам во избежание нарушения их личного или интимного пространства мужчинами.

Когда дело доходит до взаимодействия со знакомыми, мы теперь вошли в третью зону, удаляющуюся от личной дистанции, которая называется социальная дистанция . Если вы разговариваете с коллегой по работе, вполне вероятно, что вы соблюдаете социальную дистанцию. На самом деле, если двое ваших коллег по работе ведут тайный роман, они могут неосознанно изменить свое личное пространство с социальной дистанции на более интимную. Чего они могут не осознавать, так это того, что они транслируют сигнал и другим.

Наконец, есть публичная дистанция , которая является дистанцией, используемой в публичных выступлениях. Люди вносят ряд бессознательных изменений в свое поведение, выступая на публичном расстоянии. Например, они обычно говорят громче и могут менять положение тела, чтобы проецировать свой голос так, чтобы он разносился дальше. И, как это часто бывает, мы действительно осознаем эти изменения только тогда, когда они создают проблему.

На Ближнем Востоке социальная дистанция ближе, чем в Соединенных Штатах, поэтому, когда вы отступаете, ваш собеседник может попытаться снова сократить разрыв.

Вы, вероятно, не удивитесь, узнав, что личное пространство зависит от культуры. В Саудовской Аравии, например, если незнакомец подойдет к вам, чтобы поговорить, вы можете неосознанно пятиться назад (как в случае с Крамером и близким собеседником). На Ближнем Востоке социальная дистанция ближе, чем в Соединенных Штатах, поэтому, когда вы отступаете, ваш собеседник может попытаться снова сократить разрыв. Легко представить себе неловкий танец на тротуаре, когда одна сторона отступает, а другая наступает по мере развития разговора.

Дело в том, что то, как вы стоите, когда разговариваете с кем-то, является рефлексивным. Хотя вы, конечно, не измеряете расстояние физически, вы вычисляете его мысленно. Когда возникает несоответствие между тем, что, по вашему мнению, должно быть расстоянием, и тем, что это расстояние есть, вы должны сделать атрибуцию. Почему этот человек стоит так близко? Теория Холла о личном пространстве может помочь ответить на этот вопрос. Иногда человек стоит слишком близко, потому что это типично для его культуры. Иногда человек стоит слишком близко, потому что он действительно напорист или агрессивен. Межкультурное недопонимание возникает, когда вы делаете неправильную атрибуцию. Например, вы можете решить, что кто-то настойчив (личная атрибуция), вместо того чтобы понять, что их представление о социальной дистанции может быть другим (ситуационная атрибуция).

В Монголии, когда два человека непреднамеренно толкают друг друга (например, пинают чью-то ногу под столом), они должны немедленно пожать друг другу руки, что в некотором смысле восстанавливает правильную личную дистанцию. Но когда кто-то сталкивается с вами на людном тротуаре в Улан-Баторе, следует ли вам пожать ему руку или покрепче сжать сумку? К сожалению, теория Холла вам здесь не поможет.

Важно не недооценивать и не переоценивать влияние культурных факторов. Если повезет, знание проксемики и различных культурных взглядов на личное пространство может помешать вам сделать шаг назад, когда кто-то в буквальном смысле подходит слишком близко, чтобы чувствовать себя комфортно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts